Индейский персонаж

Индейцы в художественной литературе

 

Статья «Индейцы в художественной литературе» была опубликована в мае 1995 года в изданиях Ransom Notes и Los Angeles Sisters in Crime. Я добавил примечания редактора. Они помогают прояснить структуру статьи. Некоторые статьи требуют примечаний, особенно те места, где говорится о захвате территорий и использование образа индейца как дикаря, но это остается на моей совести. Я стремился получить как можно больше информации, насколько позволяло время, в какое писалась статья, и любые недоработки, как я уже говорил, – на моей совести.

 

Индейская мифология и индейские персонажи являются частью художественной литературы уже не одну сотню лет. Быстрое изучение вашей книжной полки покажет множество примеров от Калибана в шекспировской "Буре" до Вождя Метелки в "Полете над гнездом кукушки" Кеси и Евы из "Соломенной девушки" Абигейль Пэджитт. Несмотря на то, что книжные агенты говорят о продаваемости этнических персонажей, индейским героям часто не придают значения. Вероятно, в какой-то мере оттого, что характер индейского героя трудно передать.

 

Что должен знать писатель, чтобы придать реализм индейскому персонажу?

 

Достаточно ли сказать, что он был смуглым, его волосы были заплетены в косу, а взгляд мог заставить волосы голландца свернуться колечками или что она была дикарской красавицей с обсидиановыми глазами, отражающими историю множества поколений?

В прошлом, как впрочем и по сегодняшний день, индейские персонажи использовались как символы: вымышленные дикари, противостоящие цивилизации. Они были этаким большим белым китом, против которого пришлось бороться цивилизации за экономическое процветание, дикари, которые должны были быть завоеваны технократией процветания. Но, если отбросить экономику в сторону, то это была борьба против природы. Использование индейцев как символов в современном пост-западном мире продолжает оставаться нецивилизованным, но теперь мы стремимся вобрать в себя и принять эту часть нас, ту дикарскую мощь, которую мы боимся и которую потеряли навсегда.

 

Фильмы и книги.

 

Достаточно посмотреть фильм «Танцующий с волками», чтобы продемонстрировать эту точку зрения. В этом столь известном фильме, мы видим кавалерийского офицера Дамбара, который чуть не потерял ногу на войне между Севером и Югом. Получив очередное предписание по службе. он оказывается на самой границе, где живет идиллической жизнью, танцует с волками и дружит с лакота. После нескольких месяцев свободы с лакота судьба вновь сводит его с белыми солдатами. Правительство вмешивается и забирает его свободу. Ведь правительство угрожает каждому свободному человеку. Индеец в данном случае как символ правого крыла паранойи. Вы думаете, это серьезное переосмысление? Нет. Почему? Пауни. Некоторые индейцы свободны, умны, любящи, а другие изображаются беспощадными убийцами, которых необходимо уничтожить. Для не-индейцев этот миф соответствует их рациональному мышлению. Единственный положительный аспект фильма в том, как он изображает индейскую семью. Разящая Птица занимается любовью со своей женой.

Голливуд всегда представляет индейцев в нереальном свете, как мужчин, так и женщин. Тем не менее, есть несколько успешных и заслуживающих внимания примеров: «Дорога на пау-вау» и «Громовое сердце». «Дорога на пау-вау» наиболее близка к идеальному представлению об индейцах, хотя сам автор книги с этим не согласен. Три основные причины успеха персонажей из данных примеров:

1) исторически верный контекст;

2) полное раскрытие характера персонажей и...

3) юмор.

Писатели иногда преуспевают там, где кинематографисты не в силах это сделать. Тем не менее, большая часть этого успеха в том, что вышли они на свет сравнительно недавно. И только одна женщина-писатель среди самых интересных мистических авторов последних двадцати лет смогла затронуть сердце индейского персонажа. Тем не менее, нет ни одного индейского персонажа, вышедшего за пределы книги и достигшего коллективного сознания. Делая обзор литературы с индейской тематикой, постарайтесь всесторонне и глубоко проанализировать прочитанное вами, чтобы понять индейского героя. К сожалению, эта задача выходит за рамки данного обзора. Иначе говоря, самое важное – это понимание индейского персонажа, или же, наоборот, непонимание, в контексте их существования.

 

Индейские персонажи.

 

Большинство современных мистических авторов стремятся к реализму. Учитывая, что литературный реализм - такая же выдумка, как и семиотика (теория знаковых систем), искусственное описание определенного мировоззрения, – современные писатели создают реальные характеры, а не аморфные, не основанные на точке зрения, а всего лишь обладающие точкой зрения. Хотя сегодня в литературе прибегают к аллегориям и символизму, продолжая неверно использовать индейские характеры, ошибка только тогда становится явной, когда символ становится важнее героя.

Это уловка. Для описания индейца, писатель должен руководствоваться тем же правилами, применяемыми к любому другому персонажу. Индейцы не являются символами, и персонаж не должен быть символом, хотя полностью отойти от подобного рода понятия не всегда возможно. Трудно создать реального персонажа, о котором мы имеем очень мало представления, но наградой за труд станет просвещение.

 

Знание прошлого.

 

Существуют важные аспекты при создании индейских персонажей, имеющие историческую почву. Хотя мысли, действия и мотивация могут быть схожими, есть фундаментальные различия. Подобно тому, как умные мужчины и умные женщины могут быть во многом схожи, существуют основные различия, которые нельзя игнорировать. Для индейских персонажей – это прошлое. Очень мало индейцев могут по-настоящему отойти от исторического прошлого и, более того, хотят это сделать. Индейцы-герои произведений не будут реалистичными без истории их народа. Знания индейцев об истории часто сопряжено с гневом на спровоцированный правительством геноцид, но глубинная правда заключается в горе из-за потери свободы. Индейский персонаж признает, что их земля украдена и никогда не будет освобождена. Эти горе и ярость часто приводят к бутылке или другим способам забыться.

 

Там, где индейский персонаж проявляет гнев, не-индеец испытывает страх или вину. Это слабо проявляющееся коллективное. Некоторые могут утверждать, что такого не существует, но большинство американцев, знающих историю страны, чувствуют угрызения совести. Другие находят оправдания.

 

Гнев – это чувство, возникающее между персонажами из-за каких-либо неудач. Иногда его истоки намного глубже. Гнев индейца включает в себя острое чувство предательства и непохоже на гнев афро-американца или еврея. Есть определенная особенность, отличающая гнев индейца: насилие и осквернение его земли – его матери. Оно подобно чувству любого другого человека, ставшего свидетелем похищения, изнасилования, надругательства, пыток и убийства собственной матери. Подобное чувство может быть настолько велико и всеобъемлюще, что человек в слепой ярости способен разнести все вокруг. В сочетании с чувством порабощения и потери свободы, осознанием геноцида с самого момента прихода белых, иногда удивляешься тому, что среди индейцев так мало массовых убийц. Если бы не сила их духовности и чувство ответственности в круге жизни, они могли бы ими стать.

Часто современные индейские персонажи ассоциируются с поиском их духовного пути или обретением гармонии в безумном и чужом для них мире. Одним из распространенных мифов, прививаемом еще со школьной скамьи, -- то, что Колумб назвал индейцев «индейцами», считая, что приплыл в Индию. Но Индии тогда не существовало – в те времена она называлась Индостаном. In Dios, в боге – божьи люди – вот что вдохновило Матиссена и других на создание собирательного существительного «индеец». Во времена политкорректности часто используется термин «коренной американец». В Канаде употребляют сочетание «первые нации».

У всех индейских народов существует самоназвание, которое обычно означает «настоящие люди» или просто «люди». На племенном уровне индейцы называют племенную принадлежность. К примеру, персонаж может сказать о себе «я ирокез», но в большей степени вероятности он скажет: «я мохаук», если он знает свои корни. Выступая на политической арене индеец может сказать «я хауденошони, человек Длинного Дома», или «онгве онве, настоящий человек». Многие назовут и клан, членами которого они являются.

 

Городские индейцы.

 

По многим причинам: от поиска работы до вынужденного переселения – индейцы оказываются в городе. Для некоторых родителей рассказать детям о своем прошлом равнозначно обречь их на жизнь в ужасе. Как следствие, многие люди потеряли свои племенные связи. Одно или несколько поколений не нашли пути к своим корням. Но постепенно городские индейцы собираются вместе, устраивают пау-вау, формируют общины. На основе смешения традиций, песен и этикета сформировалась так называемая пан- индейская вера.

Поэтому пекуоты северо-востока проводят церемонию трубки, сидя в инипи (церемония, проводимая в палатке потения у лакота ) и распевая песни приветствия духов чумашей.

 

Индейцы в резервациях.

 

Индейский персонаж, живущий в резервации, будет очень сильно отличаться от своего городского собрата знанием истории, разительно не похожей на голливудскую фантазию или американский миф. Многие жители резерваций могут ощущать, что городские индейцы утратили связь со всем сущим, и потому могут подвергать критике их способы обретения гармонии. Другие же, наоборот, полагаются на их помощь в преодолении страха перед чуждой культурой и чувства отщепенничества.

Обычно традиционный индейский персонаж говорит на родном языке и знает несколько церемоний. Индеец-христианин может быть, а может и не быть знакомым с традиционными церемониями. Индейские персонажи-христиане чаще бывают ассимилированы и могут не испытывать гнева той глубины, что традиционалисты. Соприкосновение зачастую создает очень интересных героев.

 

Выбор имени персонажа

 

Очень часто выбор имени является одним из самых забавных аспектов при написании книги, не поддающего логике. Имена могут быть разные. Индейцы сиу, лакота, как правило, имеют яркие имена, например Сидящий Бык или Бешеный Конь, у других же народов они не такие красочные. Некоторые имена, вроде «Слепая Сова», вообще могут быть оскорбительны для того или иного народа, в культуре многих племен сова – предвестник смерти.

 

Шаблонные характеры.

 

1) индейский знахарь в ожидании белого, который должен прийти и спасти его народ;

2) благородный дикарь, который дружит с поселенцами и защищает их;

3) свирепый дикарь, убивающий белых направо и налево;

4) индейская женщина, часто называемая «принцессой», которую, как и фронтир, приручает и покоряет мускулистый качок.

 

Большинство вестернов используют эти клише, даже относительно недавно вышедшие «Последний из могикан», «Скванто» и «Покахонтас». Стоит только посмотреть на наряд диснеевской Покахонтас и гадать, о чем думали аниматоры во время работы над мультфильмом.

 

Главенствующая роль женщин

Многие индейские нации матриархальны. Женщины руководят, хранят истории, дают имена. Женщины являются дарителями жизни, они же объявляют о Дне благодарения. Они строгие, но справедливые наставники для молодежи. Они постоянно наблюдают.

Традиционные женские характеры могут быть мощной моральной основой и рассказчицами, делясь увиденным. Вдалеке от дома они могут утратить свое направление в мире чувств. Женщины настолько важны в жизни индейцев, что многие мужские церемонии включают некоторые аспекты из жизни женщины. Инипи – это матка, а Танец солнца представляет боль, испытываемую женщинами при родах.

 

Церемонии.

 

Другие церемонии – это благодарение, некоторые – церемонии исцеления и увеселения. Они приурочиваются к важным событиям в жизни народа и связаны со сбором урожая или фазами луны. Это время, которое можно провести в кругу семьи, с друзьями, когда ощущение праздника просто витает в воздухе. Ирокезские народы умеют быть благодарным и радоваться жизни. Именно в этом они находят свои жизненные цели: заботиться о Матери-Земле и радовать Создателя.

Индейцы состоят из многих наций, которые объединены любовью к Черепашьему острову (Америке) и связью с Создателем. Индейцы почти повсеместно имеют отличное чувство юмора, сильные семейные связи, которые выходят за пределы кровного родства, и глубокую веру в мир духов. Все это отражается на индейском характере и показывает более реалистичное изображение индейца как личности, а не те выдуманные и распространенные образы дикаря в голливудских фильмах и ранних произведениях художественной литературы.

 

Часто задаваемые вопросы.

 

Индейцы плачут? Да, особенно от смеха.

Все ли индейцы темнокожие? Нет, после Колумба.

У индейцев есть бороды? После Колумба и прочих.

Индейцы пришли в Америку с другого материка? Нет.В легендах индейские народы всегда были здесь. Хотя в легендах жалаги говорится, что они пришли с севера, а у делавэров – что они пришли с юга.

Что такое «скво»? Это оскорбительное слово для большинства индейских женщин, означает «шлюха», «влагалище».

У индейцев есть принцессы? Только на пау-вау в конкурсах красоты.

Кто такой индеец? Человек, который может отследить свое происхождение от коренных народов Америки. Цвет кожи не имеет значения. Многие считают, что это духовный путь.

 

Рекомендуемая к прочтению научно-популярная литература.

 

«Индейская страна» Питер Матиссен (Indian Country, Peter Matthiessen)

«Индейские дарители» Джек Уэзерфорд (Indian Givers, Jack Weatherford)

Серия заметок «Индейские женщины» под редакцией Батай и Сэндс (American Indian Women eds. Bataille and Sands)

«В духе Бешеного коня» Питер Матиссен (In the Spirit of Crazy Horse, Peter Matthiessen)

 

Серия заметок «Изгнанник в Стране Свободы» под редакцией Лайенз и других писателей (Exiled in the Land of the Free eds. Lyons et al)

 

Рекомендуемая художественная литература

 

«Альманах мертвецов» Лесли Мармон Силко (Almanac of the Dead, Leslie Marmon Silko)

«Любовное зелье» Луиза Эрдрич (Love Medicine, Louise Erdrich)

«Внучки паучихи» Паула Ганн Аллен (Spider Woman's Granddaughters, Paula Gunn Allen)

«Тонто и Одинокий Рейнджер. Кулачный бой на небесах» Шерман Алекси (Tonto and the Lone Ranger Fistfight in Heaven, Sherman Alexie)

«Зеленая трава.Голубая вода» Том Кинг (Green Grass, Blue Water, Tom King)

«Дом из Рассвета» Наварр Скотт Момадей (House Made of Dawn, N.Scott Momaday)

 

ВНИМАНИЕ:

 

ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ КНИГ СЭН БИРА, ВАБУНА, ЛИНН ЭНДРЮС и КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ. ИХ КНИГИ НЕ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЯ К ИНДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Если вы все же решили их прочесть - читайте, но не забывайте об одной истории.

Прогуливаясь в горах, юноша вдруг услышал: «Помоги мне!» Юноша поспешил на зов. Это гремучая змея, увязнув в снегу, звала его: «Помоги мне, юноша!» «Но ты ведь гремучая змея и ты укусишь меня.» «Нет, я обещаю, я не стану тебя кусать, помоги мне». Юноша осторожно взял змею и, отогрев, положил в сумку. Спустившись вниз, он поспешил выпустить змею. Змея, выползая из сумки, укусила юношу. «А как же твое обещание?»,-молвил юноша, умирая. «Подбирая меня в горах, ты знал, кто я», - прошипела змея и ускользнула прочь.

 

Автор: Ларри Хилл.Перевод Александр Caksi*Два Волка*