Из Югры в Калифорнию

Штат Калифорния – один из самых густонаселенных штатов США, расположен на берегу Тихого океана, поэтому и климат там соответствующий – средиземноморский, с дождливой зимой и сухим летом. В штате проживает, шутка ли, более 38 млн человек, и часть из них — коренное население Америки – индейцы.

 

«Знакомиться» в Калифорнию выехала делегация из Югры, включающая в себя представителей народов ханты, манси, а также общественников. Среди них был и председатель Общественной палаты Югры Виктор Заболотский.

«Нас пригласили в Сан Бернардино, — делится он впечатлениями, — там находится Калифорнийский университет — крупнейший в США. В университете обучается более 450 тысяч человек и многие из них – иностранцы. Для студентов созданы все условия: общежития, тренажерные залы, для приезжих — курсы английского языка. Отношения между преподавателями и студентами очень дружеские, порой не понимаешь, кто учитель, а кто ученик. А на территории университета чувствуется настоящая свобода: территория чистая, газоны подстрижены – большинство студентов сидит прямо на траве, все с компьютерами, проблем с wi-fi нигде нет. Профессорский состав очень сильный, большинство студентов трудоустраиваются еще во время обучения. Условия созданы идеальные, и это несмотря на довольно низкие для США цены за обучение».

Делегации из Югры была представлена возможность изучить взаимоотношения органов власти США и коренных жителей – индейцев. Индейцы в американском обществе составляют 0,9 % населения. В США зарегистрированы 564 индейских племени и 563 резервации.

В период колонизации индейцы пережили настоящий геноцид – за их скальпы были объявлены награды, их насильно переселяли, обещая неприкасаемость резерваций, и приходили снова, чтобы грабить и уничтожать. В результате колонизации, некоторые племена исчезли, некоторые были лишены корней, утратили язык, навыки к выживанию. Официальные извинения власти США принесли только в 2010 году.

«Ситуация там, если сравнивать с нашей, – плачевная, — рассказывает Виктор Заболотский. — Несмотря на дотации правительства, особый статус коренных американцев и усилия общественных организаций и вождей ряда племён по улучшению жизни индейцев, социальные проблемы в индейских резервациях масштабнее, чем в американском обществе в целом. В резервациях широко распространены алкоголизм, безработица, необразованность, болезни, нищета. Многие утратили язык, ремесленные умения, и, порой, просто сидят на дотациях и спиваются».

Основным источником дохода калифорнийских индейцев сегодня является игорный бизнес. Благо, и до Лас-Вегаса рукой подать, и свои игорные заведения они могут обустраивать.

«Мы были и в бедном, и в богатом племени, — продолжает председатель ОП Югры. – Как получилось такое расслоение? Власти США предложили племенам избрать Совет, чтобы решать проблемы не лично каждого, а разговаривать именно с Советом. К сожалению, видимо в некоторых племенах в Совет вошли не совсем честные люди. Поэтому деньги задерживались в их карманах. Самые богатые племена – те, которые смогли получить разрешение на ведение игорного бизнеса. Бедные племена — в полнейшем упадке».

Резервации изначально учреждались на неплодородных землях. Многие индейцы из-за крайней нужды были вынуждены впоследствии распродать значительную часть земель по очень низкой цене. Некоторые племена были поселены рядом, у них часто возникала проблема языкового барьера — не зная наречий друг друга, они общались на английском, постепенно утрачивая собственную языковую культуру.

«Что касается демократии, то демократия – это у нас. Есть желание – мы идем голосовать, нет – мы не идем. У нас есть право выбора, и мы им пользуемся. Сомневаюсь, что коллегия выборщиков является олицетворением демократии. Нашим опытом работы интересовались мало, американцы были немало удивлены, что общество может контролировать и анализировать результаты деятельности власти, у них такое не практикуется».

Коренные американцы, как и коренные малочисленные народы Севера, могут получать высшее образование, пользуясь особыми льготами: они не платят за обучение и поступают в колледж или университет по специальной квоте. Но в целом уровень образования среди них остаётся низким — степень бакалавра, по некоторым данным, имеют не более 10 % жителей резерваций. Впрочем, есть среди индейцев и доктора наук, и они отмечают трудность ухода индейца из резервации, даже если он имеет такое желание: выбрав американский образ жизни, индеец теряет свою идентичность, веру, язык, лишается традиционного жизненного уклада, утрачивает принадлежность к народу предков, становится «одним из многих». В университетах культуру, традиции, обычаи и языки коренных народов почти не изучают.

«Потеря языка – это вымирание народа, — подчеркивает Виктор Заболотский. – И нам, изучая опыт других, необходимо не повторить этих ошибок. Поэтому в округе ведется масштабная работа по сохранению языка малочисленных народов. Так, нами предложено, наравне с мероприятиями ежегодного Славянского хода, проводить аналогичные мероприятия по сохранению культуры народов Севера»

Впрочем, в политике властей США и внутренних властей резервации есть опыт, которому стоит поучиться – речь о, так называемой, деалкоголизации. Индейцы осознают уничтожающее влияние алкоголя на своё будущее, и в Стране Хопи, например, действует «сухой закон», за нарушение которого наказывают вплоть до изгнания из резервации.

Несомненно, история должна строиться и на ярких личностях, которые могут послужить примером для своего народа. Таким примером для коренных малочисленных народов Севера стал Руслан Проводников, который в дни посещения делегацией США, проводил бой за чемпионский титул в калифорнийском городе Карсон. И, несмотря на то, что победа не заслуженно была присуждена американцу Тимоти Брэдли, Руслан смог вдохновить в тот день многих.

«Ты не выиграл бой, но ты завоевал миллионы сердец. Я хочу знать, откуда взялся этот парень, познакомиться с твоим народом», — Микки Рурк, американский киноактер.

 

КАТЕРИНА СОЛОВЬЕВА

 

Фото из личного архива Виктора Заболотского

Источник:http://ugranow.ru/?p=15764