Петалешаро. Питаресару. Белый Орел.

Церемония Утренней Звезды была распространена только среди бэндов скиди-пауни, живших на территории нынешней центральной Небраски. Она была посвящена Восточной Звезде (Марсу). Это был единственный ритуал, когда в жертву приносили человека, и один из немногих ритуалов, не связанных с сезонными циклами. Для проведения церемонии мужчина пауни должен был заявить о том, что он видел во сне Утреннюю Звезду и после пробуждения чувствовал, как она восходит на востоке. Сновидец ( сейчас считается, что военный лидер) должен был захватить девушку во вражеской деревне, чтобы принести ее в жертву Утренней Звезде. Жертва необходима была для того, чтобы в дальнейшем пауни сопутствовала удача в военных походах, а почва была бы плодородна. Подготовка к церемонии, которая заканчивалась пиршеством и танцами, включала в себя несколько этапов и священных песен. После того, как похищенная девушка была одета в священные одеяния из укладки Утренней Звезды служителем Утренней Звезды и раскрашена в красный цвет, она оставалась под присмотром человека-волка, который ежедневно водил пленницу к военному лидеру для вкушения мяса в посуде из укладки Утренней Звезды.
В соответствующий день, незадолго до рассвета, человек-волк приводил пленницу на эшафот, сооруженный из различных символических деревьев. Убийство происходило церемониальным луком и стрелой. Затем, тут же, каменным ножом человек-волк ударял рядом с сердцем и окроплял кровью жертвы специально подготовленное мясо бизона. Перед тем как унести мертвое тело жертвы в прерию и положить лицом на восток, жители деревни, включая детей, вонзали ей в спину стрелы. Скиди верили, что эта церемония позволяла духу жертвы вознестись к небу и стать звездой, в то время как тело возвращалось в землю.
Последняя церемония Утренней Звезды прошла 22 апреля 1838 года, когда в жертву была принесена 15-летняя девушка лакота. Соединенные Штаты запретили эту церемонию, но, необходимо отметить, что она уже изживала себя и среди самих скиди находились те, кто пытался прекратить человеческие жертвоприношения.

 

Петалешаро (Petalesharo, ок. 1797 – ок. 1832) - вождь скиди-пауни, спасший девушку из племени команчи от ритуала жертвоприношения в 1817 году на территории нынешней Небраски.  В 1821 году он был одним из многих равнинных  вождей, входивших в состав делегации О'Фаллона, которые посетили  Вашингтон и встретились с президентом Джеймсом Монро.
Петалешаро был сыном вождя по имени Нож, Лачелашаро (Knife, Lachelasharo ), который выступал против церемонии Утренней Звезды, пытаясь остановить человеческие жертвоприношения.
Когда девушку из племени команчей подготовили для принесения в жертву Утренней Звезде, юноша вышел вперед и заявил, что он, как и его отец, против того, чтобы людей приносили в жертву. Петалешаро освободил девушку, усадил ее на лошадь, снабдил провизией  и отправил обратно к своему народу. Миссионеры, которые работали среди индейцев, услышали эту историю и вскоре, в ее романтизированном варианте, она распространилась по Соединенным Штатам. Впервые о чудесном спасении девушки написали  22 ноября 1821 года в «The Washington Daily National Intelligencer».  Зимой 1821 года газета «New York Commercial Advertiser» напечатала стихотворение под названием «Храбрец пауни» ( The Pawnee Brave),  посвященное Петалешаро. Оно стало очень популярно среди сентиментальных жителей Нью-Йорка.
Петалешаро входил в состав делегации вождей, организованную  Томасом Маккенни, суперинтендантом по индейским делам, и индейским агентом Бенджамином О`Фалланом в 1821 году. Американские чиновники хотели произвести впечатление на индейских лидеров мощью и богатством США и положить тем самым конец нападениям на поселенцев. Участники этой делегации исполняли традиционные танцы и собирали от 6 до 10 тыс. зрителей. Многие предприятия и Конгресс были закрыты в течение дня, чтобы сотрудники могли посмотреть на столь экзотическое шоу.  Самой обсуждаемой  темой в Вашингтоне стала история спасение девушки команчи вождем Петалешаро, которого чествовали как героя.

Юные ученицы женской семинарии мисс Уайт просили позволить им разрешить посещение индейских танцев. Затем они собрали деньги, на которые была изготовлена серебряная медаль для Петалешаро. На медали был выгравирован его героический поступок с надписью - «храбрейший из храбрейших». Маккенни сопроводил вождя в дом родителей одной из студенток, где юная девушка вручила ему медаль. Петалешаро произнес короткую речь, сказав: «Я не знал, насколько этот поступок был хорош - это пришло из моего сердца. Я был в неведении, но сейчас я знаю, что я совершил доброе дело. Вы дали мне это знание, подарив эту медаль»
Бюро по делам индейцев поручило Чарльзу Берду Кингу написать портреты Петалешаро и других участников делегации, включая Молодого Омаха, Боевого Орла, Маленького Миссури и Пауни. Сэмюэл Финли Бриз Морзе в 1822 году также изобразил Петалешаро на картине «The Old House of Representatives», которая принадлежит сейчас Галереи искусств Коркоран.  Во время поездки Петалешаро встречался с Джеймсом Фенимором Купером, и,  как считается, вдохновил писателя на написание романа «Прерии».
Девушка команчи была не единственной спасенной  Петалешаро. В 1818 году он освободил юного мальчика, в 1833 году, с помощью индейского агента, он освободил шайенскую девушку, захваченную во время военного похода. Однако, когда девушка была уже на лошади, скиди убили ее из луков.
Последний раз  имя Петалешаро  упоминается в 1825 году, когда он, вместе с отцом, подписал договор в форте Аткинсон. Многие полагают, что он умер в 1832 году, во время эпидемии оспы и был похоронен в Небраске.
Медаль, которую студенты подарили Петалешаро, была найдена юным фермером Оландо Томпсоном в округе Ховард, Небраска, в 1833 году, он выкопал ее на месте бывшей деревни скиди-пауни. В 1920-х эта медаль была приобретена Американским нумизматическим обществом Нью-Йорка.
Ранние источники часто путают Петалешаро с двумя другими пауни, которые носили подобные имена. Один из них был в составе делегации в Вашингтон в 1821 году, другой - главенствующим вождем у чауи (Гранд пауни).

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При перепечатке и публикации материала ссылка на сайт обязательна.

Питаресару.

Питаресару, Петалешаро (PITARESARU, Petalesharo, Chief of Men, Man Chief) -это имя носило два или более выдающихся вождя чауи. Такое же имя было у знаменитого вождя скиди (скири)-пауни, умершего в период эпидемии оспы 1830-31 года.  
Питаресару - старший родился в конце восемнадцатого или в начале девятнадцатого века. Его имя значится под договором от 1833 года, когда пауни уступили США нынешнюю южную часть Небраски. Его сын, Питаресару-младший, родился около 1823 года и умер как главенствующий вождь в 1874 году в Небраске, на родине пауни. Описывался хорошо сложенным, ростом более 6 футов. Питаресару-младший стал вождем, когда ему исполнилось 29 лет. Он посвятил жизнь служению своему народу, и, как превосходный оратор, пытался умиротворить правительство США в его, часто ничем необоснованных, требованиях и подходах. В 1857 году  подпись Питаресару стояла под договором, по которому пауни уступили свои исконные земли, сохранив лишь небольшую резервацию на Луп-Ривер. Несмотря на то, что Питаресару чтил древние традиции, он позволил строить школы для детей пауни, чтобы те научились читать и писать слова белых людей. Питаресару-младший стремился сохранить суверенитет  племенных лидеров и подвергал критике нерадивых и нечестных на руку сотрудников агентства.
Когда его народ, загнанный в резервацию, голодал в 60-е годы восемнадцатого века, ему удалось добиться для них разрешения на бизонью охоту, на которую правительством был наложен территориальный запрет, так как из пауни предполагалось сделать фермеров. Когда пауни начали переселять с территории Небраски на Индейскую территорию, Питаресару был категорически против, но, позже, смирившись, с тяжелым сердцем, все же согласился на переселение. Однако ему суждено было умереть на родной земле. В 1847 году  Питаресару отошел в мир иной при загадочных обстоятельствах; он был ранен кем-то в ногу; рана начала гноится и в результате смерть наступила от гангрены. Место Питаресару занял его племянник Солнце (Sun Chief). Позже скиди-пауни признавали, что  Питаресару был великим человеком, и его влияние распространялось на все бэнды. Пауни, проживающие в Оклахоме, все еще поют некоторые из военных песен Питаресару.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При перепечатке и публикации материала ссылка на сайт обязательна.

Белый Орел.

"Все в мире двойственно. В наших умах все двойственно – добро и зло. Глазами мы видим и справедливость, и уродство. Наши правые руки ударяют и причиняют боль, а левые полны доброты, они ближе к сердцу. Одна нога может вести нас по пути зла, а другая – по пути добра.
Поэтому все сущее – двойственно", - Белый Орел, пауни.

 

Белый Орел ( White Eagle) - год его рождения не известен, известно лишь, что умер он в 1879 году. Белый Орел был главенствующим вождем скиди-пауни в середине 19 века. Его лидерство во время охоты было описано Джейн Уэлтфиш в ее классическом изучении пауни. Помимо охоты, он отвечал за передвижение лагеря, состоявшего из нескольких сот человек. Белый Орел был целителем (олений врач) и призывал на помощь сверхъестественные силы во время охоты. После контакта с европейцами оспа, холера и корь значительно сократили численность бэндов пауни в течение двух десятилетий в середине 19 века. От 60 до 120 пауни погибло в 1871 году, во время атаки лакота, после чего Белый Орел и другие лидеры пауни, нехотя, приняли решение переселиться на территорию нынешней Оклахомы. Свой последний земляной дом Белый Орел построил близ нынешнего Пауни, Оклахома, где и умер в 1879 году.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При перепечатке и публикации материала ссылка на сайт обязательна.