Рассел Минс.

«В некотором отношении, я пытался стать “лидером” движения в том смысле, который ему приписывают массмедиа. Тогда я был сбит с толку. Но сейчас я понимаю, что нельзя быть всем для всех. Я не хочу, чтобы меня в таком духе использовали мои враги. Я не лидер. Я патриот оглала лакота. Это все, чем я хочу быть. И мне этого достаточно”.

 

 

Ра́ссел Чарльз Минс (Russell Charles Means), оглала/янктон, родился 10 ноября 1939 года в резервации Пайн-Радж, Южная Дакота. Он был старшим сыном в семье Гарольда («Хэнка») Минса, метиса-оглала, и Теодоры Луизы Минс (Перо), чистокровной индеанки янктон из Гринвуда. Мать назвала его Ванбли Охитика (Wanbli Ohitika , Brave Eagle, Храбрый Орел). Своей же англосаксонской фамилией Рассел обязан прадеду Гэсу Минсу, мелкому чиновнику Бюро по делам индейцев (БДИ). Мальчик учился в школе при БДИ, а позже, когда его семья переехала в Калифорнию в 1942 году, в государственной школе Вальехо. Теодора понимала, что в резервации нет никаких перспектив, поэтому она и настояла на переезде в Сан-Франциско. Рассел был старательным учеником, проявлявшим усердие в изучении английского языка и истории, к тому же, он был превосходным спортсменом и являлся активным членом организации бойскаутов. В возрасте 16 лет он перешел из смешанной в расовом отношении школы Вальехо в школу Сан-Леандро, которая почти полностью состояла из белых учеников. Там Расселу ежедневно приходилось сталкиваться с насмешками по поводу этнического происхождения и прочими расистскими выпадами в его адрес. Рассел умел постоять за себя, но все это толкнуло его к прогулам, наркотикам и криминалу.

В 1958 году он окончил школу Сан-Леандро и начал зарабатывать на жизнь, вернувшись в Сан-Франциско. В 1964 году 26-летний Рассел, уволившийся с работы ночного сторожа, принял приглашение сопровождать отца и группу индейцев, проживавших в районе залива Сан-Франциско, в символическом захвате недавно заброшенной федеральной тюрьмы на острове Алькатрас.

С 1964 по 1968 гг. Рассел странствовал по всему западу, от резервации к резервации, работая ковбоем, разнорабочим, а один раз и в качестве служащего агентства по проблемам занятости населения. Во время этих странствий Минс пытался продолжить свое образование в пяти колледжах, в том числе в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе и в Аризонском государственном университете, но он их так и не закончил. В 1967 году его отец, Гарольд Минс, сильно злоупотреблявший алкоголем, умер. Позже, Рассел говорил, что его отец всегда был готов встать на защиту прав индейцев, «он заставил меня гордиться тем, что я его сын и тем, что я лакота».

В конце 60-х годов Рассел принял работу, предложенную ему племенным советом в резервации Роузбад, Южная Дакота, а несколько месяцев спустя обратился в БДИ с просьбой о переводе в Кливленд, Огайо, где стал руководителем Кливлендского центра американских индейцев. На одном из семинаров, проводимых центром, Минс встретился с индейцами анишинабе Деннисом Бэнксом и Клайдом Беллекуртом, основателями недавно образовавшейся организации «Движение американских индейцев», отстаивавшей гражданские права коренных жителей. «Красный гигант стоит на одном колене, но он готов подняться во весь рост», - гласил лозунг движения. Вдохновленный их примером Рассел организовал второе отделение ДАИ в Кливленде. Он, наконец, нашел свою цель в жизни. «Это была возможность быть настоящим индейцем, - сказал Рассел Минс, - я больше не был доволен работой «в системе» . Вместо этого, как и Клайд, Деннис и другие из ДАИ, я буду появляться перед лицом белого человека, пока он не даст мне и моему народу то, что нам причитается. Вместе с этим решением все мое существование оказывается на виду. Прежде всего, я знаю, что это - цель моей жизни и путь, которым я должен следовать, чтобы достичь ее. В возрасте тридцати лет я начал жить, как индеец».

В 1970 году на День благодарения Минс, Бэнкс и другие лидеры ДАИ присоединились к вампаноагским активистам Плимута, Массачусетс, чтобы организовать национальный день траура со дня 350-летия прибытия пилигримов. У статуи вождя Массасоита, взирающего на Плимут-Харбор, Минс произнес вдохновляющую речь, восхваляя предков вампаноагов, приветствовавших пилигримов и осуждая культуру европейцев. В течение 24-х часов индейские активисты удерживали Мэйфлауэр II (копия «Мэйфлауэра» в натуральную величину), раскрасили Плимут-Рок красным цветом, чем привлекли внимание общественности к ДАИ и самому Расселу Минсу. Высокий, статный, красноречивый и харизматичный Минс стал героем для местных индейцев, в то время как его резкие заявления буквально взбесили остальных жителей Плимута. "Нам не нужны гражданские права белых людей, - говорил Минс. - Мы добиваемся лишь соблюдения наших собственных суверенных прав. Всеми нашими действиями мы должны задеть за живое каждого человека. Мы наконец поняли, что, только нарушив покой в мире белого человека, мы будем услышаны ".

После успеха в Плимуте Рассела Минса избрали первым национальным директором ДАИ.

В июне 1970 году он принял участие в молитвенном бдении на вершине горы Рашмор, демонстрируя тем самым, что Черные Холмы принадлежат лакота. Он так же обратился в суд с иском в 9 000 000 $ против кливлендского бейсбольного клуба за использование вождя Ваху как талисмана, утверждая, что этот символ порочит коренных американцев, чем привел в негодование членов фан-клуба.

«Ваху воплощает собой стереотипный образ индейца, это нападки на культурное наследие американских индейцев и уничижение индейской гордости».

Рассел вернулся в Южную Дакоту, чтобы продолжить свою борьбу за права индейцев. В феврале 1972 года он возглавил протест 1 300 индейцев в городке под названием Гордон, шт. Небраска, чтобы заявить свой решительный протест против убийства их соплеменника Раймонда Желтого Грома.

В 1972 году на фермера Раймонда Желтого Грома было совершено нападение, его раздели, затащили в бар, где под одобряющий хохот посетителей, избивая и прижигая тело сигаретами, заставили танцевать. Затем, еще раз, избив Раймонда до полусмерти, садисты закинули его в багажник автомобиля, где он и скончался. После недолгого разбирательства виновники преступления, братья Мелвин и Лесли Харе, были отпущены на свободу даже без залога. Это было нормальным явлением для Южной Дакоты, где белых никогда не судили за убийство индейцев. После протеста, возглавляемого Расселом Минсом, уголовное дело в отношении братьев Харе было возобновлено и к "избиению" добавились статьи о непредумышленном убийстве и незаконном лишении свободы. Братья были осуждены и приговорены к году тюремного заключения. Это конечно незначительный срок за пытки, похищение и убийство, но впервые, в истории Южной Дакоты белые понесли наказание за смерть индейца. Ничем не прикрытая 200 летняя травля коренных американцев наконец-то пошатнулась. Последний раз справедливость торжествовала в Южной Дакоте в 1876 г, когда воины лакота, северных шайенов и арапахо разбили Кастера при Литтл-Бигхорн. 267 убийц понесли заслуженное наказание за Уошита, где 27 ноября 1868 года они зверски убили более 100 шайенских мужчин, женщин, детей, сожгли деревню дотла и вдобавок расстреляли 800 лошадей.

Кроме этого индейские протестующие заставили городской совет возобновить дело относительно офицера полиции, обвиняемого в растлении заключенной индеанки, а затем организовать многонациональный совет по правам человека.

Летом насилие в отношении индейцев возросло по всей стране - это привело к тому, что местные индейцы начали вооружаться, чтобы защитить себя.

На ежегодной церемонии Танца Солнца в Роузбад Рассел Минс помог спланировать массовую демонстрацию, чтобы попасть в Вашингтон во время избирательной недели. В 1972 году Движение американских индейцев, вместе с восемью другими правозащитными индейскими группами, прошли маршем к Бюро по делам индейцев в Вашингтоне, получившим название" Тропа нарушенных договоров". Среди участников шествия был и Леонард Пелтиер.

"Те из нас, кто покрыл свои лица боевой раскраской, дали клятву умереть за идею, в которую мы верим, - говорил Минс репортерам во время этого похода. - Мы, индейцы, никогда не боялись смерти, потому что знаем, чего мы хотим".

Заняв здание Бюро, и переименовав его в индейское посольство, коренные американцы потребовали признания более 300 нарушенных договоров, заключенных правительством США с индейскими племенами. В здании БДИ ими были обнаружены документы, согласно которым при федеральным финансировании Индейской службой здравоохранения, под руководством БДИ, путем принуждения, без ведома или с согласия, индейских женщин подвергали массовой стерилизации. Особое внимание уделяли чистокровным индеанкам. В это время окружной судья вынес решение о насильственном выдворении протестующих из здания. Индейцы, разломав всю мебель и оборудование, покинули БДИ на следующий день.

Один из бывших руководителей бюро, индеец по происхождению, Оуэн Ихоуорк, заявил:

— Бюро никогда не смогло бы открыть мне доступ в Белый дом. Лишь захватив помещение БДИ, Движение американских индейцев было способно в течение восьми дней вести переговоры с представителями исполнительной власти США.

В Вашингтоне индейская делегация представила президенту Никсону список своих требований. Правительство пообещало рассмотреть все 20 пунктов и выделить 66 000 $ на дорогу обратно. На дорогу обратно деньги выделили, а вот про требования, выдвинутые индейцами, благополучно забыли.

Рассел Минс вернулся в Пайн-Ридж для участия в собрании Ассоциации землевладельцев сиу, членом которой он являлся. Однако Дик Уилсон, добился судебного предписания, запрещавшего Минсу и другим членам ДАИ выступать с речами или проводить какого-либо рода собрания в резервации. Уилсон , будучи президент племенного совета оглала, распоряжался индейскими средствами и тратил их не столько на нужды резервации, сколько на себя и на содержание собственной охраны, состоявшей из настоящих головорезов. Этот эскадрон смерти преследовал традиционалистов, которые хотели, чтобы правительство как можно меньше вмешивалось в индейские дела. Федералы закрывали глаза на все его выходки, ведь Уилсон работал на них и стремился держать всю резервацию под контролем. Минс был дважды арестован за неисполнение этого судебного предписания.

В 1973 году городок Кастер вспыхнул восстанием. 22-х летний индеец Уэсли Плохое Бычье Сердце попытался заказать напиток в баре. За это "преступление" белые вытащили его на улицу и избили. Некий бизнесмен по имени Даролд Шмидт выкрикнул: «Эй, смотрите, я собираюсь убить индейца!" и после этих слов ударил ножом в сердце юноши. Несмотря на то, что свидетелей было более чем предостаточно, преступление квалифицировали как "неумышленное убийство второй степени" и отпустили Шмидта под залог в 5 000 долларов.

Мать Уэсли, Сара Плохое Бычье Сердце, обратилась к лидерам ДАИ.

Судебное заседание проходило в Кастере, на суд пришло около 200 человек, но войти разрешили только четырем сторонникам Шмидта. Полицейские начали разгонять недовольных индейцев, которые попытались отнять у них дубинки. Завязалась потасовка. Потеряв надежду на справедливость, люди бежали на местную заправку и вооружались коктейлями Молотова, которыми и забросали здание суда. Помимо судебного здания тогда пострадала торгово-промышленная палата и два полицейских автомобиля. Ущерб оценили в 2 миллиона долларов.

Даролд Шмидт признал себя виновным в неумышленном убийстве и провел один день в тюрьме. Сара Плохое Бычье Сердце, попытавшаяся войти в здание суда и получившая за это дубинкой по голове, была обвинена в нападении на офицера и получила тюремный срок. Лидеры ДАИ Деннис Бэнкс и Рассел Минс были позже осуждены за разжигание беспорядков. Жестокая и расистская система сама спровоцировала этот бунт. Дик Уилсон поспешил запретить деятельность ДАИ в Пайн-Ридж.

В резервации накалялась напряженность между традиционалистами и прогрессивными сторонниками, страдавшими от нищеты, алкоголизма, болезней, безработицы и пренебрежения со стороны правительства. У них не было защиты от Уилсона и его головорезов, их обуял страх, ведь в любой момент в их дома могли ворваться эти бандиты и учинить над ними расправу. Люди были доведены до грани отчаяния.

Уилсон, пользуясь поддержкой правительства США, терроризировал жителей Пайн-Ридж. Из-за участившихся перестрелок, люди просто боялись покидать свои дома. Вместо того чтобы остановить головорезов Дика Уилсона и чинимое ими насилие, федералы отправили ему подкрепление. Находившиеся в резервации сотрудники ФБР не только не пытались остановить насилие, но и, по свидетельству очевидцев, в том числе бывших "головорезов", помогали им в сборе информации об активистах ДАИ и снабжали боеприпасами.

Спустя некоторое время после событий в Кастере, вожди и старейшины племени и «Организация гражданских прав оглала-сиу" (Oglala Sioux Civil Rights Organization) попросили у Минса поддержки для привлечения к судебной ответственности Дика Уилсона за многочисленные злоупотребления своим служебным положением. Основателем этой организации был Педро Биссонет, позже, вместе с матерью принявший участие в захвате Вундед-Ни. После краткой и неутешительной встречи с Уилсоном Минс был жестоко избит головорезами президента племенного совета.

Вечером 27 февраля 1973 года Рассел вместе с Деннисом Бэксом организовали захват поселка Вундед-Ни, ставший самым известным эпизодом в истории Движения американских индейцев. Около 200 вооруженных индейцев провозгласили Независимую нацию оглала и 71 день держали оборону, отражая атаки федерального правительства. Правительство, стянув войска, окружило Вундед-Ни, периодически обстреливая занявших его активистов. Головорезы Уилсона захватили 12 человек, которые пытались пронести провизию осажденным, что с ними стало, потом никто не знает, их судьба не известна до сих пор, они просто исчезли. Белый дом вынужден был пойти на переговоры. Рассела Минса приняли в Вашингтоне.

— Вам придется убивать нас. Потому что я не собираюсь умирать... в автомобильной катастрофе где- нибудь на пустынной дороге в резервации или спиваться, чтобы таким образом бежать от проклятого общества... Я умру не так. Я умру, сражаясь за права индейцев.

Представителя восставшего Вундед-Ни официально заверили в том, что некоторые основные требования индейцев будут удовлетворены.

ФБР провело ряд переговоров с индейскими лидерами и, в конце концов, стороны пришли к консенсусу, когда правительство пообещало провести расследование относительно жалоб ДАИ. Желая предотвратить кровопролитие, 8 мая 1973 года индейцы покинули Вундед-Ни.

За время оккупации люди стали свидетелями одной свадьбы, рождения ребенка и гибели двух своих товарищей: Бадди Ламонта и Фрэнка Клируотера. Средства массовой информации преподносили это как современную игру в "ковбоев и индейцев", где парни из ФБР были хорошими, а индейцы плохими персонажами. Тем не менее, ДАИ заставило масс-медиа обратить свой взор на положение в резервации. Цель Рассела Минса была достигнута.

Однако вместо обещанного федеральное правительство развязало настоящий террор.

«Агенты ФБР расстреливали каждого, кто «пытался оказать сопротивление». Засучила рукава и американская Фемида: 550 арестованных, 185 обвинительных актов — таковы масштабы ее деятельности только в одной индейской резервации. Все руководители выступления индейцев, несмотря на предоставленный им по условиям соглашения иммунитет от уголовного преследования, подверглись жестоким репрессиям. Не избежал ареста и Рассел Минс. Ему было предъявлено обвинение в «вооруженном сопротивлении представителям власти, находящимся при исполнении своих обязанностей». Это деяние в соответствии с пунктом «в» § 2231 раздела 18 Свода законов Соединенных Штатов Америки влечет за собой наказание в виде штрафа до 10 тысяч долларов или тюремного заключения на срок до 10 лет. Допускается и одновременное применение обоих видов наказания.

Американская юстиция сделала все возможное, чтобы представить Минса и его соплеменников как отъявленных преступников, опасных врагов общества. С этой целью были использованы недостойные приемы, весьма далекие от рекламных представлений о беспристрастности американской Фемиды. Чего стоят, например, провокационные вопросы, которые на стадии предварительного слушания уголовного дела задавал свидетелям государственный обвинитель Р. Хэрд:

-Верно ли, что индейцы в большинстве своем алкоголики?

-Согласились бы Вы, если бы Ваша сестра решила выйти замуж за индейца?

-Неужели Вы полагаете, что индеец может быть порядочным человеком?

Однако эти уловки не помогли. Несостоятельными оказались и попытки дискредитировать Рассела Минса при помощи подтасованных доказательств. Главный свидетель обвинения агент ФБР Рой Мур настолько запутался в своих показаниях, что даже судья Фредерик Нигэл, нисколько не сочувствовавший обвиняемому, не мог не заметить:

-Я не думаю, что можно верить хотя бы одному слову мистера Мура.

Авторитет Рассела Минса в индейской среде и его престиж в обществе оказались столь высокими, что американская юстиция на этот раз не решилась расправиться с ним посредством публичной судебной процедуры. В ходе предварительного слушания уголовное дело было прекращено» - Ковалев В. А. «Крупнейшие уголовные дела XX века в США».

Процесс по его делу открылся 12 февраля 1974 года и продолжался до 16 сентября. В это время за пределами суда в Рапид-Сити проходили столкновения с полицией. После освобождения Рассела Минса состоялась Первая Международная Договорная Конференция в Вакпале, в резервации Стандинг Рок, где была принята Декларация Развития Независимости (Declaration of Continuing Independence).

В 1974 году Рассел Минс выставил свою кандидатуру в выборах на должность президента племенного совета, но проиграл Дику Уилсону, который вновь прибегнул к насилию и мошенничеству. За Минса тогда проголосовало 1 530 человек за Уилсона 1 709. Официальное расследование показало правоту Минса и назначило новые выборы, однако правительство Уилсона отменило это постановление.

С момента освобождения на Минса неоднократно совершались покушения, а также выдвигались различные обвинения. Еще во время осады Вундед-Ни его чуть не застрелил офицер полиции. В течение следующих шести лет в него стрелял четыре раза и один раз пытались зарезать, когда он отбывал срок в тюрьме Сиу-Роле, Южная Дакота в 1979 году. Удар ножом едва не стоил ему жизни. Почти весь оставшийся срок заключения Рассел Минс провел в тюремной больнице. Ни один из этих случаев покушения на его жизнь так и не был расследован. Он двенадцать раз подвергался арестам под любым предлогом.

В 1975 году, когда в Пайн-Ридж была убита Анна Мей Экуош, это связали с тремя лидерами ДАИ, так, как по слухам она, якобы, сотрудничала с ФБР, за что и поплатилась жизнью. Тень подозрения пала и на Минса. В 1975 году его и Ричарда Маршалла, члена ДАИ, обвинили в убийстве Мартина Мантилюкса, во время драки в одном из баров Южной Дакоты. Хотя это была всего лишь самозащита. Уильям Канстлер, адвокат Рассела Минса, участвовавший в судебном деле по Вундед-Ни, пояснял, что вокруг лидеров ДАИ образовали такие условия жизни, что им волей неволей приходится браться за оружие, чтобы защитить себя. 6 августа 1976 года суд присяжных снял обвинения с Рассела, Маршалл был осужден на 24 года. За участие в беспорядках в Кастере в 1973 году суд приговорил Рассела Минса к одному месяцу тюрьмы. За участие в бунте в здании суда Су-Фолс в 1974 году Минса приговорили к 4 годам, хотя он провел в заключении лишь 12 месяцев.

В 1976 году в день, когда исполнилось столетие со дня последнего стояния Кастера на Литтл-Бигхорн, Рассел Минс возглавил караван из 500 лакота и шайен, которые в очередной раз напомнили белым о себе.

В 1978 году он принял участие в «Длинном марше» организованном Клайдом Беллекуртом. За сто пятьдесят один день тысяча индейцев из разных племен прошли четыре с половиной тысячи километров и поставили типи перед Белым домом. Благодаря чему все анти-индейские законы в Конгрессе были заблокированы.

В 1979 году Рассел провел год в тюрьме. С конца 1970-х он начинает поддерживать либертарные политические партии, в отличии от ряда друг лидеров ДАИ.

В 1980 Рассел Минс выступил перед несколькими тысячами собравшихся на встрече Black Hills International Survival, в Блэк-Хиллс, Южная Дакота. Это самая знаменитая речь Рассела Минса.

«Нельзя судить о реальной природе европейской революционной доктрины на основе тех изменений, которые предлагается произвести внутри европейских властных структур и общества. О ней можно судить лишь по ее действию на неевропейские народы. Это вызвано тем, что каждая революция в европейской истории была направлена на укрепление европейских тенденций и возможностей на экспорт разрушения другим народам, другим культурам и самой природной среде. Я жду, пока кто-нибудь приведет мне пример, что это не так».

В апреле 1981 года Рассел Минс был среди активистов ДАИ захвативших федеральные земли в каноне Виктория-Крик, в 12 милях к юго-западу от Рапид-Сити, Южная Дакота, разбив там лагерь и назвав его в честь Раймонда Желтого Грома. Индейцы требовали вернуть им Блэк-Хиллс. Когда Лесная служба отказала им в выдаче разрешения на использование земли под лагерь, Минс подал иск на Лесную службу, апеллируя положениями Закона о свободе религий от 1978 года. В 1985 году судья Дональд О'Брайен вынес решение в пользу индейского лагеря, но вышестоящий суд отменил это решение.

В 1983 году 9 млн. иск против кливлендской бейсбольной группы был частично удовлетворен судом и Расселу выплатили 35 000$, за которые его впоследствии подвергли критике. Так в 1994 году Клайд Беллекурт заявил, что Рассел продал ДАИ, получив эти деньги. В том же 1983 году Рассел Минс присоединился к Ларри Флинту, став вице-кандидатом в президенты от республиканской партии. В 1984 году Ларри выставлял свою кандидатуру против Рональда Рейгана на выборах президента США, однако, Флинт вел настолько возмутительную кампанию, перемежающуюся с рекламными трюками, что Минс, разочаровавшись, снялся с предвыборной гонки.

Являясь сторонником защиты прав коренного населения во всем мире в 1986 году Рассел Минс отправился в Никарагуа, чтобы помочь индейцам мисурасата (мискито позже известные как яатама), которых сандинистское правительство, озабоченное безопасностью границы по р. Коко, выселило с их земель. Такой шаг стоил ему поддержки некоторых членов ДАИ, которые поддерживали сандинистский режим. «Великий Совет Управляющих» (Grand Governing Council) ДАИ, который находился в Миннесоте, потребовал от Рассела, чтобы он перестал представлять себя как лидер ДАИ. Тур выступлений проспонсированный Церковью Объединения преподобного Сан Мен Муна еще больше отдалил его от левых. В то время как так называемые мунисты использовали его лекции в Никарагуа при распространении информации об их церкви, Минс видел в этом возможность проинформировать общественность о бедственном положении никарагуанских индейцев.

В 1987 году Рассел Минс принял приглашение выставить свою кандидатуру от либертарианской партии в выборах президента и привлек значительную поддержку партии, финишируя вторым ( 31,41 %) в Либертарном Национальном собрания. Он проиграл республиканскому конгрессмену Рону Полу.

В 1988 году Рассел Минс объявил о своем окончательном уходе из ДАИ. Начиная с 1992-го года, он, снявшись в фильме «Последний из могикан» в роли Чингачгука, начал актерскую карьеру .

 

Фильмография Рассела Минса:

Untitled Christian Camargo (2013)

Банши (сериал, 2013 - ...) ... Benjamin Longshadow

Тигровые глаза (видео, 2012) ... Willie Ortiz

The Sasquatch and the Girl (2010) ... рассказчик; короткометражка

Rez Bomb (2008) ... Dodds

Турок. Затерянный мир (видео, 2008) ... Shaman / Chief Sentry, озвучка

Intervention (2007)

Из-под земли (2007) ... Grandpa

Следопыт (2007) ... Pathfinder

Looks Twice (2005) ... Joaquin; короткометражка

На Запад (мини-сериал, 2005) ... Older Running Fox

Черное облако (2004) ... Bud

29 пальм (2002) ... The Chief

Огненный ринг (2001) ... Joe

Умерь свой энтузиазм (сериал, 2000 - 2011) ... Wandering Bear

Томас и волшебная железная дорога (2000) ... Billy Twofeathers

Река ветров (2000) ... Washakie

Семейный закон (сериал, 1999 - 2002) ... James Saginaw

A League of Old Men (1998) ... Imber

Бег черной кошки (ТВ, 1998) ... Ten Reed

Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет (видео, 1998) ... Powhatan, озвучка

Песнь о Гайавате (1997) ... Mudjekeewis

Следопыт (ТВ, 1996) ... Arrowhead

Вспоминая радио WENN (сериал, 1996 - 1998) ... Joseph Grayhawk

Профайлер (сериал, 1996 - 2000) ... Uncle Joe

Детектив Нэш Бриджес (сериал, 1996 - 2001) ... Dexter Birdsong

Покахонтас (1995) ... Powhatan, озвучка

Девушки с Дикого Запада (ТВ, 1995) ... Sitting Bull

Звезда футбола (1995) ... Wa Tho Huck

Прикосновение ангела (сериал, 1994 - 2003) ... Edison

Прирожденные убийцы (1994) ... Old Indian

Караван на восток (1994) ... Chief

Дакмен (сериал, 1994 - 1997) ... озвучка

Крутой Уокер (сериал, 1993 - 2001) ... Luther Iron Shirt

Последний из могикан (1992) ... Chingachgook

Актер. Играет самого себя:

19-я церемония вручения премии Гильдии киноактеров (ТВ, 2013) ... играет самого себя - In Memoriam, хроника

A Thunder-Being Nation (2012)

Sing Your Song (2011) ... играет самого себя

Cangleska Wakan (2010) ... Interview Contributor

Индейвуд (2009) ... играет самого себя

Стивен Фрай в Америке (мини-сериал, 2008) ... играет самого себя

Брандо (ТВ, 2007) ... играет самого себя

Последний кадр (2004) ... играет самого себя

Убить президента. Покушение на Ричарда Никсона (2004) ... играет самого себя, хроника, в титрах не указан

Warrior Spirits (2000) ... играет самого себя

Lauren Hutton and... (сериал, 1995 - 1997) ... играет самого себя

Неполиткорректно (сериал, 1993 - 2002) ... играет самого себя

Intimate Portrait (сериал, 1993 - 2005) ... играет самого себя

Происшествие в Оглалу (1992) ... играет самого себя - Co-Founder American Indian Movement, хроника

Американское приключение (сериал, 1987 - ...) ... играет самого себя

Продюсер:

Looks Twice (2005) ... короткометражка .

 

Но Рассел Минс не оставлял свою борьбу за права индейцев. Так в 1992 году с отделением ДАИ Колорадо он остановил парад, посвященный 500-летию празднования Дня Колумба в Денвере. В конце 1995 года Рассел опубликовал свою автобиографическую книгу под названием «Где боится ступать нога белого человека» (« Where White Men Fear to Tread») в которой поведал о своей семье, о ранних годах жизни, о своем падении и возрождении в ДАИ. Так получилось, что книга вышла в месяц празднования индейского наследия, который Минс находил отвратительным, так же как и термин «коренной американец». Он говорил: «Индеец — это исковерканные испанские слова In Dios, „от Бога, с Богом“. Колумб записал в своем дневнике: la gente indio, „люди от Бога“, так что я предпочитаю называться индейцем, а не коренным американцем».

 

“На протяжении тысячелетий, мы, индейцы, жили как часть земли. Мы были частью прерий, лесов и гор. Мы знали каждую былинку, каждое растение, каждое дерево. Мы знали ветра и облака, реки и озера. Мы знали каждое крылатое и ползающее создание, бегущее и плавающее - всех наших родичей, с которыми мы разделяли эту землю. Мы часть земли, но не самая важная ее часть”

“Мой дядя Мэтью Кинг покачал головой и сказал: "Белый человек, он как маленький ребенок; вы должны быть терпеливы с ним". Но у Бабушки-Земли заканчивается терпение. То, что евроцентричное общество сделало с коренными народами всего мира, сейчас оно делают с собою же — отравляет землю, воздух и воду, насилуя друг друга так, как они насилуют нашу священную Бабушку. Мы приближаемся к пропасти массового суицида».

 

Несмотря на то, что многие рецензенты подвергли критике эту книгу, Патрисия Холт, книжный редактор «San Francisco Chronicle» дала ей точное определение «Это история Америки - ее наросты, ее раны и все».

Помимо работы в кино и как писателя, Рассел Минс попробовал себя в музыке, выпустив в 1993 году CD под названием «Электрический воин» ("Electric Warriors") в стиле, который он в шутку назвал "рэпахо". Кроме этого Рассел писал еще и картины. Таким образом, он пропагандировал индейскую духовность языком искусства: кино, живопись, пение.

4 июля 1999 года,  после убийства двух лакота за пределами Уайт-Клей, шт. Небраска, индейские активисты вышли на марш против продажи алкоголя близ резервации Пайн-Ридж.

Девять человек, включая  Рассела Минса, были арестованы.

В 1997 году против Рассела Минса было выдвинуто новое обвинение в угрозах и избиении своего свекра, омаха Леона Гранта, а также в избиении навахо Джеремия Битсуи. Но Рассел отверг эти обвинения. Тем не менее, 29 декабря 1997 года он был арестован, а генеральный совет ДАИ выпустил пресс-релиз, который подтвердил, что Рассел не является членом ДАИ.

Надо сказать, что Рассел Минс был женат пять раз: первые четыре брака закончились разводом. В общей сложности у него родилось 7 детей и 3 ребенка были приемными. Все они получили традиционное воспитание лакота.

В 1999 году Рассел Минс созвал пресс-конференцию, на которой заявил:

« Я хочу рассказать миру о руководстве ДАИ, вот причина, по которой я собрал здесь пресс-конференцию. В то время было хорошо известно, что случилось с Анной Мей. Двое из лидеров ДАИ распорядились ее убрать. Вернон Беллекурт позвонил в Роузбад в дом... дом моего брата и Клайд Беллекурт поднял трубку, а затем распорядился убрать ее в 1974 и 1975. Если ДАИ в сговоре с ФБР и виновно в этом ужасном убийстве, то я хочу вывести их на чистую воду». Вернон в 2004 году отверг все эти обвинения. В 2003 году в похищении, изнасиловании и убийстве Экуош были обвинены Арло Лукинг Клауд, оглала из Пайн-Ридж (впоследствии получил пожизненное), и Джон Грэм.

Позже, в августе 2008 года, Ричарду Маршаллу из Пайн-Ридж было предъявлено обвинение в пособничестве и подстрекательстве к убийству.

В сентябре 2009 года Тельме Риос, адвокату лакота из Пайн-Ридж, было предъявлено обвинение в пособничестве. Тельма к этому времени была очень больна и пошла на сделку со следствием, признав себя соучастницей в похищении она получила 5 лет лишения свободы. Тельма Риос умерла 9 февраля 2011 года от рака легких. 10 декабря 2010 года после двухдневного обсуждения присяжные признали Грэма виновным в тяжком убийстве, но оправдали его по обвинению в предумышленном убийстве. Наказание за тяжкое убийство предусматривает обязательное пожизненное заключение. После апелляции, поданной Грэмом, в мае 2012 года Верховный суд штата Южная Дакота оставил в силе решение суда предыдущей инстанции.

 

В 2000 году Рассела вновь арестовали за протест относительно Дня Колумба в Денвере. В 2002 на выборах он выдвинул свою кандидатуру от партии Независимой коалиции на пост губернатора штата Нью-Мексико, но его кандидатура была снята. На выборах в 2004 и 2008 Минс поддерживал независимого кандидата Ральфа Надера. На выборах племенного президента Рассел Минс уступил Сесиллии Огненный Гром, которая обошла и Джона Стила Желтую Птицу, став первой женщиной избранной президентом племени.

В 2007 году Рассел Минс вновь был арестован за протест в Денвере.

17 - 19 декабря 2007 года официальная делегация представителей ряда индейских резерваций нации лакота-сиу в штатах Южная и Северная Дакота, Небраска, Вайоминг и Монтана (США) посетила посольства ряда государств, официально уведомив о разрыве в одностороннем порядке всех договоров и соглашений, заключенных ранее с правительством Соединенных Штатов Америки, и заявив об образовании независимого и суверенного государства - Республики Лакота в границах 1851 года.

Основным мотивом своих действий активисты назвали низкий уровень жизни: «детская смертность в округе Лакота в пять раз выше, чем в среднем по США, 97 % населения живут за чертой бедности, 85 %— безработные, средняя продолжительность жизни индейцев лакота составляет всего 44 года (это один из самых низких показателей в мире)». Договоры между федеральным правительством США и предками современных лакота, заключённые полтора столетия назад, были названы «никчёмными словами на никчёмной бумаге», так как США их «неоднократно нарушали, чтобы украсть нашу культуру, нашу землю и возможность сохранить наш образ жизни»

 

«Мы, как свободолюбивый народ лакота, являемся предшественником суверенитета территории Дакота, доказательством чему служат договоры с правительством Соединенных Штатов, включая, но не ограничиваясь ими, договоры 1851 и 1868 гг., подписанные в Форте Ларами. Лакота формально и в одностороннем порядке отходят от всех соглашений и договоров, навязанных правительством Соединенных Штатов народу лакота». Акция объявления независимости Республики Лакота получила широкий резонанс, прежде всего в анти-американски настроенных средствах массовой информации по всему миру. Однако уже 8 января 2008 года племенные лидеры северных равнин, такие как Родни Бордо и Джозеф Приносящий Изобилие, поспешили откреститься от идеи Рассела Минса и заявили, что он не имеет права говорить от имени всех лакота. Республика задумывалась Минсом по принципу союза общин, которые объединены на основе консенсуса между ними. Каждая община в таком проекте будет обладать своими отрядами правопорядка, судьями и советом выборных. На территории резервации Пайн-Ридж близ ранчо Рассела Минса завершилось строительство школы «Полного Погружения» (её директором стала пятая жена Минса — Перл Минс), в которой сегодня используются новейшие образовательные стандарты в обучении детей лакота их родному языку и культуре. 

  В 2011 году у Рассела Минса был выявлен рак пищевода, языка, лимфатических узлов и легких. Он принял решение отказаться от стандартной интенсивной медицинской терапии, которая могла бы продлить его жизнь оптимальным образом, предпочитая вместо этого бороться с «недугом белых» с помощью духовной взаимосвязи со Вселенной, сохраняемой народом лакота как в прошлом, так и в настоящем. Минс был уверен, что традиционные индейские лекари помогут ему справиться в его лечении.

«Он настоящий борец. Он сражается с раком и ищет альтернативные средства лечения», – сообщил Деннис Бэнкс после встречи с Расселом Минсом в Нью-Мексико, где Минс боролся за свою жизнь со страшной болезнью.

«Я хочу поблагодарить вас за вашу сердечную любовь и за вашу чрезвычайную обеспокоенность состоянием моего здоровья. На протяжении всей моей жизни я никогда не ожидал, что смогу ощутить на себе такой поток чистой любви, исходящий от всего мира. Верьте мне, это имеет большое значение в моей борьбе против рака» - писал Рассел в 2011 году.

В марте 2012 года он выступил перед внимательно слушающей его аудиторией на мероприятии, посвященном Священному бизону, которое проводилось группой студентов и выпускников колледжа Форт-Льюис. Минс вдохновлял студентов, заявив о планах администрации, пусть даже их число пока невелико: «Это не только ваше сражение, это сражение касается всех, – сказал он. – Истина – общее дело». 27 апреля 2012 г. Рассел Минс выступил с 90-минутным обращением, в котором личная история переплелась с основными моментами деятельности ДАИ.

14 августа 2012 года Рассел Минс записал свое последнее видеообращение, назвав его «Облака».

22 октября 2012 года он ушел в мир предков после изумительной жизни борца за лучшую долю для американских индейцев. Более тысячи человек собрались 24 октября, чтобы отдать дань уважения Расселу Минсу во время в 12-часовой поминальной службы в Южной Дакоте в его родной Лакоте. На следующий день прах Рассела Минса был развеян во время закрытой церемонии, проходившей в западной части Блэк-Хилс.

 

«На его место придут тысячи», – сказал его единственный, переживший Минса, брат Билл Минс. – «Один человек не сможет его заменить, но его заменят в тысячекратном размере те, кого он вдохновил».

 

Перевод и подбор материала: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Erica Schwarz