Глускап и Ветряной Орел. История о ведьмаке. Индейское лето. Кулоскап и трубка. Дух барабана. Глускап и кленовый сироп. Происхождение маиса (абенаки).

Глускап и Ветряной Орел

Давным-давно Глускап жил со своей бабушкой Вудчак в маленьком доме, располагавшемся на берегу. Однажды, прогуливаясь, Глускап заметил несколько уток в заливе:

- Почему бы мне не пойти и не поохотиться, - промолвил он.

Взяв лук и стрелы, Глускап запрыгнул в каноэ, и, весело напевая, начал грести:

-Ки йо уа жи нэ

йо хэй йо хэй

Ки йо уа жи нэ

йо хэй йо хэй.

Вдруг поднялся ветер и, развернув каноэ, отбросил Глускапа к берегу. Он вновь заработал веслами напевая:

-Ки йо уа жи нэ

йо хэй йо хэй

Ки йо уа жи нэ

йо хэй йо хэй.

Но опять налетел ветер и Глускап снова оказался рядом с берегом. Четырежды пытался достигнуть залива Глускап и четырежды отбрасывал его каноэ ветер.

Опечаленный, отправился он к дому бабушки, и, не обращая внимания на наклоненную поперек дверей палку - знак того, что внутри очень заняты и не желают что бы их отвлекали, вошел в дом. 

- Бабушка откуда ветер дует? - спросил Глускап.

Вудчак отложила свою работу.

- Почему тебя интересует это?

- Потому, - ответил ей Глускап, так как ответил бы любой ребенок на подобный вопрос.

Бабушка пристально посмотрела на внука.

- Ах, Глускап, всякий раз, когда ты задаешь мне подобные вопросы, я чувствую что быть беде. И может быть я не должна тебе говорить это, но, зная твое упрямство... что же, слушай - если идти против ветра ты придешь к тому месту, где сидит Вучоусен, Ветряной Орел.

- Спасибо тебе, бабушка! - поблагодарив Вудчак, Глускап вышел из дома и пошел против ветра.

Он шел полем и лесом. Ветер дул ему в лицо. Он шел по долинам и холмам - ветер дул все сильнее. Он пришел к предгорью и начал подниматься, ветер задул еще сильнее. Там, где предгорья стали горами, ветер усилился, и, когда совсем не стало деревьев,  задул еще сильнее.

Усилившись, ветер сорвал мокасины с Глускапа. Но тот был очень упрям и наклоняясь продолжал идти. Ветер сорвал с него рубаху, но он шел вперед. Ветер сорвал всю одежду с Глускапа и голым Глускап продолжал идти. Ветер сорвал с него волосы, но и это не остановило Глускапа. Ветер сорвал с него брови, но и этим он не смог остановить упрямого Глускапа.

В конце концов, ветер стал настолько сильным, что Глускапу пришлось ухватиться за огромный валун и тогда юноша увидел на вершине птицу с огромными крыльями - это был Ветряной Орел.

- Дедушка! - сделав глубокий вдох выкрикнул Глускап.

Ветряной Орел замедлил движение своих крыльев и спросил:

- Кто назвал меня дедушкой?

-Это я, дедушка, - встал Глускап, - я пришел что бы сказать тебе, что ты дуешь очень хорошо!

Ветряной Орел с гордостью выпятил свою грудь:

- Ты это имеешь ввиду?

И захлопал своими крыльями так сильно,что Глускап едва успел схватиться за валун.

- Дедушка! - закричал юноша снова.

- Да я слушаю тебя - Ветряной Орел опустил свои крылья.

Глускап встал и подошел к огромной птице.

- Ты делаешь очень хорошее дело, дедушка, ты создаешь ветер, но мне кажется, у тебя лучше получалось бы это, если бы ты сидел вон на той вершине.

Ветряной Орел посмотрел на то место, куда ему указал юноша.

- Возможно, ты прав, но как я заберусь туда?

- Дедушка я позабочусь об этом. Подожди меня здесь-улыбнулся Глускап.

И побежал вниз с горы к большой липе. Cняв с дерева кору, юноша сплел крепкую веревку и вновь поднялся на гору.

- Вот, дедушка, теперь позволь я обвяжу веревку вокруг твоих крыльев, и мне будет легче поднять тебя,- и, сказав это, стиснул веревку так сильно, что Ветряной Орел едва мог дышать, - не волнуйся, сейчас я отнесу тебя на новое место.

Глускап двинулся со своей ношей к другой вершине и, перешагивая глубокую щель в горе, отпустил веревку. Ветряной Орел упал в глубокую расщелину вниз головой и застрял.

-Вот ,теперь я могу спокойно охотиться - сказал довольный Глускап.

Он спустился с горы и ветер не дул. Он пришел к деревьям, и тут ветра не было. Он спустился к предгорьям, дошел до холмов и долин, шел через леса и поля и ветер молчал.

Пока он дошел до домика бабушки его волосы успели отрасти. Одев новые красивые одежды и взяв лук со стрелами, Глускап отправился в залив, поохотиться на уток.

Спустив каноэ на воду, он запел:

-Ки йо уа жи нэ

йо хэй йо хэй

Ки йо уа жи нэ

йо хэй йо хэй.

Но воздух был настолько жарким, что юноша быстро вспотел и ему было трудно дышать. Вода стала грязной и плохо пахнущей, а пена не позволяла грести Глускапу. Это совсем не радовало его и он вернулся к берегу, направившись к дому Вудчак.

- Бабушка ,что случилось? Воздух стал горячим, я потею и не могу дышать. Вся вода грязная и на ней много пены. Я не могу охотиться на уток.

Бабушка посмотрела на него и ответила:

- Что теперь ты будешь делать?

- Ничего, - ответил ей Глускап, так, как ответил бы любой ребенок на подобный вопрос.

- Ответь мне, что ты сделал с Вучоусеном?

Глускап рассказал ей о своем визите к Ветряному Орлу и о том, как он остановил ветер.

- Ох, неужели ты не знал? Ведь это Табалдак, Хозяин, посадил Ветряного Орла на ту гору, что бы он давал нам ветер, делал воздух прохладным и чистым, приносил облака, которые дают дождь нашей земле, что бы он двигал воду и держал ее в свежести. Без ветра жизнь будет плохой и для нас, и для наших детей, и для детей наших детей.

- Кааможи, бабушка, - кивнул головой Глускап, - я понимаю.

Он отправился тем путем, которым когда то шел к Ветряному Орлу.

Идя через поля и леса, не чувствуя прохлады ветра, юноша измывал от жары. Идя долинами и холмами, он задыхался без ветра. Поднимаясь по предгорьям, он чувствовал как горячий пот ручьями бежит по его телу.

Наконец, он добрался до места где сбросил Ветряного Орла в расщелину.

-Дядя? - позвал Глускап Орла.

-Кто назвал меня дядей? - отозвался Вучоусен.

-Это Глускап, дядя, я здесь. Что ты делаешь там?

-Ах, Глускап, какой-то голый урод без волос, заверил меня что посадит на другую вершину, чтобы я мог лучше делать ветер. Он связал мои крылья и когда нес через эту щель, сбросил меня сюда. Мне не удобно здесь.

-Дедуш.. эээ.. дядя, я помогу тебе.

Глускап спустился в расщелину, вытащил Ветряного Орла, развязал и посадил на прежнее место.

- Дядя, хорошо, когда ветер дует иногда, иногда - это очень важно.

Ветряной Орел посмотрел на Глускапа и кивнув головой сказал:

- Я услышал тебя, внук.

 С тех пор, иногда дует сильный ветер, иногда он очень тихий, иногда его нет вообще. Так об этом говорят.

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова.

 

История о ведьмаке

 Как-то умер один старый «ведьмак». Люди похоронили его на дереве, среди ветвей, в роще, которую они использовали для захоронений. Спустя некоторое время, зимой, один индеец с женой, забрели в эту рощу и решили там переночевать. Они развели огонь и стали готовить ужин. Когда они поужинали, женщина, вдруг подняв глаза, увидела нечто свисавшее с ветвей деревьев. "Что это?" -  спросила она умужа. «Аааа, они давно мертвы», - ответил ее муж. «Отстань, я хочу спать». «Мне это совсем не нравится. Думаю, нам лучше просидеть всю ночь» - ответила ему жена.

Мужчина не послушал ее и вскоре уснул безмятежным сном. Вскоре костер погас, и женщина услышала странный звук, словно какое-то животное грызло кость. Всю ночь просидела она боясь пошевелиться. Лишь на рассвете женщина не выдержала, потянулась, и попыталась разбудить мужа. Но тот не вставал. Женщине казалось, что он спит. Странный звук к этому времени затих. Когда наступил день, женщина подошла к мужу и обнаружила, что он мертв. Его левая сторона была выгрызена, а сердце исчезло. Испуганная женщина развернулась и побежала. Наконец она увидела палатку, в которой сидели люди. Она поведала собравшимся в палатке свою историю, но ей никто не поверил. Все подумали, что она сама расправилась с мужем. Однако люди пошли с женщиной, чтобы проверить ее слова. В указанном месте они нашли человека, без сердца, лежащего под деревом погребения, с мертвым «ведьмаком» висящим прямо над его головой. Люди сняли тело и развернули его. Рот и лицо "ведьмака" были испачканы свежей кровью.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Индейское лето

Когда-то давным-давно жил один человек, которого звали Ноткикад.  Он был хорошим мужем и отцом и много работал для своей семьей. Каждый год Ноткикад собирал хороший урожай и заботился о своих садах, чтобы было много еды. Он всегда был почтителен к Табалдаку, Хозяину Жизни, и благодарил его за каждый урожай. Но один год не задался для Ноткикада. Весенние заморозки погубили посевы. Он снова высадил семена, но пришла засуха. Ноткикад не унывал и опять занялся делом. Но уже была осень и пришли холода погубившие растения до того, как  они созрели. Ноткикад был очень обеспокоен. Его жена и дети собирали ягоды и другие лесные продукты, но Ноткикад боялся, что оне не переживут зиму без высушенной кукурузы, тыквы и фасоли. Но что он мог сделать? Уже пришли холода, листья опадали с деревьев и задул пронзительный ветер. 

 В ту ночь, прежде чем уснуть, Ноткикад развел небольшой костер и предложил табак Хозяину Жизни. «Я никогда не просил тебя о помощи, - сказал он, - я всегда был благодарен за предоставленные мне благословения. Но теперь на сердце у меня не спокойно, не столько за себя, сколько за мою жену и детей. Я хочу знать, что я могу сделать ». Затем Ноткикад лег спать. Во сне Хозяин Жизни пришел к нему. «Я дам тебе особые семена, - сказал он. «Я также дам тебе время, чтобы вырастить их». Когда Ноткикад проснулся, он обнаружил, что семена были рядом с ним. Ноткикад вышел на улицу, и хотя листья все еще падали с деревьев, погода на удивление была теплой и приятной, как будто это было летом. Жена и дети помогли ему подготовить почву и посадить все семена.

 Солнце взошло и село,  семена стали прорастать и зеленые побеги показались из земли. Солнце взошло и снова село, а молодые растения уже были по пояс. И так изо дня в день, а особые семена все росли и росли. Затем Ноткикад собрал урожай и высушил кукурузу, фасоль и тыкву на зиму. Он и его семья развесили всю пищу в своей вигваме. Холодные ветра вновь стали дуть, и этот особый сезон, который даровал Хозяин Жизни, ушел.

 И по сей день люди говорят, что каждый год нам дается особое время, хотя у нас нет ни одного волшебного семени. То время, которое сегодня называют «Индейским летом», абенаки называли Нибубалноба или «мужское лето». Оно напоминает им, что  всегда необходимо быть благодарными.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Кулоскап и трубка

Кулоскап - великий герой, которому принадлежит отличная трубка. Он часто сидит со своим другом Погунуком у костра и курит ее. Однажды ночью внимание двух абенаки привлекли призраки, которые поспорили, кто сильнее напугает их. Каждый из вождей-призраков старался не напугать их до смерти. Наконец, свои силы решил попробовать ребенок-призрак. Кулоскап притворился очень напуганным, чтобы опозорить старших призраков. Ребенок-призрак, ободренный его очевидным успехом,  украл трубку Кулоскапа и сбежал. Кулоскап сказал тогда Погунуку: "Может, сделать что-то большое из чего-то маленького - не самая лучшая идея. Если бы я оставил того маленького призрака, каким он был, то тогда он бы не забрал мою трубку".

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Дух барабана

Говорят, когда Создатель размещал духов, которые будут участвовать в жизни Матери-Земли, издалека раздался звук, громкий бум. Этот странный звук становился все ближе и ближе, пока, наконец, не раздался рядом с Создателем. "Кто ты?" - спросил его Создатель. «Я - дух барабана», - услышал он в ответ. "Я пришел сюда, чтобы попросить тебя позволить мне стать частью этого великолепия». "И что же ты хочешь делать?" - спросил Создатель. " Я хотел бы сопровождать пение людей. Когда они поют от сердца, я буду петь так, как будто я сердцебиение Матери-Земли. Таким образом, все творения будут петь в гармонии". Создатель удовлетворил его просьбу, и с тех пор барабан сопровождает народные голоса. В культурах всех коренных народов мира барабан является центром всех песен. Это катализатор для того, чтобы дух песен поднялся до Создателя, чтобы молитвы этих песен достигли места, куда они должны были идти. Во все времена звук барабана приносит целостность, священный трепет, волнение, торжественность, силу, мужество и блаженство в пении. Это сердцебиение Матери дает ее одобрение тем, кто живет на ней. Он привлекает к себе орла, который несет послание Создателю. Это меняет жизнь людей!

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Глускап и кленовый сироп

Когда-то Создатель подарил человеку много даров, необходимых ему для жизни. Он сделал народ абенаки счастливым - мы собирали и выращивали растения, охотились и ловили рыбу. Одним из особенно значимых подарков для нас был клен, чей сок был густой и сладкий, как мед. Чтобы получить сироп, достаточно было лишь надломить веточку этого дерева.

В эти дни Глускап, по поручению Создателя, ходил из одной индейской деревни в другую, чтобы узнать, как живут люди. Однажды он набрел на одну деревню. Поля заросли, а дома пришли в запустения. Что же могло случиться с жителями этой деревни?

Глускап осмотрелся и вдруг услышал странные стенания. Это были не мольбы о о помощи, а звуки наслаждения. И когда Глускап вошел в лес, откуда они доносились, то увидел людей, лежащих на спине, под деревьями, с открытыми ртами, в которые капал с ветвей кленовый сироп.

Они настолько обленились, что едва могли двигаться и лишь стонали от удовольствия. Глускап велел им встать, вернуться в деревню и привести в порядок свои дома. Но люди не желали слушать его и по прежнему продолжали лежать, наслаждаясь вкусным сиропом.

Глускап обратился за советом к Создателю и решили они преподать этим людям урок. Создатель велел наполнить клены водой. Глускап сделал большое ведро из бересты и стал наполнять деревья водой из реки. Говорят, он добавил столько воды, сколько дней в месяце, потому, что сироп был очень густой и сладкий. Почувствовав, как изменился вкус, люди начали подниматься с земли.

- Куда исчез этот сладкий напиток? - удивились они.

- С этого дня, - ответил Глускап, - чтобы получить сладкий сироп, вам придется потрудиться. Клен будет дарить вам сок только один раз в году, весной, что бы вы помнили о своей ошибке.

Глускап показал людям, как сделать сосуд из березовой коры, как собирать в него кленовый сок и объяснил им, как нужно кипятить его, нагревая камни и опуская их в берестяной сосуд, чтобы сок вновь обрел свою густоту.

По сей день, каждую весну абенаки трудятся, чтобы собрать кленовый сироп, который они так любят, почитая подарок Создателя и вспоминая урок Глускапа.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Происхождение маиса

Давным-давно, когда индейцы были только созданы, один из них жил далеко-далеко от других. Он не знал огня и питался корнями, корой и орехами. Этот индеец был очень одинок. Он устал от рытья корней, потерял аппетит и несколько дней лежал, мечтая на солнце; когда он проснулся, то увидел что-то стоящее рядом. Вначале он очень испугался. Но когда он услышал человеческий голос, его сердце обрадовалось, потому что это была красивая женщина с длинными светлыми волосами, совсем непохожая на кого-либо из индейцев. Он попросил, чтобы она подошла к нему, но она отказалась, и когда индеец сам попытался приблизиться к ней, она, казалось, уходила еще дальше; он пел ей о своем одиночестве и умолял ее не покидать его; наконец она сказала ему, что если он сделает то что она скажет, он всегда будет с ней. Индеец обещал сделать все, что она скажет. Она привела его туда, где была очень сухая трава, велела ему достать две очень сухие палки, быстро их потереть, держа в траве. Вскоре вспыхнула искра; трава поймала ее, и быстро, как стрела, земля обгорела вокруг. Затем она сказала: «Когда солнце сядет, возьми меня за волосы и протащи по обожженной земле». Он не хотел этого делать, но она сказала ему, что куда бы он не тащил ее, вырастит нечто похожее на траву. Когда он увидит ее волосы между листьев; тогда семена будут готовы к употреблению. Он сделал так, как сказала женщина, и по сей день, когда индейцы видят шелк (волосы) на кукурузном стебле, они знают, что женщина их не забыла.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.