Церемонии

 

Красота предо мною, иду

 

красота подо мною, иду

 

красота кругом, иду

 

в красоте возрождается все

 

в красоте все становится цельным …

 

— из «Ночного пути» индейцев дине (навахо).

 

 

 

Индейское происхождение из племени абенаки вдохновило Джозефа Бручака на рассказы о жизни коренных американцев, и он посвятил себя освещению традиций разнообразных индейских племен. Абенаки – одно из пяти племен, образовавших в восточной части Северной Америки Вабанакскую конфедерацию. Бручак–автор более 70 книг стихов, прозы и документальных произведений для взрослых и детей. Он удостоился многочисленных наград, в том числе Американской книжной премии, награды журнала Scientific American за лучшую детскую книгу, премии народа чероки в области прозы и премии Хоупа Дина за выдающиеся достижения в области детской литературы. Является учредителем издания Greenfield Review. Часто выступает в качестве рассказчика в Соединенных Штатах и за рубежом.

 

«Каждое утро, когда я встаю выпить воды из-под крана, я никогда не забываю поблагодарить воду». Эти слова сказала мне 30 лет назад Девасента, мать клана онондага, которая всегда напоминала мне о священной связи между всеми предметами и о нашей человеческой обязанности признавать эту связь. Одним из способов проявления этой связи в американской жизни является то, что европейцы называют церемонией. Словарь определяет церемонию как официальное торжество или последовательность действий, совершаемых в соответствии с предписываемой ритуальной или племенной процедурой. Хотя это определение, конечно, верно, можно также сказать, что для американских индейцев церемония – это сама жизнь. Том Портер, старейшина мохоков, рассказывал мне, что одна из причин, по которой у нас столько церемоний, заключается в том, что люди забывчивы. Если бы мы не забывали каждый день выражать благодарность и затем вести себя в духе почтительности и уважения, этого было бы достаточно. Но наша память ненадежна, и нужно больше церемоний, которые помогают нам не забывать.

 

Церемониальные обряды американских индейцев могут быть простыми – такими как предложение табака, сопровождаемое молитвой – или сложными, такими как лечебные традиции дине. Эти традиции, называемые «Путями», предполагают участие хорошо подготовленного hataaXii, или «певца», который годами заучивал на память слова и протокол одного или нескольких из этих Путей, каждый из которых используется с определенной лечебной целью. Самый распространенный «Путь благословения» часто служит для восстановления физического и душевного равновесия человека. «Путь врага» используется для человека из племени дине, который побывал в бою и соприкоснулся с противником, что привело к нарушению духовного баланса. Для исцеления на земле с помощью цветного песка и кусочков измельченной коры создается сухой рисунок. Он играет роль мандалы, изображающей некое событие из «Истории творения» племени дине – возможно, победу Героев-Близнецов над чудовищем. Человек, которого лечат, садится на рисунок, в то время как hataaXii поет особый «Путь исцеления». На завершение этих Путей может потребоваться несколько дней. Поскольку присутствие других людей, желающих оказать поддержку, делает «Путь исцеления» более успешным, к этой церемонии привлекается как можно больше участников.

 

Церемониальные обряды коренных народов часто включают игры. Одним из примеров служит игра американских индейцев, ныне известная под названием «лакросс». На языке мохоков она называется теваартон (Tewaarathon) – «Большая игра» или «Игра Творца». Длина поля может составлять несколько миль, а участие в игре может принимать население одной или даже нескольких деревень. В такие игры обычно играют, чтобы восстановить здоровье человека, которому посвящена игра. Когда ирокезский пророк Прекрасное Озеро заболел во время своего последнего посещения народа онондага в 1815 году, была предпринята попытка принести исцеление смертельно больному старейшине. (Хотя он так и не выздоровел, в ответ на оказанную ему честь он сказал: «Скоро я уйду в новый дом. Скоро я вступлю в новый мир, ибо теперь меня ведет туда ровная дорога».)

 

Некоторые наиболее известные среди коренных народов церемонии стали либо поводом для сенсаций, либо подверглись неправильному толкованию. Церемония потлача, которую устраивают многие коренные народы Тихоокеанского Северо-запада, трактуется антропологами как «борьба с богатством». Участник потлача старается превзойти соперника, отдавая или уничтожая свое личное имущество в большом количестве. Канадское правительство и американское Бюро по делам индейцев были так встревожены этой информацией о потлачах, что на протяжении значительной части 20-го века эти праздники находились под запретом. Хотя потлачи действительно были показными состязаниями, используемыми для укрепления или восстановления престижа, в них было нечто недоступное для восприятия европейцами. Само слово «потлач» происходит от слова "патшатл" (patshatl) на языке нутка, которое означает «дарение». Можно сказать, что если в основной американской культуре накопление личного богатства является желательной общественной нормой, в культурах американских индейцев дело обстоит ровно наоборот. Сидящий Бык, великий вождь индейцев лакота, однажды сказал, что народ любит его за то, что он так беден.

 

Традиция раздачи имущества как церемония выражения благодарности путем проявления большой щедрости широко распространена по всей Северной Америке. Я знаю в Монтане одну шайеннскую семью, которая пообещала раздать большое количество вещей, если их сын благополучно вернется из Вьетнама. В его отсутствие они скопили огромное количество вещей – одеяла, консервы, всевозможные предметы повседневного быта. Когда сын благополучно вернулся домой, состоялась раздача. Семья не только раздарила все, что собрала, но и на радостях отдала свой холодильник, телевизор, проигрыватель, радиоприемник, пикап и всю одежду. В заключение была подписана дарственная на дом. Тем самым они показали не только то, как велика их любовь к сыну, но и то, насколько подлинна их благодарность Махео– Великой Тайне. Вместе с тем, они прославились в своей общине. Хотя теперь они были бедны, в глазах своего народа они обрели богатство.

 

В лучших своих проявлениях потлач был механизмом перераспределения материальных благ, вместо того чтобы оставлять их в руках небольшой горстки людей. Несоразмерность потлачей в конце 19-го века, когда одеяла и другие вещи не только раздавались, но и сжигались, похоже, была обусловлена притоком европейских товаров и возможностью накопления чрезмерного богатства теми, кто торговал с белыми.

 

В наши дни потлач восстановлен во многих племенах Северо-запада в качестве церемонии выражения благодарности и обретения чести путем дарения. Песнями, историями, танцами и одеждой, ритуальными действиями и жертвами церемония напоминает нам, что мы едины со всем, что нас окружает.

 

Быть в гармонии с собой и с окружающим миром – вот в чем заключается правильный и естественный образ жизни. Посредством церемоний мы можем осознавать и восстанавливать эту гармонию.

 

 

 

Из книги Our Stories Remember Джозефа Бручака.