Очети Шаковин

«Великий Дух Скан сделал нас костями из камня, телами из земли, душой из самого себя, из ветра и грома. Подарив солнце, мудрость, луну, Создатель даровал нам жизнь. Совет духов назвал нас Пте Ояйате - Народ Бизона и наказал нам заботиться о духах. Однажды Иктоми отправил волка в подземный мир, чтобы вызвать Токахе на поверхность земли. Токахе не стал слушать Татанку, святого человека, и вывел людей через Пещеру Ветров, что в Черных Холмах, из Мака-Унчи, Бабушки-Земли. Жизнь на земле оказалась не из легких, и тогда, на помощь к нам пришел Татанка, большое и лохматое животное. С тех пор люди и бизоны живут вместе».

 

Очети Шаковин (Och-aht-ee Shak-oh-ween) это наиболее верное название для народов, известных как су (сиу). "Су" – сокращенная форма от "надуссу", использовавшаяся как сленговая вариация в колониальном французском. Такие сокращенные формы были частым явлением в колониальном французском, некоторые из них перешли в английский. Например, "су" вместо "надуссу" – уничижительно - уменьшительная форма "на-тоуэ-ссиу" (консервативное диалектное написание на языке оджибва) или "наадуэси" (используется в современном диалектном языке оджибва), относящаяся к сиуским народам и говорящим на дакота).

 

Очети Шаковин означает «Семь Костров Совета» и включает в себя 7 наций:

 

1) Мдевакантонван (нация Священного Озера);

2) Вапекуте (нация Стреляющие в Листве);

3) Вапетонван (нация Среди Листьев);

4) Синсинтонван (нация Болотистой Местности);

5) Иханктонван (нация Конца Рога);

6) Иханктонванна (нация Маленького Конца Рога);

7) Тинтатонван (нация Равнин).

 

Эти семь наций - это три языковые группы:

 

1) Дакота (мдевакантонван, вапекуте, вапетонван, синсинтонван);

2) Накота (иханкотнван, инхактованна);

3) Лакота (тинтатонван).

 

Лакота, основное отонве, состояло из 7 ошпейяпи:

 

1) Оглала (Разбрасывающие или Разгоняющие сами себя );

2) Мниконжу, миннеко́нжу, минико́нжу (Сажающие семена у речных берегов);

3) Сичангу, (брюле) (Опалённые Бёдра);

4) Оохенунпа, охенунпа, оехе нумпа (Два Котла);

5) Итазипчо, итазипчошни (санс-арк) (Без луков или Не имеющие луков);

6) Сихасапа, сиха сапа (Черноногие или Черная Нога);

7) Хункпапа (Ставящие типи в оконечностях лагерного круга).

Почетное место в лагерном круге занимали оглала, как основное ошпайе.

 

Семь Костров Совета, семь селений, семь братьев рассматривали себя как таку-кичийяпи (рассматривающими друг друга родственными), потому что все были отонве (одной крови) или отонвейя (рассматривающими друг друга одной крови), относившими себя к 7 отонвепи (нациям) одной крови, т.е. титонван, инханктонванна и 49 ошпайепи т.е. оглала, сичангу и т.д. Впоследствии каждая ошпайепи (бэнд, племя) разошлась на семь тиошпайепи (расширенные семьи). Каждая тиошпайе состояла из одной и более вичо-типи (деревни), которые носили имя «родительских» тиошпайе, каждая вичо-типи состояла из ти-огнакапи (семейных жилищ) или тивахе (семей). Прочное родство в Очети Шоковин определялось связью:

 

1) Тивахе/ти-огнака (семья/дом);

2) Ти-ошпайе/вичо-типи (расширенная семья/деревня);

3) Ошпайе (бэнд, племя);

4) Отонве/ойяте (нация/народ)

 

Когда члены одних расширенных семей родственны другим расширенным семьям, когда одно тиошпайе родственно другому, это существующее родство называется «ошпайе» (бэнд или племя) - много родственников, которые собираются вместе и живут как одна семья. Человеку предоставлялся свободный выбор, жить ли ему в семье матери или семье отца, считалось, что он принадлежал к обоим семействам.

Джеймс Оуэн Дорси указывал на 49 ошпайе входящих в Очети Шаковин. Вполне возможно, что каждая ошпайе состояла из 7 тиошпайе.

Тиошпайе («родственники, живущие вместе», ти - сокращенное от типи, жилище и ошпайе - множество родственников) - расширенная семья, включает в себя: прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек, тетей, дядей, двоюродных братьев и сестер. Человек становился членом тиошпайе при рождении, при заключении брака, либо при церемонии хункакага, формирующей родство. Он мог потерять своих родителей и своих детей, но при этом не терял семью. Вотитакуйе, родство, являлось и является основой всей организации у лакота. В конце молитвы лакота всегда говорят «митакуйе оясин» - «все мои родственники», имея в виду не только людей, но и все живые существа, и все существа на земле.

Особое внимание в Совете Семи Костров уделяли ваканйежа, «священным созданиям» (детям). Люди Очети вверили, что дети это дары Создателя и проявляли о них надлежащую заботу, защищая и оберегая их, как будущее нации.

Ближайшие родственники входили в «тивахе» («ти» - живущие, жилище; «ва»- «снег», «священный», «чистый»; «хе» - стоять, «тивахе» - «священное жилище или дом, который стоит чистым»). У каждого лакота было много родственников и все они являлись его/ее тиошпайе. Тиошпайе давала детям несколько родителей, тетей, дядей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Система родства, вовахечон, устанавливала правила поведения и моральные нормы внутри тиошпайе. Эта система способствовала миру и гармонии в тиошпайе, являясь культурным кодексом поведения, отражающим правила и обычаи группы. Действуя, как единый организм, тиошпайе учила людей, как жить сообща, ведь ошибка одного могла привести к роковым последствиям для всей расширенной семьи. С раннего возраста детей наставляли быть «хорошим родственником», быть щедрыми с другими, ведь родственные связи были гораздо дороже материальных. Каждый член тиошпайе, мужчина или женщина, старый или молодой должны были приносить пользу своей расширенной семье. Каждая тиошпайе имела свои охотничьи угодья. Говорят Совет Семи Костров состоял из 343 тиошпайе. Тиошпайе собирались вместе летом, для охоты на бизонов и Танца Солнца.

Таким образом отношение друг с другом в Очети Шаковин выстраивались в следующем порядке: семья/дом; расширенная семья/деревня; племя/бэнд к родственному альянсу на уровне «нации» с отонве (по крови) и ойяте (общему объединению, общине). На каждом уровне уделялось большое внимание тому, чтобы «быть хорошим родственником» и человеком, таким образом, политические отношения с ойяте унма или «другими людьми», следовали этим определяющим принципам.

В конце тридцатых годов XIX века французский географ Жозеф Никойе отмечал три основных тиошпайе оглала: онкп-хатинас (хункпатилас, известны так же как истинные оглала), возглавляемые Желтым Орлом, возможно, братом или кузеном Человека, Боящегося Своих Лошадей; ку-иньян Бешенного Пса; ойюхпе Белые Серьги. Все три, писал Никойе, примерно одинакового размера – около ста типи каждая – и занимали территорию от Черных Холмов до реки Платт. Старейшины оглала в резервации позднее утверждали, что у оглала было семь традиционных тиошпайе. В 1879 году преподобный Джон Робинсон, принадлежащий к протестантской епископальной церкви, и глава миссии в Пайн-Ридж, получил список тех тиошпайе: ите шича (Плохое Лицо), кийюшка (Ломает Свое или Отрезок), ойюхпе (Брошенные или Разгруженные), пайябйа (Толкаемые Изнутри), тапишлеча (Тоска), уазаза (Бахромчатый или «Осейдж»), вахлуе (Бездельники).

Каждая семья ставила свое типи в круг. Открытая сторона круга была обращена на восток. Этот главный вход имел две стороны, служившие местами чести для мужских типи, хозяева которых носили статус великих воинов. Любое проникновение в лагерь большой группы людей, минуя главный вход, расценивалось как военный акт. Самое почетное место находилось в центре лагерного круга, это место отводилось типи лидера вичо-ти со смотрящей на восток дверью, все остальные типи смотрели в центр круга. Во время перекочевок, когда становились временным лагерем, типи ставили так, как было удобно, без всяких формальностей. Те, кто был опозорен или отказывался признавать власть лагерного совета, ставили свои типи отдельно от основного лагеря. Когда два или более лагеря встречались во время передвижения, более старший и уважаемый лагерь брал на себя главенствующую роль. Лидер этого лагеря занимал самое почетное место в собраниях и имел право выступать по всем вопросам, представляющим общий интерес, хотя там могли быть и люди с большим влиянием и сторонниками в лагере. Каждое типи в лагере круга подчинялось законам лагеря. Если кто-то был недоволен существующими порядками или лидером, он мог поставить типи в стороне от лагеря, продолжая пользоваться некоторой защитой, и был сам себе хозяин. Если человек, покинувший лагерный круг из-за различий во мнениях, был очень уважаемым человеком, то его друзья или последователи также могли поставить свои типи рядом с ним. Если их было много, то эта группа становилась вичо-ти. Человек, который оказывал влияние на других, становился лидером или вичаша-итанчан. Важно понять эту концепцию добровольного лидерства среди индейского народа, так как некоторые из исторических деятелей, которые считались «лидерами» не считались лидерами всеми членами племени.

До того, как оглала были поселены в индейской резервации Пайн-Ридж, у них была своя система управления, при помощьи которой люди следовали неписаным законам и выбирали глав и свой собственный совет.

У лакота нет слов означающих «вождь», это слово использовали европейцы, которые не могли понять само устройство управления у индейцев, основанное на родстве.

Вичаша-итанчан был лидером, которому помогали вакичонза, советники, два или три человека. Они держали его в курсе дел, которые происходят в других вичо-ти. Ему помогали также акичита, следившие за порядком в лагере. Вичаша-итанчан ведал всеми вопросами в лагере, за исключением религиозных церемоний, которые являлись прерогативой святых людей, которых называли вичаша-вакан. Лидерство вичаша-итанчан не являлось временным или пожизненным, хотя многие и являлись вичаша-итанчан до конца своей жизни. Человек должен был постоянно доказывать, что он достоин того, чтобы оставаться лидером. Власть вичаша-итанчан держалась на его личных качествах и способностях. Если он следовал пожеланиям вичо-ти и заботился о своем народе, то он оставался лидером. У мудрых, принимающих верные решения и дающих дельные советы вичаша-итанчан было много сторонников, которые поддерживали его и были друзья, готовые всегда помочь. Если лидер шел против воли собственного народа он терял свой авторитет и уважение среди своих сторонников, которые имели полное право оставить его. Вичо-ти становилось слабым и могло просто исчезнуть. Когда итанчан становился стар и осознавал, что он уже не в состоянии нести бремя ответственности за свой народ, он мог указать людям на своего приемника. Если люди не возражали приемник становился вичаша-итанчан, те же, кто был не согласен, имел полное право уйти в другой лагерь. У итанчана не было полномочий заставить людей признать своего приемника, хотя он мог настаивать на конкретном человеке. Если приемником становился его сын, значит, сын обладал всеми качествами для того, чтобы быть лидером. Тот, кто выступал против итанчана и отказывался соблюдать законы, мог быть наказан. Его лошадей могли убить, могли забрать его женщин и даже убить самого бунтаря. Если противник итанчана был силен, он мог поступить также, отомстив лидеру. Рано или поздно разногласия разрешались, когда одна из сторон одерживала верх. Яркий пример тому соперничество между Старым Дымом (ите-шича, Плохие Лица) и Бычьим Медведем (кийюшка, Ломает Свое). Старый Дым завидовал  Бычьему Медведю, который был властной натурой. Бычий Медведь был крупным лидером среди лакота и ите-шича были вынуждены подчиняться Ломает Свое. Трагедия между двумя тиошпайе произошла  когда юноша из Плохих Лиц, которого не любил Бычий Медведь, украл женщину у Ломает Свое. Бычий Медведь, настроенный отомстить,  с воинами ворвался в лагерь Плохих Лиц. Они убили отца молодого человека похитившего девушку и жаждали разгромить всю деревню. В это время юноши из Плохие Лица атаковали нападавших. Среди них был Красное Облако. Они открыли огонь по Ломает Свое. Бычий Медведь, раненый в ногу, упал на землю.  Красное Облако спешился, подбежал и выстрелил ему в голову. Ломает Свое отступили, Плохие Лица направились за ними. Когда они достигли лагеря Ломает Свое большинство мужчин уже покинуло деревню-остались лишь старики и дети.

Убийство Бычьего Медведя привело к расколу среди оглала на долгие годы. Однако, подобные инциденты были крайне редкими. Кийюшка впоследствии возглавил сын Бычьего Медведя-Бычий Медведь-младший, Красное Облако получил славу воина, и впоследствии стал вичаша-итанчан у ита-шича.

В большом лагере мужчины собирались вместе, чтобы выбрать вакичонза. Женщины не принимали участие в собраниях мужчин. Однако женщины могли влиять на решение мужей в домашних беседах, при обсуждении подобных вопросов.

Мужчины не проводили голосование, они просто обсуждали кандидатуры, и, когда большинство соглашалось, человека назначали вакичонза. Или же когда наиболее влиятельные люди в лагере указывали на одного мужчину, он также становился вакичонза. Выступая, влиятельные люди приводили все доводы за и против той или иной кандидатуры. Такая встреча могла закончиться быстро, а иногда длилась и целый день. Когда вакичонза был выбран, срезали шест и втыкали его у типи избранного. Жена избранного должна была приготовить еду для мужчин и отправить ее вместе с шестом в типи совета. Любой из вакичонза мог быть заменен, если он не следовал законам лагеря, другими словами, если он был уличен в убийстве, ссорах, прелюбодеяниях и других делах, порочивших его честь. Либо в случае смерти самого вакичонза.

Вакичонза отстаивали законы в лагере и принимали решения в соответствии с обычаями. Они решали споры и давали советы, как поступить в ситуациях связанных с такими вопросами как убийства, похищение жен. С вичаша-итанчан вакичонза обсуждали жизнь людей в лагере, во время дружественных, неофициальных бесед. В вопросах, которые имели большое значение, они должны были вести официальные переговоры. Их решение по любому вопросу представленного ими для официального обсуждения было окончательным. Они вели обсуждение отношений между одним вичо-ти и другими, военными отрядами, охотничьими отрядами, зимними лагерями, летним перемещением. Их авторитет зависел от уважения людей.

Два юноши назначались в типи совета, чтобы следить за тем, чтобы еды всегда было вдоволь во время заседаний совета. Пожилой мужчина с хорошей репутацией и сильным голосом назначался главой акичита. Он так же мог выполнять функции глашатая, громко вещая о новостях, перемещаясь внутри лагерного круга.

 

УЧАСТНИКИ СОВЕТА МУЖЧИН

 

В совет входили наиболее влиятельные люди лагеря: старейшина, святой человек (вичаша-вакан), воины, охотники и знахарь (вичаша-пежута). Поскольку окончательное решение выносили вакичонза и итанчан, совет, как правило, собирался для обсуждения дальнейших действий. В совете каждый имел право голоса, кроме тех, кто был изгнан из лагерного круга. Воин, защищавший свой народ, обладал рядом привилегий и имел право на ношение определенных регалий. Он занимал место в совете пропорционально своей воинской славе. Воин брал на себя инициативу в обсуждении, когда вопросы касались военных отрядов и набегов. Человек, который был необычайно успешным в охоте на бизонов, кто соблюдал строгие законы и обычаи охоты, также имел право занять место в совете. Его влияние было самым сильным в вопросах, которые касались охоты на бизонов.

Человек, который был знаком с местностью и мог найти дрова и воду, тоже был частью совета, поскольку мог помочь в выборе места для типи. Поэтому его голос был важен при обсуждении передвижения лагеря.

Знахарь имел право на место в совете, так как был связан со сверхъестественным и его всегда слушали с уважением по любой теме. Лакота верили, что эти люди получали послания от сверхъестественного и могли принести пользу всем людям. Любой человек, который видел сон или нечто необычное имел право сказать об этом на совете.

 

НОСИТЕЛИ РУБАХ

 

«Хотя ты теперь носишь рубашку, будь человеком с большим сердцем. Не думай дурно о других. Еда, что они едят, – важна. Ее корни идут от земли к небесам. Ты должен заботиться о бедных, особенно вдовах и сиротах, и помогать им. Не давай воли гневу, даже если увидишь одного из своих родичей окровавленным. Многие мужчины будут пытаться украсть твою жену. Будь великодушен и не позволяй своему разуму слишком много это обдумывать, ведь если ты будешь думать об этом, то причинишь боль своему великодушному сердцу. Всегда помогай своим друзьям. Следовать этим правилам тяжело, но мы дали тебе эту рубашку. Если встретишь врагов – атакуй их. Лучше быть обнаженным в смерти, чем завернуться в порочность. Умереть обнаженным – лучшее, чего можно желать».

Когда лагерь был большим, например, в летние месяцы, выбирали Носителей Рубах, которые несли ответственность за все племя. Они были в ведении охотничьих процедур, выборе места для лагеря и следили за порядком во время Танца Солнца. Рубахи, которые носили избранные, были сделаны из шкуры горного барана, рукава рубахи украшали скальповые пряди, каждый локон этой бахромы представлял битву или «ку». Рубахи делались со многими молитвами и окуривались травами для очищения.

Если в лагере возникал спор между двумя людьми, Носитель Рубахи с трубкой направлялся к ним, чтобы мирно решить возникшие разногласия. Во время нападения на лагерь их главная задача заключалась в спасении женщин и детей ценой собственной жизни.

Последними носителями были: Американская Лошадь, Бешеный Конь, Человек Боящийся Его Лошадей и Сабля.

Таким образом, можно отметить, что в большом лагере существовало две формы управления. Гражданское (вичаша-итанчан, вакичонза и глашатый), руководившая в мирное время и военное (носители рубах, акичита) бравшее на себя ответственность за лагерь в период военных действий и руководило действиями людей. У таких больших тиошпайе как ите-шича и кийюшка число участвовавших в управлении постоянно изменялось, а Носители Рубах всегда были в числе руководителей.

 

АКИЧИТА

 

В большом лагере вакичонза выбирали акичита. Старых воинов, которые уже были руководителями своих воинских сообществ. Эти люди были на хорошем счету и славились своей щедростью. Четыре акичита выбирались в качестве главенствующих, для обеспечения порядка в лагере. Эти четверо в свою очередь выбирали себе помощников из воинов. Они проходили по лагерю, пожимая руки воинам, которые были выбраны в акичита. На акичита возлагалась обязанность следить за соблюдением законов и наказывать за дурное поведение. Затем, те, чьи руки пожимались, становились на стражу порядка. Их долг был следить за тем, чтобы люди жили по закону и соблюдали законы вакичонзы и Совета. Наказание соответствовало преступлению. Могли уничтожить типи, одежду, сломать все инструменты, убить собак, лошадей и даже выгнать из лагеря. В крайних случаях или же когда виновный оказывал сопротивление, его могли убить. Акичита также поддерживали порядок во время передвижения лагеря или во время дележки трофеев, во время большой охоты или во время военных рейдов. Если акичита нарушал закон, его товарищи поступали с ним также, как они поступали с любым другим, нарушившим закон. Акичита носили при себе деревянные палки из ясеня, которые были очень прочными. При передвижении лагеря акичита поторапливали отстававших, женщины которые не поспевали за остальными просто разбегались в ужасе, когда среди них появлялся акичита, чтобы их поторопить.

Законы охоты:

 

1) Все должны передвигаться вместе;

2) Все должны подчиняться решениям акичита;

3) Никто не должен пользоваться дичью в ущерб другим;

4) Никто не должен способствовать своими действиями ее распугиванию;

5) Мясо должно быть поделено поровну между всеми участниками.

 

Законы войны:

 

1) Никто не должен выступать против дружественных индейцев;

2) Никто не должен организовывать военные отряды без согласия вакичонза; с согласия может организовать каждый;

3) Каждый имеет право на имущество убитого врага;

4) Лидеры военных отрядов должны передать управление вакичонза или акичита если те присоединяться к военному отряду;

5) Имущество захваченного лагеря должно делиться поровну между участниками военного отряда;

6) Женщина-пленница принадлежит тому, кто первый дотронется до нее рукой;

7) Если случались дети-пленники, то они передавались по общему согласию к тем, кто пожелал их взять;

8) Все лошади, женщины, дети, собаки, взятые в плен определенным воином, принадлежали ему;

9) Тот, кто первым ударял мертвого врага, получал право снять скальп.

10) Все должны были препятствовать тому, чтобы враг оскальпировал кого-либо из их отряда.

 

 ВОИНСКИЕ СООБЩЕСТВА

 

У мужчин существовали военные сообщества, этакие эксклюзивные клубы с участием в них по приглашению. Каждая группа имела свою конкретную цель для организации себя как особой группы воинов. У них были правила, которым они следовали и свои выборные лидеры. Иногда такие группы возникали из-за соперничества, когда одни воины хотели стать не менее известными, чем другие. Как пример тому появившееся сообщество вождей у ита-шича. Они никогда не приглашали Красное Облако стать членом сообщества, хотя он уже прославил себя как воин, посчитав 80 ку. И тогда, в гневе, он создал собственное сообщество ска-юха (Владельцы Белых Лошадей).

Юные воины в возрасте семи лет готовили себя к избранию в военные сообщества. Единственным условием было участие в военном походе, даже если мальчик всего лишь приносил воду взрослым воинам. Затем сообщество, выбравшее мальчика, могло потребовать их участия в делах. Обычно выбирали мальчиков из богатых семей, чьи родители могли помогать с организацией пиршеств.

Стать участником одного из самых храбрых сообществ было большой честью для молодого воина и всей его семьи.

 

ВОИНСКИЕ СООБЩЕСТВА У ЛАКОТА

 

Токала (Лисы);

Кангиюха (Владельцы ворон)

Чанте Тинза (Храбрецы)

Миватани («Высокие» или «Головной убор Совиных Перьев»)

Ихока (Барсуки)

Сотка Юха (Владельцы Копий)

Вичишка (Отмеченные Белым)

 

Некоторые воинские сообщества привлекались для охраны порядка в лагере, такие как кангиюха и барсуки, другие, только для военных походов. Человек из одного сообщества мог быть членом другого, все зависело от его славы, как воина. Он мог покинуть сообщество по собственному желанию, либо, проявив трусость в бою, его вынуждали сделать это. Воины такого сообщества как Сотка Юха во время сражения могли выбирать почти верную смерть, они привязывали себя к земле (к копью) специальными поясами, и сражались, пока их не убивали, или пока другой член их сообщества по какой-либо причине не освобождал их. Таких храбрецов приветствовали с самыми высокими почестями, либо провожали с самой великой скорбью.

Сообщества имели много общего, но в тоже время они соперничали друг с другом, особенно на поле боя, проявляя при этом незаурядную храбрость.

Если они присоединялись к большому военному отряду, то часто они отделялись от основной группы, чтобы первыми напасть на врага. Они не трогали женщин других мужчин их сообщества, но женщины, принадлежащие мужчинам конкурирующего сообщества, были объектом охоты. Мужчины-хейока, известные как Сновидцы Вапити, получавшие свою силу от оленя, хвастались тем, что они имеют особую силу, помогающую им похищать женщин. Поскольку все остальные это делали, Сновидцы Вапити утверждали, что это их особая привилегия, так как они обладали магией, завлекающей женщин. Когда дело доходило до азартных игр, мужчины старались превзойти друг друга в ставках и пари, и иногда на кону оказывались даже жены. Они публично высмеивали соперников, их воинские регалии, сообщество в целом, его правила или даже выпавшие на их долю несчастья.

ТОКАЛА

 

Это сильнейшее военное сообщество было в каждой ошпайе и являлось наиболее древнейшим сообществом у лакота. Они называли себя в честь маленьких лис, живущих в прериях (kit fox-американский корсак, или американская лисица, или карликовая проворная лисица, или лисица прерий), которые славились своей способностью добывать пищу, и были очень активными животными. Человек получал видение, в котором лиса в человеческом обличии учила его, как сделать копье и быть защищенным от вражеских стрел.

 

Сообщество токала состояло из:

 

2 лидера (мыслители);

2 хранителей трубки (хранили священные трубки и председательствовали на встречах)

4 носителя копий (живые примеры храбрецов)

2 носителя кнута (следили, чтобы другие выполняли свои обещания, наказывали членов своего сообщества, тех, кто опаздывал или не являлся на встречи)

2 носителя пищи (учили щедрости 30-40 членов сообщества)

1 глашатай (объявлял о новостях в сообществе)

8 певцов: 4 мужчины и 4 женщины (исполняли песни сообщества)

1 хранитель барабана (хранил барабан сообщества)

 

Наиболее высокие по статусу были два лидера, которые одновременно являлись и духовными руководителями во время военного рейда и два хранителя трубки. Носители копий были первыми в бою и никогда не отступали, они были своего рода смертниками. Единственным спасением во время боя для них было, только если один из токала выдернет копье из земли, чтобы воткнувший его мог отойти в более безопасное место. Во время боя он пел:

 

Я — Лис.

Я готов умереть.

Если где-то трудно,

Если где-то опасно - это для меня.

 

Если носитель копья погибал, его место занимал другой воин; хранитель трубки объявлял новому воину, что он выбран как носитель копья, часто им становился родственник хранителя трубки. Хранитель трубки также объяснял, что входит в обязанности избранного и как он должен вести себя в бою. Прическу «токала» носили выполнившие клятву «после того, как я убью врага, я сделаю себе такую прическу». Их длинные волосы отрезались ножом или, иногда, выдергивались, лишая кожу головы растительности и делая ее раздраженной. Таким образом, ото лба и затылка оставлялась лишь полоса волос. У токала были свои песни, танцы и раскраска которые отличали их от других сообществ. Когда юноше исполнялось 15 лет, его могли пригласить присоединиться к сообществу, а дальше его продвижение зависело только от личных качеств.

 

СООБЩЕСТВО ВОЖДЕЙ

 

Это сообщество известно под разными именами, но свое начало оно берет у Плохих Лиц. Члены этого сообщества носили головные уборы с рогами, сделанные из шкуры, снятой с головы бизона. Они были раскрашены голубым, красным, белыми цветами. Позже на смену этому убору пришел убор из орлиных перьев, который одевали во время танцев или в военных походах. Изначально это было воинское сообщество, но затем в нем остались лишь одни старики, которые только танцевали и пировали.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова. При использовании текста ссылка на сайт обязательна.