Танец Скальпа и не только

Племенные войны были традиционны и постоянны. Как правило, корни этих войн брали свое начало в мести, одно племя старалось отомстить другому и так до бесконечности. Сиу сражались с кроу и шошони или снейками. Кроу с сиу и черноногими, а черноногие, в свою очередь, с кроу, снейк и ассинибойнами. Воины старались убить врага, посчитать на нем "ку", дабы опозорить и украсть женщин и лошадей, мстя за убитых ранее соплеменников. Иногда племена заключали союзы, как например сиу, шайенны и арапахо или арикара, хидатса и манданы, или, время от времени, кроу и снейки, чтобы иметь большую мощь в борьбе с исконными врагами.

Большинство из стычек заканчивались малыми потерями, малой кровью и большим подсчетом "ку". Перед индейцами никогда не стояла задача уничтожить друг друга, они стремились унизить и опозорить противника, продемонстрировав при этом свою отвагу. Одна из историй черноногих повествует о том, как ночью небольшой отряд воинов проник в стан врага, чтобы похитить лошадей. Индеец, охранявший табун, спал, один из черноногих помочился на него с уступа и скрылся в темноте. Об этом подвиге в лагере черноногих рассказывали не один день. Черноногие украли лошадей, охранявшему их воину пришлось объяснять своему вождю, как это произошло и все индейцы от души смеялись. Это был один из лучших "ку".

Конечно, к войне относились серьезно, и не менее важным подвигом считалась добыча скальпа с головы врага. Таким образом, враг получал предупреждение, а скальпировавший и его соплеменники поднимали свой боевой дух, ведь ничто другое не приносило большей радости нежели чем созерцание живых воинов, возвращавшихся с очередного похода, со скальпами врага на копьях. Скальпы раздавали, о них говорили, над ними смеялись, а иногда бросали в огонь или в знак презрения собакам. Очень часто скальпы украшали военные рубахи или типи. С белых хотя и снимали скальпы, то они не пользовались такой ценностью, потому что их волосы, как правило, были коротко стрижены, а некоторые из белых вообще были лысые и не достойны скальпирования. Сам ритуал снятия скальпов укоренился среди равнинных племен с давних пор, и скальпы были своего рода военными трофеями.

Что касается пыток, которые применяли к пленным, и увечий, которые наносили мертвым, то, на протяжении многих лет те культуры, которые "увидели свет", почему-то были в ужасе от осквернения тел варварами и другими культурами. А ведь еще Гомер описывал картину, когда Ахилл во время Троянской войны таскал за своей колесницей изуродованное тело Гектора двенадцать дней. Европейские племена выставляли на всеобщее обозрение отрезанные головы вдоль дорог или у городских ворот для устрашения и как предупреждение тем, кто рискнет на них напасть. Католическая церковь в Европе, особенно в Испании, во времена инквизиции пытала и уродовала тех, кто, по их мнению, был одержим дьяволом или тех, от кого они хотели избавиться по политическим причинам. Пуритане в Америке сжигали, калечили или топили "колдунов и ведьм". Миллионы людей по всему миру стали жертвами религиозных фанатиков. Посмотрите что делали немецкие солдаты во время Второй мировой войны, красные кхмеры в Камбоджии отрезали головы и конечности у невинных людей, оставляя за собой тысячи трупов. Военные в Сальвадоре делали то же самое и так же поступали с индейцами москито в Никарагуа. Вспомните, что произошло в Сонгми во время вьетнамской войны. Африканские лидеры, закупая оружие у США, России, Франции и Израиля продолжают, и по сей день убивать и калечить своих племенных врагов. Практически все войны построены на надуманных принципах этнических или религиозных чисток "Джеймс Уэлч,"Killing Custer". 

 

"Стереотипы впитывались из популярной литературы, фольклора и откровенной лжи. Например, многие дети (равно как и взрослые) считают, что индейские воины были очень жестоки и скальпировали всех без разбора  белых поселенцев и солдат. На самом же деле именно европейцы распространили практику скальпирования, поощряя ее денежными гонорарами. Скальпирование было известно в Европе еще со времен Древней Греции ("колыбели Западной цивилизации"). Однако чаще всего европейцы отрубали головы пленникам, захваченным во время боя или же тем, кого обвиняли в государственных преступлениях. Для этого была даже создана целая структура палачей и головы летели на "ура". В те же времена европейские короли щедро платили тем, кто помогал подавить народные восстания. В Ирландии, например, англичане, платили за головы своих врагов, выполняя, таким образом, кровавую "грязную работу" чужими руками. Этот же обычай, платить за убийства англичане принесли с собой на американский фронтир, оплачивая не головы но часть головы в виде скальпа. Первый случай такой оплаты приписывают губернатору Новых Нидерландов Кифту.

К 1703 году все колонии Массачусетского залива платили за скальпы индейцев по 60 $. В 1756 году губернатор Пенсильвании Моррис в своей военной декларации против ленни-ленапе (делаваров) предложил "130 пиастр за скальп каждого индейца старше 12 лет и 50 пиастр за скальп каждой индейской женщины". К тому времени Массачусетс уже давал 40 фунтов за мужской индейский скальп и 20 фунтов за скальп ребенка до 12 лет или скальп женщины. Самое ужасное было то, что по скальпу нельзя было определить, кому он принадлежал: женщине, ребенку или же взрослому воину, принадлежал ли он врагу или же мирному жителю. Плата за скальпы привела к тому, что индейцев уничтожали всех и без разбора: мужчин, женщин, детей, стариков.

Оплата женских и детских скальпов свидетельствовала об истинных намерениях колонизаторов обречь индейцев на вымирание или уменьшить их до такого количества, при котором они уже никогда не окажут сопротивление европейцам.

Ученые не признают тот факт, что европейцы владели техникой скальпирования еще до того, как они прибыли в Америку. Например, в 1535 году ранний исследователь Жак Картье был шокирован тем, что увидел у ирокезов пять вражеских скальпов микмаков, натянутых на обручи. Конечно, скальпирование не имело такого широкого распространения в Европе, какое оно получило в Америке и не оплачивалось правительством.

Что касается философии многих индейских племен, обратите внимание на цитату Генри Спилмана, который жил среди людей Поухатана: "Они могли воевать друг с другом семь лет и не убить за эти семь лет семь человек" (из "Покорение Америки"). Многие индейские общины не воевали совсем. Индейский ученый Дарси МакНикл утверждает, что 70% индейских племен не принимали участие в войнах какого-либо рода (из"Священный обруч").

Европейцы были более опытны и смертоносны в ведении войн, а плата за скальпы стала новым витком в их агрессивной тактике.

Европейцы, воюя друг с другом, втягивали в эти войны индейские племена. В войнах между французами и британцами, между британцами и американцами и каждая из сторон призывала на помощь индейцев-союзников.

Популярная литература и газеты любили описывать любое нападение индейцев подробно, кровожадно и сенсационно. Читателей старались убедить в том, что все индейцы "дикари" и это помогало правительству оправдывать убийства индейцев и кражу их земли.

(Так же, как и в случаях с каннибализмом, ведь это самое худшее, что можно сказать о культуре народа. Как правило, обвиняя индейцев в каннибализме, ссылаются на ацтеков. Вот что пишет по этому поводу историк Гэри Б. Нэш : "Английские стереотипы о враждебных дикарях помогали им смягчить чувство вины, которое неизбежно возникает, если чья-то культура, основанная на частной собственности, лишает земли другой народ. Поэтому образ жестокого дикаря помогал им таким образом решать моральную дилемму. Если индейцы отнеслись с добротой к первым поселенцам, помогая им выжить, то, как же можно было оправдать кражу их земель? Правильно, создав образ "дикого бескультурного безбожника". А вот какие новости появились недавно на сайте Русской Службы BBC. (http://www.bbc.co.uk/russian/science/2013/05/130501_jamestown_settlers_cannibalism.shtml) "Американские ученые представили свидетельства того, что первые английские поселенцы в Америке суровой зимой 1609-1610 годов практиковали каннибализм.

Упоминания об этом ранее встречались в письменных источниках, однако научные доказательства были получены впервые.

Исследователи из Национального музея естественной истории в Вашингтоне провели анализ останков 14-летней девочки, обнаруженных в прошлом году при раскопках на месте форта Джеймс в штате Вирджиния, который был основан в 1607 году поселенцами из Англии.

Со временем вокруг форта Джеймс разрослась колония, названная Джеймстауном.

На черепе и большой берцовой кости, возраст которых составляет 400 лет, были обнаружены следы ударов и зарубки.

По словам ученых, все говорит о том, что кто-то пытался вскрыть череп, чтобы достать мозг.

Кроме того, у жертвы был удален язык и лицевые ткани.

Аналогичные части тела животных в XVII веке считались деликатесом.

«Есть совершенно четкие доказательства того, что тело было расчленено, а мясо снято с костей», — заявил антрополог Даг Оусли.

 

Характер оставленных на костях следов говорит о том, что каннибал, занимавшийся разделкой тела, не был профессиональным мясником. Не исключено также, что это была женщина.

Неизвестно, как умерла девочка, однако антропологи утверждают, что ее тело было расчленено вскоре после смерти.

Девочка была из числа английских поселенцев — это удалось установить по сравнительному анализу костей ученым из Кембриджа.

Исследователи полагают, что в какой-то период ее жизни жертву хорошо кормили — она питалась преимущественно мясом.

С помощью сканирования и компьютерной графики удалось также получить трехмерный портрет девочки.

По словам антропологов, совершенно ясно, что она была не единственной жертвой каннибалов.

Так называемое «Голодное время» — один из самых трагических периодов истории колонизации Америки.

Известно, что поселенцы форта Джеймс оказались в осаде индейских племен. Имевшихся у них запасов продовольствия было явно недостаточно, чтобы пережить зиму.

Сначала колонисты съели лошадей, затем собак и кошек, затем крыс, мышей и змей. Некоторые пытались есть даже кожаную обувь.

Осада форта и голод продолжались почти полгода. Подмога пришла от лорда Де Ла Вэрра, который приплыл в форт Джеймс с провиантом и новыми колонистами.

Из 300 обитателей форта Джеймс голодную зиму 1609-1610 годов пережили всего 60 человек.

«В этом случае они делали все для того, чтобы выжить», — прокомментировал каннибализм обитателей форта Джеймс доктор Оусли". Прим. пер.)

Поэтому все случаи скальпирования пытались упорно привязать к образу индейца, дополняя это свидетельствами европейцев. Устные истории, которые передаются индейцами из поколения в поколение, значительно отличаются от жестоких интерпретаций тех или иных событий, объясняя, почему начался тот или иной конфликт или кто защищал свой дом и от кого. Но, к сожалению, победители пишут историю, которую сейчас преподают в школах и, к сожалению, доминирует точка зрения белых европейцев". Филипп Мартин.

 

"Как факт многие индейские солдаты и морские пехотинцы снимали скальпы на протяжении обеих мировых войн, и на протяжении обеих мировых войн исполнялся Танец Скальпа. Но, если для европейских солдат во время Вьетнамской войны, это был способ подсчитать убитых, для индейцев скальп имел совсем другое значение.

 

Долгое время Литтл Фингер пытался вернуть локоны Пятнистого Вапити, своего пра-пра-дедушки, убитого во время резни на Вундед-Ни, известного как Большая Нога, которые все это время находились в музее Массачусетса. Он проделал большую работу в этом направлении и наконец получил разрешение в 2000 году на захоронение волос ,срезанных когда-то либо солдатом 7-го кавалерийского полка, либо кем-то из жителей Новой Англии, передвигавшихся в то время через Южную Дакоту. К месту захоронения волосы сопровождали шесть человек из потомков Большой Ноги, среди которых было четыре девственницы.

"Это была большая честь", - сказала Люсинда Хе Кроу, одна из избранных девушек. После того как локоны были доставлены в Пайн-Ридж 30 июля, их поместили в традиционную палатку для подготовки церемонии Хранения Души. Когда-то она была запрещена вместе с Танцем Призраков в 1890 году. Традиционно эта церемония длится ровно один год, как знак траура, но так как локоны находились в музее 110 лет, церемонию решили провести в течение четырех дней. За это время все члены семьи и общины могли придти в палатку и помолиться, так же вход был разрешен и не-индейцам.

"Это время для исцеления всех людей, не только лакота", сказал Литтл Фингер. "Я хочу, чтобы мы, посредством этой церемонии, смогли наладить наши мосты культурного взаимопонимания с другими людьми".

В полночь 3 августа началась вторая часть церемонии - Освобождение Души. Один представитель от каждой из четырех семей имел возможность сказать свое слово и молиться вместе с духовным лидером Ричардом Сломанным Носом. Затем все члены семьи и общины наблюдали, как волосы торжественно опустили в священный огонь, горящий в середине палатки. Душа Большой Ноги наконец-то была свободна.

Что касается Танца Скальпов, то это было не только знаком презрения к врагу и празднование победы, но и возможностью заключить брак, как это было у селишей. Женщины одевали мужские наряды, пели песни и танцевали с палками для "ку" -жезлами на которых были водружены скальпы убитых врагов. Если женщина касалась плеча мужчины этим жезлом, и мужчина не убирал его в сторону, они с этого момента считались мужем и женой.

 

Перевод Александр Caksi*Два Волка*.Редакция текста:Кристина Махова.