Явапаи-люди солнца

ЯВАПАИ ДО КОНТАКТА С ЕВРОПЕЙЦАМИ.

 

Явапаи - коренные народы Аризоны. Самоназвание «явапаи» могло быть образовано из «эн-я-ва-пай-я», означающее «люди солнца», или «явепе» - «люди с искривленными ртами». Их часто причисляли к «мохаве-апачам», «тонто-апачам» или «юма-апачам», однако, явапаи не относятся к апачам, хотя многие историки и настаивали на этом. С точки зрения лингвистики они подразделяются на верхнеземельных и северо-юманских, следовательно, наиболее тесное родство их связывает с валапаи (хуалапаи) и хавасупаи.

Явапаи не являлись единым политическим образованием, но были свободным объединением локально организованных групп, говорящих на взаимно понятных, но, тем не менее, разных поднаречиях. Явапаи состояли из четырех групп: долкабайя (толкепайя), явепе, випукепа и квевкапайя (квевкепайя). Еще одна группа явапаи - мадвадбайя, смешалась с мохави и квечанами и прекратила свое существование.

Группы явапаи:

Долкабайя (западные явапаи, часто именуемые юма-апачи, так как имели тесные культурные связи с юма и мохави, жили на западной территории и вдоль Хассаямпа-Ривер на юго-западе штата Аризона). Кланы:

-Вилтаайкапайя/хакехелапайя;

-Х'акахвадбайя/мадквадабайя;

- Хакупакапайя/нйокапайя.

Явепе (северо-западные явапаи или центральные явапаи, их часто называли мохави- апачи. Жили в долине Вильямсон, к югу от гор Брэдшоу). Кланы:

-Явапе;

-Хвалкйанйанйепайя;

-Виквтипайя;

- Викенйачапайя.

Випукепа (северо-восточные явапаи, которых называли мохави-апачи или тонто-апачи. Жили в каньоне Оук-Крик, вдоль Фоссил-Крик и в Рио-Верде, Аризона, в северо-центральной части штата). Кланы:

-Маткитвавипа;

-Випукепайя.

Квевкепайя( юго-восточные или южные явапаи, которых часто называли тонто-апачи, жили вдоль Верде-Ривер, к югу от гор Мазатзал и Солт-Ривер,в горах Суперстейшн и западнее гор Сьера-Эстрелла, в том числе на южных и западных склонах гор Пинал, Дриппинг Спрингс, Фор Пикс и Мазазтал, в юго-западной Аризоне). Кланы:

-Хвалкамвепайя;

-Валкамепа,;

-Илихаситумапа;

-Викчаспайя;

-Амахийукпа;

-Атачиопа;

-Хакайопа;

-Хичапулвапа.

Валкамепа и викеджасапа были представлены кланами:

-Ливилкамепа;

-Маткаватапа;

-Йелйучопа;

-Оналкеопа.

 

Предания явапаи говорят о том, что они вышли из земли через большое отверстие под названием Ахапаскивайва. Сегодня это отверстие идентифицируется как Колодец Монтесумы. Через некоторое время вода хлынула из отверстия и затопила все, уничтожив людей, лишь одной женщине удалось спастись в полом дереве.

Традиционно территория явапаи лежала от гор Сан-Франциско на севере до сланцевых гор на востоке, и до слияния рек Гила и Колорадо на юго-востоке. Некоторые археологи считают, что патайская культура, существовавшая на берегах Колорадо около 1300 лет назад, была прародительницей народа явапаи. Ученые предполагают, что около 700 лет назад некоторые патайские группы начали покидать свои традиционные земли и перемещаться на восток в высокогорья Аризоны. Эти группы затем и стали явапаи.

Охота являлась важным источником пропитания для явапаи. Они охотились на чернохвостых оленей, вилорогих антилоп, пустынных снежных баранов и вапити. На оленей мужчины охотились сообща, загоняя их в ловушки, используя при этом маски, сделанные из оленьих голов. Явапаи также охотились на кроликов, белок, скунсов, дикобразов, енотов, рысей, горных львов, диких индеек, перепелов, пустынных черепах и ящериц.

Уклад жизни явапаи строился на сезонном сборе дикорастущих съедобных растений различных местностей. Они двигались с одного места на другое, приурочивая перемещение к вызреванию плодов. Их рацион был очень богат. В мае женщины начинали собирать землянику и другие зеленые растения в низинах. Затем заготавливали мескитовые бобы и различные кактусовые фрукты. Далее они переходили к сбору плодов железного дерева и стручков акации, которые потом растирались и добавлялись в пищу. В середине лета они поднимались на возвышенности, где собирали грецкие орехи и ягоды манзаниты. К началу осени поспевали желуди, ягоды можжевельника и колючие груши. В октябре, с наступлением холодов в пищу шли кедровые орехи и разнообразные ягоды. Одним из важных продуктов для явапаи были сочные плоды агавы, которые обычно собирали весной. Агава служила важным источником углеводов для многих племен. Явапаи поджаривали плоды агавы в ямах с раскаленными камнями. Обычно обжаривание плодов агавы занимало день, затем на следующий день процедура повторялась, и только спустя еще полдня их приготовление заканчивалось. Женщины давили и высушивали агаву, получая волокнистые плитки, которые легко транспортировались и могли храниться много лет. Для явапаи плоды агавы были основой рациона круглый год. Некоторые племена культивировали в небольшом масштабе «трёх сестёр» индейского сельского хозяйства—кукурузы, тыквы и бобов — на плодородных землях речных русел, как например, Верде-Ривер. В частности, толкепайяа, обитавшие на землях, менее пригодных для собирательства, внедрили у себя сельское хозяйство в гораздо большей мере, чем прочие явапаи, несмотря на то, что их земля была так же мало пригодна для земледелия. Помимо этого в рацион питания явапаи входили: фасоль, кабачки, арбузы и семена подсолнечника, которые они так же выращивали. Кроме этого явапаи культивировали еще и табак. После посадки общины занимались охотой и собирательством, периодически проверяя посевы. В конце лета и начале осени, чтобы созревший урожай не был уничтожен животными, явапаи окончательно возвращались к своим полям. Иногда для полива посаженных растений сооружались небольшие оросительные каналы.

Явапаи активно занимались торговлей и часто совершали торговые экспедиции на западное побережье, на юг, в Мексику, и на север, в страну пайютов. Они так же торговали с хопи и зуни. В деревни хопи явапаи приносили на обмен кукурузу, фрукты и одеяла. Тоже приносили и навахо в деревни явапаи.

Жили явапаи в куполообразных хижинах из хвороста, овальной формы, площадью около 10 футов на 20 футов, называемых ува. На зиму явапаи сооружали закрытые хижины из ветвей окотильо или других деревьев, и покрывали их звериными шкурами, травой, корой и землей, хотя в регионе реки Колорадо толкепайяа строили прямоугольную хижину с плоской крышей, засыпанную землёй со всех сторон. Летом увы строили без стен. В качестве временного жилья явапаи также использовали пещеры.

Плетение являлось неотъемлемой частью искусства явапаи. Они плели корзины, подносы для сушки (плоские корзины для просеивания и сушки зерен), сосуды для воды (смазанные дегтем, чтобы они не пропускали воду), и сосуды для приготовления пищи. Такие сосуды наполняли водой и опускали в них горячие камни, чтобы вода закипала, и пища могла свариться в кипящей воде. Корзины делали «вьющимся» и «обматывающим» способами плетения.

Жили явапаи небольшими семейными общинами, каждая из которых занимала свою территорию. Управление среди явапаи носило формальный характер, у них не было племенных вождей. Некоторые люди становились лидерами только потому, что другие предпочитали следовать за ними, внимать их советам, и поддерживать их решения. Мужчин, которые были отмечены за их навыки, как воины называли мастава (не боящийся) или бамулва (человек, который идет впереди). Другие воины были готовы следовать за ними в бою. Баквауу (человек, который говорит) отличались красноречием и мудростью, они урегулировали споры в лагере, определяли место для лагеря, ведали трудовой этикой и производством продуктов питания.

Все болезни и заболевания явапаи связывали со злыми духами. Знахарей они называли баземачас, при лечении знахари использовали танцы, пение, окуривание травами и тыквенные погремушки.

Используя разные природные краски: красную глину, уголь, желтую пыльцу и другие – безамачас создавали потрясающие картины на песке. По этой же традиции церемониальные танцоры соскребали пудру с картинок на телах. Среди юго-западных явапаи существует церемония для исцеления, когда танцоры, чьи лица закрыты масками, воплощают духов акока. Танцоры собираются в кустарнике, следуя звуку знахарской трещотки. Они лечат больных, раскладывая пыльцу на разных частях их тел.

У ранних явапаи существовали танцы Горного Духа, военные танцы, танцы победы и общественные танцы. Танец Горного Духа исполняли знахари в масках, к примеру, при исцелении больного. Танцоры олицетворяли горных духов, которые жили в Фор Пикс, горах Макдауэл, Красных горах, что близ форта Макдауэлл, в горах Мингус (Блэк-Хиллс),близ Кэмп-Верде, в Гранитных горах, близ Прескотт. Явапаи так же верили, что Горные Духи живут в пещерах Замка Монтесумы.

Войны были не редкостью в мире явапаи. Они часто образовывали союзы, чтобы обезопасить себя от врагов. Випукепа и квевкепайяа объединялись с западными апачами против пима и марикопа. Випукепа и явапе были связаны с индейцами паи, которые отошли от них приблизительно в 1750 году. Последняя большая битва между Колорадо - Гила Ривер союзами имела место в августе 1857 года, когда около ста явапаи, мохаве и квечанов атаковали поселение марикопа близ Пима Батт. После победы над марикопа явапаи ушли, пима, которых американские войска снабжали оружием и лошадьми, разгромили мохаве и квечанов.

 

ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ С ЕВРОПЕЙЦАМИ.

 

Первый контакт европейцев и явапаи зафиксирован в 1583 году, когда Антонио де Эспежо с проводниками хопи добрался до гор Джером, в поисках золота. Однако, тогда он смог отыскать только медь. В 1598 году хопи привели Маркоса Фарфан де-лос- Годоса и его группу в те же места. Фарфан назвал явапаи «крестоносцами» из-за крестов, которые те носили на головах. Еще одна группа во главе с Хуаном-де- Оньяте приходила в земли явапаи в 1598 году и в 1604(5), отыскивая путь к морю. В 17 и 18 веках к явапи пришла оспа, унесшая жизни около 25 % индейцев. В 1820 году охотники за бобрами, значительно истребив их в Скалистых горах, стали проникать на территории явапаи.

В 1848 году между Мексикой и США был заключен договор Гвадалупе-Идальго, подписанный 2 февраля 1848 года в мексиканском городе Гваделупе-Идальго по итогам американо-мексиканской войны 1846—1848 годов. Мексика отдала 1,36 миллионов кв. километров своей территории Соединённым Штатам в обмен на 15 миллионов долларов. США также взяли на себя 3,25 миллиона долларов долга правительства Мексики гражданам США. По условиям договора Мексика признавала аннексию территорий современных штатов Техаса, Калифорнии, Юты, Невады, большую часть Нью-Мексико и Аризоны, небольшие районы современных штатов Колорадо и Вайоминг (передала Соединённым Штатам 1,36 млн км² своей территории). Остальные территории штатов Аризона и Нью-Мексико были отданы позже (в 1853 году), в виде покупки Гадсдена.

По условиям договора по реке Рио-Гранде (Рио-Браво-дель-Норте) была установлена граница между американским штатом Техас и Мексикой, а также мексиканцам, живущим на передаваемых территориях, гарантировалась защита гражданских прав и собственности. США брали на себя обязанности патрулирования границы, и обе страны договорились решать пограничные вопросы с помощью совместного суда с решениями, обязательными для обеих стран. Согласно теории открытия, юридическая концепция, по которой христианские нации обладают правом и, возможно, даже обязанностью, управлять всеми не-христианскими нациями, явапаи превратились в одомашненную зависимую нацию американской империи. Сами же явапаи, проживавшие на территории нынешнего штата Аризона, даже не догадывались, что стали частью США.

 

Войны с явапаи.

 

В 1851 году американская армия направила разведочную группу в северную Аризону. Явапаи предпочли остаться вне поля зрения. Одна группа явапаи, собиравшая грецкие орехи, заметили белых и поспешили скрыться, наблюдая издали, как солдаты грабят их деревню. В другой же пустой деревне солдаты не стали заниматься грабежом, напротив, они даже оставили табак.

Два года спустя группа американцев попала в засаду на землях явапаи. Нападавшие имели численное превосходство, однако, понесли серьезные потери. Американцы докладывали о двадцати пяти убитых явапаи.

В 1863 году представители США встретились с руководителями ряда племен в форте Юма, чтобы заключить мирный договор. Среди присутствовавших, был Кашакама, видный лидер явапаи. Индейцы обязывались не нападать на караваны поселенцев, а так же оказывать помощь в борьбе с «апачами». Однако, Сенат не ратифицировал этот договор.

В то время как шли переговоры на Линкс-Крик, в землях явапаи, было найдено золото. Как и в других подобных случаях, на индейские земли хлынули потоки старателей, которым было плевать на соблюдение каких-либо договоров, как, впрочем, и на жизни самих индейцев. Старатели нарушили цикличность уклада жизни явапаи и развязали против них настоящий геноцид.

Группа из тридцати восьми золотодобытчиков, пользуясь услугами лидера мохаве Иретаба, пробрались на Хассайямпа-Ривер, территорию явапаи. Толкепайя, численность в тридцать-сорок человек остановили старателей. Белые начали уверять индейцев, что их цель лишь золото и всякий, кто попытается встать на их пути, пожалеет об этом. Толкепайя попросили старателей покинуть их земли. Иретеба в свою очередь предложил американцам повернуть на запад, к Колорадо-Ривер. Однако, зоотодобытчики не пожелали менять своих планов. Явапаи ушли. Ночью Иретеба прихватив с собою весь запас табака у американцев покинул лагерь. Старатели продолжили свой путь. Они нашли золото и, застолбили-таки, участок.

Американские возницы убили одного из явапаи, утверждая, что он пытался совершить кражу из фургона.

Старатели убили двух явапаи близ Уивер Майнз. Геологи, потеряв четырех ослов, в отместку, убили двадцать явапаи, позже они нашли своих животных, оказалось, они просто отошли далеко от лагеря.

Чтобы разобраться с растущим уровнем насилия и сократить возможное количество смертей среди американцев, правительство США построило форт Уиппл на территории явапаи.

В 1864 году ряд лидеров явапаи, среди которых были и Кашакама отправились в Ла-Пасе, чтобы встретиться с американским суперинтендантом по делам индейцев. Присутствовали также представители племен кечан, мохаве, чемехуеви и паи. Суперинтендант предложил создать резервацию в 75 000 акров на берегах Колорадо-Ривер. Индейские лидеры приняли это предложение, отказавшись от претензий на другие земли. В обмен на это, федеральное правительство согласилось предоставить оросительный канал, чтобы тем самым обеспечить ежегодную урожайность. Однако, никакого соглашения подписано не было.

В 1864 году явапаи убили трех геологов на Хассайямпа-Ривер за то, что те убили несколько явапаи в прошлом году. В ответ солдаты из форта Уиппл уничтожили два лагеря явапаи: четырнадцать человек было убито и семеро ранено.

Американская агрессия усилилась, когда фермеры отправили группу разведчиков на охотничьи угодья явапаи. Американцы столкнулись с довольно большой группой явапаи и тонто, которые собрались вместе для сбора агавы и охоты в районе Фиш-Крик. Явапаи и тонто устроили совет, некоторые сообщили, что видели индейцев марикопа среди белых и те уверяли, что белые пришли с миром. Дельше указал на то, что глупо доверять убеждениям в дружбе от марикопа, исконным врагам явапаи. После обсуждения делегация от тонто и явапаи отправилась к американцам, чтобы удостовериться в их мирных намерениях. Белые пригласили их в лагерь, раздали подарки в виде табака, одежды и грецких орехов, а затем открыли по своим гостям огонь, убив двадцать четыре индейца, среди которых было и три молодые женщины.

Вскоре последовал ряд других нападений на индейские лагеря, так в одной из атак было убито тридцать явапаи. Охота на индейцев активно поддерживалась армией США, местным правительством штата Аризоны и частными пожертвованиями. Американские поселения в центральной Аризоне стали авангардом заселения европейцами. Территориальный губернатор лично возглавил одну из охотничьих групп форта Уиппл в долину Верде, где они уничтожили лагерь явапаи и убили пять человек. Калифорнийские и нью-мексиканские добровольцы провели по уничтожению явапаи, убив по меньшей мере 30 человек.

В 1865 году солдаты из форта Уиппл напали на лагерь явапаи и убили двадцать восемь мужчин, женщин и детей. Среди убитых был и Хосекруа.

После 1865 года американская политика по отношению к явапаи разделилась: либо заставить их поселиться в резервациях, на землях которые непригодны ни старателям, ни фермерам, или же уничтожить их всех.

В 1865 году от рук пьяных поселенцев погиб лидер индейцев паи Анаса. Паи в отместку атаковали несколько обозов, захватили скот и закрыли дорогу между Прескоттом и фортом Мохави. В ответ на эти атаки, армия США создала демаркационную линию, заявив, что все индейцы, живущие более чем в 70 милях к востоку от реки Колорадо, отныне считаются враждебными и подлежат истреблению. Помимо индейцев паи под демаркационную линию попадали явапаи и западные апачи.

В 1866 году небольшая группа толкепайа-явапаи столкнулись с американским обозом близ Скул Вэлли. Они предупредили поселенцев, что это их земля и что вода, трава и кукуруза, растущая на этой земле, принадлежит тоже им, и потребовали мулов, а так же содержимое фургонов, обещая не трогать поселенцев. С американской точки зрения это был акт вымогательства. Группа из 13 добровольцев Аризоны прибыла из Форт Уиппл, чтобы наказать явапаи.

Прибывало все больше явапаи и тонто-апачей, включая тех, у кого на руках были бумаги, подтверждающие их право находится на этой территории. На третий день конфронтации около восьмидесяти явапаи и тонто сложили оружие, показали бумаги, полученные от правительства, и мирно подошли к каравану. Солдаты открыли огонь, убив более сорока индейцев.

В 1866 году добровольцы из Аризоны убили, по крайней мере, восемьдесят три индейца явапаи. В 1868 в форт Макдауэлл прибыл новый командующий армией и отдал приказ начать кампанию против «апачей». Армия уведомила мирных явапаи, которыми руководили Делше и Ашкавотил, что по каждому, кто покинет пост будет открыт огонь. Когда 170-ый кавалерийский полк на следующее утро вошел в лагерь явапаи, солдаты стали преследовать пытавшихся бежать в горы индейцев. Затем начали арестовывать как "военнопленных" каждого явапаи, который появлялся на военном посту, даже если они шли под белым флагом. Тех, кто пытался бежать, расстреливали. Явапаи стали мстить, убивая почтовых курьеров и уводя скот. В ответ американские войска и их союзники, индейцы племени пима, начали военную компанию против явапаи.

В 1868 году группа явапаи, примерно из 30 человек, включая старосту Кашакама, посетила индейского агента в Ла-Пас. Они просили пищу, но получили отказ и, разбив лагерь, стали ожидать индейского суперинтенданта. На восходе следующего утра, группа из 13 погонщиков ворвались в лагерь явапаи с оружием наперевес. Они убили Кашаками и 14 других явапаи, отомстив за нападения на фургоны, хотя жители Ла-Пас знали, что эти явапаи были не виновны. Кашакама был другом американцам, он помогал сбившимся с пути поселенцам и возвращал похищенный скот. Армейские офицеры и территориальные чиновники арестовали нападавших, но окружной судья отнесся с пониманием к убийцам и освободил их. Некоторые явапаи укрылись в горах, а некоторые взяли реванш на американских путешественниках. В 1870 году два индейца из толкепайа явапаи прибыли в военный лагерь на Дейт Крик и объяснили, что их люди не враждебны, и они ищут мир и защиту от солдат и гражданских рейдеров. Спустя два месяца состоялась встреча 200 явапаи под руководством вождя Охатчекама и командующего офицера Дейт Крик. На этой встрече был заключен неформальный мир. Явапаи обещали оставить в покое дорогу между Прескотт и Викенбургом, сообщать о рейдерах явапаи армейским офицерам и о тех, кто нападает на американцев. В 1872 году армия численностью в 120 солдат и 100 разведчиков пима выследили клан явапаи-квевкепайя в каньоне Солт-Ривер. С помощью разведчиков нантахе и тонто которые хорошо знали местность солдаты обнаружили явапаи в одной из пещер. Пещеру обстреляли, 20 явапаи, пропев песнь смерти, вышли из пещеры и были тут же убиты. В общем итоге было уничтожено 76 квевкепайя. В живых осталось восемнадцать раненых женщин и детей, которые укрылись под телами мертвых мужчин. Их доставили в форт Грант как военнопленных. Генерал Оливер Отис Ховард позвал на мирную конференцию более чем 1000 квевкепайя и апачей, чтобы подавить враждебность в регионе. Представителями явапаи были так же Поучине, Сиголла, Вехабесува и Секвалаквавала. Все пришли к согласию, что военные действия должны быть прекращены явапаи и апачи Сан-Карлоса обещали содействовать в поиске тех, кто сопротивлялся американскому вторжению.

В 1872 году около пятидесяти явапаи, включая вождя Охатчекама, были вызваны для обсуждения вопроса, связанного с нападением на дилижанс. Явапаи прибыли на встречу безоружными, они не были виновны в нападении на дилижанс, но они не знали, что Джордж Крук полон решимости арестовать десять индейцев и ему не важно, были ли они виновны или нет. В результате явапаи вынуждены были оказать сопротивление, когда их попытались арестовать. Солдаты открыли огонь. Несколько индейцев было убито, некоторым удалось бежать, остальных, включая Охатчекама, заключили под стражу. Ранним утром следующего дня им все же удалось вырваться на свободу. Однако, солдаты открыли огонь по беглецам. Несколько явапаи были убиты, раненому Охатчекаму удалось укрыться в горах, где он и умер.

Вскоре после этого инцидента, вернулись Пакота и Такодава, которые были на встрече с президентом Улиссом Грантом. Узнав о нападении, они представили свои медали и документы, а так же передали обещания президента о мире. Однако вскоре Пакота понял, что язык мира, на котором говорят в Вашингтоне, молчит в Аризоне.

В 1872 году генерал Джордж Крук развязал войну с целью уничтожить явапаи. Хорошо вооруженные солдаты успешно справились с поставленной перед ними задачей, уничтожая разрозненные группы голодающих и плохо вооруженных явапаи. Все «сражения» фактически были сведены к расстрелу общин.

Так армия атаковала четыре лагеря явапаи на реке Санта-Мария, убив сорок воинов и взяв в плен женщин и детей. Все палатки были сожжены, а запасы продовольствия уничтожены. У Скво-Пик было убито семнадцать человек, в горах Санта-Мария более 9 человек.

В следующем году, солдаты напали на лагерь Нотокела. Предводителю и десяти явапаи удалось укрыться, восемь индейцев погибло, все их имущество было уничтожено. Близ форта Макдауэлла солдаты напали на лагерь квевкепайя, убив девять человек и ранив троих. Вскоре после этого был убит Нотокел, двое детей и одна женщина.

Текумтайя предводитель випукепа-явапаи попытался увести своих людей на север. Американские солдаты, при помощи разведчиков паи, выследили их и уничтожили все продовольственные запасы, напав на лагерь.

В течение семи месяцев в 1873 году, солдаты Крука убили более двухсот пятидесяти индейцев.

В 1873 году генерал Джордж Крук, как и большинство американских чиновников, предпочитал иметь дело с диктатурой, а не демократией, и поэтому назначил Коканнатака в качестве главного вождя над всеми явапаи. Привыкший к военной и политической иерархии, Крук, хотел иметь дело лишь с одним лидером, лояльным к американцам, чем с явапаи в целом. Однако, Коканнатака, уважаемый старейшина, не был заинтересован в сотрудничестве с генералом и отказался от этой должности. Тогда американцы назначили главным вождем Мота (позже известный как Мохави Чарли или капитан Чарли), вручив ему офицерскую униформу, саблю и черную шляпу. Однако, все это не давало ему право говорить от имени всех явапаи или же приказывать им.

В 1874 году Джордж Крук объявил награду за голову вождя явапаи Делше. В ответ на это Делше проник в резервацию Рио-Верде и собрал там своих сторонников.

 

«Создатель не создавал Сан-Карлос, Сан-Карлос старше его, он оставил Сан-Карлос нетронутым, чтобы все видели, как обстояли дела до его прихода. Возьмите камни, золу, колючки, набросайте туда скорпионов и гремучих змей, перемешайте все это, нагрейте камни докрасна, приведите туда армию и у вас получится Сан-Карлос".

 

Солдаты продолжили выслеживать свободных индейцев, нападая на их лагеря. Так в нескольких милях восточнее Кэмп-Верде было уничтожено шесть випукепа-явапаи, захвачено в плен три женщины и семеро детей. Южнее было убито четверо мужчин толкепайя-явапаи, захвачена одна женщина и двое детей.

 

МЕССИЯ.

 

Когда культуры находятся в состоянии стресса, особенно когда этот стресс вызван внешним вмешательством и насильственным изменением уклада жизни в ней, как правило, появляется мессия или пророк, который предлагает религиозное решение проблемы.

В 1875 году явапаи решением правительства США были насильственно переселены в резервацию Сан-Карлос, Аризона, прошагав расстояние в 200 миль. Резервация Сан-Карлос создавалась для апачей, к которым ошибочно относили и явапаи. Лишив индейцев свободы, американское правительство принялось за культурный геноцид. В 1885 году служащие армии США взяли на себя дела по управлению резервацией Сан-Карлос. Офицеры, отвечающие за порядок в резервации, всячески препятствовали проведению религиозных и исцеляющих практик среди апачей и явапаи, считая их невежественными и опасными.

В 1887 году целитель явапаи по имени Эчавамаху стал более задумчивым, и часто уходил из своего лагеря в Сан-Карлос, что-то бормоча себе под нос и при этом глядя в небо. Вечером он возвращался с цветами, а утром уходил вновь. Затем Эчавамаху стал говорить, что он ходил в другой мир, в котором Великий Дух поведал ему то, что ждет явапаи в дальнейшем. Целитель позвал в свой лагерь ряд апачей и явапаи, дав им поручение созвать людей из четырех направлений четырех лагерей резервации. Затем они расселись рядами. Люди должны были выбрать четырех молодых женщин, которые надевали белые одеяния и закрепляли в волосах орлиные перья. Эти молодые женщины посыпали пылью сидящих участников церемонии, а потом все присутствующие, один за другим, посыпали пылью Эчавамаху. Великий Дух вернет явапаи их земли, если люди сделают так, как он говорит, и уверуют в это. Великое бедствие должно было постигнуть американцев, а дома их уйти в землю. Если люди придут к определенному месту, а затем будут танцевать всю ночь, то они смогут вернуться на родину. Землетрясение в Сан-Карлос придало его словам силу, и многие индейцы поверили ему. Более тысячи индейцев собралось у родника, известного, как колодец Койота для ночного танца.

Однако, никаких бедствий не обрушилось на голову американцам, ни чумы, ни пожарища, их здания как стояли так и остались стоять, а солдаты как подавляли людей так и продолжали этим заниматься. Тем не менее, они поняли, что этот танец направлен против них и усилили разведывательную работу.

И все же бюрократический лед тронулся. Генералу Нельсону Майлсу было поручено расследование относительно нового религиозного движения в резервации Сан-Карлос. Хотя, к моменту его прибытия религиозное движение стало спадать, он побеседовал с несколькими вождями явапаи. Коканнатака, Пакота, Пагала, Эшетлепан и Снук умоляли разрешить им вернуться на родину. Майлс ответил, что он не имеет таких полномочий, но он будет ходатайствовать об этом перед высокопоставленными должностными лицами в правительстве. Это стало началом их возвращения домой. Когда американские поселенцы, проживавшие вблизи Кэмп-Верде, услышали об этом, они отправили шквал писем и петиций министру внутренних дел президенту Гровера Кливленда и другим государственным должностным лицам. В своей петиции к президенту, они просили защиты от индейцев ссылаясь на то, что все они воры и убийцы. Президент ответил, что он прислушивается к чаяниям граждан и ни о каком возвращении явапаи не может быть и речи.

До начала «золотой лихорадки» в 1860-х годах явапаи занимали территорию около 51800 км², которую окружали возвышенности Сан-Франциско с севера, горы Пинал на востоке, озеро Мартинес и река Колорадо на западе. После того, как на территории явапаи было найдено золото в 1863 году, американское правительство начало строить планы по выдворению индейцев с их земель. В 1865 году Конгресс издает акт о создании резервации Колорадо-Ривер, которая изначально предназначалась для чемехуеви и мохави, однако, многие американцы рассматривали эту территорию как потенциальный дом и для явапаи. Поэтому вскоре там поселились 800 явапаи Кашакама. Кашакам и его люди получили соответствующие документы, подтверждающие, что они мирные индейцы, к ним так же были прикреплены фермеры, которые должны были помочь им с посадками. Хотя сажать что-либо на территории резервации было делом бессмысленным - земли были песчаными и щелочными.

Через два года желающих жить в резервации явапаи стало гораздо меньше - всего 300 человек. Люди Кашакама, Очатчекама, Чоумасеча, Хочачивака и Какантеуйя получали от федерального правительства немного говядины, муки и хлеба. Они так же дополняли свой рацион мескитовыми бобами в конце лета, и скудным урожаем, который им удавалось выращивать. Кто-то подрабатывал, а некоторые женщины вынуждены были заниматься проституцией.

В 1867 году группа численностью около 50 квевкепайя, под руководством Делше, посетила Кэмп Миллер. Командующий Кэмп Миллера строил дорогу, глубоко уходящую в регион Тонто на территории явапаи. При разговорах с командующим явапаи согласились заниматься фермерством по берегам реки Тонто после завершения строительства дороги. В 1871 году лидеры явапаи Делше и Эшетлепан встретились с армейским офицером, чтобы обсудить условия мира. Делше просил выделить его людям резервацию недалеко от горных массивов, где они проживали и где традиционные враги, марикопа и пима, не смогли бы их достать.

В это же время, Винсент Койлер, член комиссии США по делам индейцев посетил явапаи и тонто-апачей. К сожалению, он не понимал, что явапаи и апачи это разные народы, не знал он и о том, что явапаи состоят из четырех отдельных групп. Койлер рассчитывал на создание единой резервации для всех этих групп и считал долину Верде лучшим местом для этого. К тому же за долину Верде ратовали лидеры групп явапаи и випукепа-явапаи, но об этом не знали группы квевкепайя и тонто-апачи.

Следуя рекомендациям Койлера, форт Макдауэлл и Кемп Дейт Крик были созданы, как временные приюты для явапаи, где они могли бы находится под защитой и опекой армии США. Почти 600 явапаи получили еду и одежду, армия заявила, что теперь путешествующие в этой области могут чувствовать себя в безопасности.

Условия жизни в новой резервации для явапаи были отнюдь не райскими: рацион питания был скудным, некоторых заковывали в кандалы или отправляли на гауптвахту.

В 1871 году для явапаи была создана резервация Рио-Верде. Армия приказала всем «бродячим апачи» (явапаи тоже считались «апачи») прибыть в резервацию, в противном случае их будут считать враждебными.

С приходом нового агента в резервацию Рио-Верде и без того трудная жизнь явапаи стала еще сложнее. Была введена ежедневная перекличка и ни один индеец не мог покинуть территорию резервации без письменного на то разрешения. Мужчины должны были носить металлические бирки с присвоенными им номерами. Тех, кто нарушал внутренний распорядок, отправляли на каторжные работы либо заковывали в кандалы.

В 1872 году делегация индейцев Аризоны из явапаи, пима, апачи и тохоно о`одхам побывала в Вашингтоне на встрече с президентом Улиссом Грантом. В Белом доме, каждый из делегатов получил по 50 долларов, документы, которые провозглашали их вождями и медали с образом самого Гранта. Явапаи представляли Пакота (позже Хосе Коффи) и Такодава (позже Чарли Вашингтон). Они не были лидерами или старейшинами, они были просто те, кто согласился поехать на встречу.

Грант выразил стремление к миру, он обещал делегатам защиту армии США, пайки и доступное образование, если их люди будут оставаться в резервации. Однако жадность и бешеный этноцентризм аризонских охотников за индейцами сводил все усилия мирного сосуществованию к нулю.

28 декабря 1872 году подполковник Джордж Крук и 5-я кавалерия атаковали оплот явапаи и апачей – Пещеру Скелетов, что в каньоне Солт-Ривер, Аризона. Армия заняла позицию вокруг устья Пещеры Скелетов. Окруженные воины отказались сдаться, и солдаты открыли огонь. Было убито около 75 апачей и явапаи, включая вождя Нанни-Чадди, 34 воина были взяты в плен. Это событие вошло в историю как битва в каньоне Солт-Ривер, или массовое убийство в Пещере Скелетов. После битвы пещера была разграблена, а останки воинов были из нее выброшены.

1873 год. Индейцам, жившим в Дейт-Крик, сообщили, что они должны будут переселяться в Рио-Верде. Чоумасеча, один из сторонников жизни в резервации, отказался покидать знакомую местность и увел 240 толкепайя к западу Колорадо-Ривер. Генерал Говард был не против того, чтобы явапаи оставались на Колорадо-Ривер, однако, генерал Крук приказал их переселить. Солдаты вместе с разведчиками паи направили Чоумосеча в Рио-Верде.

В 1873 году армейский хирург в резервации Рио-Верде раздал весь имеющийся у него хинин, заболевшим явапаи. Когда прибыли новые запасы лекарств, явапаи окружили врача с просьбой выдать им еще хинина, доказавшего свою эффективность. Новое средство превзошло прежние методы лечения явапаи. Знахари будут петь и танцевать над больными, а затем давать им хинин и другие наркотики, которые они получали от врача (который часто был при исполнении служебных обязанностей). Армейский хирург, доктор Корбюзье, был принят знахарями как свой, ему часто дарили подарки, благодарили и приглашали сесть между ними во время церемоний.

В 1874 году управление по делам индейцев решило закрыть резервацию в Рио- Верде и переместить явапаи и тонто примерно за 200 миль, на юго-восток, в Сан-Карлос, резервацию апачи. Тем самым, закрыв резервацию, управление по делам индейцев хотело отдать освободившиеся земли, которые теперь уже имели оросительные системы, новым поселенцам. К этому времени индейцы в резервации смогли приспособиться к производству сельскохозяйственной продукции и уже имели возможность продавать излишки.

Правительственные подрядчики пролоббировали переселение явапаи и тонто. Резервация, которая могла бы обеспечить себя, лишала их прибыли. Условия для ведения сельского хозяйства в Сан-Карлос были значительно хуже, поэтому индейцы вновь должны были получать государственные пайки, которые и поставляли эти самые правительственные подрядчики. До переселения главы явапаи и тонто встретились с комиссаром, отправленным Индейским Бюро, чтобы проследить за тем, как будет происходить переселение. Делегаты пытались объяснить причины, по которым они не желают переселяться в резервацию Сан-Карлос, однако комиссар был пьян и его мало волновали эти проблемы.

Американские офицеры, в том числе и военный хирург, настоятельно рекомендовали выбрать путь, огибающий горы, чтобы можно было использовать фургоны для перевозки стариков, детей и их скарба.

На что комиссар ответил: «Они индейцы, пусть эти попрошайки прогуляются пешком». В 1875 году явапаи и тонто-апачи были выдворены из резервации в Рио- Верде и проделали путь через горы в 200 миль, направляясь в Сан-Карлос. Они начали этот путь в феврале. 180 миль тысяча четыреста семьдесят шесть явапаи и тонто, обдуваемые холодными ветрами, шли, поднимались по горным хребтам, ползли по снегу и грязи, пробирались через ручьи, в сопровождении военного эскорта. Все имущество они несли на своих спинах, а один мужчина всю дорогу нес на своей спине жену в большой корзине. За время этого Марта Слез родилось двадцать пять детей и лишь тысяча триста шестьдесят один человек дошли до Сан-Карлос. Это говорит о том, что сто сорок индейцев не смогли перенести этот путь (с учетом рожденных детей). Некоторые семьи явапаи и тонто пытались укрыться в горах, чтобы пережить этот Март Слез, однако солдаты выслеживали их. Так, в нескольких милях к востоку от Кэмп -Верде, армейские разведчики убили шесть мужчин випукуепа-явапаи и схватили трех женщин и семеро детей. Южнее, они убили четырех мужчин толкепайя-явапаи и схватили одну женщину и двоих детей.

В резервации Сан-Карлос индейский агент встретился с вновь прибывшими явапаи и тонто и сказал им, чтобы они сдали все свое оружие. Все индейцы вскочили на ноги и бросились в свои лагеря. Индейский агент отказался выдавать пайки пока оружие не будет сдано.

Вскоре после прибытия, группа из двадцати пяти толкепайя-явапаи покинула резервацию апачей Сан-Карлос без разрешения, и посетили деревни пима и марикопа. Когда они вернулись, они сказали индейскому агенту, что они навещали своих друзей. Через некоторое время группа из двадцати семи толкепай-явапаи покинула резервацию, направляясь к поселениям пима. На этот раз агент послал за ними индейскую полицию, которая вернула индейцев обратно в резервацию.

В 1876 году небольшая группа явапаи, руководимая Мираха, вновь оставила Сан-Карлос без разрешения. Они разбили лагерь к западу от гор Билл Вильямс, на свободных землях расположенных между землями пай и явапаи. Они поставили увы и начали восстанавливать традиционный образ жизни. С американской точки зрения явапаи, оставившие резервацию, считались враждебными индейцами, независимо от того были ли они настроены мирно или агрессивно, они подлежали уничтожению. По возможности жизнь сохраняли только женщинам и детям.

В 1877 году армейские разведчики тонто захватили женщину и ребенка явапаи. Ее муж вскоре сдался в Кэмп -Верде. Используя показания пленного, солдатам удалось установить местонахождение лагеря Мираха. Они атаковали лагерь, убив при этом семь мужчин, взяв в плен три женщины и четверо детей. Увы сожгли, а пленных доставили в резервацию апачей Сан-Карлос.

В 1877 году инспектор из индейского бюро сообщил о напряженности в отношениях между толкепайя-явапаи и апачами в Сан-Карлос. Представители явапаи просили инспектора позволить жить им с пима на Колорадо-Ривер. Инспектор не возражал против этого.

В 1878 году явапаи, покинувшие резервацию без разрешения, вернулись на свою традиционную землю и поселились рядом с Викенбургом, американские жители стали нанимать их на сельскохозяйственные работы и работы по дому. Такодава в Викенбурге столкнулся с женщиной явапаи из клана толкепайя, где она работала. Когда она отказалась пойти с ним, он заявил, что «его сердце разбито» и ушел, предположительно для того, чтобы подзадоривать других явапаи, живущих поблизости. Жители Викенбурга, опасаясь худшего, задержали семь явапаи и попросили выслать войска из Кэмп-Верде. В результате более 17 явапаи были возвращены в Сан-Карлос.

 

Резервация Нации явапаи-апачи.

 

Вначале 1900-х гг. випукепа-явапаи просили выделить им земли в Кэмп-Верде. Правительство США пошло им на уступки и в 1910 году выделило под земли резервации 40 акров. Позже к этим землям было добавлено еще 248 акров, на двух участках. Так была образована индейская резервация Мидл-Верде. Эти две резервации в 1937 году были объединены в одну, сформировав племя явапаи-апачи Кэмп-Верде. Сегодня резервация охватывает 665 акров в четырех отдельных регионах, объединяя два разных народа: випукепа-явапаи (пользуются землей на севере, западе и юге) и тонто-апачи, которые называют себя дилже (пользуются землей на севере, востоке и юге). Основным источником дохода резервации является туризм, а главной достопримечательностью является замок Монтесумы.

 

Резервация форт Макдауэлл.

 

В 1901 году, в соответствии с распоряжением президента Теодора Рузвельта, в качестве отдельной резервации для явапаи стали рассматривать Макдауэлл-Кэмп, заброшенный военный гарнизон в округе Марикопа, в 20 милях к северо-востоку от Феникса. Однако Конгресс отклонил этот законопроект, поскольку, против выступили местные скваттеры.

В 1903 году президент Теодор Рузвельт направил своего личного агента для расследования ситуации с явапаи в долине Верде. Агент доложил, что в долине проживает более пятисот явапаи. Он рекомендовал покупать землю у недовольных скваттеров в форте Макдауэлл, чтобы выделить ее для явапаи. Агент также выказал свои опасения в том, что индейцы, живущие вблизи с американским обществом, будут быстро деморализованы спиртным и азартными играми. С другой стороны американцы утверждали, что их дети будут деморализованы проживающими поблизости индейцами.

В 1903 году форт Макдауэлл, резервация для явапаи, все же был воссоздан по распоряжению президента Теодора Рузвельта. Согласно его распоряжению, все земли, которые не были юридически закреплены за американцами, должны были быть переданы явапаи, которые жили в этом районе. Так, спустя четыре десятилетия напряженнейшей борьбы явапаи, наконец-то обрели свои резервационные земли. В начале 1970-х чиновники Аризоны предложил построить плотину в месте, где встречаются Верде-Ривер и Солт- Ривер. Плотина затопила бы две трети (24000 акров) резервации. В свою очередь, членам племени (в то время четыреста двадцать пять человек) были предложены дома и денежные компенсации. Но в 1976 году, племя отклонило это предложение. В 1981 году, после многочисленных петиций в адрес правительства США, а так же трех-дневного марша ста явапаи, проект плотины был отклонен. Сегодня родовая община гувевкабайя или а`ба («народ») форта Макдауэлл состоит из девятисот человек, шестьсот из которых проживают в резервации.

 

Индейская резервация Прескотт.

 

Была образована в 1935 году на землях, ранее занимаемых военным фортом Уиппл. Первоначально под резервацию было выделено 75 акров, а затем в 1956 году было добавлено еще 1320 гектаров. Сегодня племя насчитывает 159 человек.

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова.