Красный плач

Народ лакота, также известные, как титонван — "селение в прерии" , коренные жители Америки, являющийся одним из семи племён конфедерации племён сиу.

«Мы — люди лакота на континенте Северная Америка вместе с нашими родственниками бизонами, Татанка Оятэ, свободно передвигались по северным долинам до того, как нас достигла распространяющаяся империя США. Спустя семь поколений наших усилий противостоять геноциду, наши матриархальные бабушки вновь берут силу и вместе с нашими бойцами мы рассказываем нашу историю, чтобы наши люди вновь обрели свободу.

Мы просим наших родственников в четырёх направлениях нас выслушать, не только ушами, но и сердцем».

 

 

Уроки из прошлого.

 

«Мы не просили вас, белых людей, сюда приходить.

Мы не хотим вашей цивилизации!

Мы хотим жить, как жили наши отцы

И их отцы до них».

 

Бешеный Конь.

 

В погоне за властью и богатством, человек в истории всегда порабощал тех, кто слабее. Эта же участь не обошла и индейцев — коренных американцев, которые населяли континент Северной Америки десятки тысяч лет. Для того, чтобы преследовать народ, достаточно обозвать их безкультурными ни на что негодными дикарями — унизить, а то, что «низкое», не имеет право существовать — их можно убивать. Такой логике придерживались и белые люди в своей битве против индейцев.

Для того, чтобы сделать индейцев рабами, помимо прочих хитростей, белые люди начали широкомасштабно уничтожать бизонов, чтобы у индейцев не осталось еды.

Когда американцы обнаружили золото в резервации народа лакота, они попросили индейцев продать им Чёрные Холмы, священные для индейцев места, но индейцы отказались. Тогда американцы решили их уничтожить.

 

«Мы не сможем отобрать Чёрные Холмы, кроме как если не уничтожим их (индейцев) всех». Полковник Джон Смит.

 

В 1876 лакота люди победили американцев. В знак мести, американцы начали войну на уничтожение; они приходили в деревни и убивали всех и детей и женщин. В 1877 народу лакота пришлось сдаться.

Далее последовала ассимиляция детей в американскую культуру. Им запрещали контакты с родителями, помещали в христианские интернаты, где они подвергались психологическому и физическому насилию. Перед индейцами стояло только два выбора: ассимиляция или уничтожение. Индейскую культуру стали считать криминальной, включая такие традиционные аспекты и обычаи, как Танец Солнца, подарки невесте, празднование и знахарство.

У индейцев никогда не было такого понятия, как персонализация земли, они даже не могли представить себе, что земля может принадлежать конкретному человеку, но американцы заставили их разделить землю на части.

 

«Индейцы должны иметь эгоизм американской цивилизации, поэтому индеец должен говорить «я», а не «мы», и «это моё», а не «это наше»»

Джон Орберл, американский чиновник по делам индейцев

 

Они убили почти всех бизонов, забрали у индейцев землю и собственных детей, поместили выживших на обозначенные пустынные территории, сделав их зависимыми от американского правительства.

 

У американских военных была поговорка: «Хороший индеец — мертвый индеец». Окружив лакота Большой Ноги и убив более 300 мужчин, женщин и детей, американские военные получили за это медали и ордена.

 

"Тогда я еще не знал, сколь многому пришел конец. Когда я оглядываюсь назад с высокого холма моей старости, я все еще могу видеть зверски убитых женщин и детей, лежащих грудами вдоль узкого извилистого ущелья, я вижу их так же ясно, как видел молодыми глазами. И я могу видеть нечто иное, что умерло там, в кровавой грязи, и похоронено в метели. Там умерла мечта народа. То была прекрасная мечта... Обруч, скреплявший народ, разбит, и куски его разбросаны. Лишенное сердцевины священное дерево мертво" Черный Лось,оглала.

 

 

Уже в конце прошлого века американцы пошли ещё дальше. Они провели стерилизацию тысяч молодых чистокровных женщин-лакота, чтобы индейцы не могли размножаться.

 

Геноцид сегодня.

 

Сегодня люди лакота, которые выступают против насилия со стороны правительства, считаются террористами. У лакота всегда была матриархальная система, состоящая из трёх бабушек — Дакота, Накота и Лакота. Первая знала страдание; вторая знала баланс любви; и третья знала, как направлять мужчин, помогать им быть теми, кем они должны быть — охранниками нации. США внедрила для лакота свою патриархальную форму управления, и не давала индейцам использовать свои собственные законы. Индеанка лакота: «Женщины — всегда за выживание людей, они смотрят глубже и шире и спрашивают себя, что будет, если мы поступим так или иначе. В наших пророчествах, в последние времена, в которых мы находимся сейчас, говорится, что женщины опять будут выходить вперёд. Сейчас никто не ставит старших вперёд. Мы боремся за свободу, возможно поэтому никто не хочет нам помогать. Правительство не помогает пожилым лакота, они страдают от голода и бедности" .

Индейцы, как и все коренные жители, в течении тысяч лет жили в гармонии с природой, они питались и учились у природы. Бизонов они называли своими родственниками. «Когда человек уходит от природы, его сердце становится жёстким»-поговорка лакота.  

Бизоны— родичи народа лакота. Когда американцы уничтожили всех бизонов, они уничтожили ценный источник жизни индейцев. Индейцы использовали все части бизонов: рога — кубки, головные уборы, ложки; скелет — алтарь для религиозных церемоний; язык — лучшее мясо; борода — орнамент для оружия; шерсть — подушки, верёвки, головные уборы; копыта — клей, погремушки; желудок — кружки, посуда, кастрюли; помёт — топливо; кости — ножи, стрелы, лопаты, сидения, кости для игры, шашки; жир — мыло, масло для жарки; хвост — украшения, кисть для отмахивания мух, плеть; мускулы — мясо для сушки, сухожилие. А из главной части бизона, кожи: из задней части делали мокасины (обувь), люльки, одежду, ремни, платья, типи (индейское жилище), куклы; из передней части делали: подошвы для мокасин, барабаны, футляры для ножей, мешочки для лекарственных трав и так далее. Бизоны питаются лечебными травами, и они не едят корень растений, как коровы, они сохраняют растения. Поэтому мясо бизона очень питательное и полезное. 

(Рисунок опубликован в 1869 году. Надпись: Большой индеец: «Белый человек, подожди, мы хотим поговорить». Генерал Шеридан: «Нет, нет. Сначала я тебя побью, потом поговорим».)

 

США не охраняла и по прежнему не охраняет святые места индейцев, и даже напротив, осознанно их разрушает.

 

«Мы не наследуем Мать-Землю у наших предков.

Мы одалживаем её у наших детей».

 

Бешеный Конь.

 

К 1970-ым годам, на землей индейцев было 380 урановых рудников, и только 4 на отобранной американцами земле. Открытые радиоактивные шахты корпораций по всей земле народа лакота, физически убивают людей. Отравлены подземные и поверхностные воды. Каждый год из этих урановых рудников происходят утечки.

 

Индеанка лакота: «Даже ягоды, которые мы собираем, они все покрыты радиоактивной пылью». Где все птицы? Раньше тут жили  птицы и животные, теперь их нет. У нас абсолютно нет чистой питьевой воды».

 

Продолжительность жизни в Пайн-Ридже (индейская резервация лакота): 44 лет для мужчин и 52 для женщин. В Америке в общем: 76 для мужчин и 81 для женщин.

 

Из за радиоактивных утечек, у индейцев больше выкидышей и бесплодия, чем у американцев в целом, и это не считая проблему алкоголизма (из за целых поколений выросших в интернатах) и отрыва от своих корней и культуры.

 

Индеец лакота: «Американцы полны отрицания и иллюзии, они не видят всю эту разруху, уничтожение. Я хочу чтобы просто кто-то встал и сказал: «Мы не можем больше уничтожать нашу Землю».

 

Сейчас у индейцев много болезней в резервациях. «Раньше, мы никогда не болели. Наши люди ели варёное или жаренное мясо. Сейчас у нас нет выбора, мы должны есть то, что они говорят нам есть (еда по купонам), потому что у нас теперь нет оружия, чтобы охотиться, как мы могли это делать раньше».

 

Индеанка лакота: «Наши тела не приспособлены для углеводов и крахмала. Наши тела приспособлены для протеина, овощей и фруктов, еда которую нам дают, она полна крахмала и соли, консервированная еда. У нас самый высокий уровень рака во всей стране».

Язык

 

Индеец лакота (учитель языка лакота в школе): «Язык лакота по прежнему существует в обществе. Пока у нас есть язык, он святой, мы можем продолжать существовать. Но если язык умрёт, всё умрёт вместе с ним. Наша религия, наши пау-вау, наши песни — всё зависит от нашего языка. Мы может быть бедные, но у нас есть язык».

 

Школа интернат.

 

Индеец лакота: «Я помню, что играл дома, у моего папы была работа, он не пил, у нас была хорошая семья. Пришла женщина с папкой, записала наше имя, нас посадили в армейские автобусы и отвезли в другой город. Мы даже не знали, куда нас везут.

 

Это был национальный устав — просто воровать детей и «легально» забирать коренных индейцев у их родителей».

 

Детей индейцев обучали христианству.

 

Индеец: «Христианство опустошило наших людей, потому что они не понимали, как мы молимся и лечим. Они забрали наших детей, били их, если они не изучали христианство. Христианство тут не прижилось, потому что оно не принадлежит этому месту.

 

Над детьми индейцами издевались, обжигали, били головой об стенку и заставляли стоять обнажёнными перед их соучениками в классе. Детей наказывали, если они говорили на своём коренном языке, поэтому детям приходилось перешёптываться. Часто детей просто убивали, когда они говорили на своём языке.

 

Индеец: «У всех индейцев, не только нашей нации, старейшины — наши учителя, но сейчас они забывают свою работу. Это те, кто воспитывался в школах интернатах, их били если они занимались традиционным искусством, и били если они говорили на родном языке.

 

Сегодня, более 700 детей лакота ежегодно помещают в детские дома, насильно забирают у родителей. 90% детей помещаются в дома не индейцев. Более 6753 детей Лакота помещены в не индейские приюты, в то время, как приют лакота стоит пустым.

 

Пожилой индеец (с грустью): «Мне пришлось самому изучать наш путь жизни, как ощущать причастность. Я знаю, что такое слёзы. Я был холодным и непослушным, потому что вырос в школе интернат».

 

«Этот менталитет школы интерната, по прежнему существует сегодня, это насильственное обучение, которое физически и эмоционально ранит наших детей, всё ещё здесь. Система образования говорит: «Ваш ребёнок должен идти в школу, его забирают из системы семьи. У нас , лакота, самое важное — семья. Наши дети учатся идентичности у родителей, тётей и дядей, бабушек и дедушек. Если ребёнка забрать из семьи, оно потеряет духовность, культуру. Я учитель языка лакота. Когда маленькие дети в других классах говорили на языке лакота, учителя выставляли их за дверь. Дети говорили, что они готовятся к классу языка лакота, но их всё равно выставляли за дверь. Мне говорят, что всё что я учу детей в классе, не должно выходить за пределы класса. Моя младшая дочь не преуспевала в школе, и её провалили. Когда мы встретились с директором школы, он сказал нам не говорить с ней дома на лакота. Это очень нас обидело».

 

Среднему индейцу разговаривающему на языке лакота 65 лет. Лишь 14% населния лакота говорят на родном языке.

 

Сейчас люди лакота очень бедные. Все деньги, которые правительство выделяет на индейские резервации, разворовывается по пути. 8 из 10 индейцев страдают от алкоголизма. 90% криминальных действий в резервации лакота связано с алкоголем. Когда индейцы протестовали за закрытие алкогольной сети магазинов, и на них набросились злые люди, полицейские просто стояли и наблюдали, ничего не делали.

 

Изнасилование не судится.

 

Суд не принимает дела связанные с изнасилованием женщин и девушек лакота.

 

Пожилая индианка лакота: «Я вам расскажу историю. Одну 14 летнюю девочку всё время насиловал белый фермер. Он водитель автобуса. Все в школе знали, но никто не подавал на него в суд, потому что он богат и содержит всю школу, всех учителей. Он дружит с адвокатом. Она от него родила. Он её бил, пока не убил, но забрал к себе ребёнка. Девочка не закончила даже 10 класс. Её бабушка пытается добиться справедливости в судах, полиции, ничего не происходит. Это маленькая девочка была моей внучкой (плачет). Отец — мой сын. А я — эта бабушка. У меня такой гнев внутри, поэтому я молюсь каждый день. Я говорю Творцу, что не могу ничего поделать, так ты что то сделай. Похожие ситуации случались со всеми женщинами лакота которых я знаю. И с таким пробелами в законах, куда нам идти?».

 

Америка в целом во всём мире продвигает идею уничтожения традиционной культуры, чтобы все люди «растворились» в кипячённом котле бескультурья, будучи оторванными от своих корней.

 

«В прошлом индейцы воевали, защищались. Сейчас мы не можем воевать с правительством. Они хотят просто чтобы индейцы воевали между собой, пили и принимали наркотики и сами себя уничтожили». Сейчас индейцы пытаются поддерживать свою культуру, не забывать язык.

 

«Мы имеем право быть свободными».

 

Перевод: Мария Лурье.