Мато Ите. Мато Лузахан. Рэймонд Желтый Гром. Инкпадута. Часка. Тед Тин Элк-старший. Резаный Нос.

Мато Ите

 Мато Ите, Медвежье Лицо I (Mato Ite, Вear Face I, родился в 1800 году) — хункпапа, был женат на двух женщинах: Хехакавин (Hehakawin, родилась в 1811 году) и на Шота Виньян, Женщине Дым ( Sota Winyan,  Smoke Woman, сихасапа, родилась в  1814 году, мать Медвежье Лицо II ). У него было шесть сыновей, каждый из которых оставил свой след в истории: Валутавакинян, Красный Гром (Walutawakinyan, Red Thunder, родился в 1827), Хемаза, Железный Рог (Hemaza, Iron Horn, родился в 1829 году), Мато Ите, Медвежье Лицо II (Mato Ite, Bear Face II, родился в 1830 году), Итонагажу, Дождь В Лицо ( Itonagaju, Rain in the Face, родился в 1836 году), Бритая Голова (Shave Head, родился в 1840 году) и Мато Чигала, Маленький Медведь (Mato Cigala, Little Bear, родился в 1842 году).
Медвежье Лицо I был подписантом, как воин договора с хункпапа от 1825 года, с комиссией Аткинсон — О`Фаллон. Его семья была ведущей ти-вахе (бэндом) че-окба, или Висячий Пенис (Che-okhba, Droopy Penis). Бэнд че-окба занимал место в лагерном круге хункпапа за  Больными Спинами (Sore Backs), по всей видимости, родственным им бэндом. Медвежье Лицо II родился в год  Когда Мясо Хранили Замороженным (Watasagyapi, When Meat Was Kept Frozen), то есть в 1830 году. Это была очень холодная зима. Осенняя охота тогда проходила близ Бэар-Бьютт, Южная Дакота. Было настолько холодно, что мясо нельзя было засушить. Поэтому его, завернув в шкуры и разместили на деревянных помостах высотою в семь футов; мясо оставалось замороженным до весны.
Медвежье Лицо I был вождем бэнда хункпапа че-окба, также, как и два его сына— Железный Рог и Дождь В Лицо. Медвежье Лицо II участвовал в рейде против форта Тоттен, Северная Дакота, летом 1866 года, вместе с братом — Дождь В Лицо. Два года спустя он был с группой, атаковавшей форт Фил Кирни в Вайоминге, когда был уничтожен отряд Феттермана. В этом сражении было много представителей различных бэндов. Медвежье Лицо II участвовал во многих битвах, в том числе и на Литтл-Бигхорн. В 1873 году Медвежье Лицо II поселился в агентстве Грэнд-Ривер, перемещенном в том же году в Стэндинг-Рок.
В начале октября 1876 года Медвежье Лицо II с Длинным Пером был направлены армейскими чиновниками убедить не-договорные бэнды сдаться. Он помогал провести переговоры между Сидящим Быком и полковником Отисом. Когда генерал Майлс проводил совещание с лакота Сидящего Быка близ нынешнего Майлс-Сити осенью 1876 года, Медвежье Лицо был одним из вождей, несших белый флаг мира к генералу Майлсу. С ним были два других вождя - Воронье Перо (Crow Feather) и Атакующий Гром (Charging Thunder). Это были мирные вожди различных бэндов. Пока шли переговоры с Сидящим Быком, солдаты окружили индейцев, и лидер хункпапа, узнав об этом, отдал распоряжение сформировать линию обороны. Генерал Майлс потребовал от Сидящего Быка отвести его людей, Сидящий Бык согласился, но при условии, если генерал отведет своих солдат. Майлс обвинил Сидящего Быка в ненависти к евро-американцам и постоянной готовности сражаться. Сидящий Бык ответил генералу: «Я сражаюсь лишь тогда, когда я вынужден сражаться. Я не ищу повода для столкновений. Я стараюсь держаться подальше от этого, но ведь это ты окружил нас. Зачем ты пришел на наши земли, чтобы досаждать нам?». Майлс ответил вождю, что он здесь, только потому, что правительство отправило его сюда. Генерал терял контроль над собой, становясь более раздраженным, и индейцы поняли, что пришло время завершать разговор. Когда они собрались уходить, Майлс сказал то, что переводчик Джон Бругиер не стал переводить. В течение пятнадцати минут заговорили пушки, обстреливая индейский лагерь. Лакота не могли противостоять современным ружьям и огню артиллерии, им пришлось отступать, но при этом погибли мужчины, женщины и дети. Среди сражавшихся был и Медвежье Лицо. Эта выходка Майлса стоила правительству миллионы долларов и многих жизней.
Медвежье Лицо вернулся в резервацию Стэндинг-Рок 5 ноября 1876 года, поселившись на Бэар-Фейс-Крик. Ранее, в 1864 году, он женился на Корничневых Следах (Brown Tracks), известной потом, как Энни Медвежье Лицо. В агентстве он был признан в качестве вождя бэнда. В конце 1876 года его бэнд насчитывал две семьи, а к 1877 году — восемь. На следующий год его бэнд увеличился до 17 семей. В 1885 году в Стэндинг-Рок в качестве получателей пайков в списке вождя Медвежье Лицо числилось 22 палатки и 95 человек. Медвежье Лицо II был крещен и принял католическую веру. Являлся одним из основных информаторов Фрэнсис Дэнсмор. Умер 20 января 1915 года и был похоронен на католическом кладбище в Олд-Кенен, Южная Дакота . Его дочь Роза Медвежье Лицо (Rosa Bear Facе) была зачинательницей первой школы в лагере Сидящего Быка, вернувшись из Хэмптона. Витал Медвежье Лицо, его сын, заседал в первом племенном совете Стэндинг-Рок и был племенным председателем в 1914 году, продолжая работать для своего народа.

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: W.R. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Мато Лузахан

Мато Лузахан, Быстрый Медведь ( Mato Luzahan, Swift Bear, John Swift Bear ) - сичангу; родился в 1827 году на Платт-Ривер, Небраска. Отец-Шунка Ишнала, Одинокий Пес (Sunka Isnala, Lone Dog); мать — Серая Бизониха (Gray Buffalo Woman, 1797 — 1887); дедушка — Красный Боевой Головной Убор (Red War-Bonnet ) - сиссетон-вапетон из Миннесоты.
Братья: Железный Огонь (Iron Fire), Маленький Медведь (Little Bear) и Гусь (Goose).
Сестра — Мари, она же Женщина Красный Баклан ( Marie, Red Cormorant Woman), ставшая в последствие женой торговца Джеймса Бордо.
После 1845 года Мато Лузахан был лидером бэнда Кукуруза (Corn), который в разные времена назывался по разному. Отличался своей дружелюбностью к евро-американцам. Так, 19 августа 1854 года Мато Лузахан спас жизнь белого солдата. В 1856 году его бэнд насчитывал от 12 до 18 палаток.
После 1865 года Мато Лузахан был вторым по рангу вождем (если такой титул вообще существовал) у сичангу. После установления контакта с белыми торговцами народ Быстрого Медведя стал более оседлым, нежели чем другие сичангу. "Зимний счет" Мато Лузахана указывает, что белый человек учил их как сажать кукурузу на Уайт-Ривер в 1823-1824 году. Тогда бэнд был назван Вагмезайуха, У Них Есть Кукуруза (Wamezayuha, They Have Corn). Во время эпидемии оспы Мато Лузахан потерял многих своих родичей.
Мато Лузахан поженился на Флоренс Мэй (Florence May (1836-1920)) в форте Ларами, Вайоминг. У него было три жены, которые были сестрами, 20 сыновей и 1 дочь - Мод Быстрый Медведь (Maud Swift Bear, Little Girl), которая умерла от пневмонии в школе-интернате Карлайл, 13 декабря 1880 года, став первой девочкой лакота умершей в этой школе. В других источниках указывается на то, что его дочь звали Сара Красная Лошадь (Sarah Red Horse).

В резервации Роузбад для Мато Лузахана был построен прекраснейший дом, уступавший  лишь дому Пятнистого Хвоста.
Мато Лузахан умер 22 января 1909 года и был похоронен на католическом кладбище на Скво-Крик в районе Милк-Кэмп.
После смерти вождя его лагерь был расформирован и перемещен в Милк-Кэмп.


Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Рэймонд Желтый Гром

 "Священная сила орла в этой песне. Мощь грома находится в барабане. Это представляет собой священный круг", - Леонард Вороний Пес.

 

 Холодным зимним вечером 12 февраля 1972 года братья Лесли и Мелвин Хэр, вместе с дружками, Бернардом Лютером и Робертом Бейлисом, прихватив свою знакомую Жанетт Томпсон, подогревали себя пивом и колесили на автомобиле по улицам Гордона, штат Небраска. Заметив индейца на стоянке подержанных автомобилей они притормозили, избили его, раздели по пояс, несмотря на 20 градусный мороз, и закинули в багажник своего автомобиля, планируя показать «добычу» на танцах, проходивших в «American Legion Hall». Белым сынкам местного ранчеро и бизнесмена это казалось очень забавным. Танцевавшие горожане уставились на дверной проем, в котором показался избитый ковбой-индеец, прикрывавший рукой свое окровавленное лицо. Индейца, под дулом пистолета, заставили пить, и танцевать - развлекая посетителей зала. Затем, братья Хэр опять стали избивать его и призывать к этому других : "Ну-же, это же по-приколу!". А потом полу-живого индейца просто выбросили на улицу. Никто не стал вызывать ни полицию, ни «скорую» - танцы продолжались.

 

 Окоченевшее тело 51-летнего оглала было найден спустя 8 дней в автомобиле на стоянке. Было установлено, что погибшего звали Рэймонд Желтый Гром. Позже, вскрытие покажет, что причиной его смерти стала субдуральная гематома, как следствие тупой травмы черепа над правым глазом.

 

 Рэймонд Желтый Гром (Raymond Yellow Thunder) родился в 1921 году в резервации Пайн-Ридж, Южная Дакота. Прямой потомок знаменитого вождя, сражавшегося некогда с Кастером на Литтл-Бигхорн, Рэймонд был одним из семерых детей Дженни и Эндрю Желтый Гром, владевших маленькой фермой и небольшим табуном лошадей. Американская Лошадь, дедушка Рэймонда, один из так называемых прогрессивных вождей, верил, что образование и труд — это лучшие способы сохранить народ лакота.
В резервационной школе Рэймонд был отмечен как прилежный ученик, хороший спортсмен и прекрасный художник. Но его даром было умение обращаться с лошадьми. Тогда еще не было автобусов, поэтому Рэймонду, двум его братьям и четырем сестрам, приходилось преодолевать путь от дома до школы верхом на лошадях. В старшие классы Рэймонд Желтый Гром не пошел, предпочтя «граниту науки» тяжелый труду на ранчо и ферме. Говорили, он был спокойным и молчаливым человеком и у него совсем не было врагов. Рэймонд был настоящим ковбоем, обладая потрясающей возможностью укрощать лошадей. Говорили, Желтый Гром запросто бы сделал любого наездника, выступай он на родео.

 Совсем еще молодым Рэймонд женился на Доре Скошенная Трава (Dora Cut Grass). Эта пара прекрасно смотрелась вместе, особенно, когда они разъезжали на лошадях по резервации. Однако, спустя несколько лет они развелись.

 Как и прочие работники ранчо Желтый Гром работал не покладая рук всю неделю, а в субботу отправлялся в город, где бывало и выпивал. Из-за этого ему иногда приходилось иметь дело с полицией Гордона. По словам полицейских, он никогда не буянил и вел себя спокойно. Однако Рэймонд не был алкоголиком. Он всегда выкраивал время на то, чтобы навестить братьев и сестер, маленьких племянников и племянниц в Гордоне и в Пайн-Ридж, всегда приходил с подарками, тратя на них все свои деньги.
Гарольд Рукер, у которого долгое время работал Желтый Гром встревожился, когда тот не появился в условленном месте в воскресенье вечером.


  В ту же ночь братья Хэр, с дружками, вновь нашли Желтого Грома, якобы для того, чтобы вернуть ему одежду.
Лесли и Мелвин Хэр, Бернард Лютер, Роберт Бейлис и Жанетт Томпсон были арестованы как подозреваемые в убийстве Рэймонда Желтого Грома. Братьям Хэр и их дружкам, Лютеру и Бейлису, были предъявлены обвинения в непредумышленном убийстве и незаконном лишении свободы. Томпсон была обвинена лишь по последнему пункту. Всех пятерых отпустили под залог. Залог не стали брать лишь с Бернарда Лютера, который согласился дать показания против своих товарищей - все обвинения с него были сняты.

Родственникам Рэймонда Желтого Грома было отказано в праве осмотреть тело погибшего. Когда им все же разрешили открыть гроб, чтобы осмотреть его тело, - они пришли в ужас. На теле Желтого Грома просто не было живого места.   Это убийство вызвало волну протеста среди индейцев, которых возглавило Движение американских индейцев. Небольшой городок в прерии стал центром национального внимания. 6 марта 1972 года индейцы маршем прошли по улицам Гордона, требуя справедливого наказания для убийц. Белые жители приграничного городка, в панике, накрепко закрывали свои двери, опасаясь выходить на улицу.
«Мы маршировали по городу - этот город был наш в течение 4 дней», - вспоминал Рассел Минс, один из участников протеста.
  Прокурор Майкл Смит вынужден был добиться осуждения братьев Лесли и Мелвина Хэр, один из которых получил 6 лет тюрьмы и штраф в размере 500 долларов, другой — 2 года и такой же штраф в 500 долларов.

 

 Рэймонда похоронили по обычаям лакота. "Мы не хотим, чтобы его хоронили белые", - заявили его родственники. Проститься с ним пришли более тысячи человек. Среди них были Рассел Минс, Деннис Бэнкс, Клайд Беллекорт и другие участники ДАИ. На холме к востоку от Поркупайн Рэймонд Желтый Гром вернулся в землю.

 

 «Я помогу тебе. Это должно быть сделано в традициях лакота. Я похороню его здесь, но так, что он останется с нами, и его дух поможет нам в пути духов. В давние времена, мы размещали своих мертвых на помостах из священного тополя, чтобы ветер и дождь позаботился о них. Мы не можем это делать сейчас. Рэмонд станет землей. Он всегда будет смотреть на нас. Мы будем петь  вместе для его души, и ставить чашу для пищи духов, чтобы он не голодал по пути в иной мир», - Леонард Вороний Пес.

 

 Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Инкпадута

«На протяжении двадцати лет западные сиу утверждали, что один из его сыновей убил Кастера. Возможно, это и так, но подтверждения тому нет... Это правда, что воины западных сиу имели высокое уважение к отваге сыновей Инкпадуты, которую они проявляли в бою», - Чарльз Истмен.


Инкпадута (Inkpaduta, Red End, Red Cap, Scarlet Point) родился приблизительно в 1815 году на Ватонван-Ривер, близ нынешнего Сент-Джеймс, Миннесота. Свое имя он получил либо из-за красного орнамента, размещенного в его волосах, либо из-за обильного кровотечения при обрезании увеличившейся крайней плоти. Его отца звали Вамдисапа (Wamdisapa, Black Eagle). Он был военным вождем в деревне вапекуте, возглавляемой Шакеска (Shakeska, White Nails). У Вамдисапы было две жены: одна - из племени мдевакантон, а вторая, мать Инкпадуты, — вапекуте или сиссетон. У Инкпадуты было две сестры, одна из которых позже вышла замуж за вождя сиссетон, а вторая - за лакота, и, по крайней мере, один брат. Вполне вероятно, что при рождении Инкпадута получил имя Часке, как мальчик-первенец. Затем после церемонии в три или четыре года он получил более личное имя, а после его и стали называть Инкпадута. В юношеские годы Инкпадута проявил себя как отважный воин, сражаясь в межплеменных войнах. С саук и мескваки вапекуты сражались не на жизнь а на смерть за охотничьи угодья на севере Айовы. В 1837 году на дакота обрушилась эпидемия оспы, которая унесла жизни нескольких родственников Инкпадуты и членов семьи, обезобразив его лицо на всю жизнь. Вамдисапа ушел со своей деревней, теперь известной, как бэнд Красная Верхушка (Red Top), к Вермиллион-Ривер, Южная Дакота, став тесно взаимодействовать с янктонами и сиссетонами, совершая рейды за лошадьми в деревни потаватоми. Многие писатели обвиняют Вамдисапу в продолжении войны с саук и мескваки, поскольку в 1842 году, как они считают, он убил настроенного на мир Тасаги (Tasagi, The Cane), лидера вапекут Кэннон-Ривер и главенствующего вождя бывшей деревни Вамдисапы, который выступал за уступку земель в Миннесоте и Айове федеральному правительству по договору губернатора Доти, подписанному им и еще тремя лидерами бэндов в 1841 года. Некоторые указывают, что в убийстве принимал участие и сам Инкпадута. Однако этому нет никаких доказательств. И, скорее всего, в смерти Тасаги был виновен вапекут по имени Дровосек (Wood Breaker), поскольку и Вамдисапа, и Икпадута в это время жили за много миль от деревни убитого вождя. К этому времени Инкпадута был зрелым мужчиной. У него было несколько жен и много детей. Дважды у Инкпадуты  рождались сыновья-близнецы. Старшими были Мокоакуемон (Mo-co-aque-mon, Roaring Cloud) и Мокопоко (Mo-co-po-co, Fire Cloud), младшими - Макамахедмани (Macamahedmane, Sounds the Ground When He Walks) и Ояамакасан (Oyemakasan, White Earth Tracking). Другими  сыновьями Инкпадуты были Большое Лицо, Маленький Призрак и Чарли Маку. Его сыновьями могли также быть Громовое Облако и Шагающий Под Землей. Все они были отважными воинами.

В середине 1840-х годов Вамдисапа перебрался со своей деревней обратно в Миннесоту и поселился у нынешнего Сент-Питера, где и умер в 1846 году от болезни. После смерти Тасаги его сын Вамундеякапи стал вождем вапекут Кэннон-Ривер. Однако в июле 1849 года он вместе с семнадцатью другими соплеменниками был убит на на Де-Мойн-Ривер, близ Медвежьего озера. В этом убийстве тут же поспешили обвинить Инкпадуту. Первым из таких обвинителей стал губернатор Миннесоты Александр Рэмси. Однако позже в докладе уполномоченному по делам индейцев Рэмси напишет, что это убийство было дело рук индейцев мескваки, и поскольку за убийство вапекут правительство США обязано было заплатить, этот факт пришлось скрыть. Так, с легкой руки Рэмси, за Инкпадутой и далее потянулась слава «кровожадного злодея ренегата».

В 1851 году дакота, как сауки и мескваки, продали свои земли по договору Мендота и согласились на резервационную жизнь. Инкпадута не признал продажу земли и не принимал участие в переговорах по условиям договора, как и ряд других лидеров небольших бэндов вапекут. В течение следующих нескольких лет он продолжал вести традиционный кочевой образ жизни. После смерти Вамдисапы новым вождем избрали Синтоминидуту (Sintominiduta, All Over Red), сиссетона из деревни вождя Сонные Глаза. Впервые о нем упомянуто в записях от 1848 года, когда его воины атаковали группу геодезистов, вторгшихся на индейские земли. Не ясно, в каком родстве новый вождь состоял с Инкпадутой. Кто-то указывает, что они были братьями. Многие из историков, в том числе и нынешние дакота, говорят, что они были сводными братьями. Другие источники свидетельствуют о том, что Синтоминидута был зятем Вамдисапы. Как бы там ни было, они были родственниками в системе родства дакота. Инкпадута занимал должность суб-вождя и не считал Синтоминидуту своим соперником. Периодически вместе с 21 близкими последователями он покидал бэнд и отправлялся на охоту. Как на юге Миннесоты, так и на севере Айовы он видел надвигавшуюся угрозу со стороны увеличивающегося числа белых поселенцев. Уильям Уильямс, житель Пенсильвании, перебравшийся на границу Айовы в 1849 году и служивший в форте Додж, указывал, что у индейцев насчитывалось около 500 палаток. Большинство из них принадлежало сиссетонам Красного Грома. Около 150 палаток Синтоминидуты, Инкпадуты и Титонка находилось у Спирит-Лейк и Окободжи-Лейк. Синтоминидута и Инкпадута часто возвращались в округ Блу-Эрт и даже зимовали здесь. В 1853 году, например, двое из детей Синтоминидуты посещали первую школу, открытую в Манкато. Джон Марш, учитель, говорил, что они очень быстро освоили английский язык и учили языку дакота белых. Джоспадута (Joshpaduta), 12-летний сын Синтоминидуты, был очень дружелюбно настроен к белым - впрочем, как и его отец. Инкпадута старался избегать евро-американцев и всегда был молчалив в их присутствии. Впрочем, и белые не жаловали Инкпадуту не скупясь на всякие грязные эпитеты в его адрес. Лишь Чарльз Лэмб, поселившийся в 1851 году на Литтл-Су-Ривер, в 30 милях юго-восточнее нынешнего Су-Сити, отзывался о дакота положительно. Индейцы учили его своему языку и жаловались на обман торговцев, и особенно на продавцов виски. Лэмб описывал Инкпадуту как «высокий и стройный; мягкий и заботливый к своей семье. Он был изобретателен, не было лета, чтобы он и его племя не посадили огорода, где он был маленьким человеком с тихим голосом… среди индейцев считалось, что, чем больше мужчина любит свою семью, род и племя, тем отважнее он встает на их защиту».

Обстановка на границе была напряженной. Масла в огонь подливали такие люди, как Генри Лотт, который в 1845 году проживал в Ред-Рок, округ Мэрион, Айова. Он торговал лошадьми и выменивал у индейцев пушнину на дешевое виски. В 1848 году, когда Лотт проживал у устья Бун-Ривер, у Синтоминидуты пропали лошади. Следы привели к конюшне Лотта. Никто не знает, что произошло потом, но Генри Лотт вместе с пасынком поспешно покинули этот район, считая, что индейцы убили их близких и сожгли дом. Лотт поднял на ноги белых поселенцев, которые поспешили к месту предполагаемой резни. Каково же было их удивление, когда встречать гостей из дома вышли жена и дети Лотта, целые и невредимые. Спустя несколько месяцев после этого недоразумения жена Генри Лотта умерла, и он незамедлительно обвинил в ее смерти Синтоминидуту. Зиму 1853-1854 года Синтоминидута проводил недалеко от дома Генри Лотта. В январе Лотт пригласил вождя поохотиться на вапити. Подпоив его виски, Лотт убил индейца, как только они отъехали от лагеря. Он вместе с пасынком, выдавая себя за саук и мескваки, вернулся в лагерь убитого вождя где расправились со всей его семьей - было убито девять женщин и детей. В живых остались лишь двое сыновей Синтоминидуты, один из которых был Джоспадута. Генри Лотт сбежал из Айовы, и больше его никто не видел. Когда трупы убитых были найдены, Инкпадута сообщил об этом в форт Додж Уильямсону. Он заявил, что это преступление совершили не саук и мескваки. Дальнейшее разбирательство этого дела вывело на след истинного убийцы. Уильямсон прибыл в лагерь Инкпадуты и попросил оказать ему помощь в поимке Лотта и его пасынка. Четверо воинов сопроводило Уильямсона до форта Додж, но дальше они ехать отказались. Большое жюри округа Полк предъявило обвинение бежавшему Генри Лотту, но это не устроило требовавших справедливости индейцев. Коронерское жюри провело заседание в Гомере, прокурор же, словно в насмешку над этим делом, водрузил голову убитого Синтоминидуты на фасаде своего дома. Это видели несколько индейцев, в том числе и выживший сын вождя. На этом все расследования и поиски Генри Лотта закончились. Этот инцидент повлек за собой волнения по всей границе Айова-Миннесота. Рейды по Де-Мойн-Ривер продолжились, хотя поселенцев не убивали. Полковник Сэмюэль Вудс пообещал индейцам, что найдет Лотта, и пригрозил: если рейды не прекратятся, он предпримет решительные действия. В 1855 году губернатор Деймс Граймс заявил генеральной ассамблее, что штат не в состоянии защитить себя от индейцев. Он попросил законодателей обратиться в Конгресс за помощью и с просьбой построить военный пост на северо-западе Айовы.

Смерть Синтоминидуты оказала сильное влияние на Инкпадуту. Многие историки утверждают, что именно убийство брата и его семьи вызвало у Инкпадуты желание отомстить, что и привело к резне в 1857 году. Сводная сестра Инкпадуты, с которой была знакома историк-тетон Жозефина Уоггонер, говорила, что ее брат старался избежать неприятностей в отношениях с белыми, но они сами вынудили пойти его на крайние меры. сообщалось, что, проведя лето 1855 года близ нынешнего Алгона, Айова, Инкпадута и его семья в 1856 году жили некоторое время у агентства Нижних Сиу. Несмотря на то, что Инкпадута не подписывал договор, он получил платежи за 11 человек в 1855 и 1856 годах. Особый агент сказал, что вапекуты позволили Инкпадуте "получать эти выплаты, вместе с ними опасаясь мести с его стороны в случае их отказа». Часть лета Инкпадута и его люди провели близ форта Риджли, а затем с янктонами на Су-Ривер. В начале осени они охотились и ловили рыбу у Спирит-Лейк. К декабрю 1856 года в район озер перебралось 39 поселенцев. В Спрингфилде, менее чем в 20 милях от озера, жило 42 белых поселенца. Среди них был Джареб Палмер, который позже вспоминал, что Инкпадута и его сторонники расположились лагерем на некоторое время у торгового поста Уильяма Вуда, пообещав расплатиться с ним весной. В то время они утверждали, что никогда не проливали крови белого человека. Палмер говорил, что жители Спрингфилда не боялись индейцев и не сомневались в их дружеских намерениях. После Спрингфилда Инкпадута направился к Спирит-Лейк, став лагерем на Лун-Лейк до декабря 1856 года. В это время Джоспадута жил в белой семье у озер Айовы. Вскоре после того, как Инкпадута покинул Лун-Лейк, он предупредил поселенцев, что индейцы планируют отомстить за убийство его семьи, уничтожив всех поселенцев по обеим рукавам Де-Мойн-Ривер.

Зима 1856-57 выдалась суровой и голодной как для индейцев, так и для белых. Агент Чарльз Фландрю утверждал, что индейцы вынуждены были заниматься попрошайничеством, но белые не могли поделиться с ними пищей. Один из внуков Инкпадуты не пережил эту зиму. В декабре 1856 года Инкпадута вместе со своими людьми покинул Лун-Лейк и отправился на юг вдоль Литтл-Су-Ривер. В феврале 1857 года они стояли близ Смитленда, округ Вудбери, в леса которого суровые погодные условия загнали большое количество вапити из прерий. Индейцы обложили их, но белые смогли перехватить у них добычу. Тогда индейцы потребовали часть добытой дичи себе. Поселенцы, опасаясь вапекут, прибыли в их лагерь и отняли у них оружие. Голодные индейцы очень разозлись — мало того, что их лишили мяса, так вдобавок и отобрали ружья. Покинув Смитленд, индейцы вновь двинулись к Литтл-Су-Ривер. Следуя на север бэнд Инкпадуты, видимо, разделился. В это время у него насчитывалось порядка 70 человек,  около 30 из которых были воины.

Проходя через Чероки и достигнув общины Петерсона на Литтл-Су-Ривер, индейцы убили весь скот поселенцев, который попался им на пути. Они также захватили оружие, но ни один из белых не был убит. В форте Додж отказались верить в то, что Инкпадута мог совершить подобные бесчинства. Но поселенцы стали прибывать с Литтл-Су-Ривер, и Уильям Уильямсон, ставший уже главным и уполномоченным легислатурой Айовы, счел необходимым защитить границы, сформировав отряд из 50 человек. Отряд добрался до Чероки и выяснил, что индейцы двигаются в направлении Спирит-Лейк и Окободжи-Лейк. Уильямсон, вероятно, не знал о поселенцах, живших там, поэтому никто не стал преследовать вапекут. 7 марта Инкпадута достиг Окободжи-Лейк и стал лагерем близ домов поселенцев. На следующее утро индейцы пришли в дом Роланда Гарднера и потребовали пищу и оружие, получив там и то и другое. Ситуация становилась напряженной. Один из воинов Инкпадуты стал отнимать рожок с порохом у белого. Индеец выхватил пистолет, другой человек оттолкнул его. На шум прибежали соседи Гарднера, и индейцы покинули дом. Один из соседей заявил, что все кончено, и индейцы уйдут. Но Роланд думал иначе. Он хотел предупредить всех поселенцев. В то время в округе Дикинсон насчитывалось не более 40 жителей, но их дома находились далеко друг от друга. Соседи махнули рукой и отправились по своим домам. Спустя час Гарднер услышал выстрелы, а затем показалось девять индейцев. Он поспешил в дом, чтобы забаррикадировать дверь, но Френсис Гарднер, жена, отговорила его, надеясь, что все обойдется без кровопролития. Индейцы вошли в дом и потребовали дать им еще муки. Как только Роланд повернулся спиной к индейцам, он упал замертво. В течение нескольких минут такая же участь постигла его жену, дочь, сына и двое внуков. В живых осталась лишь 13-летняя Эбби, которую индейцы забрали с собой. Всего на Окободжи-Лейк 8-9 марта было убито 38 человек. Трое женщин увели с собой в лагерь на Херон-Лейк, Миннесота. На Спирит-Лейк был убит лишь один человек по имени Уильям Мэрбл, живший там вместе со своей женой, которую взяли в плен. Вскоре весть о резне достигла Спрингфилда (нынешний Джексон). Ее принес Черный Бизон, член бэнда Инкпадуты, который торговал с Уильямом и Джорджем Вуд. Вскоре это подтвердил охотник по имени Моррис Маркхем, и двое других трапперов. Жители Спрингфилда, за исключением братьев Вуд, приготовились держать оборону в двух домах, отправив за подмогой в агентство Нижних Сиу . 26 марта индейцы покинули Херон-Лейк и, достигнув Спрингфилда, расправились с братьями Вуд, разграбив их лавочку. Они атаковали некоторые дома поселенцев, убив семь или восемь человек. Потери среди индейцев неизвестны. Через сутки в Спрингфилд прибыла рота 10-го пехотного капитана Барнарда Би, который, вместо того, чтобы защищать поселенцев, отправился искать Инкпадуту на Херон-Лейк. О том, что вапекуты стоят там лагерем, ему сообщил полукровка по имени Габу (Gaboo). Маргарет Энн Мэрбл позже вспоминала, что индейцы видели солдат, двигавшихся к месту их бывшего лагеря, и даже хотели их атаковать.

Поскольку солдаты выбились из сил, а мулы уступали индейским лошадям, Би принял решение вернуться в форт Риджли, где получил нагоняй от майора Уильямса. Габу же обвинили в сговоре с индейцами. Несмотря на то, что основные действа разыгрались на Окободжи-Лейк, они вошли в историю как «резня на Спирит-Лейк». Одна из причин, которая вводит в заблуждение относительно наименований, заключена в том, что на Востоке вся эта история была популяризирована сенсационными записями полковника Л. П. Ли из Новой Британии, Коннектикут. Ли случилось быть в Сент-Поле, когда Эбигейл (Эбби) Гарднер, одна из четырех пленниц Инкпадуты, была освобождена «дружественными» индейцами и передана губернатору территории Миннесоты Сэмюелю Медари. По просьбе Медари, полковник Ли сопровождал Эбби в форт Додж, где она воссоединилась с друзьями. В основу записей Ли легли интервью с Эбби Гарднер, которая в 1885 году выпустила несколько своих книг.

После атаки Спрингфилда Эбби Гарднер и три других пленницы были вынуждены сопровождать Инкпадуту и его группу примерно из 12 мужчин, а также женщин и детей, на запад, к Джеймс-Ривер. Еды было мало, несколько лошадей пали от голода. Бэнд остановился в карьере Пайпстоун, где индейцы запаслись новыми трубками. При пересечении Биг-Су-Ривер индейцы убили Элизабет Тетчер, одну из белых женщин, которая была больна. Чуть позже такая же участь постигла и Лидию Нобл, павшую от рук сына Инкпадуты. На Сканк-Лейк (близ нынешнего Мэдисона, Южная Дакота) индейцы разбили лагерь, чтобы поохотиться на бизонов. Правительственные чиновники в это время обсуждали безопасные способы освобождения пленниц. Губернатор Медари просил президента Джеймса Бьюкенена отправить войска, чтобы поймать Инкпадуту, но его просьба не была услышана. Медари также встретился с Фрэнсисом Хабшманном, суперинтендантом по делам индейцев северного округа, и они решили, что для пленниц будет гораздо безопаснее, если их освободят, и только потом следует расправится с Инкпадутой. Два вапетона охотника сообщили, что сейчас Инкпадута стоит лагерем на Биг-Су-Ривер. Они выкупили Маргарет Мэрбл и доставили ее в агентство Верхних Сиу. Здесь они потребовали от агента Фландрю сумму в 500 долларов за возвращение Мэрбл. Фландрю нанял трех индейцев, которых отправил на поиски остальных пленниц. 29 мая индейцы обнаружили тело Лидии Нобл и на следующий день прибыли в лагерь янктонов, в котором находилось три палатки из бэнда Инкпадуты. Там скауты узнали, что последнюю из оставшихся в живых пленниц продали воину янктону. После трехдневных переговоров Эбби Гарднер была освобождена. Таким образом, девушку передали губернатору Медари в Сент-Поле, и каждый из скаутов получил по 400 долларов. В конце июня в форт Риджли пришли вести о том, что Мокоакуемон находится в агентстве в гостях у одной индеанки. Тотчас туда был отправлен небольшой отряд. Сын Инкпадуты был убит, а индеанка арестована. У индейцев это убийство вызвало негодование; агенту и солдатам пришлось укрыться в большом доме до подхода подкрепления. Однако в ожидании выплат индейцы успокоились. 3 июля Уильям Дж. Каллен, новый суперинтендант по северному округу, заявил, что никаких выплат никто не получит, до тех пор, пока Инкпадута на свободе. Вождь Маленькая Ворона из агентства Ниних Сиу выказал желание выступить против Инкпадуты. По его возвращении он утверждал, что убил четырех воинов (в том числе еще одного сына Инкпадуты) и захватил двух женщин и ребенка. Женщин освободили, а платежи, которые должны были быть выплачены в июле, индейцы получили лишь в сентябре.

Обстановка на границе продолжала накаляться. В апреле 1857 года до Сент-Пола дошли ложные слухи о том, что 600 индейцев напали на Манкато. Тотчас туда были направлены три роты солдат. Испуганные беженцы прибывали в Манкато, Сент-Питер и другие города. В округе Уотонуан несколько мирных семей сиссетонов подверглись нападению со стороны добровольцев. В мае Сонные Глаза был обстрелян у своего лагеря на Суон-Лейк, а шесть его людей были убиты. Некоторые из индейцев стали пребывать в форт Риджли, пытаясь найти там защиту. Поселенцы с каждым днем становились все более враждебны по отношению к своим индейским соседям. Инкпадута же старался избегать белых поселений, и в конце 1857 года чиновники на время отложили вопрос о его поимке. Но многочисленные сообщения о местонахождении неуловимого вождя, зачастую ошибочные и приукрашенные, держали поселенцев в постоянном страхе. Индейцы же восхищались его способностью уходить от преследователей. В июне 1858 года сообщалось, что Инкпадуту схватили у Сент-Питера; позже — что он был пленен на Йеллоу-Медисин-Ривер; в ноябре поползли слухи о том, что вождь вновь появился в районе Спирит-Лейк. В апреле 1860 года на Коттонвуд-Ривер был убит человек. Его убийство приписали янктонам и Инкпадуте. Договорные индейцы подтвердили этот факт. В октябре 1861 года Томас Дж. Гэлбрейт, новый агент, связал кражи лошадей в Миннесоте и Айове с «дерзким преступником» Инкпадутой. Инкпадута становился просто легендарной личностью. В это время переводчик Питер Куинн заявил, что якобы Маленькая Ворона и другие на совете после 1857 года частенько стали поговаривать о том, что неплохо было бы убить всех белых в долине Миннесоты-Ривер. Однако большинство историков выражают сомнения по поводу того, что подобный заговор существовал. Война Маленькой Вороны была кульминацией давней напряженности между белыми и индейцами. Инкпадута и его люди могли просто спровоцировать договорных дакота на войну. В июне 1862 года, например, миссионер Томас Уильямсон предупредил агента Гэлбрейта, что одна группа во главе с сыном Инкпадуты была среди индейцев агентства Йеллоу-Медисин (Верхних Сиу) и собирала деньги с вапетонов и сиссетонов за проданные по договору от 1851 года земли. В следующем месяце, когда поступили деньги, Гэлбрейт, полагая, что Инкпадута и его люди были поблизости, отправил солдат и гражданских поймать его. Эта попытка оказалась безуспешной. Доун Робинсон, историк из Южной Дакоты, говорит, что Инкпадута находился у Нижнего агентства за две недели до начала восстания. Маленькая Ворона, Инкпадута и Маленький Священник, вождь виннебаго, приняли участие в церковной службе вместе в Нижнем агентстве 17 августа 1862 года, согласно историку Жозефине Уоггонер. Она также заявила, что намного позднее Маленькая Ворона послал за Инкпадутой, после вынесенного советом решения атаковать Нижнее агентство. Она вспоминала, что Инкпадута всегда рекомендовал санти не продавать земли, но, поскольку его бэнд был небольшим, его влияние не было сильным. Чарльз Истмен, санти, писатель и ученый, говорил, что Инкпадута сказал тогда санти - «Я же вам говорил», но быстро включился в борьбу. Роль Инкпадуты в восстании 1862 года трудно оценить, поскольку информация очень отрывочна. Он, возможно, принимал участие в некоторых незначительных инцидентах. Один из современников заявлял, что «ни один человек из бэнда Инкпадуты не принимал участие в великом восстании сиу в Миннесоте и Дакоте». Когда поражение стало очевидно, Инкпадута ушел вместе с другими санти на территорию Дакоты. После 1862 года его статус как лидера усилился, не столько среди санти, сколько среди янктонаев, а позже, вероятно, и среди тетонов.

Весной 1863 года Сибли и генерал Альфред Салли в двух направлениях двинулись на территорию Дакоты, чтобы поймать «враждебных» индейцев, бежавших из Миннесоты, и продемонстрировать другим мощь армии США. Полукровки чиппева, охотившиеся на бизонов, сообщили генералу Сибли о большом лагере санти из 600 типи на Миссури-Ривер, на территории нынешнего округа Киддер, Северная Дакота. С армией в 2 056 человек: 1436 пехотинцев, 520 кавалеристов и 100 артиллеристов + 60 скаутов-полукровок из сиу, Сибли достиг индейского лагеря 24 июля. Отправив туда полукровку переводчика Джозефа ЛаФрамбоза, Сибли надеялся провести мирные переговоры со Стоящим Быком, в лагере которого находился Инкпадута. Встреча скаутов и сиу произошла на Биг-Маунде, в 300-400 ярдах от лагеря Сибли. Армейский хирург, Джошуа Вайзер, поднялся на высокий холм, чтобы поприветствовать индейцев, но был застрелен Высокой Короной, воином Инкпадуты. По оценкам Сибли, ему пришлось иметь дело с противником численностью в 1 000-1 500 человек, которые укрылись за холмами и в оврагах. Генерал направил вперед две роты конных рейнджеров, чтобы сбросить сиу с Биг-Маунда, поддержав их солдатами и 6-фунтовой пушкой. Достигнув вершины Биг-Маунда, Сибли наблюдал за тем, как индейцы отступают, прикрывая отход женщин и детей. Санти были плохо вооружены и не имели боеприпасов. Несколько сотен рейнджеров преследовали их до наступления темноты. Пехотинцы же в это время уничтожали съестные запасы в лагере и прочую утварь, которую индейцы оставили в спешке. В официальном докладе генерал Сибли указал на 80 убитых и раненых индейцев. Однако, в его дневнике значилось всего лишь 9 убитых сиу. В 1901 году сиссетоны и вапетоны указывали, что Сибли пришлось иметь дело с бэндом Инкпадуты, тетонами и, вероятно, некоторыми мдевакантонами. После сражения на Биг-Маунде сиу остановились у Дэд-Баффало-Лейк, примерно в двух милях от нынешнего Доусона, Северная Дакота, ожидая преследовавших их солдат и прикрывая отступление женщин и детей. Люди Стоящего Быка, избегая дальнейшего сражения, ушли на северо-запад, а позже отправились в Канаду. К оставшимся индейцам присоединились примерно 650 тетонов Сидящего Быка и Желчи. Таким образом, число индейцев увеличилось до 1 600 человек.

Около полудня Сибли достиг Дэд-Баффало-Лейк и стал лагерем у небольшого озера. Вскоре, на холмах, появились сиу, которые пытались окружить озеро, угрожая атаковать силы Сибли. Генерал выдвинул вперед артиллерию, две роты пехоты и его пионеров, открывших огонь по индейцам на дальние дистанции. Сиу отошли на безопасное расстояние и попытались захватить армейский обоз, лошадей и мулов, атаковав на левом фланге. Однако эта атака была отбита ротой конных рейнджеров и двумя ротами пехоты. Затем индейцы скрылись за холмами и появились на правом фланге. Их атака была остановлено в краткой рукопашной схватке двумя ротами кавалерии и 6-ой ротой пехотинцев. Сидящий Бык, вооруженный лишь хлыстом, посчитал "ку" на погонщике и захватил его мула. Индейцы ушли с поля боя. По армейским сообщениям, в ходе боя, погиб 1 солдат, убито 15 сиу. Но, как правило, в официальных источниках число жертв со стороны индейцев всегда завышалось. Сибли продолжил преследование сиу, столкнувшись с ними на Стони-Лейк 28 июля 1863 года.

На следующее утро войска вновь отправились по следу индейцев. Спустя два часа скауты доложили генералу, что большое количество сиу преследуют его колонну. Сибли быстро приготовился к отражению атаки; вскоре появились примерно 1 600 индейцев. Большинство из воинов были вооружены луками и стрелами, они кружили на лошадях в 5-6 милях вокруг солдат Сибли, пытаясь взять их в кольцо. Полковник Джеймс Х. Бейкер, 10-й миннесотский полк, открыл огонь из двух горных гаубиц. 6-ой миннесотский и 7-ой миннесотский полки развернулись слева и справа от обоза Сибли. Пехотинцы вытеснили индейцев с нескольких холмов. Вскоре индейцы ушли. Сибли не стал их преследовать так, как его лошади и люди очень устали. Потери индейцев в этом бою неизвестны, очевидцы лишь видели троих упавших с лошадей индейцев, попавших под огонь гаубиц. Среди солдат Сибли потерь не было. В конце июля Сибли повернул обратно в Миннесоту, так и не встретившись с Салли.

3 сентября 1863 года 4 роты из контингента генерала Салли, под командованием майора Альберта Хауса, вновь наткнулись на бэнд Инкпадуты. Хаус распорядился окружить 1 000 воинов в местечке, называемом Уайтстоун-Хилл. Инкпадута был уверен в победе своих воинов, превосходивших солдат по количеству, он позволил им раскраситься перед сражением, а женщинам приготовиться к пиру. Майор тем временем отправил за подкреплением к Салли. На закате, когда вапекуты приготовились к атаке, к Хаусу подошла подмога. В результате индейцы вынуждены были покинуть поле боя, скрывшись в темноте, потеряв при этом 300 воинов убитыми и 250 женщин и детей, взятых в плен. Потери среди солдат: 22 убито, более 50 ранено. Армия сожгла все типи и уничтожила запасы еды.

Стареющий и становящийся близоруким вождь еще не готов был уйти в Канаду, как это делали другие дакота. Биограф Стэнли Вестал утверждал, что в июле 1864 года Инкпадута сражался с Сидящим Быком при Килдир Маунтин, Северная Дакота, и тетоны полагались на его военные советы. Семь лет спустя генерал Дэвид Стэнли сообщал, что среди «враждебных» индейцев Сидящего Быка находятся бэнды санти и янктонай, один из которых под началом Инкпадуты. В июне 1876 года Инкпадута, возможно, принимал участие в битве при Литтл-Бигхорн на юго-востоке Монтаны, где Кастер и его солдаты нашли свою смерть. Робинсон основывает эту информацию на интервью с Бешеным Конем, опубликованным в «Чикаго Таймс». Вождь сказал, что индейская деревня, атакованная Кастером, состояла из семи различных бэндов; один из них - бэнд санти и янктонай под руководством Инкпадуты. Об этом свидетельствовали и другие индейцы. Два историка из Миннесоты согласны с тем, что Инкпадута присутствовал при Литтл-Бигхорн, но врядли принимал участие в битве, поскольку в то время он был уже стар и почти слеп. Черный Вапити, родственник Бешеного Коня, также называл Инкпадуту в числе «великих людей», присутствовавших на Литтл-Бигхорн с санти и янктонай. После битвы Инкпадута и его сторонники, по всей вероятности, сразу же ушли в Канаду, присоединившись к вапекутам близ Тартл-Маунтин в Манитобе. Истмен заявлял, что Инкпадута стал успешным фермером в резервации близ Брэндона. Робинсон полагал, что Инкпадута умер там в 1879 году. Его смерть, по словам Уоггонер, была вызвана пневмонией, которой он заболел во время охоты. Большинство дакота, покинувших Миннесоту, после смерти Инкпадуты вернулись в США.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: W.R. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Часка

«‬Он спас нас от верной смерти и насилия со стороны своих соплеменников.‭ ‬Если бы не Часка мои кости сейчас белели бы в прерии,‭ ‬а мой ребенок был бы с Маленькой Вороной‭»‬. Из показаний Сары Уэйкфилд.

 

Часка‭ (‬His Thunder,‭ ‬Wakinyatawa,‭ ‬We-Chank-Wash-ta-don-pee,‭ ‬Chaska‭) ‬-‭ ‬дакота-мдевакантон,‭ ‬год рождения неизвестен.‭ ‬Часка‭ (‬«сын-первенец‭»‬) был повешен‭ ‬26‭ ‬декабря‭ ‬1862‭ ‬года в Манкейто,‭ ‬Блу-Эрт,‭ ‬штат Миннесота.‭ ‬Во время‭ «‬Войны дакота‭»‬ Часка,‭ ‬рискуя собственной жизнью,‭ ‬спас своих белых друзей,‭ ‬в том числе сохранил жизни Джорджа Спенсера и Сары Уэйкфилд‭ ‬-‭ ‬белой женщины,‭ ‬захваченной в плен индейцами дакота.

Сара Уэйкфилд вместе с ребенком была освобождена благодаря Часке спустя‭ ‬шесть недель после ее пленения.‭ ‬Несмотря на это,‭ ‬Часка был приговорен к‭ ‬повешенью наряду с другими‭ ‬400‭ ‬воинами,‭ ‬добровольно освободившими‭ ‬269‭ ‬белых пленных,‭ ‬захваченных во время войны дакота.‭ ‬После того как дакота доставили пленных в Кэмп-Релис,‭ ‬их взяли под стражу.‭ ‬Среди арестованных был Часка.‭ ‬Из‭ ‬400‭ ‬мужчин взятых под стражу‭ ‬5‭ ‬ноября‭ ‬1862‭ ‬года‭ ‬303‭ ‬человека были‭ ‬приговорены военным судом к‭ ‬повешенью,‭ ‬16‭ ‬приговорено к тюремному сроку.‭ ‬7‭ ‬ноября генерал Джон Поуп телеграфировал их имена Аврааму Линкольну.‭ ‬10‭ ‬ноября президент запросил прислать ему полные данные о каждом индейце.‭ ‬Все дела рассмотрели два лучших юриста.‭ ‬Лишь два человека были признаны виновными в изнасиловании,‭ ‬и тогда Линкольн расширил список преступников,‭ ‬добавив в него тех,‭ ‬кто участвовал в‭ «‬резне‭»‬.‭ ‬В результате,‭ ‬к смертной казне из‭ ‬303‭ ‬человек было приговорено только‭ ‬39‭ (‬один из них был помилован‭)‬.‭ ‬Часка был среди тех,‭ ‬кого помиловал президент.

Дело‭ №‬ 359.‭ ‬Час-ка-да‭ «‬Доказано,‭ ‬что был в составе группы,‭ ‬присутствуя при убийстве Петвилля,‭ ‬и спас Мэри Андерсон‭ (‬которая была ранена‭) ‬от смерти,‭ ‬убедив взять ее в плен‭»‬.

Но,‭ ‬тем не менее,‭ ‬его повесили‭ ‬26‭ ‬декабря‭ ‬1862‭ ‬года,‭ ‬вместе с‭ ‬37‭ ‬другими дакота.‭ ‬Изначально казнь была запланирована на‭ ‬19‭ ‬декабря,‭ ‬но‭ ‬16‭ ‬числа Линкольн санкционировал ее отсрочку до‭ ‬26‭ ‬декабря.‭ ‬Повешенных индейцев похоронили в братской могиле,‭ ‬вырытой у реки.‭ ‬Могилу было поручено охранять пехотинцам из Миннесоты.‭ ‬Однако в туже ночь местные врачи разрыли ее,‭ ‬чтобы использовать трупы для медицинского изучения.‭ ‬Солдаты не препятствовали врачам.‭ ‬Один из них,‭ ‬Джон Ф.‭ ‬Мигэр,‭ ‬срезал веревку с рук и ног Часки,‭ ‬а затем отрезал и его косу.‭ ‬В‭ ‬1887‭ ‬году он передал ее Историческому обществу Миннесоты.‭ ‬Коса Часка сгорела во время пожара.

Сара Уэйкфилд засвидетельствовала о невиновности‭ ‬Часка,‭ ‬когда тот находился еще под стражей.‭ ‬Она пришла в ужас,‭ ‬когда спустя два дня обнаружила в газете его имя в списке казненных.‭ ‬Уэйкфилд потребовала объяснений от преподобного Стефана Риггса,‭ ‬который ранее заставлял ее заявить,‭ ‬что она была изнасилована.‭ ‬Но Риггс,‭ ‬сопровождавший приговоренных к‭ ‬виселице,‭ ‬заявил,‭ ‬что Часка был‭ ‬повешен по ошибке,‭ ‬вместо Часкадона,‭ ‬дескать,‭ ‬он вышел вперед,‭ ‬когда услышал это имя.

Дело‭ №‬.‭ ‬121.‭ ‬Часка-дон или Часкай-стай.‭ ‬Осужден за убийство и вскрытие беременной женщины.‭ ‬Однако это была ложь,‭ ‬поскольку Риггс и солдаты хорошо знали заключенных и в особенности Часка.‭ ‬Сара Уэйкфилд‭ ‬считала,‭ ‬что причиной тому стали сплетни о ее интимных связях с‭ ‬повешенным индейцем.

Помимо Часка,‭ ‬ошибочно был‭ ‬повешен‭ ‬16-летний белый юноша,‭ ‬живший с дакота,‭ ‬по имени Вашичун‭ (‬Wasicun,‭ ‬Tunkanskamani‭)‬,‭ ‬с которого вскоре после казни были сняты все обвинения.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Тед Тин Элк-старший

 Мэрвин (Тед) Тин Элк-старший (Marvin (Ted) Thin Elk, Sr.) родился 14 августа 1919 года. Он был сичангу-лакота и большую часть жизни провел в резервации Роузбад в Южной Дакоте. Во время Второй мировой войны Тин Элк служил в вооруженных силах США. Он был рядовым и проходил службу в Африке. В военной кампании Тин Элк получил незначительное ранение и был комиссован. Вернувшись в родную резервацию, он стал активно участвовать в жизни своего народа и входил в совет лакота, а также был членом сообщества Серый Орел. Из-за своей активной деятельности Тин Элк был избран вождем. В возрасте 72 лет Мэрвин снялся в своей первой картине «Громовое Сердце», сыграв дедушку Сэма. Вэл Килмер с уважением относился к актеру, снимавшемуся в первый раз, и активно помогал ему. Во время отдыха их часто можно было увидеть обсуждающими вместе жизнь индейцев и лакота в частности. За эту роль в 1992 году Мэрвин был удостоин премии «Первые американцы в искусстве». Тин Элк продолжил сниматься в кино, сыграв в фильмах «Разорванная цепь», «Шагающий Гром» и мини-сериале «Небеса и ад: север и юг, книга III». 

Мэрвин Тин Элк был трижды женат. Его первый брак с Арвеллой Пауни, заключенный в 1946 году, длился 21 год. За это время у них родилось 9 детей. Пауни умерла в 1967 году, и в 1969 году Тин Элк взял в жены Мэри Ситтинг Хок. В 1985 году умерла и Мэри. Последний брак с Энн Кэролл, заключенный в 1993 году, продлился всего лишь год, поскольку в 1994 году он был расторгнут. Мэрвин Тин Элк умер 27 января 1997 года в резервации Роузбад. Его похоронили на кладбище Холи-Фэмели, округ Тодд, Южная Дакота.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна. 

 

Фильмография: 

Thunderheart - Grandpa Sam Reaches (1992)

The Broken Chain - Onondaga Sachem (TV movie) (1993)

Heaven and Hell: North and South, Book III (mini-series) - episode - #1.1 - Running Wolf (1994)

 

Walking Thunder - Dark Wind (1997)

Резаный Нос

Тот,‭ ‬Кто Стоит На Облаке‭ (‬Ma-hpi‭'‬-ya A-i‭'‬-na-zin,‭ ‬One who Stands on a Cloud‭) ‬самый видный воин мдевакантон‭ ‬во время Войны дакота‭ ‬1862‭ ‬года.‭ ‬В историю он вошел под прозвищем Резаный Нос.‭ ‬Будучи молодым,‭ ‬Тот,‭ ‬Кто Стоит На Облаке часто вступал в поединки с другими молодыми соплеменниками,‭ ‬одним из которых оказался Хотоно Ваште,‭ ‬Прекрасный Голос,‭ ‬позже известный как Джон Другой День.‭ ‬Во время поединка Прекрасный Голос откусил часть носа своему противнику.‭ ‬В течение многих лет Резаный Нос был известен среди дакота и белых поселенцев как‭ «‬воинствующий пьяница‭»‬ из-за своего пристрастия к виски.‭  ‬Его злоупотребление алкоголем стало настолько сильным,‭ ‬что он не смог бросить пить,‭ ‬даже когда почти лишился лидерства в своём племени.

 

Однако даже пьянство не повлияло на то,‭ ‬что он был воином-лидером и принял большинство военных решений,‭ ‬в частности он провёл нападения на форт Риджели‭ (‬21-22‭ ‬августа‭ ‬1862‭) ‬и на Нью-Ульм.‭ 

 

Возможно,‭ ‬самая стойкая история о жестокости в войне дакота та,‭ ‬что индейцы убивали белых младенцев,‭ ‬прибивая их к деревьям.‭  

 

В своей книге‭ «‬Dakota war Whoop‭»‬ Харриет Бишоп МакКонки так описывает убийство группы поселенцев:

 

‭«‬В одном случае несколько семей,‭ ‬находясь недалеко от дома,‭ ‬собрались на совещание относительно дальнейшего направления,‭ ‬когда их‭ ‬настигли индейцы,‭ ‬во главе которых был‭ «‬Резаный Нос‭»‬,‭ ‬тот,‭ ‬о котором можно было бы с утверждением сказать:‭ «‬Ты порождение дьявола и дела твои дьявольские‭"‬.‭ ‬Первым залпом было убито нескольких мужчин,‭ ‬на глазах женщин и детей,‭ ‬беззащитных,‭ ‬тесно прижавшихся в фургонах друг к другу,‭ ‬склонивших головы и натянувших на них шали.‭  

Двое из извергов держали лошадей,‭ ‬в то время как Резаный Нос прыгнул в фургон,‭ ‬в котором находилось одиннадцать человек,‭ ‬и неспешно раскроил голову каждого,‭ ‬в то время как другие,‭ ‬ошеломленные от ужаса и бессилия,‭ ‬ожидали своей участи,‭ ‬зная,‭ ‬что томагавк скоро также рассечет их плоть и кости.‭ ‬Затем,‭ ‬пинками отвалив жертв резни от фургона,‭ ‬они набили его награбленным из горящих домов,‭ ‬оставив жертв на растерзание стервятникам и‭ ‬хищным‭ ‬волкам.

Вырвав младенца из рук матери,‭ ‬они пригвоздили его к дереву штырем от фургона и держали перед ним мать,‭ ‬заставляя ее смотреть на‭ ‬умирающего корчившегося в агонии ребенка.‭ ‬Затем индейцы отрубили ей ноги и руки и бросили умирать.‭ ‬Таким образом,‭ ‬они убили двадцать пять человек на площади в четверть акра‭»‬.

МакКонки был первым,‭ ‬кто написал об этом в своей книге,‭ ‬при этом без ссылки на какие-либо свидетельства.

После Макконки описание этого зверства подверглось нескольким исправлениям,‭ ‬и кажется весьма вероятным,‭ ‬что последующие авторы были,‭ ‬по крайней мере,‭ ‬хорошо знакомы с его книгой,‭ ‬если фактически не использовали ее в качестве прямого источника.‭ ‬Исаак Херд поведал об этой же истории почти дословно в книге‭ «‬History of Sioux War and Massacre‭ ‬1862‭ ‬and‭ ‬1863‭"‬.

‭«‬Группа поселенцев собралась вместе для поспешного отступления,‭ ‬когда к ним подошли дикари‭; ‬беззащитные,‭ ‬беспомощные женщины и дети,‭ ‬жались друг к другу в фургонах,‭ ‬склонив головы и плотнее натянув на них шали.‭ ‬В то время как двое других держали лошадей,‭ ‬Резаный Нос запрыгнул в фургон,‭ ‬в котором находилось одиннадцать человек,‭ ‬в основном дети,‭ ‬и неспешно,‭ ‬хладнокровно,‭ ‬раскроил их головы томагавком,‭ ‬в то время как другие,‭ ‬ошеломленные от ужаса и бессилия,‭ ‬слыша тяжелые тупые удары,‭ ‬рассекавшие плоть и кости,‭ ‬ожидали своей участи.

Выхватив ребенка из рук матери,‭ ‬на ее глазах они прибили его штырем от фургона к забору и оставили его там умирать,‭ ‬корчившись в агонии.‭ ‬Перед тем как отрубить ноги и руки матери и оставить ее истекать кровью,‭ ‬они заставляли ее какое-то время смотреть на мучительную смерть ребенка‭»‬.‭ 

Сходство между версией Херда и более ранней историей МакКонки очевидно.

Тем не менее,‭ ‬Херд сослался на‭ "‬Harper Magazine‭"‬,‭ ‬а не на МакКонки.‭ ‬Более того,‭ ‬он не привел ни одного свидетельства очевидца и каких-либо зарегистрированных судебных свидетельств против любого обвиняемого индейца.

Статья в‭ "‬Harper Magazine‭" ‬была написана Эдрианом Эбеллом.‭ ‬Она была полна сенсационных рассказов об ужасных сценах резни и расчленения,‭ ‬но автор не раскрывал источники большинства историй,‭ ‬о которых писал.‭ ‬Его версия истории жестокого убийства ребенка самая ранняя из вторых рук,‭ ‬найденная в исторических записях,‭ ‬а при сравнении его стиля изложения и более поздних пересказов дает понять,‭ ‬что он,‭ ‬вероятно,‭ ‬и является источником,‭ ‬откуда черпались многие последующие версии.‭ ‬Согласно Эбеллу‭ "‬Выхватив ребенка из рук матери,‭ ‬на ее глазах они прибили его штырем от фургона к забору и оставили его там умирать,‭ ‬корчившись в агонии.‭ ‬Перед тем как отрубить ноги и руки матери и оставить‭ ‬ее истекать кровью,‭ ‬они заставляли ее какое-то время смотреть на мучительную смерть ребенка.‭ ‬Таким образом,‭ ‬они убили двадцать пять человек на площади в четверть акра‭»‬.

Цепочка доказательств неадекватна.‭ ‬По всей видимости эта история была впервые опубликована в‭ "‬Harper Magazine‭»‬ и затем она была заимствована‭ ‬МакКонки,‭ ‬а после Хердом.‭ ‬История не приписывается какому-то конкретному человеку,‭ ‬как исходному источнику,‭ ‬который мог бы помочь проверить ее достоверность.‭ ‬Несмотря на эту недостаточную детализацию,‭ ‬можно с большой долей уверенности сказать,‭ ‬что эта история‭ ‬-‭ ‬это версия массового убийства,‭ ‬произошедшего около Бивер-Крика‭ ‬18‭ ‬августа.‭ ‬В судебном‭ ‬деле Резаного Носа под‭ №‬ 96‭ ‬был свидетель Льюис Тиле,‭ ‬который идентифицировал обвиняемого как одного из исполнителей резни на Бивер-Крик.‭ ‬По словам Тиле Резаный Нос‭ "‬выстрелил в одного из мужчин в фургоне.‭ ‬Я видел,‭ ‬как он орудовал ножом в самом фургоне.‭ ‬Там было‭ ‬4‭ ‬женщины и‭ ‬11‭ ‬детей.‭ ‬Их всех убили‭"‬.‭ ‬Среди жертв были жена Тиле и четырехлетняя дочь,‭ ‬поэтому он вряд ли забыл то,‭ ‬что ему довелось увидеть.‭ ‬Но нигде в своих свидетельствах Тиле не упоминал о том,‭ ‬как Резаный Нос пронзил младенца штырем от фургона.‭ ‬У Тиле не было причин замалчивать о чем-либо,‭ ‬поэтому разумно предположить,‭ ‬что он не упоминал о подобном‭ ‬действе со стороны Резаного Носа,‭ ‬поскольку этого не было.‭ 

 

Тем не менее,‭ ‬история неоднократно упоминается в литературе о войне дакота.‭ ‬Дэниель Бак,‭ ‬бывший судья Верховного суда штата Миннесота,‭ ‬который в‭ ‬1904‭ ‬году опубликовал историю восстания,‭ ‬повторяет рассказ о ребенке,‭ ‬прибитом к забору фургонным штырем,‭ ‬и использует почти ту же формулировку,‭ ‬что и МакКонки:

‭«‬Один из самых ужаснейших индейцев был так называем,‭ ‬потому что в драке с‭ [‬Джоном‭] ‬Другой День последний откусил ему часть носа.‭ ‬Группа поселенцев,‭ ‬главным образом дети,‭ ‬была собрана для поспешного отступления,

и находились в фургоне,‭ ‬когда Резаный Нос убил их всех томагавком,‭ ‬по одному,‭ ‬каждому раскраивая голову,‭ ‬в то время как остальные,‭ ‬ошеломленные от ужаса и бессилия,‭ ‬слыша тяжелые тупые удары,‭ ‬рассекавшие плоть и кости,‭ ‬ожидали своей участи.

Затем,‭ ‬взяв еще‭ ‬одного младенца из рук матери,‭ ‬железным стержнем от фургона он пригвоздил его к забору,‭ ‬оставив умирать,‭ ‬корчась в смертельной агонии.‭ ‬Некоторое время он заставлял смотреть мать на своего умирающего ребенка.‭ ‬Затем он отрубил ей руки и ноги и оставил истекать кровью‭»‬.

 

 

Эта история о ребенке,‭ ‬прибитом к дереву‭ (‬или двери,‭ ‬или стене,‭ ‬как в других версиях‭)‬,‭ ‬о которой говорят МакКонки,‭ ‬Херд и Бак‭ ‬-‭ ‬почти основа в популярных повествованиях о войне дакота.‭ ‬Но есть веские причины сомневаться в ее правдивости.‭ ‬Исследователи не обнаружили ни одного свидетельства очевидца,‭ ‬который описывал бы этот случай.‭ 

 

Скорее всего,‭ ‬идеологическая идея младенцев,‭ ‬прибитых к деревьям‭ (‬или двери,‭ ‬или забору,‭ ‬или любому другому объекту‭)‬,‭ ‬захватила общественное воображение и стала настолько неизгладимо связана с войной,‭ ‬что получила постоянное повторение,‭ ‬несмотря на то,‭ ‬что,‭ ‬похоже,‭ ‬этому не было весомого доказательства.

Это не означает,‭ ‬что индейцы не убивали детей,‭ ‬поскольку записи убедительно показывают,‭ ‬что некоторые дети поселенцев были расстреляны‭; ‬некоторые были убиты топорами или ножами‭; ‬другие избиты до смерти‭; ‬и в ряде случаев,

дети были сожжены.‭ ‬Свидетели все это подтверждают.‭ ‬И во многих случаях эти дети идентифицируются по имени и возрасту.‭ ‬Но нет абсолютно никаких достоверных доказательств,‭ ‬подтверждающих обвинение в том,‭ ‬что дакота прибегали к прибиванию младенцев к деревьям.

 

Несмотря на отсутствие доказательств,‭ ‬список зверств по МакКонки неоднократно‭ ‬появляется в других,‭ ‬более поздних отчетах о войне.‭ ‬Исполнителем этого преступления МакКонки указывает Резаного Носа,‭ ‬и эта деталь сама по себе ставит под сомнение точность рассказа.‭ ‬Если бы подобная информация была бы известна суду,‭ ‬ее непременно приобщили бы к делу,‭ ‬как это произошло в других случаях.‭ ‬Ничего подобного не упоминается в стенограммах.

Стивен Р.‭ ‬Риггс,‭ ‬который неоднократно разговаривал с Резаным Носом,‭ ‬никогда не упоминал о подобном инциденте,‭ ‬о котором он почти наверняка знал бы.‭ ‬Как историческое доказательство,‭ ‬версия МакКонки этого инцидента неадекватна и лучше всего согласуется с мусорной кучей сенсационной информации.

 

Существует по крайней мере одно свидетельство о похожем зверстве.‭ ‬Один из поселенцев,‭ ‬покинувших общину озера Шетек,‭ ‬был человеком по имени Аарон Майерс,‭ ‬который вместе с женой и детьми и некоторыми ранеными,‭ ‬оставшимися в живых,‭ ‬пытались в фургоне добраться до Нью-Ульма.‭ ‬Когда волы выдохлись,‭ ‬было решено,‭ ‬что Майерс в одиночку попробует достичь Нью-Ульма и вернется с подмогой.‭ ‬Рассказывая о событиях сорокалетней давности,‭ ‬уже после войны,‭ ‬Майерс описывает,‭ ‬как он‭ "‬пробирался через всю страну,‭ ‬проходя мимо домов,‭ ‬и в одном из них я увидел четыре мертвых тела:‭ ‬отца,‭ ‬матери,‭ ‬сына и шестилетней девочки‭; ‬она была‭ ‬прибита к стене дома,‭ ‬голая,‭ ‬распятая,‭ ‬и длинные гвозди были вбиты в руки и ступни‭"‬.

Сходства очевидны,‭ ‬но то,‭ ‬что описал Майерс,‭ ‬несколько отличается от конкретного утверждения,‭ ‬распространенного МакКонки и другими.

 

Дело Резаного Носа проходило под No.‭ ‬96.‭ ‬Его осудили за убийство Энтони Янга и участие в убийстве еще одного мужчины,‭ ‬четырех женщин и одиннадцати детей.‭ ‬Казнь состоялась‭ ‬26‭ ‬декабря‭ ‬1862‭ ‬года.

За два дня до повешенья один из осужденных по имени Тазу сказал:

‭"‬Скажите нашим друзьям,‭ ‬что нас удаляют из этого мира по тому же пути,‭ ‬по которому скоро пройдут и они.‭ ‬Первые идем мы,‭ ‬но многие из наших друзей могут последовать за нами в скором времени.‭ ‬Я ожидаю,‭ ‬что пойду прямо в обитель Великого Духа и буду счастлив,‭ ‬когда доберусь туда‭; ‬но нам говорят,‭ ‬что дорога длинна и расстояние велико‭; ‬а поскольку я нерасторопен,‭ ‬мне,‭ ‬вероятно,‭ ‬потребуется много времени,‭ ‬чтобы добраться до конца путешествия,‭ ‬и я не удивлюсь,‭ ‬если некоторые из молодых активных людей,‭ ‬которых мы оставим позади,‭ ‬пройдут по дороге раньше,‭ ‬чем я‭ ‬доберусь до места назначения‭»‬.

Его слова оказались пророческими.‭ ‬Тела казненных индейцев вскорости были извлечены из неглубокой могилы на Миннесота-Ривер.‭ ‬Их продали как медицинский кадавр.‭ ‬Со многих тел была снята кожа,‭ ‬которая была выделана и продана в‭ ‬качестве сувениров.‭ ‬Тело Резаного‭ ‬Носа досталось доктору Уильяму Мэйо,‭ ‬проживавшему тогда в‭ ‬Ле-Сур,‭ ‬с которым ранее у него была конфронтация.‭ ‬Плоть была удалена с останков Резаного Носа,‭ ‬а сам скелет стал служить медицинским экспонатом для его сыновей Уилла и Чарльза.‭ ‬Спустя два года Уильям Мэйо переехал в Рочестер,‭ ‬где открыл клинику.‭ ‬Череп Резаного Носа был возвращен и захоронен сиу в‭ ‬1998‭ ‬году.‭ ‬Спустя несколько лет кусок кожи Резаного Носа,‭ ‬около‭ ‬4‭ ‬дюймов в диаметре,‭ ‬был обнаружен в коллекции музея Гранд-Рапидс.‭ ‬Он также был передан для захоронения индейцам сиу.‭ 

 

 

Перевод: Александр *Два Волка*. Редакция текста: Jana7ish. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.