"Вождь краснолицых"

"Краснолицый" - это слово из расистской пропаганды карикатурных стереотипов, созданных об индейцах. Этим образом коренного американца управляют белые продюсеры и режиссеры, которые преднамеренно не хотят снимать в своих фильмах реальных индейцев, формируя тем самым популярную культуру , не имеющую ничего общего с реальностью. История стереотипов имела серьезные культурные последствия для индейцев. Самый простой пример: представьте себе Германию, в которой играют в "нацистов и евреев" , и это игра будет равносильна игре в "ковбоев и индейцев".

 

"Вождь". Большинство индейцев никогда не были на самом деле вождями. Это наименование белые давали индейским лидерам.

 

"Принцесса". Принцесс, как таковых, у индейцев не было. Обычно, этот стереотип относился к дочерям вождей и был создан для того, что бы узаконить индейских женщин, как потенциальных партнеров для белых .

 

"Благородный дикарь". Примитивный человек живущий в гармонии с природой и не признающий цивилизацию.

 

"Ренегады". Те, кто отказывался жить в резервации и находился в состоянии войны с белыми.

 

"Скво". Индейская скво тиха и почти незаметна, поскольку служит своему мужу, выделывает шкуры, занимается пошивом и ткачеством, приготовлением пищи и воспитанием детей.

 

До прибытия Колумба в "Новый Свет" там не было никаких индейцев, людей стали называть так , только потому, что Колумб думал , что попал в Индию. Коренные народы Северной Америки не называли себя индейцами и даже не думали о себе, как об одном народе. На начало европейской иммиграции в Северной Америке существовало более 300 различных индейских языков. Но европейская стереотипность быстро подогнала все народы под одну гребенку. Белые определяли , что значит быть индейцем и накладывали это на коренных американцев. Даже названия народов, такие как навахо, сиу, шайены, черноногие придумали белые и эти названия были вовсе не созвучны с индейскими. На протяжении всей истории представления о индейцах менялось в угоду белым колонизаторам. Когда те нуждались в помощи, чтобы выжить, или в войне с неприятелем, индейцев считали храбрыми и благородными дикарями. Когда же благородные дикари вставали на пути белого человека , угрожая его планам , они тут же переходили в разряд животных и кровожадных. В ходе семнадцатого века многие индейцы пытались ассимилироваться в белом обществе. За эти годы они стали зависимы от современных инструментов, которые принесли с собой европейцы - ножи, ружья, чайники и рыболовные крючки. Со временем, те народы, которые проживали на восточном побережье , утратили многие навыки, их культура изменялась под давлением технологий европейцев. В отличии от "диких собратьев" , на "домашних индейцев" смотрели с презрением. В 18 и 19 веках для экономического развития созрел "пустынный Дикий Запад" и жители его региона рассматривались как часть естественной преграды, которую необходимо преодолеть во имя прогресса . Как писал Октавио Пас:"Америка была — если она чем-то была — географией, чистым пространством, открытым человеческому деянию. Сопротивлялась в Америке, лишенной исторических реалий — старинных родов, устоявшихся институтов, поверий и норм, освященных традицией, — только природа. Люди боролись не с историей, а с природой. А там, где возникало историческое препятствие, например какая-то индейская культура, ее вычеркивали из истории и обращались с ней как с чисто природным явлением."

Чтобы оправдать свои злодеяния, американцы создали представление о индейцах, как о неполноценных людях, судьба которых-исчезнуть с лица земли. Стереотип враждебного дикаря помогал смягчить чувство вины, которое неизбежно возникало, когда люди, чья культура была основана на концепции частной собственности, приступили к осуществлению программы по изгнанию других народов с их земли. Создав условия ,при которых индейцев стали повсеместно считать жестокими диким зверьем, американцы тем самым оправдывали геноцид коренных народов.

Закройте глаза и обратите внимание, что приходит вам на ум, когда вы слышите слово " индеец ". Независимо от ваших политических взглядов и культурных особенностей, доминирующими изображениями у большинства будут перья, боевая раскраска, лук и стрелы, бизоны, лошади, типи, бисер, шкуры животных, война. Все это проявление культурного программирования приключенческими фильмами, книгами, фотографиями, музейными выставками, телевизионными шоу и так далее.

 

Общие стереотипные образы:

-вождь: глава племени;

-воин,храбрец: индейский мужчина;

-принцесса: дочь вождя;

-скво: все остальные женщины;

-папуз: индейский ребенок;

-дикари: все индейцы;

-ренегады: те, кто отказывался жить в резервации и находился в состоянии войны с белыми;

-благородные дикари: живущие в гармонии с природой;

 

Западный писатель Лэрри МакМёртри описал огромный разрыв между мифом и реальностью ,в популяризации Запада: "Большинство традиций, которые мы связываем с Диким Западом, были придуманы целлюлозными писателями, художниками, импресарио и рекламщиками".

Уильям Фредерик Коди, более известный как Буффало Билл , в 1883 создал свой балаган под названием «Дикий Запад Буффало Билла». В нем индейцы, в основном представители народа лакота, выставлялись жестокими дикарями — они крича нападали на дилижансы, грабили поселения, захватывали добропорядочных колонистов. В критический момент появлялся отважный Буффало, спасал мужчин от скальпирования, а женщин — от поругания, несколькими выстрелами отправляя «дикарей» на встречу с предками. Именно образ лакота стал в общественном сознании синонимом для всей индейской культуры. Буффало Билл дал зрителю все то, что он жаждал увидеть: лошади, лоси,бизоны, скачки, феерия смерчей и пожаров в прерии, перестрелки ,демонстрация меткости, племенные танцы и прочие зарисовки. На протяжении трех лет в шоу выступал и Сидящий Бык как церемониймейстер.

Хотя глупые и дурацкие слова редко можно встретить в описании индейцев, возможно потому , что глупые враги вряд ли делали бы чести американским солдатам, так же как и союзники- дураки. Но тем не менее , по интеллектуальному уровню индейцев поставили значительно ниже, нежели европейцев, применяя к ним такие термины как "наивные", "примитивные", "не спасенные(религ)" . Предполагаемое отсутствие интеллекта позволяло изображать индейцев необычайно сексуальными, совмещающими в себе и человеческое и животное начало. Этот аспект сексуальности успешно использовал Голливуд, наделяя при этом коренных жителей прескверным характером. "Похотливые дикари" нападая на белую женщину сразу же жаждали ее крови, а привлекательные "индейские принцессы" должны были умереть, не нанеся ущерб чистоте генофонда.

На рубеже 20 века индейцы стали рассматриваться как благородные первобытные люди, рассказывающие мифы своего народа, живущие в гармонии с природой, занимающиеся охотой и рыбалкой при помощи лука и стрел .

В 50 - х годах 20 века "индейцы" прочно заняли свою нишу в кинематографе, в упрощенном образе сиу , с их охотой на бизонов и головными уборами из перьев. "Старые фильмы построены на усредненном индейце,  - говорит Карен Бестмен из Калифорнийского Университета,- он  ( а это как правило, мужчина), носит одежду из оленьей кожи, украшенную бисером, весь в перьях, скачет на пони, дикий, безразличный и жестокий. Но это мелкий образ. Мы не видим семьи, заботы, чувства общности, духовности, повседневной жизни".

В 1960 году Национальный конгресс индейцев начинает компанию по искоренению негативных стереотипов ,созданных в отношении коренных народов Америки, средствами массовой информации, фильмами и мультфильмами. Но наибольший ажиотаж возникает вокруг спортивных организаций , таких как "Кливлендские индейцы", "Вашингтонские краснокожие", "Канзасские вожди", "Храбрецы Атланты"( Cleveland Indians, Washington Redskins, Kansas City Chiefs, and Atlanta Braves).

Вождь Ваху, эмблема "Кливлендских индейцев", такое же оскорбление как и Маленький Чёрный Самбо, для афро-американцев, а Фрито Бандито, для латино-американцев. В спортивном мире изображения индейцев используют и по сей день, начиная от начальных школ и заканчивая профессионалами.

В ранних вестернах индейцев всегда изображали полуголыми, улюлюкающими дикарями, ворующими лошадей у белых поселенцев. Да,сейчас это смешно, но в то время это был единственный образ голливудского индейца, обошедший весь мир и просуществовавший вплоть до конца 1970-х гг.

Томас Инс своим "Сердцем индеанки"(Heart of an Indian (1912)), показал индейцев людьми не лишенными чувств, а вот Дэвид Уорк Гриффит, в "Битве в ущелье Элдербуш"(The Battle of Elderbrush Gulch (1914)) , выставил индейцев злобными дикарями. "Исчезающий американец" (The Vanishing American, 1925) и "Сломанная стрела" (Broken Arrow, 1950) создали образ "благородного дикаря".

Индейские женщины в ранних фильмах делились на две категории: либо это была принцесса, либо скво. Они могли представлять угрозу для белого колониста как соблазн, либо были безликими,послушными фигурами с папузом за спиной, единственное высказывание которых было:"хоу-хоу". Искаженное " скво " означает женское начало, но только в очень грубой интерпретации и только в одном из сотен индейских языков. Принцесса с целлулоидной славой обычно соблазнялась белым человеком, чтобы трагически погибнуть. Все главные роли индейцев, как мужчин так и женщин, принадлежали белым актерам: они всегда были в париках и клоунских раскрасках. В свое время "индейскими принцессами", в кожаных костюмах от кутюр, были Ивонн де Карло("Зверобой",1943), Эльза Мартинелли ("Индейский воин",1955) , Линда Дарнелл("Буффало Билл", 1943), Дебра Пейдж("Сломанная стрела",1950).

Большинство же статистов в массовках были реальные индейцы навахо, жившие в лагере Малибу. Когда они были необходимы, за ними приезжал автобус и увозил их на съемочную площадку. Вот почему во всех этих фильмах звучит дине(атапасский диалект навахо и апачи).

Главных индейских героев очень часто играли Берт Ланкастер и Чарльз Бронсон.

Первой индейской звездой телеэкранов по праву можно считать Джея Сильверхилса из Шести Наций, Гранд Ривер, Онтарио, Канада. С 1949 по 1957 год он играл стереотипного Тонто, дружка Одинокого Рейнджера. Сильверхилс, на самом деле не был зашорен стереотипами, он говорил, что индейским актерам необходимо быть мастерами своего дела, чтобы конкурировать с белыми, поэтому и стал основателем семинаров для индейцев в Эхо Парке, штат Калифорния. В 1979 году Джей Сильверхилс стал первым индейским актером удостоенным звезды на голливудской Аллее славы.

В 1956 году картина Джона Форда "Искатели" заработала свою похвалу за более сбалансированное изображение индейцев. Но эта "сбалансированность" имела другое значение тогда. В "Искателях"индейцев изображают только как жестоких дикарей, которые убивают невинных поселенцев, похищают и насилуют женщин. Джон Вейн, главный герой, настолько ненавидит индейцев, что готов убивать даже белых женщин, которые были "изнасилованы дикарями". Это классика вестерна, как считают кинокритики ,с вопиющим расизмом в сюжете.

Навахо, которые работали у Форда статистами, консультантами и так далее, получали гораздо меньшее жалование. Им даже было запрещено покидать резервацию ,без письменного на то разрешения правительства, так что вряд ли им нравилась эта работа. Для них это был единственный способ заработать, хоть немного. Усилия Форда были прогрессом для того времени и заложили основу для сбалансированных фильмов в будущем.

В 1970 –х индейцев начали изображать более достоверно и отводить им заметное место в линии сюжета. В "Маленьком большом человеке" с Дастином Хоффманом, коренные американцы показаны как обычные люди, они смеялись и плакали и совсем не походили на тех "диких индейцев", которых изображал Голливуд ранее. Среди них были и хорошие и плохие люди, как среди любых других народов. Результат был очевиден: 1971 — премия Национального общества кинокритиков США за лучшую мужскую роль второго плана (вождь Дэн Джордж)

; номинация на премию «Оскар», за лучшую мужскую роль второго плана (вождь Дэн Джордж); номинация на премию «Золотой глобус», за лучшую мужскую роль второго плана (вождь Дэн Джордж). В

1975 проявит себя Уилл Сэмпсон, как «вождь» Бромден, в драме Милоша Формана "Пролетая над гнездом кукушки". Несмотря на то, что Сэмпсон оставил неизгладимое впечатление на телезрителей своим непревзойденным актерским мастерством, голливудская пресса старалась не писать о нем. Его так и не вдвинули на какую-либо номинацию. "Глупо давать награду индейцу за то, что он сыграл индейца":-сказал о Уилле Сэмпсоне один из режиссеров. Этот образец "молчаливого большого индейца" не подпускали к более широкому кругу ролей, не позволяя ему реализовать свои возможности в полной мере. Имя У. Сэмпсона – среди основателей такой уникальной некоммерческой организации , как Институт индейского кино в Сан-Франциско.

Потом были и другие примечательные фильмы, такие например ,как "Человек по имени Конь". В 1990- х Кевин Кестнер со своими "Танцами с волками" показал мир и быт равнинных индейцев. Общее послание этого фильма было неплохим, хотя и здесь не обошлось без стереотипов. Лакота наделили излишней доброжелательностью, пауни излишней жестокостью, белых представили как исключительных злодеев. В реальности, многие индейские народы пострадали от американского правительства, но не все белые олицетворяли исключительно зло, а индейцы отнюдь не были ангелами. Грэм Грин блестяще сыграл свою роль, за что и был удостоен Оскара.

Еще один значимый персонаж Голливуда - это Айрон Айз Коуди (Iron Eyes Cody). Он получил признание за исполнение ролей индейцев в голливудских фильмах. Только ближе к концу его жизни общественность узнала о его итальянском происхождении. Больше всего Айрон известен за изображение 'плачущего индейца' для кампании общественной экологической организации 'Keep America Beautiful' в начале 1970-х. В экологическом ролике 'индеец' Коуди проливает слезы, когда к его ногам летит мусор из летящего на большой скорости автомобиля. Затем диктор Уильям Конрад (William Conrad) произносит памятную фразу: 'Люди начали загрязнение , люди же могут это остановить'. В 1995-м . Коуди заслужил похвалу от индейского сообщества за свои роли. Он действительно жил как индеец и сделал в свое время очень многое.

Сейчас Голливуд не изображает индейцев как размалеванных полуголых дикарей, размахивающих томагавками и скальпирующими всех направо и налево, современные фильмы рисуют нам образ стоического сентиментального индейца. И хотя большинство режиссеров делают все возможное, что бы нанять индейских актеров, для своего фильма, но тем не менее, продолжают существовать споры и распри о том, кто должен получить ту или иную роль.

Очень много смешанного было в реакции на Джонни Деппа, как исполнителя роли Тонто, в фильме "Одинокий рейнджер", кто-то даже интересовался, достаточно ли в нем "индейской крови" , чтобы играть индейца. Красавицей К'Орианка Килчер , сыгравшую Покахонтас в фильме Теренса Малика"Новый свет", тоже не все индейские общины были довольны , указывая на ее перуанско-немецкое происхождение. Руди Янгблад, иначе Гонсалес, пережил такое же пристальное внимание, когда он получил главную роль в фильме "Апокалипсис"( Apacalypto) Мела Гибсона. Но мы не слышим шума вокруг Джейка Джилленхала , сыгравшего в "Принц Персии", вокруг Мела Гибсон, сыгравшего шотландца в "Храбром сердце", или вокруг Энтони Куинна  сыгравшего в "Грек Зобра" , хотя он стопроцентный мексиканец.

Индейский активист Рассел Минс, сыгравший в таких фильмах, как "Последний из могикан", "Прирожденные убийцы", "29 пальм" , сказал: "Как американцы, мы сталкивались со многими социальными бедами. Антисемитизм, расизм в отношении чернокожих, угнетение женщин, а сейчас пришло время столкнуться с индейским вопросом".

Содействовать пониманию культуры, традиций и проблем современных индейцев, призван Индейский институт кинематографии (AIFI),а так же созданный в 1992 году Индейский продюсерский альянс. 

Еще один из стереотипов, который развивается в современном обществе - это стереотип "богатого, жадного и коррумпированного индейца", связанный с казино, построенными на индейских землях. Он подразумевает под собой, что якобы все члены племени просто купаются в деньгах. Но вся правда в том, что большинство племен имеют долги по самые уши, сокращение бюджета и прочие потрясения со стороны правительства штатов.

 

Перевод:Александр Caksi*Два Волка*.