Отважная Птица. Флойд Уэстерман. Тим Джаго. Мэри Кэтрин Священная Белая Бизониха.

Отважная Птица.

 

Мэри Отважная Птица (Mary Brave Bird), прежде известная как Мэри Вороний Пес (Mary Crow Dog), была заметной фигурой в индейской борьбе за справедливость и равноправие. Она прошла "Тропой нарушенных договоров" до Вашингтона, маршем, завершившимся захватом здания Бюро по делам индейцев (БДИ). Позже она была среди тех, кто под руководством лидеров Движения американских индейцев (ДАИ) занял поселок Вундед-Ни, Южная Дакота.

Мэри Отважная Птица (Отважная Птица – имя, доставшееся ей от прадеда по материнской линии) ранее была женой Леонарда Вороньего Пса (Leonard Crow Dog), видного знахаря лакота. После того, как Леонард был арестован за его активную политическую деятельность, она приложила все усилия, чтобы добиться освобождения мужа. Мэри являлась сторонницей традиционной индейской духовности, в том числе такого важного ритуала для коренных американцев, как Танец Солнца, и была членом Индейской церкви. Она автор двух книг: «Женщина-лакота» и «Женщина Охитика». В написании этих книг ей помогал Ричард Эрдос. В них отражена жизнь самой Мэри Отважной Птицы. В 1994 году вышел фильм под названием «Женщина-лакота: осада Вундед-Ни» Джейн Фонды, поставленный по ее литературным трудам.

Мэри Отважная Птица, по рождению Мэри Эллен Мур (Mary Ellen Moore) родилась 26 сентября 1956 года в резервации Роузбад, в местечке под названием Он Пес (имя одного из вождей лакота прошлого), в семье сичангу-лакота. Отважная Птица была потомком вождя Железная Ракушка (Iron Shell), уважаемого воина и лидера середины 19 века, прославившегося в сражениях с пауни. У Железной Ракушки было семь сыновей, включая Медведя Полый Рог и Стивена Отважная Птица. Медведь Полый Рог был известен как среди индейцев, так и среди евро-американцев. В 1905 году он, наряду с Джеронимо и Куано Паркером принимал участие в параде, посвященном инаугурации президента Теодора Рузвельта. Его облик был запечатлен на пятидолларовой купюре и почтовой марке. Стивен Отважная Птица, прадед Мэри, был крупным скотоводом и участником родео. Роберт Отважная Птица, сын Стивена и Зои Маккензи, управлял фермой и занимался охотой. Он умер в результате несчастного случая в 1930-х годах, когда буря напугала лошадей, понесших фургон. Его вдова Луиза Флуд (потомок ирландцев, мигрировавших в США в середине 19 века) вместе с детьми, среди которых была Эмили, мать Мэри, перебралась жить к родственникам, а позже вышла замуж за Нобеля Мура. По словам Мэри Отважной Птице, они проявляли о ней должную заботу, когда та была маленькой.

У Мэри было шесть братьев, один из которых умер в младенчестве, и сестер. Кэти, Роберт, Барбара и Сандра – все они старше старше Мэри, в их семье был еще и приемный мальчик. Билл Мур, отец, оставил семью, когда Эмили была беременна Мэри, поэтому воспитанием девочки занимался Нобель Мур. Как бабушка, так и мать Мэри, приняли католицизм и не признавали традиционные индейские верования, в отличии от других родственников. Дик Глупый Бык (Dick Fool Bull), двоюродный дедушка, изготовлял традиционные флейты лакота, а дядя, Глупый Бык, проживший почти 100 лет и умерший в 1975 году, приобщил Отважную Птицу к Индейской церкви.

Мэри, по настоянию матери и бабушки, стала обучаться в миссионерской школе Святого Франциска в резервации Роузбад. Это была типичная школа того времени со строгой дисциплиной, ставившая своей задачей навязать евро-американские ценности индейским детям. Позже иезуитские священники и монахини этой школы резко критиковали «Женщину-лакота», первую книгу Мэри, поскольку в ней девочка описана как «прирожденная бунтарка» и чувство протеста проснулось в ней именно в школе Святого Франциска. Вместе с двумя друзьями Мэри Отважная Птица издавала газету «Красная пантера», где критиковались телесные наказания и та школьная пища. Газета также раскрывала все то невежество и неуважение, которое проявляли преподаватели к индейским детям, а также их распущенное сексуальное поведение. В качестве наказания Отважную Птицу заставили ежедневно мыть шесть лестничных пролетов до тех пор, пока не вмешалась ее мать. Одного из молодых священников Мэри однажды даже ударила по лицу. После этого она потребовала, чтобы ее вернули домой. Позже, по словам Мэри, этот священник, имя которого она не называла, стал защищать права индейцев и тех, кто оккупировал Вундед-Ни. Он умер от рака совсем еще молодым.

В книге «Женщина Охитика» Мэри признала, что система образования в школе Святого Франциска значительно изменилась. По состоянию на 2010 год там работало три иезуитских священника и один монах вместе с диаконом-лакота и семью священниками лакота. Программа обучения была разработана диаконом Беном Черным Медведем-младшим. Школа, ныне известная как индейская школа Святого Франциска, начала работу в резервации Роузбад в 1972 году.

Следующие годы Мэри Отважная Птица занималась бродяжничеством, пила и не знала, что ждет ее в будущем. После очередной ссоры с матерью она ушла из дома и жила у друзей и знакомых, сочетая пьянство с вождением – комбинацией, которую она описывает как смертельную для многих людей из резервации. Она совершала мелкие магазинные кражи и была изнасилована в раннем подростковом возрасте.

 В 1971 году, во время Танца Солнца и пау-вау у дома Леонарда Вороньего Пса Мэри Отважная Птица впервые познакомилась с участником ДАИ. Один оджибвей произнес пылкую речь в защиту традиционной культуры и индейского самоуправления. Он призывал не принимать евро-американскую культуру. Узнав больше о ДАИ, Мэри поняла — это то, что ей нужно. ДАИ являлось духовным движением, отстаивавшим гордость и достоинство коренных народов. Мэри завязала с пьянством и полностью влилась в движение. Своего первого ребенка она понесла от одного из участников движения ДАИ, родив его во время оккупации Вундед-Ни. Отважная Птица посетила еще один Танец Солнца в резервации Роузбад летом 1972 года, и это событие окончательно перевернуло ее жизнь. Этот священный танец вновь проходил у дома Леонарда Вороньего Пса; в нем принимали участие члены ДАИ. Сила Танца Солнца объединяла индейцев, как и растущий гнев против несправедливости по отношению к коренным народам. Это привело к тому, что индейцы прошли маршем до Вашингтона «Тропой нарушенных договоров», как они назвали эту протестную акцию. Отважная Птица была среди тех, кто прошел весь путь от Роузбада и Пайн-Риджа. Караван автомобилей растянулся на четыре мили. 3 ноября 1972 года, индейцы, ожидающие достучаться до президента Ричарда Никсона, сигналя и гремя в барабанамы, достигли Вашингтона. «Это величайшая акция, проведенная индейцами со времен сражения на Литтл-Бигхорн», - писала позже Мэри Отважная Птица. Захватив здание Бюро по делам индейцев, протестующие выдвинули 20 требований к федеральному правительству, среди которых были признание индейского суверенитета, пересмотр последних договоров, устранение юрисдикции штатов над делам индейцев и создание нового органа вместо БДИ, рассмотрение случаев нарушения существующих договоров, увеличение земельных владений племен, уважение к индейской культуре и религии и др. Полиция окружила здание, но не предпринимала каких-либо действий, хотя сами индейцы готовились к штурму. Дэннис Бэнкс вспоминает, как Отважная Птица затачивала ножом для писем ручку швабры. Когда ее спросили, для чего ей это, она ответила, что «даст им в яйца до того, как они до меня доберутся».

Но в конце концов компромисс был найден, протестующие индейцы получили деньги на возвращение домой и обещание, что никакого преследования со стороны полиции не последует. Белый дом согласился рассмотреть требования из 20 пунктов и на этом все и закончилось. Таким образом, спустя шесть дней после захвата индейцы оставили здание БДИ.

В дополнение к своей растущей политической активности Отважная Птица в это время был предана традиционной индейской культуре – двум направлениям в ее жизни, в которых она нашла себя. В книге «Женщина-лакота» она описывает себя как «полукровку» (ийеска) и отмечает, что должна была повернуться к «чистокровным», чтобы вернуться к своему народу. Она видела этническую принадлежность не в процентах крови, а в культурных традициях и практиках, основанных на традиционной индейской духовности. Глупый Бык рассказывал Мэри историю народа лакота, поведал ей о религии и приобщил к Индейской церкви. Позже, став женой знахаря Леонарда Вороньего Пса, она была удостоена чести участвовать в церемонии пейота.

21 января 1973 года Дарольд Шмитц (иногда указан как Дарольд Шмидт) совершил убийство индейца по имени Уэсли Плохое Бычье Сердце в Баффало-Гэп, близ Рапид-Сити. Убийцу, признанного виновным в убийстве второй степени, отпустили под залог. Большое количество лакота и индейских лидеров, включая Рассела Минса и Денниса Бэнкса, прибыли в Рапид-Сити в начале февраля по просьбе матери убитого Сары Плохое Бычье Сердце, чтобы выступить в защиту справедливости. Около 200 сторонников прибыли в Кастер 6 февраля, лидеры ДАИ встретились с прокурором Хобартом Гейтсом. В здание суда пустили лишь нескольких человек. Когда другие попытались войти их стали выталкивать на улицу. Полицейские сбили с ног и арестовали Сару Плохое Бычье Сердце, применили слезоточивый газ и пожарную технику, чтобы отогнать демонстрантов от суда.

Некоторые лакота плеснули бензином на двери и попытались поджечь здание. Пожарные и полиция занялись тушением огня, огонь перекинулся на Торгово-промышленную палату. Столкновение продолжалось несколько часов. Мэри Отважная Птица избежала ареста, но арестовали Барбару, сестру, хотя вскоре ее освободили. Сара Плохое Бычье Сердце несколько недель провела в тюрьме, в то время как убийца ее сына был оправдан. Возмущенные такой несправедливостью, многие из тех, кто был в Кастере, начали искать новые формы борьбы. Некоторые предложили занять поселок Вундед-Ни, местечке, где 29 декабря 1890 года солдаты устроили резню бэнду Пятнистого Вапити. Сбор в Вундед-Ни также был протестом против резервационного насилия, особенно в резервации оглала Пайн-Ридж, где племенные чиновники были заинтересованы лишь в том, чтобы удержать власть в своих руках путем запугивания и полицейского террора, устраняя традиционалистов. Оккупация Вундед-Ни началась 27 февраля 1973 года и продолжилась 71 день. Среди тех, кто занимал Вундед-Ни, была и Мэри Отважная Птица. В Вундед-Ни было несколько зданий, среди которых церковь Святого Сердца, торговый пост Гилдерслив и музей. Мужчины вырыли окопы по периметру и возвели укрытия, в то время как федеральные маршалы и агенты ФБР окружили поселок. Периодически происходили перестрелки, затихавшие лишь на время, чтобы позволить женщинам и детям покинуть поселок. Но Мэри решила остаться и родить ребенка в этом значимом для ее народа месте.

Из-за холмов, оврагов и деревьев в этом районе федералы не смогли полностью перекрыть доступ к поселку. Подкрепление вместе с провиантом прибывало с каждым днем. Среди тех, кто присоединился к оккупировавшим Вундед-Ни, было двое братьев, потомков Джорджа Кастера и юной шайенской девушки по имени Монасита (Monahseetah), которая была его любовницей; хотя он и представлял ее как переводчицу, она практически не знала английского языка. Отважная Птица пишет о том, что провиант дважды сбрасывали в Вундед-Ни с самолета, поэтому вскоре над поселком стали кружить армейские вертолеты. Фрэнк Клируотер, накануне прибывший в Вундед-Ни вместе с молодой женой по имени Утренняя Звезда, был тяжело ранен пулей, прошедшей сквозь стену церкви. Его доставили на командно-пропускной пункт, и федералы отправили раненого в госпиталь Рапид-Сити, где он умер 25 апреля. На следующий день выстрелом в сердце был убит оглала Бадди Ламонт, ветеран войны во Вьетнаме. Еще несколько осажденных получили ранения, в то время как среди федералов был тяжело ранен только один человек.

Духовным лидером восставших был Леонард Вороний Пес, будущий муж Отважной Птицы. Он возродил Танец Духов, который был объявлен вне закона, председательствовал на религиозных церемониях и был главным целителем и лечил даже огнестрельные ранения.

В начале мая все переговоры были завершены. Оккупировавшие Вундед-Ни обещали сложить оружие и покинуть поселок, правительство же согласилось расследовать жалобы жителей Пайн-Ридж. 8 мая 120 индейцев оставили Вундед-Ни, а правительство забыло о своих обещаниях.

Своего ребенка Отважная Птица родила 11 апреля так, как рожали некогда все индианки — при помощи других женщин и молитв. Она назвала малыша Педро, в честь друга — Педро Биссонетта. Рождение сопровождалось боем барабанов и слезами на глаз мужчин и женщин. Отважная Птица покинула Вундед-Ни за неделю до окончания осады, поскольку семья погибшего Бадди Ламонта попросила помочь с похоронами. Ее тут же арестовали и доставили в тюрьму Пайн-Ридж, где она провела почти сутки. Затем ее доставили в тюрьму Рапид-Сити, где продержали еще несколько часов. Тогда Мэри было всего лишь 17 лет, и она, естественно, не являлась лидером занявших Вундед-Ни. Но ее отвага и рождение ребенка являлись великим символом и триумфом для традиционной культуры лакота даже в самых трудных ситуациях. Ее соратники, в том числе именитые лидеры ДАИ, уважали ее и чествовали как женщину-воина, отважно боровшуюся за справедливость и свободу своего народа.

Вскоре после осады Вундед-Ни Мэри вышла замуж за Леонарда Вороньего Пса. Она была на 12 лет младше своего знаменитого избранника. Родители Леонарда, в том числе Генри Вороний Пес, поначалу не одобрили выбор сына. Ранее он был уже женат и имел двоих дочерей: Айну и Бернадетт, и сына Ричарда, не принявшего новую мать. Да и сама Мэри в силу своего возраста не осознавала, что значит быть женой и даже не умела заваривать кофе. Кроме того, Леонард был известной личностью, святым человеком, и многие искали его внимания и помощи. Он был очень щедр, как и подобает лакота, и не отказывал никому, даже если кто-то просил денег. Как писала сама Мэри впоследствии, «по секрету, это может быть адом для женщины, состоящей в браке со святым человеком». Новая жизнь и все что с нею связано, привели к тому, что Мэри теперь уже Вороний Пес заболела. Она похудела, потеряла сон и мечтала только об одном — умереть. Тем не менее, она старалась быть хорошей женой и смогла заслужить уважение семьи и друзей мужа.

26 июня 1975 года во время перестрелки на ранчо Прыгающего Быка, близ Оглала, погибли два агента ФБР Джек Коулер и Рональд Уильямс. Они вторглись на частную собственность, чтобы арестовать Джимми Орла из Пайн-Ридж по сфальсифицированному обвинению. В то время многие члены ДАИ и их сторонники разбили лагерь на этом ранчо, чтобы предоставить поддержку и защиту старейшинам племени. В результате перестрелки между двумя машинами местные жители закричали, что на них напали, и ответили огнем. Когда стрельба кончилась, два агента и один индеец были мертвы. Более тридцати местных детей, женщин и мужчин были окружены 150 агентами, полицейскими и «головорезами» Уилсона. На машинах убитых агентов насчитали 125 пулевых пробоин. Кроме того, от пули снайпера погиб коренной американец Джозеф Стунц. Но его смерть расследовать не стали, уголовное дело было возбуждено лишь по факту убийства сотрудников ФБР. По обвинению в убийстве в феврале 1976 года канадской полицией был арестован Леонард Пелтиер, один из участников перестрелки, активист ДАИ, затем экстрадированный в США и в апреле 1977 года приговоренный к двум пожизненным срокам за преступление, которого не совершал. Пелтиер до сих пор находится за решеткой.

Во время осады Вундед-Ни, когда наступило кратковременное перемирие, четверо федеральных агентов попытались проникнуть в поселок под видом почтальонов, но были разоблачены и схвачены. Прежде чем их отпустить, Леонард Вороний Пес прочитал им лекцию о причинах оккупации. За это он потом получил условный срок. В марте 1975 года несколько белых прибыли в дом Вороньего Пса. Приняв наркотики, они стали оскорблять Мэри. Леонард потребовал от них, чтобы они оставили его семью в покое. Один из молодчиков стал проявлять агрессию, но был остановлен родственниками и друзьями Вороньего Пса. Позже он выступил с обвинениями против знахаря. 2 сентября 1975 Роберт Бек и Уильям Макклоски въехали на машине в забор дома Леонарда. Фрэнк Раннинг, племянник Вороньего Пса, на которого ранее уже нападал Бек, вместе с другими избили злоумышленников. Многие считают, что Бек и Макклоски были специально подосланы ФБР. В последствии они также обвинят Леонарда Вороньего Пса в избиении. 5 сентября большое количество агентов ФБР и маршалов, вооруженных до зубов, окружили дома Вороньего Пса, его родителей и племянника. Они искали Леонарда Пелтиера.
Было арестовано много людей, включая Анну Мэй Экуош, близкую подругу Мэри. На пути к Пьеру, столице Южной Дакоты, агенты остановились, чтобы Леонард Вороний Пес попытался совершить побег и стали провоцировать на это знахаря. Один из агентов даже бросил пистолет к его ногам и заявил, что если он не побежит, то всю жизнь проведет за решеткой. Он не поддался на провокации. Все, что можно было предъявить Вороньему Псу, так это только сломанную челюсть Макклоски. Тем не менее, его осудили и дали 23 года тюрьмы. Вороньего Пса переводили из одной тюрьмы в другую. Южная Дакота, Айова, Индиана, Канзас, Пенсильвания, Вирджиния — Мэри повсюду следовала за своим мужем, порою даже не зная, в какой тюрьме находится Вороний Пес. Ей помогал Национальный совет церквей, Международная амнистия и другие организации, которые жертвовали деньги на защиту. Работали адвокаты, в процесс были вовлечены такие знаменитости, как Гарри Белафонте, Марлон Брандо, Осси Дэвис, Руби Ди, Рип Торн и Ричард Эрдос. У Эрдоса Мэри с ребенком жила почти в течение года, когда ее муж находился в тюрьме Льюисбурга. В то время как христиане и иудеи имели доступ к духовенству и священным книгам, индейцам, практикующим традиционную духовность, было запрещено делать это в тюрьме. Вороньему Псу было отказано иметь свою священную трубку. Когда же надзиратель в Терре-Хот все-таки был вынужден разрешить пользоваться Леонарду трубкой, он долгое время отказывал в красной коре, которой ее набивают. Следуя за мужем, Мэри вела переговоры от его имени, давала интервью для прессы, консультировалась с адвокатами и собирала деньги, чтобы покрыть все юридические расходы. Наконец, весной 1976 года Вороний Пес вышел на свободу на время рассмотрения апелляции, но его обжалование было отклонено и спустя три месяца он вновь оказался в тюрьме. Но все же усилия Отважной Птицы оказались не напрасны: в 1977 году, проведя в заключении 27 месяцев, Леонард Вороний Пес получил условно-досрочное освобождение. Супруги вернулись в Роузбад, где их встречали музыкой, танцами и пиршеством. Мэри Отважную Птицу чествовали как женщину, победившую систему. Два знахаря – Уоллес Черный Вапити и Билл Орлиные Перья вручили ей орлиное перо и дали новое имя — Охитика Вин — Отважная Женщина. «Женщина Охитика» - так будет называться вторая книга Мэри.
После возвращения в «Рай Вороньего Пса» - так назывался дом Леонарда, включавший в себя дом Генри Вороньего Пса и несколько небольших строений, где проживали Леонард и Мэри, семейная жизнь вновь стала борьбой для молодой женщины. Вороний Пес проводил ритуалы по всей стране, но он не брал плату за это, как и подобает традиционному знахарю. В одной из таких поездок они познакомились с Оливером Стоуном, работавшим тогда над фильмом «Дорс» о Джиме Моррисоне. Вороний Пес был приглашен принять участие в съемках фильма и отправился в Сан-Франциско. Пара фактически начала распадаться в это время. Несмотря на то, что Мэри и Леонард продолжали жить вместе, супружеское ложе они уже не делили. От Вороньего Пса Мэри родила трех детей, двух мальчиков — Анва и Леонард Элдон «Джуниора», и девочку — Дженнифер. Все же Отважная Птица решила оставить мужа. Она жила в Маршалле, Миннесота; в Су-Фолсе, Южная Дакота; Омахе, где встретилась с отцом, но эта встреча не принесла ей радости; в Денвере; Тусоне и Фениксе. В Феникс вслед за женой приехал Вороний Пес, где они прожили вместе в течение трех лет. 
Мэри Отважная Птица вновь пристрастилась к спиртному.  Она стала пить еще больше, вернувшись в Роузбад. Период с лета 1990 по весну 1991 года прошел как в «тумане». Даже выход первой книги не остановил женщину.
Ричард Эрдос, с которым Отважная Птица была уже знакома, сотрудничал со знахарем Джоном Хромым Оленем, работая над книгой «Хромой Олень, искатель видений». Книга имела коммерческий успех. В то время Отважная Птица жила с семьей Эрдоса, чтобы быть ближе к мужу, находившемуся в тюрьме. Эрдос предложил написать книгу о ее жизни и вместе они приступили к работе. После освобождения Вороньего Пса пара вернулась в Роузбад, а Эрдос продолжил работать над книгой. Редактор, однако, внес изменения в рукопись, которую он считал слишком политически спорной. Более 10 лет рукопись ждала своего издателя. Книга вышла в свет лишь в 1990 году.
Она стала бестселлером, по мотивам которого был поставлен фильм «Женщина-лакота: осада в Вундед-Ни». Успех книги привел к тому, что Отважная Птица отправилась в тур. В Нью-Йорке она была пьяна во время интервью; Мэри была трезвой, когда давала интервью в Вашингтоне и на шоу Ларри Кинга, но она напивалась, возвращаясь в гостиницу. 28 марта 1991 года по дороге в Роузбад, управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения она, потеряв контроль над управлением, врезалась в столб. В результате аварии у нее было сломано шесть ребер (одно из которых пробило легкое, а другое разрезало аорту), почти отрезано ухо и несколько порезов на лице. Из местного госпиталя ее доставили в один из госпиталей Су-Фолс, куда мать даже пригласила священника, чтобы провести ее в последний путь, поскольку надежды на спасение было мало. Тем не менее операция по восстановлению аорты прошла успешно, затем был ряд других операций и удаление одного из яичников. Выйдя из больницы Отважная Птица продолжила пить. Когда ее друг Пиви Лидер Чардж, ветеран войны во Вьетнаме, поэт и художник, покончил с собой, став жертвой алкоголя и депрессии, Мэри Отважная Птица осознала, что это пьянство вгоняет ее в депрессию.

24 августа 1991 Отважная Птица стала женой Руди Олгуина (Rudi Olguin), правозащитника-чикано, связанного с ДАИ. Поскольку брак с Леонардом Вороньим Псом был заключен по индейским традициям, ей не нужно было разводиться с ним. Руди был близким другом Барбары, сестры Мэри, и Джима, ее мужа.

Супруги переехали в Феникс, но спустя несколько месяцев вернулись с детьми в Роузбад. Несмотря на перенесенную операцию, Мэри смогла родить девочку, которую назвали Летняя Роза (Summer Rose) и мальчика — Руди. Позже брак распался, но все же он сыграл положительную роль в жизни Мэри. Благодаря замужеству она избавилась от алкогольной зависимости.

Мэри все также оставалась верна традиционной религии. Свою первую церемонию свитлодж она провела в Биг Маунтин (Черная Меса), штат Аризона. Биг Маунтин находятся на землях навахо и хопи, где они пасут своих овец. Кроме того, там добывают уран и уголь «Peabody Energy Company», ранее известная как «Peabody Western Coal Company»; в 1964 году эта компания заключила контракт с навахо о праве на добычу минеральных ископаемых и праве использования подземного водоносного горизонта для транспортировки угля на генераторную станцию в Неваде. Спустя два года компания заключила соглашение с хопи.

Водоносный горизонт служил основным поставщиком воды как для людей народов навахо и хопи, так и для животных. Среди и того и другого народа было много тех, кто выказывал недовольство в отношении соглашений с «Peabody Energy Company». Недовольство среди индейцев усилилось после того, как для навахо и хопи был разработан федеральный план переселения в города за пределами резервации. Отважная Птица была среди тех, кто откликнулся на зов помощи навахо. Она участвовала в акциях по сносу ограждений вокруг шахт, ложилась под бульдозер, и распространяла информацию о том, что происходит в Биг Маунтин. Она также помогала провести церемонии Танца Солнца в этом регионе в 1980-х годах наряду со свитлоджем во время их проведений. Она принимала участие в Танце в 1987 и 1988 годах. Несмотря на все ее усилия и усилия других активистов «Peabody Energy Company» по-прежнему продолжает свою работу в Биг-Маунтин. Земля, особенно Блэк-Хиллс, священна для лакота, различные организации, среди которых «Женщины всех красных наций» и ДАИ стоят на ее защите. Мэри Отважная Птица была частью этой борьбы за сохранение родной земли. «С момента рождения Женщина-Лакота жила как подобает традиционалистке. Она с уважением относилась к водам жизни поколений. Она защищала наше индейское поколение. Она прочла много книг по истории. И это привело ее к осознанию того, что в Америке нет свободы для коренных американцев», - сказал о Мэри Леонард Вороний Пес.

Она ушла в мир предков 14 февраля 2013 года в Кристал-Лейк, округ Невада, Калифорния и была похоронена на кладбище Клир-Уотер, Грасс-Маунтин, резервация Роузбад 24 февраля.

Оглядываясь на свою жизнь, в которой было много сражений, Мэри Отважная Птица писала как наставление своим детям: «я хотела бы, что бы они понимали, что значит быть индейцем — это бороться за свою землю. Последние индейские войны будут продолжаться».


Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании или копировании материала ссылка на сайт обязательна.

Флойд Уэстерман.

Журналист Дуг Джордж Кантентийо, мохок, вспоминает: «Флойд… никогда не был эгоистом и не впадал в ярость. Несмотря на эмоциональные и физические травмы, полученные им в печально известных школах-интернатах, когда бы мы ни встретились, он всегда был готов посмеяться и рассказать историю. Он, как и его лучший друг, Вайн Делория, осознавал абсурдность происходящего, но умел наслаждаться жизнью, невзирая ни на что. Его присутствие и в жизни, и на сцене всегда было заметным. Он потрясающе играл на гитаре». (George- Kanentiio, 2007).

Флойд Красный Ворон Уэстерман родился 17 августа 1936 года в индейской резервации Лейк-Траверс, Южная Дакота, где проживают сиссетон-вапетоны (восточные дакота). В 10 лет его отправили учиться в школу-интернат, где он впервые встретился с Деннисом Бэнксом, будущим лидером ДАИ. В школе индейским детям было запрещено носить длинные волосы и разговаривать на родном языке.  В юном возрасте Флойд оставил свой дом, прихватив с собой лишь старую гитару и чемодан, путешествуя по штатам и исполняя свои песни. Многие из них были посвящены отстаиванию прав индейцами, сражениям за родную землю, суверенитет и охране окружающей среды. После окончания Северного колледжа в Южной Дакот Уэстерман отслужил два года в морской пехоте, а затем отправился в Денвер, где играл на фортепьяно в барах. Свой первый контракт на выпуск альбома «Кастер умер за ваши грехи» (на основе одноименной книги  Вайна Делории-младшего) со звукозаписывающей студией Флойд заключил в 1969 году. В 1970 году его второй альбом затрагивал все те же темы. Уэстерман был очень популярен за пределами Соединенных Штатов, где он выступал, по крайней мере, 60 раз. Вскоре после 1968 года Флойд начал активно работать в ДАИ. Он также выступал в качестве представителя Международного индейского договорного совета (International Indian Treaty Council), путешествуя по всему миру и выступая в ООН, борясь за улучшение социальных и экономических условий для коренных народов. В 1982 году эти темы и вопросы охраны окружающей среды стали основным направлением в его третьем альбоме «Земля — это твоя мать».
Флойд Красный Ворон Уэстерман выступил на первой “Нэммиз» в 1996 году, а в 2006 году Уэстермен получил «Нэмми» за лучшую песню в стиле кантри, посвященную Джонни Кэшу. Кэш был известен своей поддержкой индейцев в борьбе за свои права. Так, в 1963 году он выпустил альбом «Горькие слезы: индейские баллады». Уэстерман сыграл в таких известных фильмах, как «Танцующий с волками» (1990), где исполнял роль старого мудрого вождя Десять Медведей, «Просека» (1992). Он также снимался в нескольких сериалах, в том числе в культовом американском телесериале «Секретные материалы», сыграв Альберта Хостина. Он был дядей Рэем в сериале «Крутой Уокер: правосудие по-техасски», Тем-Кто-Выжидает в «Северном экспрессе» и Джорджем Маленьким Лисов в «Дарме и Греге». Уэстермен также сыграл знахаря в фильме Оливера Стоуна «Дорз».  Всего в его фильмографии более 50 фильмов. Он был удостоен премии «Живая легенда» в 2002 году.

За время своей музыкальной карьеры Уэстерман играл с такими хорошо известными музыкантами, как Вилли Нельсон, Крис Кристофферсон, Баффи Сент-Мари, Джонни Митчеллом, Джексоном Брауном и Гарри Белафонте. В 1990-е годы Уэстерман гастролировал по миру с концертами вместе со Стингом для сбора средств в Фонд защиты тропических лесов.

Уэстерман получил много других наград, включая грамоту от Конгресса за особые заслуги, награду за щедрость от «Американцы за возможности для индейцев», получил звание культурного посланника в Международном договорном совете, премию за прижизненные достижения от Лос-Анжелеса и награду за многочисленные заслуги от мультикультурной ассоциации кинематографистов.

В последние годы жизни Уэстерман страдал лейкемией и ушел в мир духов 13 декабря 2007 года в медицинском центре Сидарс-Синай, Лос-Анжелес, Калифорния. Флойд был похоронен на католическом кладбище в Веблине, Южная Дакота. После себя он оставил жену - Рози Уэстерман, и пятеро детей. Флойд был женат несколько раз.


Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Тим Джаго.

Тим Джаго, также известный, как Нанвича Кчижи (Tim Giago, Nanwica Kciji, Defender, Защитник), оглала-лакота, родился 12 июля 1934 года в резервации Пайн-Ридж, Южная Дакота, где и прошло его детство. Учился в индейской школе при миссии Святой Розарии. Позже, во время Корейской войны, служил на флоте США. Во время службы Тим Джаго и начал писать свои первые статьи и стихи, они были опубликованы в журнале «Wassaja». Уволенный с почестями в 1958, Тим закончил колледж Сан-Хосе в Калифорнии и университет Невады в Рено. Его карьера журналиста началась в 1970-е гг, в это время он стал репортером и обозревателем « Rapid City Journal». Его «Записки из индейской страны» стали первым голосом коренных американцев в Южной Дакоте. Джиаго был нанят после событий в Вундед-Ни 1973 года, привлекших международное внимание. В резервации Пайн-Ридж на протяжении несколько лет шла чуть ли не гражданская война, но, как позже написал Джим Кэрриэр, работавший в то время редактором« Rapid City Journal», «ни одна из одиннадцати газет этой страны и ни один из ста сорока пяти еженедельников ни словом не обмолвились о кровавой бойне, оставив освещение событий «Ассошиэйтед Пресс» или не печатая ничего».
В 1981 году, изучив журналистское дело и вернувшись в Пайн-Ридж, Тим начал выпускать собственную газету «Lakota Times». Позднее переименованная в «Indian Country Today», она стала крупнейшей независимой индейской газетой в стране. Тим Джаго старался донести до читателя всю правду о нелегкой жизни индейцев, отчего его собственная жизнь неоднократно подвергалась опасности.

«Однажды темной пасмурной и дождливой ночью, после того как я сдал газету в набор, мое ветровое стекло пробила пуля, просвистевшая возле моей головы. Мне, моей жене и детям угрожали смертью по телефону. После поджога редакции президент племени оглала Джо Американская Лошадь созвал специальное заседание племенного совета. Американская Лошадь сказал: “Отныне любое нападение на «Lakota Times» будет считаться нападением на племя оглала ”. Нападения прекратились»-вспоминал Тим.

Необходимо отметить, что жена Тима Джаго, Дорис Джаго, с которой он развелся, стала первой журналисткой-преподавателем в Государственном университете Южной Дакоты.
В 1984 Джаго был избран первым президентом Журналистской ассоциации коренных американцев, которую он же и основал. На протяжении многих лет Джаго нанимал на работу индейцев, обучал их и старался помочь в дальнейшем. Некоторые из его учеников стали знаменитыми журналистами. Фонд ассоциации представляет стипендии и места для практики индейским студентам-журналистам и три раза в год  проводит большие семинары для индейских журналистов.
В 1985 году Джаго получил награду Менкена за передовицу в «Балтимор Сан». Четыре года спустя он вернул награду после того, как обнаружил несколько нетерпимых утверждений в колонке и других статьях Менкена. В 1990 году, когда Южная Дакота отмечала столетие награждения солдат медалями Чести за резню на Вундед-Ни, Тим Джаго в знак протеста призвал не забывать солдат, участвовавших в резне на Май-Лаи во время Вьетнамской войны, и также наградить их медалями Чести. В 1991 году Тим Джаго стал первым индейцем, получившим журналистскую стипендию Гарвардского университета, - стипендию Нимана. В 1992 году Тим Джаго, чтобы охватить как можно больше индейских вопросов по всей стране, переименовал свое детище в «Indian Country Today». К середине 1990-х годов «Indian Country Today» читало 50 000 читателей.
Газета расходилась с тиражом 14 000 экземпляров в неделю до того, как она была продана онейда Нью-Йорка. В 1998 году ее купил магнат казино Рэй Хелбриттер. Газета по-прежнему освещала многие острые проблемы (как, например, использование индейских образов спортивными командами), однако подверглась критике за то, что замалчивала вопросы относительно оппозиции внутри нации онейда, несогласной с жестким руководством Хелбриттера. К 2005 году это издание стало самым крупнейшим индейским изданием в США. В 2000 году Тим Джаго начал издавать «The Lakota Journal», а в 2004 также продал это издание санти-сиу Фландро, уйдя на пенсию.
Помимо журналистики, Тим Джаго написал несколько книг, такие, как «The Aboriginal Sin» (1978), «Notes from Indian Country» (1984), «The American Indian and the Media» (1991), «Children Left Behind» (2006).

Уже после ухода на пенсию Джаго в апреле 2009 года начал издавать еженедельник «Native Sun News», чтобы "вернуться к традиционному способу освещения событий для индейцев" в печатном виде, а не в интернете, как пишет он в своем блоге на веб-сайте Huffington Post.


Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Мэри Кэтрин Священная Белая Бизониха.

Известная своею набожностью матушка Мэри Кэтрин Священная Белая Бизониха (Mary Catherine Sacred White Buffalo) являлась игуменьей Конгрегации американских сестер, первой общины для монахинь-лакота. Она родилась в 1867 году в резервации Стэндинг-Рок, нынешний штат Северная Дакота. Мэри была одной из одиннадцати детей Джозефа Воронье Перо, лидера бэнда хункпапа. Ее индейское имя Птесанванйакапи — Они Видят Белую Бизониху ( Ptesanwanyakapi, “They See a White Buffalo Woman”) –  указывает на случай, произошедший с Мэри в детстве. Как-то появились американские солдаты и стали стрелять в Джозефа, державшего маленькую дочь на руках. Ни отец, ни девочка не пострадали. Лакота объясняют это чудо тем, что их спасло видение белой бизонихи. Белая бизониха, даровавшая лакота священную трубку, считается священным животным.
В возрасте 14 лет Мэри была крещена в миссии Святого Бенедикта, располагавшейся на территории Южной Дакота, и получила христианское имя Мэри Джозефина. Проявив интерес к жизни монахини, она поступила в школу бенедиктинских сестер в форте Йетс, Северная Дакота. Там, во время четырехлетнего обучения священник Фрэнсис Крафт, миссионер резервации Стэндинг-Рок, обратил на Мэри свое внимание. Католические общины на Западе сталкивались с нехваткой монахинь. Крафт увидел решение этой проблемы в поощрении индейских женщин, способствуя их присоединению к сестричеству. Священник был впечатлен девушкой, особенно тем уважением, которым Мэри пользовалась у хункпапа. Крафт поспособствовал тому, чтобы она и несколько других девушек стали посещать «Сестер Святого Детства», бенедиктинскую академию в Миннесоте. Спустя три года Мэри Джозефина стала монахиней, приняв обет на Пасху 1890 года. Ее направили работать поваром в миссионерскую школу Непорочного зачатия в резервации Кроу-Крик, Южная Дакота. В конце 1891 года Крафт основал новый монастырь для монахинь лакота в резервации Форт Бертольд, Северная Дакота. Мэри стала игуменьей Конгрегации американских сестер, также известной как Красные сестры. С тех пор она была известна как матушка Мэри Кэтрин Священная Белая Бизониха. Монахини обучали индейцев английскому языку и ухаживали за больными, пройдя специальную подготовку. Крафт запрещал своим подопечным есть мясо, а поскольку мясо являлось основой рациона индейцев, некоторые монахини стали болеть. Но еще большую опасность их здоровью нес туберкулез, от которого и умерла Мэри 3 мая 1893 года в возрасте 26 лет. Спустя семь лет после ее смерти сестричество прекратило свое существование.


Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.