Сэнд-Крик. Эхо Сэнд-Крик.

(Внимание: детям и особенно впечатлительным лицам данный материал читать не рекомендуется)

 

"Будь проклят тот, кто смеет симпатизировать индейцам.Я пришел убивать индейцев, и верю, что под небом нашего Господа для их уничтожения хороши и достойны все средства... Убивайте и скальпируйте всех, больших и маленьких; гниды станут вшами", -Джон Милтон Чивингтон — методистский священник, офицер армии США.

 

 24 июня 1864 года губернатор штата Колорадо Джон Эванс (John Evans) объявил, что все мирные индейцы должны находится в резервации.  Стремясь "обеспечить мир в Колорадо" Эванс надеялся повысить свой рейтинг популярности и занять место в Сенате. Поэтому, вслед за первым распоряжением последовало второе: " убить и искоренить всех враждебных индейцев". Для этого был сформирован новый полк из добровольцев, сроком на сто дней, под командованием полковника Джона Чивингтона, еще одного амбициозного человека, который надеялся заполучить высокую политическую должность, убивая индейцев.

Сиу, шайены и арапахо были уже наслышаны о двуличных политических маневрах белых. Несмотря на то, что многие общины оказывали сопротивление поселенцам, в прошлые годы, они стали более восприимчивы к аргументам вождя шайенов Черного Котла (Мокетавато), о необходимости заключить мир. Сам Черный Котел получил даже американский флаг из рук президента Линкольна во время поездки в Вашингтон и очень гордился этим. К тому же, вождь своими глазами видел огромное количество белых и их мощные машины, он понимал, что если индейцы не заключат мир, то будут уничтожены. Однако не все вожди были готовы сложить оружие. Несмотря на то, что Эванс и Чивингтон жаждали славной победы над "дикарями", они все же обещали Черному Котлу, что его народ будет в безопасности, если они прибудут к форту Лайон.

100 дней были на исходе, интерес к Чивингтону падал и он стал просто безумен в своем желании убивать индейцев, уже не важно каких, мирных или враждебных. Лагерь Черного Котла был самым подходящим для этого. На рассвете 29 ноября 1864 года, Чивингтон с 700 добровольцами, многие из которых были пьяны, напали на шайенов.

Капитан Сайлас Соул и лейтенант Джозеф Крамер 1-го кавалерийского полка Колорадо отказались выполнить приказ Чивингтона.

 

"Я был в лагере, когда Чивингтон приготовился к атаке и видел как солдаты спешили, тогда я понял что артиллеристы приготовились обстреливать лагерь.. Я пробежал около пяти миль на северо-восток, пока не наткнулся на индейскую женщину, ведущую лошадей. Это была моя кузина, одна из дочерей Белой Антилопы. Я пошел вместе с ней к Смоки-Хилл. Началась стрельба, солдатам не оказывали сопротивления и я бежал..." Эдмонд Герье, метис.

 

Большинство индейских воинов в это время были на охоте, поэтому жертвами ужасной резни стали в основном женщины и дети.

 

"Полковник Чивингтон не отдавал распоряжений насчет пленных, и я убивал все что движется. Я искренне верил, что индейцы это препятствие на пути цивилизации и должны быть уничтожены". Майор Джейкоб Даунинг, 3-ий кавалерийский, Колорадо.

 

Черный Котел поднял над типи американский флаг и белый флаг, в ответ Чивингтон поднял руку для атаки.

 

"Я видел реющий американский флаг и слышал, как Черный Котел призывал всех собраться у флага. Я так же видел белый флаг. Эти флаги нельзя было не заметить. Когда же по ним открыли огонь индейцы стали разбегаться, некоторые спешили укрыться в свои палатки.. Я думаю, в лагере было не более 600 человек, около 35 воинов и около 60 стариков. Все остальные мужчины были далеко от лагеря, на охоте".

Роберт Бент, ранчьеро, проводник Чивингтона.

 

Зазвучали выстрелы ружей и гаубиц, жители лагеря разбегались в страхе, солдаты преследовали убегавших индейцев.

 

"Сотни женщин и детей, падали перед нами на колени и молили о пощаде. Энтони кричал: "Убейте этих сукиных детей!"... Резня продолжалась шесть-восемь часов. Я говорю тебе, Нэд, очень трудно назвать цивилизованным человека, который разбивает голову ребенку, стоящему на коленях. Некоторые пытались бежать в прерии, но их настигали всадники. Все тела были ужасно изуродованы. Одной из женщин разрезали живот, достали из нее ребенка и оскальпировали...". Из писем капитана Сайласа Соула.

 

"Уважаемый майор, для начала я хочу написать Вам о великой индейской резне и признаюсь, я стыжусь того, что участвовал в ней, вместе с полковником Чивингтоном... Мы двигались всю ночь, как воры во тьме, до излучины Сэнди в деревне Черного Котла было 103 палатки, где, как говорят, находилось около 500 человек, 350 из которых женщины и дети. Мы потеряли 10 человек, и 40 получило ранение. Убито не более 250 индейцев, в основном женщины и дети, из которых не более 200 женщин и детей и не более 75 мужчин. При правильном командовании они были бы убиты все, и мы не потеряли бы 10 человек. После боя предо мной предстало такое зрелище, которое, я надеюсь, больше не увижу никогда... Мужчины, женщины и дети были оскальпированы, им отрезали пальцы, что бы снять кольца.. одну скво вспороли и вытащили из нее ребенка, маленьких детей расстреливали, а они просили не убивать их (для унижения всех раздевали) (женщин ставили на колени и расстреливали, они умоляли не стрелять)… Большинство индейцев дали по 4-5 скальпов… Черный Котел говорил, что был рад, когда увидел нас, ведь майор Уинкуп обещал ему мир, а Левая Рука стоял под огнем, сложив руки на груди, и повторял, пока его не подстрелили: "Солдаты не причинят мне боль, солдаты мои друзья"".

Из письма лейтенанта Джозефа Крамера майору Уинкупу, 19 декабря 1863 г. 

 

"Я видел бегущих скво.. когда же преследовавшие солдаты настигли их, женщины повернулись к ним лицом, чтобы те могли видеть, что перед ними не воины и просили о пощаде, но, солдаты расстреляли всех. Около 30-40 скво отправили навстречу солдатам девочку лет шести, с белым флагом на палке, она даже не успела сделать и несколько шагов, как ее убили. Всех убитых, которых я видел, были оскальпированы. Я видел тело Белой Антилопы с отрезанными гениталиями и слышал, как один солдат говорил, что сделает из них кисет. Я видел целую кучу убитых грудных младенцев, лежащих рядом со своими матерями"-свидетельство одного из участников резни.

 

"Пальцы и уши отрезали от тел вместе с украшениями. Тело вождя Белая Антилопа, которое лежало отдельно на дне каньона, удостоилось особого внимания. Помимо скальпирования солдаты отрезали ему нос, уши и мошонку, чтобы сделать из неё кисет ..." Стэн Хойг,один из участников резни. "Я видел тела индейцев, расчленённые на множество кусков; изувеченные так, что это невозможно представить; женщины, разрезанные на мелкие куски... ножами; скальпированные, с раскроенными черепами; двухмесячные дети... там лежали люди всех возрастов, от грудных младенцев до воинов ... И кто их изувечил? Армия США..."-Джон С. Смит, один из участников резни.

 

"Все тела убитых были страшно изуродованы, все женщины, мужчины и дети были оскальпированы, их гениталии были вырезаны, солдаты украшали свои седла женскими гениталиями"-лейтенант Джеймс Коннер.

 

"Я видел, как один маленький нагой ребенок,ему было года три, не более, он еще только встал на ноги, шел за индейцами. Один из солдат выстрелил в него с расстояния 75 метров, но промахнулся. Другой слез с лошади и сказал, что сделает это сам, но тоже промахнулся. Третий подошел ближе, выстрелил и малыш упал"-майор Скотт Энтони, 1-й кавалерийский, Колорадо.

 

Черный Котел в этой резне потерял жену, но сам уцелел и в дальнейшем продолжал искать мир с белым человеком. Он погиб 27 ноября 1868 года, в долине Уошито, в резне, которую устроил шайенам еще один амбициозный генерал по имени Дж. А. Кастер.

 

Части тел убитых на Сэнд-Крик были доставлены в Денвер и выставлены на показ, в качестве трофеев. В ответ на массовые убийства некоторые шайены с союзниками арапахо и племенами лакота-сиу совершили военные рейды по всей северной части Великих равнин, особенно вдоль реки Платт. Это стало началом почти десятилетней войны на северных равнинах.

Об этой резне узнали многие из американцев и отреагировали на нее с ужасом и отвращением. Правительство США создало комиссию для расследования действий полковника Чивингтона. Перед комиссией Конгресса, изучавшей обстоятельства бойни, Чивингтон утверждал, что были убиты 500–600 индейских воинов. Историк Алан Бринкли писал, что были убиты 133 индейца, из которых 105 женщины и дети. Белый очевидец Джон С. Смит сообщал о 70–80 убитых индейцах, включая 20–30 воинов, что согласуется с данными Бринкли относительно числа убитых воинов. Джордж Бент, сын американца Вильяма Бента и индейской женщины, который находился в лагере во время атаки и был ранен, давал разные оценки потерь индейцев. 15 марта 1889 года он написал о 137 убитых: 28 воинов и 109 женщин и детей. Но 30 апреля 1913 года, в пожилом возрасте он написал о "примерно 53 мужчинах" и "110 женщинах и детях" убитых и множестве раненых. В силу малочисленности индейцев для некоторых индейских родов потери женщин и детей были очень тяжелым ударом. Первоначальные отчёты сообщали о 10 убитых и 38 раненых американских солдатах. Но в итоге насчитали 4 убитых и 21 раненого в 1-ом кавалерийском полку и 20 убитых и 31 раненого в 3-ем полку, в сумме 24 убитых и 52 раненых. С учётом внезапности нападения и многократного перевеса в силах потери американской армии представляются чрезмерными. Эти потери были следствием дружественного огня пьяных солдат Чивингтона. К тому времени сам Чивингтон и его солдаты оставили военную службу и были уже неподсудны военно-полевому суду. Политические амбиции Чивингтона рухнули. Прожив некоторое время в Калифорнии и Огайо, он вернулся в Денвер, где работал помощником шерифа,скончался 4 октября 1894 года от рака. Эванс, распрощавшись со своей мечтой о месте в Сенате, ушел в отставку и занялся строительством железных дорог в Колорадо.

В 1865 году правительство Соединенных Штатов обещало выплатить жертвам этой резни репарации и наделить их земельными участками в 320 акров.

В 1996 году Генеральная конференция Объединенной методистской церкви извинилась "за зверства, совершенные в Сэнд-Крик, за смерть женщин и детей". Обещание правительства же до сих пор не выполнено.

 

Индейцы верят, что с тех самых пор души убитых неприкаянно бродят в этих местах.

«Кое-кто из нас постоянно слышит духов, кто-то слышит голоса женщин, а я слышу голоса детей»-вождь Лэйрд Кометсевах. 

 

Перевод и дополнения: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова.

28 сентября 1864 года  в Кэмп-Уелде прошла встреча губернатора Эванса и полковника Джона Чивингтона с семью мирными вождями шайенов. Эванс заявил, что он не вправе заключать мирный договор сейчас, поскольку Союз официально находится в состоянии войны со всеми «враждебными» бэндами на равнинах, те же индейцы, которые ищут мира могут сдаться майору Уинкупу в форте Лайон. Он также предупредил их о грядущей волне союзных войск, которые атакуют "враждебных" индейцев  зимой. Черный Котел и другие вожди, включая Медвежьего Быка, пообещали сотрудничать с белыми и приложить все усилия, чтобы удержать воинов шайен и арапахо от сражений, а также помочь в войне против сиу, кайова и апачей. Затем Эванс дал слово Чивингтону, который заявил, что его миссия убивать всех индейцев, которые все еще продолжают нападать на  поселенцев. Также Чивингтон добавил:
“Вы ближе к майору Уинкупу чем кто-либо, и можете пойти к нему, когда вы будете готовы сделать это ”. Покидая эту встречу Черный Котел был уверен, что если его люди будут находиться у форта Лайон они будут в безопасности. Однако ни Эванс, ни Чивингтон, не смотря на их заверения,  не были заинтересованы в мирном сосуществовании Колорадо с южными шайенами. В тот же день генерал Сэмюэль Райан Кёртис телеграфировал полковнику Чивингтону: «Я не желаю никакого мира, пока индейцы не будут достаточно строго наказаны..Никакого мира не должно быть заключено без моих распоряжений».

Эхо Сэнд-Крик.

9 сентября 1990 года необычное событие произошло в местечке в шести милях западнее и двух милях севернее Рассел-Спрингс, в округе Логан. Здесь встретились потомки Джона и Лидии Джерман, а также потомки Магической Воды и Мочи (Бизоньего Теленка), чьи предки столкнулись на этом самом месте 11 сентября 1874 года. В этот день бэнд шайен из 15 воинов и двух женщин атаковали и убили пятеро членов семьи Джерман.

 

Почти десятью годами ранее 112 шайенских семей подверглись резне ополченцами из Колорадо под началом полковника Чивингтона. Эта бойня произошла в округе Кайова на Сэнд-Крик, Колорадо, 29 ноября 1864 года.
Черный Котел и его люди расположились лагерем у форта Лайон и старались жить, следуя указаниям командующего фортом, считая, что тем самым они находятся под защитой правительства США. Над лагерем развевался американский флаг; когда началась атака, Черный Котел поднял и белый флаг. Но это не спасло шайен.
Женщина Бизоний Теленок, которой на тот момент исполнилось 23 года, была на Сэнд-Крик; у нее на глазах погибла ее семья. Она видела, как на куски резали ее близких длинными, тонкими ножами. С некоторых, еще живых, сдирали скальпы, детей расстреливали в упор. Многими из жертв этой резни были женщины, дети и старики, которые пытались укрыться в песках.
Четыре года спустя, 27 ноября 1868 года, Женщина Бизоний Теленок пережила еще одну трагедию, постигшую ее народ. На рассвете 7-ая кавалерия генерала Джорджа Армстронга Кастера атаковала мирную деревню Черного Котла на Уошита-Ривер, Индейская территория. В «битве на Уошите» погиб майор Джоэл Г. Эллиот, в честь которого был назван форт Эллиот 21 февраля 1876 года.
Область охотничьих земель шайенов включала в себя нынешний Канзас, Колорадо, Небраску, Вайоминг и Блэк-Хиллс Южной Дакоты.  Шайены следовали за своим лидером, Магической Водой, мужем Женщины Бизоньего Теленка, близ Смоки-Хилл-Ривер в Канзасе.
В 1874 году Магическая Вода стал главой воинского сообщества Тетива. Кавалерия США, как и охотники на бизонов, были хорошо знакомы с ним, так как Магическая Вода, защищая образ жизни и традиции своего народа, отчаянно сопротивлялся их вторжению на его родные земли. Магическую Воду всегда сопровождала Бизоний Теленок, женщина-воин, его верная жена. 27 июня 1874 года Магическая Вода выкурил трубку с команчами Куана Паркера и кайова, возглавив шайенов на Эдоуб-Уэллс во время атаки старого торгового поста.

 

Во время резни на Сэнд-Крик, Джон Джерман из округа Фэннин, Джорджия, служил солдатом в армии конфедератов, сражаясь на фронтах Гражданской войны. За время службы его хозяйство пришло в полный упадок. По возвращению домой в 1865 году, он нашел свое хозяйство разоренным партизанскими рейдами. Смогли уцелеть лишь жена, дети и несколько животных. Получив письмо от друга, где тот описывал радужные перспективы в Колорадо, Джон Джерман решил ехать на запад. Он готовился к переезду почти пять лет, и 10 апреля 1870 года вместе с семьей покинул Джорджию. Путешествие в самодельном крытом фургоне было очень медленным. Часто семья Джерман останавливалась в пути, чтобы хоть немного заработать денег для продолжения своего пути. Им достался участок в Миссури, однако здешний климат не подходил для Джона  и Кэтрин, одной из его дочерей. Поэтому, продав участок за пару волов и крытый фургон, Джерманы продолжили свой путь на запад.
Добравшись до Канзаса,  Джерманы направились на северо-запад, достигнув железнодорожных путей Юнион Пасифик. В Эллиасе Джону сказали, что станционные агенты не продадут ему даже кружки воды. Таким образом, он решил двигаться Баттерфилдским путем, старым дилижансным маршрутом проходившим близ Смоки-Хилл-Ривер. Когда он поинтересовался, насколько этот путь опасен, то ему ответили, что риск не велик, так как в течение нескольких лет там ничего не случалось. Несколько индейцев, которые встретились им на пути, казалось, были настроены весьма доброжелательно. Однако семья Джерман ничего не знала о войне белых с шайенами.
10 сентября 1874 года двое мужчин, повстречавшиеся Джерманам, сказали, что те находятся в дне пути от форта Уоллес. Обрадовавшись тому, что скоро они будут среди белых, семья Джерман в последний раз все вместе встали лагерем.
На рассвете следующего дня, когда Джерманы покинули свою стоянку, их атаковал бэнд шайенов из 15 человек и 2 женщин. Индейцев возглавляли Магическая Вода и Женщина Бизоний Теленок, которая и убила Джона топориком. Лидия (Кокс) Джерман, Ребекка Джейн (20 лет), Стивен (19 лет) и Джоанна (15 лет) были убиты и оскальпированы. В живых остались Кэтрин (17 лет), София (12 лет), Джулия (12 лет) и Аделаида (5 лет).
(Рассказ о семье Джерман был опубликован в книге «Girl Captives of the Cheyennes», написанной в 1927 году Грейс Е. Мередит, племянницей Кэтрин)
Спустя три недели после этой резни оскальпированные тела пятерых убитых были найдены и похоронены отрядом солдат из форта Уоллес. Близ сожженного фургона была найдена Библия семьи Джерман, содержащую имена и возраст девяти членов семьи Джона Джермана. Поскольку мертвых тел было лишь пять, солдаты пришли к выводу, что оставшиеся в живых захвачены индейцами, поэтому был начат их интенсивный поиск.
Шайены, зная, что их будут преследовать, направились на юг Индейской территории. Они передвигались по ночам, все время разговаривали друг с другом шепотом, и ели немного, лишь днем. Думая, что смогут уйти от солдат, шайены разбились на небольшие бэнды.

Спустя почти две недели Джулия и Аделаида, находившиеся в бэнде у Серой Бороды, были оставлены в прерии. Они скитались, пока не нашли след, оставленный фургоном, который привел их к ручью, где стояли лагерем солдаты. Там они нашли немного старых галет, кукурузу и остатки мяса. Довольствуясь этими объедками, диким виноградом, плодами каркаса и зелеными побегами травы, Джулия и Аделаида сумели выжить.
Между тем шайены с Кэтрин и Софией прибыли в лагерь Каменного Теленка, вождя шайен, который выступал против рейдов на белых людей. Этот лагерь насчитывал около 300 типи и, вероятно, находился на северо-востоке Нью-Мексико - так называемая «Ставка Равнин». Кэтрин и София были вынуждены выполнять работу индейских женщин. Они заготавливали хворост, шили одежду костяными иглами и нитями из сухожилий бизона и готовили пищу.
Когда до Каменного Теленка дошли вести о том, что армия США разыскивает и требует вернуть четырех девушек, он сразу же велел найти двух младших девочек, оставленных в прерии. 7 ноября 1874 года группа из 200 шайенов обнаружила Джулию и Аделаиду у ручья (это было на ранчо Т.Д. Хобарт на Уошита, округ Хемфилл).
Джулия и Аделаида были доставлены в лагерь Седой Бороды на МакКлеллан-Крик.
На следующее утро, 8 ноября 1874 года, лагерь Серой Бороды был атакован лейтенантом Фрэнком Болдуином. Кэтрин и София были поспешно отправлены с авангардом. В то время, как Джулия и Аделаида были оставлены позади. Полуголодных, одетых в лохмотья, нашли их солдаты, под бизоньими накидками. Девочек доставили в Кэмп-Саппли, а затем в форт Ливенворт, Канзас.
Кэтрин и София были освобождены в агентстве шайенов на Индейской территории 2 марта 1875 года. Они воссоединились с Джулией и Аделаидой и были взяты под опеку полковника (впоследствии генерала) Нельсона Майлза. Когда Майлзу было поручено другое задание, девушки проживали некоторое время в семье Патрика Корни в округе Сенека, Канзас. Правительство выделило деньги из шайенских аннуитетов на воспитание и содержание девушек. Их дедушки, Томас Джерман и Уильям Кокс, хотели, чтобы они вернулись в Джорджию, но Кэтрин решила, что у них будет больше перспектив в Канзасе. Девушек попросили указать на индейцев, которые плохо обходились с ними. 25 апреля 1875 года Магическая Вода, Женщина Бизоний Теленок и 31 другой шайен без суда и следствия, без какой либо правовой защиты были отправлены, как военнопленные, в форт Мэрион, Флорида. Все шесть недель пути Магическая Вода и его жена были закованы в цепи и кандалы. Они вернулись в форт Ливенворт в 1878 году. Женщина Бизоний теленок умерла в 1925 году, в возрасте 90 лет. Кэтрин вышла замуж за Эмоса Свердфегера и жила в Калифорнии, где и умерла в 1932 году. София состояла в браке с Альбертом Фельдманом и провела большую часть своей жизни на ферме к югу от Гумбольдта, Небраска. Умерла там же в 1949 году. Джулия вышла замуж за Говарда Риза, затем они развелись, и вторым ее мужем стал Альберт Брукс. Умерла в Калифорнии в 1959 году, в возрасте 92 лет. Мужем Аделаиды стал Фрэнк Эндрюс, чья ферма находилась близ Берне, Канзас. Аделаида родила 11 детей. Ее дочь, Рут Биери (89 лет), и ее сын, Кларенс Эндрюс (85 лет), принимали участие в воссоединении, проходившим 9 сентября 1990 года.
В 1925 году Т. Д. Хобарт, который был очень заинтересован в исторических исследованиях, переписывался с Джулией и Аделаидой. Они писали, что мало что помнят о днях своих странствий в прерии, кроме холода, голода, волков (койотов) и добрых солдат, которые освободили их.
Джулия вспоминала, что однажды Аделаида съела целую галету, которую она должна была разделить с Джулией. Когда София и Аделаида отправились в гости к Кэтрин в 1928 году, они остановились на Пампа, чтобы встретиться с Хобартом. Ряд историков и судей сопровождали Хобарта и сестер на то место, где, как считалось, находился индейский лагерь во время их спасения. 12 ноября 1936 года на этом месте и в городском парке Лефорс были установлены памятные таблички в рамках празднования столетия независимости Техаса. В рамках празднования 50-летия округа Грэй в 1952 году Джулия, единственная из оставшихся в живых сестер, посетила Пампа и была доставлена на место ее предполагаемого спасения.
В апреле 1990 года музей Уайт Дир Лэнд, находящийся в Пампе, получил запрос от Арлин Фельдман Джаукин, правнучки Софии Джерман Фельдман. Она пыталась найти хоть какую-то дополнительную информацию о спасении Джулии и Аделаиды. Она также сообщила, что обратилась к Джону Л. Сипесу, младшему пра-правнуку Магической Воды и Женщины Бизоньего Теленка, и что они планируют провести воссоединение потомков, переживших некогда две бойни.
В сентябре 1990 года, в день воссоединения, ок. 850 человек отправилось на то место, где произошло убийство семьи Джерман. Они приехали из Мексики, Калифорнии, Орегона, Висконсина и других штатов. На встрече присутствовало 105 потомков семьи Джерман и 35 индейских потомков. Предваряя церемонию воссоединения, шайены провели свою традиционную церемонию, на которой присутствовали только шайены, все остальные могли наблюдать за действом на расстоянии 75 футов. Капитан Майкл Л. Бон, президент ассоциации «Баттерфилд Трэйл», выполнял роль церемонимейстера во время церемониала воссоединения. После возложения цветов 7-ой кавалерией Форта Уоллес собравшиеся исполнили национальный гимн, и слово было дано преподобному Паулу МакНаллу.
Затем капитан Бон пригласил потомков семьи Джерман, шайенских семей и потомков генерала Нельсона Майлза. Он также представил полковника Лагранжа из Форт-Райли и Марка Маги, который представлял командование Форта Ливенворт. Также были представлены представители различных исторических организаций. Со вступительным словом выступил Лесли Линвилл, автор и историк из Колби, Канзас. Он и его жена Берта провели большое количество исследований мест, связанных с семьей Джерман. Арлин Джаукин выступала первой, она жила рядом со своей прабабушкой и хорошо знала ее. Ферма, которую София купила вместе с мужем в 1880 году, сейчас принадлежит Арлин и ее братьям. Арлин связала истории, которые она слышала от прабабушки, с информацией, которую она получила во время своих обширных исследований. В заключении она сказала: «В последний раз наши семьи встречались 116 лет назад, пра-прабабушка Джона убила моего пра-прадеда. Джон и я обещаем творить лишь добро».
После Арлин слово взял Джон Л. Сипес-младший, который также проделал большую работу, изучая архивы и отделы рукописей в Оклахомском историческом обществе. Он сотрудничает с группой, которая содействует беспристрастному отражению исторических событий с участием в этом самих шайен.
Интересен тот факт, что Джон сам наполовину немец - его мать немка по национальности. Джон отметил, что, когда он прибыл на Смоки-Хилл-Ривер, его не покидало чувство, что он вернулся домой. Он рассказал, что, будучи еще ребенком, он слышал много историй о том, как его пра-пра-бабушка с ужасом наблюдала, как люди Чивингтона расправляются с ее семьей. Изучая историю расправы над его народом, Джон чувствовал себя очень угнетающе, и не менее угнетающие чувства возникали у него, когда он изучал расправу над семьей Джерман. Он выразил надежду, что это воссоединение приведет к лучшему пониманию, и веру, что барьеры между людьми смогут быть разрушены.
Комиссия, запланировавшая воссоединение, надеется, что историки Высоких Равнин будут стремиться изобразить эту историю беспристрастно и справедливо для обеих сторон, индейской и не-индейской. Те, кто принял участие в воссоединении, получили возможность приобрести опыт, в котором прошлое и настоящее сошлись таким образом, какой историческая книга никогда не смогла бы передать.

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: WR. При копировании материалов, ссылка на сайт обязательна.