Краткий "ликбез".

 Движение американских индейцев (AIM) было основано в Миннеаполисе в 1968 году Деннисом Бэнксом, Клайдом Беллькуром, Мэри Джейн Уильямс и Джорджем Митчеллом. Движение было одним из наиболее заметных аспектов активности индейцев в 1960-х и 1970-х годах, собирая огромное количество последователей по всей индейской стране, получая поддержку многих старейшин-традиционалистов. Своей деятельностью ДАИ сумело привлечь внимание СМИ к бедственному положению индейских общин. ДАИ, как и многие социальные движения того времени, стало объектом преследований со стороны правительства. Основной целью ДАИ является поощрение самоопределения среди коренных американцев посредством международного признания договорных прав, призывая правительство США к ответственности за многочисленные нарушения в федеральной политике по отношению к индейцам. Когда ДАИ начало расти, многие индейцы стали понимать и ценить важное культурное и духовное наследие, воплощенное в основных принципах ДАИ. Однако ДАИ не навязывает какие-либо религиозные или культурные взгляды различным участвующим общинам; скорее оно пытается приспособиться к конкретным традициям в священной истории этих общин. Фактически, многие индейцы считают, что годы активности ДАИ были своего рода «индейским ренессансом», во время которого многие индейцы тянулись к своим племенным старейшинам, чтобы восстановить связь с их традиционной священной историей. Программы языкового возрождения, возрождение искусства и ремесел индейцев и обретенные обрядовые знания - все они в некоторой степени обязаны раннему происхождению движения Красной Силы. Используя сопротивление «Черной пантеры» полицейскому произволу в качестве модели своей организации, ДАИ признала сходство в обращении с индейцами со стороны полиции и судов, которые их поддерживают. В городских районах Соединенных Штатов, где полицейские были в подавляющем большинстве белыми, отношения между полицией и общинами обычно были в лучшем случае напряженными. Лидеры ДАИ обратили внимание на тот факт, что индейцы часто подвергались преследованиям и даже избиению со стороны полиции, и что индейцы, особенно в общинах, близких к резервациям, постоянно были недовольны  обращением с ними в судах. ДАИ также лоббировало за улучшение городских служб для городских индейцев, и учредила так называемые патрули ДАИ, среди первых официальных действий организации, в Миннеаполисе, штат Миннесота, чтобы контролировать деятельность полицейских. Вскоре ДАИ начал создавать отделения во многих крупных городах. Лидеры движения прибыли в Калифорнию, чтобы принять участие в захвате острова Алькатрас в 1969 году группой, называющей себя Индейцами всех племен. Поскольку федеральный закон гласил, что имущество, оставленное правительством США, должно автоматически возвращаться под контроль его предыдущих владельцев, Индейцы всех племен утверждали, что заброшенная федеральная тюрьма принадлежала коренным народам. Именно тогда Рассел Минс, оглала, выросший в Калифорнии, присоединился к ДАИ, став одним из видных лидеров движения. 4 июля 1971 года Минс провел акцию протеста на горе Рашмор. Позже в том же году группа ДАИ заняла Плимут-Рок в Массачусетсе в День Благодарения, покрасив камень в красный цвет в знак протеста. В феврале 1972 года Минс привел более тысячи индейских активистов в Гордон, штат Небраска, в знак протеста против отказа в возбуждении дела по убийству оглала Рэймонда Желтого Грома. «Мы маршировали по городу - этот город был наш в течение 4 дней», - вспоминал Рассел Минс. Прокурор Майкл Смит вынужден был добиться осуждения братьев Лесли и Мелвина Хэр, один из которых получил 6 лет тюрьмы и штраф в размере 500 долларов, другой — 2 года и такой же штраф в 500 долларов.

 Члены ДАИ помогли организовать, а затем приняли участие в «незаконном лове рыбы» на тихоокеанском северо-западе в знак протеста против государственных законов о рыбе и дичи, которые нарушали договорные права как прибрежных, так и внутренних водных путей индейских наций. В 1972 году активисты движения организовали караван в Вашингтоне, округ Колумбия, получивший название «Тропа нарушенных договоров», захватив офисы Бюро по делам индейцев. В 1973 году ДАИ и его сторонники семьдесят один день удерживали городок Вундед-Ни, штат Южная Дакота, где в 1890 году произошла ужасная бойня индейских мужчин, женщин и детей американской кавалерией. Захват Вундед-Ни началась в знак протеста против манипулирования государством внутренней резервационной политикой оглала, но когда ФБР направило 250 вооруженных агентов, чтобы окружить протестующих, освещение в прессе позволило этому событию перерасти в широкомасштабный протест по проблемам индейцев в целом. В своей кульминации захват Вундед-Ни стало мощным символом активности индейцев и расцветающего движения Красной Силы. Конец войны во Вьетнаме предвещал снижение протестных движений в США; движение за гражданские права, частью которого является ДАИ, вступило в период покоя. С принятием в 1974 году Закона о индейском самоопределении многие индийцы почувствовали, что им удалось заставить федеральное правительство изменить индейскую политику. Деннис Бэнкс организовал «Самый долгий марш» в 1978 году, чтобы напомнить о протесте «Тропы нарушенных договоров» 1972 года. ДАИ и другие индейские активисты считают, что нарушенные договора между правительством США и индейскими народами остаются актуальной проблемой в Индейской стране и что необходимо повышать осведомленность общественности об истории нарушенных договоров. Сегодня движение включает в себя несколько отделений по всей стране и национальный совет, который наблюдает за действиями, санкционированными ДАИ. Однако в конце двадцатого века ДАИ стало уделять больше внимания региональным, а не национальным вопросам, продвигая религиозные свободы индейцев и права на священные земли на государственном и местном уровнях.

 

По состоянию на 29 января 2014 года насчитывалось 566 индейских племенных народов, бэндов, конфедераций, общин, ранчерий, пуэбло и деревень, признанных федеральным правительством Соединенных Штатов, в соответствии с конституцией, договорами, уставами или по решению суда, как " суверенные внутренние зависимые нации  под защитой США " ( примерно 229 из них расположены на Аляске). Большая часть индейского населения получило гражданство США в период с 1887 по 1906 года, остальные были объявлены гражданами в 1924 году.

 

На данный момент в США насчитывается 334 резервации. Это означает, что почти одна треть, из 566 ныне признанных на федеральном уровне племен, потеряли свои земли в результате евро-американской колонизации. Многие племена до сих пор не получили признания ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов.

 

На протяжении столетий  Соединенные Штаты реализовывали семь специфических подходов в «делах» с индейцами:
-заключение договоров (1608–1830);
-переселение (1830–1850);
-резервации (1850–1871);
-ассимиляция (1871–1928);
-реорганизация (1928–1942);
-терминация (1943–1968);
-самоопределение (1968–по сегодняшний день).
В настоящее время официальная  политика правительства США в делах с индейцами построена на самоопределении. Индейские племенные народы являются суверенными образованиями и правительственные отношения  с ними выстраиваются как с отдельными странами. Племена принимают собственные законы, устанавливают и собирают собственные налоги и т. д. И в тоже время, они являются важной частью Америки.

Наиболее важные законы, принятые правительством США в отношении коренного населения за последние десятилетия:
-Закон об индейском самоопределении и развитии образования (Indian Self-Determination and Education Assistance Act, 1975);
-Закона об улучшении медицинского обслуживания индейцев (The Indian Health Care Improvement Act, 1976);
-Закон о свободе вероисповедания американских индейцев (The American Indian Religious Freedom Act, 1978);
-Закон об индейской опеке и попечительстве (Indian Child Welfare Act , 1978);
-Закон о защите индейских захоронений и репатриации ( The Native American Graves and Repatriation Act, 1990).

Помимо хорошо известных европейских прецедентов – в том числе из Греции, Рима и английского общего права – на формирование системы государственного управления в Соединенных Штатах повлияли представления коренных американцев о демократии. Иммигранты прибыли в колониальную Америку в поисках свободы и обрели ее на примере конфедераций ирокезов и других местных народов.
Конфедерация ирокезов (ходеношауни) стала моделью для правительства США. Их форма правления предусматривала разделение полномочий и демократические принципы. Конституция Америки очень похожа на законы ирокезов.

 Вопреки широко распространенному мнению о «исчезновении индейцев», численность коренного населения США продолжает увеличиваться. Согласно переписи с 2000  по 2010 год оно увеличилось на 1,1 млн. человек или на 26,7 процента, в то время как общий рост населения за этот период составил всего лишь 9,7 процента.  К 2050 году коренное население, как ожидается, увеличится более чем на 3 млн. человек.  Индейское население сосредоточено в 15 штатах, все из которых насчитывают от 100 000 и более человек: Калифорния, Оклахома, Аризона, Техас, Нью-Йорк, Нью-Мексико, Вашингтон, Северная Каролина, Флорида, Мичиган, Аляска, Орегон, Колорадо, Миннесота и Иллинойс.

 

 Пять городов Канады, где проживает наибольшее количество коренного населения.
1) Виннипег, Манитоба — 78 420 из общего числа жителей в  663 617 человек;
2) Эдмонтон, Альберта - 61 765 из общего числа жителей в 800 000 человек;
3) Ванкувер, Британская Колумбия — проживает более 52 000 индейцев, метисов и инуитов;
4) Торонто, Онтарио — почти 37 000 представителей коренного населения называют этот город своим домом;
5) Калгари, Альберта — 33 370 человек (по перепеси 2011 года).

Многие американцы приходят в замешательство, когда их просят назвать хотя бы несколько крупнейших индейских племен. На сегодняшний день существует  566 признанных на федеральном уровне племен и 334  резервации. Восемь индейских племен насчитывают по меньшей мере 100 000 человек. Крупнейшими племенами являются чероки, навахо, чокто, мексикано-американские индейцы (пуэбло), оджибве, сиу, апачи и черноногие.

По данным переписи населения за 2010 год в США проживает более пяти миллионов коренных американцев - 1,7 % от числа общего населения. 2,9 млн. человек идентифицируют себя исключительно как индейцы или коренные жители Аляски; 2,3 млн. человек идентифицируют себя как многонациональные представители. Это говорит о том, что почти половина коренных американцев рождены в смешанных браках.

 Согласно Бюро переписи населения  28 % американских индейцев и коренных жителей Аляски разговаривают дома на родном языке. Среди нации навахо 73 % членов племени являются двуязычными.

С 2002 по 2007 год процент представителей коренного населения США, занимающихся бизнесом, возрос на 17.7 %. Лидирующую роль по количеству индейцев-бизнесменов занимает штат Калифорния, далее идут Оклахома и Техас. Более половины индейцев-бизнесменов занимаются строительством, ремонтом, техническим обслуживанием, предоставляют персональные и прачечные услуги.

Индейцы платят те же налоги, что и другие граждане США, за исключением:

-федеральных налогов на прибыль от доходов, полученных с трастовых земель;

-штатных подоходных налогов с доходов, полученных в резервации;

-штатных налогов с продаж по сделкам, заключенным в резервации;

-местных налогов на недвижимость, находящуюся на территории резервации или на трастовых землях.

Индейцы, как граждане США, являются субъектами федеральных, штатных и местных законов. На территории резервации действуют федеральные и племенные законы, если Конгрессом не предусмотрено иное. Большинство племен имеют собственную племенную судебную систему и возможности для задержания членов племени, осужденных за некоторые преступления, совершенные  на территории резервации.

В 2013 году процент американских индейцев и коренных жителей Аляски, живущих в нищете, составил 29,2 % . Этот процент значительно выше, чем у представителей  любой другой расовой группы. Для США в целом,  уровень бедности составил 15,9 %. Процент индейцев и коренных жителей Аляски, не имевших медицинской страховки в 2013 году, составил 26,9 %. Для американской нации в целом,  соответствующий процент составлял 14,5 %.

В резервациях доступ к рабочим местам ограничен. Уровень безработица колеблется от 35% до 85 % - в зависимости от той или иной общины. В целом же, уровень безработицы среди американских индейцев составляет около 49%.

От 30 до 43 % индейских детей живут в бедности. Их отчисление из старших классов (9-12) составляет от 30 до 70 %, в зависимости от резервации и штата. Около 11 % американских индейцев оканчивают колледжи, по сравнению с 24% их белых сверстников.