Люси Николар. Молли Пятнистый Олень.

Люси Николар

Выступая как "Принцесса Ватавасо", она использовала свою смекалку и харизму не только для того, чтобы достичь успеха в бизнесе и построить успешную карьеру, но и для того, чтобы открыть экономические и политические возможности для своего народа.

Люси Николар (Lucy Nicolar) родилась 22 июня 1882 года в семье Джозефа Николара и Элизабет Джозеф, в резервации Пенобскот на Индиан-Айленд, расположенном на Пенобскот-Ривер, штат Мэн. Джозеф Николар, лидер племени, был хорошо образованным человеком, известным лектором и писателем. Он писал о культуре, обычаях и традициях пенобскотов. Элизабет Джозеф, как и многие другие женщины, занималась плетением корзин и продажей их туристам. Когда Люси стала подростком, она и две ее сестры путешествовали вверх и вниз по восточному побережью, участвуя в различных выставках и шоу, где они, в индейских одеяниях, продавали корзины, пели и танцевали, развлекая туристов. Один из журналистов так описывал Люси, которая выделялась среди своих сверстников: «Это юная мисс отмечена красотой, многие молодые американцы смотрят ей вслед, когда она проходит с корзинами и другими индейскими экспонатами, и считают, что земля пенобскотов, должно быть, «страна прекрасных женщин»».
К тому же девочка отличалась умом и решительностью. В 14 лет Люси поняла, что католическая школа на Индиан-Айленд не даст ей хорошего образования, и настояла на учебе в Олд Тауне, став первой индеанкой, принятой в старшие классы городской школы. Ее академические успехи привлекли внимание Монтегю Чемберлена, администратора Гарвардского колледжа. Он нанял Николар в качестве ассистентки и перевез в свой фамильный дом в Бостоне.

В 1905 году Люси вышла замуж за бостонского врача и на некоторое время поселилась в Вашингтоне. Однако их брак был недолгим, и в 1913 супруги расстались. В том же году Николар переехала в Чикаго и училась игре на фортепиано в музыкальной школе Чотоква. Примерно в это же время она встретила и вышла замуж за Тома Гормана, адвоката, который стал ее менеджером. С его помощью она заключила контракт с Бюро Чотоква Редпат (Redpath Chautaugua Bureau) на выступление с 1917 по 1919 годы. Участники этого образовательного движения исполняли музыку и читали лекции известных писателей и политических деятелей.
Люси, исполнявшая индейские песни и оперные арии в меццо-сопрано, взяла себе имя «Принцесса Ватавасо» (Princess Watahwaso, Bright Star), став завсегдатаем в высшем обществе Бостона и Нью-Йорка. После гастролей она вернулась в Нью-Йорк, где сделала несколько популярных записей. В 1920-е годы Люси Николар вновь начала активно гастролировать с труппой молодых индейцев Keith Vaudeville Circuit, среди которых была и Молли Пятнистый Вапити.

«Индейскую песнь любви» Люси исполняла с юношей по имени Брюс Пулоу, кайова, который был на 20 лет младше ее. После краха фондового рынка в 1929 году г-н Горман прихватил большую часть денег жены и сбежал в Мексику. Великая Депрессия ударила по гастрольным турам Николар. В 1930 году она посетила Индиан-Айленд и решила навсегда остаться дома. Она и Пулоу перебрались в большой модульный дом и поженились в 1937 году. Супруги выступали вместе на местных площадках, а в 1947 году построили рядом с домом магазин в форме типи диаметром в 24 фута, назвав его "Poolaw's Indian TeePee". В нем продавали корзины, мокасины и другие вещи, сделанные мастерами пенобскотами.
Люси вместе с сестрой Флоренс возродили Женский клуб Вабанаби, основанный их матерью. Клуб поспособствовал тому, что Олд Таун стал принимать в старшие классы всех учеников из резервации Пенобскот. Местная католическая церковь, разгневанная тем, что Николар отнимает у них учеников, исключила ее из своего прихода. В ответ Люси помогла основанию Баптистской церкви на острове.

Она также пыталась убедить власти штата построить мост с острова на материк. После десятилетия привлечения внимания к этой проблеме Николар приняла участие в его освящении в 1950 году.
Люси также активно лоббировала отмену закона штата, запрещавшего индейцам из резервации принимать участие в голосовании. Этот закон наконец-то был изменен в 1953 году. В следующем году Николар стала первой индеанкой, принявшей участие в выборах штата Мэн.
Люси Николар умерла 27 марта 1969 года. Ее похоронили на Индиан-Айленд. Брюс Пулоу вернулся в родную Оклахому, где и скончался в 1984 году. Их семейный магазин сейчас известен как «Princess Watahwaso’s Teepee: A Family Museum» и является одной из главных достопримечательностей острова, все также привлекающего туристов.


Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: W.R. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Молли Пятнистый Олень

«Молли Пятнистый Олень проделала полный круг жизни. Это была ее тропа слез».

 

«Все внимание аудитории было приковано к танцующей на сцене черноволосой девушке. Под оркестровый барабанный бой, возрастающий, подобно далекому раскату грома в горах, звенели бубенчики, привязанные к ее щиколоткам. Наступившая тишина была прервана аплодисментами, когда танцовщица поклонилась зрителям. Ее взгляд, казалось, был обращен куда-то далеко-далеко».

 

«Принцесса Молли Пятнистый Олень» была актрисой, автором, поэтом, танцовщицей и, возможно, первой представительницей коренных народов штата Мэн, сыгравшей главную роль в немом фильме. Она выступала как для людей из народа, так и для королей.

 

Однако свободолюбивая девушка заплатила печальную цену за свою жизнь. Ее история началась и закончилась там, где всегда было ее сердце - на Индиан-Айленд.

 

Мэри Элис Нельсон (Mary Alice Nelson) родилась 17 ноября 1903 года на Индиан-Айленд в небольшой резервации Пенобскот в штате Мэн близ Олд-Тауна. Мэри Элис, пенобскоты называли ее Молли Деллис, была первым ребенком Филомены Солис Нельсон, малисет, и Горация Нельсон, политического лидера нации пенобскот. У семьи Нельсон было богатое наследие: Филомена была одной из лучших плетельщиц корзин, а Гораций был первым пенобскотом, обучавшимся в Дартмутском колледже; дедушка Молли был вождем племени канадских малисет. Гораций, чтобы обеспечить семью пропитанием, занимался охотой, рыболовством и другими видами традиционной деятельности, а Филомена продавала корзины туристам. Молли, будучи девочкой, помогала матери в ее нелегкой работе. Она привлекала покупателей танцами, и, хотя она умела танцевать традиционные танцы пенобскот, ее телодвижения были дикими и театральными, поскольку это больше нравилось туристам.

 Филомена Нельсон умерла молодой, и на плечи Молли легла обязанность заботиться о своих младших братьях и сестрах. Все они были уникальными людьми. Юнис, ее сестра, стала первой пенобскот, получившей степень доктора философии. Молли часто расспрашивала племенных старейшин о мире, в связи с чем в семье любили пошутить, что «любопытство погубило кошку».

 К тому времени несколько пенобскот, среди которых была Люси Николар, добились успеха в водевиле. В 15 лет Молли покинула родной дом, чтобы отправиться в Новую Англию. Выступая в водевиле и получая гроши за свою работу, Молли находила возможность отправлять деньги родным. Во время тура в Филадельфии Молли встретилась с Фрэнком Спеком, антропологом университета Пенсильвании, который в свое время бывал в резервации Пенобскот. Он убедил девушку отказаться от шоу-бизнеса для изучения журналистики и антропологии в университете. Молли интересовалась мировой археологией, геологией, этнологией, ацтеками, майя и другими индейскими народами. Днем она посещала занятия, а по ночам мыла полы, чтобы оплатить уроки балета в Бангоре. Помимо этого, Молли помогала Спеку и читала лекции о культуре и легендах пенобскот, которые она собирала с детства. Спустя год она заключила контракт с «101 Ранчо Дикий Запад. Шоу братьев Миллеров». Гонорары от выступлений позволили Молли отправлять деньги домой и откладывать на оплату обучения в колледже. Однако участие в шоу, где разыгрывались сцены массовых убийств индейцев, ей претило, поэтому она ушла в свободное плаванье. К 1925 году Молли уже работала в шоу Нью-Йорка под сценическим псевдонимом Молли Пятнистый Олень и пользовалась огромным успехом у публики. Во время сухого закона Пятнистый Олень выступала в труппе знаменитой Тексас («Привет, сосунки!») Гинан. Вскоре она присоединилась к театру Шуберта и труппе Провинс-тауна, где ставились ранние пьесы Юджина О'Нила. Молли писала музыку, делала себе сценические костюмы и иногда даже танцевала топлес; как вспоминала ее семья, она была «счастлива и совершенно свободна». Дружба с голливудским продюсером привела Молли на съемочную площадку драмы «Безмолвный враг», повествующей о жизни индейцев оджибвеев до прихода белого человека. Более года она переживала канадские холода, играя главную роль Нивы, дочери вождя. Картина была выпущена в 1930 году и стала одним из последних немых фильмов студии Парамаунт.

Однако «Безмолвному врагу» суждено было пылиться на полке 40 лет, возможно, потому, что картина ломала стереотипы или попросту не вписывалась в эпоху джаза.

Говорят, один из продюсеров был влюблен в Молли, однако девушка не желала терять свою свободу и, подобно ветерку, устремилась к новым горизонтам.

В 1931 году Пятнистый Олень отплыла во Францию в качестве индейского представителя в балетном корпусе Международной колониальной экспозиции. После выступления в консерватории Фонтенбло она гастролировала по всему континенту. Дочь пенобскот танцевала перед королевской семьей Старого Света, включая короля Испании Альфонсо. Вернувшись в Америку, Молли сыграла ряд эпизодических ролей в классических голливудских фильмах, таких, как «Рамона» (1936), «Последний из могикан» (1936), «Атака легкой кавалерии» (1936), «Благословенная земля» (1936) и «Потерянный горизонт» (1937); но ее сердце оставалось в Европе.

Поселившись в Париже, Молли наслаждалась ролью яркой американской эмигрантки: училась в Сорбонне, где в пыльных архивах смогла откопать документы о первых контактах французов с пенобскотами, отдавалась занятиям балету, а также познакомилась с журналистом Джоном Стивеном Фредериком Аршамбо.

«Он был просто без ума от индейцев и ковбоев», - вспоминала их дочь Джин. «Он просто умолял ее дать интервью. Так вот они встретились и поженились».

Пятнистый Олень боялась, что брак помешает ее карьере. Во время Великой депрессии, когда пара отчаянно пыталась заработать на существование, Молли поняла, что беременна. Она решила вернуться на Индиан-Айленд и там рожать. Джин Аршамбо Мур была единственным ребенком их «очень духовного и печально короткого» брака. Четыре года Пятнистый Олень жила с дочерью на Индиан-Айленд, а в 1938 году они вернулись во Францию. В следующем году Молли и Джон Стивен поженились. Когда в Европе началась Вторая мировая война, семья решила эмигрировать в США, но Джону отказали в визе. Аршамбо, журналист «Le Paris Soir», стал директором Красного Креста близ Бордо и ярым анти-нацистом. После падения Франции и оккупации ее нацистами в 1940 году он исчез, а Молли и ее 6-летняя дочь через Пиренеи бежали в Португалию, а оттуда добрались до Америки. «Мы шли пешком, мы бежали, мы ехали на машинах скорой помощи», - вспоминала Джин. «Однажды нас подобрал один из журналистов, и моя мать всегда говорила, что это был Говард К. Смит. Приключения всегда шли за ней даже в невзгодах». Вернувшись на Индиан-Айленд, Молли узнала, что ее муж умер в лагере беженцев. Оставив дочь в резервации, Молли в течение нескольких лет перебивалась случайными заработками в Нью-Йорке. Стресс и печаль о погибшем муже в конечном счете привели к эмоциональному срыву и годичному пребыванию в лечебном учреждении, где она восстанавливала свое психическое здоровье. Единственный внук Молли, Джон, названный в честь ее мужа, унаследовал большую часть авантюрного духа бабушки. В 1973 году он неоднократно доставлял медикаменты протестующим в Вундед-Ни. В 1974 году он вернулся в Линкольн, Небраска, чтобы выступить свидетелем в последовавших федеральных судебных процессах, и был убит при невыясненных обстоятельствах. «Он жил с бабушкой, и та его очень любила» - вспоминала Джин. «До сих пор никто не понес ответственности за его смерть».

 

До конца своих дней Молли, проживавшая в доме, который она купила родителям, занималась творчеством. Она шила индейские куклы в традиционном убранстве пенобскот, некоторые из которых сейчас находятся в Смитсоновском музее, плела корзины, писала рассказы для детей, основанные на легендах ее народа, переводила с языка пенобскот на английский и французские языки, хранила дневники, заметки и письма. Они так и не были опубликованы, и многие знания ушли вместе с ней.

 

Молли Пятнистый Олень, черноглазая танцовщица, которая когда-то радовала зрителей всего мира, умерла на Индиан-Айленд после рокового падения 21 февраля 1977 года в возрасте 73 лет.

 

С тех пор свет увидели только немногие ее короткие интервью, где зачастую слышалась грусть. Она очень любила танцы.

Когда Молли перешагнула третий десяток, она призналась одному портлендскому репортеру, что сценическая карьера для нее - всего лишь способ зарабатывать на жизнь, а ее подлинная страсть отдана другому. «Но я считаю, что личная жизнь актрисы не должна выставляться на всеобщее обозрение». Свободно владеющая французским языком, говорящая по-испански, по-немецки, на языках пенобскот, малисет, пассамакводди, путешествовавшая по всему миру танцовщица, она вернулась на родину, где ее считали человеком второго сорта, поскольку она была женщиной, да к тому же еще и индеанкой.

 

Возможно, на протяжении многих лет пролог к ее любимому фильму «Безмолвный враг» проявлял дополнительную остроту. "Все, что вы здесь увидите, - настоящее, - сказал ее кино-отец. - И все так, как и было всегда".

 

Молодежь пенобскот может увидеть копию фильма в Национальном музее Пенобскот на Индиан-Айленд. «Я была в восторге, когда увидела свою мать такой молодой», - с улыбкой вспоминала Джин. «Она пыталась учиться всю свою жизнь, а теперь сама учит других. Я думаю, ей это понравится».

 

В 1986 году имя Молли было внесено в Зал индейской славы Пейджа, Аризона, где пенобскоты были уже представлены Луисом Сокалексисом и Джозефом Аттеаном.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.