О шаманизме или о том,что не является индейской культурой

Когда вы слышите слово "шаман", что возникает у вас перед глазами? Головной убор из перьев, бизонья шкура, священное колесо, ловец снов - то есть все то, что вы связываете с индейской культурой?

Вопреки распространенному мнению "шаман" - это не индейский знахарь (medicine man) и "шаманизм" никогда не являлся частью индейской религии.  Многие коренные американцы считают приписывание им "шаманских практик" явным оскорблением.

Слово"шаман" берет свое начало у народов Сибири, там, это своего рода святой человек. Сибирские шаманы общаются с божествами и духами не только с помощью молитв, ритуалов и практик, но и вступают с ними в прямой контакт. С помощью бубна и пения шаман входит в очень глубокой или экстатический транс. Этот транс освобождает сознание шамана из тела, что позволяет ему перейти в ту сферу, где обитают духи, чтобы почувствовать другой мир всеми чувствами обычного физического мира. Путешествие шамана в иной мир, это не просто мистическая встреча с духами, а определенный ритуал служения своей общине. Шаман связывается с другим миром, чтобы получить необходимую информацию от духов, провести исцеление, направить души умерших на покой, получить духовную силу и так далее.

Шаманом нельзя назваться просто так, так же как и священником, это должен быть выбор духов, обучение и признание старейшинами и общиной. Такая священная специализация шамана распространена далеко за пределами Сибири, а впадение в экстатический транс очень схож во многих культурах. Экстатический транс, кажется, помогает открыть человеческий разум с помощью архетипического опыта, преодолеть культурные границы. Духовные миры почти у всех состоят из трех слоев: один эквивалент физической плоскости земли, другой - вверху, на небе, а третий находится под землей. Каждая культура интерпретирует эти миры и их обитателей немного по-разному, но они достаточно схожи, чтобы предположить, что характер образов возникает в процессе самого погружения в транс, а не зависит от конкретных культурных представлений. Есть доказательства того, что экстатический транс был частью развития всех религий, включая христианство. И, хотя, такие практики исчезли из многих культур, о них все еще можно найти информацию в мифах и традициях.

Примерно в 1700 году слово"шаман" было перенято у русских Западом и стало распространяться не только на сибирских шаманов, но и на все то, что связано с экстатическим трансом, независимо от культуры и религии.

Шаманизм относится к типичной практике и верованиям этих духовных специалистов, в том числе и сам экстатический транс, а также все те убеждения и верования, которые вытекают из этого опыта. Термин "шаманизм" включает и те религии, которые поддерживают шаманов и зависят от них, как от ключевых фигур в своей практике (как, например, католицизм поддерживает и зависит от священников). Современные примеры этого типа религии очень редки, поэтому большинство относят шаманизм к трансовым практикам, используемым в религии, а не к самой религии.

Евро-американцы не способствуют развитию традиционного шаманизма, они заменяют его современным вариантом, известным как нео-шаманизм, в котором адаптируют шаманские практики исходя из потребностей общества. Как и традиционный шаманизм, нео-шаманизм это не религия, а набор практик и методов, используемых в рамках существующих систем верований и культур. Нео-шаманизм акцентирует свое внимание на духовном и психологическом исцелении, и находит признание не только среди альтернативных систем верований, но и среди некоторых христианских и других основных религиозных групп, а также в некоторых отраслях психотерапии.

Сам термин "шаманизм" стал использоваться не по назначению. Индустрия развлечений сделала слова "шаман" и "знахарь" взаимозаменяемыми, для описания святых мужчин и женщин коренных народов Америки. Общественность быстро подхватило это слово и стало считать слово "шаман" индейским словом, а "шаманизм" - универсальной индейской религией, но, в действительности, никакой "универсальной индейской религии" нет. Есть сотни индейских племен в Северной Америке, каждое из которых имеет свою собственную культуру, язык и духовную систему убеждений. Многие из этих племен очень сильно отличаются друг от друга по своим религиозным традициям, и никто из них никогда не описывал свои верования, как шаманизм. Даже с научной точки зрения только несколько индейских систем, которые используют экстатический транс, могут быть отнесены к "шаманизму", но никак не основная часть большинства североамериканских индейских культур.

Эту путаница была усилена в конце 1970-х годов, когда поднялась нью-эйдж волна и появились всякого рода коммерческие псевдо-индейские группы, специализировавшиеся на альтернативных методах лечения и экологическом сознании. Эти группы выставляли себя как подлинные учителя индейских традиций. Используя стереотип коренных американцев, как экологических воинов и духовных целителей, они обычно брали высокую плату за свои учения, обряды и практики, что является особенно оскорбительным для традиционалистов. Хотя это движение и имеет право быть, но оно не является ни традиционным, ни индейским и не шаманским, так как практика транса в них используется крайне редко. Тем не менее, движение продолжает выдавать себя как за "индейцев", так и за "шаманов", дискредитируя и тех и других.

Как результат, это вызывает гнев многочисленных представителей индейских народностей, негодующих по поводу продолжающейся эксплуатации их духовных ценностей.

Итак, слово "шаман" ни в коей мере не является идентичным слову "знахарь" (medicine man) или святой человек у индейцев. Шаманизм не является всеобъемлющим термином для коренных религий с их опытом духовного исцеления, тотемами, животными-покровителями или духами природы. Все эти неправильные представления о шаманизме продвигают под благими намерениями, мошенники, всевозможные книгоиздатели, периодические издания и веб-страницы. Они должны быть исправлены, как для сохранения традиционных индейских культур, так и для правильного духовного воспитания.

 

Перевод:Александр Caksi*Два Волка*.Редакция текста:Кристина Махова.