Воющий Волк. Бобр.

Воющий Волк

 

Хонанисто (Honanisto, Ho-na-nist-to, Howling Wolf, Воющий Волк) (1849(50) – 5 июля 1927), был сыном Минимика (Minimiс, Eagle Head, Голова Орла), главенствующего вождя южных шайеннов. С юных лет проявил себя как воин и в конечном итоге стал одним из лидеров во время войн на Великих равнинах. Воющий Волк вместе с отцом находился в лагере Черного Котла на Сэнд-Крик в Колорадо, когда 29 ноября 1864 года они были атакованы полковником Джоном Чивингтоном и 1-ым полком колорадских добровольцев. Большинство воинов в это время находилось на охоте. Воющий Волк, которому в то время было лишь 15 лет, и Голова Орла были одними из немногих воинов, оказавших отпор американцам. В мае 1867 года Воющий Волк посчитал много «ку» в походах, которыми руководил лидер воинского сообщества Тетивы - Хромой Бык, и стал вторым лидером сообщества. В 1875 году после Ред-риверской войны (1874-1875) Воющий Волк и Голова Орла были в группе из 33 южных шайеннов, 11 команчей, 27 кайова и 1 кэддо, направленной в форт Силл, шт. Оклахома. Семьдесят два человека было отправлено подальше от своих сородичей, чтобы не оказывать на них "дурного" влияния. Затем восемь тюремных вагонов доставили заключенных в форт Ливенворт, шт. Канзас, а оттуда они были направлены в форт Мэрион, военную тюрьму Сэнт-Огастин, шт. Флорида. По пути один из шайеннов пытался покончить жизнь самоубийством, но был остановлен, хотя его застрелили при попытке к бегству.

21 мая 1875 года заключенные прибыли в форт Мэрион. В форте Воющий Волк и его сокамерники Джеймс Медвежье Сердце, Кохо и Пол Зотом (кайова) были сподвигнуты Ричардом Праттом, бывшим армейским офицером, на создание рисунков, в которых была бы отражена жизнь индейцев. Он поставлял заключенным карандаши и бумагу, а сами рисунки Пратт продавал туристам, собирая средства для своей «школы». То, что начиналось как эксперимент с индейским заключенным, вскоре стало образцом для детских образовательных учреждений, под лозунгом "убей индейца - спаси человека". Эта группа художников-леджеров стала известна как «Флоридские парни».

Воющий Волк был назначен сержантом в охране крепости, состоявшей из индейских заключенных. Он также научился читать и писать.

Спустя три года Воющий Волк был освобожден и вернулся в Оклахому, чтобы жить с соплеменниками. Хотя он планировал продолжить свое образование на востоке, ухудшающееся зрение (для лечения он отправился в Бостон на операцию) побудило его вернуться в резервацию.

В 1881 году Воющий Волк разочаровался в привычках и обычаях белых людей, к которым он пытался адаптироваться. С тех пор Воющий Волк стал одеваться в традиционную для шайеннов одежду и вместе с Римским Носом погрузился в ритуал пейота. 5 июля 1927 года, возвращаясь в Оклахому после выступления на шоу Дикого Запада в Хьюстоне, шт. Техас, Воющий Волк попал в автокатастрофу и погиб.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

 

Бобр

(на фото Джордж Бент и Сорока, его первая жена)

 

"Наш народ называет себя Тсис тсис тас, что значит «похожие люди» или просто «наши люди» , но белые всегда называли нас «шайены», это слово произошло из языка сиу- шай ена, что значит «люди говорящие странным языком».

 

Многое из того, что сейчас известно о южных шайенах, о их истории, культуре, традициях , основано на воспоминаниях и интервью Джорджа Бента.

 

Джордж Бент, он же Хо-ми-ике (Ho-my-ike, Beaver, Бобр), южный шайен, был сыном известного белого торговца Уильяма Бента, женатого на Женщине Сове -дочери Белого Грома, хранителя Священных Стрел южных шайенов.  Родился близ Старого Форта Бент, Колорадо, 7 июля 1843 года.  У Женщины Совы и Уильяма Бента было четверо детей: Роберт, Мэри, Джордж и Джулия. При родах Джулии в 1847 году Женщина Сова умерла и Уильям Бент позже взял в жены ее сестру - Желтую Женщину. За первые десять лет своей жизни Джордж вместе с семьей переезжал от одного торгового поста из построенных его отцом вдоль Арканзас-Ривер к другому. Его детство проходило как среди шайенов, так и среди белых, но пути народа его матери нравились Джорджу гораздо больше, что не могло не тревожить его отца. Поэтому, когда мальчику исполнилось 11 лет, Уильям отвез детей  в Миссури, чтобы они смогли получить достойное образование.

В начале 1861 года Джордж стал свидетелем подавления Союзом восстания в Сэнт-Луисе. Весной этого года он поступил на службу в армию конфедератов. Из-за его мастерства обращения с лошадьми Джорджа зачислили в 1-ую кавалерию Миссури. В следующем году он попал в плен в «Битве Коринфа», но был освобожден, благодаря вмешательству друга семьи, который служил в армии Союза. Благодаря этой возможности Бент, принеся «клятву верности», смог уйти с военной службы невредимым и провел следующие два года, путешествуя с отцом между Сент-Луисом и Старым Фортом Бента. Освоив торговое дело, он начал сотрудничать с шайенами, которых когда-то считал своей семьей. Кровь матери с каждым днем все сильнее говорила в Джордже, и вскоре он оставил своего отца и стал жить с шайенами у Арканзас-Ривер.

В конце ноября 1864 года он присоединился к общине шайенов, стоявших лагерем на Сэнд-Крик, став свидетелем событий кровавой резни, учиненной полковником Джоном Чивингтоном. Бент был ранен в бедро, но ему удалось спастись.

В течение следующего года он сражался бок о бок с шаейнами, лакота и арапахо, мстя за резню на Сэнд-Крик, в результате чего еще больше правительственных войск было брошено на «враждебных» индейцев. После окончания Гражданской войны стало понятно, что сражаться с американцами просто бессмысленно, с каждым днем их становилось все больше и больше. Поэтому Бент выступил в качестве дипломата и переводчика в мирных переговорах между индейцами и правительством США, убедив многих лидеров принять условия мирных договоров и даже воинов-псов, которые подписали договор на Медисин-Лодж в 1868 году. Американские чиновники были настолько удивлены, что наняли Бента на службу в качестве переводчика между шайенами и своими агентами.

В возрасте двадцати шести лет он стал одним из самых уважаемых людей на американском юго-западе и вызывал восхищение как среди белых, так и среди индейцев. Однако, когда шайены были загнаны в резервации благодаря его стараниям, они стали отворачиваться от него, его авторитет начал таять. Бент убедил других шайенов принять новую политику Улисса Гранта по ассимиляции через христианизацию и сельское хозяйство, но позже сам был в ужасе от того, на какие засушливые земли поселили индейцев, лишив их возможности охотиться - индейцы умирали от болезней и голода. Шайены больше не верили ему, и белые чиновники, видя, что Бент утратил свой авторитет, тоже отвернулись от него.

Живя между двух миров, Джордж Бент старался изо всех сил прокормить свою семью. У него было три жены: Сорока (племянница Черного Котла), Женщина Кайова и Выдающаяся Женщина и восемь детей. Однако репутация Бента в правительстве США была подпорчена его участившимися запоями, что и стало причиной его увольнения со службы, а шайены просто проклинали его. К 1889 году он был в опале как со стороны индейцев, так и со стороны белых. Поселившись в Колони, Оклахома, Бент, бросив пить, старался восстановить свою репутацию. Он работал школьным администратором, переводчиком, интерпретатором, изо всех сил стараясь помочь сохранить наследие своего народа, помогая антропологам и историкам. Он рассказывал о событиях, участником которых являлся сам, и убеждал поделиться знаниями своих друзей. Ученых Бент поразил как человек огромного интеллекта, обладающий обширными познаниями и богатым жизненным опытом. Он многое видел и обладал врожденной способностью запоминать детали событий, помня об этом спустя десятилетия. Так он поведал о днях, проведенных в Старом Форте Бента, о кланах шайенов, о их передвижении вдоль Арканзас-Ривер. Используя Бента в качестве основного источника информации, Джордж Хайд и Джордж Гриннел написали книги и статьи по истории и культуре шайенов, ставшие классикой.

 

Джордж Бент умер от гриппа 19 мая 1918 года в Колони, Оклахома.

 

Перевод: Александр Caksi* Два Волка*. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.