Несущийся Через Горы Гром

Хин-ма-ту-йа-лат-кект (Hin-mah-too-yah-lat-kekt) (03.03.1840-21.09.1904).

 

Человек известный как "вождь Джозеф", который стал национальной знаменитостью, родился в долине Уаллоуа на территории нынешнего штата Орегон в 1840 году. В родном племени его звали Хин-ма-ту-йа-лат-кект (англ. Hin-mah-too-yah-lat-kekt) — Гром, Раскатывающийся В Горах или Перекатывающийся Через Горы Гром. Белым людям он стал известен как Джозеф-младший, так как его отец принял христианство и был известен под именем Джозеф, именем, которое он принял при крещении в 1838 году.

Джозеф-старший был одним из первых нез-персе принявших христианство и активно выступавших за мир с белыми. В 1855 году он даже помог губернатору Вашингтона определить границы резервации для нез-персе, которая простиралась от Орегона до Айдахо. Но, в 1863 году, после золотой лихорадки федеральное правительство отобрало почти шесть миллионов гектаров этой земли, оставив нез-персе лишь территории в Айдахо, составлявшую только одну десятую часть от ее прежних размеров. Чувствуя себя преданным, Джозеф-старший осудил США, разорвал американский флаг, выбросил Библию, отказался покидать долину Уаллоуа и подписывать какие-либо документы, определяющие новые границы резервации.

"Сын мой, тело мое возвращается к Матери-Земле, а дух мой очень скоро увидится с Великим Духом. Когда я умру, думай о своей земле. Ты вождь этих людей. Они ждут, что ты поведешь их за собой. Всегда помни, что твой отец никогда не продавал эту землю. Если тебя будут просить подписать договор о продаже родных мест, оставайся к этому глух. Через несколько лет белые люди окружат тебя со всех сторон. Они облюбовали для себя это место. Мой сын, никогда не забывай моих предсмертных слов. Эта земля примет тело твоего отца. Никогда не продавай кости отца и матери".

Когда отец умер в 1871 году, Джозеф был избран его преемником. Он унаследовал от отца не только имя. Ситуация в то время становилась все более нестабильной, белые поселенцы прибывали с каждым днем. Джозеф продолжал отстаивать независимость нез-персе и право на долину Уаллоуа. В 1877 году правительство усилило давление на Джозефа и под угрозой кавалерийской атаки генерала Оливера Отиса Ховарда, он вынужден был вести свой народ в Айдахо. Около 20 молодых разгневанных воинов устроили набеги на близлежащие населенные пункты и убили несколько белых. Тут же, по следу Джозефа были направлены войска. Вождь, который выступал за мир с белыми, вынужден был оказать сопротивление. В первом бою, в каньоне Белой Птицы, армия США потерпела сокрушительное поражение. Белые потеряли убитыми 34 кавалериста, у нез-персе лишь двое воинов были ранены. Несмотря на успех, Джозеф реально оценивал военную мощь американской армии и решил отступать в Монтану. Отступление Джозефа и его людей признано одним из ярчайших эпизодов военной истории США. Даже генерал Уильям Текумсе Шерман был впечатлен тем, насколько тактично и грамотно действовали воины Джозефа. 

В течение трех месяцев бэнд из 700 человек, в котором только около 200 были воинами, отражал атаки 2000-ой армии, не считая ее союзников-индейцев.

После отказа индейцев кроу помочь им, нез-персе решили бежать в Канаду и дважды пересекали Скалистые горы, прошли через Йеллоустоунский национальный парк и переправились через реку Миссури. Они проделали путь длиной в 2600 км, но 30 сентября 1877 года в горах Бэр-По были окружены армейскими силами под командованием Нельсона Майлза. Часть нез-персе удалось ускользнуть от полковника и уйти в Канаду, но большинство, после пятидневного сражения, сдалось. 

Официальная капитуляция произошла 5 октября 1877 года, в то время пресса уже расписывала вождя как "Красного Наполеона". Вместе с Джозефом капитулировали 87 мужчин, 184 женщины и 147 детей.

Сам Джозеф никогда не считался военным вождем своего народа, он был ответственный за охрану лагеря, воинов же, в сражениях, возглавлял его младший брат Оликут. Джозеф так же был против бегства в Монтану и против союза с кроу. Истинными стратегами в его общине были Зеркало и другие вожди, погибшие еще до капитуляции. Тем не менее, после речи Джозефа пресса увековечила его как военного лидера.

Из речей вождя Джозефа.

"Первых белых людей вашего народа, пришедших на нашу землю, звали Льюис и Кларк. Они принесли с собой много вещей, которые мы никогда прежде не видели. Они говорили открыто, и наш народ дал пир в их честь, как доказательство тому, что сердца наши были доброжелательны. Они преподнесли подарки нашим вождям, а наш народ одарил подарками их. У нас было много лошадей, мы подарили им лошадей, в которых они нуждались, взамен они дали нам табак и ружья. Все нез-персе подружились с Льюисом и Кларком, дав согласие пропустить их через свою страну и никогда не воевать с белыми людьми. Это обещание нез-персе никогда не нарушали.

Мы жили мирно, но это не могло продолжаться долго. Белые люди нашли золото в горах вокруг земли Вьющейся Воды. Они украли у нас много лошадей, и мы не могли вернуть их обратно, ведь мы были индейцами. Белые лгали друг другу. Они украли наш скот, они клеймили наш молодняк, и у нас не было друзей, которые могли бы защищать нас по закону. Мне кажется, некоторые белые из Уаллоуа таким образом хотели разжечь войну. Они знали, что мы не достаточно сильны, чтобы сражаться с ними. Я приложил все усилия для сохранения мира и избегания кровопролития. Мы отдали белым часть наших земель, надеясь на мир. Мы ошиблись. Белые люди не оставили нас в покое. Мы могли бы отомстить им за это, но мы не стали этого делать. Всякий раз, когда правительство просило нас выступить против других племен, мы никогда не отказывались. Когда белых было совсем мало, нез-персе могли убить их всех, но мы желали жить в мире.

На основе договоров с другими общинами нез-персе белый человек утвердил границы нашей земли, но мы с тревогой наблюдали, как эти границы нарушаются. Не все белые были плохими людьми, однако и не все белые были хорошими, но со всеми мы старались жить мирно.

Почти каждый год к нам приезжал агент из Лапуай и призывал уйти в резервацию. Мы отвечали, что довольны жизнью в Уаллоуа и были осторожны, отказываясь от его подарков и платежей.

Годы затишья миновали. С тех пор как белые пришли в Уаллоуа, они все время нас запугивали и насмехались над нами... Они не давали нам покоя. У нас было среди белых несколько хороших друзей, и всякий раз они советовали моим людям в ответ на выходки белых не браться за оружие. Наши молодые воины были очень вспыльчивы, и мне стоило большого труда удерживать их от опрометчивых поступков. С юных лет я нес тяжкое бремя ответственности. Я понял, что мы не сможем устоять перед белыми. Мы были подобны оленям. Они же - словно медведи гризли. У нас земли было мало, а у них была целая страна. Мы были довольны всем и хотели, чтобы все оставалось таким, каким это сотворил Великий Дух, они же готовы были повернуть реки вспять и снести горы, если это не устраивало их.

Скажите генералу Ховарду, что я знаю его сердце. То, что он говорил мне прежде, я храню в сердце. Я устал от борьбы. Наши вожди убиты. Вождь Аллалимйа Таканин (Зеркало) мертв. Тухулхилшота мертв. Старики мертвы. Молодые не знают что ответить - да или нет, их лидер мертв (брат Джозефа Аликут). Сейчас холодно и у нас нет одеял. Маленькие дети замерзают до смерти. Некоторые из моих людей убежали в горы и сейчас они там без одеял и еды может быть замерзли. Дайте мне время, чтобы я поискал своих детей и выяснил, сколько их осталось. Возможно, что некоторых я найду среди мертвых. Послушайте меня, мои вожди! Я устал; сердце мое больно и опечалено. Вот солнце станет сейчас над горой, и с этого момента я уже никогда не буду сражаться с белым человеком".

 

Нельсон Майлз пообещал Джозефу, что нез-персе будут направлены в резервацию Айдахо. Однако, правительство США отослало их в Канзас, а затем на Индейскую Территорию Оклахомы, где многие из них умерли от эпидемических заболеваний. Вождь Джозеф дважды ездил в Вашингтон и делал всё, чтобы помочь вернуться своим людям на север. В мае 1883 года первая группа нез-персе, в основном вдовы и сироты, в количестве 29 человек отправилась в Айдахо. Остальным нез-персе удалось вернуться лишь в 1885 году, некоторые из них были отправлены в резервацию Лапуай в Айдахо, а другие, включая Джозефа, переселены в резервацию Колвилл на севере штата Вашингтон.

В 1897 году Вождь Джозеф заметил, что белые поселенцы стали обосновываться на свободных землях резервации Колвилл. Местные власти не обращали на это внимания, и он отправился в Вашингтон. В столице США он изложил ситуацию президенту Уильяму Маккинли и встретился с Нельсоном Майлзом и Оливером Ховардом, а поздней зимой 1903 года Джозеф снова предпринял поездку на восток, и, сопровождаемый генералом Майлзом, встретился с президентом Теодором Рузвельтом.

- Каждый говорит, что он мне друг, - рассказывал он потом, - и что он добьется для меня справедливости, но, хотя их уста неустанно говорят о справедливости, я, однако, не понимаю, почему никто не помогает моему народу... Генерал Майлз обещал, что мы сможем вернуться в нашу страну. Я поверил генералу Майлзу, иначе бы я никогда не сдался.

Я слышал много речей, но не видел дел. Добрые слова живут недолго, если они ничего не означают. Слова не заменят моих мертвых. Не заменят мне мою страну, которую теперь захватили белые... Добрые слова не сделают здоровыми моих людей и не отвратят от них смерть. Добрые слова не дают моим людям родины, где они мирно жили бы и заботились о себе. Мне надоели речи, из которых ничего не следует. Мое сердце болит, когда я вспоминаю все добрые слова и нарушенные обещания... Не ждите, что реки потекут обратно, и не ждите, что человек, родившийся свободным, будет доволен, когда его поместят в клетку и не позволят идти туда, куда он хочет... Я спрашивал нескольких больших белых вождей: что дает им право приказывать индейцу, чтобы он не двигался с места, в то время как белые ходят везде, где им хочется? Они не смогли мне ответить.

Дайте мне свободу - разрешите мне свободно путешествовать, свободно стоять, свободно работать, свободно торговать, где мне понравится, свободно выбирать собственных учителей, свободно исповедовать веру моих отцов, свободно думать, говорить и поступать - я подчинюсь любому закону. А если я нарушу его, я приму наказание.

В последние годы жизни Джозеф много и красноречиво говорил о несправедливой политике США по отношению к своему народу и все еще лелеял надежду на справедливость, которая должна восторжествовать для коренных американцев.

Неукротимый голос совести для Запада затих 21 сентября 1904 года в резервации Колвилл, вдали от родины. Врач вождя констатировал смерть "от разрыва сердца". 20 июня 1905 года останки Джозефа были торжественно перезахоронены.

 

Перевод и дополнения:Александр Caksi*Два Волка*.Редакция текста:Кристина Махова.