Акушерство. Самое главное - это любовь. Воспитание детей у мескваки.

Акушерство.

Родовспоможение, или акушерство, - это ветвь медицины, касающейся беременности и родов. Индейцы выработали множество техник помощи в процессе родов. Они включали в себя аспекты предродового ухода, стимуляции родов, способы остановки маточного кровотечения, облегчения боли, а также техники массажа для вывода плаценты, которые сегодня используются докторами по всему миру. Целители Мезоамерики славятся выполнением операций кесарева сечения – извлечение или рождение плода хирургическим путем. На керамических изделиях Мезоамерики до контакта с европейцами изображались целители, делающие кесарево сечение, техника которого отличалась от той, что ранее практиковали римляне.


В целом, акушерская практика Нового Света была более продвинута, чем в Европе в течение средних веков, где начальные медицинские знания игнорировались. Доктор Ян Карр, профессор патологии, писал: «Эти умения в значительной степени исчезли в раннем средневековье, можно найти лишь редкие записи акушерской практики с ранних веков и до раннего нового времени». Ацтеки, чья империя существовала около 1100 лет до н.э. в современной Мексике, рассматривали предродовой уход как чрезвычайно важный. Ученая повивальная бабка навещала беременную женщину в течение шести месяцев ее беременности.


Повитуха передавала женщине, готовящейся стать матерью, знания о том, как позаботиться о себе и своем ребенке. Повитухи ацтеков так же парили и омывали женщин. Пока беременная женщина лежала на спине в паровой бане, повитуха делала ей массаж. Если повивальная бабка понимала, что плод находится в ягодичном предлежании (обратная позиция нормальных родов), она исправляла положение плода с помощью специальных ручных приемов. Перед родами повитуха вновь уводила женщину в паровую баню для массажа и омовения. Если мать испытывала трудности с предродовыми схватками, повитуха стимулировала роды с помощью особых трав. Средством ускорения родов, которое использовали ацтеки, был настой травы сиуапатли (Montanoa tomentosa), который не только усиливал родовые схватки матери, но и помогал предотвратить чрезмерное послеродовое кровотечение. (Чероки югозапада Северной Америки использовали для этих целей Cicutamaculata – вёх пятнистый, а квинолты северо-запада Северной Америки - траву кникус (Cnicus benedictus)). Индейцы Северной Америки, проживающие на северо-западе, в качестве средства родовспоможения применяли стеблелист васильковый (Caulophyllum thalictroides). Некоторыми из этих племен были мескваки, чиппева (анишинабе), потаватоми и меномини.


Стеблелист васильковый является местным растением северной Америки и обычно может быть найден в восточной части современных Соединенных штатов. Индейские целители высушивали и мололи корни этого растения и его корневища (горизонтальные подземные отростки) в порошок. Когда случалась необходимость, порошок растворяли в воде, чтобы сделать чай. Такой напиток служил анальгетиком и облегчал боль от схваток. Он так же являлся седативным средством (расслабляющим мышцы) и антисептиком.


Следует добавить, что американские индейцы так же использовали стеблелист васильковый как средство, уменьшающие мышечные спазмы, чтобы облегчить менструальные боли. Стеблелист васильковый был настолько эффективен и ценен, что колонисты начали использовать его как лекарство от «женских проблем». Это растение оставалось популярным травяным лекарством среди не-индейцев в 20-м веке и до сих пор продается в магазинах здорового питания.


В современной медицине сейчас применяют массаж для того, чтобы изгнать плаценту из материнской утробы после родов, это называется методом Креде. И хотя эта процедура названа в честь Карла Креде, француза, который покинул Германию в 1800х годах, первоначально метод массажа использовался американскими индейцами на протяжении столетий до того, как Креде его изобрел. Медицинский историк Вирджил Фогель приводит доказательства этому: «Доктор Джордж Энгельманн, который изучал роды среди примитивных людей, и впервые был опубликован в 1883 году, рассматривал акушерские методы примитивных племен как наиболее приемлемые в сравнении с теми, что использовались среди цивилизованных людей. Он описывал массаж и акушерские ручные приемы, использовавшиеся в различных племенах для выталкивания плода и последа, которые в то же время только начинали применяться в медицине белыми людьми». Энгельманн утверждал, что множество этих техник были «в последнее время заново открыты учеными, описаны с точки зрения научных принципов и преподнесены миру как новшество».


Перевод для сайта "Коренные народы Черепащьего острова" : Лира Долгих. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Самое главное - это любовь.

1. В традициях лакота мать несла особую ответственность перед своим ребенком, это включало ее собственное здоровье и благополучие, ее мысли и чувства, ограждение себя от воздействия внешнего шума. Поскольку тихая окружающая среда играет немаловажную роль в формировании ребенка, то и будущая мать старалась оградить себя от громких общественных собраний, шумных праздников и танцев. Сегодня же еще даже не рожденного ребенка буквально окунают в шум общества, в громкие голоса телевидения и радио, в бесконечные разговоры и пересуды, путая мысли матери в этом и без того запутанном мире. Хорошее воспитание детей требует много времени и сил, поэтому о рождении второго ребенка не думали до тех пор, пока первому не исполнялось 4 или 5 лет.

 

2. Как только ребенок рождался, ему преподавали самый важный жизенный урок: твое личное желание не должно идти во вред твоему народу. Поэтому первым уроком был урок тишины, ведь любой звук мог выдать целый лагерь врагу или испортить охоту, обрекая всех на голодную зиму. Подрастая, ребенок учился переносить трудности без хныканий, становясь сильным сердцем и телом. Он не был лишен внимания и всегда мог видеть из своей люльки, чем занимаются люди вокруг него. Сегодня же младенцу позволено кричать и требовать, что бы все бежали на этот крик исполнять его прихоти, таким образом, в их собственном сознании, они становятся центром бытия, а не частью тела всего человечества. Детей стараются отделить от взрослых в группы ровесников, лишая их возможности учиться и получать опыт.

 

3. Традиционный путь лакота показывал каждому ребенку общую заинтересованность в нем, поэтому в каждом типи были рады малышу, встречая его пищей, если он голоден, и окружали его заботой, разделяя с ним радость и печаль.

 

4. Детей лакота никогда не били. Ребенок быстро понимал, что он должен занять свое надлежащее место, как и каждый человек, ведь все, что окружало его, уже имело свое место - в противном случае хрупкий баланс жизни был бы нарушен. Для лакота было шокирующим видеть, как в белом обществе воспитывают детей: в начале нянчясь с ними, как с игрушками или животными, а затем избивая их, как своих врагов, при этом избиение считалось основой воспитания.

 

Наши люди видели, кем потом становились эти дети - недоразвитыми взрослыми со взрослыми запросами, которые делали их опасными врагами, преследовавшими цель урвать только свой кусок, поэтому в современном обществе каждый борется друг с другом, ослепленный жадностью и недоверием.

 

5. В традиционном укладе жизни лакота понимали опасность чрезмерной зависимость ребенка от отца или матери. Поэтому при рождении для каждого ребенка выбирали второго отца или мать, с учетом их опыта и примера, которым они могут стать для ребенка: охотником, домохозяйкой и т.д. Молодой мальчик, к примеру, мог говорить свободно, но с уважением, со второй матерью и держаться на расстоянии от первой, чтобы не цепляться за ее мокасины, следуя ее советам, нежели разрабатывая свое собственное внутреннее самоутверждение. Мать осмысленно избегала того, чтобы смотреть сыну в глаза с момента его рождения, дабы сын не привязывался к ней и рос самостоятельным человеком, хорошим братом, хорошим мужем и отцом.

 

6. Молодой лакота учился принимать самостоятельные решения и брать ответственность за свои действия в очень раннем возрасте. Опыт был главным учителем в жизни. В современном обществе родители всячески стараются оградить любопытного ребенка от негативного опыта, такая чрезмерная опека приводит к тому, что со временем ребенок начинает направлять свой гнев на родителей.

 

7. Жизненно важным уроком у лакота был и тот урок, когда родители от рождения закладывали в него понимание того, что вся жизнь и все, что есть в жизни - будь то растения, животные, ползающие и летающие народы - занимает свое священное место и священно так же, как и сам ребенок. Ему говорили, что все то, что существует на земле, было создано, чтобы делиться друг с другом и должно быть уважаемо, нельзя уничтожать что-то без причины: нельзя убивать животное, если ты не голоден или не нуждаешься в мясе и т.д. Каждый аспект жизни был духовным и нес в себе определенное послание от Вакан Танка, что делало все вещи священными и сопричастными друг другу. И как противоположность этому - взгляды современного общества, где детям с ранних лет внушают, что природные ресурсы земли должны использоваться для прихоти человека, весь животный мир предназначен для поедания или развлечения, а все, что связано с сохранением жизни на Земле, считается вторичным или же совсем не важным.

 

8. Родители лакота всегда старались привлечь ребенка к жизни селения, чтобы он мог почувствовать себя частью этой жизни. Ребенок мог брать пример со стариков, охотников, святых мужей и т.д. Каждая игра была элементом взрослой жизни и вырабатывала в детях определенные практические навыки. В современной жизни игры основаны на фантазиях, погружающих в вымышленный мир, где он или она желают достичь лишь богатства и власти, чтобы иметь определенное влияние в этом жестоком мире.

 

В хорошее воспитание должны быть всегда вовлечены бабушки и дедушки, которые становятся хорошими и уважаемыми учителями для внуков. Большинство стариков в деревне лакота, жившие респектабельной и строгой жизнью, выбирались своего рода воспитателями для подрастающего поколения. В современном обществе стариков, как правило, игнорируют или же издеваются над ними, а главным критерием считается не мудрость, а то, что они могут производить.

 

9. В возрасте 10 лет в жизни мальчиков наступал тот момент, когда ребенок уже не мог говорить с матерью напрямую, а только через третьих лиц. Это был очередной шаг в ограничении влияния матери на ребенка, что делало его более мужественным, в отличие от современного общества. Воспитанием мальчика с этого момента занимался отец и другие родственники-мужчины, обучая его искусству охоты, выживанию наедине с природой, подготовке к семейной жизни и т.д. Девочки же оставались на попечении матери и других родственниц, которые учили их основам ведения домашних дел, уходу за детьми, воспитывая при этом все необходимые качества для женщины-лакота, такие как скромность, спокойствие, терпеливость и т.д. Нынешнее общество показывает всю несостоятельность воспитания, в результате чего молодые люди абсолютно не подготовлены к взрослой жизни.

 

10. Еще одним важным аспектом в воспитании лакота было предоставление молодым людям возможности учиться сложным жизненным урокам с помощью насмешек и шуток, которым подвергали их сверстники. Некоторые из игр были очень жесткими, иногда приводившими даже к травмам. Сегодня в доминирующем обществе стараются оберегать молодежь от трудностей, дав им взамен игрушки, сладости, телевизор и компьютер. Потом, столкнувшись с реальной жизнью, эти подростки не в состоянии принять ее и, пытаясь уйти от реальности, стремятся к самоуничтожению через алкоголь, наркотики, самоубийство.

 

11. В возрасте 10 лет мальчик лакота уже имел необходимое самоуважение как полноправный член племени. В 12 лет он уже мог убить своего первого бизона или посчитать "ку" на враге. В возрасте между 14-ю и 16-ю годами он проходил обряд "ханблечейя" (hanbleceya) - поиск видения, чтобы более точно осознать свою роль в этой жизни. Двенадцатилетние мальчики в современном обществе являются полной противоположностью и похожи скорее на самых маленьких детей лакота, еще не способных самостоятельно жить в обществе. Что касается девочек лакота, то в возрасте 14 или 16 лет они уже были полностью подготовлены к семейной жизни и могли выходить замуж, обладая всеми навыками ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. А вот сегодняшних молодых девушек из доминирующего общества обычно растят для будущей комфортной жизни в богатых домах и легкой жизни в мире ТВ, а если они становятся матерями, то зачастую и вовсе не готовы к уходу за ребенком и к его воспитанию.

 

В заключение, хотелось бы сказать, что сейчас мы живем в обществе, значительно отличающимся от того, в котором жили наши предки, и мы находимся под влиянием доминирующего общества. Даже те из нас, кто хочет воспитывать наших детей по-старому, традиционному образу жизни, чтобы вырастить здоровых детей, сталкивается с неприятием этого пути.

 

Сидящий Бык сказал: "Что делает белый человек со своими детьми, то же начинают делать и его дети". Мы живем в мире опасного и нездорового перехода, и наши дети, находясь в утробе, уже инфицированы загрязнением. Но есть несколько решений этой проблемы. Кто-то возможно должен признать, что они не способны пока стать родителями и принять на себя такую серьезную ответственность. Если же вы хотите, чтобы ваши дети росли здоровыми и ценили данную им жизнь, чтобы ваша семья была крепкой, используя традиционный опыт, оградите ее от шума и жадности современного мира, не допускайте в нее алкоголь и наркотики.

 

К чему приведут пути белого человека, никто не знает, но все индейские пророчества говорят, что это путь саморазрушения. Мы можем лишь надеяться на то, что наш народ в этом постоянно меняющемся мире будет способен сохранить истину - суть нашего жизненного пути. И как сказал перед смертью Джеральд Уилкинсон, бывший глава Национального совета индейской молодежи: "В конечном итоге, самое главное - это любовь".

 

Перевод Александра Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Воспитание детей у мескваки.

Когда мальчик уже достаточно подрастёт, чтобы начать что-то соображать, родители принимаются учить его, как заботиться о самом себе и вести себя правильно. Обычно они говорят ему не делать великого множества вещей. Детям говорят, что нельзя плохо себя вести. Им говорят, что если они будут плохо себя вести, люди не станут иметь с ними дела. Им говорят, что если вести себя плохо, люди начнут говорить о них. И ещё детям говорят ничего не воровать у соседей. Кроме того, детей учат не заговаривать с людьми. Если кто-то проходит мимо твоего дома, нужно попридержать язык, и смеяться тоже нечего.
Ещё детям говорят, что нехорошо слишком часто ходить к людям в гости. “Если будешь слишком часто шляться по гостям, то каждый раз, когда ты отправишься куда-нибудь в гости, люди будут говорить, что ты ищешь, как бы повкуснее поесть”, вот что обычно говорится детям. Поэтому дети не очень-то ходят в гости.
Затем, детям говорят не играть в азартные игры. Им объясняют, что, может быть, им повезёт и они выиграют, но только это не пойдёт им на пользу. При этом точно так же плохо и проиграть, говорят им. Детей предостерегают такими словами: “Если ты выиграешь, люди заметят твоё везение и будут стараться всё время втянуть тебя в игру. А если ты пристрастишься к игре, ты уж точно проиграешь всё, что выиграл до этого. Но и вести слишком тихую жизнь в сторонке ото всех тоже нехорошо. Если будешь держаться на отшибе и жить при этом небедно, это тоже некрасиво выглядит. Если у тебя много лошадей, люди станут тебе завидовать. Кто-нибудь позарится на твоё добро, а ты с ним делиться, конечно, не захочешь. Вот что выйдет.
Лучше всего держаться со всеми приветливо, говорить приятные слова, с друзьями обращаться ласково, ко всем подходить с открытым сердцем, гадостей не говорить. Будешь так себя вести, у тебя будет много друзей. В юности не дерись с другими мальчиками. Если кто-нибудь оскорбит тебя на словах, не отвечай ему. Пропусти это мимо ушей. Это самое лучшее, что ты можешь сделать. А если застукаешь кого-нибудь за каким-нибудь делом, веди себя как ни в чём не бывало: совсем ни к чему распускать об этом слухи. Не стоит никому рассказывать, что ты видел его или её за таким-то и таким-то занятием. Если ты пустишь сплетню, тебя начнут ненавидеть. Они станут твоими врагами”.
И вот ещё чему учат мальчиков: им говорят ни с кем ни о чём не сплетничать. Ещё им говорят не водить особой дружбы с девочками. Это не для мальчика. Их предостерегают: “Начнёшь так поступать, люди станут тебе завидовать”.
Вот ещё о чём их предупреждают. “Если видишь, что где-то собралась толпа народу и что-то такое происходит, не ходи туда, не пытайся показать себя в деле и отличиться. Это не послужит тебе на пользу. Ты можешь подойти к толпе и посмотреть, что происходит, но держись в тени. И если кто-нибудь тебя спросит, отвечай, что ничего не знаешь. Самый верный способ избежать хлопот”.
Ещё молодым людям говорят такую вещь: “Если кто-нибудь просит тебя об одолжении, ты всегда должен для него расстараться. Конечно, может случиться, что они вскоре после этого придут снова и попросят о ещё одном одолжении. Если откажешь, у тебя сразу же начнутся неприятности. Лучше всего всегда иди людям навстречу, чтобы они были самого лучшего мнения о тебе”.
Да, вот ещё что говорят молодым людям – не бояться пепла. “Если поститься и раскрашивать лицо пеплом, можно снискать благосклонность духов-маниту. Сделай всё правильно, и духи благословят тебя. Но если ты боишься, маниту это мигом распознают. Люди говорят, что поститься и натирать лицо пеплом – это самое лучшее, что что вообще может делать человек. В прежние времена говорили, что если поститься достаточно долго для того, чтобы заручиться помощью маниту, тебе станет часто сопутствовать успех в военных предприятиях; или можно обрести способность убивать. Вот такую можно было обрести удачу. После этого человек шёл и легко убивал любую дичь. Он мог стать первым в любом деле. Если в то время шла война, мог стать военным вождём. И всегда приводил домой свой отряд целым и невредимым. Врагам их было не убить. И ты безусловно обретёшь благословение духов, если ты любишь поститься и не боишься это делать. Если пост был достаточно длительным, ты достигнешь всего, чего бы ты ни пожелал”.
Мальчикам говорят, чтобы они, если встретят зверя, зря не трогали бы его. Если погубишь зверя, сам долго не проживёшь. Мальчиков учат быть хорошими охотниками.
Мальчиков учат всему-всему, чтобы у них всё было гладко в семейной жизни, когда они женятся. Им говорят, что если они будут бойкими, многие девушки захотят за них замуж.
Это всё, конечно, когда они уже подрастут. До этого их просто учат поститься. Так, детей учат поститься, когда кто-нибудь умрёт. Ещё детям говорят не шуметь, когда кто-нибудь умер. И не играть там, где лежит труп. А мальчикам говорят не отказывать, если их попросили помочь. “Если ты сделаешь то, о чём тебя просят родственники покойного, они будут тебе благодарны. Придёт время, и вы поменяетесь ролями. И если ты тогда попросишь их об одолжении, они с удовольствием тебе помогут”, – вот что говорят мальчикам.
Когда мальчики вырастают, им говорят не общаться слишком тесно с девочками, особенно если у них есть собственные сёстры. Им говорят: “Однажды кто-нибудь может захотеть сделать тебя своим зятем. Но если ты, выбрав себе одну девушку, будешь при этом якшаться с другими, о тебе станут говорить как о ничтожестве”.
Юношу учат не сближаться с девушкой, если только он не собирается на ней жениться. Ему говорят: “Ты никогда не должен оскорблять женщину. Если ты так поступаешь, считай, что ты оскорбляешь своих собственных сестёр”.

(American Indian Life. Edited by Elsie Clews Parsons. NY, 1983). Источник: http://willie-wonka.livejournal.com/233793.html#cutid1