Хоббисты

Юрген Михаэлис встретил нас в своем саду, стоя у самодельного типи, одетый в одежду из оленьей кожи, в парике, с одним голубым пером, торчащем в нем. "На 75% я индеец, но все же немец", - говорит для "Дер Шпигель" бывший слесарь с "индейским именем" Одинокий Человек. Михаэлис не единственный немец, который утверждает, что он якобы "индеец". Хоббизм или индеанизм, желание подражать индейцам, довольно загадочная и стойкая страсть у многих немцев. Каждый год они устраивают пау-вау на которых "тысячи немцев в индейских одеяниях, разгоряченные алкогольными напитками, в бирюзовых украшениях, бегают вокруг Баден-Вюртемберг или Шлезвиг-Гольштейн, как команчи или апачи". В Германии так же есть несколько парков, стилизованных под Дикий Запад, такие, как Эльдорадо -популярное место отдыха, где можно увидеть, как "ковбои" сражаются с "индейцами", или реконструкцию знаменитой битвы, а так же танцы различных стилей и форм.

Жизнь Михаэлиса, как "индейца", заключается лишь в том, что он подражает коренным жителям Америки, некогда бродившим по бескрайним прериям и, выйдя на пенсию, проводит большую часть своего времени в изготовлении разного рода безделушек, а так же изделий из кожи в "индейском" стиле для продажи. Некоторые из индеанистов не ограничиваются пределами своего двора и периодически, на выходных, выезжают на природу, где ставят лагерь из типи, одеваются в кожу, готовят на кострах, называют себя звучными "индейскими " именами, такими, например, как Белый Волк и ведут задушевные беседы о том, что значит быть "индейцем". Создают сайты, типа "Tipis.org", посвященные "всем людям в мире, кто-когда либо изучал индейское типи и хотел бы жить свободно в прериях". Там же есть и фотографии европейцев, которые отказались от своей культуры, навсегда или на время, что бы жить "как индейцы", точнее так, как они себе наивно представляют это. Некоторые из них поселились в сельской местности, носят одежды из кожи и практикуют "индейскую религию".

Что бы претендовать на роль "индейца", по оценкам, приблизительно 40 тыс немцев платят взносы более чем в 400 клубов для того, чтобы вполне законно пострелять из винтовки, покататься на лошадях или разбить лагерь. Наиболее популярны из них "Cheyenne Indian Club", "Western Club Freising" и "Wild West Club". "Cowboy Club" в Мюнхене основан в 1913 году является старейшим клубом в Германии, где регулярно проводятся мероприятия, в которых члены данного клуба устраивают разного рода постановочные мероприятия утверждая, что их одежды идентичны тем временам и именно так делали индейцы сотни лет назад, хотя называют себя Indianer "красные индейцы". Устраивают пау-вау, где выставляют на показ и продажу изготовленную ими же одежду, поют, бьют в барабаны и танцуют.

Кристина Сабо, в своем интервью для Линды Холли, автора "Tepees, Teepees and Tipis: History and Design of the Cloth Tipi" сказала:

"Наш лагерь мы разбиваем летом, в июле и в течение двух недель живем в типи, носим только индейские одежды, стараемся во всем следовать индейским традициям. У нас есть представители (подражатели) лакота, оглала, черноногих, пауни... Мы ходим на тропу войны, друг против друга и днем, и ночью,в любое время, можем вообще воевать в течении двух недель.Мы не знаем кто нас атакует и кто придет украсть наших лошадей, отчего сражения всегда очень интересны и мне это нравится". 

Взрослые люди, играющие в "индейцев", кажется, выглядят очень забавно, особенно поражает их серьезное отношение в любви к индейской культуре, независимо от того, что многие из нас относятся к этому негативно. Они так же наивно полагают, что их одежды, их постановки настолько аутентичны, что именно так все и было 200 лет назад. Однако, многие индейцы не находят в этом ничего смешного. В эссе о том, как влияет искажение индейского образа в детской литературе, Сьюзан Марсия Стэн написала: "Игра "в индейцев"... предполагает, что индейцем можно стать довольно просто, для этого достаточно одеть "индейский наряд", а потом и снять его по желанию, при этом полностью игнорируя культурное наследие коренных жителей".

Есть и те, кто поддерживает такое увлечение. Лаура Кирхи, молодая танцовщица из команчи, работающая в Западной Германии, говорит, что была поражена тем, насколько немцы любят коренных американцев. И многие признавались ей: "когда они были маленькие, индейцы были для нас мечтой и сказкой".

Кирхи жила в Германии почти 13 лет. "Я часто вижу многое, связанное с индейской тематикой", - говорит она. "Например фестивали, где "ковбои" стреляют в "индейцев" или же в парке "Фэнтазилэнд", где ваши стереотипно-расистские питер-пэновские индейцы лазают и скачут по скалам. Я заметила несколько "твинки" лавочек ("твинки" - так называют не-индейцев, стремящихся подражать индейцам, а так же тех, кто продает якобы "индейские ловцы снов, кристаллы" и прочее). Должно быть это приносит им неплохой доход, потому что в одном из подобных магазинчиков небольшой пучок полыни стоил 44$ и все это конечно перемешано с буддийскими и индуистскими статуэтками, футболками".

Есть некоторые североамериканские племена, которые идут навстречу своим поклонникам в Европе. Они считают что это возможность для содействия, взаимопонимания, образования и видят неплохой способ продать свою культуру сочувствующей аудитории.

Несколько представителей племен Аляски из Ассоциации туризма посетили ITB Berlin, где проходила крупнейшая в мире конвенция по развитию туризма. "Они в поиске племен", - сказала потом Камиль Фергюсон, исполнительный директор группы, о немецких хоббистах. "Они смотрят на индейскую территорию и хотят знать больше о коренных жителях Америки". Она говорит, что миссия ассоциации заключается в развитии туризма для индейцев и коренных жителей Аляски "и международный вылет часть этой программы, где я и представляла собственный народ". Она добавила, что европейские путешественники посещающие индейские территории жаждут настоящего опыта. "Европейцы будут заинтересованы всеми культурными аспектами нашей жизни: от продуктов питания, до танцевального искусства". Сотрудничество между ITB Berlin и индейскими территориями с каждым годом становится все сильнее. Впервые индейский туризм штата Висконсин представляли 11 суверенных наций, "Три объединенных племени" (манданы, арикара, хидатса) из Северной Дакоты и нация чикасо. "Мы не боимся показать миру то, что наша культура может дать, а так же надеемся завоевать сердца тех, кто ничего о ней не знал ранее", - сказал Джейсон Морсетт, арикара из резервации Форт-Бертольд.

Откуда такой интерес у немцев к индейской культуре? Карл Май (1842-1912гг), именно его вы можете поблагодарить за это (или обвинить), самый продаваемый автор в немецкой истории. Наибольшим спросом пользуются его книги о немецком исследователе, который путешествовал по Дикому Западу и стал кровным братом Виннету, вымышленному воину апачи. Олд Шеттерхенд, а именно так звали немецкого героя, вместе со своим братом Виннету, сражаются плечом к плечу и побеждают зло. Виннету порадил массу стереотипов в представлениях многих немцев о "настоящих индейцах": его одежда, поведение, манера разговора на ломанном английском и прочее.В 1960-х гг по книгам Майя было сделано ряд фильмов.

Сам Май был увлекающимся и заядлым сочинителем. В раннем возрасте имел склонности к воровству, мошенничеству и бродяжничеству, в результате чего неоднократно попадал в истории и тюрьму. В возрасте 32-х лет Май уже имел неоднократную судимость, расширил свой кругозор в тюремных библиотеках и грезил "индейцами" Джеймса Фенимора Купера. В 1874 году освободившись, в очередной раз, он был преисполнен желанием стать писателем и даже объявил о том, что уезжает в Америку. Однако, став редактором одной из издательских компаний в течении 38 лет опубликовал около 70 своих книг, 15 из которых книги о приключениях Винниту и Олд Шеттерхенда. Хотя он и настаивал на том, что описывал реальные истории все это конечно было выдумкой. В Америку он не переехал, а с первым индейцем познакомился лишь в возрасте 66 лет, неподалеку от Буффало, Нью-Йорк, когда вместе с женой отправился в путешествие по Америке, это был его единственный опыт с "Диким Западом".

Многие европейцы выросли на его романах, которые были переведены на разные языки. После Второй мировой войны особенно популярны его книги стали в областях, контролируемых Советским Союзом: Восточная Германия, Венгрия, Чехословакия. Русские, как они говорят, живя в условиях "когда все запрещено", видели в этих книгах некую отдушину, представляя себе диких, свободных, угнетаемых, но, почему-то, счастливых индейцев. Люди поэтому и стали подражать персонажам Карла Мая создавая клубы и группы посвященные индейской культуре.

Многие молодые немцы пренебрегают мнением "стариков", но тем не менее и они с удовольствием посещают тематические индейские парки, интересуются искусством, музыкой и традициями коренных народов, заимствуя, правильно и неправильно, некоторые элементы индейских церемоний в свои гибридные религии.

Берлинский HeileHaus одно из наиболее популярных мест встречи юных хоббистов. Там им предлагается: "индейское исцеление", медитация, поиск видения, обряды, которые помогут найти им духа покровителя или тотемное животное и даже тайные "индейские имена". Поисковик гугл предоставит вам такие нью-эйдж групп с "индейскими шаманами", лидерами или теми, кто якобы когда-то учился у индейцев, а теперь принес эти знания в Европу.

Джулиан Крэнделл Холлик, писатель, брал интервью у многих немецких и европейских любителей и хоббистов ."Это образованные мужчины и женщины: программисты, водители грузовиков, декораторы которым американский Запад предлагает другую идентичность для их психического равновесия, возможность возврата в историю, чтобы понять тот мир, в котором они чувствуют себя отчужденными; другой путь для человека, чтобы он мог возобновить поиски идентичности и его отношения с природой", - пишет он. "Конечно, многие европейцы уже побывали на Западе и знают, что той Америки о которой они мечтали уже давно нет и возможно, никогда не существовало, но они довольствуются мифом, потому что это удовлетворяет их (личные) потребности".

Для некоторых это выходит далеко за рамки простых увеселительных прогулок за город и возможности на некоторое время окунуться в "индейскую жизнь". Хоббисты не ограничивают себя и тем, что время от времени изготовляют одежды, вышивают и занимаются ремеслом. Герхард Фишер, самопровозглашенный вождь, известный как Старый Бык, возглавляет фан-клуб Карла Майя, в котором всегда проводятся фестивали в день рождения автора. Фишер и ему подобные романтизировали давно ушедших коренных американцев до такой степени, что считают нынешних индейцев плохим примером для их же предков, которых они почитают как "благородных дикарей". Последователи Старого Быка уверены, что современные индейцы настолько извращены западной цивилизацией, что не хотят даже сохранять свою культуру. 

Вместо того, чтобы поддерживать индейцев в их реальной борьбе эти "новые индейцы" видят лишь социальные проблемы, такие как наркомания, алкоголизм, нищета процветающие в некоторых резервациях подтверждающие их "выводы". Они считают себя "хранителями индейских традиций", так как сами коренные жители якобы пренебрегают ею и вовсе не ценят свое наследие.

Веб-сайт клуба "Индейцы и люди гор" заявляет, что "целью клуба является сохранение обычаев и традиций североамериканских индейцев и горцев. Мы называем себя практикующими антропологистами и наше серьезное увлечение напрямую связано с этой работой, как теоретически так и практически. Типи, одежды и все остальные работы сделаны вручную и украшены вышивкой. Многие из нас сами выделывают кожу и сшивают ее настоящими сухожилиями, так, как это делали когда-то индейцы. Мы практикуем многие навыки и ремесла этой культурной группы и даже в песнях и танцах мы стремимся к достижению максимальной идентичности".

Дэвид Редбирд Бейкер, оджибве, рассказал Ноэми ЛаПинто в своем интервью для канадского ежемесячного журнала "Alberta Views", что когда впервые приехал в Германию был в восторге от хоббистов, но, его мнение изменилось, когда он познакомился с ними поближе. "Они берут себе общественные и религиозные обряды и изменяют их до неузнаваемости. Они проводят танцы, куда не допускается любой желающий потанцевать в обычной одежде, даже если он индеец. Они покупают священные вещи,такие как перья орла для своих регалий". По его мнению, эти хоббисты, утверждая свое право импровизации священных ритуалов, ставят себя выше самой индейской культуры.

ЛаПинто разговаривала и с Джоном Блэкбирдом из народа кри, известным в Германии как танцор и создатель документального фильма. Он ответил, что очень разочарован тем, что хоббисты считают себя больше "индейцами", чем сами индейцы. В 2005 году он сделал фильм о пау-вау, в котором представлены танцы в широком спектре коренных традиций и попытался донести до немцев "что индейские танцы развиваются в своих художественных формах, а не являются древними ритуалами исчезнувшего народа". Джон отправил хоббистам этот фильм по электронной почте, пояснив, что этот фильм о индейской жизни. Ответ пришел очень быстро: "во-первых не индейцы, а Первые нации и во вторых-перестаньте использовать расистскую терминологию". "Я-индеец!", - ответил хоббистам Блэкбирд. "Мои друзья, моя семья - мы индейцы. Мы всегда называли себя - индейцы, даже в моей статусной карточке от канадского правительства указано, что я - индеец и вы будете мне указывать кто я?!"

Как и Джон Блэкбирд я, индеец чирикауа-апачи/чероки, работаю в Германии. По большей части нахожу жизнь в этой стране довольно комфортной и большинство принимает меня тем, кто я есть. Я встречал много немцев, которые действительно с уважением интересуются индейской культурой и знают о нашей борьбе в прошлом и настоящем. Встречал и менее милых хоббистов. Через фейсбук или другие соц-сети я иногда связываюсь с теми, кто желает поговорить с "реальным" коренным американцем, а иногда и напрашиваюсь на разговор. Так было недавно с одним пожилым немцем, который хотел поделиться своими мыслями и убеждениями с индейцами. Он считает себя "перевоплотившимся вождем нез-персе" и в разговоре употреблял "наш народ, наша культура, наша вера, наша кровь". Когда я ему сказал о том, что настоящие индейцы могут и не согласиться с его доводами последнее сообщение для меня было: "Ни один народ не имеет права хранить свою культуру только для себя!".

Как индеец, живущий в Германии, я всегда честно отвечаю на вопросы, которые мне задают, а если я не знаю ответ, я советую где его можно найти. Я не хочу тратить свое время на тех хоббистов, кто считает, что знает о моем народе и моей культуре больше, чем я сам. Но, я всегда стараюсь уделить внимание тому, кто готов меня слушать и кто готов поддержать нас, кто готов улучшить жизнь и будущее коренных народов.

 

Автор:Ред Хайеркроу.Перевод: Александр Caksi*Два Волка*.Редакция текста:Кристина Махова.