Индеец как воин

"Американцы, кажется, забыли, что значит быть воинами. Они ни к чему не готовы и думают, что правительство всегда будет там, где требуется их защита от врагов и преступников. Но это не путь индейца, это не путь мужчины". Дэвид А. Йегли, "Воины и оружие".

 

"На самом деле, воин - это совсем не то, что вы себе представляете. Воин - это не тот, кто идет воевать, ибо ни у кого нет прав забирать чью-либо жизнь. Для нашего народа истинный воин - это тот, кто безвозмездно жертвует собой ради других". Сидящий Бык, лакота.

 

Изображение традиционного индейца как воина это один из самых распространенных стереотипов. Хотя воины и существовали (и существуют) у многих племен, но было ведь немало и торговцев, фермеров, целителей, ремесленников, рассказчиков, то есть существовал весь спектр человеческой деятельности и многие вели мирный образ жизни.

Тем не менее, многие люди ухватились именно за образ воина, в том числе и среди самих индейцев, стреляющего как Джон Уэйн, а уж потом задающего вопросы, отстраненного от каких-либо других общественных забот.

Американцы подняли на щит воина и индейцы не исключение. Индейцы воины..что ж значит, их религии и правительство должны состоять из пехотинцев, боевого клича и грохота копий. Индейцы воины.. следовательно, они не имеют своего места в современном технически-подкованном космическом обществе. Индейцы воины... просто у нас не было выбора, кроме как сражаться с этой машиной для убийства, уничтожающей наших женщин, детей и стариков. 

Не все индейцы были «а-ля команчи». Те же хопи,"люди мира", они яростно сражались когда на них нападал враг, но сами они редко когда нападали на других. Чаще всего их "борьба" заключалась в том, что они отступали в горы или обращались за помощью к союзникам, чтобы те защитили их. Когда американцы пришли за их детьми, чтобы забрать в школы-интернаты, хопи оказали пассивное сопротивление, без "борись или погибни" и попали в тюрьмы. Однако, хопи участвовали в Первой мировой войне и проявили храбрость, а вернувшись с войны, вновь занялись своим привычным спокойным делом. Это их путь, который нельзя сравнить с путем команчей и они выжили благодаря этому, без каких-либо переселений и прочее. Мы можем привести массу примеров, когда индейцы делали мир, но не войну .Покахонтас, Массасоит, Скванто, ранние Черный Котел, Вороненок и Разящая Птица, многие индейцы искали мир с евро-американцами. Текумзе и Красное Облако, когда осознали, что войной они не достигнут своих целей шли на мир. Вождь Джозеф, вынужденный уйти в резервацию не бросил своих соплеменников бежавших в Канаду, вождь Сиэтл вел переговоры с белыми и его уважали за мирный путь, а не за доблести на поле боя. 

Даже сегодня многие индейцы не согласны с тем, что "быть индейцем - быть вооруженным до зубов".

"Я против оружия, чем меньше оружия в мире, тем безопаснее я чувствую себя. Для чего используют оружие? Для обороны? Безопасности? Нет, их предназначение для уничтожения. Возможно, без оружия люди будут чувствовать себя иначе и смогут почувствовать красоту жизни, осознав любовь". Энн Громовое Облако (хо-чанк).

"Мы победим в этой войне. Не со стрелами или лука, ножами или томагавками, но силами, которые всегда были в нас, силой этой земли, силой наших народов, силами которые вы никогда не сможете убить". Вечерний Дождь.

" Знания очень важны, ведь знания-это оружие . Это не винтовки, и не камни, это то, что дает нам силу". Виктор Роча (печанга).

ДиДжи Вана (одава) оратор и писатель описал разницу между "воином", который готов стрелять и воином который готов бороться в своем эссе "Воин 21 века":

"В Танце Солнца я наконец-то познал настоящий путь воина. Это не имело ничего общего с тем, что я видел в кино, слышал в музыке, или читал в книгах. На пути не было разрушений, порожденных человеческой жестокостью или прочих образов создаваемых в медиа.. Концепция воина в том, чтобы принять наши собственные дарования и способности, развивая их, чтобы они могли служить и защищать других. Цель воина - служить своей деревне. Такие воины прошлого как Понтиак, Бешеный Конь, Джозеф и Оцеола были воинами не только потому, что отличились подвигами в сражениях, но потому, что они служили своему народу, зная лучшие пути для процветания деревень. Сегодня ваша "деревня" это семья, община, ваша страна, то есть те, кому вы служите".

Ну что, видите теперь, что можно быть смелым и без оружия? Разве это не путь воина для всех, не только для индейцев? Разве не мир, а война путь к долгой жизни?

За исключением Иисуса, Ганди и Мартина Лютера Кинга американцы вряд ли смогут назвать вам другие имена тех, кто выступал за мир. Но даже они преуспели там, где обладавшие оружием были бессильны, эти миротворцы изменили народы.

 

Ты бессилен против моих молитв,

Ты бессилен против моей любви,

Танец Призрака для них вне закона,

Но мы вновь живем, мы вновь будем жить.

 

Робби Робертсон (мохок).

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова.