Оригинальная мода. Честь и свобода.

Общение - это передача энергии через наши мысли, чувства, действия и слова. Щедрость - это тот естественный закон лакота, который говорит нам, что энергия, которую мы используем при общении с другими, возвращается к нам в четырехкратном объеме. В случае, когда человек старается причинить кому-либо вред - в первую очередь он нанесет вред самому себе, ведь эта отрицательная энергия, которую он послал, так же вернется к нему в четырехкратном объеме.  Когда человек делает что-то доброе, что-то полезное для  других, это так же возвращается  в четырехкратном объеме. В этом основа нашей веры, где "честь одного-это честь для всех". Поэтому общение должно проходить в самой чистой и эффективной форме.

В этом духе, мы  хотели помочь  прибывшим на наши земли, ведь они голодали и замерзали  на этом континенте. Мы приняли их на нашей родине, мы накормили их и научили как пользоваться землей, рассказали о растениях, о том, как выращивать зерновые культуры. Мы хотели чтобы они выжили. И, согласно закону щедрости, та энергия которую мы использовали, должна была возвратится к нам в четырехкратном объеме. Помогая этим ранним европейцам узнать, как выживать на наших землях, все рассчитывали, что это пойдет на общую пользу.

 Однако, как только эти европейцы приспособились к жизни здесь, они начали проповедовать свои убеждения, которые вращались вокруг их Библии. Эта  книга утверждает, что человек должен властвовать над землей и всеми ее созданиями, и  вправе  делать с природой , все что  пожелает,управляя ею как ему заблагорассудится, для удовлетворения своего эгоизма. Это  свидетельствовало об  утрате 7-го направления среди этих европейцев и двойственности их философии. С другой стороны, индейское мировоззрение  состояло в том, что люди связаны с природой и все что мы делаем по отношению к ней, мы делаем по отношению к себе.

Европейцы посчитали, что их убеждения были выше наших и сочли своим долгом спасти нас от наших же путей, которые в их представлении вели нас в ад. Эти поселенцы  видели, что было у нас  и что они хотели для себя, поэтому они попытались   украсть у нас то, что не принадлежит никому – землю, а мы, как ее хранители, вынуждены были защищать нашу веру. Они приходили в наши деревни ночью и сжигали их, убивая женщин, детей и наших уважаемых старейшин. Зачастую,  тела наших убитых сородичей  продавали ученым, чтобы они могли изучать  черепа, доказывая всему миру, что мы не люди и значит  не обладаем душой. Некоторые из этих останков  были размещены в музеях,  в виде артефактов, и по мере поступления новых, старые трупы перемещались  в складские помещения. На сегодняшний день таких  трупов  в  музеях больше, нежели оставшихся в живых индейцев.

Патернализм - это политика или практика наставления или управления людьми в отеческой манере, с учетом определенных потребностей, без прав или обязанностей для другой стороны. Когда не-индейцы  хотят сделать что-то хорошее для индейцев, они это делают, без учета того, а что же мы сами считаем "хорошо". Если они не спрашивают нас, что они могут сделать для нас, они предполагают, что мы не достаточно умны, чтобы осознать, что же на самом деле нам нужно. Поэтому, они уверены в том, что только они знают как сделать лучше.

В начале 20-ого века много видных американцев из восточной части континента, организовали  группы "друзей индейцев". Эти группы хотели, чтобы коренные народы приспособились к современному миру,  они думали, что лучший способ сделать это состоял в том, чтобы научить индейцев тому, как выживать в реалиях их мира, предполагая, что индейцы  все еще находятся на низшей ступени развития и естественно обречены на молчание. Они  надеялись сделать из нас  сельскохозяйственных рабочих и рабочих фабрик , швейцаров, прислугу и тому подобное. Эти восточные реформаторы думали, что лучший способ создать современного индейца - это вырвать его в раннем возрасте из его "примитивного мира".

Эти видные "друзья" оказали влияние на правительство Соединенных Штатов по созданию индейских школ, которые позволили бы выколотить из индейца весь его "примитивизм". Школы-интернаты, такие  как Карлайлская  школа в  Пенсильвании или Генуя в  Небраскe, находились на значительном расстоянии друг от друга. Когда индейские дети прибыли в школы их тут же подстригали и давали новые имена. Им запрещалось разговаривать на родном  языке под угрозой сурового наказания за каждое слово, в конце концов, ведь все же делалось для их же скорейшего "блага стать современными индейцами".

Чтобы придать стимул развитию детей в школы интернаты были приглашены очень строгие учителя. Зачастую, многие из них, в силу своих наклонностей к педофилии или проблемам с законом, не могли найти работу в другом месте. Некоторые школы находились в ведении церкви, где большинство священников и монахинь были настоящими извращенцами. В результате  дети, получив такой стимул, умирали от побоев и сексуальных надругательств  со стороны учителей, священников, или же их сердца просто не выдерживали этой атмосферы становления "современным индейцем". Вскоре  дети, в полной мере ощутив на себе  европейский дуализм, стали стыдиться своего происхождения, своей родной речи и своих взглядов на мир.

Когда они выросли многие не захотели преподавать их собственным детям то, что преподавали им, они не хотели, чтобы их дети испытали те ужасы, которые  испытали их матери и отцы. Некоторые же настолько заразились двойственностью, что стали видеть лучший  способ жизни в угнетении, тех кто более слаб, поскольку двойственность порождает постоянный цикл злоупотребления.

Двойственность наступает в случае утраты 7-го направления, как попытка разделить  идеи или мысли в две противоположныe друг другу крайности. Человек начинает сосредотачиваться  на одной из сторон, считая ее доброй, а другую  причисляет к плохой, рисуя перед собой  образ врага и т.д. Этот процесс немедленно создает напряженность (соблазн), который в свою очередь приводит к склонности: процесс и содержание. Патернализм несет то же посыл  двойственности: «Я прав и если Вы не согласны  со мной, следовательно я должен доказать, что Вы неправы. Я лучше Вас и я знаю, что является лучшим для Вас». Если другие реагируют, пытаясь сопротивляться угнетению человеческого дуализма, то они становятся жертвами. И, как правило, эти жертвы будут притеснять тех, кого они считают слабее себя. Весь  цикл постоянного злоупотребления  неизбежно ведет к смерти и замедлению духовного развития.  Угнетатель может существовать только с жертвой. Таким образом, дуализм основывается на страхе и контроле (оба из которых являются иллюзией) и это создает  привыкание общество к системе " угнетатель - жертва".

Когда человек или организация реагирует на  угнетателей, они тем самым дают  угнетателю  власть над собой. Реакция на угнетателя кормит двойственность и склонность, и это препятствует установлению  и поддержке 7-го  направления. Таким образом, эти восточные друзья индейцев были фактически угнетателями и реакция на их патернализм привела  к признанию их образа мысли. Традиционно у  лакота  общение является передачей  энергии с помощью мыслей, чувств, слов и действий. Естественный закон щедрости утверждает, что энергия, которую мы передаем при общении возвращается к нам в четырехкратном объеме. Патернализм - это так же общение, но это передача негативной энергии. Таким образом, патернализм подтверждает отсутствие 7-го направления в обществе. Патернализм, как и дуализм, получил широкое распространение. Мы столкнулись с патернализмом,  и, к сожалению, некоторые из нас научились поступать так же, как восточные "друзья" поступали с нами. Чтобы преодолеть эту болезнь необходимо  восстановление наших семи направлений. Этот опыт может быть преобразован в изучении опыта подобному тому, как тело имеет дело с  возбудителем заболевания. Когда такой  возбудитель (например, вирус) проникает в нас в в первый раз, наши тела узнают о нем как можно больше и, зачастую, находят эффективные  способы борьбы с ним, чтобы  вернуть  здоровьe. Потом, когда наши тела сталкиваются с этим же  вирусом, наш организм справляется с нем сразу же, так как знает, как этот возбудитель  действует. Это  наиболее эффективный способ борьбы с дуализмом, так как  помогает нам стать более здоровыми, чем когда-либо .

В истории лакота о сотворении мира говорится о народе Пте Ояте  (Pte Oyate), который жил под землей. Они были похожи на людей. Когда-то их вождем был Татанка (Tatanka), молодой человек по имени Токахе(Tokahe), не хотел следовать советам Tатанки и восстал против вождя (когда они оба были еще Pte Oyate), Tокахе  послал отрицательную энергию Татанке. Татанка же ответил ему положительной энергией, но  Tокахе не успокоился .

Со временем Tокахе  и его последователи стали первыми людьми, Ояте Икче (Oyate Ikce). Следуя наговорам Иктоми (Iktomi) и Анун Ите (Anun-Ite) (женщине с двумя лицами),Токахе продолжал выступать против Татанки. Однако, вскоре эта женщина показала молодому человеку свою уродливую часть лица и устроила погоню за Ояте Икче, обращая пленников в рабство. Иктоми же натравил на людей своих друзей-волков. Токахе бежал со своим народом и укрылся в пещере, а когда они покинули ее, уже наступила зима и люди начали замерзать. Живя с Иктоми и Анун Ите  они стали ленивы, и теперь их красивые одежды быстро износились.

Tатанка всегда помнил о Токахе и его народе, он молился за них и однажды к нему пришло видение, в котором он увидел как люди Токахе умирали без одежд и пищи. Татанка спросил у Cкан (Skan), может ли он выйти на поверхность земли, с некоторыми из Пте, что бы помочь родичам. Cкан позволил ему сделать это. Когда Татанка и его люди ступили на землю, отверстие закрылось за ними,  а их тела превратились в то, что сейчас известно как Пте Хчака (Pte Hcaka) или Народ Бизона.

Tокахе так же  получил видение, в котором Cкан показал ему  животное, которое может дать  пищу, одежду  и даже дом. Tокахе  также получил наставление о том, как почтительно охотиться на этих животных и хранить это уважение  всю жизнь. Люди должны были брать лишь столько, сколько им было необходимо и всегда благодарить  Тункашилапи (Tunkasilapi) за это благословение. Они должны были сохранять Народ Бизонов. После первой охоты Tокахе  понял, что это Татанка спас их от голодной смерти. С годами Токахе  стал мудрым человеком.

Эта история показывает нам, что такое сострадани . Икче Ояте учились жизни через видения Токахе. Чтобы общение несло здоровый посыл, мы  должны иметь сострадание ко всему творению, а таким идеям  как месть и ревность нет места в жизни лакота. Тысячи лет Ояте Икче соблюдали эти наставления от Cкан и Токахе, и всегда помнили о наших родичах Хчака Пте. Мы были вместе в самые трудные времена и Татанка всегда напоминал нам о сострадании даже тогда, когда нам причиняли невыносимую боль.

Путь лакота это сострадание. Западные же люди показали нам, что их пути являются дуалистическими и основаны на жадности. Когда человек общается с нами в негативном плане, у нас есть сострадание к нему, в западной же культуре, когда общение протекает в негативном русле оппонент должен отомстить, называя  этот процесс правосудием и это полная  противоположностью  нашему пути.

Свидетельство этому  процессу  можно видеть даже при сравнении структуры построения предложения в английском языке и языке лакота. Основная  структура предложения в языке лакота: объект, прилагательное, сопряжение. Основная структуры английского языка: сопряжение, прилагательное, объект - это  является противоположностью основной  формы структуры предложения у лакота. Таким образом, с точки зрения лакота, английский язык является языком обратного направления. Поскольку язык отражает  мысли, можно сказать, что английские мыслительные процессы также идут в обратном направлении.

 

Перевод:Александр Caksi*Два Волка*.Редакция текста:Кристина Махова.

ЧЕСТЬ И СВОБОДА

ДВА ТИПА ИНДЕЙЦЕВ

 

Раньше нас называли дикарями. Эти времена прошли, и сейчас, в представлении белого человек существует два типа индейцев: пьяный бездельник или же благородный воин. Мне больше по душе высказывание тех, кто считает нас алкоголиками, по крайне мере, они смотрят на нас как на людей. Они говорят, то, что видят, а не то, что хотят видеть. Потом, когда они встречаются с теми из нас, кто не пьет, им приходится во всем разбираться. Тем, кто видит в индейцах исключительно мудрецов, на нас наплевать. Они просто заботятся об идее индейцев. Это просто еще один способ воровства нашей человечности, порожденный фантазией, соответствующей потребности белого человека. Вы хотите знать, как же быть, подобно индейцу? Будьте ближе к земле. Освободите себя от некоторых ваших вещей. Помогайте друг другу. Говорите с Создателем. Больше молчите. Слушайте землю, вместо того, чтобы создавать что-то все время. Не вините других людей в своих проблемах и не пытайтесь сделать людей тем, кем они не являются. 

 

ОБЕЩАНИЯ

 

Наш табак подобен  церкви, он идет к Богу. И когда мы предлагаем его, мы, тем самым, демонстрируем истину. Всякий раз подношение - это вакан - священность, наполненная силой. Это многое объясняет, почему мы, индейцы, ранее были обмануты белым человеком. Когда мы даем обещание - это обещание Вакан Танка, Великому Духу и ничто не может нарушить его. Мы обещали белому человеку и думали, что белый человек обещает нам, но для него это была лишь сделка.

Мы долго не могли понять, почему белые обещают одно, а делают другое, особенно, когда в этом участвовали их святые люди - черные сутаны.

Мы не могли не выполнять своих обещаний. Многие из них были личными, но мы не нуждались в священниках, чтобы они действовали - мы обещали Создателю и мы выполняли обещанное. И думали, что видим то же и у белых, особенно когда они клялись на Библии или использовали имя Бога. Но это было похоже на их церкви - где все важно лишь несколько дней а, потом  не имеет никакого значения.

 

МОЛЧАНИЕ И РАЗГОВОР

 

Мы, индейцы, знаем о молчании. Мы не боимся этого. Для нас это более действенно, нежели слово. Наши старейшины постигли пути молчания. «Смотрите, слушайте и, лишь потом действуйте», - это путь жизни, сказали они нам.

Наблюдайте за животными и увидите, как они заботятся о своих детях, смотрите на старейшин, чтобы увидеть, как они поступают, наблюдайте за белым человеком, чтобы увидеть, что он хочет.

Наблюдайте сердцем и разумом, учитесь в тишине и действуйте только тогда, когда поймете, что вы достаточно увидели.

У вас же все наоборот - вы всегда стараетесь говорить, вы учитесь в разговорах. Награждаете детей, которые больше всего говорят в школах, вы начинаете свою работу с совещаний, на которых все перебивают друг друга и говорят по пять, десять или сто раз - и вы называете это "решением проблемы". Белые люди любят спорить и даже не дают возможности закончить речь собеседнику. Это демонстрация неуважения и глупости. У нас, у индейцев, если вы начали говорить, я выслушаю вас до конца, я не стану вас перебивать, или же я не стану вас слушать, если это не нравится мне, но никогда не стану прерывать вашу речь. Когда вы закончите, я приму решение, исходя из ваших слов, но я не скажу вам, если я не согласен с вами, если это так важно. В противном случае, я просто молча, уйду. Вы сказали мне, все, что мне нужно знать. Но этого не достаточно для белых людей. Если вы находитесь в комнате в тишине, вы начинаете нервничать - вы не можете находиться в пространстве, не заполненном звуками. И вы привыкли говорить, прежде чем поймете, что вы говорите.

Люди должны думать о своих словах, как о семенах, они должны посадить их, чтобы они росли в тишине. Наши старики учили нас, что земля всегда говорит с нами, и мы должны молчать, чтобы услышать ее. 

Есть много голосов, кроме нашего. Много голосов. 

 

СОБСТВЕННОСТЬ

 

То, что касается собственности белых людей, об этом вам во-первых говорят: "Это мое, а это твое"; "Не трогайте то, что не принадлежит вам". Вам советуют держаться подальше от вещей, подразумевая право собственности, а не уважение. В старые времена мы никогда не имели замков на дверях, воровства не было, а если кто-то был голоден, он мог войти и получить еду. Почему люди не трогали вещи? Из-за уважения.

Вы строите заборы вокруг домов и платите деньги людям, которые измеряют вашу землю, чтобы узнать, не перенес ли сосед свой забор, хотя бы на дюйм вашей земли. Вы ничего не даете, если знаете, что ничего не получите взамен. Все экономят. Неудивительно, что белые живут в таких больших домах, они даже не живут, а всего лишь хранят вещи и чем больше вещей, тем больше их дом.

Мы верили, что все было даром и мужчины или женщины должны разделять эти дары. Добрые люди должны давать и не думать о том, что они получат взамен. Мы не делили людей на богатых или бедных - мы не знали как это делать: в хорошие времена все были богаты, в плохие - все были бедны. Мы оценивали людей по тому, как они делятся с другими.

Вещи важны, когда мы нуждаемся в них. И наши предки так считали, а, как только вещи становились не нужны, их отдавали тому, кто нуждался в них.

Мы ездили верхом или ходили пешком, на нашем пути все что использовалось, уходило в землю. У нас были деревянные тарелки и чашки, вещи, сделанные из глины - мы брали это от земли и возвращали ей, когда мы больше не нуждались в этих вещах - сжигали или просто оставляли. Сейчас не те времена и вещи уже не возвращаются в землю.

 

ЧЕСТЬ И СВОБОДА

 

Для белого самое важное это свобода, а для индейца - честь. Белый мир ставит власть на самый верх и когда кто-то попадает в верха, то наделяется правом руководить вашей свободой. В вашей церкви, так же, есть кто-то, кто на самом верху и в школе, и в правительстве, и в бизнесе всегда есть кто-то на верху, кто имеет право сказать вам хороший вы или плохой. Они обладают вами. Неудивительно, что американцы так беспокоятся о свободе. Вы имеете чертовски мало свободы, и если вы не будете ее защищать, то быстро потеряете.

Когда вы пришли на нашу землю, вы не смогли понять наши пути. Вы стремились найти человека на самом верху, и все искали высокие заборы, которые связывали бы нас. Ваш мир - это клетка и вы надеялись увидеть такой же мир здесь.

Ваша одежда подходила для клеток, ваши дома выглядели как клетки, которые окружены высоким забором, повсюду клетки. Вы превратили землю в клетки, такие маленькие квадраты и создали себе правительство, чтобы оно защищало ваши клетки и свобода ваша только в клетках, где вы задаетесь вопросом, почему же вы несчастливы и не свободны.

Мы, индейцы, никогда не думали о таком пути, каждый из нас был свободен. Мы не создавали "клетки-законы" или клетки для земли. Мы верили в честь. Мы смотрели на белого человека как на слепца - он знал, что он на ложном пути, натыкаясь на углы клеток. Наш путеводитель - наша честь и она внутри, а не снаружи. И для нас было важнее знать, что было правильно, чем то, что неправильно.

Мы наблюдали за животными и видели что было правильным, мы видели их мудрость и учились у них мудрости. Мы видели, как они ладят друг с другом и как поднимают на ноги свой молодняк. Мы не искали то, что неправильно, а лишь то, что было правильным. И именно этот поиск позволял нам оставаться на верном пути, а не законы и заборы. Мы хотели только чести для нас и наших семей.

Время свободы важно, когда другие пытаются посадить вас на цепь. У нас не было цепей, и мы не нуждались в свободе. Мы всегда были свободны, и вам нечего было дать нам. Всё, что вы можете сделать - это взять что-то и вернуть в виде клетки.

Вы взяли нашу честь, и дали нам вашу свободу. И знаете, что это не свобода для всех, а всего лишь свобода жить в собственной запертой клетке.

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова.