Я родился с бронзовой кожей

20 марта 1871 года в Морли, Альберта, родился Татанга Мани (Tatânga Mânî, известный также как Джордж Маклин). Белый миссионер Джон Макдугалл взял над ним опеку, и мальчика приняли в школу для белых, где он получил образование. Вернувшись в родную резервацию стони (ассинибойны), он стал мудрым руководителем своего клана Медвежья Лапа (1907-1912 гг). С 1912 по 1916 был вождем стони. Когда Татанга Мани был уже в преклонном возрасте, ему было предложено выступить в качестве эмиссара мира от имени правительства Канады, коим он и являлся с 1934 года вплоть до своей смерти 26 декабря 1967.

 

Из речей Татанга Мани:

 

“Никто не пытается заставить койота действовать так, как действует бобр или орла вести себя, словно малиновка. Христиане с их чувством превосходства видят себя отделенными, отдельными существами от животных и растений, чуть ли не особым замыслом. Возможно, принципы братства, в которых так остро нуждается мир, гораздо легче приходят к индейцу.

Вы знаете, что деревья умеют говорить? Они общаются друг с другом и будут говорить с вами, если вы будете слушать. Беда белых в том, что они не слушают. Они так и не научились прислушиваться к индейцам и, предполагаю, они не станут слушать другие голоса в Природе. Но я многому учусь у деревьев: иногда я узнаю от них о погоде, иногда о животных, иногда о Великом Духе.

У нас не было законов, но у нас были очень хорошие отношения с Великим Духом, создателем и наставником всего и всех. Вы, белые, сочли нас дикарями. Вы не поняли наших молитв. Вы даже не пытались их понять. Когда мы молились солнцу, луне или ветру, вы называли нас идолопоклонниками. Не понимая, вы осудили нас, посчитав заблудшими душами, и все только потому, что наше почтение отличается от вашего поклонения. Мы видим присутствие Великого Духа во всем: в солнце, луне, деревьях, в ветре и горах. Мы приходили к Нему через все это. Что же в этом было плохого? Я думаю, наша вера гораздо сильнее, чем у тех белых, которые с пренебрежением называют нас язычниками. Красные дикари ближе к природе, чем белые дикари. Индейцы живут ближе к природе, но быть ближе к природе - не значит жить в темноте. Природа - это книга великой силы, которую вы называете Богом, а мы - Великим Духом. Но разве все дело лишь в имени? Как я понимаю природного наставника, Он не ограничивает истину лишь немногим избранными людьми, оставляя других в вечной темноте. Если Великий Дух готов раскрыть секреты, значит, Он даст шансы на познание всем людям во всех странах.

У нас не было ваших конфессий, разделяющих нас, все это лишь способствует ненависти во имя религии. У нас не было искусственных наставников, ведущих нас к «правильной жизни»; природа была нашим наставником. Природа - все еще Библия, и я только что вернулся домой после многих дней ее изучения.

Я скажу вам, что я думаю. Мы были в лучших отношениях с Великим Духом до прихода белого человека. Белые запугиванием вынуждали нас присоединиться к их верованиям. Нас пугали геенной огненной как поклонников дьявола. Запугивание? Кто бы не испугался, если бы ему сказали, что после смерти он обречен вечно гореть в огне, и единственное спасение - это перейти в другую веру? Белый человек хотел как лучше. Многие из миссионеров были моими друзьями, но они недооценивали индейскую веру, когда использовали страх, чтобы заставить нас измениться. В нашей индейской религии нет такого понятия, как «ад», и мы даже представить себе не можем, что Великий Дух в качестве наказания способен обречь человека на муки вечные .

Мой народ искал истину на протяжении многих поколений, и он продолжает это делать. Все расы человеческие ищут ее. Возможно, это объясняет то, почему все мировые религии имеют общие черты, такие, как щедрость, прощение и вера в жизнь после смерти.

Большая Воронья Нога из племени черноногих был мыслителем, с этим согласны все, но он никогда не отказывался от своей родной религии. Они уговаривали его, но он придерживался своих убеждений. Старый вождь не высмеивал вашу религию и ее учителей, но его собственная вера принесла ему достаточное удовлетворение и комфорт. То же можно сказать и о Пиапоте . На него много лет давили, пытаясь изменить его. Он не пытался приобщить белых людей к своей религии, но он ненавидел фанатизм и у него не было времени на людей, которые утверждали, что религия белых была вдохновлена Создателем, а религия индейцев - нет. Кем же тогда она была вдохновлена, по их мнению?

Воспитание детей вдали от природы неполноценно. Я полагаю, ваши мальчики и девочки никогда не видели, как цветет ива, как малиновка строит свое гнездышко или как холмы покрываются травами. Асфальт хорош для автомобилей, но он плох для детей. Холмы всегда красивее любых каменных зданий, сама по себе жизнь в городе искусственна. Многие люди вряд ли когда-нибудь чувствуют настоящую землю под своими ногами, видят растения растущими, кроме как в цветочных горшках, или оказываются достаточно далеко от уличных огней, чтобы поймать очарование ночного неба, усыпанного звездами. Когда люди живут далеко от мест, созданных Великим Духом, им легко забыть Его законы.

Вы видите, мы потеряли нашу землю и нашу свободу, но мы не должны утратить наши индейские пути и обычаи. Как индейцы, мы можем сделать существенный вклад в канадскую культуру. Возможно, это не приходило в голову белым, что красные, черные, желтые народы могут иметь идеи об удовлетворении мировых потребностей. Я ни в коем случае не оправдываю борьбу между нашими народами или практику скальпирования, но в некотором смысле у нас был значительно лучший образ жизни. По крайне мере, у нас были лишь незначительные стычки, но мы никогда не развязывали глобальных конфликтов, как это делала так называемая белая цивилизация. В мире белых слишком много безумия. Мы думаем, что белым лучше притормозить и жить ближе к земле, деревьям и всему растущему, вместо того, чтобы скакать, как обезумевшие бизоны в загоне. Если бы они прислушались к нам, они смогли бы найти удовлетворенность, которую они не заметили в их безумной спешке за деньгами и за наслаждением, которое они рассчитывают купить.

Очень странно, но о в попытке решения индейской проблемы во власти говорят почти все, кроме индейцев. Многие из нас могли бы дать хороший совет по этому вопросу. Но помните, что мы гордимся нашей расой, и мы хотим остаться индейцами. Я родился с бронзовой кожей и мне это нравится. Кто-то из моих друзей родился белым, кто-то черными, кто-то желтыми. Есть ведь желтые розы, белые розы, красные розы и аромат одного цвета роз так же прекрасен как и аромат другого. Я надеюсь, что мои дети будут жить в мире, где люди всех цветов кожи смогут работать вместе без какой-либо расовой дискриминации. Вы должны принять нас, как индейцев, которые хотят быть индейцами и которые гордятся тем, что они индейцы.

 

Перевод Александр Caksi*Два Волка*