Как рождалось Движение американских индейцев

"В Вундед-Ни мы победили целую армию спецслужб. Мы победим и сейчас" Рассел Минс.

 

Корни Движения американских индейцев(ДАИ) уходят в историю настолько глубоко, что невозможно даже определить, когда же оно появилось.

 В 1879 году Ричард Генри Пратт, бывший военный ставший педагогом, основал индейскую школу в Карлайл, Пенсельвания. Свои идеи воспитания он взрастил наблюдая за индейскими заключенными во Флориде. Именно там он осознал, что взрослых уже нельзя перевоспитать, но это можно сделать с их детьми. Он изымал детей у лакота и в резервации Пятнистого Хвоста в Южной Дакоте. Родители конечно не догадывались, что ожидает их детей, да и языковой барьер не позволил им понять, что же хотят от них на самом деле.

Воспитание в этих школах имело серьезные последствия для детей. Многие из них получили негативный жизненный опыт в Карлайлской индейской школе. Пратт был убежден: измени он внешность этих детей , измени их язык и он сотворит полноценного индейца для белого общества. Поэтому одежду из кожи, священные мешочки-все это сожгли, а длинные косы отрезали, запретив разговаривать детям на их родном языке. Пратт так же распорядился, чтобы каждому ребенку дали новое имя. Имена записали на доске и дети должны были выбрать себе новое имя из этого списка.

Индейские школы открывались по всей стране, всего насчитывалось 25 школ в 15 штатах. Все они создавались по военному образцу. Детей созывали свистками и горнами, контролируя каждый их шаг. Их обучали читать и писать, а так же некоторому ремеслу. Из детей выколачивали весь индейский общинный менталитет,прививая при этом эгоизм и амбициозность.

Ключом в перевоспитании стало разлучение с родителями. Индейские школы строили как можно дальше от резерваций,чтобы дети не могли контактировать с родными. Родители все же иногда навещали своих детей,но время для их свиданий было ничтожно малым. Так ломали индейские семьи. Некоторые дети быстро забывали прежний образ жизни, но не все, были и те, кто втайне старался сохранить индейские ценности и традиции, а некоторые открыто сопротивлялись и совершали побеги,за что и оказывались в одиночных камерах,которые находились в школах.

Эпическая поэмы Генри Уодсворта Лонгфелло "Песнь о Гайавате", стала очень популярна в конце 1800-х годов. Поэма в стихах описывала индейскую историю, стараясь отразить ее ценности и детям в школе позволили создавать театральные кружки. Это дало им возможность вновь одеть традиционные костюмы, танцевать и прикоснуться к той истории, которая была приемлема для них. Так проходил процесс ассимиляции.

Выездные системы давали индейским подросткам шанс оставить школу и жить в белых семьях. Но белые относились к ним как к слугам, а на рынке труда в индейцах не нуждались. Оказавшись ненужными, они вновь возвращались в резервации. Пратт почувствовал себя обманутым теми учениками, которые "опять завернулись в свои одеяла", посчитав, что его труд не ценят, он просто возненавидел индейских детей.

Те, кто вернулся в резервацию, быстро поняли, что и там они стали чужими. Они утратили свой родной язык и связь со своим народом, они жили в мире теней, чувствуя себя чужими и среди белых, и среди индейцев. Так школы-интернаты сформировали запутавшихся в себе одиночек. Эти потерянные души нашли себя через ДАИ, сложившееся в 1960-х гг.

В 1928 году Луи Мериам возглавил комиссию по изучению условий жизни в резервациях. Правительство знало, что все было плохо, но им нужна была статистика. Доклад Мериама показал, что среди коренного населения самый высокий уровень детской смертности, самый высокий уровень самоубийств и алкоголизма, высокий уровень безработицы и самая короткая продолжительность жизни в США. Как итог проделанной работе, доклад содержал вывод, что само перевоспитание и затраты на перевоспитание были напрасны, но политика ассимиляции все же единственно верный курс. Пересмотреть политику по отношению к индейцам правительству США помешала Великая депрессия в 1929 году.

Франклин Делано Рузвельт попытался вернуться к ужасным условиям в резервациях, когда он назначил Джона Кольера комиссаром по делам индейцев в 1933 году. Кольер долгое время работал с навахо на юго-западе и был на хорошем счету. Закон Уилера-Говарда от 1934 года, он же "Индейский закон о реорганизации", более известный как "Индейский новый курс", предусматривал законодательные гарантии определённых прав индейцам, включая коренное население Аляски. В частности, закон отменял проведённую согласно Закону Дауэса приватизацию общих землевладений индейцев и возвращение к местному самоуправлению на племенной основе. Также закон восстановил за индейцами право на управление их собственностью (в основном земельной) и включал положения, направленные на создание здоровой экономической основы для существования индейских резерваций. Закон не отменил, но серьёзно ограничил практику передачи племенных земель в собственность отдельным членам племени, и снизил масштабы потерь племенных земель в результате их продажи лицам, не принадлежавшим к племени. Принятие данного закона было важнейшей инициативой для Джона Кольера. Возможно, наиболее важным аспектом было то, что акт признавал действительность племенных религий, духовности и суверенитета. Закон оказался успешным с точки зрения сохранения за племенами прав на земли, однако, гораздо менее успешным в плане обеспечения племенного самоуправления и основных проблем он не решил, так как его финансирование было крайне низким. Бюджетные ограничения сказались на медицине, ограниченный доступ к которой вызывал высокую смертность среди детей и непродолжительную жизнь среди взрослого населения. Внутри племен возникла конфронтация между традиционалистами, стоявшими за сохранение верований и обычаев и теми, кто жаждал перемен.

В 1945 году правительство сочло, что они могли бы наилучшим образом ассимилировать коренных жителей, применив политику "прекращения", то есть одностороннего прекращения действия специальных отношений между племенами и федеральным правительством. Прекращение означало, что правительство больше не станет признавать индейские племена или племенные правительства, а это, в свою очередь, означало, что племена теряли право на самоуправление. Бюро по делам индейцев было решено снять с федерального финансирования. Однако, осознав к каким последствиям приведет эта политика, решили ее отложить.

В докладе Мериам говорилось о том, что одной из важных причин бедственного положения в резервации была безработица и плохие земли, на которых расположены резервации. И правительство решило их закрыть, переселив при этом индейцев в город, чтобы там они смогли найти работу. Добровольцам предлагали оплатить билет в один конец и помощь в течении месяца, по прибытию , а так же обучение профессиональным навыкам и медицинское обслуживание. В качестве целевых городов были выбраны: Миннеаполис, Денвер, Лос-Анджелес и Сиэтл. В 1950 году 13,4% от общего числа коренных американцев уже проживали в городах, а к 1970 году эта цифра возросла до 44%. Многие из индейцев, которые добровольно покидали резервации, вскоре оказывались в городских трущобах , в нищете, страдающие от алкоголя и наркотической зависимости. Они чувствовали себя отстающими в быстро меняющейся городской среде, привыкшие к жизни в маленьких сплоченных общинах, эти индейцы не смогли приспособиться к большому городу,но смогли найти себя в ДАИ. Внутри ДАИ алкоголь и наркотики были строго запрещены.

Трое анишинаби, из бывших заключенных, в 1968 году основали Движение американских индейцев. Дэннис Бэнкс, Клайд Беллекурт и Джордж Митчелл сформировали ДАИ с целью решения проблемы полицейского произвола по отношению к коренным американцам в Миннеаполисе. Они считали, что изменить ситуацию могут только индейцы и не стоит ожидать чего-либо от правительства. Цели ДАИ заключались в самоопределении и международном признании своих договорных прав, путем мирных переговоров. Но,осознавая с чем им придется столкнуться, в целях самозащиты, члены ДАИ вынуждены были вооружаться. А это дало повод правительству США определить движение как террористическое и отказаться от ведения любых переговоров.

В 1969 году Вайн Делория написал свою первую книгу:" Кастер умер за ваши грехи" , а в 1971 году вышла книга Ди Брауна:" Похороните мое сердце в Вундед-Ни."Сделавшие много шуму и ставшие бестселлерами, эти две книги внесли свою лепту в дальнейший ход событий.

Объединенные индейцы всех племен заняли заброшенную тюрьму Алькатрас, где в течении 19 месяцев, с 1969 по 1971 год, держали оборону. Это был символический захват, ведь по закону федеральное правительство должно было вернуть индейцам неиспользуемые земли, но оно не торопилось выполнять свои обязанности. Алькатрас показал,насколько индейцы стали солидарны друг с другом и стал одновременно позором для американского правительства, которое поспешило обрезать электричество и остановить баржи, перевозившие людей в Алькатрас и из Алькатраса.

Ряды ДАИ росли с каждым днем. В 1970 они продолжили оккупацию федеральных объектов. Так, чтобы привлечь внимание правительства к необходимости образованию среди индейских детей, члены ДАИ заняли заброшенную военно-морскую авиабазу, вблизи Миннеаполиса (шт.Миннесота). В Висконсине, в резервации где проживали анишинаби, ДАИ заняли платину гидроэлектростанции, которая затопила большую часть индейских земель. Им удалось получить земельный грант, дотации и возможности развития бизнеса для жителей резервации. В День благодарения протестующие прошли по Плимут-Рок.

ДАИ было обществом воинов. Они хотели защитить и сохранить ценности своих народов проводя конфронтационную политику. В 1972 году Движение Американских Индейцев, вместе с восемью другими правозащитными индейскими группами, прошли маршем к Бюро по делам индейцев в Вашингтоне, получившим название" Тропа нарушенных договорах". Заняв здание Бюро, индейцы потребовали признания более 300 нарушенных договоров, заключенных правительством США с индейскими племенами. В Вашингтоне индейская делегация представила президенту Никсону список своих требований. Правительство пообещало рассмотреть все 20 пунктов и профинансировать дорогу обратно. На дорогу обратно деньги выделили, а вот про требования, выдвинутые индейцами, благополучно забыли.

В 1972 году Дик Уилсон был председателем совета племени. Он распоряжался индейскими средствами и тратил их не только на индейские нужды но и на себя, а так же на содержание собственной охраны, состоявшей из настоящих головорезов. Этот эскадрон смерти преследовал традиционалистов, которые хотели чтобы правительство как можно меньше принимало участие в индейских делах. Правительство США закрывало глаза на все его выходки, ведь Уилсон работал на них и стремился держать всю резервацию под контролем.

В 1973 году белые убили индейского юношу по имени Уэсли Плохое Бычье Сердце. Выдвинутые против убийц обвинения были просто смешными. Жители Пайн-Ридж, связавшись с лидерами ДАИ, провели акцию протеста в городке Кастер. Во время столкновения с полицией, мать Уэсли была арестован за нападение на сотрудника полиции. Ее судили и назначили наказание предусматривавшее от 3 до 5 лет лишения свободы.

Уилсон осудил ДАИ и запретил их деятельность в Пайн-Ридж.

В резервации накалялась напряженность между традиционалистами и прогрессивными сторонниками, страдавшими от нищеты, алкоголизма, болезней, безработицы и пренебрежения со стороны правительства. У них не было защиты от Уилсона и его головорезов, их обуял страх, ведь в любой момент в их дома могли ворваться эти бандиты и учинить над ними расправу. Люди были доведены до грани отчаяния.

Уилсон, пользуясь поддержкой правительства США, терроризировал жителей Пайн-Ридж, убивая при этом традиционалистов. Из-за участившихся перестрелок люди просто боялись покидать свои дома. Вместо того, чтобы остановить головорезов Уилсона и чинимое ими насилие, федералы отправили ему подкрепление. Находившиеся в резервации сотрудники ФБР не только не пытались остановить насилие, но и, по свидетельству очевидцев, в том числе бывших "головорезов", помогали им в сборе информации об активистах ДАИ и снабжали боеприпасами. 


Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/585299

 

Жители Пайн-Ридж, устав от коррупции в Бюро по делам индейцев и полиции, обратились к лидерам ДАИ. В феврале 1973 года члены Движения и около 200 активистов приняли участие в 71-дневной оккупации Вундед-Ни, где когда-то солдаты учинили расправу над Большой Ногой и его людьми в 1890 году. Они выбрали это место не случайно, оно стало символом стремления индейцев к независимости. Правительство, стянув войска, окружило Вундед-Ни, периодически обстреливая занявших его активистов. Головорезы Диксона захватили 12 человек, которые пытались пронести провизию осажденным, что с ними стало потом никто не знает, их судьба не известна до сих пор, они просто исчезли. ФБР провело ряд переговоров с индейскими лидерами и в конце концов стороны пришли к консенсусу, когда правительство пообещало провести расследование относительно жалоб ДАИ.

За время оккупации Вундед-Ни люди стали свидетелями одной свадьбы, рождения ребенка и гибели двух своих товарищей: Бадди Ламонта и Фрэнка Клируотера. Средства массовой информации преподносили это как современную игру в "ковбоев и индейцев", где парни из ФБР были хорошими, а индейцы плохими персонажами. Тем не менее, ДАИ заставило масс-медиа обратить свой взор на положение в резервации.

Ранчо Джампинг Булл – это три дома, стоящие к югу от шоссе №18 и в нескольких сотнях ярдов от проселочной дороги. Тремя милями западнее лежит Оглала, в 15-ти милях – граница резервации Пайн-Ридж. В июне 1975 года здесь был разбит палаточный лагерь, в котором жили люди, присутствовавшие на процессе Денниса Бэнкса в городе Кастер, Южная Дакота.

23 июня Роберт Денсмор и Джерри Шварцинг, сыновья двух белых «ранчеро», заявили, будто бы после пьяной вечеринки у них украли их ковбойские бутсы. Были выданы ордера на арест 4-х парней из Оглалы, в том числе и Джимми Игла.

26 июня, согласно нескольким свидетельствам, агенты ФБР Джек Коулер – 28 лет, из Лос-Анджелеса, Калифорния, и Рональд Уильямс – тоже 28-ми лет и тоже из Лос-Анджелеса, - появились возле ранчо Джампинг Булл. Они якобы получили информацию, что Игл находится здесь.

Агенты заметили некий грузовик, быстро удалявшийся по соседней дороге и пустились за ним в погоню,вторгшись на территорию ранчо. Находившиеся там люди решили, что подверглись нападению, и открыли стрельбу. Ранчо было окружено 150 агентами ФБР и "головорезами". Завязалась перестрелка. Когда она закончилась, выяснилось, что два агента ФБР, ворвавшихся на ранчо на своих автомобилях, убиты. На их машинах насчитали 125 пулевых пробоин. Кроме того, от пули снайпера погиб коренной американец Джозеф Стунц. Но его смерть расследовать не стали, уголовное дело было возбуждено лишь по факту убийства сотрудников ФБР. Много позже, на процессе Батлера и Робидо, агенты ФБР показали, что Коулер и Уильямс приехали на территорию лагеря в «гражданских» машинах и были одеты в «штатскую» одежду. Они знали, куда едут. Коулер был членом специальной военизированной команды СВАТ (Special Weapons and Tactics), и эта бригада БДИ была рядом, прикрывая их. Коулер и Уильямс давно пользовались дурной славой. Об их действиях судья Никол сказал на процессе Минса/Бэнкса (1974): «Я не мог предположить, что ФБР так низко пало».

Вскоре после того, как Коулер и Уильямс начали погоню, другие агенты услышали по радиосвязи их призывы о помощи, исходившие, видимо, из лощины ниже ранчо Джампинг Булл.Первым был ранен Коулер – в правую руку. Немного позже Уильямс был ранен в голову, и, вероятно, тут же скончался. Коулер тоже был сражен двумя выстрелами в голову. Оба агента скончались в то время, когда их коллеги прибывали на место происшествия. Каждый из погибших (Коулер и Уильямс) был ранен трижды, тела их вовсе не были «изрешечены пулями», как заявило ФБР.Погиб и один из лидеров ДАИ Джо Беделл Стантц. По версии ФБР, машины Джека Коулера и Рональда Уильямса, гнавшиеся за грабителем, подверглись массированному обстрелу, но агенты выжили и были затем добиты выстрелами в голову. 

ФБР сделало заявление,что агенты были убиты при исполнении служебных обязательств. Троим индейцам, Дино Батлеру,Бобу Робидо и Леонарду Пелтиеру, было предъявлено обвинение. О гибели же Стантца забыли, так словно ее и не было.

Жюри присяжных на процессе Робидо/Батлера более 5 дней обсуждали вердикт. Дважды присяжные посылали за судьей Мак-Майнусом, так как находились «в безнадежном тупике». Мак-Майнус отказался дать отвод присяжным, заявив: «я не считаю, что в другом составе жюри присяжных будет более мудрым или более компетентным». После нескольких дней обсуждения проблемы самозащиты жюри присяжных объявило Батлера и Робидо невиновными. Некоторые присяжные указали, что, даже если было бы больше доказательств вины подсудимых, те все равно были бы оправданы по причине самозащиты от массированных полицейских репрессий, творимых в Пайн-Ридж с 1973 года. Агеты ФБР были расстроены оправдательным приговором и многие из них даже пустили слезу. Сторона обвинения пыталась доказать, что лидеры ДАИ запугали присяжных, но глава присяжных заседателей полностью опроверг это обвинение, заявив, что причиной оправдательного приговора в отсутствии убедительных доказательств причастности Батлера и Рабидо к убийству агентов.

После оправдания Батлера и Робидо обострилась жестокая охота за Леонардом Пелтиером. Она завершилась его арестом в Хинтоне, Альберта (Канада), и одиночным заключением в канадских тюрьмах, покуда решался вопрос о его высылке. В конце концов он был выдан Соединенным Штатам на основе письменных показаний некой Миртлы Бедной Медведицы. Она утверждала, что была подругой Леонарда Пелтиера и видела, как он застрелил сотрудников ФБР. Позднее она призналась, что подписать такие показания ее заставили сотрудники ФБР и на самом деле она никогда не встречалась с Пелтиером и не была на ранчо в день перестрелки. После экстрадиции в США дело Пелтиера таинственным образом было передано из суда в Айове, оправдавшего Робидо и Батлера, в федеральный суд Южной Дакоты. Ключевую свидетельницу Бедную Медведицу, отозвавшую свои показания, в суд не вызвали. А ФБР изменило свои показания: ранее оно утверждало, что Джек Коулер и Рональд Уильямс преследовали некий грузовик, а теперь выходило, что они гнались за красно-белым микроавтобусом, которым Леонард Пелтиер действительно иногда пользовался. Согласно показаниям ФБР, гильзы, найденные рядом с убитыми агентами, указывали на то, что выстрелы были сделаны из винтовки, принадлежавшей Пелтиеру. При этом результаты экспертизы, доказывающей, что это гильзы не от его винтовки, были сокрыты от суда. Тем не менее во время слушаний прокурор вынужден был признать, что установить личность человека, стрелявшего в сотрудников ФБР, невозможно. Однако, сказал он, Леонард Пелтиер является виновным независимо от того, убивал он агентов или нет, поскольку был участником перестрелки. Все завершилось процессом в городе Фарго, Северная Дакота, под председательством судьи Бенсона. Это был один из самых поразительных судебных процессов в истории США; Пелтиера обвинили в двойном убийстве Коулера и Уильямса. И 1 июня 1977 года он был приговорен к максимальному срок наказания – двойному пожизненному заключению в тюрьме усиленного режима в Левенворте (штат Канзас).(В 2012 году федеральный прокурор по Южной Дакоте постановил заново расследовать десятки убийств, которые произошли в 70-х годах в местной индейской резервации и не были раскрыты. Прокурор Брендан Джонсон заключил соглашение о расследовании этих преступлений с местным частным сыщиком.Представители племени оглала-сиу ранее передали Джонсону список из 45 нераскрытых убийств. Кроме того, в списке было 11 дел об убийствах, по которым, по мнению лидеров племени, были вынесены слишком мягкие приговоры. Джонсон обошел обычную процедуру, в соответствии с которой расследованием преступлений в резервациях занимается ФБР. За помощью прокурор обратился в криминальный отдел федерального ведомства, которое занимается делами индейцев. Индейцы из резервации Пайн-Ридж считают, что ФБР отказалось от расследования преступлений в резервации после того, как там в 1975 году в ходе волнений погибли два агента этого ведомства. В ФБР, в свою очередь, заявляют, что 12 лет назад провели проверку этих дел и выяснили, что их закрытие было обоснованным, в том числе и в тех случаях, когда обвинений никому предъявить не удалось. Дальше этого дело не продвинулось.

(Здесь вы можете подписать петицию,потребовав освобождения Леонарда Пелтиера 

http://www.change.org/petitions/free-leonard-peltier-contact-the-president-to-grant-leonard-peltier-clemency)

Инциденты в Вундед-Ни и Оглала привлекли к себе большое внимание со стороны медиа.В 1978 году Клайд Беллекурт организовал "Длинный марш". За сто пятьдесят один день тысяча индейцев из разных племен прошли четыре с половиной тысячи километров и поставили типи перед Белым домом. В конце 70-х лидеры ДАИ один за другим уходят в подполье, опасаясь уголовного преследования со стороны властей.

Благодаря Движению американских индейцев весь мир узнал о проблемах коренных народов Америки. Увеличилась численность благотворительных организаций, помогающих индейцам. Лидеры ДАИ призывали к созданию собственных колледжей, помогли с доступностью медицинских услуг.

Сегодня Движение менее воинственно и более духовно. Штаб-квартира по-прежнему находится в Миннеаполисе. В настоящее время цель ДАИ заключается в координации всех региональных глав и помощи в становлении новых глав, которые смогли бы удовлетворить потребности индейского народа. Они стремятся оказывать влияние на политику, чтобы принести пользу своему народу. ДАИ неоднократно подавали иски по защите прав коренных американцев гарантированных в договорах, суверенитетом, Конституцией США и законами, и выигрывали судебные дела против федерального правительства. Философия движения построена на самоопределении, которое имеет глубокие корни в традиционной духовности, культуре, языке и истории индейских народов.

 

Перевод и дополнения Александр Caksi*Два Волка*(спасибо за помощь Д.В.Б)