Вовока или история обманутых надежд

"Когда Солнце умерло, я поднялся на Небеса и увидел Бога, а с Ним всех  людей, которые когда-то умерли. Бог велел мне вернуться на Землю и сказать моему народу - станьте  добрее  и возлюбите друг друга, живите в мире, не воруйте  и не лгите. Бог дал мне этот танец, чтобы я мог дать 

его вам ". Это видение пришло к  Вовока из народа пайюте  в новогоднюю ночь  1889 года.

 

Так началась яркая и трагическая история   Танца Духов (Ghost Dance).Конечно, тогда еще никто не  мог подумать ни среди индейцев,  ни среди белых, какая трагедия разыграется в последующие два года.Однако, если  история развития и кровавый финал танца известны многим, то судьба его создателя окутана пеленой забвения, а ведь мало  кто имел такое воздействие на индейские народы как Вовока.

 

Вовока родился приблизительно в 1856 году в Неваде, к юго-востоку от города Карсон-Сити. К тому времени белые уже заселили земли, принадлежавшие народу пайюте и использовали 

индейцев как дешевую рабочую силу. В 1870 году отец Вовоки, Тавибо (Tavibo), умер, и его сын-подросток привязался к  семье белого фермера по имени Дэвид Уилсон. И Тавибо, и Дэвид оказали сильное  религиозное влияние

на молодого Вовоку, формируя в нем   представления с двумя очень разными концепциями верований.

Когда Вовока был еще ребенком, его отец стал известен, как пророк среди своего народа,проповедовавший  концепции  религиозного танца. Однажды он отправился в горы, чтобы поговорить с Великим Духом и там голоса ему сказали, что земля разверзнется и поглотит белого человека, оставив только коренные народы.

Большинство пайюте не поверили тогда Тавибо и он вновь ушел в горы, вернувшись с новым видением, в котором все мертвые индейцы воскреснут и присоединяются  к тем, кто будет по праву владеть землей. Но и в этот раз к нему не прислушались. Тогда Тавибо отправился  в горы третий раз и вернувшись сказал всем, что нужно танцевать новый танец, а те, кто не присоединится к танцу, будут подвергнуты такому же наказанию как и белые захватчики.

История указывает на многих племенных пророков того времени, кто предсказывал фактически то же, о чем говорил Тавибо, но ни один из них не привлек такого внимания к себе как Вовока. 

В то время, как авторитет Тавибо падал  штат Невада становился уникальным местом сего теологическим скрещением различных взглядов на мир. Поселенцы с востока принесли сюда христианство, католические миссионеры и мормоны рьяно обрабатывали «дикие» местные племена. (Некоторые историки утверждают, что Вовока  практиковал веру Шейкери (официaльное нaзвaние - Индейскaя церковь шейкеров) - индейское нaционaльное религиозное движение, получившее рaспрострaнение среди индейцев ютa, пaютов и шошонов. Возникло,кaк реaкция нa влияние европейцев и христиaнствa, в то же время его доктринa впитaлa многие положения христиaнской религии. Молитвенные обрaщения шейкеров по форме и структуре повторяют христиaнские молитвы, в кaчестве символa веры используется крест. Шейкеры верят во всемогущего 

Богa, Иисусa и Богa Святого Духa, которые незримо присутствуют среди людей при совершении ритуaлов, включaющих в кaчестве основного тaнцевaльного элементa определенные движения (сотрясения телa, подпрыгивaния, рaзмaхивaния рукaми). Во время исполнения тaкого 

ритуaльного тaнцa нaступaет момент экстaзa, который объединяет всех учaстников ритуaлa. Целью ритуaлов является исцеление психических и сомaтических недугов, широко рaспрострaненных в среде индейцев; тaнцующие совершaют "мaгические" пaссы рукaми, кaк бы снимaя болезнь со стрaдaющих). Хотя исследования не подтвердили этот факт, однако, бесспорно  то, что значительную роль  в христианском развитии Вовоки (к тому времени он уже Джек Уилсон) сыграл  Дэвид Уилсон.

Став частью семьи Уилсона, Вовока, в тоже время, получил свою долю презрения среди соплеменников, которые стали утверждать, что настоящим его отцом является Дэвид, а не Тавибо ("тавибо", кстати, так же переводился как "белый", что еще более накаляло слухи, да и сам Вовока имел более светлый цвет кожи нежели индейцы). Возможно, что эти сплетни внесли свой вклад в стремление  Вовока выступить спасителем  своего народа. По неизвестным причинам будущий пророк разорвал свои отношения с семьей Уилсона и вернулся к пайюте.

В 1888 году Вовока заболел лихорадкой. Во время болезни он имел видение, изменившее его дальнейшую жизнь.К утру 1 января 1889 года, Вовока объявил о своем видении нового мира. Но был ли этот мир нов, или же воспоминания прошлого , связанные с  отцом, не давали ему покоя?

В  видении Вовока говорил с Богом, который обещал  мир, 

предназначенный только  для коренных народов.  Животные (бизоны, лоси, олени), которые был почти уничтожены  поселенцами, вновь вернутся, сами же белые исчезнут, а умершие индейцы  воскреснут и воссоединятся с живыми. Страдания, голод, боль и болезни уйдут навсегда. Вот тут то и прослеживается то, чего не было в ранних пророчествах, а именно влияние христианства. Ведь, даже самый случайный прихожанин узнает в этом  видении Книгу Откровений, Вовоке фактически удалось сделать то, что не смогли сделать миссионеры, которые в своих 

поучениях для индейцев не затрагивали интересы самих индейцев. Он, очевидно, признавая это, переработал Книгу Откровений в пользу своего народа, заявив, что индейцы получат ту благодать от Бога, которую не смогли получить белые, отвергнувшие истинную суть Христа. Новый Завет был 

расплывчат во времени и месте возникновения нового Божьего мира, но Вовока восполнил этот пробел. "Иисус сейчас на Земле ", - заявил он. Здесьтак же много противоречий, кто-то из историков утверждает, что Вовока 

выдавал себя за Иисуса, кто-то утверждает, что он говорил лишь образно.

Своему видению он сумел придать и образ танца.В первоначальных проповедях Вовока утверждал, что необходимо танцевать пять дней и четыре ночи, а затем, совершив омовение в реке, возвращаться домой. Пророк обещал послать  хорошее настроение своим последователям, которые должны были вернуться через три месяца, после чего он предрекал "такой дождь, какой я никогда не давал вам ранее".

Ритуальный танец, Танец Духов, прежде всего был направлен к индейским народам,  сбитым с толку всеми христианскими проповедями, обрушившимися на них за последнее время. В отличие от отца, Вовока быстро нашел своих последователей.

Танец Духов распространился среди  племен по всему западу с невиданной скоростью, без всякой рекламы в средствах массовой информации и каких-либо других современных технологий. Его не могли остановить ни географические, ни языковые барьеры. Сам Вовока никогда не покидал земли 

пайюте, возможно страшась неизвестных территорий и шансов быть убитым, представители других племен сами шли к нему в Неваду.  

Летом 1890 года среди тех, кто посетил Вовоку, были Пинающий Медведь (Kicking Bear) и Кроткий Бык (Short Bull), оба лакота из резервации Пайн-Ридж, штат Южная Дакота. Они пришли в восторг от учения Вововки и даже утверждали, что он воспарил над ними во время своей речи. Однако, благодаря им, в Пайн Ридж Танец Духов приобрел совсем иные черты. 

Учение  Вовоки  было основано на ненасилии по отношению к белым. Он даже призвал своих последователей не говорить  белым ничего о том, что они делают и зачем они это делают. Но в интерпретации Пинающего Медведя и Кроткого Быка Танец Духов  принял  милитаристский аспект. Рубахи , которые  

стали шить для исполнения танца, стали известны как Рубахи Духов способные защитить своих владельцев от пуль  солдат и поселенцев. К тому же, индейским агентам было разрешено наблюдать за происходящим и они знали для чего и с какой целью исполняется танец. Вся работа в резервации Пайн-Ридж была приостановлена, учение Вовоки приобрело маниакальный и агрессивный характер. Правительственные агенты и

белые поселенцы были в ужасе от всего происходящего, газеты пестрели заголовками "о диких танцах диких  индейцев". Напряжение нарастало с каждым днем. Один из правительственных агентов, Дэниел Ф. Ройер,попытался отвлечь индейцев  игрой в бейсбол, это не помогло. Миссионерка, по имени Катэрин Уэлдон хотела поговорит с Пинающим Медведем о новой религии, но Пинающий Медведь отказался вести какие-либо разговоры.

С ним беседовал Джеймс Муни, этнограф и антрополог из Смитсоновского университета. Вовока передал через Муни, что он будет контролировать любые военные вспышки среди коренного населения в обмен на финансовую компенсацию и поставку продовольствия от Вашингтона. Это предложение было проигнорировано.

Сидящий Бык со стороны наблюдал за происходящим,он не пытался остановить танец. Правительственные агенты, считая что Сидящий Бык, как духовный лидер, должен отвечать за все, что происходит в Пайн-Ридж, отдали приказ арестовать его. Во время ареста 15 декабря 1890 года,племенная полиция убила Сидящего Быка. Спустя  четырнадцать дней, после того, как он погиб, армия США устроила бойню на заснеженных равнинах  Вундед-Ни, открыв огонь по безоружным людям, расстреляв  290 индейцев  за  считанные минуты. Потери со стороны солдат составили 33 человека,

которые пали  в основном из-за перекрестного огня, от пуль своих же сослуживцев, 20 солдатам были вручены почетные медали за "проявленную доблесть".

Трагические новости о Вундед-Ни быстро разлетелись и так же быстро, как и родился,умер Танец Духов; пророчества Вовоки не сбылись, Земля не поглотила белых, а   божественные силы не вмешались в произошедшее. 

Вовока навсегда ушел в тень. В последние годы своей жизни он показывал себя на аттракционах и ярмарках округа, а так же работал  статистом, на съемках фильмов-вестернов (как раз сохранившаяся фотография Вовоки и была сделана

во время одной из таких съемок)

К моменту его смерти, 20 сентября 1932, о нем фактически забыли все  и белые и индейцы. Сам Вовока до конца жизни продолжал верить в истинность Танца Духа.Вовока был похоронен в городе Шурц, штат Невада.Вспомнили о нем лишь в 70-ых гг, когда возродилось движение  по борьбе за   права индейцев. Трагедия Вовоки - это наследие боли и страданий выпавших на долю людей, которых пророк хотел 

спасти. Сегодня песни Танца Духов молчат, а видение Вовоки растворилось в ярком свете реальности. Христианские принципы, которые он вплел в свои 

речи, были проигнорированы солдатами и поселенцами, которые клялись в верности Христу, уничтожая при этом индейский народ с особым цинизмом и жестокостью, противореча всему тому, что написано в Библии.

 

Автор:Роберт А.Толедо.Перевод:Александр Caksi*Два Волка*.Редакция текста:Кристина Махова.