Сики Токланни. Гоуйен. Лозен.

«Сики была очень милой леди. Она говорила на языке чирикауа, с мягкой интонацией в голосе, и чем больше она говорила, тем больше хотелось ее слушать», - Элбис Хьюгар.

Сики Токланни ( Siki Toklanni) - дочь Локо, лидера апачей чирикауа. Родилась приблизительно в 1866 году близ Уорм-Спрингс, Нью-Мексико. Ее детство ничем не отличалось от детства других девочек апачей, она так же обучалась женским обязанностям, однако, помимо этого, Сики принимала участие в обучении мальчиков воинскому мастерству. Затем, вместе с бабушкой, родители отправили ее в резервацию Мескалеро. 15 октября 1880 года Сики находилась в лагере Викторио, в горах Трес-Кастильяс. После учиненной мексиканцами резни она, как и многие другие выжившие женщины и дети, была отправлена в Чиуауа и продана там в рабство. Ее покупателем оказался фермер из Мехико. В рабстве Сики провела пять лет. Ее дух воина рвался на свободу, и девушка неустанно думала о побеге. Когда выдался подходящий случай, вместе с тремя другими женщинами апачи, работавшими на этой же ферме, Сики совершила побег. У бежавших не было ни запаса пищи, ни воды - лишь один нож и одно одеяло. На третью ночь после того, как женщины оставили ферму, Сики заметила кувшин, висящий над дверью одного дома. Как лидер группы, она прокралась между двух лающих собак и фыркающих лошадей, и одним взмахом ножа срезала его. Найдя воду и утолив жажду, женщины вновь двинулись на север, определяя дорогу по звездам. Во время пути они питались одними кактусами и лишь спустя неделю, на одной из ферм Сики удалось зарезать теленка. Таким образом, женщины обеспечили себя мясом и шкурой, чтобы сделать обувь и залатать прохудившиеся одежды. Во время пути к родным землям на  Франческу, одну из женщин-беглянок, набросился горный лев и фактически содрал с нее скальп. Вспомнив полученные воинские навыки, Сики закрепила скальп на голове Франчески при помощи кожаных ремешков и замазала ее раны слюной убитого льва, обладавшей заживляющими свойствами. На следующее утро к ранам пострадавшей женщины Сики приложила кашицу из кактуса. Когда Франческе стало лучше, они вновь пошли на север, все так же таясь, передвигаясь по ночам, убивая скотину фермеров для пропитания. Менее чем через три месяца, женщины были уже у родных для них Флоридских гор, близ Аризоны и Нью-Мексико. Найдя в пещере припасы, оставленные Викторио шесть лет назад, женщины пошили себе одежду и мокасины из найденной ткани и шкур, сильно попорченных мышами. У дружественных торговцев в Монтичелло, они узнали, где находится их народ и вскорости были уже в родном бэнде, проделав таким образом путь пешком более чем в тысячу миль.
Сики вышла замуж за скаута Роджерса Токланни. В браке у них родилась дочь Эмма. В 1886 году супруги, как и многие другие апачи, были заключены в тюрьму, а после освобождения жили в резервации Мескалеро. Местный житель Кен Буннел вспоминал, что Сики была невысокой, слегка коренастой женщиной, с морщинистым смуглым лицом и длинными седыми волосами. Она всегда носила длинное платье и опиралась при ходьбе на деревянную тросточку. Буннел характеризовал Сики как очень милую и дружелюбную женщину с кроткой улыбкой.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Гоуйен.

Гоуйен (Gouyen, Wise Woman) была тетей Сики Токланни. Она родилась приблизительно в 1857 году в бэнде чихенне апачей-чирикауа Уорм-Спрингс. Двадцать два года спустя, в 1879 году, команчи убили первого мужа Гоуйен. Желая отомстить за смерть мужа, она покинула лагерь, оделась в традиционное платье из оленьей кожи, которое носят девушки, достигнув половой зрелости, захватив с собой лишь сушеного мяса и кувшин воды. Четыре ночи шла она по следу команчей и, наконец, отыскала их лагерь. Наблюдая за врагом, Гоуйен увидела скальп своего мужа у вождя команчей, которые праздновали победу. Скользнув в круг танцующих, Гоуйен стала соблазнять вождя и поманила его за собой. Как только они скрылись в темноте, бесстрашная женщина выхватила нож и убила вождя команчей, сняв с него скальп, отомстив тем самым за смерть мужа. Сняв набедренную повязку убитого врага и его мокасины, Гоуйен два дня скакала обратно на уведенной у команчей лошади. В лагере апачей женщина буквально упала на руки родителей убитого мужа. Традиционное платье из оленей кожи было перепачкано кровью убитого ею вождя команчей. Придя в себя, Гоуйен продемонстрировала всем трофеи - скальп с длинными волосами, набедренную повязку и мокасины.
15 октября 1880 года Гоуйен находилась в лагере Викторио в горах Трес-Кастильяс. Она была среди тех, кто уцелел в этой резне. Мексиканские солдаты захватили ее в плен. Но вместе с сыном Кайвайкла (Kaywaykla) ей удалось бежать; что сталось с ее малолетней дочерью, она так никогда и не узнала. Вероятно, она погибла во время нападения мексиканцев.

Затем Гоуйен вышла замуж во второй раз за воина апача по имени Кайтеннае (Kaytennae), которому также удалось уцелеть во время резни в горах Трес-Кастильяс, и по крайне мере она один раз спасла жизнь мужу, убив врага, который приготовился выстрелить в него. В 1883 года они бежали вместе с Джеронимо из резервации Сан-Карлос.
В 1886 году Гоуйен и Кайтеннае вместе с другими чирикауа были арестованы и заключены в тюрьму как военнопленные. Гоуйен умерла в форте Силл в 1903 году, где и была похоронена рядом с родственниками мужа.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: W.R. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Лозен.

На этой земле,
На которой мы живем,
Уссен имеет силу.
Эта сила моя
Для поиска врага.
Я ищу врагов,
Которых только Уссен Великий
Может показать мне.

“Лозен - это моя правая рука... сильна, как мужчина; храбрее, чем большинство храбрецов; хитра в стратегии; Лозен - это щит своего народа», - Викторио.

Она родилась в бэнде чихенне примерно в 1840 году, на землях, известных тогда, как Апачерия, с видом на Священную Гору (пик Салинас) близ Оджо-Кальенте, там, откуда пошла жизнь апачей. Девочка была младшей сестрой вождя Викторио, и он назвал ее Ше-ла-зийа, что в переводе означает «Маленькая Сестра» (She-la-ziyah, Little Sister), однако, в история она вошла под именем Лозен (Lozen).
Лозен была воспитана, как и большинство девочек апачи, однако с самого детства она проявляла интерес к верховой езде, владению ножом, стрельбе из лука, ружья, и старший брат стал ее наставником. В семь лет она уже искусно управляла лошадью, став вскоре одним из лучших наездников, неоднократно побеждая в скачках. Неудивительно, что, достигнув половой зрелости, Лозен решила встать на путь воина. Чтобы заручиться поддержкой горных духов, она отправилась к Священной Горе, где постилась четыре дня и четыре ночи.
За мужество горные духи наградили ее двумя дарами — способностью исцелять раны и определять расположение врагов апачи. Позже очевидцы описывали ее действия, при помощи которых она находила противника. Лозен поднимала лицо к небу, раскинув руки, медленно начинала двигаться по кругу, распевая молитвы. Она останавливалась лишь тогда, когда ее ладони меняли цвет или их начинало покалывать, указывая направление, где находились враги.
Согласно легендам апачей, в то же время, когда она получила дары, Лозен повстречала юношу, вождя племени сенека из Нью-Йорка. Сенека вытесняли с родных земель «белоглазые», как называли апачи евро-американцев. Лозен до безумия влюбилась в вождя, но ее сердце было разбито, когда сенека, которого апачи называли «Серый Призрак», отверг ее любовь и отправился дальше, на поиски земли для своего народа. Лозен поклялась никогда не выходить замуж и идти путем воина. Как бы то ни было, она так никогда и не приняла руку и сердце ни одного мужчины.
Другие женщины апачи часто присоединялись к военным отрядам, но, как правило, они лишь готовили пищу своим мужьям, ставили лагерь и оказывали помощь раненым, но иногда принимали участие и в сражениях. Встав на путь воина, Лозен тем самым отвергла традиционную роль женщины. Однако апачи уважали ее выбор и ценили за храбрость и отвагу. Некоторые историки пытаются утверждать, что это произошло из-за сексуальной ориентации, указывая на ее дружбу с другой женщиной-воином Да-те-сте. Но это не так - лесбиянство считалось позором и высмеивалось в обществе апачей. В начале 1870-х годов апачи вынуждены были переселиться в резервации. Провианта не хватало, люди умирали от голода и болезней. Свободолюбивый дух индейцев рвался покинуть резервационные границы.

В прошлом апачи проводили много времени в странствиях — охотясь или сражаясь с врагом. Резервации же закрыли двери для традиционного образа жизни индейцев, которым теперь приходилось влачить жалкое существование.
Лозен была среди тех, кто покинул резервацию вместе с Викторио в 1877 году, и сражалась рядом с ним против тех, кто отнял у них родные земли.

Когда бэнд уходил от преследовавших апачей американских сил, Лозен вдохновила женщин и детей, мерзнущих в страхе, пересечь бушевавшие воды Рио-Гранде.
«Я видел великолепную женщину на красивой лошади — Лозен, сестру Викторио. Лозен — женщина-воин!», - вспоминал Джеймс Кайвайкла (James Kaywaykla), бывший ребенком в то время и ехавший на лошади вместе с бабушкой. «Она подняла высоко над головой свое ружье. Вспышка осветила, как ее правая нога поднимается и ударяет лошадь в бок. Конь встал на дыбы и вошел в речной поток. Она повернул его голову вверх по течению, и он поплыл».
Незамедлительно все женщины и дети последовали за ней. Когда они достигли другого берега, замерзшие, мокрые, но все живые, Лозен обратилась к бабушке Кайвайкла: «Сейчас ты отвечаешь за них, я должна вернуться к воинам». Воины в это время прикрывали отход женщин и детей от наступающей кавалерии. Лозен повернула коня обратно, к реке, и вернулась к своим товарищам.
Все тот же Кайвайкла вспоминал, что «она могла скакать, стрелять и сражаться, как мужчина, и, я думаю, она обладала большими возможностями в плане военной стратегии, нежели чем Викторио». И даже сам Викторио признавал, что он зависит от Лозен.
В конце кампании Викторио Лозен покинула его бэнд, чтобы сопровождать женщину и ее новорожденного ребенка через пустыню Чиуауа из Мексики до резервации Мескалеро. В столь опасное путешествие по землям, занятым мексиканцами и американцами, Лозен взяла лишь винтовку, патронташ, нож и запас продовольствия на три дня. По пути она убивала лонгхорнов одним лишь ножом, опасаясь навлечь беду выстрелами из винтовки. У мексиканских кавалеристов Лозен увела лошадь для молодой матери, утащила седло, ружье, боеприпасы, одеяло, фляжку и даже рубаху. Наконец они достигли резервации, где Лозен узнала, что случилось с бэндом Викторио. Позже воины, выжившие в резне, учиненной американцами и мексиканцами в Трес-Кастильос, говорили, что этого не произошло бы, будь среди них Лозен, которая смогла бы узнать о приближении врага, используя свой дар.
После смерти Викторио женщина-воин продолжала сражаться под руководством вождя Нана, мстя мексиканцам за смерть брата. Затем Нана объединился с Джеронимо, который ушел из резервации в 1885 году. В сражении с мексиканцами под командованием полковника Гарсия отважная женщина проползла к линии вражеского огня, чтобы взять сумку с боеприпасами, столь необходимых апачам, брошенную в разгар сражения. После этого случая люди Джеронимо называли ее не иначе, как «Женщина-Воин».

Лозен и ее подруга Да-те-сте были направлены Джеронимо на встречу с американцами, когда тот решил сдаться. Долгие переговоры, обещания и компромиссы способствовали бескровной капитуляции генералу Круку весной 1886 года. Вместе с другими военнопленными чирикауа Лозен была доставлена во Флориду, а затем, с женщинами и детьми, в Алабаму, в бараки Маунт-Вернон, где от голода и болезней умер каждый четвертый пленный. Эта участь не обошла стороной и женщину-воина.

17 июня 1889 года Лозен, находясь за тюремным забором, умерла от туберкулеза. Тело женщины-воина похоронили в безымянной могиле. Ее дух, наконец, обрел свободу и спешил на родину, на землю, которую Лозен так любила и так упорно защищала.


Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: W.R. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.