Эмили Полин Джонсон. Молли Брант. Эрнест Бенедикт. Джей Сильверхилс. Чарли Хилл.

Эмили Полин Джонсон

 «Я - индеанка, и моя цель, моя радость и моя гордость — петь во славу моего народа. Мы были расой, которая дала миру его меру героизма, его уровень физического мастерства. Мы были расой, которая научила весь мир тому, что алчность, замаскированная под любым другим именем - преступление, и у нас была вера, которая учила человека жить без жадности и умереть без страха».

Эмили Полин Джонсон (Emily Pauline Johnson) родилась 10 марта 1861 года в резервации Шести Наций в поместье своего отца, Чифсвуде, близ Брантфорда, Онтарио, Канада. Полин была младшей из четырех детей  в семье Джорджа Генри Мартина Джонсона, мохока из клана Волка, и англичанки из Бристоля Эмили Сюзанны Хоуэллс, двоюродной сестры Уильяма Дина Хоуэллса, видного поэта того времени. Братьями и сестрами Полин были: Генри Беверли Джонсон (1855-1894), Элайза ( Эвелин или Ева ) Хелен Шарлотта Джонсон ( 1856-1937 ) и Аллен Ваванош Джонсон (1858-1923). По линии отца Полин приходилась правнучкой Джекобу Джонсону (Jacob Johnson, Tekahionwake (произносится Dageh-eeon-wageh), Двойная Жизнь или Двойной Вампум) и внучкой Джону «Дыму» Джонсону (John “Smoke” Johnson) - известному оратору, сражавшемуся вместе с Джозефом Брантом в Войне 1812 года. Джордж Джонсон говорил по-английски, по-французски, по-немецки, знал языки конфедерации Шести наций и работал переводчиком у местного агликанского проповедника, Адама Эллиота. Он жил с семьей Эллиот, так же, как и мисс Хоуэллс, которая приехала в Канаду в 1845 году по приглашению своей сестры, Элайзы Эллиот, бывшей женой преподобного. Поначалу брак Джорджа и Эмили не одобряли, поскольку обе семьи были против межрасовых союзов. В то время союз между индейцами и европейцами рассматривался неуместным, если не скандальным. В своем рассказе «Моя мать» (1909) Полин Джонсон описала те общие интересы, которые разделяли ее родители: “Они любили природу - деревья, прежде всего, реку и птиц. Они любили англиканскую церковь и британский флаг, они любили королеву Викторию ...Они любили музыку, картины и изящный фарфор, которыми Джордж наполнил свой чудесный дом». Дом, построенный Джорджем, был настолько впечатляющим, что мохоки дали ему новое имя — Онванонсисхон - «Тот, Кто Имеет Большой Особняк» (Onwanonsyshon, He Who Has the Great Mansion). В этом доме бывали маркиз Лорн (Кэмбелл) и принцесса Луиза, принц Артур, лорд Дафферин (Блэквуд) со своею женой, Гарнет Джозеф Уолсли и художник Гомер Рансфорд Уотсон. Ну и, конечно же, родители Полин любили индейский народ. Согласно канадскому закону, Эмили Хоуэллс, выйдя замуж за мохока, сама становилась мохоком. Она воспитала Полин с чувством гордости за свое индейское наследие.

 Девочка научилась читать еще до того, как пошла в школу, и в 12 лет она уже зачитывалась английской и американской классикой, благо в их доме была большая библиотека. Отец и дедушка рассказывали Полин легенды мохоков и историю ее народа. В последствии эти древние легенды станут важной частью ее литературного наследия так же, как и шедевры столь любимых ею английских классиков — Браунинга, Скотта, Байрона и Теннисона.
Школьное образование Полин было скромным: обучение на дому в течение двух лет, посещение индейской резервационной школы рядом с домом в течение двух лет, и с 14 до 16 лет она училась в Центральной школе Брантфорда. Помимо своей любви к литературе Полин проявляла страсть к театральным постановкам, играя в школьных спектаклях, мечтая стать актрисой. Правда родители смотрели на эту мечту дочери без какого-либо энтузиазма, но всячески поощряли ее литературный талант. В 1877 году, завершив школьное образование, Полин Джонсон вернулась в родительский дом. Все свободное время она проводила с друзьями, и долгими часами плавала на каноэ по Гранд-Ривер. В 1884 году для семьи Джонсон наступили трудные времена. От полученных травм умер Джордж Генри Мартин Джонсон. После смерти мужа, Джона "Дыма" Джонсона, Хелен Мартин, бабушка Полин, представлявшая клан матерей, способствовала тому, чтобы ее сын занял место отца в Великом совете Шести Наций.  Джордж выступал против продажи спиртного на территории резервации, за что и был жестоко избит белыми торговцами.  Чифсвуд пришлось продать, как и многое из того, что находилось в этом замечательном доме. Полин, ее мать и сестра, Элайза Элен Шарлотт, перебрались в Брантфорд, где сняли жилье. В 23 года, чтобы заработать на пропитание, Полин Джонсон начала печатать свои стихи в небольших газетах и журналах. Между 1884 и 1886 годами ей удалось опубликовать четыре поэмы в "Gems of Poetry" (Нью-Йорк) и "Week" (Торонто).

 Помимо этого Полин Джонсон написала стихотворение, посвященное перезахоронению оратора сенека Красного Мундира в Буффало, Нью-Йорк, в 1885 году, и еще одно - для освящения статуи Джозефа Бранта в Брантфорде в 1886 году. В это же время она начинает вести переписку с поэтом сэром Чарльзом Джорджем Дугласом Робертсом, который одно время редактировал журнал "Week" и был впечатлен творчеством поэтессы. Их переписка продолжалась почти 25 лет. Еще две поэмы Полин Джонсон были опубликованы в анталогии Уильяма Ду Лайтхолла "Songs of the great dominion" (Лондон, 1889 год). Ее работы были отмечены Вальтером Теодором Уоттсом Дантоном в лондонском литературном клубе Атенеум в 1889 году, и к тому же начинающая поэтесса получила письмо поддержки от пожилого американского поэта Джона Гринлифа Уиттиера, который восхищался силой и красотой ее поэм. Свои произведения к этому времени Полин Джонсон уже подписывала именем прадеда — Дагеионваге. Несмотря на то, что Джонсон стала местной знаменитостью, денег, которые она получала от продаж своих работ, едва хватало, чтобы сводить концы с концами.
В январе 1892 года Фрэнк Йей, бывший одноклассник, попросил ее прочитать некоторые из стихов на вечере поэзии "Юношеского либерального клуба" в Торонто, в котором он являлся президентом. Своим выступлением Полин Джонсон произвела настоящий фурор, который описывали как "волнующий" и "драматичный"; особенно запомнились слушателям ее поэмы “A cry from an Indian wife” и “As red men die”. Это было началом двадцатилетней карьеры артистки сцены. В период с октября 1892 года по май 1893 года Полин Джонсон выступила 125 раз в 50 городах и селах Онтарио. Ее красота и грация, достоинства и аристократичные манеры, ее эмоциональность и драматичность покорили публику. В репертуар Полин Джонсон в то время уже входили поэмы “The song my paddle sings” и “Ojistoh”.

 Фрэнк Йей подозревал, что многие завсегдатаи ее выступлений платили за то, чтобы увидеть элегантную индеанку. Ведь обыватели того времени были убеждены в том, что все индейцы «дикари». Йей играл на этом любопытстве, называя Полин не иначе как «принцесса мохоков». Хотя Джонсон и была дочерью важного политического лидера, но «принцессой» не являлась, и вместо того, чтобы донести до публики ее истинное положение среди мохоков, этот титул использовали как маркетинговый инструмент, романтизируя образ поэтессы. Стереотип «принцессы» быстро занял свою коммерческую нишу в индустрии развлечений. Молодых индеанок изображали необычайно красивыми, невинными девушками, не испорченными современным миром, но стремившихся служить белому человеку. В первой части своего выступления Полин Джонсон выходила на сцену в платье из оленьей кожи, с ожерельем из медвежьих когтей, подаренным ей Эрнестом Сетоном-Томпсоном, дружба с которым продолжалась свыше двадцати лет, до самого конца, и красной накидкой на плечах. Ее пояс-вампум украшал отцовский нож, а голову — одно перо. Во второй части своей программы она появлялась перед публикой в гламурном вечернем платье, в котором она чувствовала себя более естественно, чем в индейском наряде, собравшем в себе части разных индейских культур. Стихи Полин Джонсон на индейскую тематику также были рассчитаны на белую публику. Она писала в довольно распространенном в то время стиле, но содержание ее поэзии отличало Джонсон от других поэтов. Посредством своих стихов она обращалась к аудитории, рассказывая истории индейских женщин, повествуя о их противостоянии предубеждениям со стороны не-индейских сверстников. Героини Полин Джонсон умные, страстные и в тоже время встающие на защиту своего народа и своей культуры, что, конечно же, не соответствовало стереотипным представлениям о «скво». Так, в поэме “A Cry from an Indian Wife" Джонсон рассказывает о индеанке, провожающей своего мужа в бой во время восстания в Виннипеге в 1885 году, когда 300 индейцев в провинции Саскачеван сразились с 8 000 канадскими солдатами, пытаясь отстоять свою прародину. Поэма передает эмоции, которые захлестывают женщину. Она переживает и за мужа, и за правительственных солдат, которых отправили подавить восстание Луи Риеля. Но приходит к выводу:

Никогда не думали, каково б им было,
Если в их родные земли хлынула б орда,
Возвращая им войны и могилы,
И их бы дом отняли раз и навсегда?

Индеанка наставляет мужа:

«Ступай же вперед, не сгибайся под жадностью белых рук:
Мы, индейцы, по праву рождения владеем этими землями».

В поэме “A Red Girl’s Reasoning” Полин Джонсон рассказывает о прекрасной индеанке, ставшей женой молодого канадского чиновника. Пара была счастлива до тех пор, пока девушка случайно не поведала своему мужу о том, что ее родители поженились по индейским обычаям. Чиновника это возмутило, ведь он посчитал, что их брак нелегитимен, поскольку заключен не в христианской церкви. Индеанка, видя, что муж не проявляет уважения к ее культуре, решает уйти от него: «Я говорю тебе — больше мы не муж и жена. Почему я должна признавать обряды твоей нации, когда ты не признаешь обряды моей?».

В апреле 1894 года Полин Джонсон прибыла в Лондон, где ее выступления пользовались большим успехом. Там же поэтесса познакомилась со "сливками британского общества" и заключила контракт с Бодли Хедом, английским издателем, и годом позже вышел ее первый поэтический сборник под названием "White Wampum". Несмотря на то, что сборник восторженно приняли критики и читатели, выручка от продажи была крайне низкой. Полин Джонсон, измученная изнурительным гастрольным графиком, очень надеялась на то, что прибыль от книги позволит ей оставить шоу-бизнес. Вместо этого финансовые трудности заставили поэтессу вернуться домой. Она продолжила свои гастроли по западным провинциям, выступая в основном в селах и небольших городках. Зрители, перед которыми ей приходилось выступать, отличались от городских почитателей ее таланта - у них было гораздо больше предубеждений относительно индейцев. Испытывая отвращение и гнев из-за их ограниченного мышления, Полин все чаще заявляла о своем культурном наследии. Она даже настаивала на том, чтобы в рекламных буклетах ее изображали в профиль, подчеркивая тем самым особенности носа и лица, которые белые считали «индейскими». В 1894 году, гастролируя по Соединенным Штатам, она часто слышала неприятные выкрики публики в свой адрес. После выступлений в Мичигане Джонсон заявила для прессы, что все, кого она встречала в штате, были «очень некультурными, очень невежественными, очень необразованными», отразив в этом высказывании свое отношение к большинству американцев.
Смерть матери в 1898 году, последующий разрыв связей с сестрой и тоска по родным местам, где она родилась, тяжким грузом легли на плечи Полин. Она переехала в Виннипег, где обручилась с банкиром Чарльзом Робертом Ламли Дрейтоном, с которым познакомилась в 1897 году, однако их свадьба не состоялась, вероятно, по той причине, что Полин Джонсон была индеанкой. Между 1900 и 1902 году начались серьезные приступы стрептококковой болезни, что привело к потере ее роскошных волос. Денег по-прежнему едва хватало на жизнь.

 В 1902 году в свет выходит второй сборник стихов Полин Джонсон под названием "Canadian Born". Критики нелестно отозвались о книге, утверждая, что новые стихи были технически неуклюжими, и им недоставало тех откровенных эмоций, которые прослеживались в ее раннем творчестве. Джонсон была настолько обескуражена подобными выводами, что решила больше никогда не писать стихов. Вместо этого она стала сочинять короткие рассказы о жизни индейцев, которые с готовностью покупали журналы.
В 1906 году Полин Джонсон вновь побывала в Лондоне, где встретилась с делегацией скуамишей вождя Джозефа Капилано. Индейцы, возмущенные ограничением рыбалки и охоты на побережье Британской Колумбии со стороны канадского правительства, хотели донести свое негодование до Эдуарда VII. Ее дружба с «вождем Джо» найдет свое отражение в книге «Legends of Vancouver» (1911).
В 1909 году, окончательно оставив сцену, Полин Джонсон стала постоянным автором журнала «Mother’s Magazine». Эти рассказы, где главными героинями являются женщины, со временем войдут в сборник под названием "The Moccasin Maker" (1913).
С каждым днем Полин чувствовала себя все более уставшей; казалось, это сказывались годы, проведенные в гастролях, однако речь шла о необратимой болезни. В 1909 году ей диагностировали рак груди. Но она и не думала сдаваться и продолжала работать. Поселившись в Ванкувере, Джонсон писала детские рассказы о канадских трапперах и маунтименах для "Boy’s World" и свои версии легенд индейцев Тихоокеанского побережья для "Vancouver Province". Лионель Ватерлоо Маковский и Изабель Маклин, ванкуверские редакторы, помогли Джонсон завершить "Legends of Vancouver" и "Flint and feather" (Торонто, 1913) - собрание стихов, которые ей удалось откорректировать за несколько месяцев до смерти. Местные комитеты, учрежденные Маклин, включая представительниц "Канадского женского пресс-клуба" и "Клуба женщин Канады", помогали собирать деньги на лечение писательницы.
7 марта 1913 года Эмили Полин Джонсон умерла. Она была погребена в Стэнли-Парк — неподалеку от Соборной рощи и скалы Сиваш, как завещала. Поминальная служба по усопшей прошла и в резервации Шести Наций. «Не возводите надгробия или памятника в мою честь, поскольку я предпочитаю, чтобы мой народ и моя публика сохранили память обо мне в своих сердцах»,- говорила Полин Джонсон.
В 1922 году "Женский канадский клуб" установил на месте ее захоронения гранитный валун с надписью «Э. Полин Джонсон, индеанка мохок». Со временем поэзия Полин Джонсон заняла свое место в образовательной программе по литературе для старших классов.
На протяжении нескольких поколений канадские школьники учат наизусть, по крайне мере, одно из ее стихотворений. Тем не менее, произведения Полин Джонсон, написанные в старом стиле, с тех пор вышли из моды. Сейчас она больше известна историей своей жизни, тому, через что ей пришлось пройти, какие предубеждения преодолеть, чтобы в конце концов выйти победительницей, как и многим героиням ее творчества. 27 августа 1997 года Чифсвуд, который был передан совету Шести Наций открыл свои двери для посетителей.

 

 Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: W.R. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

 

Молли Брант

Сестра вождя мохоков Джозефа Бранта (Joseph Brant) Молли Брант (Molly Brant) была, пожалуй, наиболее влиятельной политической фигурой среди индейских женщин в конце 18 века. Во время этого периода Конфедерация ирокезов (включавшая мохоков, кайюга, онейда, онондага, сенека и тускарора) потеряла большую часть своей земли, уступив ее европейским колонистам, втянувших мохоков в кровавые войны друг с другом. Благодаря своему умению и знанию мира белых людей Брант приложила все усилия, чтобы спасти свой народ от гибели. 
Молли родилась в 1736 году в Канаджохари, деревне на Мохок-Ривер, на востоке нынешнего Нью-Йорка, и была крещена как Мэри Дегонвадонти (Mary Degonwadonti). Подобно многим мохокам того времени ее родители Питер и Маргарет были обращены в христианство англиканскими миссионерами. Спустя семь лет у пары родился сын — Джозеф. Вскоре после рождения сына Питер умер, поэтому Маргарет пришлось в одиночку растить детей. В прошлом овдовевшая женщина-мохок могла рассчитывать на помощь сородичей и друзей, но с приходом белых на земли индейцев мохоки уже не могли проявлять традиционную щедрость: теперь каждый думал лишь о том, как прокормить себя и свою семью. В надежде хоть как-то помочь своим детям отчаявшаяся Маргарет вышла замуж за Никауса Бранта (Nikaus Brant), который, по всей видимости, имел смешанное наследие мохоков и голландцев. Брант перенял многие обычаи белых, в том числе проживание в бревенчатом доме вместе с семьей и ношение одежды из ткани вместо традиционной из оленей кожи. Таким образом Молли познакомилась с укладом жизни британских колонистов, объявивших земли ее народа своими. Вероятно, Никаус отправил девочку учиться в школу Канаджохари, где Молли научилась читать и писать на английском языке.
Среди друзей Никауса Бранта был человек по имени Уильям Джонсон, харизматичный ирландец, прибывший в земли мохоков в то время, когда родилась Молли. Мохоки уважали Джонсона, занимавшегося торговлей, поскольку вел дела честно и предлагал справедливые цены. Так как Джонсон знал язык мохоков и водил с ними дружбу, британское правительство назначило его в 1755 году уполномоченным по делам индейцев. Пребывая на своем посту, он стремился сохранить мирные отношения между британцами и индейцами. Вскоре после смерти первой жены Джонсона Кэтрин Вайсенберг его спутницей стала Молли Брант. Скорее всего, их свадьба прошла по традициям мохоков, поскольку ученые до сих пор спорят относительно официальности их брака, но, как бы то ни было, их считали мужем и женой как индейцы, так и их европейские соседи. В браке у них родилось восемь или девять детей. Нет никаких сомнений в том, что Джонсон любил и уважал свою жену, хотя брак и был вызван политическими причинами, способствуя укреплению его авторитета среди мохоков. Как заметил один из современников: «Одно ее слово способно было обратить на себя больше внимания, нежели тысячи слов ирокеза или белого». В традиционном обществе ирокезов женщина пользовалась большими правами как в экономической, так и политической сфере. Женщины владели сельхозугодиями, занимались сбором урожая и ведали запасами продовольствия. Хотя женщин не выбирали в качестве сачемов (вождей), они выдвигали своих ставленников и также могли сместить вождя, если это было необходимо. Таким образом, ни один сачем не позволял себе принимать решения без учета мнения женщин племени. В детские годы Молли матриархат значительно пошатнулся. Ирокезы перенимали пути белого человека, а в белом обществе женщина имела гораздо меньше прав, чем в традиционном индейском. В 18 лет Молли была выбрана в качестве сопровождающей делегацию старейшин в Филадельфию, штат Пенсильвания, для решения земельных вопросов. Это свидетельствует о том, что, по всей видимости, мохоки уже готовили ее на роль лидера. Но Молли, прекрасно осознавая, что роль женщин уходит на второй план, для укрепления своего авторитета вышла замуж за влиятельного и богатого белого человека. В роскошном особняке, именуемом Джонсон Холл, у Молли были свои слуги и черные рабы. На правах хозяйки она принимала гостей и деловых партнеров мужа и вела дела семейного особняка. Во время отлучек мужа Молли брала на себя все его дела. Чтобы сохранить свое влияние среди мохоков, она использовала финансы Уильяма. Будучи его женой, она пользовалась у местных торговцев неограниченным кредитом, который шел на покупку продуктов питания и товаров для нуждавшихся соплеменников, возможно и без ведома самого мужа. В индейском обществе богатый человек приобретал почет и уважение, если он распределял свое богатство среди бедных. Молли Брант, раздавая подарки, являла собой пример хорошего ирокеза, но в тоже время многие оставались в долгу перед ней.
В 1774 году Джонсон умер и Джонсон-Холл стал собственностью его детей от первого брака. Брант вернулась в Канаджохари, взяв с собой большое количество всевозможных предметов роскоши, в том числе 500 серебряных украшений и изумительное белое платье. Там она стала заниматься торговлей, но большая часть доходов утекала на расточительные развлечения, и ей приходилось занимать у других торговцев.
Назревавший конфликт между английскими колонистами и британским правительством наконец-то разгорелся в 1775 году. Ирокезы разделились в мнениях по вопросу, кого поддержать в ходе последовавшей Американской революции (1775-83). Большая часть мохоков склонялась к нейтралитету, но Молли Брант, возможно из-за лояльности к Джонсону, возможно из-за личных убеждений, была ярой сторонницей британцев. Она давала кров лоялистам, поддерживавших британцев, и снабжала их оружием и амуницией. Помимо этого Молли передавала сведения о передвижении американских сил британским солдатам. Она призывала ирокезскую молодежь присоединиться к британским войскам по примеру ее брата Джозефа.  Имея высокий авторитет среди ирокезов, Молли Брант представляла для американцев реальную угрозу. Об этом даже упоминал сам генерал Джордж Вашингтон в своих письмах. Американские солдаты и их союзники онейда напали на ее дом, разграбив и уничтожив, поэтому Молли вынуждена была искать прибежища в деревне онондага. Там в 1777 году она выступила на совете, где отчитала старейшин за отказ в поддержке своим старым друзьям британцам. Затем на время она перебралась в форт Ниагара, но в 1779 году выказала желание вернуться на земли, которые удерживали ее сородичи — сенека и кайюга. Оценив ее заслуги и поддержку, британское правительство поручило Гаю Джонсону, племяннику бывшего мужа и новому уполномоченному по делам индейцев, сопровождать Молли и одарить ее подарками. После завершения войны Молли Брант, как и многие мохоки-лоялисты, перебралась в Канаду, где поселилась в Кингстоне, Онтарио, неподалеку от своих трех дочерей и в значительной мере отошла от общественной жизни. В знак признательности за оказанную помощь британское правительство выплатило ей более 1 200 фунтов стерлингов в качестве компенсации за потерянное имущество и определило ежегодную пенсию в размере 100 фунтов стерлингов. Эти деньги, а также наследство, полученное после смерти Уильяма Джонсона, позволили Молли Брант провести последние годы ее жизни с комфортом. Она выдала своих дочерей замуж за представителей элитных семей в Канаде и умерла 16 апреля 1796 года.


Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Эрнест Бенедикт

«Возможно, индейцы тоже слишком устали! Устали от нищеты, невежества и болезней. Устали от пренебрежения, невыполненных обещаний и бесплодных надежд!» Э. Бенедикт сенатору А. Уоткинсу.

 

«Эрнест является сокровищем для наших людей, он одаренный и заботливый человек, который взял на себя ответственность быть старейшиной для всех, кто ищет его мудрость и знание. Он учитель, философ, советник и друг. Он является человеком мира и великой духовности. Он человек мудрости и чести. Он скромный человек, который бескорыстно передает свои знания и мудрость для всех, кто стучит в его дверь.» Майкл Митчелл, бывший Великий вождь совета мохоков Аквесасне.

Он был центральной фигурой в признании на равных индейских старейшин и духовных лидеров священниками канадских тюрем;  помог признать и предоставить право заключенным проводить индейские религиозные церемонии. Он заложил основы индейских клубов, где молодежь могла учиться и практиковаться в традиционных танцах, вдохновив тем самым молодое поколение на сохранение родной культуры. Был основателем и директором Onake Corporation (Берестяное Каноэ), корпорации, помогавшей другим общинам. Он был конькобежцем, пловцом, бегуном на длинные дистанции и превосходным традиционным танцором. Как политическая фигура Аквесасне, он служил выборным вождем в совете бэнда Сэнт-Ридж, признанным штатом Нью-Йорк, также как советом мохоков Аквесасне, выборным советом, признанным канадским федеральным правительством (Аквесасне разделена канадско-американской границей и по обе стороны существуют выборные советы, также как и традиционный совет вождей, Совет вождей нации мохоков). Он служил в совете почти 20 лет между 1956 и 1982 годами. Был вождем округа Кавеноке, известного как Корноул-Айленд и был избран советом главенствующим вождем (Великим вождем). Вместе с отцом он являлся членом Североамериканского индейского братства (North American Indian Brotherhood), сформированного после Второй мировой войны, как предшественника Ассамблеи первых наций Канады. Как духовный лидер, он был избран коренными канадцами для вручения Папе Римскому Иоанну Павлу II орлиного пера 15 сентября 1984 года в Мидленде, Онтарио. В 1994 году ему была вручена премия National Aboriginal Achievement Award за его достижения в области образования. Он был старейшиной в Комиссии по индейским претензиям и представлял доказательства Королевской комиссии по делам аборигенных народов. Его звали Эрнест Бенедикт.

 

Ранние годы.

Эрнест М. Бенедикт, Кайентаронквен (Ernest M. Benedict, Kaientaronkwen) - мохок из клана Волка; родился 14 июля 1918 года в Аквесасне. Его родители - Джулия Кайохавито Джендрю Бенедикт и Чарльз Кайоренхаквенте Бенедикт - оба из Аквесасне. Воспитанием мальчика занималась бабушка по материнской линии Сара Канатайевас Клаус, которая обучила его в традициях мохоков. Покойный дядя, Айра Бенедикт, был традиционным вождем Длинного Дома мохоков. Он скончался в возрасте 97 лет, как и прадед Бенедикта Луис Скарониати Бенедикт (в чьем доме 19 века проживал Эрни) и пра-прадед Митчелл Савеннакарати Бенедикт.

Эрнест Бенедикт женился 20 сентября 1952 года. Его жена, Флоренс Катситсинхави Бенедикт, была настоящей мастерицей в плетении корзин. Один из их сыновей, Ллойд Скарониати Бенедикт, занимал должность вождя в совете мохоков Аквесасне более 10 лет. Другой сын, Даниэль Кайоренхаквенте, работал как медиа-специалист и техник на радиостанции Аквесасне и как компьютерный технолог в племенном экологическом отделе Сэнт-Ридж (St. Regis Mohawk Tribe Environmental Division). Дочь, Ребекка Уэннисериоста Бенедикт, была медицинским лаборантом и традиционным художником, и работала в стоматологической клинике Сэнт-Ридж (St. Regis Mohawk Health Service Dental Clinic). Другая дочь, Салли М. Кавеннотакийе Бенедикт, работала в совете мохоков Аквесасне, защищая права аборигенов, играя важную роль в активизации многих общин. Она также писала картины в традиционном и современном стилях. Все члены семьи были склонны к инновациям в жизни мохоков. К примеру, Ллойд и Салли создали радиостанцию в Аквесасне в 1984 году CKON 97.3 FM, получившую лицензию от совета вождей нации мохоков. Радио по сей день вещает о новостях общины, рассказывает о творческих людях и способствует сохранению языка мохоков и их культуры.

В 1936 году, в возрасте 16 лет, Эрни Бенедикт закончил среднюю школу Массена. Школа находилась в 15 милях от резервации, поэтому ему приходилось добираться до нее пешком или же автостопом. Затем он поступил в Сиракузский университет и после года обучения был переведен в университет Сэнт-Лоренс в Кантоне, Нью-Йорк, закончив его в 1940 году со степенью бакалавра в области социологии. В те времена индейцев с высшим образованием были единицы. В университете Бенедикт изучал антропологию у Уильяма Фентона, который работал там после окончания Дартмутского университета. Фентон был впечатлен прилежной учебой молодого человека, у которого не было даже карандаша и блокнота (у него просто не было денег, чтобы купить все это).

В 1941 году Эрнест Бенедикт начинает адвокатскую деятельность в ирокезской резервации.

«Мы, индейцы Шести наций, знаем, что обладаем потенциально превосходящей социальной системой… Если бы нас оставили в покое, мы смогли бы вновь развивать наше общество.. в то время как Европа знала только монархию, у нас уже существовала демократия».


Активист и журналист.


Во время Второй мировой войны Эрнест Бенедикт служил в войсках связи. Возражая против права США призывать хауденосауни (ирокезов) в свои войска в мирное время, он три месяца провел в тюрьме. Лишь вмешательство Элианоры Рузвельт помогло вызволить Бенедикта из тюрьмы. Чтобы избежать дальнейшего судебного преследования он вызвался добровольцем, к тому же в это время Япония уже нанесла удар по Перл-Харбор и война была объявлена. Необходимо отметить, что Шесть наций сами объявили войну странам Оси: Германии, Италии и Японии, как независимый народ 11 июля 1942 года.


Свою журналистскую карьеру Бенедикт начал с War Whoop, первой газеты в Аквесасне в конце 1930-х годов. В 1940-хх годах по его инициативе начинает издаваться газета Kawehras («Гром грома»), в которой публиковались новости на двух языках: языке мохоков и английском. Все это предшествовало появлению Akwesasne Notes, национального новостного журнала для Индейской страны в 1970-гг. Позже Бенедикт издавал Akwesasne Notes для совета вождей нации мохоков, работая там до 1990-х. В 1994 году газета Akwesasne Notes была возрождена на два года как Akwesasne Notes Magazine под редакцией Салли Кавеннотакийе. Начиная с 40-х годов, Бенедикт был активным членом Индейской Лиги защиты Америки (Indian Defense League of America), созданной вождем тускарора Клинтоном Рикардом для «содействия неограниченному передвижению через международную границу между США и Канадой». В 1950-х Эрнест Бенедикт оказывал сопротивление политики терминации, которая преследовала своей целью ликвидацию резерваций в США. Когда за терминацию принялась Канада в конце 1960-х, он и там выразил свой протест. В течение 1950-х, ссылаясь на экологические проблемы, которые могут возникнуть после строительства, Эрнест Бенедикт выступал против создания судоходного пути на Сент-Лоренс через Аквесасне; пол-века спустя он предложил проводить консультации с правительством мохоков относительно этого вопроса. Он предупреждал о скоплении ила, которое произойдет в реке; местами Сент-Лоренс Ривер не может очиститься и по сей день. В 1994 году Эрнест Бенедикт получил почетную  степень доктора юридических наук от университета Трента.

 

Передвижной колледж.

Эрнест Бенедикт преподавал в университете Трента, в колледже Маната, Кантона, выступал с лекциями по всей Канаде и США. Бенедикт являлся основоположником Североамериканского индейского передвижного колледжа («Native North American Travelling College», сейчас «Native North American Travelling College and Ronnatahonni Cultural Center») в 1968 году, содействуя индейскому культурному возрождению как в США так и в Канаде. Он начал думать о подобном учебном заведении еще в 1966 году, после того, как ознакомился с отчетом о количестве детей, бежавших из школ-интернатов. Один из беглецов, 12-летний Чарли Уэнджек, замерз на железнодорожных путях. Бенедикт считал, что индейских детей ни в коем случае нельзя забирать из их родных домов, наоборот, образование должно приходить само в их дома. Созданный им передвижной колледж представлял собой доступный источник знаний об индейской истории и культуре через учебные программы, наглядные пособия, книги и артефакты. Бенедикт на своем «Фольксвагене» сам поначалу возил книги, материалы, магнитофонные ленты и музыкальные инструменты из одной резервации в другую, что привело к созданию Индейских школ выживания в Канаваке, Аквесасне и других местах. Его усилия были направлены на создание сети педагогов и молодых лидеров по всей Канаде.

К 2008 году передвижной колледж представлял собой труппу индейских певцов, танцоров и ораторов, которые сегодня являются желанными гостями в каждой резервации первых наций, в не-индейских организациях, на семинарах и конференциях, в тюрьмах и образовательных учреждениях. Колледж публикует культурные материалы, рисует плакаты, призывающие вести здоровый образ жизни без алкоголя и наркотиков, прививает юному поколению культурные ценности. Эрнест Бенедикт был сам словно живой музей культуры ирокезов.

«Эрнест Бенедикт из Аквесасне научил меня некоторым песням для Танца Аллигатора. Этот танец пришел от тускарора, присоединившихся к Конфедерации в 18 веке. Вокруг озера Онтарио не так много аллигаторов, скажу я вам! Я просто полюбил этот танец, он напоминает мне о том, что наша культура все еще жива, несмотря на то, что там пишут в учебниках !», - вспоминал один из его друзей.

Эрнест был старейшиной и консультантом для многих колледжей и объединений, включая «Индейский центр дружбы» в Торонто, Монреале и Оттаве, Техническую школу первых наций, Ассамблею первых наций, Национальное индейское братство, Союз индейцев Онтарио и совет мохоков Аквесасне. 

Эрнест Бенедикт умер 8 января 2011 года в общинном госпитале Корнуолл на 92 году жизни.

 

Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: Л.Д. При перепечатке и публикации ссылка на сайт обязательна.

Джей Сильверхилс

Джей Сильверхилс (Jay Silverheels), он же Гарольд Джей Смит ( Harold J. Smith) - каниенкехака (Kanien'kehá:ka, самоназвание мохоков), родился 26 мая 1912 года в резервации Шести наций Гранд-ривер, самой густонаселенной резервации близ Брантфорта, Онтарио, где вместе живут все шесть ирокезских наций. Он был третьим из одиннадцати детей племенного вождя майора Джорджа Смита, знаменитого индейского солдата канадской армии, воевавшего на фронтах Первой мировой войны. Гарольд стал называться Джеем и получил прозвище «Серебряные Каблуки» (Silverheels), когда начал играть в 16 лет в команде «Мохок Старз». Он разукрасил свою спортивную обувь для игры в лакросс серебром и бегал так, что его пятки в прямом смысле сверкали в воздухе, при этом Джей легко обходил своих соперников. За несколько лет до смерти он изменил свою фамилию, официально став Сильверхилсом. В 17 лет он забросил учебу, чтобы посвятить себя лакроссу. В 1930-е гг Джей играл за «Ирокезов» Рочестера, Нью-Йорк, в североамериканской любительской ассоциации лакросса. Помимо этого, он хорошо боксировал и стал вторым в среднем весе в турнире «Золотые перчатки», проходившем в 1938 году в Баффало, где он жил некоторое время. Там же и родился его первый сын, Рон, от Эдны Лейкерс, с которой он встречался.
Джо Браун, известный на то время комедиант, был поражен атлетической статью Сильверхилса, когда увидел его во время игры в 1937 году в Лос-Анджелесе и пригласил его на кастинг. Так началась актерская карьера Джея Сильверхилса. Его первой кинокартиной стала музыкальная комедия «Загадай желание», где Сильверхилс сыграл совсем не приметную роль. В течение следующих нескольких лет он играл эпизодические роли или выступал в качестве каскадера в фильмах: «Морской ястреб», «Слишком много девушек», «Гудзонов залив», «Вестерн Юнион», «Девушка из джунглей», «Эта женщина моя», «Долина солнца», «Ниока в опасности», «Доброе утро», «Сорвиголовы с Запада», «Девушка из Монтеррей», «Северная погоня», «Фантом», «Я американец», «Рейдеры на границе», « Путь в Марсель», «Женщина тигрица», «Проклятое убежище», «Потерянные в гареме» и "Песня саронг".

В этот период Джей женился на своей первой жене, Бобби, и у них родилась дочь, которую они назвали Шарон. Однако их брак распался в 1943 году.

Во второй половине 1940-х годов, Джей Сильверхилс начал сниматься в более престижных фильмах, включая «Капитан из Кастилии» (1948), «Ки-Ларго» (1948) и «Жажда золота» (1949). В 1949 году настал его звездный час - для съемок фильма «Одинокий рейнджер» он был утвержден на роль Тонто. Ранее Тонто уже был представлен белым актером Джоном Тоддом в программе «Элд Тайм Рэдио». Сериал получил необычайно высокий рейтинг на ЭйБиСи и стал настоящим хитом, сделав из Сильверхилса самого известного индейца. В период с 1949 по 1957 зрители увидели 221 серию всем полюбившегося фильма. Помимо сериала, Джей снялся в одноименном фильме «Одинокий рейнджер» (1956) и в фильме «Одинокий рейнджер и город золота» (1958). Он сыграл роли в фильмах  «Сломанная стрела» (1950), «Военная стрела» (1953), "Барабаны по ту сторону реки" (1954) и «Прогулка по гордой земле» (1956). В 1954 году Джей Сильверхилс вновь женился. На этот раз его избранницей стала Мэри ДеРома. 

С появлением Тонто в жизни Джея наступили нелегкие времена. Голливуду был необходим Тонто в разных вариациях. С другой стороны, от Джея отворачивались те, кто считал, что своим изображением Тонто он торгует целым народом. В 1959 году Джей Сильверхилс появился в фильме «Псевдоним Джесси Джеймса», однако его актерского гонорара уже не хватало, чтобы содержать семью, поэтому он устроился продавцом. Часто вспоминая свои детские годы жизни в резервации, Джесси обратился к поэзии.
В 1960-гг он подрабатывал на ТВ случайными ролями, в основном это были вестерны. «Спасатели», «Чудесный мир красок Уолта Диснея», «Караван повозок», «Оружейник», «Фронтовой цирк», «Сыромять», «Ларами», «Клеймо», «Даниэль Бун», «Шулеры», «Пистолеты и юбки», «Нежный Бен», «Вирджиниец», «Железная хватка». Помимо этих незначительных ролей, Сильверхилс снимался в рекламе. В 1966 году в Эхо-Парке он начал проводить все еще существующие семинары для индейских актеров, протестуя тем самым против стереотипных образов индейцев, которых штампует Голливуд.
Одним из его учеников был Майкл Хорс, который сыграл Тонто в 1981 году в «Легенде об Одиноком Рейнджере» и помощника шерифа в «Твин Пикс».
В 1970-х Джей появился в эпизодической роли в «Фильме о семейке Брейди». В 1974 году он сыграл свою последнюю роль, роль вождя в  «Тропе Дасти». Инсульт в 1975 году закончил его карьеру актера.

В 1979 году Сильверхилс стал первым индейцем, чье имя украсило голливудскую Аллею славы. В 1980, в возрасте 67 лет, он скончался в Калабасасе, штат Калифорния. После кремирования его прах вернулся домой в резервацию Шести наций, о которой он так часто вспоминал.
Несмотря на то, что его роли были стереотипны,  он стал одним из первых коренных американцев, проложивших путь к кинематографу.


Перевод: Александр Caksi*Два Волка*. Редакция текста: WR. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Чарли Хилл

 «Все, что я хочу -  это заставить людей смеяться вместе с индейцами, а не над индейцами», -Чарли Хилл.


Чарли Хилл был известным комиком, которого многие называли «Дядя» Чарли.

 

Чарльз Аллан «Чарли» Хилл (Charles Allan 'Charlie' Hill), онейда (клан Черепахи)/ мохок/ кри, родился 6 июля 1951 года в Детройте, Мичиган, в семье Норберта и Эйлин (Джонстон) Хилл. Чарли был вторым сыном второго сына. У Чарли было два брата - Норберт и Ричард, и две сестры - Роза и Барбара. В 1962 году семья Хилл переехала в родную резервацию Онейда. Чарли закончил среднюю школу Де Пер и поступил в университет Висконсин-Мэдисон, где специализировался в ораторском искусстве и драме, а также входил в театральную труппу Broom Street Theater Group.

 

«Я видел комиков по телевизору и задавался вопросом - как мне попасть в этот ящик? Как мне научиться делать то, что делают они?».

Позже он гастролировал по Европе в составе La MaMa Experimental Theater Group, театральной труппе, основанной в Нью-Йорке.

 

«Если люди не знают индейцев - они не знают Америку. Если американцы ничего не знают о нас, значит, они ничего не знают о себе».

 

Окончив университет, Чарли отправился в Голливуд за своей «индейской мечтой» - стать комиком. Он жил в Лос-Анджелесе в течение следующих 40 лет, где сделал успешную карьеру в качестве актера, писателя и комика.

«Они называют нас «исчезающей расой», но скажите мне, когда последний раз вы видели пилигрима?».

В Голливуде Хилл познакомился с Ричардом Прайором и Дэвидом Леттерманом, выступая вместе с ними в Comedy Store. Свой альбом «Born Again Savage» Хилл посвятил тем, кто вдохновлял его - Дику Грегори, Ленни Брюсу и Ричрду Прайору.

«Они говорят об американском холокосте, но называют это «манифестом судьбы».

 

Хилл был желанным гостем у Дэвида Леттермана (Late Night with David Letterman), Мерва Гриффина (Merv Griffin Show), Майка Дугласа (The Mike Douglas Show) и Джея Лено (Tonight Show). Позже Чарли Хилл стал писать для ситкома «Розанна» (американский комедийный телесериал с Розанной Барр в главной роли, который выходил в эфир на телеканале ABC с 18 октября 1988 по 21 мая 1997 года), и, помимо этого, снимался в сериалах «Бионическая женщина» и «Мойша». В 2008 году Хилл был удостоен почетного докторского звания от университета Синте-Глешка. Также Чарли выступал на Club Red Radio Show, был со-продюсером «The Indian Comedy Slam, No Reservations Needed» в 2009 году, снялся в документальном фильме Сандры Осавы «On and Off the Res' with Charlie Hill», номинированный на «Эмми» в 2012 году и транслировался на PBS. В документальном фильме «A Good Day to Die» (2010) он рассказывал о Деннисе Бэнксе. В 2009 Чарли был удостоен наград «Ivy Bethune Tri-Union Diversity Award» от гильдии киноактеров и «The Jennifer Easton's Spirit Award» в 2012 году.

«Чарли хорош в том, что он заставляет вас смеяться, и после того, как вы насмеетесь всласть, вы задумываетесь, и это действительно так», - Джей Лено.

Он выступал для студентов разных колледжей. Его новаторский талант и решимость открыли дверь для многих поколений индейских исполнителей.

«Чарли Хилл был первопроходцем для американских индейцев в комедийном мейнстриме. Он не только вставил ногу в дверной проем, но и открыл дверь для всех индейских комедиантов», - Катери Уолкер, актриса.
 
Чарли Хилл был женат на Леоноре Хататли (Lenora Hatathlie) из навахо. Она родила ему четверых детей: дочерей Нижони (Nizhoni), Насбу (Nasbah), Нанабу (Nanabah) и сына Набаха (Nabahe).

Хилл был специалистом  в одевании мокасина на другую ногу. Отмечая наивность вопросов, которые задают евро-американские туристы, приезжающие в резервации: «Почему индейские племена были беспощадными?» или «Я могу с вами сфотографироваться?», Хилл восклицал: «Мы, индейцы, должны побывать как туристы в пригородах, где проживает белое население, как им понравится это: «Слушайте, а вы действительно белые? О, Боже! Вы позволите с вами сфотографироваться? А как вам удается выжить в пригороде? О, мой бог!».
Чарли Хилл стал первым индейским комедиантом в истории и соединил юмор с политической активностью и общественными высказываниями, ломая стереотипы об индейцах.

 

«Я не верю, что у политиков есть хотя бы один ответ. Они никогда его не давали и никогда не дадут. Они просто третье и четвертое поколение европейцев, у которых нет ответов для коренных американцев».

 

Он верил, что только «художники, артисты, писатели, поэты и музыканты способны изменить этот мир, так как своим творчеством они заставляют людей думать».

 

Чарли Хилл умер 30 декабря 2013 года в резервации Онейда в новом доме для престарелых, куда был переведен из госпиталя после долгой борьбы с лимфомой, и  похоронен 3 января 2014 года.

 

«Если бы я напялил головной убор из перьев и выставлял себя идиотом, в Вегасе я, вероятно, стал бы миллионером. Но люди, которые поступают подобным образом, просто пустышки, потому что они не принадлежат к индейским общинам. Ведь настоящий индейский юмор рождается среди простых людей, живущих в общинах».

 

Ему удалось заставить смеяться людей вместе с ним, а не над ним, воплотив в жизнь свою "индейскую мечту".

 

Фильмография:

 

Rich Hall's Inventing the Indian  2012
Native Century   2010
American Indian Comedy Slam: Goin Native No Reservations Needed 2010

A Good Day to Die   2010
Reel Injun   2009
CBC Winnipeg Comedy Festival  2008
The Tonight Show with Jay Leno  2007
City Confidential  2004
On and Off the Res' with Charlie Hill 1999
Moesha   1996-01-23
White Shamans and Plastic Medicine Men  1996
Roseanne  1994
Late Show with David Letterman  1993-08-30
North of 60  1992-09-01
Impure Thoughts  1986
MacGruder and Loud   1985
Earthlings  Noah Greene  1984-07-05
Harold of Orange   1984
Late Night with David Letterman   1982-02-01
The Big Show  1980-03-04
The Big Show   1980-03-04
The Richard Pryor Show  1977
The Bionic Woman 1976-01-14

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: Л.Д. При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.