Страницы Интернета сегодня пестрят "ловцами снов" всевозможных форм и видов. К ним, как правило, прикрепляют легенду лакота, о том, как бабушка-паучиха открыла одному, всенепременно "старому шаману", тайну "ловца". Далее следует "мастер-класс" по изготовлению и советы- какими перышками украсить сей "ловец снов" . Чаще всего советуют перья совы, ведь,как утверждается, сова была "символом мудрости у индейцев". Как мило, неправда ли? Что ж, коль вы связываете "ловец снов" с легендой лакота, представьте себе ваш "магический амулет" украшенный траурными ленточками. Да, да-траурными ленточками, ведь сова у лакота считается предвестником смерти.


Уверен, многие считают, что быть "ковбоем" – круто, а "ранчо" – это миленькое романтическое местечко, служащее фоном для любовных историй и приключений. А вот "пастух" – это нечто ругательное, не говоря уже о "ферме". Может быть, проблемы сельского хозяйства в нашей стране заключаются в том, что вокруг него не создано такое количество мифов? И может, пока не поздно, назвать всех пастухов ковбоями, а оставшиеся фермы переименовать в ранчо на западный манер? А может, хотя бы на этом примере, просто задуматься, насколько западная пропаганда влияет на наш здравый смысл?


Сейчас очень часто можно увидеть различного рода приглашения принять участие в проведении "индейской церемонии инипи" или "темаскаля". Начиная от всевозможных "дикозападных шоу" и заканчивая ищущими просветление всенепременно шаманов. Этакое веяние западной моды. Помимо того, что это явное осквернение священных церемоний  коренных народов Америки, так это еще и опасно для жизни. В 2012 году во время проведения "церемонии инипи" в курортном лагере "Долина ангелов", близ ранчо Джона Маккейна, штат Аризона, после двух часов "общения с духами" 21 человеку стало плохо. Их доставили в больницу, где 3 из них скончались.


Довольно часто приходится сталкиваться с таким понятием как "культура Дикого Запада". Давайте рассмотрим, что есть "культура" и что же такое "Дикий Запад". Итак,культура- (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни. В более узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.

Дикий Запад (англ. Wild West) или Американский Старый Запад (англ. American Old West) — название области, изначально включавшую зону освоения — Фронтир (англ. Frontier), расположенную на территории современных штатов Северная Дакота, Южная Дакота, Монтана, Вайоминг, Колорадо, Канзас, Небраска, Оклахома и Техас, которая постепенно расширялась и перемещалась на запад вплоть до Тихоокеанского побережья, в исторический период между Гражданской войной в США и 1890 годом.

А теперь давайте посмотрим на "культурные" реалии так называемого "Дикого Запада" : религиозные фанатики, кольты, захватнические войны, геноцид коренного населения, резервации, уничтожение бизонов, алчные дельцы, расизм, виски, проститутки, охотники за головами и за скальпами, ограбления поездов, золотая лихорадка и т.д. Однако, писатели-авантюристы, зачастую даже не бывавшие на Западе, прощелыга Баффало Билл и голливудские вестерны слепили из всего этого дерьма конфетки: о "добропорядочных фермерах" страдавших от "кровожадных", а порою и "благородных", но все же "дикарей","просветителях-миссионерах","отважных пионерах-первопроходцах","героях-ковбоях","успешных бизнесменов" , сколотив состояние на продаже всему миру подобной "конфетной" продукции, удовлетворяя потребности потребителя в мифах .


"Субботним вечером рыбак-эскимос приезжал в город. С ним всегда было две собаки: одна белая, а другая черная . И каждый субботний вечер жители этого небольшого городка собирались на главной площади,чтобы посмотреть на бой двух собак и сделать на них ставки. Никто не знал какая собака победит в этот раз. В одну субботу побеждал белый пес, а в следующую-черный и только эскимос всегда оставался в выигрыше. Друзья рыбака как- то поинтересовались, почему тот всегда побеждает?Эскимос ответил им:

-Одного пса я оставляю голодным,а другого подкармливаю. Побеждает тот,кого я кормлю".

Эта история о двух собаках наглядно показывает , как внутри каждого рожденного человека идет борьба за господство над нами. В нас борются две природы и побеждает та из них,которую мы кормим". Билли Грэм, евангелист-христианин,«Дух Святой: Активация Божьей силы в вашей жизни " 1978 год.

В 1997 году, в книге Элиот Розен и Эллен Берстин "Испытания Души:до рождения, в течении жизни, после смерти", появилась история о старом индейце-чероки, который рассказывал притчу своему внуку, о борьбе внутри него двух собак(впоследствии ставших волками)- доброй и злой.

Затем эта история нашла свое продолжение в фильме"Пропавшие" 2003 года и в фильме "Следопыт" 2007 года.

А теперь посмотрите, сколько людей в Интернете носится с этой историей, выдавая ее за индейскую легенду.


"Вековая мудрость индейцев легко и непринужденно нашла свое место в системе Таро с помощью создателей неповторимой колоды Таро". Вот так легко и непринужденно, с подачи все тех же нью-эйджеров, на картах появились "маги Кокопелли", "божественные лжецы" и прочие веселые картинки-"арканы", смешавшие в одной колоде "знания" арапахо, шайеннов, команчей, хопи и т.д. Это выглядит так, как если бы смешать воедино культуру японцев, китайцев, французов и якутов, заявив, что она у них общая. Популярная колода от Кэрол Бриджес призвана "уважать и поддерживать собственную женскую природу и силы Матери-Земли". Но с таким же успехом "уважать Мать-Землю" можно и набором сверл, главное – убедить покупателя, что 0,3 – это мудрость, а 0,05 – это щедрость. Запомните: историческая родина карт Таро – Италия и к культуре коренных американцев они имеют такое же отношение, как и бегемот к балету. И если на заборе написать слово "мир", то за забором как лежали дрова, так и будут лежать и духом пацифизма вряд ли пропитаются.


Слово «табак» происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом «tobaco» местные жители называли большие скрученные листья, предназначенные для церемониального курения. Обвинять индейцев в том, что они «подарили» миру табак равносильно оправданию укравшего и обвинению в краже самого владельца украденной вещи. О курении говорится еще в письменных китайских источниках и в трудах Геродота, хотя определенно не указывается, был ли это табак. Спутник Колумба, Роберт Пэйн, заинтересовался табаком, и в 1497 году во время второго путешествия к берегам Америки написал целый отчет об этом растении и его использовании. А капитан одного из судов эскадры Колумба, Родриго де Херес, не только рискнул попробовать то, что курили индейцы, но и захватил листья табака с собой. Так в Испании и Португалии появились первые плантации табака. Естественно, для проведения тех или иных обрядов его не выращивали – единственной целью его распространения был бизнес и обогащение, отчего и был создан миф о его якобы полезных свойствах. Табачная продукция стала быстро распространяться по Европе. Франция. Ирландия. Англия. Вот как раз английские купцы и стали завозить первую табачную продукцию в Россию еще во времена Ивана Грозного. И заметьте, на сегодняшний день Англия все еще входит в число мировых лидеров по производству табачной продукции. Если учесть тот факт, что многие племена курили не чистый табак, а табак, смешанный, например с ивовой корой, и сопоставить эту смесь с химическим наполнением современной сигареты, а также обратить внимание на ту гигантскую прибыль, которую приносит табачная продукция всевозможным компаниям, станет понятно, кому выгодно переводить все стрелки на индейцев. Сами же индейцы говорят по этому поводу: «Вы проявили неуважение к нашему священному растению, которое мы используем для совершения религиозных практик и вы получили то заболевание, которое называется «табакокурением». Не позволяйте манипулировать вашим разумом, думайте и помните: Минздрав предупреждает: курение – это яд!


Старейшины майя никогда не утверждали, что 21 декабря 2012 года заканчивается их календарь. Новое "Солнце" представляет собой начало нового Долгого Круга отсчета в календарной системе, рассчитанной примерно на 5 200 лет. Но разве кому-то было дело до реальных старейшин майя, когда фильм Роланда Эммериха "2012" уже пугал масштабами катастрофы? СМИ что ни день вспоминали о "зловещих предсказаниях майя". Ученые вели споры. Магазины успешно торговали всем, что необходимо для спасения – от зеленки до очистителя воды с солнечной батареей. "Маги", "колдуны" и прочие "шаманы", которых, по всей видимости, в одной только Москве сейчас гораздо больше, нежели чем всех вместе взятых настоящих шаманов Сибири, в унисон пели о грядущей катастрофе, ссылаясь на все тех же майя. Толпы туристов хлынули в Мексику. Однако, расстроенные тем, что ничего не произошло, они забрались на одну из каменных пирамид - что делать категорически запрещено, в результате храму был нанесен непоправимый ущерб. По словам одного из смотрителей городища Тикаль, восстановить поврежденные участки невозможно. Апокалипсис не случился. Все облегченно вздохнули и начали придумывать шутки о том, что не стоит доверять не только женщинам, но и индейцам-майя. А теперь подумайте, кто зарабатывает на апокалиптической волне и причем здесь майя, когда не хватает здравомыслия.


Если вы считаете, что джип "Чероки" назван в честь индейцев чероки и они должны быть благодарны за это, то представьте себе, сколько в эту "честь" летит проклятий и мата, когда автомобиль попросту не заводится, и какое бы чувство возникало у вас , если бы ваш народ ассоциировали всего лишь с внедорожником, на котором можно "круто гонять".


О, Америка, неутихающие диспуты и споры на тему "Кто открыл Америку" кружат и роятся словно мухи тут и там, будоража умы ученых мужей и ожидающих сенсаций ротозеев. Викинги, китайцы, испанцы, сколько было и сколько еще будет претендентов на ключевое слово "открыл". Для кого-то мои слова возможно будут сенсацией, у кого-то они могут вызвать недоумение или даже приступ смеха, но континент, который впоследствии стал именоваться Америкой, открыли те народы, которых потом назовут индейцами; именно они были первыми жителями этого континента и стали жить там задолго до викингов, до китайцев, до испанцев и прочих "открывателей". Умерьте свой пыл наконец и признайте эту простую истину. И подумайте лучше над тем, кто из Америки сделал АмериКККу (ККК-аббревиатура Ку-Кус-Клана).


В литературе, с подачи западных авторов, давно устоялся ряд неприемлемых терминов по отношению к коренным народам Америки, таких как "дикари", "кровожадные убийцы", "краснокожие" и так далее. Я уже не говорю о продолжающей процветать «доктрине открытия». Обратной стороной той же медали, в данном случае, являются такие же стереотипные определения как "благородные", "отважные воины", "возвышенно-одухотворенные" и тому подобные гламурные эпитеты. Когда колонизаторы нуждались в помощи индейцев-союзников, они считали их "храбрыми и благородными дикарями". Когда же эти "благородные дикари" вставали на пути белого человека, угрожая его планам, они тут же переходили в разряд "животных и кровожадных ренегатов". Это две стороны одной медали, не позволяющие увидеть в индейцах обычных людей, которым было свойственно совершать разные поступки: от трусости и предательства до героического самопожертвования. Помимо этого, существует и такой факт, как подмена понятий. Например, когда вооруженные индейцы одерживали сокрушительную победу над вооруженными ополченцами, добровольцами или солдатами – это тут же входило в историю как «резня». Когда же американская солдатня вырезала безоружных женщин и детей – это объявляли победой в "сражении" и очень часто за подобную «победу» награждали высшими наградами США – медалями Чести. Помимо этого примера существует и другой, не менее отвратительный вариант подмены понятий. Как было сказано выше – индейцам, как и любым другим представителям народов того времени, были свойственны все человеческие качества. Чтобы доказать тот факт, что индейцы были отнюдь не гуманны к своим врагам, некоторые мнящие себя «специалистами» в данных вопросах начинают с маниакальным упоением описывать то, что сделал тот или иной «герой» с невинным поселенцем и членами его семьи. При этом делая упор на то, что это «обратная сторона одной медали». Да, несомненно, это случалось и подобный «героизм» никто не оправдывает. Однако, невольно встает вопрос – что делал этот «невинный поселенец» на индейской земле? Искал свое счастье? Хотел лучшей доли? Возможно. Но он искал ее не в своем огороде, и даже не в огороде своего соседа, а на другом континенте, где жили люди. Америка была населена сотнями народов – она не являлась пустынным континентом. Это была бы обратная сторона одной медали, если бы индейские племена в ответ на нападение со стороны евро-американцев отправлялись рейдом в Европу и грабили бы и убивали жителей Лондона, Парижа или Мадрида. Но они оставались на своей земле и защищали свой образ жизни, свои охотничьи угодья, свой народ, свои семьи. Да, были представители некоторых народов, которые побывали в Европе – в качестве «королей» (шутов), в качестве «подарков» (рабов), в качестве «экспонатов» (в зоопарке). Колониальная политика хищника выражается ведь не только в кровавых захватах территорий других народов, но и в обладании разумом, в стремлении оправдать и узаконить «право сильнейшего».


 Некоторые утверждают, что у  индейцев Северной Америки, в частности лакота, нет понятия и термина "история", как такового, ссылаясь при этом на поговорку "народ без истории, что трава на ветру" (которая на самом деле звучит как "народ без истории словно бизонья трава на ветру" (A people without history is like wind on the buffalo grass), вполне вероятно, что впервые она была записана Мэри Сандоз, как введение в "Пиктографическую историю оглала-сиу" ). Мне хочется напомнить о том, что же такое история. "История" - слово греческое, в латинской транскрипции пишется как historia, дословно означает "повествование, рассказ прошлых лет", или же  "повествование о том, что узнано". Теперь обратимся к языку лакота. Ehanni woyakapy - история, рассказ прошлых дней, легенда; ehanni woyakapy wounspe - история, как научная дисциплина; waniyetu iyawa - племенной историк. Думается этого достаточно. Сравнение "перечня зим" (waniyetu wawapi -зимние записи либо bekta yawapi - обратный отсчет) с летописями крайне не верно, поскольку записи делались зимой, когда люди имели больше свободного времени нежели чем летом, когда первостепенное значение играли охота, собирательство и запас пищи;  хотя, можно конечно сослаться на то, что "лето" это год, но тем не менее, «перечень зим» носил мнемонический характер. Поэтому,  если брать в расчет лишь сам термин "история", то, несомненно, ни у индейцев, ни у каких других народов, кроме как у греков,  истории не было и нет.


Бешеный Конь, отважный воин, военный лидер, человек, ставший легендой. До сих пор не утихают бессмысленные споры о том, был ли он преднамеренно убит или же сам напоролся на штык, пытаясь вернуть себе свободу при попытке его ареста в форте Робинсон. С юридической точки зрения убийство всегда остается убийством, будь оно преднамеренным или непреднамеренным. И как факт – это было убийство. Доморощенные распиаренные «специалисты» с пеной у рта готовы доказывать «бездарность» Бешеного Коня, ставя под сомнения его качества как лидера. Порочить героев – удел низких людишек, которые в своей жизни даже не нюхали порох. «Побеждая героев» в своих фантазиях, они пытаются возвысить себя, избавиться от комплекса неполноценности. Такие были и будут всегда; имя им – легион.

Бешеный Конь не был единственным лидером лакота, он был одним из лакота, на которого смотрели кто со страхом, кто с презрением, кто с уважением, кто с надеждой. И все потому, что он олицетворял собой традиционный путь лакота, в ком жила несокрушимая любовь к свободе и неукротимая ярость к врагам. Поэтому и сегодня никто иной, как Бешеный Конь, является примером для индейцев-традиционалистов наряду с другими индейскими лидерами, которые сражались с европейцами, отстаивая свой образ жизни, свое право на жизнь. Были, конечно, и другие лидеры, например, Красное Облако, избравшие другой путь – путь дипломатии, осознавая, что к прежнему образу жизни уже не вернуться. В этом была их слабость и сила. Но политик всегда остается политиком, духовный лидер – духовным лидером, а воин – воином и каждый хорош на своем поприще.

Они смогли заполучить его тело, но не смогли сломить его дух; Бешеный Конь ушел, как подобает воину – с оружием в руках. А вместе с ним ушла надежда на возвращение к традиционному образу жизни, которую затем пытался оживить Вовока, и которая была окончательно уничтожена в бойне на Вундед-Ни.

 

 Некогда Кэролайн Марр, антрополог и фотограф, работавший среди таких племен как чехалис, суквомиш, тулалип и мака, Вашингтон,  заявил, что индейцы не желают фотографироваться лишь потому, что их по их верованиям фотограф может «украсть душу».  Так родился очередной стереотип, подчеркивающий  «неполноценность» коренных американцев. Чтобы развеять этот стереотип, достаточно посмотреть на то, сколько тысяч старых черно-белых фотографий сохранилось на сегодняшний день. Тем более, что представления о душе и о духе у разных народов трактовалось по разному, да и среди самих коренных американцев было немало превосходных фотографов начала 20-го века, как пример тому - Ричард Троссел, индеец из племени кри. Да, несомненно, некоторые индейские лидеры, такие как  Бешеный Конь или Кочис не выставляли себя под объективы фотокамер. Но, разве среди ваших знакомых нет тех, кто не любит фотографироваться? И как говорят сами коренные американцы — фотографы крайне назойливые люди. Тем не менее, этот стереотип и по сегодняшний день, весьма успешно продаваем.

 

 Приходится наблюдать много споров, имел ли место геноцид индейцев. На волне антиамериканского настроения, можно сказать, очередного витка «холодной войны» между «горячими корпорационными парнями» всплывает «патриотическая» идея установить памятник «павшему индейцу». Все это напоминает совдеповские времена использования Леонарда Пелтиера в качестве подходящей жертвы загнивающего западного режима, когда важно «что», но не важен «кто». «Установим, чтоб знали». Ок, а как же мнение самих индейцев? Каких индейцев? А зачем нам их мнение? Вот примерно такие ответы были получены на эти простые вопросы. 

Вслед за этим поднимается волна ударов в грудь под девизом «тля буду, геноцида быстъ не бывало, я в книжках прочитал, а Кастер индейцев любил». Ок, а как же мнение самих индейцев? Каких ещё индейцев? А зачем нам их мнение? Смешно? Нет, грустно, поскольку самое важное и главное опять же «что», а не «кто»....