Духовые ружья чероки.

 «Духовое ружьё использовалось для охоты на мелкую дичь, такую как птицы и кролики. Оно представляет собой полую тростниковую трубку, которая направляет небольшую стрелу путём выдувания». (Wm. Gilbert, "The Eastern Cherokees", Bulletin 133, BAE, 317)
«Важным оружием чероки было духовое ружьё. Оно имело восемь футов в длину и делалось из полого тростника. Маленькие тонкие деревянные стрелы, уплотнённые пухом семян чертополоха, выдувались мощным выдохом, поражая мелкую дичь и птиц. Хотя несколько других южных… групп и использовали духовые ружья, те, которыми пользовались чероки, были сделаны необычайно искусно и аккуратно». (T. Lewis & M. Kneberg, "Tribes that Slumber; Indians of the Tennessee Region"; Univ. of Tennessee Press. 1966, 162)
«…Индюков, гусей, несколько видов уток, куропаток, фазанов и бесконечное множество других птиц добывают исключительно дети, которые в восемь-десять лет весьма искусно управляются с сарбаканом, или полым тростником, через который они выдувают маленькую стрелку; слабость её полёта обязывает их стрелять в глаз более крупной добыче, при этом они редко промахиваются». (Lt. Henry Timberlake, "The Memoirs of Lt. Henry Timberlake": Williams, ed.1927, 71, 72)
Духовые ружья делались из тщательно отобранных прямых стеблей речного тростника, который произрастал в изобилии на древних землях чероки. Иногда длина стебля достигала 15-16 футов; срезанный тростник подвешивали на ветвях дерева, привязав внизу тяжёлые камни для выпрямления в процессе высыхания. Затем, используя более тонкий тростник — хорошо заточенный и закалённый в огне, либо с маленьким кристаллом на конце, — тщательно скоблили внутренний канал тростникового лейнера. Иногда стебель разрезали на две продольные половины, выскабливали сердцевину, затем снова склеивали. После этого трубку шлифовали и полировали и довольно часто расписывали традиционными узорами или украшали перьями.
Духовые ружья были очень важны в качестве вспомогательного оружия к луку и стрелам в процессе добывания пищи и весьма эффективны в охоте на мелких зверей и птиц, так как не производили шума, поражая цель, и не пугали остальную живность.
«Духовое ружьё чероки… обладает значительно большей дальностью стрельбы; 40 футов считаются достаточно близким расстоянием, тогда как один наблюдатель свидетельствовал о дальности полёта стрелы на 100 футов. Обычная эффективная дальность поражения мелкой дичи составляет 40-60 футов. Тростниковое духовое ружьё чероки… имеет 9-10 футов в длину и выпускает стрелы длиною в 21 дюйм с поршнем из пуха семян чертополоха. Обычное положение при стрельбе у чероки — держать тростник обеими руками возле рта, а не вытягивать одну руку вперёд, как это делают (некоторые другие стрелки)». (F. Speck, "The Cane BlowGun in Catawba and Southeastern Ethnology", American Anthropologist №9, Vol.40, 1938,, 198-204)
Некоторые чероки даже сегодня искусны в обращении с духовыми ружьями и их изготовлении. Обычно они делаются из длинного прямого куска речного тростника и используются со стрелами. Сегодня духовые ружья популярны главным образом во время игр — состязаний на ловкость, как это было в прежние времена. Некоторые индейцы до сих пор способны пригвоздить шестидюймовый квадратный листок бумаги, послав стрелу из духового ружья с расстояния в сто футов и испытав при этом огромное удовольствие.
«… (Тростник) очищался частями, путём бурения внутреннего канала тонким железным прутом и периодического встряхивания вверх-вниз. При использовании меньший конец направлялся вперёд, а конус выполнял функцию чокбора. Стрелы духового ружья делали из кусочков тростника или снежноягодника круглого, который, как полагают, очень напоминает шотландский вереск, и уплотняли поршнем из пуха бодяка ланцетолистного. После сбора в надлежащее время года бодяк хранился большими круглыми массами, либо помещался в два ряда между двумя тонкими деревянными полосками. Когда требовалось, бодяк доставали, удаляли семена и сухие концы соцветий, а пух привязывали вдоль древка стрелы внешними концами наружу. Древко тростниковой стрелы выпрямляли, затем смачивали слюной и нагревали над пламенем свечи, после чего немного скручивали. Это скручивание мешало животному, в которое попадала стрела, вытряхнуть её из раны. Духовые ружья орнаментировались путём спиральной обмотки полоской ткани и обжигом открытых частей. Когда ткань снимали, вся тростниковая трубка была украшена чёрно-белыми спиралями».
Стрелы для духового ружья делались из лиственных пород, таких как акация, шелковица или белый дуб. Часто они имели от 12 до 22 дюймов в длину, обёрнутые на отрезке в четыре-пять дюймов в задней части плотным и гладким плюшем из пуха семян чертополоха. Сушёные соцветия чертополоха собирались в надлежащий сезон и хранились в деревянных рамах или коробах, поскольку были ломкими и имели особое значение. Сообщают и о других материалах, которые использовались для «заполнения» пространства между деревянной стрелой и внутренней частью тростниковой трубки, таких как приклеенные к древку древесные волокна, перья, а иногда кроличий мех. Это было необходимо для создания дыханием давления, которое выталкивало стрелу из трубки. Мальчик из племени чероки начинал упражняться с духовым ружьём, сделанным специально для него (в зависимости от роста), в возрасте 4-6 лет, и на то, чтобы добиться достаточно мощного выдоха, способного привести в движение более крупные стрелы, пускаемые из более длинных духовых ружей, требовались годы тренировок.


  Перевод: Ансамбль Живая-Рыба. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.