Женщины как смысл сущего. Культурные и религиозные роли женщин.

Женщины как смысл сущего

 Совсем недавно мне пришлось столкнуться с таким чудовищно-стереотипным мнением о том, что "индейцы совсем не ценили своих женщин и всегда были готовы обменять их на все что угодно". Что ж, давайте рассмотрим, какую роль играли и играют женщины в индейских общинах. Итак...

 

"Воины очень храбры, ведь их оружие могущественно. Но когда упадут на землю сердца женщин, наступит конец; ведь тогда пропадёт смысл сущего".

 

 В 1644 году преподобный Джон Мегалопенсис, священник голландской церкви в Нью-Нидерландах, писал, что индейские женщины должны были "обрабатывать землю, косить, сажать и выполнять другие тяжелые работы, мужчины же ничего не делали, они лишь охотились, ловили рыбу и ходили в военные походы против своих врагов... "Многие из его товарищей европейцев описывали индейских женщин как «рабынь», так как, по их мнению, они выполняли мужскую работу. И по сей день, многие так называемые "борцы" за равноправие женщин, считают, что индейские общины являются ярким примером тому, как женщина попадает в "рабство", привязываясь к своему дому и детям.

 Большинство евро-американских ученых согласны с тем фактом, что индейские женщины во время контакта с европейцами имели гораздо больше полномочий и свобод, нежели европейские.

 Родство, расширенная семья и клан связывают людей вместе в системе обоюдных обязательств и уважения. Происхождение было основным определением для статуса и ответственности. Сообщества держались на согласии и концепции обоюдности, распространяющиеся на гендерные роли и распределение полномочий.

 Мужчины, как правило, отвечали за добычу мяса, за военные действия и внешние отношения, поэтому их роль была более заметна. Женщины же ведали внутренней деятельностью общины. Они владели семейным скарбом, занимались сбором и выращиванием агро-культур, воспитывали детей. На Великих равнинах, как в прочем и в других областях, домашнее хозяйство не могло полноценно существовать без совместного участия мужчины и женщины. Это не означало, что каждый человек должен был заводить семью, но это означало строгое соблюдение обязательств родства, необходимых для процветания общины. Если женщина оставалась незамужней, родичи мужчины должны были обеспечить ее мясом и защитой, та в свою очередь, должна была заниматься домашними делами и помогать другим женщинам. Мужчины, убедившись в том, что их родственницы обеспечены всем необходимым, считали своим долгом помогать тем женщинам, которые испытывали нужду. У многих народов поощрялось многоженство, особенно в тех общинах, где вследствие войн или болезней оставалось мало мужчин. Мужчина, имевший несколько жен, должен был относиться ко всем своим женам с равной привязанностью, защищать и кормить их всех. Для мужчины было вполне нормальным взять жену, затем взять в жены вдову или сестру жены, также нуждавшуюся в помощи и защите. Фактически, брать жен в семье первой жены считалось идеальным браком, поскольку они уже знали друг друга, что увеличивало шансы на гармонию в семье.

 И женщина и мужчина обладали равными правами в семейных делах, без этого ни одна семья не могла существовать полноценно и мужчины часто советовались со своими женами по многим вопросам.

 Женские обязанности начинались с того момента, когда девочка, еще цепляясь за мамину юбку, начинала обучаться всему тому, что делала мать. Затем, на протяжении своей жизни, она выполняла функции, возложенные на нее конкретной общиной: уход за домом, воспитание детей, приготовление пищи, изготовление оружия, пошив одежды.

У некоторых кочевых племен, как например у лакота, женщина должна была уметь скакать на лошади, охотится и воевать. Хотя это редко применялось, но, тем не менее, тиошпайе (tiyospaye-семьи или община, группа ) никогда не оставалась без защиты, даже когда все воины были далеко.

 В старости женщины выполняли роль консультантов для молодых женщин и мужчин, у которых возникали трудности в семейной жизни. Община же в свою очередь содержала их: снабжала пищей, одеждой и другими предметами первой необходимости. У многих народов пожилые женщины занимались воспитанием детей, пока их родители были заняты своими делами.

 У некоторых наций именно женщины владели землей. Чаще всего это было потому, что, поскольку, непосредственно женщины заботились о собственности, считалось, что мужчины не могут справляться с заботой об имуществе и земле. Кроме того, мужчина оставался дома, только если женщина к нему благоволила, и мог быть изгнан из дома, вызвав ее неудовольствие. Дети оставались с матерью, и ей нужно было имущество, чтобы продолжать заботиться о детях.

Во многих общинах женщины имели и большое политическое влияние. Например, у пяти (позже шести) наций конфедерации ирокезов клан матерей выбирал мужчин в качестве своих вождей, и он же их смещал, если женщины были недовольны управлением.

 Женщина были в большом почете, как начало всего живого. Во многих легендах женщина является прародительницей народов, родившая первого человека или отдавшая свое тело для создания земли. Кроме того, некоторые священные дары пришли к народам именно через женщин. Поэтому они занимали особое место во многих церемониях. Так, у некоторых народов женщины и сейчас не участвуют в очищающих церемониях, таких как Палатка Потения, потому что имеют уникальный природный дар самоочищения, посредством менструации.

 

10 фактов которые вы должны знать об индейских женщинах

 

1."Многие думают, что наши женщины - не лидеры, но мы - сердце народа, мы - центр нашего дома, и это мы решаем, какими мы будем" - Филомина, учительница языка лакота, колледжа Ред-Клауд, Пайн-Ридж, Южная Дакота.

2. Искусство индейских женщин - это напоминание о культурной выносливости. "Их искусство пережило Гризи Грасс (битву при Литтл-Биг-Хорн), оба Вундед-Ни в 1890 и 1973 году", - пишет Кристина ДеВрис в "Индейских дочерях". - "Их дух пережил Дорогу Слез, законы о переселении и продолжает бороться против культурного уничтожения".

3. В 1997 году женский журнал назвал Вайнону ЛаДьюк (анишинаби) женским лидером года. В этом же году она дебютировала со своим первым романом "Last Standing Woman".

4. 18 000, из почти 2 млн женщин в вооруженных силах США, являются индеанками. Это непропорциональное представительство среди военных увеличивает их шансы стать жертвами сексуальных домогательств.

5. Количество индейских женщин, подающих заявки в медицинские университеты, возрастает с 2003 года, достигнув пика в 2007 году, когда 77 индеанок подали заявки.

6. В 2007 году, когда Кассандра Мануэлито-Керквилет (дине) была названа президентом университета Антиох, она стала первой индианкой-президентом крупного университета. И это далеко не единичный случай: почти половина колледжей племени возглавляют женщины.

7.Сесилия Огненный Гром (лакота) стала первой женщиной-президентом в племени оглала, лакота. Она боролась с насилием в семье, которое противоречит традиционным индейским ценностям. Выступая за права женщин в 2006 году, когда законодательные власти Южной Дакоты запретили аборты, Огненный Гром объявила о своих планах строительства женской клиники на территории резервации, вне юрисдикции штата. Совет племени подверг ее высказывание сомнению, считая, что она выходила за пределы своих полномочий как президент племени.

8. Женщины возглавляют почти четверть племен из 562 признанных на федеральном уровне.

9. "В начале 18 века женщины-чероки имели большое влияние в обществе. Они владели землей и обладали правом голоса во время войн", - пишет Астрид Манн в "Индейских дочерях". - "Но ситуация изменилась после того, как правительство США лишило племя большей части его территории в 1795 году". Начиная с середины 80-х годов прошлого века поколение женщин-активисток, адвокатов и юристов меняют историю и работают над возвращением женщинам их положения в обществе.

10. Индейская страна не смогла бы сохранить себя без женщин.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Культурные и религиозные роли женщин

ВЕЛИКИЕ ОЗЕРА

 

Коренные народы района Великих озер принадлежат к различным алгонкино-язычным группам: оджибвеи, потаватоми, одава и алгонкины. До контакта лесные кри освоили северные Великие озера. Южные берега Великих озер были заняты ирокезо-говорящими группами. Северные народы вели кочевой образ жизни, путешествуя по местности, обеспечивавшей сезонную охоту и собирательство. Используя растения для еды и лекарств, они охотились на оленей, лосей и птиц. Женщины собирали растения, которые сушили для заварки чаев и примочек. Они также охотились на мелкую дичь, которая была необходима, когда мужчины отправлялись на охоту и отсутствовали в течение некоторого времени. В северных группах к женщинам относились как к равным в до-резервационный период. В южных нациях, живших на Великих озерах, ирокезские женщины (которые включали мохоков и кайюга) изначально пяти наций обладали высоким политическим статусом в пределах своих владений. Возможно, они и не были в первых рядах на собраниях общины, но они давали советы вождям кланов из-за кулис; их советы, особенно советы старших женщин, имели большой вес. Женщины также могли быть толкователями снов и провидцами для своих кланов. Религиозные структуры охотничьих и садоводческих групп отличались друг от друга из-за акцента на образе жизни. В ориентированных на охоту северных группах собственность была не признаваема. Семьи жили небольшими семейными группами в вигвамах (берестяные, куполообразные жилища) и часто путешествовали. Южные группы были матрилинейными в своем владении длинными домами и в социальной/политической структуре. Кукуруза, табак, бобы и тыква были основными продуктами садоводства южных групп. Охотились также на оленей и птиц, но главным продуктом питания считалась кукуруза. Как северные, так и южные группы руководствовались клановой системой, отождествляемой с животными, которая включала медведя, орла, волка, оленя, куницу/ выдру, а иногда и вид рыбы или птицы. Северные группы относились к духам растений, камней, животных, воды, земли и птиц как к духовным существам или как к маниту, “иным, чем человек". Маниту или дух может быть призван для выполнения повседневных задач, а также для ключевых жизненных событий и опасных действий, таких как война. Например, можно обратиться за помощью в решении задач, которые необходимо выполнить, таких как выбор конкретного растения для лекарства или ловли рыбы или дичи для пропитания семьи.

Табак, кедр, шалфей и свитграсс - четыре священных растения Великих озер. Эти растения выращивались или собирались женщинами во многих районах региона. Табак был поменьше и более крепким растением, чем тот коммерческий табак, который выращивается сегодня. Он плохо рос в короткий летний сезон в северных районах, но был в большем изобилии у ирокезских групп, где его выращивали и собирали урожай. Кедр был доступен вокруг Великих озер. Его укладывали на пол палатки потения или палатки для поста, а также заваривали в лечебных целях. Шалфей был приземистым растением и легко поддавался сушке. Свитграсс рос на берегах озер и мог быть собран еще зеленым и заплетен в косички. Свитграсс представляет собой волосы Матери-Земли, которые можно было заплести, высушить и провести окуривание. Он обладает сладким, приятным ароматом и обычно использовался для обрядовых целей или подвешивания в жилище, а не для чаепития или лечебных целей. Все эти травы высушивали и сжигали либо отдельно, либо вместе, для ароматного дыма, "окуривания", который возносил молитвы Бабушкам и Дедушкам (предкам, маниту). Окуривание включало сжигание одного или нескольких священных растений и "омовение" или пронесение дыма над головой, а затем над верхними и нижними частями тела, чтобы очистить тело и ум и попросить благословения или руководства. В зависимости от менструального цикла женщины, иногда можно было использовать только свитграсс или женский шалфей, если женщина была в своем "лунном времени"."Ягоды были также важным растительным продуктом для женщин. Например, в начале весны мого проводиться празднование в честь земляники. Все народы Великих озер признавали важность земляники как источника пищи, и считалось, что она обладает целебными свойствами. Есть некоторые предконтактные, связанные с растениями действа, которые все еще продолжают выполнять сегодня. Например, если член семьи заболел или умер в доме, кедровые веточки погружают в кастрюлю с кипящей водой, а затем трясут ими над кроватью и занавесками для дезинфекции. Масло в кедровых иглах рассеивается с ветвей на поверхности. Хотя это практическая гигиеническая деятельность, практика также считается очищающим ритуалом, который обычно выполняют только женщины. Кроме того, использование цветочных мотивов, по-видимому, является общим у всех индейцев Великих озер. Цветы и растения, по-видимому, воспринимаются как имеющие декоративную, а также религиозную ценность, обладающие” силой " исцеления.

Были церемонии, которые приносили пользу как женщинам, так и мужчинам. Как молодые женщины, так и мужчины участвовали в постах в период полового созревания. Каждый из них обращался с конкретной просьбой о видении цели в жизни, духовном имени и руководстве, а также о помощи в определении цели и места в обществе. Женщины и мужчины принимали участие в ритуале палатки потения. В середине палатки была вырыта яма,в которой находились раскаленные камни. На камни лили воду, и пар поднимался, заполняя палатку. Участники ритуала просили духов о помощи в вопросах здоровья, поиске или направлении в жизни. Женщины также могли стать лидерами и духовными провидцами. Они регулярно служили не только как старейшины и учителя, но и как знахари. В этой последней роли они часто подчеркивали свои навыки травяных целителей в сочетании с духовной силой, достигаемой через отношения с маниту или духовными помощниками. Кроме того, при наличии желания, компетентности и легитимирующего видения женщина также могла пойти на войну и получить звание “храбрец". Духовные практики женщин отличались от мужских из-за их способности рожать детей и их менструального цикла, и поэтому луна играла важную роль в религиозных практиках женщин. Бабушка Луна является надзирательницей за менструальным циклом, и женщины получали духовную силу с наступлением менструаций. Связь между Матерью-Землей и Бабушкой-Луной особенно сильна для женщин в силу их животворящих качеств. В северных группах женщин изолировали с началом менструаций. Они были отделены от остальной общины и оставались в вигваме. Сила женских менструальных циклов до сих пор неправильно понимается. Женщины находятся в высшей точке своей силы во время менструального цикла, и у них есть духовная сила вмешиваться или черпать силу из мужских ритуальных объектов. Даже сегодня женщин просят не присоединяться к церемонии трубки в случае, если чаша трубки ломается или духовное равновесие и связь между проводником и предками прерывается. Это не случай "осквернения", а скорее уважение к женщинам в их время наивысшей духовной силы. Интересно отметить, что в большинстве общин примерно четверть женщин находятся в “лунном времени” в течение одного и того же периода каждый месяц. Целесообразно учитывать, что кто-то должен заботиться о детях, если проходит церемония. Кроме того, поскольку женщины уединены, они не должны заботиться о своих домашних хозяйствах.  Это можно рассматривать как время для духовного подкрепления. Сегодня женщины продолжают воздерживаться от определенных видов деятельности во время менструации. Например, женщины часто отказываются от танцев на пау-вау, когда находятся в «своих лунах».

Торговля мехом и христианство широко распространили свое влияние на народы Великих озер. Северные группы более обширно принимали участие в торговле мехом. Будучи кочевниками, семьи часто путешествовали с французскими торговцами. Позже женщины-аборигены женились на торговцах мехом и рожали от них детей, метисов. В резервационный период, когда охотничьи участки были значительно урезаны, мужчины потеряли свои роли кормильцев семей, и многие обратились к алкоголю.  Католицизм распространился среди северных групп, в то время как протестантские конфессии поселились в ирокезских группах в результате влияния англичан на юге. По мере того как женщины принимали католицизм они отказались от предыдущих форм контроля над рождаемость и стали многодетными, принимая  более оседлый образ жизни и посещая церковные службы. Традиционные практики были подавлены христианством, и некоторые из них были забыты, но несколько пожилых людей все же сохранили женские обряды, которые были недавно возрождены. От до-резервационного периода и по настоящее время женщины выполняли в основном те же социальные и религиозные роли, что и всегда. Как правило, женщины родили детей, заботились и обеспечивали их. В целом, женщины из района Великих озер почитали растения, в частности те, которые обладали духовными и лечебными свойствами. Женщины были провидцами, травниками, а иногда и воинами для своего народа. Основное различие в подходах к духам определялось членством либо в группе охотников-собирателей, либо в сельскохозяйственной группе. В до-резервационный период женщины были уважаемы за их способности, они потеряли часть своих духовных ритуалов в течение последних нескольких десятилетий, но вновь обретают свой статус целителей и провидцев в современном обществе.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.