"Золото принадлежит демону, который пожирает всех, кто ищет его"

Когда вы слышите о Калифорнии, вы, вероятно, сразу представляете себе пляжи, солнце, Голливуд? А кто нибудь знает о масштабном геноциде, который США развязали в Калифорнии?

 

 

Золотая лихорадка.

 

«Эта идея, насколько странной она бы ни казалась, никогда не приходила индейцам в голову, не важно, сколь велики были их страдания и мучения от цивилизации, которая, следуя естественной природе вещей, должна была их полностью уничтожить» – особый агент по делам индейцев Дж. Росс Браун.

 

Калифорния была одним из последних колонизированных регионов Нового Света. В 1769 году там была построена первая миссия, Сан-Диего-де-Алькала, в месте, где ныне расположен город Сан-Диего. Это была первая из 21 миссий, которые станут основным орудием испанцев в подчинении местных индейцев. Лидером в этих усилиях будет монах-францисканец Хуниперо Серра. По сути, миссии были принудительно-религиозными трудовыми лагерями. И болезни способствовали тому, что индейцы вынуждены были идти в миссии.  Конечно, это не говорит о том, что европейцы преднамеренно распространяли заболевания, нет, они просто пользовались этим безвыходным положением. У индейцев, которые попадали в руки к миссионерам, отбирали детей, и они вынуждены были ежедневно трудиться, выполняя самую тяжелую работу, получая тумаки, как награду за свой труд. Уровень смертности в миссиях был ужасающим. К 1818 году процент умерших в миссиях индейцев достиг 86%. Свыше 81 тысячи новообращенных индейцев смогли успешно сбежать из миссий. Вскоре вспыхнули индейские восстания. Миссия Сан-Диего была сожжена в 1775 году, во время восстания кумеяай. В 1781 году мохаве уничтожили еще две миссии. В 1785 году восставшими индейцами была уничтожена миссия Сан-Габриэль. В 1824 восстали чумаши и сожгли миссии в Санта-Барбара и Санта-Инез. Это привело к изданию драконовских законов, направленных на ограничение передвижения индейцев, которым необходимо было иметь при себе документы, подтверждающие, что у них есть работа. В 1834 году мексиканский губернатор Хосе Фигероа освободил индейцев из под влияния системы миссий, лишив монахов их власти. Но освобождение не означило возвращение к прежней жизни, ведь Испания не собиралась возвращать землю индейцам. Ее поделили между собой, как политики, так и ранчьеро. К началу американо-мексиканской войны, 26 миллионов акров земли контролировали всего лишь 813 фермеров.

 

24 января 1848 года изменило всю историю Калифорнии. В этот день Джеймс В. Маршалл обнаружил золото вблизи лесопилки Саттера, которой владел калифорнийский предприниматель Джон Саттер, на Американ-Ривер. Он отнёс находку Саттеру, и вдвоём они тщательно проверили металл, подтвердив догадку о том, что это было золото.

Саттер, швейцарский пионер, отправился в Йерба-Буэна (ныне Сан-Франциско) в 1839 году. Он стал мексиканским гражданином в 1840 году, и 18 июня 1841 года заполучил земельный участок в 48 827 гектаров, ставший впоследствии известным как Саттер Милл. Это была земля мивоков. Официальная история говорит о том, что Саттер нанял их на работу, и они жили мирно. Однако, есть письменные свидетельства тому, что все было иначе.

 

«Я должен был запереть индейских женщин и мужчин вместе в большой комнате, чтобы ночью они не сбежали в горы, как это сделали остальные еще днем»,-писал Генрих Линхард, один из управляющих Саттера.

 

«Индейцы Калифорнии - такие же послушные и смиренные рабы, как и негры на юге. За сущий пустяк вы можете приобрести отличного слугу на всю жизнь»,- писал другой управляющий.  

 

Джон Саттер вооружал индейцев из близлежащих деревень, чтобы те воровали детей в более отдаленных деревнях, и продавали пленников в Сан-Франциско, помогая ему расплатиться с долгами. К тому же, как писали, Саттер любил позабавиться с молоденькими индейскими девушками, переодически насилуя их. Саттер был весьма обеспокоен находкой и хотел, чтобы это оставалось в тайне, поскольку боялся, что его сельскохозяйственный бизнес пострадает в случае начала массовых поисков золота. Однако, вскоре поползли слухи, которые подтвердились в марте 1848 года издателем газеты и торговцем Бреннаном из Сан-Франциско. Он прошёлся по улицам Сан-Франциско, держа над головой фиал с драгоценным металлом, восклицая «Золото! Золото! Золото из реки Американ-Ривер».

 

Найденное золото не обогатило ни Джона Саттера, ни Джеймса Маршалла. Все индейцы-рабы во время шумихи убежали в горы, Маршал подал иск в отношении земель Саттера и суд отобрал их у землевладельца, Саттер умер в нищете. Вождь колома ниссенан предупреждал его когда-то: «Золото принадлежит демону, который пожирает всех, кто ищет его».  

 

"Война на уничтожение, между двумя расами, будет продолжаться до тех пор, пока индейская раса не исчезнет", - губернатор Калифорнии Питер Бернетт, январь 1851г.  

 

Законодательство Калифорнии.

 

В 1840 году в Калифорнии жило около 4000 европейцев, из них только 400 были американцами. Когда же там обнаружили золото в Калифорнию, устремились сотни тысяч авантюристов, золотоискателей, убийц-головорезов из разных стран и континентов. Для индейцев это была катастрофа библейских масштабов.

 

В 1850 году, когда Калифорния стала 31-ым штатом США, правительство Калифорнии стало реализовывать три основные задачи:

 

- защита белых поселенцев и старателей от нападения индейцев;

- защита недвижимости, принадлежащей белым поселенцам;

- создание из индейцев рабочей силы.  

 

Как только было сформировано правительство, оно приняло ряд законодательных актов, которые предусматривали:  

 

- обращение индейцев в рабство;

- лишение индейцев права на защиту, в соответствии с законом;

- поощрение самосуда.  

 

В 1850 году был принят «Акт для правительства и защиты индейцев» (Act for the Government and Protection of Indians) по которому:  

 

- индейцы не могли свидетельствовать против белых;

- землевладельцы не могли позволить индейцам, до этого мирно проживавших на их землях, больше там оставаться;

- белые получали контроль над индейскими детьми;

- если индеец обвинялся в преступлении, любой белый мог выступить перед судом и заключить контракт (договор) об оказании индейцем услуг;

- запрещалось продавать алкоголь индейцам;

- индейцы, осужденные за кражу лошади, мула, коровы, или любой другой ценности приговаривались не более чем к 25 ударам плетьми и штрафу, не превышающему 200 долларов;

- любой индеец который слонялся без дела, либо замеченный в местах, где продавали алкоголь, а также занимающийся попрошайничеством, либо ведущий «расточительный образ жизни» должен быть арестован.  

 

Индейцам запрещалось владеть собственностью, носить оружие, занимать какую-либо должность, посещать школу и т.д. Любой индеец мог быть объявлен бродягой. Это привело к тому, что долговое рабство распространили на всех индейцев, включая детей, действуя по методу: арест и «сдача в наем» через любого местного мирового судью. После того как индейцы были связаны договорами, о сроках их действия чстенько забывали и они превращались таким образом в рабов. Результатом стала прибыльная работорговля индейскими мужчинами, женщинами и детьми по всей Северной Калифорнии. Детей покупали и продавали для работ по дому, а женщин использовали еще и для сексуальных утех. Тех индейцев, которых подозревали в бродяжничестве или которых ловили в местах, где продавали спиртное, отдавали фермерам. По закону, индеец должен был отработать на фермера четыре месяца, по истечению срока фермер возвращал индейца в город, на тоже место, где продавали спиртное и его опять арестовывали. Любой белый поселенец, по закону, имел право взять в рабство индейского ребенка, по согласию его родителей, или оставшегося сиротой. Сиротами их оставляли все те же поселенцы.

 

«Именно из горных племен белыми поселенцами похищалось больше всего детей, которых впоследствии обучали прислуживать, и женщин для непосильной работы и сексуального рабства. В северной части штата образовывались банды, специализировавшиеся на похищениях женщин и детей и продававшие их за высокую цену поселенцам, которые охотно платили по 50-60 долларов за молодого слугу или повара, или 100 за хорошенькую девушку”.  

 

Власти на местах активно поощряли право на самосуд. В апреле 1850 года калифорнийская законодательная власть приняла два закона: об организации добровольцев или независимых компаний и закон относительно организации ополченцев. Закон о добровольцах давал право гражданам округа создавать свои вооруженные формирования, основной задачей которых, кажется,  было убивать индейцев и похищать их детей. Такие группы как Гумбольдтское ополчение, терроризировавшее индейцев на Ил-Ривер можно было описать словами Хаберта Хоу Бэнкрофта: «Калифорнийская долина не может похвастаться ни одной войной с индейцами, ведущейся с уважением к противнику. Здесь могут говорить о массовых убийствах индейцев честными шахтерами и отважными пионерами, как и любой другой штат нашей республики…».

 

Закон о народном ополчении устанавливал, что все «свободные, белые, трудоспособные граждане мужского пола в возрасте от 18 до 45 лет» подлежали обязательному военному призыву.

 

15 мая 1850 года белые устроили резню индейцам помо на острове Бо-но-ра-ти или Бадон-напо-ти в северной части Чистого озера, Лейк-Каунти, позже получивший название Кровавый остров.

 

Ряд помо, в первую очередь те, кто жил в районе Большой долины, были порабощены, интернированы и подвергались истязаниям со стороны поселенцев Эндрю Келси (в честь которого назван город Келсивиль) и Чарльза Стоуна. Они использовали помо в качестве вакеро (ковбоев). Деревню индейцев оградили частоколом, им не разрешалось иметь оружие, рыболовные снасти, на семью выделяли четыре чашки пшеницы в день и люди голодали. Когда однажды один из помо попросил добавить пшеницы для его больной матери, Стоун убил его. Осенью 1849 года Келси снарядил 50 помо в качестве чернорабочих на прииск, искать золото. Сам он подхватил малярию и продал продовольствие ничего не подозревавшим шахтерам. В результате чего многие помо умерли. И Келси и Стоун любили насиловать индеанок. Доведенные до отчаяния помо, во главе с вождем Августином, убили Келси и Стоуна и бежали к своим сородичам, проживавшим на озере.  15 мая 1850 1-й драгунский полк США под командованием Натаниэля Лионе, тогда еще лейтенанта, и лейтенант Дэвисона, разыскивавший Августина, натолкнулся на группу помо собравшихся на острове. Весной индейцы традиционно собирались на Бадон-напо-ти, чтобы заготовить икры. Солдаты учинили им кровавую резню, убивая стариков, женщин и детей. Число жертв колеблется от 60 до 400. Молодежь в это время была в горах, на охоте. Еще 75 помо было убито на Рашен-Ривер.

После того, как несколько белых шахтеров погибли за пределами Тринидада была сформирована вооруженная группа под команованием Томпкинса Ферри, которая выслеживала и уничтожала всех индейцев в округе.

 

Утерянные договора.

 

В 1851 году федеральное правительство назначило трех индейских комиссаров по ведению переговоров с племенами. Редик МакКи, Джордж Барбур и Уозенкрафт начали свой путь через Калифорнию. Ни один из них не обладал ни малейшими знаниями об индейской культуре и их отношениях в землевладении и землепользовании. Они даже не знали, с какими племенами встречаются, не понимали политическое устройство племен, не знали, имеет ли право или нет, тот или иной «вождь» заключать договоры от имени племени. МакКи вел переговоры по договорам к северу от Сан-Франциско. Сам он считал, что если индейцы и имеют право на землю, так только в резервациях, где они смогут трудиться на фермах, чтобы обеспечить себя. Чуть более трех месяцев он путешествовал от Сонома-Вэлли до Реддинга, обещая индейцам федеральную помощь в образовании, в сельском хозяйстве, гарантируя права на традиционную охоту и рыболовство. Комиссары искренне верили в то, что так и будет, однако по возвращению, калифорнийцы дали им понять, что отнюдь не готовы уступать и «клочка этой ценной земли дикарям».

В январе 1852 г. МакКи прибыл в Сан-Франциско и был немедленно вызван в Сакраменто, чтобы защитить его "захват земель от имени индейцев ". В феврале Калифорнийская ассамблея приняла резолюцию "использовать все надлежащие средства для предотвращения утверждения Конгрессом индейских резерваций, которые были определены в штате". Аналогичная резолюция была принята Калифорнийским Сенатом, который утверждал, что договоры "допускают ошибку, наделяя большими участками земель, богатых минералами и пригодных для ведения сельского хозяйства, индейцев, которые не ценят значение этой земли". Указывая на то, что «размещение на нашей самой плодородной земле наиболее деградированных рас аборигенов североамериканского континента; инвестирование их с правами суверенитета, научение их, что они независимые нации, заложит семена будущих бед и разрушений». Президент Миллард Филлмор представил 18 договоров в Сенат США на ратификацию. На закрытом заседании 8 июля 1852 года Сенат не ратифицировал их и поместил договоры в секретные файлы, где они находились в течение следующих 53 лет. Индейские племена, естественно, не были проинформированы о том, что договоры не ратифицированы.

В 1905 году эти 18 "утерянных" договоров были найдены. В 1928 году несколько индейских наций подали в суд на федеральное правительство, требуя компенсации за утрату договоров. В 1944 иск был удовлетворен и каждый калифорнийский индеец получил 125 долларов.

 

Решение «индейской проблемы».

 

В 1852 году правительство потратило более миллиона долларов на ополченцев выслеживавших и убивавших индейцев. В 1857 году законодатели Калифорнии выделили еще 410000 долларов для тех же целей. В 1855 году в Шаста-Сити за голову индейца платили 5 долларов, в Хони-Лейк в 1863 до 25 центов за скальп. Один из жителей Шаста-Сити писал о том, что он каждый день наблюдал, как мужчины на мулах привозили в город по 8-12 индейских голов. В других регионах был принят закон, предусматривавший коллективную ответственность за совершенное преступление. Если индеец был обвинен в чем-либо, уничтожали целую деревню со всем ее населением. Так было уничтожено 150 общин.

В 1852 году после убийства известного жителя Вивервилл полковника Джона Андерсона и похищения его скота шериф Диксон, собрав группу из 70 добровольцев, отправился в погоню. Проведя несколько дней в пути, Диксон разбил лагерь на Хайфорк-Крик, направив разведчиков разыскивать следы индейцев, они то и наткнулись на деревню у Бридж Гулч. Деревню расстреляли на рассвете, не щадили никого. Из 150 винту (по другим данным 300) в живых осталось только трое детей и тех, кто убил полковника Джона Андерсена и угнал его скот, среди убитых не было.

Апрель 1852г. После обсуждения «индейской проблемы» в одном из Орлеанских баров, шахтеры проголосовали за убийство на месте любого вооруженного индейца.

Вивервилл, май 1852. В отместку за убийство пяти коров, принадлежащих белому, было убито 153 винтуна.

В 1853 году произошла резня, учиненная над индейцами толова в деревне Йонтокет, жителями Кресент Сити. Они нагрянули в деревню, когда индейцы собрались на молитву, убивая всех, бросая в костер не только ритуальные предметы, но и детей. Как говорил один из выживших толова, в резне погибло 450 индейцев.

 

«Мы надеемся, что правительство предоставит помощь жителям севера для ведения войны до окончательного истребления краснокожих всех этих племен. Истребление – больше не вопрос времени, ибо время пришло, работа началась, и каждый, кто заговорит о мире с индейцами, - предатель» Ирека Хералд, 1853 год.

 

В 1853 году федеральным правительством было одобрено пять резерваций, каждая из которых не превышала 25 000 акров, в общем итоге 125 000 акров на все индейское население Калифорнии, во их же «спасение» (что в 60 раз меньше чем в нератифицированных 18-ти договорах ( 7,5 млн. акров земли (7,5 % от общих территорий Калифорнии)), в самых нежилых районах штата. Владельцем считалось федеральное правительство, которое также управляло резервационными землями. индейцы были загнаны в «систему военных постов». Индейцев из этих «резерваций» нанимали на работу как вьючных животных, не давая даже одежды. Каждая из этих резерваций внедряла «систему дисциплины и руководства». Расходы на армию должны были «покрываться за счет доходов от труда индейцев».

 

В 1854 году Калифорния приняла закон, по которому запрещалось раскапывание могил, извлечение и вскрытие тел захороненных людей. Индейцы под действие этого закона не попадали. Так начался период осквернения индейских захоронений, который был запрещен федеральным законодательством лишь в 1990 году.

 

В Раунд Велли, по свидетельствам очевидцев, с 1856 по 1860, охотники за индейцами выезжали по два-три раза в неделю и убивали в среднем 50-60 человек за поездку. После того, как индейцы увели 600 голов крупного рогатого скота и убили 19 белых поселенцев, группа фермеров из Лейтонвилль убило 283 индейца, и загнали в резервацию Мендосино еще 292 человека. В феврале 1860 года создается Гумбольдтское ополчение. Один из офицеров форта Гумбольдт отметил, что убийство индейцев, неважно, женщины это или дети, дело почетное и убивать их нужно без предупреждения и зазрения совести, ибо только так можно избавиться от "собак". Гумбольдт Таймс публиковала статьи, в которых звучали призывы уничтожить всех индейцев. 26 февраля 1860 года гумбольдтские ополченцы, около 40 человек, вооружившись топорами и ножами, подступили к Индиан-Айленд, близ города Юрика, штат Калифорния, на котором отдыхали вийоты после недельного церемониального танца. «Атакующие бросились на них, разбивая головы томагавками. Они размозжали головы даже младенцам в колыбелях. Матери и дети разделили одну участь… пытавшихся бежать преследовали и стреляли в них. Дети, неспособные бежать, ковыляли к матерям, ища защиты и спасения, плача от ужаса, но их настигали, убивали, как диких животных, и бросали тела в кучу». Из 100 вийотов в резне уцелел лишь один младенец - Джерри Джеймс. Майор Рейнс свидетельствовал об одном убитом мужчине, 17 женщинах и 11 детях. 18 женщин и большое количество убитых детей были захоронены родственниками еще до его прибытия. В эту же ночь произошло еще три массовых убийства вийотов - два в заливе Гумбольдта и одно у устья Ил-Ривер. Таким образом было убито около 250 вийотов. В живых осталось лишь около 200 человек. Выживших разместили в резервации на Кламат-Ривер и Смит-Ривер.

 

«Атакующие бросились на них, разбивая головы томагавками. Они размозжали головы даже младенцам в колыбелях. Матери и дети разделили одну участь… пытавшихся бежать преследовали и стреляли в них. Дети, неспособные бежать, ковыляли к матерям, ища защиты и спасения, плача от ужаса, но их настигали, убивали, как диких животных, и бросали тела в кучу»-писала газета «Алта Калифорниан» в 1860году.

 

Журналист Брет Гарт опубликовал на первой полосе «Северной Калифорнии» статью, в которой он отразил весь ужас этой резни. После этой публикации его выдворили из округа, и он вынужден был переехать в Сан-Франциско. Если в 1856 году за скальп индейца давали 5 центов, то в 1860 цена возросла до 5 долларов.

Были конечно племена, которые пытался оказать сопротивление колонистам, как например модоки в своей войне 1872-1873г. За несколько месяцев они уничтожили 57 солдат. Но в основном эта война  была серией ужасных односторонних массовых убийств, как правило, мирных индейцев.

В период между 1875 и 1877 годом для племен было создано 13 резерваций, а к 1930 еще 36 в северной Калифорнии.

В 1881 году в Калифорнии была создана система начальных школ для индейцев. Однако, индейцы быстро поняли какую угрозу для их культуры несут эти школы, они уничтожили дневную школу в Потреро в 1888 году, сожгли школу в Тул-Ривер в 1890, убили учителя и сожгли школу в Печанге в 1895 году. Всего этого насилия можно было избежать, если бы школьная система и правительство позволили индейцам сохранить свои культурные верования. В 1891 посещение школ становится обязательным.

Еще одним инструментом ассимиляции был закон Дауэса от 1887 года. Бюро по делам индейцев начало выделять индейцам земельные наделы в резервациях. На рубеже веков насчитывалось 1 614 отдельных участков в восьми резервациях штата. Индейцы купено обратились в суд, протестуя против их выселения из своих домов на Уорнер Ренч. В 1888 году суд вынес положительное для индейцев решение, и выселение было приостановлено. Однако, Верховный суд США отменил это решение и в 1903 купено были выселены из своих домов.

Таким образом, к концу 19 века калифорнийских индейцев загнали в резервации, они лишились своих земель, их дети должны были ассимилироваться, посещая школы в принудительном порядке.

 

Судьба Индиан-Айленд. Краткая хронология.

 

1870 год. На Индиан-Айленд построена ремонтная верфь. До 1980 года креозот, растворители и другие химические вещества загрязняли остров и воду. Позже поселенцы построили на нем дамбы и каналы, которые привели к эрозии и изменению в приливах вдоль берега. В начале 1900-ых церковная группа приобрела 20 акров земли в устье Ил-Ривер для бездомных вийотов. Этот участок стал называться ранчерия Тэйбл-Блафф.

1910 год. Чистокровных вийотов осталось около ста человек.

1913 год. Антрополог Альфред Кребер направил Ллевеллина Лода, одного из своих сотрудников, в округ Гумбольдт, собрать индейские останки. Лод описал 24 скелета, которые он обнаружил в 22 могилах. Захоронения были произведены до резни 1860 года.

1918 год. Лод опубликовал свой доклад о проделанной работе. С тех пор Индиан-Айленд стал популярным местом для местных любителей и предпринимателей, которые разыскивали и продавали индейские останки коллекционерам.

1923 год. Стюарт, стоматолог из Юрики, начал обширные раскопки индейских захоронений на Индиан-Айленд. В итоге он разрыл 382 могилы.

1960 год. Город Юрика приобрел право собственности на большую часть Индиан-Айленд. 1961 год. Школьный учитель Сесиль Кларк получил одобрение от Гумбольдтского наблюдательного совета на раскопки и хранение реликвий индейских племен с Индиан-Айленд.

1963-1969 годы. Кларк и ее команда ведут раскопки на Индиан-Айленд. Февраль 1992 года, около 75 индейцев собрались вместе, чтобы зажечь свечи и почтить память жертв резни. В 1996 году их соберется более 300 человек. Идиан-Айленд будет для них все еще закрыт.

2001 год. Вийоты приобрели участок в 1,5 акра на Индиан-Айленд и начали очищать его от мусора.

18 мая 2006 года округ города Юрика одобрил резолюцию о возвращении 60 акров земли на Индиан-Айленд, включая его северо-восточную оконечность, вийотам. Некоторые из них жили на 88 акрах в резервации Тэйбл-Блафф. Племя вийот насчитывало на тот момент 550 человек.

 

Итог.

 

Политика федерального правительства в отношении индейцев Калифорнии ни чем не отличалась от политики в отношении всех индейских племен Северной Америки: заключение договоров, выселение индейцев с их исконных земель, переселение в резервации, образование детей посредством американизации и ассимиляции. Для индейцев Калифорнии подобная политика имела огромные последствия:

- многие из ранее суверенных племен стали полу-суверенными, обедневшими и во многом зависящие от правительства США;

- индейские народы Калифорнии стали жертвами политики масштабного геноцида. Подавляющее большинство индейцев, живших в Калифорнии, были либо переселены в резервации, либо уничтожены; - в 1850 году индейское население составляло от 70 000 до 100 000. К 1870 их осталось лишь 30 000, а к 1900 году, в соответствии с проведенной переписью, только 16 000;

- ни один из эпизодов злодеяний, совершенных в отношении индейцев Калифорнии не расследовался, наказание никто не понес;

- несмотря на многочисленные попытки полного уничтожения, индейцы Калифорнии выжили, сохранив свои племенные, культурные, политические, экономические и духовные традиции;

- к концу 20 века среди жителей Калифорнии было больше индейцев, чем в любом другом штате, примерно 320000;

- Бюро по делам индейцев обслуживает около 56 000 индейцев, которые живут в 104 признанных на федеральном уровне индейских резервациях, около трети из которых расположены в Северной Калифорнии;

- около 200 000 индейцев проживает в городах, 75 000 в 80 резервациях, которые не признаны на федеральном уровне;

- по состоянию на конец 1999 года около 52 калифорнийских индейских наций обратилась в Бюро по делам индейцев за федеральным признанием.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова.