"Мы приехали сюда,чтобы говорить о свободе"

«Вы хотите знать, как стать подобно индейцу? Будьте ближе к Земле. Освободите себя от некоторых ваших вещей. Помогайте друг другу. Говорите с Создателем. Больше молчите. Слушайте Землю вместо того, чтобы создавать что-то все время. Не вините других людей в своих проблемах и не пытайтесь сделать людей тем, кем они не являются».

 

26 июня 2013 года Президент Виктор Янукович провел встречу с Джозефом Брингс Пленти, представителем народа лакота, и духовным лидером с Гавайских островов Кауилани Кахалекаи. Встреча была организована президентом фонда «Духовная Дипломатия», членом Академии духовного единства народов мира при ООН Майклом Моргулисом. Как сообщается в официальных источниках, «Главная цель возглавляемого им фонда – предотвращение межнациональных конфликтов, налаживание культурных и духовных связей между народами, привлечение внимания общества, политиков и журналистов к вопросам демократии в Украине и США, обсуждение аспектов национальной политики и улучшения качества жизни людей». В рамках этого визита намечалось, что американские гости посетят украинские предприятия, встретятся с молодежью, проведут дискуссию с членами парламента и правительства, примут участие в круглом столе с призывом не разжигать конфликты на территории Украины в угоду сиюминутным политическим выгодам. Украинцы познакомятся с философией коренных народов Америки, представлениями о свободе и демократии. В состав делегации, кроме Джозефа Брингс Пленти, его сына с сына Коула Брингс Пленти и Кауилани Кахалекаи должны были войти президент племени навахо Бен Шелли с женой Мартой, а так же его советник Дезвуд Том, но они не приехали. К слову сказать, кулинары-навахо совсем недавно посещали Украину, однако их посещение не наделало столько шуму, сколько визит Джозефа и Кауилани.

Не успели представители коренных народов покинуть Украину, как тут же интернет взорвался сарказмом и насмешками, в очередной раз продемонстрировав не лучшую сторону общественности. Дошло даже до того, что Джозефа Брингс Пленти объявили «самозванцем». Вообще, когда речь заходит о подобного рода встречах, призванных наладить мир между народами, сразу же возникает ажиотаж, шумиха и вброс всевозможного рода дезинформации, что свидетельствует о неких силах, для которых любое мирное существование и проявление уважения к другим народам стоит как кость в горле. А когда речь идет о представителях коренных народов, то воздух просто начинает сотрясаться от дикого улюлюканья и пошлости анекдотов, не говоря уже о стереотипности как в подаче материала, так и его обсуждении.

Кауилани Кахалекаи,активистка,борющаяся за мир, за права гавайских и индейских народов, по непонятным причинам была названа "принцессой". Хотя этому есть объяснение. История стереотипов имела и имеет серьезные культурные последствия для индейцев. Так, стереотип «принцессы» был создан для того, чтобы узаконить индейских женщин как потенциальных партнеров по браку для белых.

«Народы нашей страны никогда не имели даже такого понятия, как «королевская семья». «Индейская принцесса» – исключительно европейская концепция. У нас не было и нет ни королей, ни королев, ни принцесс».Кауилани Кахалекаи хотя и не является индианкой, но то же самое можно сказать и о гавайцах.

Джозеф Брингс Пленти (Приносит-Изобилие), бывший председатель племени в резервации Шайенн-Ривер ныне преподает культуру лакота в школе Такини, в Шайенн-Ривер.

Вот теперь то,что касается «вождей», большинство индейцев никогда не были вождями в соответствии с голливудской концепцией. Это наименование белые давали индейским лидерам. Европейцы, прибывшие на американский континент, просто не могли понять структуру устройства индейского общества. Очень часто это делалось для того, чтобы узаконить кражу племенной земли, давая якобы «вождям» принимать решения или подписывать документы, на что возведенные белыми в ранг «вождей» не имели ни прав, ни полномочий.

«Трубка мира», которая никогда не существовала в действительности, – это еще один стереотип, созданный фантазией евро-американцев.

«Сидящий Бык сказал однажды, что здесь не могло быть просто-напросто трубки мира, потому что мира, как такового, никогда и не существовало. Трубка является священной для многих людей и мы относимся к ней с большим уважением. Мы никогда не набивали трубку какими-либо наркотическими веществами, мы использовали лишь табак, часто смешивая его с другими травами: мятой, ивовой корой или листьями для приятного вкуса и аромата». К примеру, на территории резервации навахо с 2008 года запрещено курить сигары, трубки и сигареты. И наказание за это нарушение предусматривает большие штрафы.

Слово «краснокожий» – это расистское презрительное прозвище, данное индейцам европейскими колонизаторами. А называть типи вигвамом – все равно что называть деревянную избу каменным сооружением.

Возможно, в этом визите многие узрели некую причастность правительства США. Да, индейцы являются гражданами Соединенных Штатов Америки с 1924 года. Но ратующий за западные образцы «демократии и свободы» индеец – это все равно что поющий оды нацизму еврей. Достаточно вспомнить геноцид, развязанный правительством США против индейцев и ставший впоследствии образцом для Гитлера, чтобы это понять.

«Мы приехали сюда, чтобы говорить о свободе. Поговорить о нашей стране и о том, как мы продолжаем работать, чтобы быть свободными. И мы также хотели больше понять, что такое Украина. Мы столько всего узнали об этой стране, и мы расскажем об этом у себя на родине». – Кауилани Кахалекаи.

«Свобода – это не то, что дается просто так. Мы, как и украинцы, стремимся к духовной свободе. Те войны, в которых участвовало племя лакота, дало новому поколению племени возможность стать сильнее». – Джозеф Брингс Пленти.

В чем же отличие индейского понятия «свободы» от привычного нам европейского и американского? Прежде всего в ответственности: в ответственности перед своим народом, в ответственности перед своим культурным наследием, перед своими детьми, в сохранении себя как уникальных наций с богатым духовным наследием. Да, свобода – это прежде всего уважение, духовность, честь и все то, что составляет истинные внутренние человеческие ценности. Свобода – это значит быть самим собой и гордиться своими корнями. Это то, что индейские народы пытаются сохранить на протяжении нескольких сотен лет. Это то, что американское правительство не смогло уничтожить ни террором, ни школами-интернатами, ни ассимиляцией, ни стерилизацией.

«Наша борьба, направленная на то, чтобы выжить как народ, продолжается и в наши дни – борьба за сохранение не только нашей культуры и нашего языка, но также нашей истории и нашей земли. Хотя теперь я живу в западных пределах индейской резервации Шайенн-Ривер, но рос в Пайн-Ридж среди моих родственников оглала всего лишь в нескольких милях от Вундед-Ни. Один член моей семьи пережил эту бойню; другие погибли. Теперь наше достояние под угрозой превращения в товар для сделки с недвижимостью, в еще один земельный участок из числа тех, что когда-то были нашей землей, а потом оказались проданы с аукциона предложившему самую высокую цену. Крики наших убитых все еще отдаются эхом от пустынных холмов – мы храним память о них в сердце всю свою жизнь. Но шум бульдозеров и звяканье монет торгашей могут, в конце концов, заглушить эти крики». – Джозеф Брингс Пленти.

А теперь спросите себя: что для вас свобода? Те ли жестокие идеалы, которые нам стремится навязать Запад или те мутные идеалы, что нам диктует Европа? Сумеем ли мы сохранить свои культурные ценности и традиции? Сумеем ли мы вновь стать единым народом? Сумеем ли мы вновь жить в мире и согласии? Сумеем ли побороть в себе жадность? Сумеем ли мы относиться с уважением друг к другу, отбросив всю стереотипность и предвзятость?

Индейцы не учат нас «как жить», они всего лишь делятся своим опытом борьбы за истинную духовную свободу. Прислушайтесь к своему сердцу, будьте человечнее друг к другу.

И в завершении мне хотелось бы добавить слова,сказанные моей подругой из гавайского народа,Найей,как отзыв, на всю ту грязь,которую выплеснули в след мирной делегации:

"Наши женщины стоят рядом с нашими мужчинами с уважением... они сильны и духовно, и физически и стоят за то, во что верят... во многом, как ваш народ... Мы из Айны (Земли) и испытываем огромное уважение к тому, что мы называем домом... Мой народ живет простой жизнью... но пришельцы заставили нас чувствовать себя грязью под их ногами, но наш дух и любовь матери и детей... они никогда не смогут отнять... Все люди, страдающие от жадности, разрушения и неуважения к нашей Матери-Земле, становятся сильными,это то, чего боятся тираны".

 

Александр Caksi*Два Волка*