Развитие стереотипов

Фабрикация индейского образа в культуре белых американцев началась примерно в 1820 х гг. Как раз тогда национальные чувства, связанные с индейцами, превратились в своего рода шизофренические описания, которые процветают и по сей день. Основную позицию занимают два противоположных стереотипа: "благородный дикарь" (дружелюбный, духовный, мистический хранитель земли, живущий в гармонии с окружающим его миром) и "низменный дикарь" (мародер и кровавый убийца, демон ада во плоти, скальпирующий женщин и детей. После покорения: вор, безнадежный пьяница, нищий и лентяй, живущий на государственные подачки). Вначале стереотип о "благородном дикаре" развивали в Европе, а затем и в США, в тех областях где "индейская проблема" была решена. Манифест Судьбы укатил на запад, а там, где индейцы были побеждены и не представляли собой угрозы, с них можно было лепить яркие и необычные образы. В последнее время карикатурный образ "низменного дикаря" всплывает тогда, когда индейцы начинают заявлять о своих правах, как например это было в северной части Висконсина и Мичигана, где коренные народы отстаивали свое право на добычу рыбы гарпуном или когда индейцы начинают добиваться некоторых экономических и политических успехов с доходов от казино. Современные белые американцы сердятся на индейцев, когда те не вписываются в романтизированный ими образ "благородного дикаря" и подло переделывают его в "низменного дикаря". Как бы там ни было, оба стереотипа изображают индейцев по-детски наивными, примитивными и всегда отличающихся от любой другой расы.

Первыми о "низменных дикарях" заговорили пуритане, когда оказались в опасном положении в начале колонизационного периода. Пилигримы зимовали на борту "Мэйфлоуэр", после их прибытия в Новую Англию в 1620 году. Уильям Брэдфорд в "Плантация Плимута" писал: "Они вглядывались в дикую необитаемую местность, полную зверей и диких людей, даже не догадываясь о том, какое множество их скрывается там". О первых контактах Брэдфорд писал, что дикари постоянно "прячутся" и воруют инструменты, при первом же удобном случае. Вскоре, через англо-говорящего Скванто они познакомились с Массасойтом, великим сахемом вампаноагов, с которым заключили мирный договор в 1621 году. Этот хрупкий мир сохранялся до 1661 года. Массасойт умер и его место занял Вамсутта, сын сахема. После смерти Вамсутта в Плимуте, где он вел переговоры с пуританами, его младший брат Метаком стал сахемом поканокетов и великим сахемом конфедерации вампаноагов.

Англичане называли Метакома "Филипп поканокет", но из-за его царственной осанки к нему приклеилось прозвище "принц Филипп". Когда же началась война между англичанами и вампаноагами, в 1675 году, Метакома стали саркастически величать "король Филипп", поэтому эта война вошла в историю как война короля Филиппа (восстание красного короля).

Сложно сказать, почему возник этот конфликт. С одной стороны вампаноаги вели активную торговлю с англичанами, в частности покупали у них железные орудия труда и к тому же использовали англичан как своих союзников, против исконных врагов. Но, с другой стороны, как только колониальное население увеличилось (по некоторым оценкам оно удваивалось каждые 25 лет), экспансия изменила и саму динамику торговли. Колонисты стали строить небольшие поселения в областях между прибрежными равнинами Новой Англией и долиной реки Коннектикут, оказывая давление на индейцев.

В 1671 году суд в Плимуте, заслышав о постоянных угрозах в адрес колонистов, попытался заставить индейцев передать огнестрельное оружие обратно в колонию, что еще более усилило недовольство среди индейцев.

Свою роль сыграли и попытки пуритан обратить коренное население в христианскую веру, через "молитвенные городки", резервации созданные массачусетскими чиновниками, где новообращенные должны были изучать язык, быт и традиции англичан.

В январе 1675 года англичане обнаружили убитым одного из крещёных индейцев, служившего им Джона Сассамона. По этому делу были схвачены, осуждены и повешены, 8 июня 1675 года, три якобы виновных воина из племени вампаноагов. Некоторые индейцы считали повешенных воинов невиновными и решили, что суд Плимута оскорбляет индейский суверенитет. Группа поканокетов, возможно без ведома Метакома, напала на Суонси, отдаленный городок, разорив его и убив несколько жителей. Колонисты в свою очередь быстро уничтожили город вампаноагов на Маунт Хоупе. Война разгорелась. В августе 1676 года индеец Джон Альдерман выдал место где скрывался сахем. Тело Метакома было разрублено, а его голова простояла на шесте в Плимуте 25 лет. Три года кровавого конфликта унесли много жизней с обеих сторон. Колонисты стали больше полагаться на защиту британского правительства, которое вскоре попытались использовать их в своих корыстных целях. Последствия для индейцев были еще более разрушительны и имели далеко идущие последствия. К 1678 году больше половины коренного населения Новой Англии было уничтожено. Самого Метакома на добрую сотню лет записали в "низменные дикари", изображая его как исчадье ада, с которым вынуждены были героически сразиться пуритане, выполняя божье дело. Во время американской революции эта идея получила продолжение, идеализируя "первого поселенца", чья ранняя колониальная борьба против природы и животных (в том числе индейцев) помогла оправдать стремление к независимости. Одним из инструментов этой пропаганды стала книга Бенджамина Чёрча "Увлекательные заметки по поводу войны короля Филиппа", капитана участвовавшего в ликвидации Метакома. Впервые она была опубликована в 1716 году объемом в 120 страниц, без каких-либо примечаний и иллюстраций. В годы британской налоговой политики и колониального протеста книга была переиздана (1772 год), в нее добавили жизнеописание самого автора и гравюру "короля Филиппа" от Пауля Ревера. Сахем изображен как приземистый коротышка, больше походящий на гнусного карлика, в общем типичный "низменный дикарь". (Подобный прием был применен и режиссером Брюсом Бересфордом, в фильме "Черная сутана", изобразившим Местигойта, знахаря, злобным карликом, как антипод доброму католику-миссионеру. прим. пер.) 

Создание образа "благородного дикаря" связано с романтизмом и его влиянием на первое поколение американских писателей, особенно таких как Вашингтон Ирвинг и Джеймс Фенимор Купер. 

Ирвинг со своей статьей "Черты индейского характера" (1819-1820) прочно укрепил образ индейца в природном "пейзаже". Романтизируя дикую местность, в которой жили "благородные дикари", местность, которая так стремительно исчезает, писатель критикует первых европейских колонистов. Эту тему особенно развернул Купер в "Пионерах" (1823) где действие разворачивается на закате 18-го века в недавно основанном поселке колонистов на берегу озера Отсего и описывает жизнь и нравы американского приграничья. Куперовская "цивилизация", однако, склонна к разрушению природы. Колонисты жгут в очагах кленовые деревья, стреляют из пушки в диких голубей, сетями вытаскивают из озера сотни фунтов рыбы, хищнически опустошая озеро и все это забавы ради. Натти Бампо, воспитанный дикой природой и индейцами, критикует цивилизацию и говорит, что это грех убивать больше, чем можно съесть и т.д. Тем временем благородные индейцы стараются понять и принять "порядок" возложенный на них в виде строгих законов охоты. 

В начале 19 века новая тенденция в изображении индейцев была частью сознательной компании по формированию национальной идентичности. Независимость и окончательный разрыв с Англией в 1812 году заставили американцев вновь посмотреть на свое прошлое, что бы дистанцироваться от своих преимущественно британских предков. Первым делом они посмотрели на "первых американцев". Пилигримы были единственными кандидатами на создание мифического образа, который поддерживается по сегодняшний день, а индейцы стали символизировать романтическую связь с дикой, девственной страной прошлого (по крайне мере на востоке Аллеган). Даже Метакому придали совершенно иной вид.

Вашингтон Ирвинг написал эссе о сахеме "Филипп поканокет" (1819-1820). Применяя к нему такой националистический термин как "патриот родной земли" Ирвинг подготовил почву для долгой истории, пытающейся оправдать и объяснить законность притязаний белых американцев на северо-американский континент, путем создания мифического отношения с романтизированной дикой природой континента (который теперь включал и индейцев). Затянувшиеся анти-английские настроения так же сыграли свою роль в создании мифического братства между американцами и индейцами. В 1819 в пьесе "She Would Be a Soldier; or The Plains of Chippewa"использовали небольшую, но важную роль индейца, которого сыграл Эдвин Форрест. Безымянный персонаж был проводником у глупого и неуклюжего британского офицера, которому противопоставлялся американец с его чувствами, логикой, лояльностью, патриотизмом и благородством духа. В одной сцене индеец попадает в плен к американцам и объясняет, почему он ненавидит их и служит британцам:

- Вы пришли с серебряной улыбкой мира и мы приютили вас в своих хижинах; мы охотились для вас, трудились для вас; но, когда вас стало много, вы словно волки возвысились над нами, лишили нас жилья, отобрали наш скот и отправили нас в пустынные земли, искать жилье; и сейчас вы просите меня, голого и плененного, стать вашим другом... спасибо! Разве я хотел быть вашим врагом, затаившим обиды? Нет, белый человек, нет!

Американец объясняет индейцу, что тот стал жертвой британской пропаганды и что американцы и индейцы единое братство в борьбе с иностранцами - англичанами. Индеец, задумавшись, осознает свою ошибку в мышлении и называет американца "братом", заявляя о своей дружбе. В 1825 году произошла очередная реабилитация Метакома, когда Сэмюэль Дрейк переиздал книгу Бенджамина Чёрча в Бостоне. На этот раз ее объем составил 304 страницы, книгу украшали новые образы печально известного вождя, высокого, сильного, красивого и отважного. Книга описывала первых поселенцев в героическом свете, но не демонизировала короля Филиппа. Успех тиража был настолько впечатляющим, что в 1827 году Дрейк опубликовал еще одно переиздание, на этот раз в 360 страниц.

Реинтерпретации индейцев и Метакома набрали обороты в 1826 году, но гигантский скачок был сделан в 1828 году, когда актер Эдвин Форрест, который был заинтересован в развитии уникальной американской пьесы, в одной из нью-йоркских газет "Критик" увидел объявление: "500 долларов автору лучшей трагедии в пяти действиях, где главный герой... коренной житель этой страны». Победитель Джон Аугуст Стоун с "Метамора или последний из вампаноаг". Эта пьеса впервые была поставлена в Нью-Йорке 15 декабря 1829 года и роль Метамора (прообраз Метакома) сыграл Форрест. Написана и сыграна она была в тот момент истории, когда США активно проводила индейскую политику. Пьеса защищала индейцев, но при этом оправдывала их принудительное переселение (или как называло это правительство "добровольная эмиграция") на западные земли. Враги у Метамора не столько американцы, сколько британцы. Он дружит с добрыми американскими колонистами Осеаной и Вальтером, которые с честью относятся к индейцу, хоть он и истинный дикарь, но любит свою землю, свою семью и держит свое слово. Он не христианин, но в его духовности зритель легко угадывал трепет перед Богом и христианское смирение. Метамора трагическая фигура пьесы, обреченная на неминуемую гибель, в которой виноваты вовсе не американцы, а Манифест Судьбы ищущих свободы белых, бегущих от тирании старого мирового порядка. Американцы оплакивают гибель индейцев и считают себя достойными приемниками северо-американского континента.

Эдвин Форрест был очень талантливым актером и отчасти благодаря его игре пьеса "Метамора или последний из вампаноагов" имела определенный успех. Поговаривали, что он в течение месяца гостил у индейского вождя в Новом Орлеане, вживаясь в роль. Его интерпретация "благородного дикаря" сфокусирована на внешнем облике, которым он наделил Метамора. Большинство из этих стереотипных атрибутов, как актер должен играть индейца, были созданы именно Форрестом: его "уух", мимика лица, гордая осанка (включая ходьбу по прямой), эмоциональный стоицизм, наполненный величием и пафосом. Однако в своей ярости он вновь становился "низменным дикарем". Телосложение Форреста и его голос были просто впечатляющими. В одной из сцен он с такой яростью и мощью замахнулся на белого томагавкам, что этот образ жестокого дикаря навсегда осел в сознании зрителей. Форрест своей игрой дал понять, что такому "чудовищу" не место в цивилизованном мире и ради этого же мира индеец должен исчезнуть. Как вы видите, вложить эти два стереотипа в один персонаж для аудитории создателям не составило труда. Свою роль в романтизации и демонизации индейцев в одном произведении сыграл Джеймс Фенимор Купер. Его самый известный роман "Последний из мохикан" (1826) где Чингачгук и Ункас хорошие индейцы, "благородные дикари", а Магуа и другие гуроны (хьюроны) плохие индейцы, нечеловеческие существа, питающиеся сырым мясом.

По мере того, как американцы продвигались на запад и захватывали новые земли, за Миссисипи, образ "низменного дикаря" вновь становился востребован. В 1837 году выходит в свет книга Роберт Монтгомери Бёрда "Лесной дьявол". Натан Слотер, герой книги, полная противоположность романтичным героям Купера. Он ненавидит индейцев и его основная цель уничтожить как можно больше "красной заразы". В предисловии к изданию 1837 Бёрд писал:

"Вероятно, мы должны извиниться за некоторые тона, что мы добавили к портретам индейцев, - эти тона темнее, чем на картинах других художников. Но, должны признаться, что североамериканский дикарь никогда не казался нам воплощением галантности и героизма, как другим. Тот факт, что он воевал и воевал регулярно с теми, кто не мог себя защитить или ему противостоять - с женщинами и детьми, с которыми не сражается ни один народ в мире, каким бы диким он не был, и раньше, и в настоящее время остается камнем преткновения для нашего воображения: мы вглядываемся в лесные дебри, ожидая увидеть отважного воина, вождя в уборе из перьев, смело бросающегося навстречу врагу, но видим его, обращенного в бегство, но увешанного скальпами несчастных женщин и детей. - Героизм?

C широким успехом "Метамора, или последний из вампаноагов", сцену наводнили индейские пьески. Их было так много, что скоро образ благородного дикаря превратился в бурлеск и пародию, благодаря чему в течение долгого времени индейцы считались неподходящими образами для серьезного искусства и литературы. Покорение Дикого Запада и равнинные племена вскоре вытеснили образ вампаноагов и всю ирокезскую конфедерацию из общественного внимания. Метаком, став простым "восточным индейцем", канул в небытие.

1861-1890. Равнинные индейцы. Хронология.

 

1861.Начало Гражданской войны. Многие племена, в том числе пять цивилизованных племен (проживающих сейчас в Оклахоме), выступили на стороне Конфедерации, которая пообещала индейцам сохранить их суверенитет за оказанную помощь. Война закончилась. В наказание правительство США лишило пять цивилизованных племен их земли.

20 мая 1862.Закон о гомстедах. Каждый гражданин США, достигший 21 года и не воевавший на стороне Юга против Севера, мог получить из земель общественного фонда участок земли не более 160 акров (65 га) после уплаты регистрационного сбора —10 долл. Поселенец, приступивший к обработке земли и начавший возводить на ней строения, получал бесплатно право собственности на эту землю по истечении 5 лет. Участок мог быть приобретён в собственность и досрочно, при уплате 1,25 долл. за акр; это открывало широкие возможности капиталистам для получения лучших земель и спекуляции ими. В США было роздано около 2 млн. гомстедов общей площадью ок. 285 млн. акров (115 млн. га).

1862г. Война дакота. В 1851 году правительство США и лидеры дакота-сиу заключили договор, индейцы уступили огромное количество земли на территории штата Миннесота в обмен на деньги и вещи. Большую часть обещанного индейцы так и не получили, из-за медлительности со стороны правительства, неэффективности и коррупции в Бюро по делам индейцев, а так же недобросовестности евро-американских торгашей. Лидеры дакота вернулись в Вашингтон для урегулирования возникших разногласий и потеряли еще больше земли. Тем временем эти земли поделили на участки, леса вырубили, а дичь фактически уничтожили. Индейский образ жизни находился под угрозой. К тому же неурожайный сезон 1862 года обрек дакота на  голодную смерть. Все это подтолкнуло молодых индейцев к радикальным действиям.17 августа 1862 года один молодой санти с отрядом из трёх других охотников убил пятерых белых поселенцев во время охоты. В течение следующих нескольких месяцев продолжались бои между индейцами и переселенцами, а позднее — американской армией, которые завершились капитуляцией большинства групп дакота. В ходе боевых действий погибло около 500 поселенцев и солдат.

К концу декабря 1862 года солдаты взяли в плен более тысячи индейцев, которые были посажены в тюрьмы Миннесоты. 303 человека было осуждено военным трибуналом и приговорено к смертной казни, за убийства и насилие. Судебное разбирательство по некоторым делам продолжалось менее 5 минут, никто не объяснял дакота сути происходящего и никто их не защищал. Президент Линкольн подписал смертный приговор лишь 38 индейцам из числа обвиняемых. 26 декабря 1862 года в Манкато их  принародно повесили.

Эта казнь стала самой массовой в истории США. Правительство упразднило резервацию, аннулировало все договоры с дакота и отдало распоряжение изгнать всех индейцев из Миннесоты. За скальп каждого дакота, убитого на территории штата, установили награду в 25 долларов. Исключение было сделано только для 208 мдевакантонов, которые не участвовали в конфликте и даже защищали поселенцев. Однако, потом и их переселили, сочтя ненадежными "товарищами".

От 1300 до 1700 дакота провели зиму 1862-63 г в концлагере, на острове Пайк, ниже форта Снеллинг. Более 130 человек умерло. Весной лагерь был перебазирован на юго-запад, а 4 мая 1863 года индейцев распределили по резервациям в Небраске, Южной Дакоте и Кроу-Крик на реке Миссури.

1864г. Резня на Сэнд-Крик. В 1851 году шайенны и арапахо занимали территории равные четырем западным штатам. В 1858 году на территории нынешнего штата Колорадо было найдено золото и евро-американцы усилили свое давление на индейцев. К 1861 году лидеры племен уступили большую часть своих земель правительству США. Некоторые группы шайеннов отказались признавать договоры и игнорировали установленные для них границы. Во время Гражданской войны основные части правительственных войск, квартировавших в Колорадо, были отправлены на фронт, оставив эту территорию без защиты. В штате были сформированы вооруженные формирования ополченцев, успешно воевавшие под командованием полковника Джона Чивингтона с армией конфедератов.

Руководитель ополчения Джон Чивингтон и губернатор территории Колорадо Джон Эванс заняли жесткую позицию в отношении индейцев. "Я пришел, чтобы убивать индейцев и считаю, что правильно и почетно использовать любые средства, чтобы убивать индейцев", - заявил Чивингтон. Ряд мелких стычек между индейцами и поселенцами весной 1864 года вскоре переросли в более серьезный конфликт. Многие из шайеннов и арапахо (включая бэнды Черного Котла и Белой Антилопы) стремились к миру. В форте Лайон их заверили в том, что они будут считаться "дружественными" и никаких действий против них предпринимать не будут. Черный Котел покинул Лайон и расположился со своими людьми в сорока милях севернее форта. С ним не было тех воинов-псов, которые отказались признавать границы. Вождь, уверенный в том, что его народу ничто не угрожает, отправил своих воинов на охоту.

В лагере осталось  не более 60 пожилых мужчин. Над типи Черного Котла реял американский флаг.  Однако, на рассвете 29 ноября 1864 года, Чивингтон с 700 добровольцами, многие из которых были пьяны, напали на шайенов. Из офицеров только капитан Силас Соул отказался выполнить приказ Чивингтона, другие же, проигнорировав и американский флаг и белый, учинили индейцам настоящую резню, жертвами которой стали преимущественно женщины и дети. Позже, Чивингтон на комиссии конгресса по расследованию резни, давал показания, что было убито 500 или 600 индейских воинов. Однако один из выживших шайеннов указал, что погибло 53 мужчины и 110 женщин и детей. Потери, которые понесли пьяные ополченцы (убито 10-15, ранено 50), были связаны с открытым ими же перекрестным огнем. (О зверствах, учиненных белыми головорезами, можно прочитать в статье Сэнд-Крик прим. пер). Расследование этой резни длилось недолго, общественное мнение быстро утихло, а главные ее виновники так и не понесли наказания. 1866г. "Битва Ста Убитых".  В отместку за резню на Сэнд-Крик и другие зверства, равнины племена объединились и объявили войну Соединенным Штатам. 1867г. Договор на Медисин Лодж. Один из крупнейших договоров в истории США, заключенный между США и нациями шайеннов и арапахо. Он предусматривал создание 2 резерваций в пределах Индейской Территории (нынешняя Оклахома). Эти резервации были созданы на землях, которые отняли когда-то у пяти цивилизованных племен. Теперь они предназначались для кроу, команчей, кайова,лакота, апачей и десятка других племен. Правительство должно было предоставить этим племенам возможность вести традиционное хозяйство, а также жильё, пищу и товары, в том числе огнестрельное оружие и орудия охоты. Взамен индейцы должны были прекратить нападения на поселенцев. 10 вождей подписали это соглашение, часть индейцев добровольно переселилась в резервации. Однако коммерческая охота на бизонов велась в нарушение условий договора на Медисин Лодж, а именно — охотники проникали на территории, принадлежавшие по этому договору индейцам. 1868г. Договор с лакота, закрепивший Черные Холмы за индейцами лакота.

 

1868г. Битва на реке Уошита. Армия США во главе с Джорджем Армстронгом Кастером, уничтожила деревню шайеннов Черного Котла на реке Уошита. Этот налет был частью массированной военной компании по сдерживанию всех  индейцев в резервациях.

1873-74гг. Бизонья война. Последняя отчаянная попытка шайеннов, арапахо, команчей и кайова спасти оставшиеся стада бизонов от евро-американских охотников в Оклахоме и Техасе.

1874г. Экспедиция Дж.Армстронга Кастера обнаружила золото в Черных Холмах. Наплыв золотоискателей нарушил условие договора 1868 года и лакота встали на защиту своей земли.

1876г. Сражение при Литтл-Бигхорн. 25 июня Кастер напал на большой охотничий лагерь лакота, шайеннов и арапахо на реке Литтл-Бигхорн, штат Монтана. Сидящий Бык, Галл, Бешеный Конь и несколько шайеннских лидеров, возглавив  своих воинов, разбили Кастера и его 7-ой кавалерийский полк.  Генерал Кастер и 250 его солдат были убиты, это стало крупнейшим поражением вооруженных сил США. И почти целый век викторианская эра расписывала этого генерала как благородную, героическую фигуру, который принес себя в жертву, во благо и процветания женщин и детей цивилизованного Запада. Только с 1970-хх, начиная, пожалуй с фильма "Маленький большой человек", этот налет романтизма стал просто осыпаться с этого человека. 21 век и признание жестоких фактов по отношению к многочисленным индейским племенам, а так же роли, которую сыграла в этом 7-ая кавалерия, окончательно изменило образ этого генерала. Сейчас битву при Литтл-Бигхорн все-таки начинают рассматривать как противостояние индейцев, защищавших свои традиционные земли и образ жизни, против непрекращающейся экспансии США.

1877, май Сидящий Бык отказался сдаться и увел своих людей в Канаду, где оставался в изгнании на протяжении многих лет.1877г. Нез-персе. После впечатляющего перехода более чем в тысячу миль, от своей родины в Орегоне, вождь нез-персе Джозеф сдался. США расселило индейцев на Индейской Территории, в очередной раз нарушив свое обещание  данное народу нез-персе.

19 июля 1881г. Сидящий Бык сдались в форте Буфорд. Он и его бэнд были направлены в форт Йетс, военный пост вблизи агентства Стэндинг-Рок. Вождь и его 185 человек были отделены от других хункпапа, собравшихся в агентстве. Чиновники, опасаясь, что так и не покорившийся вождь будет сеять смуту среди остальных индейцев, решили переправить Сидящего Быка и его людей в форт Рэндалл, как военнопленных. Погрузив индейцев (в общей сложности 172 человека) на пароход их отправили вниз по реке, в форт Рэндалл, где они и провели 20 месяцев. Вернуться в Стэндинг-Рок Быку позволили лишь в мае 1883 года.

1885г. Сидящий Бык присоединился к шоу Баффоло Билла Коди и ему дали разрешение покинуть резервацию. В течение четырех месяцев он странствовал с "Диким Западом", по слухам получал 50$ в неделю за то, что скакал на лошади по арене и проклинал белых на своем родном языке под их восторг и дружные овации. Сидящий Бык стал знаменитым и брал немалые деньги за фото и автографы.

1886г. После более чем двух десятилетий вооруженного сопротивления, Джеронимо и его группа (в том числе женщины и дети) были отправлены на поезде во Флориду, где их заключили в тюрьму в Сент-Огастин.

1887г. Закон Дауэса. В 1880-х гг американские реформаторы обеспокоились тем, что индейцы в резервациях не улучшают свой быт, а напротив, погружаются в нищету и отчаяние. К моменту издания закона 1887 г. индейцы в общей сложности еще владели 521 тыс. км2 земли. Подавляющая часть этих земель находилась в общинном пользовании. По новому закону, общинные земли нарезались участками, которые поступали индейцам в подворное владение; в течение 25 лет этот участок освобождался от налогов и повинностей и продавать его не разрешалось. После 25 лет индейская семья получала свой надел в частную собственность, а сами индейцы должны были стать гражданами США. Земли племени, оставшиеся от раздела, так называемые излишки, поступали в продажу американским гражданам. Племенная организация отменялась, индейцы поступали под «опеку» правительства. Проводя этот закон, правительство широко рекламировало его якобы единственную цель — приобщение индейцев к уровню жизни фермеров через фермерское хозяйство и поднятие их благосостояния. На самом деле смысл закона был совсем иным. Разрушение племенной организации и уничтожение общинной собственности должно было ослабить индейцев, уничтожив их как самостоятельные этнические группы, и облегчить захват их земель. Так оно действительно и получилось. Акт Дауэса позволил правительству отнять у индейцев львиную долю их земель в качестве «излишков». Таким образом, было изъято более 21 млн. акров, а у индейцев осталось всего 8400 тыс. акров земли гораздо худшего качества, чем земля, изъятая у них для продажи переселенцам. Но мало этого, даже и оставленные индейцам земли не могли долго удержаться в их руках. Акт Дауэса в еще большей мере включил индейцев в общую систему капитализма. Хозяйство индейцев, лишенное денежных средств и современных хозяйственных орудий, не выдерживало конкуренции с капиталистическими фермами. Индейцы вынуждены были сначала передавать свои участки в аренду, а по истечении 25 лет — и продавать их. Постепенно их наделы переходили в руки крупных корпораций, разорявших в равной мере белых и негритянских фермеров и индейцев. В результате наиболее пострадали резервации Северной и Южной Дакоты, Канзаса, Миннесоты, а так же Вайоминга, где лучшие плодородные земли достались евро-американским поселенцам. В течение первых десяти лет более 80 млн. акров индейской земли было выставлено на продажу.

1889г.  Конгресс США постановил разделить Великую Резервацию Сиу на пять частей. В это время некоторые племена уже начали исполнять Танец Духов, в надежде вернуть бизонов и прежний уклад жизни, в котором не было евро-американцев. Процесс по разделению начался в феврале 1890 г. Племена разделили на отдельные семьи с 320 акрами земли, теперь они вынуждены были заниматься сельским хозяйством, разводить скот и отправлять детей в школы-интернаты, где было запрещено все "индейское".

22 апреля 1889г. Земельная лихорадка. 50 000 человек боролись за участки на 2 млн. акрах земли, отнятой у индейцев, по закону Дауэса, в Оклахоме.

1890г. Танец Духов. Пережив видение во время солнечного затмения о загробной жизни, Вовока, пророк пайюте (так же известный как Джек Уилсон), объединил христианскую религию с индейским мировоззрением. Он призывал индейцев возлюбить друг друга, оставить прежнюю вражду и жить в мире между собой и евро-американцами. Бог так же открыл Вовоке, что все индейцы должны начать работать, перестать воровать и лгать, оставить свои традиционные практики самоистязания, связанные с трауром по мертвым.

Религия получила название "Танец Духов" и быстро распространилась по Великим равнинам и даже достигла Калифорнии, хотя каждый народ видоизменял ее, подстраивая под свои убеждения. Огромное количество последователей было среди тех народов, которые особенно пострадали от эпидемий, военных действий и евро-американских посягательств. Одним из главных атрибутов этого Танца стала "рубаха духов", призванная защитить одевшего ее от пуль белых. Летом 1890 года среди тех, кто посетил Вовоку, был лакота Пинающий Медведь, он и принес Танец Призраков в резервации сиу. Лакота переосмыслили видение пророка на свой лад и заменили "мирное существование с евро-американцами" на идею "обновленной Земли", где "все зло будет смыто", а все белые исчезнут с их земель.

1890г. Падение. Для помощи сиу, в период перехода к пяти более мелким резервациям, Бюро по делам индейцев наняло белых фермеров, что бы те научили людей, как заниматься сельским хозяйством, но чиновники не учли одного, что земли в полупустынном регионе Южной Дакоты были совсем не пригодны для этого. К концу 1890 года стало понятно, что земля не в состоянии производить какие-либо сельскохозяйственные культуры, к тому же выдалась необычайно засушливое и жаркое лето без дождей. Правительство, делая вид что "сыто по горло индейской ленью", сократило пайки лакота вдвое. Люди были обречены на голодную смерть. Танец Духов набирал популярность, а с нею возрастал страх агентов Бюро по делам индейцев. Пинающего Медведя выслали из Стэндинг-Рок, но танцы продолжались. Агент Маклафин, опасаясь влияния Сидящего Быка, вызвал подкрепление. Бывший агент Валентайн Макгилликадди не видел ничего необычного в танцующих индейцах и смеялся над страхом, буквально парализовавшим агентство. Тем временем в резервацию прибыли солдаты.15 декабря 1890 года, во время ареста и возникшей перестрелки, был убит Сидящий Бык.

29 декабря 1890 г. Резня на Вундед-Ни. Под покровом ночи 23 декабря группа миниконжу из 350 человек покинула деревню на Шайенн-Ривер, чтобы преодолеть 150 миль, через Бэдланд и достичь агентства Пайн-Ридж. 28 декабря майор Сэмюэль М. Уайтсайд седьмой кавалерии США (старый полк генерала Кастера) окружил группу Большой Ноги у Поркьюпайн-Крик. Большая Нога поднял белый флаг, майор отдал приказ арестовать индейцев и направил их к военному лагерю близ ручья Раненное Колено (Вундед-Ни). Когда было приказано сдать оружие, молодой и глухой воин сиу не пожелал отдать свое ружье, из которого вскоре последовал выстрел. Американский офицер отдал приказ открыть огонь. Солдаты начали стрелять из карабинов и крупнокалиберных пулемётов системы Гочкиса. Когда все закончилось, потери составили: 25 американских солдат (погибли в основном в результате перекрестного огня),153 миниконжу, в основном женщины и дети. После этой резни вождь Пинающий Медведь сложил оружие и сдался генералу Нельсону Майлсу. Американская общественность, узнав о резне в Вундед-Ни, была возмущена, ведь в течение многих месяцев правительство США заявляло, что индейцы стали мирными, а тут еще и 153 убитых женщин и детей. Под давлением общественности правительственный курс по отношению к индейцам был изменен, они стали получать пайки и денежную компенсацию за отнятую землю.

1881г. Конец "индейской угрозе".

 

В июле 1891 года в издании " Century Magazine" появилась статья, написанная майором Джорджем Бэрдом, в которой он рассказывает о себе, как о славном истребителе индейцев, действовавшем под командованием генерала Нельсона Майлса. Он повествует от начала своей служебной карьеры в форте Додж в 1874 году и заканчивает на Вундед-Ни, "битве цивилизаций", когда "индейская угроза" на Западе была окончательно ликвидирована. Иллюстрации к этой статье сделал Фредерик Ремингтон. Так как белая гегемония по праву восторжествовала, Бэрд великодушно предлагает завершить решение "индейской проблемы":

"У индейцев может быть лишь два пути: либо путь к цивилизации, либо полное исчезновение. К ним я испытываю не только дружеские чувства, но и восхищаюсь многими из их качеств. Те американцы, которые действительно хотят и надеются спасти индейцев от вымирания и полной деградации, должны запастись терпением и взывать к их благоразумию".

На запросы общества последовало два ответа. Первый наиболее ярко проявился в создании индейских школ-интернатов для насильственной ассимиляции детей, а второй в усилении этой "битвы цивилизаций" в общественном мнении, показывая индейцев как "иных", отличных от евро-американцев и вытеснение которых неизбежно для безопасного освоения дикой местности цивилизованными фермерами.

С тех пор как Сидящий Бык сдался в форте Буфорд, каждое поколение воссоздавало этот исторический конфликт с индейцами равнин драматично; на фотографиях, в шоу "Дикий Запад", в викторианской рекламе, копеечных романах, на картинах, в раннем кинематографе, в литературе, комиксах, на радио и телевидении. Западный жанр развлечений по-прежнему процветает на драматизации своей истории, отражая потребности доминирующей культуры в этом и веры в праведности ее результатов.

Через пять лет после сражения на Литтл-Бигхорн Сидящий Бык стал живым представлением индейского сопротивления. В форте Рэндалл, где он два года находился в заключении, всегда было полно газетных репортеров и туристов, желающих увидеть вождя. Фотографы так же пользовались удобным случаем, что бы запечатлеть его на пленке..Наиболее заметными были работы фотографа из Небраски Уильяма Кросса, который создал серию из 24 фотографий, отражавших пленение и заточение вождя. 21 снимок был опубликован в качестве стереовида, популярном формате конца 19 века. Они успешно продавались на рынке Джошуа Брэдфордом Бейли, доктором Джорджем П. Диксом и Джоном Л. Мидом, будучи показателем жажды публики, относительно кинематографических образов индейцев равнин. Фотографии содержали все то, что позже станет традиционным сюжетом для фильмов-вестернов: дикие индейцы, евро-американские агенты цивилизации в виде поселенцев (как правило, жертвы), проводники цивилизации в виде американских солдат, все это ярко пропагандировало торжество цивилизации над дикостью. Равнинные конфликты еще продолжались, поэтому образ "благородного дикаря" в этих фотографиях не прослеживался. На фотографиях Кросса индейцы, как правило, изображались покорными и побежденными, жизнь которых теперь всецело зависела от цивилизации. Эта тема посылала знаки евро-американцам, что все находится под контролем. Новости и интервью с Сидящим Быком быстро сделали из него знаменитость. Вождь, воспользовавшись ситуацией, успешно продал часть своих артефактов и автографов за внушительные суммы. Кросс не случайно избрал стереовид как формат для публикаций, он знал, чем можно покорить сердца публики и получить наибольшую прибыль.

Хроника начиналась с фотографического портрета Сидящего Быка с отпечатанным внизу его индейским именем, автографом и драматизированным подтверждением: "Вышеуказанное фото и автограф Сидящего Быка, вождя сиу, учинившего резню Кастеру, настоящие". На обратной стороне отпечатаны его характеристики, такие как рост, вес, число жен, заявление, что не смотря на то, что печально известный сиу Сидящий Бык признан не совершавшим никаких нарушений, он и его люди все еще узники форта Рэндалл.

На коленях вождя два знаковых предмета: ружье и трубка. Фотография, по всей видимости, символизирует индейца на перепутье. Или же он выберет трубку, мир и станет цивилизованным или выберет оружие, чтобы продолжить бесполезное сопротивление. Два других изображения не стереопара, но также представляют собой яркие индейские портреты. Один из них Шаги (Steps) "индеец нез-персе", "отморозивший ноги выше щиколотки, а так же  правую руку, попав в сильную метель 21 год назад".

На другой фотографии Один Бык, племянник Сидящего Быка, размахивающий оружием и надпись с обратной стороны "чтобы затащить на борт  лодки и доставить в форт его пришлось сбить с ног". Фото номер 4 в стереовиде и изображает пленение Сидящего Быка. Далее 4 фотографии со знаменитыми индейскими типи, с обратной надписью на них, объясняющей,что они были сделаны в слишком привлекательном виде, который в реальности не найти.

Другие индейские субъекты ставшие объектами для фотографий в стереовиде так же созданы в романтизированном стиле. Это изображения исчезающей равнинной культуры, с их шкурами, животными, тотемными столбами и знахарскими вещами. Кросс, однако, был осторожен в том, чтобы придавать романтический образ снимкам. На одном изображении названном "Женские права", женщины показаны за работой с соответствующим этому объяснением: "две скво сидят у типи и отдыхают после заготовки хвороста, на виде N19 можно увидеть как они несут его на себе несколько миль, в то время как их лорды и хозяева ("низменные красные дикари") лежат и покуривают". Это сатирическое описание было частью растущего в американском сознании стереотипного образа "ленивого индейца".

Цивилизация у Кросса представлена 25-ым пехотным чернокожих "солдат баффало", под началом белого офицера. Один из стереовидов, "батальон Дрилл", показывает слаженность и организованность солдат, тем самым демонстрируя силу цивилизации. Другая фотография, именуемая "Выдача пайков", нарочито подчеркивает растущую зависимость индейцев от евро-американских налогоплательщиков. Надпись на ней гласит: "На переднем плане индеец с трубкой в руках, разглядывающий фотографа, некоторые офицеры с семьями стоят вокруг индейцев". Далее следует описание того, что и сколько входит в паек для бывших кочевников.

Другой образ рисует человеческое отношение в обращении с индейцами, следует перечисление того, в чем они нуждались и что получили, включая бумажные носовые платки. В финале необходимо было подчеркнуть, что с побежденными и покоренными индейцами обходятся гуманно. Наиболее показателен образ Сидящего Быка расположившегося со своей семьей у  типи. Рядом с ними находится белая женщина, демонстрирующая, что Запад более не опасен для поселенцев, и она может посидеть рядом с "прирученным дикарем". На заднем плане солдат на лошади, индейский укротитель, у которого все под контролем.

В мае 1883 года Сидящего Быка направили в Стэндинг-Рок. Пресса сделала вождя знаменитым, поэтому его приглашали на всевозможные общественные церемонии и события. Так, например, вождь побывал в Бисмарке, на завершении строительства железной дороги в 1883 г. 6 июня 1885 года Сидящий Бык подписал контракт с Буффало Биллом, получив разрешение покинуть резервацию. По условиям контракта он обязан был отработать в "Шоу Дикий Запад" 4 месяца. Буффало Билл Коди сделал Сидящего Быка настоящей звездой. Знахарь хункпапа вынужден был изображать "кровожадного дикаря", перед обожавшей его публикой, получая 50 $ в неделю, кроме этого он имел право продавать свои фото и автографы. Тысячи зрителей приходили посмотреть на "убийцу Кастера". Самой популярной и продаваемой фотографией стала фотография, на которой запечатлен Буффало Билл и Сидящий Бык, Уильяма Кросса, сделанная в 1885 году. Сидящий Бык раздавал почти все свои деньги ораве оборванных и голодных мальчишек, которые, казалось, всегда были вокруг него, где бы он ни появлялся. Однажды, он сказал другой звезде шоу, Анни Окли, что не может понять, почему белые люди так невнимательны к своим беднякам. «Белый человек знает, как создать все, — сказал он, только не знает, как всем этим распорядиться». Сидящий Бык даже не подозревал, какую роль он сыграет в создании стереотипного образа индейца в мифологии Дикого Запада.

Тысячи зрителей приходили посмотреть на "убийцу Кастера". Самой популярной и продаваемой фотографией стала фотография, на которой запечатлен Буффало Билл и Сидящий  Бык, Уильяма Кросса, сделанная в 1885 году.

Сидящий Бык вернулся в Стэндинг-Рок и привез два подарка, которые Буффало Билл сделал ему на прощание: огромное белое сомбреро и цирковую лошадь. Эта лошадь умела садиться и при звуке выстрела поднимать одно копыто. В 1887 г. Буффало Билл пригласил Сидящего Быка сопровождать его шоу в турне по Европе, но вождь отклонил предложение. «Я нужен здесь, — сказал он, — Здесь снова поговаривают о том, что у нас отнимут наши земли».

15 декабря 1890 г, за несколько дней до кровавых событий в Вундед-Ни, Сидящий Бык был убит .

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова.