У Матери-Природы есть своя культура, и это – коренная культура.

Ангаюкак Оскар Кавагли – почетный профессор образования в Университете штата Аляска в Фэрбенксе, давно интересующийся биологическими исследованиями. Он родился в семье представителей традиционной коренной общины юпиаков на Аляске, где после смерти родителей его с двух лет воспитывала бабушка. Она говорила только на юпиакском языке, поэтому этот язык стал для него родным, а культура племени была его первой культурой. Юпиаки относятся к числу нескольких арктических племен, иногда называемых эскимосами. Профессор Кавагли был исполнительным директором нескольких некоммерческих корпораций, занимающихся наукой, образованием и здравоохранением. В настоящее время работает в Рабочей группе американских индейцев и коренных жителей Аляски по изменению климата при Университете Хаскелла. | 05 июля 2009 года

 

Недавно я смотрел по телевизору программу под названием “Аляска принадлежит тебе”. Моей первой реакцией было: это выражение продиктовано политическими и экономическими интересами. Но чем больше я думал о нем, тем сильнее оно противоречило моему мировоззрению. Как может Аляска “принадлежать” кому-то? Согласно традициям моих предков, это я принадлежу земле! Так начались мои размышления о том, какова мировоззренческая разница между юпиаками, к которым я отношусь, и большинством населения.

Определяющий признак моих краев – холод. Тем, кто я есть, меня сделал поселок Мамтериллек (ныне известный под названием Бетел, штат Аляска). Холод сформировал мой язык, мое мировоззрение, мою культуру и технологию. Сейчас холод очень быстро идет на убыль, и в результате меняется ландшафт. Меняющийся ландшафт, в свою очередь, вносит путаницу в настроения юпиаков, равно как и других коренных жителей. Некоторые естественные приметы матери-природы вышли из режима синхронизации с флорой и фауной.

Мы, юпиаки, живущие на реке Кускоквим, по появлению листвы на ольхе определяли, когда корюшка отправится вверх по течению реки и можно будет начать ловить ее сетями. Когда листья на ольхе распустятся, подойдет чавыча, и так далее. Но эти приметы перестают быть надежными, когда весна наступает на две-четыре недели раньше обычного. Это лишь один из примеров изменений, происходящих в дельте Юкона-Кускоквима.

 

Ландшафт и идентичность.

 

В былые времена ландшафт формировал наше умонастроение, которое, в свою очередь, формировало нашу идентичность. Я рос неотъемлемой частью Природы. Мне не подобало “владеть” землей или одомашнивать растения и животных, которые часто обладали большей силой, чем я, человек.

Мы знаем, что у матери-природы есть своя культура, и это – коренная культура.

Вот почему мы, коренной народ, должны подражать Ей. Мы знаем, что в Ней обитает Эллам Юа – Лицо или Дух Вселенной. Именно поэтому она служит нашим руководителем, учителем и наставником.

Нам надо проводить больше времени на Природе для общения с Великой Совестью. Это дает коренному человеку равновесие. Она побуждает нас становиться альтруистами, проявляя предельное уважение ко всему окружающему нас, включая флору, фауну и все стихии Матери Земли – ветры, реки, озера, горы, облака, звезды, Млечный Путь, солнце, луну и океанические течения. Мать Земля дает мне все, что мне нужно знать и уметь для решения любых проблем. Но времена изменились, и жить в согласии с Матерью Землей стало труднее.

Первое воздействие оказали миссионеры и система образования. В конце 18-го и начале 19-го века христианские церкви по договору с правительством США открыли школы для юпиаков.

Для подростков из числа коренных жителей Аляски были созданы интернаты. Предоставляемое образование строилось так, чтобы ассимилировать коренных жителей в техно-механистическое и потребительское мировоззрение. Обучение подавляло коренной язык и культуру. К тому времени Соединенные Штаты уже очень хорошо научились организации работы интернатов для американских индейцев. Детей коренных жителей надолго увозили из родных деревень и от родителей. Потом они возвращались в свои деревни, но уже не вписывались в них.

Их желания и стремления были чужды деревенской жизни. Ассимилирующее образование было настолько действенным, что побуждало многих подростков подавлять в себе чувство принадлежности к коренному населению.

С конца 1960-х годов и по настоящее время коренные жители добиваются изменений в системе образования, чтобы она строилась с учетом их языков, мировоззрения, культуры и технологии. Для деревень этот процесс исцеления идет медленно. Наша образовательная миссия заключается в том, чтобы воспитывать людей, которые чувствуют себя на своем месте у себя на родине, в своем окружении, в своем мире. Постепенно эта работа начинает приносить плоды усилиями самих коренных жителей при поддержке их единомышленников.

 

Слияние традиционной мудрости с технологией.

 

Юпиаки успели своевременно внести изменения в систему образования для своих детей, и избрали для себя такой же подход к изменению климата. Они изучают, как справлялись с изменениями климата в прошлом наши предки, и применяют эти уроки к настоящему. Получив представление о том, что можно сделать, они разрабатывают планы и обращаются за технической помощью к инженерам, гидрологам, географам и другим ученым, чьи знания и умения станут для них лучшим руководством.

Например, деревня Ньюток, почва которой пострадала от обширной эрозии, взяла на себя ведущую роль в планировании перемещения своей деревни. Это подразумевает поиск финансирования, подбор нового места для деревни и обращение к старейшинам и геологам с просьбой дать оценку его правильности. Такая схема применяется под руководством деревни для перемещения всех объектов – домов, аэродрома, колодца и другой коммунальной инфраструктуры.

Юпиаки также активно занимаются очисткой мест для нереста лосося. Они периодически встречаются со специалистами рыболовных служб штата, чтобы рассказать о том, что вызывает у них обеспокоенность и обсудить вопросы, в которых требуется техническая помощь.

Коренные жители осознают, что традиционные каналы знаний и действий можно сочетать с данными различных научно-технических направлений. Подобное сочетание приведет к повышению эффективности и целенаправленности целого ряда инициатив. Именно благодаря такому сотрудничеству историческое столкновение мировоззрений, которое проявилось в отношении к фразе “Аляска принадлежит тебе”, может стать силой, обеспечивающей новое понимание и решение многих проблем, которые нам предстоит решать вместе.

 

P.S. Ангаюкак Оскар Кавагли родился 8 ноября 1934, Бетел, штат Аляска; умер 27 апреля 2011 в Фербенкс, Аляска.

 

 

Источник: http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/publication/2009/07/20090730163115wrybakcuh0.6974756.html#axzz37QWz4ycQ