Сладкое Снадобье (легенда шайен)

 

Когда-то, давным-давно, у людей не было ни законов, ни правил поведения. Много дурных поступков они сотворили, потому, что не знали, как жить. Но Моат-сех-эх-ойве (Мальчик-Стрела, Сладкое Снадобье, Сладкий Корень) изменил всю жизнь шайенов.

 

 

 

Он и его жена были добрыми, работящими людьми. Они знали, что такое стыд, и это удерживало их от многих дурных вещей. В их семье была единственная дочь, красивая и скромная, достигшая возраста, когда девушки уже думают о муже и о брачной жизни.

 

Однажды ночью девушка услышала мужской голос во сне: «Ты красива, сильна, скромна и молода. Скоро Сладкий Корень придет к тебе». Девушка, не придав этому значения, на следующее утро занялась своей привычной работой. Однако следующей ночью мужской голос вновь сказал ей: «Сладкий Корень идет - женская магия, которая заставляет течь молоко матери. Сладкий Корень идет, как мужчина, чтобы ухаживать». По утру девушка не могла понять, что значат эти слова; проснувшись, она пожала плечами. Люди не могут контролировать свои сны, подумала она, и приход Сладкого Корня выглядел, как нелепость. В третью ночь сон повторился, на этот раз он был настолько реален, что, казалось, фигура в одеянии бизона стоит совсем рядом. Он вновь сказал ей уже знакомым голосом: «Сладкий Корень идет; он совсем близко. Скоро он будет с тобой». На четвертую ночь она вновь услышала этот голос и увидела эту фигуру, и на утро рассказала обо всем матери.

 

"Это что-то значит", - сказала девушка. "Это настолько все реально, и этот голос, похожий на мужской...».

 

«Нет, это просто сон», - ответила мать. "Он ничего не значит".

 

Но с того времени что-то неладное стало происходить с ней, кто-то шевелился и рос внутри нее; когда же, спустя несколько месяцев, стало заметно, что она в положении, девушка объяснила родителям, что ни один мужчина не касался ее. Они поверили дочери. Но остальные вряд ли бы ей поверили, поэтому девушке приходилось скрывать свой живот. Когда она почувствовала, что пришло время рожать, девушка ушла в прерии, построила шалаш, в котором родила мальчика. Она отерла малыша, завернула в мягкий мох и оставила в шалаше, в деревне ей нельзя было появляться с ребенком, ведь у нее не было мужа, а ребенка без отца стали бы презирать и относиться к нему плохо. Молясь о том, что кто-нибудь найдет ее малыша, она, опечаленная, отправилась домой к родителям.

 

Примерно в то же время одна старушка искала дикую репу, которую она выкапывала лопаткой животного. Она услышала плач и отправилась на звук, придя к шалашу. Старушка была вне себя от радости, ведь своих детей у нее никогда не было. Так как вокруг росло много лисохвоста , сладкий корень которого заставлял течь молоко матери, старушка назвала мальчика Сладкое Снадобье. Она принесла его в такое же старое, как и она, прохудившееся типи; и все, что могла дать бедная старушка Сладкому Снадобью, - только любовь. По соседству жила женщина, у которой тоже был грудной младенец, и она согласилась кормить Сладкое Снадобье. Мальчик рос быстро. Когда ему было десять лет, он уже был мудр не по годам и проявлял себя, как прекрасный охотник. Но, так как у него не было семьи, и жил он в бедном типи на краю лагеря, никто не обращал внимания на его способности. В том же году была сильная засуха, дичь ушла, многие голодали в лагере.

 

- Бабушка, - сказал Сладкое Снадобье старушке, - найди мне любую старую шкуру бизона.

 

Старушка отыскала в кучах мусора кусок кожи, которую жевали, да не доживали собаки. Затем Сладкое Снадобье велел размягчить ее в ручье и очистить. После того, как старушка сделал то, что он сказал ей, Сладкое Снадобье согнул обруч из ивы и раскрасил его в красный священный цвет. Затем он разрезал шкуру на длинные ленты и сплел паутину внутри обруча с отверстием в центре, срезал четыре вишневые палочки, заточил их с одной стороны и обжег на огне.

 

На следующее утро Сладкое Снадобье сказал:

 

- Бабушка, пойдем со мной, мы поиграем в игру "обруч-и-палка".

 

Сказав это, мальчик взял обруч, заостренные палочки и пошел в

 

центр лагерного круга.

 

- Бабушка, пусти этот обруч мне, - сказал он. Она пустила обруч по земле, и, пока он катился, Сладкое Снадобье метко послал все палочки прямо в отверстие в центре. Скоро вокруг них собрались люди от мала до велика, всем было интересно посмотреть на эту странную новую игру.

 

Сладкое Снадобье сказал:

 

- Бабушка, позволь мне сделать это еще раз и превратить обруч в жирного теленка.

 

Он вновь бросил свои палочки в катящийся обруч. Обруч в это время превратился в желтого жирного теленка. Палочки поразили его в самое сердце, и теленок упал замертво.

 

- Я думаю, теперь все смогут насытиться, - сказал Сладкое Снадобье людям. - Подходите и берите столько, сколько хотите.

 

Люди наслаждались вкусом нежного мяса, поджаривая его на огне, и сколько они ни срезали его с туши теленка, мяса не становилось меньше. Люди наелись до отвала. Так шайены познакомились с игрой «обруч-и-палка», в которую играют до сих пор.

 

Так Сладкое Снадобье убил своего первого бизона. Это был самый запоминающийся момент в жизни каждого шайенского юноши. Отец чествовал своего сына, устраивал пир, и мальчик получал мужское имя. Хотя у Сладкого Снадобья не было отца, все равно, он был очень счастлив. Он уже почти закончил снимать шкуру, когда к нему подошел старый вождь, который уже был не в силах охотиться сам.

 

- Это - именно та шкура, которая мне нужна, я возьму ее, -сказал он.

 

- Нет, - ответил Сладкое Снадобье, - я не могу отдать ее тебе. Это первый бизон, которого я убил, и мне самому нужна его шкура.

 

Сказав это, он разделил мясо на две части, сложив одну часть на шкуру, а на другую указал вождю: - вот, возьми, это твое. - Но старик ухватился за шкуру.

 

 

 

- Я уважаю твой возраст, - сказал Сладкое Снадобье. -Возьми мясо и уходи.

 

- Как смеешь ты, бедняк, бросать вызов вождю. Я могу отнять эту шкуру у тебя и отхлестать кнутом, если ты посмеешь меня остановить, - сказал вождь, уцепившись за один край шкуры. Сладкое Снадобье ухватился за другой край и попытался вырвать шкуру у старика. Вождь выхватил кнут и стал хлестать им Сладкое Снадобье. Гнев наполнил юношу. Он схватил телячью ногу, ударил ею старика, и тот упал, как подкошенный. В некоторых историях говорят, что Сладкое Снадобье убил вождя, но это не так, старик был просто оглушен. В лагере были недовольны тем, что какой-то сопляк поднял руку на старого вождя. - Давайте отхлестаем его, как следует, -говорили одни. - Давайте убьем его, - говорили другие.

 

Вернувшись в свое типи и отдав мясо старушке, Сладкое Снадобье сказал:

 

- Бабушка, меня хотят убить за то, что я постоял за себя.

 

Он поблагодарил старушку за ее доброту и ушел из деревни. Разгневанные воины, не найдя юношу, сожгли типи старушки.

 

Сладкое снадобье долго скитался в прериях, пока однажды голос не позвал его, указав, куда идти. Он проделал долгий путь глубоко в сердце Блэк Хиллс к горе, известной с тех пор шайенам, как Ноавус (Noahvose), Священная или Святая Гора, - сегодня ее называют Беар-Бьюит, - где он нашел место, похожее на большое типи. С одной стороны сидела старуха, а с другой - старик. Но это были не обычные люди, они были духами. Они приветствовали юношу, сказав, что ждали его. Старики называли Сладкое Снадобье своим внуком и учили его молитвам и всему тому, что он должен был передать своему народу.

 

Они начали со Священных Стрел, потому что те должны были стать высшей силой в племени. Две стрелы предназначались для охоты и две - для войны. Много церемоний было связано с ними, и они хранили в себе законы, которым были обязаны следовать люди. Сладкое Снадобье научили церемонии обновления стрел, проводимой, когда один шайен убьет другого шайена. Стрелы должен был хранить особый человек, в особом типи, всегда укрытыми, за исключением того времени, когда проходит Церемония Стрел. Сладкое Снадобье должен был дать шайенам справедливое правительство с 44 вождями, которые будут руководить ими, и воинские сообщества: Лисицы, Вапити, Красные Щиты и Тетива, для поддержания порядка и защиты лагеря.

 

(В других историях указывают на то, что воинские сообщества уже существовали у шайенов, Сладкому Снадобью передали лишь правила, которыми должны были руководствоваться в сообществах)

 

Сладкое Снадобье многое узнал, проведя там четыре года. Прежде, чем передать Священные Стрелы, старик окурил их дымом свитграсса, и юноша направился к своему народу.

 

Пока он отсутствовал, голод пришел в земли шайенов. Бизоны обиделись и ушли, они были недовольны дурным образом жизни людей. Когда Сладкое Снадобье вошел в деревню, он увидел голодных истощенных детишек, которые старались вылепить из глины фигурки бизонов. Сладкое Снадобье превратил эти фигурки в большие жирные куски мяса.

 

- Покушайте, - сказал он им, - и несите оставшееся мясо своим родителям. Передайте двум лучшим охотникам, пусть утром они выйдут встречать меня.

 

На следующее утро охотники, как и просил Сладкое Снадобье, вышли на встречу, но они нигде не могли его найти. Только большой орел все это время кружил над ними. На второй и на третий день охотники не могли найти Сладкое Снадобье, лишь на четвертое утро они увидели его стоящим на вершине холма.

 

- Я принес дары народу шайен от Махео, Создателя, - сказал он охотникам. - Его передали мне духи, живущие внутри Священной Горы. Ступайте и скажите людям, пусть они поставят большое типи в центре лагеря, выстелют внутри полынью, окурят ее свитграссом. Скажите всем, пусть сидят в типи и ждут меня, никто не должен видеть, как я приближаюсь.

 

Шайены возвели двойное типи из двух комплектов жердей и двух покрышек так, чтобы много мужчин могли поместиться внутри, и ждали, когда придет Сладкое Снадобье. Тот подошел к деревне и четырежды крикнул:

 

- Народ шайен, с великой силой я иду. Радуйтесь. Я несу Священные Стрелы.

 

Войдя в типи, Сладкое Снадобье сказал:

 

- Вы все еще не научились жить правильно. Вот почему Создатель сердит на вас, а все бизоны попрятались.

 

 

 

Два молодых охотника развели костер, а Сладкое Снадобье наполнил трубку из кости вапити священным табаком.

 

Много ночей Сладкое Снадобье наставлял на путь тсистсистас- истинную нацию шайенов.

 

Он научил их четырем священным песням. После каждой песни Сладкое Снадобье курил трубку, и ее святое дыхание возносилось через дымовое отверстие в небо, к Великой Тайне. Он организовал сообщество Лисиц, и им были дарованы правила, обычаи, песни и особые регалии. После Лисиц таким же образом были созданы сообщества Вапити, Красных Щитов и Тетивы. Затем Сладкое Снадобье приступил к вождям, обучая их обязанностям и правилам и тому, как они должны были быть избраны. Им тоже были подарены песни и регалии, новые законы, при помощи которых они должны были работать с воинскими сообществами. После того, как все выкурили трубку , были избраны 44 вождя, плюс Хранитель Стрел. О Священных Стрелах Сладкое Снадобье всю жизнь заботился сам, передав их затем на хранение человеку, избранному Старым Вождем, или пятому главенствующему вождю. Выкурив трубку еще раз, Сладкое Снадобье начал рассказывать о законах. Тот, кто убил своего родственника-соплеменника, подлежал изгнанию. Если он сдается сам, военное сообщество отвезет преступника за четыре хребта или четыре реки и оставит его одного. Каждый, кто обнаружит изгнанника, должен его убить, так как он считался врагом. Если в течение 4 лет изгнанник все же оставался живым, он мог вернуться в лагерь и встретиться с Хранителем Стрел, который провел бы церемонию его возвращения в племя. Однако бывший изгнанник уже не мог принимать участие в собраниях, церемониях или на пирах. Люди не должны были есть вместе с ним, если он приходил к кому-то в гости, ему давали отдельное блюдо. Если у него были дети, после совершения преступления их также объявляли вне закона.

 

- Слушайте меня внимательно и следуйте тому, что я скажу вам, - сказал вождям Сладкое Снадобье. - Вы - вожди и миротворцы. Даже если ваш сын будет убит перед вашим типи, вы должны взять трубку и выкурить ее. Тогда вас будут называть честными вождями. Вы - вожди, владеющие землей и людьми.

 

Если ваш народ, ваши воинские сообщества, в страхе попятятся назад, вы не должны сделать и шага назад, а занять позиции, чтобы защитить свою землю и народ. Если пришел странник, будьте тем, кто даст ему подарки и кров. Когда кто-то приходит в ваше типи попросить что-нибудь, одарите его -никогда не отказывайте. Выходите из типи и пойте ваши песни вождей, и все люди будут знать, что вы сделали что-то хорошее.

 

Наконец, Сладкое Снадобье научил их принципам религии Стрел: как заботиться, почитать Стрелы и использовать их во благо народа. И вместе с его учениями они провели церемонию обновления Священных Стрел, которую могли и имели право проводить только вожди.

 

С тех пор, как все изменилось в жизни шайенов, духи перестали гневаться, а бизоны вернулись, люди перестали голодать.

 

Сладкое Снадобье прожил долгую жизнь среди шайенов, ставших гордым племенем, которое уважали на Равнинах.

 

 

 

В тот день, когда Сладкое Снадобье почувствовал, что его час пришел, шайены стояли большим лагерем недалеко от Башни Дьявола, в Вайоминге. Четыре жизни Создатель дал ему, но вечны лишь камни и горы. Сладкое Снадобье созвал все воинские сообщества и велел им поставить хижину из жердей кедра, покрыть ее райграсом и корой тополя и выстелить внутри райграсом. Он был уже совсем слаб, воины, поддерживая, сопроводили Сладкое Снадобье в хижину. Затем он велел снять лагерь и поставить его в нескольких милях пониже от хижины, чтобы он смог побыть наедине с собой. Когда лагерь был перенесен, он позвал людей придти к нему, чтобы они послушали его последние слова. Когда все собрались Сладкое Снадобье начал свою речь.

 

- Друзья мои, - сказал он, - когда-то я был юн и силен, но человек живет недолго, и вот я стар и беспомощен, и я готов оставить вас. Я принес вам много того, что духи передали вам. Вы живете так, как я учил вас, и следуете этим законам. Вы не должны забывать их, потому что они дали вам силу и способность поддерживать себя и свои семьи.

 

Грядут времена, когда многое изменится. Среди вас появятся незнакомцы. Их кожа светлого цвета, они обладают палками, плюющими огнем, носят бороды, стригут волосы и не говорят на индейском языке.

 

Не делайте ничего из того, что делают эти люди; храните свои пути. Они принесут с собой войну, болезни и смерть. Они будут пытаться заставить вас забыть о Махео, Создателе, и о том, чему я учил вас. Люди со светлой кожей пядь за пядью отнимут всю вашу землю.

 

Бизоны будут исчезать, а их место займут пятнистые животные с длинными хвостами и разделенными копытами, чью плоть вы научитесь есть. Но вначале будут другие животные, - научитесь ими пользоваться. У них волосатые шеи, а хвосты почти касаются земли. Их копыта круглые. Эти животные помчат вас на своих спинах и будут помогать вам во многом. Те далекие холмы, которые кажутся лишь голубым видением отсюда, на расстоянии многих дней пути, но с этими животными вы быстро достигните холмов, поэтому не бойтесь их. Помните то, что я сказал вам. Будьте же сильны, вы, мужчины, и вы, женщины, потому что многое зависит от вас, женщин, вы - продолжательницы жизни, и если вы станете слабы, шайены прекратят свое существование.

 

Мне жаль говорить вам об этом, но я все это видел, и вы увидите сами.

 

Люди молчали и думали о том, что сказал им Сладкое Снадобье, но они не верили ему. Наконец, все разошлись и оставили его одного.

 

Прошло несколько лет. Шайены вновь разбили лагерь в тех местах и направились к хижине Сладкого Снадобья, надеясь отыскать его кости. Но хижина была пуста. Шайены отметили это место камнями. Одни старики говорят, что оно западнее Башни Дьявола, другие утверждают, что западнее Беар-Бьюит. Эти камни могут находится там и по сей день, но где точно находится это место, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.

 

 

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

 

Оставить комментарий

Комментарии: 0