Сьюзи Шагающий Медведь.

Она была одной из первых абсарока (кроу) ставшей первой дипломированной медсестрой. Как и многие ее сверстники, она прошла  школу-интернат, где дети должны были забыть свой родной язык, верования и культурные пути. Но, на протяжении всей жизни, Сьюзи хранила свое наследие и использовала полученное образование во благо индейских народов.

Сьюзи Шагающий (Прогуливающийся) Медведь (Susie Walking Bear) родилась 27 января 1903 года близ Прайор, в резервации кроу в семье Шагающего Медведя ( Walking Bear, абсарока) и Джейн Белая Лошадь ( Jane White Horse, сиу).  Сьюзи осиротела, когда была еще ребенком, и ее удочерила миссионерская семья. Детство девочки прошло в Прайор, где она училась в школе-интернате, и как единственная ученица, владевшая английским языком, она помогала другим детям. Затем ее приемные родители переехали в Оклахому, где Сьюзи некоторое время училась в баптистской школе. Мисс Файлд, ее опекунша, отправила девочку в Нортфилдскую семинарию Массачусетса. Она оплатила ее обучение, а на комнату и питание Сьюзи зарабатывала самостоятельно, работая горничной и няней.
 Отучившись в семинарии, Сьюзи продолжила обучение в больничной школе санитарок в Бостон-сити, окончив ее с отличием в 1923 году. Свою учебу она завершила в общественной больнице Гринфилда, штат Массачусетс. В 1927 году Сьюзи  стала первой медсестрой абсорока и одна из первых дипломированных медсестер среди коренных американцев.
 Отработав несколько лет у разных племен, она вернулась в резервацию кроу, где вышла замуж за Томаса Желтый Хвост (Желтохвост) ( Yellowtail), который продолжал практиковать духовные и культурные традиции абсарока, став религиозным лидером. Томас был источником духовной силы для Сьюзи на протяжении всей ее жизни.
 Сьюзи Желтый Хвост поначалу работала в больнице агентства кроу, а затем побывала во многих  других резервациях в качестве консультанта Службы общественного здравоохранения, оценивая состояние здоровья, социальные и образовательные проблемы. Сьюзи везде видела одно и тоже: ужасные условия жизни, плохое здравоохранение, отсутствие культурной компетентности среди медицинского персонала, работающего с индейцами, и прекрасно осознавала необходимость срочного реформирования Службы здравоохранения. 

Сьюзи задокументировала многочисленные случаи, когда дети умирали из-за отсутствия доступа к медицинской помощи, когда женщин подвергали стерилизации без их согласия на то,  когда племенные старейшины были не в состоянии сообщить врачам о состоянии своего здоровья. Сьюзи предложила Индейской службе здравоохранения разрешить традиционным племенным целителям участвовать в работе с больными, и посоветовала проводить информационно-просветительскую пропаганду в резервациях. По словам Конни, ее дочери, «она словно сторожевой пес встала на охрану здравоохранения для индейцев».
На протяжении всей своей карьеры, Сьюзи Желтый Хвост  была членом совета по вопросам индейского образования и здравоохранения на племенном и государственном уровне, включая назначение в президентский совет по образованию и питанию среди индейцев при департаменте здравоохранения, сохраняя свой пост при трех президентах.  “Когда она говорила, люди — как индейцы, так и не индейцы — слушали ее. Почему? Потому что эта женщина говорила с опытом, знанием и осуждением плохих условий здравоохранения для индейцев,  и как это исправить. Она также переживала и за образование своего народа», - вспоминал ее друг, племенной историк, Джо Магическая Ворона.
Сьюзи знала, что образование поможет улучшить положение индейцев, не отнимая что-то важное у них, а даруя им возможность применить культурные ценности  в  способах, которые помогут поднять их общины. Выступая за формальное образование, она также способствовала вовлечению культуры абсарока в такие мероприятия, как ежегодные дни всех коренных американцев, лично сопровождала  участниц конкурса красоты «Мисс коренная американка».

В 1950-х годах Сьюзи и Томас Желтый Хвост были среди федерально-правительственных послов доброй воли, побывав  в нескольких государствах. Они делились с миром своим культурным наследием и демонстрировали прекрасные работы из бисера, выполненные самой Сьюзи.
 Помимо собственных троих детей, семья Сьюзи и Томаса воспитала несколько приемных детей. В их доме никогда  не отказывали нуждающимся.  “Она прекрасно осознавала, что нынешняя семья кроу уже не так сильна и стабильна  как когда-то, и молодые семьи стали  зачастую пренебрегать воспитанием, избивать детей и даже отказываться от них. Поэтому она хотела открыть детский дом и приют в резервации кроу», - говорил Джо Магическая Ворона.
 В 1978 году Американская ассоциация индейских медсестер  назвала Сьюзи «бабушкой индейских медсестер» . Она была удостоена президентской награды как выдающаяся медсестра и вошла в число выдающихся личностей Монтаны в ротонда Капитолия Хелены.
 Сьюзи была мостом между индейскими народами и евро-американцами. Ее приверженность ценностям абсарока, ее гордость за свое происхождение, ее преданность и служение своей общине стали образцом для нынешнего и будущего поколения.
Сьюзи Шагающий Медведь Желтый Хвост умерла 25 декабря 1981 года. Она навсегда останется в памяти абсарока как «наша сияющая утренняя звезда».

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.