Лакросс.

В лакросс, иногда называемый быстрейшей игрой для ног, играют две команды на открытом поле с воротами по обоим концам поля. В современной версии игры в каждой команде по 10 игроков, в руках у которых длинная клюшка, называемая стиком, на конце которой располагается треугольный мешочек из сетки. Игроки передают пасы тяжелым (5 унций) кожаным мячом, пытаясь угодить в ворота соперника, при этом стараясь не давать им набрать очки.  Они не должны касаться мяча руками.

Игра лакросс изначально была изобретена индейцами, в нее играли во многих частях континента Северной Америки. (И хотя некоторые антропологи предпринимают попытки найти корни лакросса в древнем виде баскетбола, существовавшего в Мезоамерике у ацтеков, майя и ольмеков на искусно сделанных каменных полях для игры, очень мало доказательств, поддерживающих эту теорию). Тем не менее, информация о точном происхождении лакросса, этого быстрорастущего сейчас в США вида спорта, пока не установлена. Первый записанный факт того, как не-индеец наблюдал игру в лакросс, был о человеке Иоанне де Бребёф, французском миссионере, который описал игру гуронов (виандотов) своему начальству в 1600-х годах. В своем отчете он сравнил изогнутые стики с виденным им посохом епископа: древком с крестом или крюком на вершине, которое использовалось до того времени, как католические служители принимали свой сан. Так же по легенде рассказывается, что лакросс получил свое название от Бребёфа, хотя более вероятно, что название «лакросс» дословно переводится с французского «la crosse» как «клюшка».

Другие записи от ранних миссионеров указывали, что в лакросс играли в районе Великих Озер, Нижней Канады, северной части штата Нью-Йорк, а так же среди чероки юго-востока.

Существует так же несколько разрозненных отчетов об игре, близкой к лакроссу, в которую играли некоторые племена Тихоокеанского побережья, но антропологи не верят в то, что игра была распространена на западе.

Игра была довольно опасной. От игроков требовалось иметь хорошие способности в поимке, удержании и забивании меча. По мнению некоторых свидетелей, юго-восточные команды были настолько велики, что множество игроков даже ни разу не приближались к мячу за время игры. Вместо этого, они использовали свои стики, чтобы причинять вред другим игрокам с целью вывода их из игры.

Соревнования, как правило, проходили с рассвета до заката и продолжались два-три дня. Чероки, страстные игроки, называли этот спорт «Война маленьких братьев». Не секрет, что в лакросс преимущественно играли молодые мужчины, которые мчались через деревню, набивая очки и блокируя другую команду, не давая забивать ей голы. И хотя игра была преимущественно мужским видом спорта, некоторые племена утверждали, что их женщинам позволялось играть в командах вместе с мужчинами. В некоторых случаях женщины состязались с другими женщинами.


У игры было много вариаций. Среди чероки и других южно-восточных племен, включая чокто, чикаса, крик, семинолы и ючи, игроки часто использовали два стика для подкидывания, поимки и передачи мяча из мягкой замши. В этих южно-восточных командах было от 100 до 1000 игроков с каждой стороны. Вместо ворот чаще всего использовались большой камень или дерево, расположенные друг от друга на расстоянии от 500 ярдов до полумили. Иногда ворота располагались друг от друга на несколько миль. Некоторые племена сооружали несколько промежуточных ворот и перебрасывали мяч между ними, чтобы набрать очки. Племена, включая чиппева (анишинаабе), меномини, потаватоми, сок, месквоки, майами, хо-чанк и санти-сиу (накота), играли в версию игры, которую антропологи назвали лакросс Великих озер. Эти игроки использовали трех-футовый стик с маленьким мешочком на конце и деревянный мяч, который был сделан в форме сферы путем обугливания древесины.


Шесть наций ирокезов, что жили в южной Канаде и в месте, которое сейчас представляет Штат Нью-Йорк, называли свою версию игры как baggataway или twearaathon.Онондага называли её dehuntshigwa’e, или «человек бьет круглый предмет». Игроки ирокезов использовали стик длинной более трех футов, который заканчивался большим треугольным мешком. Современные стики, которые сейчас используют в лакроссе, были смоделированы как раз по образцу клюшек ирокезов. И хотя для этой игры требовались развитые умения, матчи ирокезов не были так эффектны, как матчи южно-восточных племен. В 1776 году Эбенизер Элмер описывал игру ирокезов, в которую играли от 15 до 20 игроков с каждой стороны. Он писал: «Победа засчитывалась команде, забросившей мяч нужное количество раз за фиксированную линию на стороне противников. Фиксированные линии располагались друг от друга на расстояние от сорока до пятидесяти родов (мера длины, 1 род = 5,03м – прим.пер.), и, забивая мяч, игроки показывали великую ловкость и не меньшую активность, способность организма к продолжительному бегу через все поле в состоянии большой ярости в течение, по меньшей мере, двух часов».


Обращаясь к записям европейских колонистов того времени, ирокезы имели хорошую репутацию за свое спортивное поведение и честную игру. Часто матчи проводились на азарт, когда на пари разыгрывались подаренные женщинами вещи и украшения. В течение сезона сбора урожая, когда мужчины ирокезов не охотились, соревнования по лакроссу проводились практически каждый день.


По всей Северной Америке игры в лакросс были социальными мероприятиями, в которых также участвовали молодые люди с боевой подготовкой. Иногда матчи игрались между семьями или племенами с целью решить какой-либо спор. Например, известен матч между криками и чокто в конце 1700-х годах за права на бобровый пруд. Довольно часто состязания имели более религиозный характер и проводились с целью предотвратить неудачу, остановить эпидемию или для воздействия на погоду. Члены нации онейда считали лакросс религиозным торжеством, которое проводилось специально для того, чтобы угодить Создателю и почтить Семь Громов , которые, как они верили, пересекали небеса от запада до востока, очищая землю дождем и ветром. По устным преданиям онейда, однажды молодые люди провели игру для одного из основателей конфедерации ирокезов (Гайавата или Гайевата), чтобы утешить его после смерти его детей.


Первыми не-индейцами, кто освоил игру коренных племен, были канадцы. В ранних 1800-х годах Монреальские французские колонисты начали играть в лакросс и изменили правила оригинальной игры индейцев. Они поменяли размеры для игрового поля и ограничили количество участников в каждой команде. Когда владения Канады были оформлены, лакросс был определен национальным видом спорта страны. Вместе с зимним хоккеем, который был придуман из лакросса, лакросс остается популярным в Канаде и сегодня.


Монреальский олимпийский клуб создал команду в 1844 году, чтобы играть против индейской команды. Другие матчи с индейскими командами имели место в 1848 и 1851 годах. В 1856г. Новый Монреальский клуб лакросса издал первые правила этой игры. И в то время, в середине 1800х, как другие только изучали правила и влюблялись в игру, многие индейцы севера Соединенных Штатов перестали в нее играть. Зачастую они отворачивались от этой традиции по причине того, что государственные чиновники и миссионеры, сталкивающиеся с азартной составляющей игры, и верящие, что эта составляющая характеризовала индейские племена в целом, были убеждены, что эта игра одна из причин, что мешает индейцам стать «цивилизованными».


Из Канады интерес не-индейцев к лакроссу распространился и в США, где в 1870м году организовались несколько команд в городе Нью-Йорке. Колледжи, включая Бостноский и Колумбийский университеты, Корнелл, Гарвард и Принстон, так же вскоре начали играть в лакросс. Вскоре после этого лакросс приобрел репутацию как игры «богатеньких сынков». Команды начали создаваться в Англии, Ирландии, Шотландии и даже в Австралии.


В 1867 году команда индейцев направилась в Англию, чтобы сыграть матч перед королевой Викторией. Позже не коренные канадцы и команды ирокезов гастролировали по Европе с матчами. Игра стала хитом, и в 1982 году возник Английский союз лакросса. Со временем в Британии была разработана версия лакросса для женщин, похожая на хоккей на траве. В эту модификацию игры продолжали играть не-индейские женщины по всему миру. Многие спортивные историки говорят, что женский вариант лакросса, имея деревянные стики, не фиксированные границы поля, и массивные удары в процессе игры, более похож на традиционную версию игры индейцев, чем современный мужской вариант.


В конце концов, индейцы возвращаются к игре, что традиционно принадлежала им. Племя онондага организовало команду, а Глен «Поп» Уорнер, футбольный тренер индейской школы Карлайл в Пенсильвании, заместил в школе-интернате бейсбол лакроссом. «Лакросс – конструктор здоровья и силы», - сказал он. «Это та игра, где зрители неистовство переживают за игру с тех пор, как однажды понимают ее».


Игра продолжает завоевывать популярность среди не-индейцев. В нее играли в Олимпиаде, впервые в 1904 году в Сент-Луисе, и затем в Лондоне в 1908 году.



С этого времени в лакросс время от времени играли на Олимпиадах в качестве демонстрационного вида спорта. Международная федерация лакросса проводит турниры с 1967 года. И хотя индейские игроки играли в лакросс в других странах на протяжении почти ста лет, они были исключены из международных любительских соревнований.


Отсутствие финансовой спонсорской поддержки, которую не-индейские игроки могут найти с легкостью, индейцы должны были находить деньги, чтобы оплачивать транспортные расходы от матча к матчу. В результате они были признаны непрофессиональными и неподходящими для состязаний. Только в 1980-х годах создание «Ирокез нейшинал» (национальная команда) сделало индейских игроков в лакросс способными переступить через этот барьер и наделило их правом участвовать в соревнованиях Всемирных Игр.


Сегодня в лакросс вовлечены больше полумиллиона игроков США. Более чем 250 колледжей и университетов, а также 600 старших школ имеют мужские команды. Более чем 100 колледжей, университетов и 150 старших школ имеют женские команды. Ироезская ассоциация лакросса сохраняет традиционную игру среди племен, которые включены в Конфедерацию ирокезов.

 

Перевод для сайта: Лира Долгих. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.