Мейбл Маккей. Танаделтар.

Мейбл Маккей (1907–1993) - помо Лонг Вэлли Кэш-Крик , потомок индейцев патвин, последняя сновидица помо, передавшая своему народу их наследие; плетенщица корзин. Большую часть своей жизни она прожила в стране винтун. Через свои сновидения и возрождение древних традиций она призывала людей ценить свою культуру, принять ее и гордиться своим наследием. Грег Саррис опубликовал биографию Мейбл — «Сплетение мечты» (Weaving the Dream, University of California Press, 1997), в которой описал путь ее жизни — сновидца, лекаря, плетенщицы корзин.


Мейбл Маккей (Mabel McKay) родилась 12 января 1907 года в Нис, округ Лейк, северная Калифорния. Ее отец - Янта Бун (Yanta Boone, помо Поттер Вэлли), мать - Дейзи Хансен (помо Лолсел Кэш-Крик). Ричард Тейлор, ее дедушка, основал религию Боле Мару (Bole Maru) в 1870 году, когда культура помо пришла в полный упадок. Воспитывалась Мейбл Сарой Тейлор, бабушкой по материнской линии; маленькая Мейбл была необычайно тихой девочкой. Именно бабушка заметила в девочке необычайный дар и знала, что внучка станет лекарем. Мейбл росла очень болезненной, часто разговаривала во сне и с криком просыпалась. Сара знала, что происходит с внучкой: ее посещают духи. Во сне Мейбл увидела и Эсси Пэрриш (помо-кашайя). К слову сказать, Эсси Периш также видела в своих снах Мейбл Маккей; когда они встретились в реальности, Эсси стала приемной сестрой Мейбл, и вместе они проводили церемонии и занимались целительством. Когда Мейбл подросла, ей было несколько видений, которые она позже использовала для исцеления людей, как знахарка. Но ей пришлось оставить школу, так как голос духа не позволял ей сосредоточится на учебе. Часто его послания были тревожными и загадочными. В одном из снов дух сказал ей: «Я дал тебе все это, и ты должна разобрать все эти знания»; в другом - «Ты должна познать многие плохие вещи, и когда придет время, ты будешь знать, что делать». Дух дал ей силу исцелять людей. Он научил ее песням, усыпляющим болезни, песням, которые Мейбл не помнила после того, как исполняла их. Ей пришлось работать с переводчиком, который прислушивался к словам, записывал их и переводил людям, чтобы те поняли, о чем она поет. Дух научил ее и плетению корзин, хотя и бабушка, и мама, и тетя умели плести корзины. «Мое плетение корзин идет с моим целительством. Когда меня просят сделать корзину для человека, я записываю его имя в книгу и молюсь за него. Я не могу закончить плетение до тех пор, пока мои молитвы не будут услышаны». Каждая из ее корзин уникальна, каждая имеет свою цель и свои правила. Необычайная красота ее корзин получила мировое признание. Они выставлялись во многих музеях США и за рубежом. Однако ее плетение было не просто дивным искусством; это был ее духовный путь. Мейбл говорила, что каждая из ее корзин - это не просто красивая вещь: каждая из них - живая. Она молилась и пела во время работы - заготовляя ивовые побеги, корни осоки, побеги багряника и камыша, украшая изделия желтыми, зелеными и оранжевыми перышками. Помимо больших изделий, она была мастерицей и в изготовлении миниатюрных корзиночек. Некоторые были настолько малы, что их можно было разглядеть только под увеличительным стеклом. На протяжении всей своей жизни Маккей была готова поделиться знаниями с другими. Она часто выступала в колледжах и университетах, проводила мастер-классы по плетению корзин, была культурным консультантом у антропологов. Многие искали с ней встречи, как с известным религиозным лидером; с ней встречался даже Папа Римский Иоанн Павел II, когда был был в Калифорнии с визитом.
В конце жизни Маккей сотрудничала с ученым Грегом Саррисом, знавшим ее с детства, записавшим историю ее жизни. После продолжительной болезни Мейбл Маккей умерла 31 мая 1993 года и была похоронена на кладбище помо рядом с Эсси Перриш.

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: W.R. При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна.

Танаделтар.

В первые дни канадской меховой торговли, Танаделтар сформировала мирные отношения между ее народом чипевайан, и их врагами - индейцами кри.


Танаделтар (Thanadelthur, Marten Shake, Дрожащая Куница) родилась ок. 1697 года. О ее жизни до 1713 года ничего не известно. Примерно в 1713 году Танаделтар, с некоторыми другими соплеменниками, попала в плен к одному из бэндов индейцев кри и жила в их деревне на положении рабыни. Спустя год, ей и еще одной женщине удалось бежать. Охотясь на мелких животных, беглянки пытались отыскать путь к своему народу. Суровая зима заставила повернуть их обратно. Вскоре спутница Танаделтар умерла от голода и истощения. Танаделтар удалось спастись лишь благодаря тому, что она вышла на следы английских охотников. 22 ноября 1714 года она едва живая вышла к охотникам, промышлявшим гусей близ Шиллинг-Крик. Они доставили ее в форт Йорк, самый северный пост Компании Гудзонова Залива, и представили Джеймсу Найту, коменданту форта. Англичане были союзниками кри и чипевайан не доверяли им. Стремясь восстановить торговлю и расширить ее на север к Черчилл-Ривер, самой южной границе чипевайан, Найт понимал, что успех этого дела зависит от прекращения военных действий между кри и чипевайан. Поэтому, чествуя Танаделтар в Йорке за ее мужество, Найт преследовал более корыстные цели и мечтал заполучить огромную прибыль. И главную роль в его плане должна была сыграть Танаделтар. Она знала оба языка и могла служить в качестве переводчика во время переговоров. Джеймс Найт попросил Танаделтар сопровождать мирную делегацию из 150 англичан и кри к ее народу и преподнести чипевайан богатые подарки в знак дружественных намерений. Эта делегация отправилась в путь в июне 1715 года. Болезнь и плохая погода заставили большинство мужчин повернуть обратно, в Йорк, но Танаделтар и примерно десяток кри продолжили свой путь, пока не наткнулись на тела девяти чипевайан, предположительно убитыми другими кри. Поэтому напарники девушки стали отказываться продолжить свой путь, боясь возмездия со стороны чипевайан. Но Танаделтар не позволила им уйти и велела стать лагерем, а сама продолжила путь к чипевайан. Спустя несколько дней, она вернулась с более 100 соплеменниками, готовыми вести переговоры. Представители обоих племен опасались друг друга и их переговоры продолжались лишь благодаря Танаделтар. То убеждая, то ругая, девушке в конечном итоге удалось установить мир между двумя народами.
7 мая 1716 года экспедиция в сопровождении 10 чипевайан вернулась в Йорк. Продолжая жить в форте, Танаделтар стала доверенным лицом Найта. Чтобы закрепить новый альянс между чипевайан и англичанами он убедил ее совершить еще один визит к соплеменникам по весне. Танаделтар выразила свое согласие и даже заявила, что бросит своего мужа из чипевайан, с которым она недавно вступила брак, если тот откажется ее сопровождать. Однако Танаделтар и несколько других чипевайан, находившихся в Йорке, заболели зимой. 5 февраля 1717 года Танаделтар умерла. В своем журнале Найт отметил: "Я был почти готов разбить свое сердце... Из всех, кого я когда нибудь встречал, она была одной из немногих, кто обладал большой силой духа и твердостью решения".
Мирные соглашения, достигнутые благодаря Танаделтер, позволили расшириться компании Гудзонова залив на север и способствовали дальнейшей интеграции прибывавших европейцев в индейские племена.
В 2000 году Танадлатер была признана  национальной  исторической личностью Канады.

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Валентин Спесивцев. При перепечатке и публикации материала ссылка на сайт обязательна.