10 фактов, которые вы не знали о индейцах. Боб Хаозус: поговорим «в индейском стиле». Я - Североамериканский Индеец.

10 фактов, которые вы не знали о индейцах.

Появляется много заблуждений, когда дело доходит до современных индейцах и о том, как мы идентифицируем себя в обществе. Как индейская женщина из племени семинолов, я получаю свою долю шуток о "танце дождя" и неудобных разговоров.

Эти стереотипы обусловлены неточным изображением в массовой культуре, которая так и не была должным образом воспитана. Они устанавливают ограниченное восприятие. Фильмы, телевизионные шоу, талисманы. В них все примитивно и пошло, СМИ побуждают маргинальное общество эксплуатировать или подглядывать мотивы. Даже Дисней сохраняет эту проблему.

Но культура коренных американцев гораздо сложнее, чем традиционные СМИ и образование изображают. Я могу продолжить страницу рассказом только о моем племени и его богатой истории. Хотя я не в том положении, чтобы говорить от имени всех общин коренного населения, вот несколько основ, которые, я думаю, должен знать каждый.

 

1. Мы существуем сегодня и живем современной жизнью.

Положение отверженных - проблема, с которой американские индейцы сталкиваются постоянно. Слыша традиционный вопрос "Вы живете в типи?" при знакомстве.

Мы так маргинализированны, что упоминания о "шаманах", "краснокожих", "ловцах снов" - все, о чем некоторые люди думают, когда слышат словосочетание "американские индейцы". Мы представлены в виде артефактов в музее, нескольких глав в книге истории. Группа людей, застывшая во времени. Мне приходилось сталкиваться со случаями, когда люди не знали, что индейцы до их пор живы!

Так что я здесь, чтобы сказать - да, мы существуем и сегодня. Мы водим машины, обсуждаем "Игру престолов", слушаем Бейонс. Хотя некоторые из нас предпочитают остаться в соприкосновении с традициями, мы не "мистические" и не "дикие" люди из прошлого. Мы ходим в колледж, пишем книги, становимся врачами, строим свой бизнес.

 

2. Существует множество способов обратиться к коренным американцам.

Коренные американцы, американские индейцы, индейцы, индейский народ, народ Первой Нации, аборигены. Список можно продолжить. Идеально подходит использование названия конкретного племени или народа, как, например, сичангу-лакота или команчи. Разница такая же, как между вопросом к японцу "как там Япония?" и "как там Азия?"

Термином, который вы используете, вы осведомляете о своем отношении к тем, к кому вы обращаетесь, о своем местонахождении и прочем. Контекст и уважение - в первую очередь.

 

3. Мы не выглядим одинаково

Некоторые индейцы высокие, некоторые - низкие, некоторые имеют светлый цвет кожи, некоторые - темный. Мы различаемся высотой скул, весом, длиной и цветом волос.

Понятие "индеец" - это не только расовая идентичность. В большей степени - политическая. Мы одинаково относимся к правительству Соединенных Штатов потому, что мы - коренные жители, но все мы - отличные друг от друга народы во всей Северной Америке.

 

4. В США есть более 560 федерально признанных племен

Быть федерально признанными означает быть легально зарегистрированными в Бюро США по делам индейцев. До сих пор на всей территории США есть тысячи племен, групп, наций и народов, которые не признаются в правительстве на правовом уровне. Они идентифицируют себя как американские индейцы.

Племена юридически отделены от СШ, управляются племенными судами и выбранными лидерами. "Отечественные Зависимые Нации". Хотя они не полностью суверенны, как если бы были другой страной, тем не менее они продолжают развиваться и расширяться.

 

5. Каждое племя собственно идентифицировано как нация и не зависит друг от друга.

Я не могу не подчеркнуть это: коренные жители не принадлежат к единой культуре по всей Северной Америке. Не все из нас охотятся на бизонов или носят штаны из оленьей кожи. Каждое племя уникально в плане языка, традиций, истории, политики, экономики, религии и образа жизни в целом.

Конечно, из-за сложной истории есть перекликающиеся практики и характеристики. Тем не менее, каждый народ остается индивидуальным. Юго-восточные племена совершенно отличаются от северо-западных. Я не могу говорить о тотемах, потому что семинолы не практикуют эту традицию, но мой друг из племени шусвап может.

Есть бесчисленное множество тонкостей в различиях между народами. Может быть, их трудно учитывать, но это то, что делает индейскую культуру такой интригующей и красивой.

 

6. Некоторые коренные жители живут в резервациях, некоторые - нет.

Резервации - это территории частной собственности под ответственностью индейцев. Не каждое племя живет в резервации. В соответствии с актом Дауэса, составленном в 1880-ых годах, на сегодняшний день на территории СШ находится около 300 резерваций. Они различны по обширности и местоположению. Народ навахо имеет территорию, сходную по площади с Западной Вирджинией.

Поэтому есть индейцы, которые, в силу Закона о переселении индейцев от 1956 года, происходят от семей, которым правительством было предложено оставить резервации и переселиться в города для "ассимиляции".

 

7. В США живут индейцы, которые не говорят по-английски.

Однажды в поезде я разговаривала с моим бывшем парнем о моей прабабушке. Я объяснила, что мы были не очень близки из-за языкового барьера: она говорила только на языке миккосуки, одном из двух языков, на котором говорят семинолы во Флориде. Он был в шоке.

История языка является важной частью нашей истории. Хотя их число сокращается, тем не менее, еще есть старейшины, говорящие исключительно на родном языке. Двуязычные индивиды более распространены. Многие народы сохраняют свой язык и учат ему молодое поколение.

Для нас очень важно остаться лингвистически суверенными. Язык позволяет нам сохранять наш собственный фольклор и противостоять колониальному гнету.

 

8. Земля - не просто недвижимость для индейцев.

Разделение земли между европейцами и коренными жителями - фундаментальный вопрос для индейцев и правительства СШ. Для коренных общин значение земельных территорий выходит за рамки понятия "собственность", как его сформулировал Локк, и несет в себе духовные и экономические функции.

Индейские религиозные верования и образ жизни привязаны к земле и ее продуктам. Это живое существо, а не только нечто, что воспринимается исключительно как собственность. Вместо этого к земле относятся с большим почтением. Бери и отдавай. Водные пути, леса, бизоны имеют важное значение для жизни и процветания, и даже несут в себе сакральный смысл.

Именно поэтому потеря и разрушение Родины (Северной Америки) настолько ужасает нас. Ограничение народов выделенными территориями и разрушение окружающей среды нарушает эту суть существования и идентичности.

 

9. Коренные американцы были подвержены геноциду.

Знаете ли вы, что Адольф Гитлер был вдохновлен геноцидом Северной Америки, когда создал концентрационные лагеря? Манифест Судьбы и Третий Рейх - почти синонимы.

В период между контактом с колумбийцами и сегодняшним днем было убито 80-90 % коренного американского населения. Тропа слез, резня на Сэнд-Крик, резня на Вундед-Ни, резня Кэмп-Грант... список можно продолжить.

Когда войны подошли к концу, появился новый вид насилия. В конце 19-начале 20 века Бюро по делам индейцев основало индейские школы-интернаты. В течение десятилетий эти учреждения буквально похищали детей из своих домов и семей. Они подвергались физическому, сексуальному и психологическому насилию, чтобы "убить индейца и спасти человека". Они были принуждены стать англоговорящими служащими и рабочими.

Геноцид может быть физическим и культурным. Сегодня последствия трагедии всплыли в виде расизма, бедности, наркомании и извращенной истории. Колониализм - это постоянная система, а не единичный случай.

 

10. Коренные американцы меняют мир.

Очень вдохновляюще думать, что каждый коренной житель сегодня - потомок отважных воинов. Правда, думать, что не все были воинами, и даже не были воинами, а были земледельцами, не так вдохновляюще. Сегодня мы не только выживаем, но и делаем успехи.

Это Вайнона ЛаДьюк, анишинабе активист, эколог, экономист и автор трех книг. Она даже, как вице-президент, вместе с Ральфом Надером управляла "Грин Парти". Правдивый блог Адринн Кин - "Native Appropriations" - накопил в Facebook более 50 тысяч читателей и привлек к своим проблемам внимание таких компаний, как Паул Фрэнк. Есть так же музыканты, как, например, A Tribe Called Red, происходящие из кайюга и Nissiping Ojibwe Nation, представляющие индейскую выразительность.

Хотя есть еще множество проблем, которые нужно решить прежде, чем индейский народ сможет отдохнуть, их сопротивление живет и процветает. С преимуществами и возможностями, которые дает интернет, поднялся уровень образования, и каждое поколение заявляет о себе все громче и громче. Мы начинаем изображать себя в средствах массовой информации на наших собственных условиях.

Как было сказано в одном известном фильме "Дымовые сигналы": "Это хороший день, чтобы быть индейцем".

 

Автор: Броди Блэ-Билли. Перевод для сайта "Коренные народы Черепашьего острова" - W.R

Боб Хаозус: поговорим «в индейском стиле».

 Существующие определения и обозначения того, что значит быть индейцем, должны быть пересмотрены и переоценены, прежде чем появится подлинно современная и осмысленная идентификация. Инфраструктура этого самоописания должна использовать честное изображение состояния человека и опору на традиционные философско-культурные знания как ссылку к руководству.

Поэтому:

Я не уверен, что процент индейской крови или племенной номер могут сделать кого-то индейцем — Я не выставляю стариков или детей в ложном свете ради самовосхваления — Я не воспринимаю отождествление земли с Матерью, а неба — с Отцом, кроме как метафору — Я не считаю себя генетически мужественным и не заявляю, что являюсь воином современности — Я не верю в особое отношение Творца или Дарителя Жизни к человечеству — Я не поклоняюсь орлу, солнцу, луне, черепахе или самому себе — Я не един с Природой, не являюсь благородным дикарём и не обладаю врождённой мудростью — Я не использую пыльцу, кукурузную муку, табак, шалфей или кедр как компоненты западных религиозных верований — Я не верю, что четыре, пять, шесть или семь направлений непременно священны — Я не превыше других племён, других культур или других рас — Я не принимаю пост-модернизм или модернизм коренных американцев как определения индейского искусства — Я не «шествую во красе», в то же время пренебрегая понятием равновесия — Я не живу в двух мирах и не восславляю последствия ассимиляции — Я не пользуюсь популярной, нетипичной для народа апачей, универсальной индейской риторикой и приветствиями — Я не использую слова «гордый» и «стоический» как конечное определение моей индейской самобытности — Я не движим гневом, незрелостью, жадностью, самолюбованием или глупым ребячеством — Я не здороваюсь не принятым у апачей политкорректным этническим рукопожатием — Я не называю наших стариков старейшинами, только потому что они старше — Я не уверен, что современные концепции индивидуализма заменяют племя или культуру — Я не верю, что небеса вертикальны или устремлены ввысь, что белое — это хорошо, а чёрное — соответственно плохо — Я не верю, что смешанные браки с евро-американцами делают индейских детей умнее — Я не живу в прошлом, веря в самобытное будущее апачей — Я не склоняю голову и не смотрю вверх во время молитвы или обряда — Я не ограничиваю свой кругозор западными или традиционными рамками — Я не считаю нужным добиваться внимания, признания или уважения, чтобы оправдать свою работу — Я не ставлю престиж выше культурной ответственности и целеустремлённости — Я не верю, что представители не-племенных культур могут честно выражать интересы коренных народов — Я не пренебрегаю нашей потребностью плакать, смеяться, чувствовать боль или думать — Я не верю, что знатное происхождение достойно восхищения и делает вас благороднее или ставит выше других — Я не верю, что поддержание уклада жизни оправдывает осквернение окружающей среды — Я не склонен «говорить в индейском стиле», выпячивая свою индейскую самобытность.

© Боб Хаозус, скульптор, чирикауа-апач Уорм-Спрингс. Перевод: Ансамбль Живая-Рыба.

Я - Североамериканский Индеец.

Я – Североамериканский Индеец, и я борюсь за свободу среди вашей политики и дьявольской индустрии. Есть такие, кто понимает меня, ещё больше тех, кто не понимает, и каждый день я встречаю тех, кто говорит, что хочет меня понять, но это лишь пустые слова.
Я – Североамериканский Индеец, и эти морщины на лице моём – следы тревог и лишений моего народа. Вы говорите, что мы избалованы и не заслуживаем наших прав, но когда-нибудь вы всё же прозреете и, наконец, узрите свет.
Я – Североамериканский Индеец, и вы видите меня повсюду – от Уайтхорса до Тусона, от Альберты до озера Сен-Клер. Вы тычите пальцами в Ока, Алькатрас и Вундед-Ни и пытаетесь называть нас дикарями, как это было принято в истории.
Я – Североамериканский Индеец, и я научился противостоять всему, что уничтожает красу этой земли, я наблюдаю за вами издалека, и теперь я вижу, чего вы хотите, а хотите вы всего и задаром, тогда как мы не получили ничего за то, что вы украли.
Я – Североамериканский Индеец, и, исполненный гордости, заявляю, что круг наш становится теснее день ото дня, в то время как мы ищем пути решения своих насущных проблем; борьба наша – больше не борьба за выживание.
Я – Североамериканский Индеец, и если вы посмотрите мне в глаза, то увидите 500 лет борьбы среди геноцида; я пытаюсь поделиться своими знаниями и познать всё, что смогу, ибо в круге нашем есть место для всех и каждого на этой земле, независимо от цвета кожи.
Я – Североамериканский Индеец, и я молюсь о гармонии; голливудская версия дикого, дикого запада принесла немало горестей, поэтому помните, когда видите меня, что я не дикарь, как утверждают они; пожмём же друг другу руки, и пусть солнце каждый день озаряет ваш путь.

© Д.Б. Поуис (анишинаби); “Ballad of the North American Indian” by D.B. Pawis. Перевод: Ансамбль Живая-Рыба.