Вернон Беллькур. Клайд Беллькур. Плоский Рот.

Вернон Беллькур

Он был одним из основателей Движения американских индейцев (ДАИ) в конце 1960 – начале 1970 годов прошлого века. Позже проявил себя как ярый противник использования индейских образов на спортивных логотипах. Посредством Национальной коалиции по борьбе с расизмом в спорте и СМИ организовал многие акции протеста против «Вашингтонских краснокожих», «Кливлендских индейцев», «Воинов Атланты» и «Вождей Канзас-сити», способствовавших дальнейшему распространению негативных стереотипов о коренных американцах. Был арестован за сожжение чучела «вождя Ваху» – талисман «Кливлендских индейцев».


Вернон Беллькур (VERNON BELLECOURT) родился 17 октября 1931 года в резервации анишинаби Уайт-Эрт, штат Миннесота. При рождении его назвали Ва-Бун-Инини, Человек Зари (Wa-Bun-Inini (Man of Dawn). Его отец, участник Первой мировой войны, был инвалидом. Мать растила 12 детей в доме, где даже не было света и воды. Закончив 8 классов, Вернон оставил школу и был отправлен за решетку на 19 лет за ограбление бара. В тюрьме он освоил профессию парикмахера и, освободившись, открыл свое дело. В Денвере Вернон и его брат Клайд основали отделение ДАИ. В 1972 году Вернон стал одним из ведущих организаторов марша «Тропа нарушенных договоров» из Сан-Франциско и Сиэтла в Вашингтон, где протестующие индейцы за несколько дней до национальных выборов заняли здание Бюро по делам индейцев. Позже Беллькур фигурировал в прессе, писавшей, что он встречался с Муаммаром Каддафи, который, по его словам, был «очень доброжелательным и деликатным человеком», и Ясиром Арафатом, лидером Организации освобождения Палестины. Вернон помог организовать конференции по правам индейцев под эгидой ООН и играл важную роль в попытках освобождения Леонарда Пелтиера, осужденного за преступление, которого он не совершал. Беллькур также встречался с президентом Венесуэлы Уго Чавесом в 1975 году, обсуждая скидки на нефть для жителей индейских резерваций. В 1990-х ДАИ раскололось на фракции. Беллькур и другие лидеры называли национальным офис ДАИ в Миннеаполисе, но многие главы других регионов отказались его признать. Одним из них был лидер ДАИ в Колорадо Уорд Черчилль. В то время между Беллькуром и Черчиллем существовала сильная конфронтация. 13 октября 2007 года Вернон Беллькур умер от пневмонии в Миннеаполисе.

 

Перевод: Александр *Два Волка* . При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Клайд Беллькур

«Это поколение маленьких детей - седьмое поколение. Не только индейских детей, но и белых, черных, желтых и красных. Наши деды говорили, что седьмое поколение даст нам новых духовных лидеров, докторов, учителей и великих вождей. Происходит духовное возрождение» - Клайд Беллькур. 

 

Клайд Беллькур (Clyde Bellecourt, Nee-gon-we-way-we-dun, Thunder Before the Storm) родился 8 мая 1936 года в резервации Уайт-Эрт в Миннесоте. Он был седьмым из двенадцати детей, родившихся в семье анишинаби Чарльза и Анджелины Беллькур. Отец Клайда был ветераном Первой мировой войны, раны которой не давали ему работать. Семья жила в небольшом доме и была очень бедной.   Когда Клайд был ребенком, он слышал, как его родители поздно вечером говорили вполголоса  на языке, который он не понимал.  Когда мальчик спросил, о чем они говорят, ему посоветовали подумать об учебе.  Школьные годы не были приятными для Беллькура. Он посещал миссионерскую школу, где занятия проводили строгие бенедиктинские монахини. Он злился, что о индейцах если и говорили, то обычно называли их убийцами и дикарями. Клайд отказывался считать Джорджа Вашингтона отцом страны, поскольку Вашингтон не был похож на его отца или дедушку. Когда семья Беллькур перебралась в Города-близнецы (Миннеаполис и Сент-Пол), Клайд забросил учебу, стал участвовать в кражах со взломом и в грабежах. Получив свой первый срок, он был направлен в исправительное учреждение для взрослых в Сент-Клауде.  В свой 25-й день рождения Беллькур был переведен в тюрьму в Стиллуотере, где отбыл остаток своего наказания. Он находился в одиночной камере за нарушение дисциплины, когда услышал, как кто-то поет и зовет его по имени. Это был знахарь Эдди Бентон Банай, который пришел, чтобы убедить Клайда помочь сформировать индейскую культурную группу. После переговоров со своим социальным работником, Донахью, Беллькур согласился помогать при условии, что его переведут из одиночной камеры в общую, позволят работать на электростанции и позволят закончить обучение, чтобы получить лицензию инженера-котельщика. В течение нескольких недель Белькур собрал 82 из 128 индейских заключенных, находившихся в то время в Стиллуотере, на первое собрание индейской фольклорной группы. Эта группа стало моделью для индейского культурного возрождения в тюрьмах по всей стране. Во главе с Банаем группа встречалась еженедельно, используя «Историю Оджибвской Нации» Уильяма Уиппла Уоррена в качестве своего текста. Тайно был сделан барабан, и группа стала проводить пау-вау, на которых иногда разрешалось участвовать членам семей и посетителям. Индейцы узнавали о своей племенной истории, культуре и духовности. Жизнь Беллькура изменилась кардинальным образом. В 1964 году Клайд Беллькур освободился. Он вернулся в Миннеаполис полным решимости помогать индейцам исцелиться посредством изучения своей культуры и духовности. Вместе с Деннисом Бэнксом, Эдди Бентоном Банай и Хербом Поулессом в июле 1968 года Клайд создал Движение американских индейцев. Клайд был избран первым председателем ДАИ. Члены ДАИ стали отслеживать аресты индейцев, проводимые местными полицейскими, чтобы им обеспечивали их гражданские права и относились с уважением и достоинством. 

В 1972 году Беллькур и другие лидеры ДАИ организовали мирный марш в Вашингтон с требованием убрать Бюро по делам индейцев как агентство Министерства внутренних дел и создать Федеральную индейскую комиссию, подчиняющуюся непосредственно президенту, чтобы обеспечить учет интересов индейцев во всех аспектах. Изначально активисты хотели мирно пройти по Вашингтону и встретиться с правительственными чиновниками, вручив им свои «20 пунктов», необходимых для рассмотрения.

Уставшие с дороги индейцы были размещены в подвале церкви.‭  Там было очень темно, грязно и полно крыс. Полные гнева, они направились к БДИ, где  лидеры ДАИ застали Боба Бернетта, Аниту Коллинз и Джорджа Митчелла, которые ранее пришли сюда, чтобы договориться о встрече с правительственными чиновниками, но все встречи были отменены. Отменили даже запланированные церемонии на Арлингтонском кладбище на могилах пима Айры Хейза, героя Второй Мировой войны, участвовавшего в водружении флага на горе Сурабачи во время битвы за Иводзиму, и виннебаго Джона Райса, который погиб в бою в 1950 году во время Корейской войны, ранее отслужившего три года на Тихом океане во время Второй Мировой войны. Никто из чиновников, даже из БДИ, не желал говорить с Бэнксом и другими членами ДАИ. Позже один из них все же соизволил сделать это, заявив, что в зале должна состояться встреча, и индейцы должны покинуть здание БДИ. К середине дня, когда прибыл уполномоченный по делам индейцев Луис Брюс, лакота и мохок по происхождению, никто не соизволил поговорить с индейцами. Брюс, которого Бэнкс характеризовал как «прекрасного и порядочного человека», прочитал служебную записку от помощника министра внутренних дел Харрисона Леша, в которой тот приказывал не оказывать индейцам какой-либо помощи. Леш и Брюс обменялись несколькими телефонными звонками. Помощник приказывал Брюсу выгнать всех из здания БДИ, но тот отказался и был уволен. В тот же день охранники попытались силой выгнать индейцев на улицу, но те смогли отбиться. Шли дни. Два представителя из Белого дома, Леонард Гэрмент и Брэд Патерсон, встретились с несколькими лидерами ДАИ, но так и не смогли ни о чем договориться. ДАИ составило двадцать пунктов, которые хотели обсудить с Белым домом. Они включали в себя возобновление договорной системы, возврат значительного количества земли, отмену БДИ, создание нового подразделения в рамках Исполнительного аппарата президента, чтобы заменить БДИ, защиту свободы индейской религии и неприкосновенность культуры, улучшений в области здравоохранения, жилищной сферы, образования и занятости.  6 ноября ситуация выглядела плачевной. Никаких соглашений достигнуто не было, а окружной судья Джон Пратт обвинил индейцев в неуважении и приказал арестовать их. Помимо этого, индейцы должны были покинуть здание БДИ до 6:00. В этот же день министр внутренних дел Роджерс К. Б. Мортон заявил: «К чести и достоинству 480 000 резервационных индейцев, все американцы должны понимать, что протестующие - это лишь небольшая часть отколовшейся группы боевиков. Они не представляют резервационных индейцев Америки». Мортон добавил, что Уильям Юппр, исполнительный директор Национально-племенной председательской ассоциации, сообщил ему, что у захвативших здание БДИ фактически нет никакой поддержки со стороны остальных индейцев. Их реакция не отражала ограниченную поддержку простых людей, но, скорее, подтверждала тот факт, что большинство племенных лидеров поднялись благодаря сильным альянсам с правительственными чиновниками, зачастую за счет людей, которым они призваны служить.

‭ Почти в последнюю минуту, в шесть утра, крайний срок был продлен на 48 часов, и администрация согласилась на переговоры через Фреда Карлуччи, директора офиса управления и бюджета, Леонарда Гэрмента, президентского консультанта по вопросам меньшинств, и министра Мортона. Потенциально опасная конфронтация накануне президентских выборов не нужна была ни той, ни другой стороне.  Соглашение было достигнуто 10 ноября. Белый дом обещал рассмотреть 20 пунктов индейских требований и дать на них ответ в течение 30 дней, пересмотреть всю индейскую политику и выделить 66 000 долларов, которые просило ДАИ, чтобы покрыть расходы на возвращение домой. В конечном итоге все 20 пунктов были отклонены, возможно, потому, что они касались непосредственно вопросов индейского суверенитета.

 

В 1973 году ДАИ пригласили в резервацию Пайн-Ридж, Южная Дакота. Протесты против плохих условий жизни, дискриминации лакота в приграничных городках и невозможности смещения председателя племени Ричарда Уилсона привели к захвату Вундед-Ни.  

 

«Вожди и старейшины племен пригласили нас в эту резервацию… Трижды по самым разным случаям пытались они привлечь к суду президента их племени. Они просили провести референдум о реформе их конституции… У них ничего не вышло. Это возможно для людей белых, но не для индейцев…

Выкурив с нами трубку и каждого из нас обняв, вожди и старейшины просили нас сделать все необходимое для разоблачения тех условий, в которых живут индейцы в резервациях и по всей стране. Вундед-Ни в Южной Дакоте выбрали потому, что это средоточие эксплуатации индейцев в этой стране… В Вундед-Ни основали свою торговую факторию Гильдерсливы… которые благодаря системе кредита контролируют теперь почти все земли индейцев… и продают индейцам продовольствие по сверхвысоким ценам: покупают у них за 5 долларов расшитые бусами мокасины, а на другой день индейцы видят эти мокасины в витрине, но цена им уже 60 долларов… Именно в Вундед-Ни члены ДАИ, оглала-сиу, вожди племен, старейшины и их сторонники решили стоять насмерть…». Раззаков Федор Ибатович - Дин Рид: трагедия красного ковбоя. 

 

Агенты ФБР и маршалы США вскоре окружили городок. Беллькур стал переговорщиком. В конце концов он, Рассел Минс и Картер Кэмп провели встречу с представителем президента США. Они договорились о проверке финансовой деятельности Уилсона и расследовании злодеяний, совершенных его «головорезами». 

Покинув Пайн-Ридж, Беллькур и Минс были арестованы в Пьер, Южная Дакота, и освобождены под залог в 25 000 долларов. Им было запрещено приближаться к Вундед-Ни ближе, чем на пять миль. Выйдя на свободу, Беллькур отправился в фандрайзинг по Соединенным Штатам, пытаясь собрать деньги для активистов, все еще занимавших Вундед-Ни.

После событий в Вундед-Ни Клайд Беллькур проводил семинары и другие публичные выступления. Он говорил, что  « семинары - это начало учебного мероприятия ДАИ и поворотный момент для организации, которая надеется избежать ... сильных конфронтаций в будущем». Он защищал действия ДАИ при захвате БДИ и Вундед-Ни, говоря: «Мы - арендодатели стран, сейчас конец месяца, время арендной платы, и ДАИ готовы ее собрать».  В 1974 году Клайд помог организовать первый Интернациональный индейский договорной совет. Беллькур подвергся аресту после того, как вылил банку крови на посольство Гватемалы, протестуя тем самым против геноцида индейцев майя, который был развязан гватемальским правительством. 

В январе 1986 года Беллькур встретился с агентом, работавшей под прикрытием в Миннеаполисе, и продал ей ЛСД. Беллькур был арестован вместе с группой индейских и неиндейских товарищей, у которых были найдены 125 000 долларов, ЛСД и кокаин. Обвиненный в восьми случаях, отягощенных сговором,  распространения наркотиков в крупных масштабах, Беллькур совершил сделку с правосудием и признал себя виновным в менее тяжких преступлениях, и федеральный окружной судья Пол Магнусон приговорил его к пяти годам тюремного заключения (из которых он отбывал менее двух). 

Позже Беллькур сосредоточился на проблеме использования стереотипных индейцев спортивными командами в качестве эмблем и талисманов. В 1993 году город Феникс объявил Клайда «Героем прав человека» имени Мартина Лютера Кинга. С годами некоторые член ДАИ стали недовольны руководством Беллькура. В ноябре 1994 года Клайд и его брат Вернон были отстранены от жизни движения после расследования ДАИ, в котором утверждалось, что братья замешаны в преступлениях, в том числе связанных с наркотиками, и тайно сотрудничали с правительством США. Братья заявили, что все обвинения выдвинуты теми членами ДАИ, которые подсиживают их. В результате ДАИ раскололось на две группы. В январе 2000 года «St. Paul Pioneer Press» причислила братьев Беллькур к «известным активистам Миннесоты двадцатого века». 

Беллькур живет в Южном Миннеаполисе. Он продолжает руководить национальными и международными мероприятиями ДАИ, является координатором Национальной коалиции по борьбе с расизмом в спорте и масс-медиа и возглавляет «Heart of the Earth, Inc.» - интерпретирующий центр в Миннеаполисе. Беллькур основал школу «Heart of the Earth», а в 1972 году «Heart of the Earth, Inc». Принятие Закона об индейском образовании обеспечило возможность ежегодного финансирования на конкурсной основе, в которой «Heart of the Earth» побеждала в течение 24 лет. Это дало возможность для создания 12 классов. В 1980-х были добавлены программы обучения для взрослых и заключенных. «Heart of the Earth» координирует национальную учебную программу по вопросам права.

Когда заведение стало независимой школой с собственным уставом в 1999 году, «Heart of the Earth» стала владельцем этой собственности.  Устав был отменен в 2008 году. Школа прекратила свое существование после обнаружения серьезных финансовых нарушений, включая хищение.  Всего за свою 40-летнюю историю в школе училось свыше 10 000 студентов.

С 2005 года Стипендиальный фонд Клайда Беллькура выплатил 222,687 долларов индейским студентам в 22 колледжах которые учатся в области образования и исследования или изучают индейские языки.

Фонд спонсирует Кубок Ямамото, молодежную гонку на каноэ, ежегодно проводимую в августе в Миннеаполисе. Это мероприятие посещают более 500 зрителей.  На Новый год в Миннеаполисе проводится пау-вау «Красная Дорога".  В 2010 году пау-вау посетило более 1 500 жителей Миннеаполиса.  Более 400 человек посещают программу Мидевивин, проводимую в Бад-Ривер, Висконсин.

Другие организации, созданные Беллькуром, - это "Elaine M. Stately Peacemaker Center» для индейской молодежи, «AIM Patrol», обеспечивающий безопасность индейского сообщества в Миннеаполисе, «Legal Rights Center», «MIGIZI Communications, Inc.»; «Native American Community Clinic», «Women of Nations Eagle Nest Shelter», «Board of American Indian OIC (Opportunities Industrialization Center)», помогающая трудоустроиться индейцам. 

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Плоский Рот

“Скажите ему, что я возлагаю на него вину за детей, которых мы потеряли, за то, что мы страдали, и за голод, который мы пережили. Вина лежит на его плечах”, - Плоский Рот губернатору Александру Рэмси. 

 

Плоский Рот (Aysh-ke-bah-ke-ko-zhay, Eshkebugecoshe, Bird With The Green Bill, Flat Mouth, Guelle Plat, Wide Mouth, Eshkebugecoshe) родился в 1774 году и был сыном пленного сиу и женщины-анишинаби. Он вырос в бэнде Пилладжер близ Лич-Лейк. Будучи молодым, Плоский Рот жил среди различных племен, в том числе у кри и ассинибойнов. В 1793 году его усыновил вождь бэнда, и после ряда успешных военных походов против сиу Плоский Рот стал военным вождем, а к 1806 году - и лидером бэнда. Плоский Рот отказался помочь Текумсе во время его пан-индейского восстания в 1809-1811 годах. 

Он отказался помочь и англичанам во время войны 1812 года, заявив: «Когда я иду воевать с врагами, я не призываю белых присоединиться к моим воинам. Белые люди поссорились между собой, и я не хочу вмешиваться в их распри». У Плоского Рта и его бэнда были длительные торговые отношения с англичанами. После поражения англичан Плоский Рот стал устанавливать связи с американцами. В 1821 году он посетил индейского агента Лоуренса Талиаферро в агентстве Святого Петра в Сент-Пол, Миннесота. Одетый в красный офицерский английский мундир, Плоский Рот сказал агенту, что считает себя американцем. «Мой отец, прошло более 20 лет с тех пор, как я слушал американцев», - сказал он. «Я пришел послушать твои слова. Я буду слушать тебя и надеюсь принести добрые слова старым и молодым людям в моей деревне. Мой отец, я пришел сегодня, и ты не думай плохо обо мне из-за того, что я пришел в твой дом в красном мундире. Я долгое время был знаком с англичанами, но в этот день я хочу оставить их». 

Плоский Рот был прекрасным оратором своего времени и оказал сильное влияние на своих людей и других лидеров анишинаби. Он был ключевой фигурой в ходе переговоров по договорам 1825, 1837 и 1854 годов. Плоский Рот много путешествовал по всей территории Миннесоты на восток до Вашингтона, и на запад до Миссури. Так, в 1855 году он вместе с Бешеки (Beshekee) и другими лидерами анишинаби побывал в Вашингтоне, где проходили переговоры относительно уступки 10 млн. акров земли, включая верховья Миссисипи в северной части Миннесоты. Плоский Рот красноречиво и горестно жаловался представителям США на невыполнение договорных условий. «Мы написали письмо нашему великому отцу, изложив ему все наши жалобы, но он ничего не ответил нам», -сказал Плоский Рот в 1858 году. «Когда этот договор был подписан, я думал, что он принесет добро для моих людей. Ты объяснил его, и мы все поняли, но он не выполняется, и мы склонили головы и успокоились. Деньги поглощаются претензиями. Наши педагоги одеваются за наш счет, и наши белые вожди говорят, что они исправят это, но мы ничего не видим, кроме обещаний, - никаких действий» . В 1859 году он обнаружил, что правительство санкционировало вырубку сосен на территории его резервации без разрешения индейцев, и решил отомстить, посылая отряды убивать скот и забирать правительственные поставки. Старый Плоский Рот ответил индейским агентам, расспрашивавшим его о этих делах: «Полагаю, вы хотите узнать, кто убил скот. Это сделал я! Вы хотите знать, кто взял правительственные поставки. Это сделал я! Я велел моим молодым парням сделать это. Нас ограбили и ограбили еще раз. Мы больше не будем с этим мириться. Наши тени отдыхают на ваших могилах». Плоский Рот умер в 1859 или 1860 году от болезни желудка. В 1837 году он сказал губернатору Генри Доджу: «Где бы я ни был, отпечаток руки белого человека всегда оставался на моем...Мои предки были вождями деревень и племен, пока они были живы. Я, однако, не получил титул от них, он достался мне за мои действия и заслуги».

Его сын Ниганибинес (Niganibines, Leading Bird of Prey, Flat Mouth II) также стал видным лидером анишинаби.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.