Персонажи из легенд (краткий словарь). А.

 Атланто (Atlantow ) - маниту (дух) смерти у мохикан. Разрушительное, зачастую злое существо, как правило противопоставлявшееся Ваунтут Менниту (Waunthut Mennitoow). После знакомства с христианство, мохикане часто идентифицировали Атланто как дьявола.

 А-сени-ки-вакв (A-senee-ki-wakw) - каменные гиганты из фольклора абенаки. Это были первые люди созданные Глускабом. Затем он уничтожил их, поскольку гиганты уничтожали других животных и наносили вред земле своими гигантскими размерами.

 Апанугак (Apanuugak) - культурный герой инуитов. Хотя иногда он описывается как злодей, однако он сильный, мужественный и изобретательный воин и защитник. Он может прыгать выше любого из своих врагов. Мощный голос Апанугака похож на журавлиный. Он доживает до старости умирает в своей деревне.Апикилник (Apicilnic) - маленькие люди у монтанье. Они живут в отдаленных районах и похищают детей. Ростом они до человеческого колена и могут мгновенно исчезать. Их присутствие предвещает опасность.

 Арендиван (Arendiwane) - знахари у виандот. «Аренди» считается родственным слову оренда, что означает силу или мощь присущей всем предметам от камней до божеств. Суффикс «ван» от слова «ванен», что значит большой, великий или могущественный. Арендиван получает свою силу через видения, постясь в уединении, лишая себя определенных материальных ценностей, по просьбе духа, и соблюдая определенные периоды сексуального воздержания. Арендиван обладает оки, мощным духом, который входит в тело знахаря во сне или сразу после пробуждения. Оки могут быть в форме орла, ворона, пламени или призрака. Оки несет одинок (знание), которое является секретом восстановления. Арендиван отличаются от саоката, который обследует других осматривая их, и от онтетсанс, который изготовляет экстракты используя заклинания.

 Андикикопек (Andicicopec, Dance-Four-Times) - мифический герой кроу, великий воин. Андикикопек не уязвим для пуль и известен своей добротой. Будучи мальчиком он отправился за птицей и забрался на холм, находившийся далеко от лагеря. Там Андикикопек встретил странного всадника, вызвавшего сильный ветер и град. Всадник запел военную песнь, в которой говорилось, что он жаждет боя, и тогда град превратился в пули. Всадник пустился в галоп, преследуемый бурей. Андикикопек наблюдал как всадник, которого не брали пули, сражается с бурей. Наконец грозовые облака рассеялись и всадник вернулся. Он сказал Андикикопеку, что даст ему такую же силу.

 Атосис (Atosis, Ato-sees) - медеоулин, знахарь абенаки; человек-змея поедающий людей. Был ослеплен Мусбасом, духом норки и приемным сыном Глускапа.

 Акичита (Akicita) - мужское сообщество у лакота, ответственное за поддержание порядка во время перекочевки лагеря и в период общей охоты на бизонов (вани-сапа). 

Сообщество было порождено сном или видением, в котором было указано как его организовать. Сновидцу необходимо было испытать хлыст или копье в битве, чтобы доказать жизнеспособность сообщества. Любой молодой человек, который принял участие в военном походе, мог быть приглашен присоединиться к акичита. Особенно рады были видеть в сообществе мужчин из видных семей, убивших врагов или получивших видения.

 Андаокут (Andaokut). Согласно легенде нутка Андаокут был рожден из слез и носовой слизи скорбящей женщины. Ее ребенка похитила Малахас (Malahas), Лесная Женщина. Андаокут появился на четвертый день плача и причитаний. Он быстро вырос и стал мужчиной. Взяв лук и две стрелы, сделанные для него женщиной, Андаокут отправился на поиски Лесной Женщины. Он обманул Лесную Женщину, сказав что может сделать ее красивой и взять в жены. Вместо этого Андаокут убил Лесную Женщину и спас всех украденных ею детей. Он помочился на их сухие обгоревшие тела и они воскресли. При помощи двух стрел Андаокут поднялся в небо к отцу, останавливаясь по пути, чтобы взглянуть на двух старых и слепых уток. Отец был рад увидеть сына. Он сказал Андаокуту, что ему предстоит еще много чего изменить на земле, поскольку есть еще люди в человеческом обличии, но с сердцами животных. Отец дал новое имя сыну - Кванекс, и одеяло с сельдью и разными видами лосося, велев выпустить самок в тех реках, где еще нет рыбы. Кванекс вернулся на землю и наполнил реки рыбой. Он превратил Человека-Енота в енота, Человека-Бобра в бобра, Человека-Куницу в куницу, Человека-Черного Медведя в черного медведя и многих других людей-животных в животных. Кванекс встретил мужчину и женщину с гениталиями во лбу. Он велел вступить мужчине в половую связь с женщиной. Однако мужчина не смог это сделать. Кванекс понял, что если он не переместит гениталии людей в другое место, в скором времени они вымрут.

 Адаокс (Adaox) - тип истории у цимшиан, в которой животные появляются как доверенные лица в человеческом обличьи. Адаокс описывает как появлялся нынешний мир. 

 Амулеты (Amulets). Объект, который носили или хранили для защиты от плохих духов, злобной магии и опасностей, таких как колдовство. Иногда форму амулетов принимали любовные чары. Амулеты использовали многие инуиты и другие племена Северной Америки. Это могли быть кусочки камня, травы, части животных или человека, такие как высушенные кусочки пуповины или плаценты. Амулеты изготовленные из частей животных часто использовали для передачи определенных качеств животного владельцу. Например, чикасо ложили в свои мешочки ноги оленя, чтобы обрести быстроту животного во время охоты. Девушки хидатса носили ожерелья из зубов бобра, чтобы улучшить свое трудолюбие. Догрибы хранили кончики рогов оленей и лосей в надежде привлечь поближе этих животных во время охоты. 

Амулетами могли быть части человеческого тела или похожие на них объекты. На западе и севере Аляски фестиваль кукол появился из истории о могущественном знахаре, который убил свою внучку и использовал сохранившиеся останки ее тела для гадания на хорошую охоту. История сенека о Отегвенда (Othegwenhda), вожде Кремня, повествует о его амулете - кремневом пальце, который указывал ему направления. 

Некоторые амулеты связаны с духами-хранителями владельца. Сила амулета сохраняется его владельцем. Амулеты зачастую предназначались лишь конкретному человеку, который и мог их носить. Среди некоторых племен амулеты использовались для временного проживания душ. Например, в Арктике целитель мог разместить душу больного ребенка в амулете, для ее сохранения, пока ребенок борется с заболеванием. Кескамсит (Keskamsit) - сила амулетов у малисет. Амулеты использовали как ритуальные предметы. Хопи использовали типони (Tiponi) в главных церемониях. На праздновании ирокезов, проходившем в середине зимы, амулеты представляли духов или животных. Их вручали людям, которые угадывали личности духов или животных, являвшихся во снах других. Будущие бабушки лакота делали амулеты в виде песчаных ящериц для своих дочерей, чтобы защитить еще нерожденных детей. Мифические амулеты семинолов из ярко- окрашенных одушевленных камушков, известных как Сапийа (Sapiya), кормили белечьей кровью и поили водой.

 Аларана и ее брат (ALARANA AND HER BROTHER) - легенда инупиат о брате и сестре, которые были съедены волками, а затем стали карибу. На мысе Барроу был голод и все умерли, кроме Алараны и ее брата. Брат с сестрой отправились на поиски других людей, но были съедены стаей голодных волков (которые были иногда волки, а иногда и люди). Старуха из стаи попросила себе детские кости. Она разложила на полу шкуры карибу, а кости положила поверх шкур. Затем на детские останки старуха положила кишки моржа и стала петь волшебную песнь. Вскоре кости стали двигаться и дети вернулись к жизни в одежде из шкур карибу. В конце концов брат и сестра отправились вглубь страны. Они наткнулись на стадо карибу и удивились, что животные подпустили их так близко к себе. Пока брат и сестра шли среди карибу они обнаружили, что сами превратились в карибу. Потом они научились жить как карибу. Копытами они разгребали снег и добывали мох. Аларане и брату мох казался таким же вкусным как кишки и китовая кожа. Они также научились пастись, наблюдая за охотниками и другими врагами карибу. Когда охотники расставили ловушки на карибу  Аларана и ее брат не попали в них, поскольку знали как они работают.

Ночью они тихо приблизились к лагерю охотников и слушали их разговоры. Они настолько соскучились по человеческому общению, что сняли с себя одежды из шкур карибу, вновь превратились в людей, и вошли в лагерь. Там охотники поведали им о своих неудачах. Аларана убедила духов-животных помочь охотникам, но при этом поставила одно условие-сохранить жизнь одного особого карибу. Однако, как это часто бывает, один жадный охотник в группе решил добыть этого карибу для себя. Тогда Аларана и ее брат вновь одели свои одежды и вернулись в лес. Охотники из этого лагеря с тех пор не могли добыть карибу.

 Ангалкук (Angalkuq) - знахарь у инуитов. Большинство, но не все ангалкуки, были мужчинами, чьи силы были обретены путем обучения, во сне или переживания опасного для жизни события. Их основная задача заключалась в том, чтобы обеспечить народ обилием дичи. Для этого они совершали духовные путешествия в море, чтобы освободить животных и пригласить их приплыть к охотникам. Чтобы остаться сухим во время этого путешествия, ангалкук носил плащ с капюшоном, который издавал шум при движениях. В качестве альтернативы ангалкук мог летать к Лунному Человеку, который отвечал за сохранение дичи. Ангалкук также занимался целительством, проводил слушания по нарушениям запретов и вел борьбу с другими ангалкуками, выясняя чья сила могущественнее. 

 Алектча (Alektca) - врачеватели у криков. Входили в группу известную как постящиеся мужчины (isti poskalgi). При инициации пили сильное рвотное снадобье. Алектча искали видения и лечили тяжелые раны, такие как огнестрельные ранения. Они также хранили военные секреты.

 Акба Ататдиа (Akba Atatdia, Akbaatatdia, Isaahka, Isaahkawuattee, Baakukkule, Iichikbaaalee,  Old Man Coyote , First Coyote, First Maker, Old Man) — койот из легенд индейцев кроу. Выступает в роли Создателя и трикстера. В некоторых легендах о сотворении мира упоминаются два койота — Старик Койот, создавший людей, животных и землю, и обычный койот, который попадает в беду. В других легендах это одно и тоже животное. 

 Ахоне (Ahone) — великий творец у поухатан, иногда встречающийся в англоязычных источниках как Великий Дух или Создатель. Как и большинство алгонкинских высших божеств Ахоне представляется абстрактным благосклонным созидающим духом, который не был персонифицирован в фольклоре (и, вероятно, не имеющий пола). Под воздействием ранних миссионеров, оказавших большое влияние на культуру поухатан, Ахоне был приравнен к христианскому богу мужского рода.

 Атира (Atira) – Земля, Священная Мать всех живых существ из мифологии пауни. Она была женой Тирава (Создателя). Ее земное проявление — кукуруза, символизирующая жизнь, которую дает Мать-Земля. Атиру почитают в церемонии хако, в которой используется початок кукурузы, окрашенный в голубой цвет (небо) и белое перышко (облако). Ути Хиата, ее дочь, научила пауни как сделать инструменты и выращивать продукты питания. 

 Апистотоки (Apistotoke, Apistotoki , Apistotooki, A'pistotooki, Apistotokio, Apisstotoki, A'pistitooki) — «Наш Создатель» у черноногих. Божественный дух, не имеющий каких-либо человеческих форм или атрибутов; никогда не персонифицируется в фольклоре черноногих. Несмотря на то, что Апистотоки описывается в английском языке в мужском роде, это существо полностью гендерно- нейтральное в оригинальных текстах черноногих. Апистотоки также известен как Источник Жизни (Iihtsipaitapiiyo'pa, Source of Life) или Великий Дух в англоязычных источниках. Несмотря на то, что Апистотоки присутствует во многих традиционных молитвах, он играет очень маленькую роль в фольклоре: характеры-трансформеры Старика и Старухи выполняют основную работу по созданию и обучению человечества. В переводах Библии на язык черноногих имя Апистотоки использовалось как Бог, поэтом, на сегодняшний день, многие люди считают, что Создатель у черноногих идентичен христианскому Богу.

 Аглабему (Aglabemu, Akwulabemu, Aglebemoo, Hahk-lee-be-mo, Ablegemoo, Ablegemu Mitche-hant, Kci Cekolhs, Kci-Coqols, Giant Frog, Monster Frog) — гигантский водяной монстр в легендах вабанаки, запрудивший большую реку (как правило это Сент-Джон или Пенобскот) , что привело к засухе. Глускап превратил чудовище в лягушку-быка. В некоторых антропологических текстах он упоминается как Митч-Хант (злое существо, Mitche-Hant) и используется для описания различных монстров. Кчи-Чеколс или Кчи-Чоколс (Kci Cekolhs, Kci-Coqols) переводится как «гигантская лягушка».

 Агугук (Aguguq, Agu'gux, Agug'uq, Agugux) — Создатель у алеутов. Это бестелесный дух, который обычно не персонифицируется в алеутских легендах. В переводе его имя означает «Создатель» и он связан с солнцем и восточным направлением. 

 Аблегумоч (Ableegumooch, Aplíkmuj, Aplikmuj, Apli'kmuj) — трикстер из легенд народа микмак. Как правило, он появляется в виде кролика и проводит свое время обманывая, грабя и дурача других животных в лесу. Особенно он старается досадить своему сопернику-трикстеру Кеонику (Keoonik). Как и современные персонажи из мультфильмов, Аблегумоч и Кеоник иногда убивают себя или другу друга своими трюками, но затем, случайным образом, возвращаются к жизни. Аблегумоч герой многих историй для детей. Он часто ведет себя по-дурацки или становится причиной неприятностей для других, но в отличии от трикстеров-животных других племен, он не опасен и не злобен, и часто упоминается как друг Глускапа. Аблегумоч и Кеоник популярные персонажи среди повествователей и поэтому они были заимствованы соседними племенами — малисетами и пенобскотами.

 Агрокультуры. Многие индейские легенды описывают происхождение агрокультур. Ирокезы чествуют Лица Из Листьев Кукурузы ("Фальшивые Лица"). В историях пауни Бабушка-Людоед перестала питаться человеческой плотью, после того, как была одарена семенами и Женщина-Луна даровала кукурузу и бизонов ее народу. У хопи это появление связано с Кокйан вухти, женщиной-пауком. У кересан семена рассеял Йатику, Создатель. О рождение агрокультур рассказывается в легендах навахо о происхождении и в истории песчаных рисунков.

 Атина (Atina, Atna, Atina', Mother Corn ) - «атина» или «атна» в переводе с языка арикара означает «мать»; «кукуруза» была добавлена к ее имени антропологами, поскольку арикара называли кукурузу не иначе как «мать».  Согласно легендам арикара, Нишану сотворил Мать-Кукурузу из початка и она стала защитницей арикара, приведя их на родные земли и научив земледелию.

 Абабинили (Ababinili) - «Сидящий Наверху». Дух огня у чикасо существующий отдельно от солнца. Обеспечивает теплом и светом, а также отвечает за жизнь всех растений и животных. 

 Ани Хьюнтикуаласки (Ani Hyuntikwalaski ) — громовые существа у чероки юго-востока. Молнией они разожгли огонь в полой смоковнице. В мире тогда было холодно и все нуждались в тепле, но животные не могли добраться до острова, на котором горело дерево. Птицы так же попытались добыть огонь, оставивший отметины на их телах. Вот почему ворон черный, а у маленькой совки глаза красные. Филина и рогатую сову огонь ослепил и пепел отложился кругами у их глаз. Наконец водяной паук добрался до острова, взял уголек в плетеную чашу и принес огонь миру.

 Анернек (Anerneq) - дыхание, дух, душа у инуитов запада Аляски и Арктики. Считается, что у людей разные души, или личностные характеристики, которые отделяются от тела в момент смерти и следуют в подземный мир. Живущий человек обладает телом, теплом тела, зрением, дыханием, личностью и голосом. Пагли, невидимый дух, хранящий человека живым, – это жар и тепло тела. Тарнек, или таренрак, –видимый дух, привидение, то, каким мы видим человека после его смерти. Личность или то, как человек живёт, – йусик (жизнь). Голос, авнек, определяет мёртвого и, в случае принадлежности могущественному знахарю, может быть призван из подземного мира.

 Адлет (Adlet) — в легендах инуитов Лабрадора, западного побережья Гудзонова залива и Арктики—чудовища пьющие человеческую кровь. Пятеро из десяти детей инуитской женщины, которая была женой красного пса, родились собаками, они, согласно легенде, пересекли море на лодке и дали начало европейским народам. Другие пятеро стали чудовищами. 

 Адливун (Adlivun) - «Те, Кто Под Нами»; в  легендах инуитов центральной Канады и Арктики подземный мир, куда попадают после смерти все те, кто не повинуется Седне. Убийцы никогда не покидают Адливун, но другие, в конечном итоге, могут спуститься еще ниже, в Адлипармиут (Adliparmiut) - «Жители Самой Далекой Страны Под Нами». И хотя Адлипармиут более темный и более снежный, там людям позволено мирно охотиться. 

 Ачайонгч и Ачгойан (Achayongch and Achgoyan) — персонажи легенд алеутов острова Кадьяк, Берингова моря, Аляски и Арктики. Эти два человека живут вместе. Они очень шумные и говорят друг с другом лишь по крайней необходимости. Как-то они отправились на соседний остров в гости к Петингйувоку (Petingyuwock), который занимался тем, что ловил треску и проводил остальное время в парильне. Петингйувок пригласил гостей попариться с ним. Пока Ачайонгч и Ачгойан парились, он сплел длинную веревку из сухих морских водорослей, а затем пригласил гостей отведать жареной рыбки. Когда Ачайонгч и Ачгойан наслаждались вкусной треской Петингйувок привязал один конец веревку к их лодке. После сытного угощения, он предупредил гостей о приближении сильного ветра и посоветовал им поспешить домой.   Ачайонгч и Ачгойан были уже на полпути к дому, но Петингйувок потянул за другой конец веревки и лодка вновь причалила к острову.

«Ветер с каждой минутой становится сильнее, а вы еще тут?» - выразил удивление  Петингйувок.  Ачайонгч и Ачгойан дважды пытались добраться до дома и дважды  Петингйувок тащил их обратно.  На третий раз ветер перевернул лодку.  Ачайонгч и Ачгойан выбрались на берег и превратились в два мыса на береговой линии. Поскольку Ачайонгч и Ачгойан всегда были слишком шумные, там никогда не бывает тихой погоды.

 Ахайюта (Ahayuta) — братья-близнецы из легенд зуни. Сыновья Солнца (Ятокка Такку, Yatokka taccu), появившиеся из пены водопада, когда в нее ударили лучи солнца. По отдельности их называют Ахайюта и Матсилема. Они вывели людей из земли. Активны в основном зимой, являются прорицателями и охраняют шесть святынь, символизирующих направления. Ахайюта центральные фигуры в обширном цикле историй о том, как они сражаются с чудовищами и овладевают силами вызывать дождь.  Некоторые из этих историй рассказывают уже давно, другие же, вероятно, сложились под воздействием контактов с навахо и апачи в начале  ХХ века, поскольку прослеживаются хорошо заметные параллели в легендах об убийстве чудовищ и посещения близнецами отца — Солнца, чтобы получить силу.

 Ашиви (Ashiwi) — самоназвание зуни (индейский народ группы пуэбло на юго-западе США). Ашиви живут в основном в пуэбло Зуни расположенном на Зуни-Ривер на западе штата Нью-Мексико. Общая численность — более 10 тыс. человек. На языке зуни разговаривает более 6 тысяч человек.

 Акома. Происхождение и миграция. Люди вышли из Йатику (Iatiku), их матери, на севере в  Шипап (Shipap). Они выползали с закрытыми глазами подобно саранче — голые и слабые телом. Солнце не сияло, была лишь тьма. Йатику повернула всех людей лицами на восток. Когда взошло солнце люди смогли открыть глаза. Сначала они ползали как младенцы, но вскоре стали расти и крепнуть. На Шипап есть озеро с островом по середине, а на острове стоит дом. После того как Йатику научила людей добывать себе пропитание, она оставила людей жить в том доме и ожидать скорого прихода качин. Среди людей было два брата-близнеца: Масева и Уйуйева. Они были очень сильны и стали лидерами. Братья научили людей как подготовиться к приходу качин изготовив молитвенные палочки и объяснили как сделать подношения в виде хлеба и дичи. Качины принесли много подарков людям: луки и стрелы, одежду (поскольку люди были все еще голые), керамику, кремни, оленьи кожи и инструменты. Они научили людей как пользоваться всем этим. Качины танцевали весь день на площади и люди были несказанно рады.

Прошло время и люди решили покинуть это место, поскольку оно было очень дорого им и они боялись, что осквернят его. Ведомые Масева они пошли на юг и осели в месте называемом Качикатчутиа (Белый Дом). Затем люди позвали качин, чтобы они выступили перед ними. Люди приготовили молитвенные палочки и дары для качин. Качины пришли и вновь танцевали и все были счастливы. Вечером, после танцев, мужчина стал имитировать танцевальные движения качин. Люди, завидев это, стали громко смеяться. Одна из качин находилась позади людей и наблюдала за этой комедией, а потом рассказала другим качинам. Качины решили идти войной на деревню. Тысячи качин устремились на людей, подняв большое облако пыли. Люди отчаянно защищались сражаясь весь день и многие из них погибли. Качина, когда ее убивали, тут же оживала. Когда нападавшие наконец-то ушли, лишь немногие жители деревни осталось в живых. На следующий день разведчики сказали людям, что они никогда больше не увидят качин. Но, если же они пожелают видеть качин, то должны сами одеться как качины и молиться так, как их учили. Прошло время и люди захотели вновь увидеть качин. Масева с братом и некоторыми избранными мужчинами стали делать маски. Когда люди стали звать качин появился Масева и его помощники. Они танцевали весь день на площади, так, как делали это качины. Многие люди посчитали это действо неуместным. Собравшись в группы они покинули деревню и ушли в другие места. Йатику дала им разные языки, чтобы им было не так-то легко перессориться.

У Масева было два яйца — яйцо попугая и яйцо вороны. Люди решили идти на юг, в местечко под названием Ако, чтобы там разводить попугаев. Но никто не знал, где точно находится Ако. Масева, проверяя то одно, то другое место, громко кричал «Ааааакооооо!». Если эхо отзовется, они останутся на месте, если эхо не будет — пойдут дальше. На месте к востоку от Акома эхо было превосходным и Масева объявил, что это Акома. Не зная какое яйцо принадлежит какой птице, люди разделились на группы. Одни утверждали что белое яйцо это яйцо попугая, другие же считали, что яйцо попугая голубое. Масева бросил голубое яйцо о скалу и из него вылетела стая ворон. Люди выбравшие это яйцо опечалились, но согласились остаться в Акома. Другие же, взяв белое яйцо, отправились на юг. Те, кто остался жить на Акома, разбили деревню у подножья месы. Они взывали к качинам и наслаждались представлениями переодетых жителей, танцевавших на площади. Поскольку их молитвы о дожде удовлетворялись, люди считали церемонии магическими и бережно хранили маски. Со временем, когда у подножья жить стало опасно, люди построили новую деревню на вершине месы.

 Айкрен (Aikren) — сокол-сапсан из легенд калифорнийских кароков. Он живет на вершине горы, называемой Шураглоф, и является духом-хранителем Катимин, деревни, расположенной внизу. Однажды Айкрен повстречал двух юных девушек, потерявших своих возлюбленных. Он взял их с собой и показал им умерших, которые были счастливы, танцевали и ели лососину.Перед тем, как вернуть девушек обратно, им дали кусочек мяса с хребта лосося, и показали, как мазать губы умерших, чтобы оживить их. До тех пор, пока у кароков было это мясо, смерть обходила деревню стороной, и вернулась лишь тогда, когда мясо закончилось. Но кароки больше не печалились об ушедших, поскольку знали — их мертвые счастливы и танцуют. 

 Азебан (Azeban) - енот-проказник у западных абенаки. Он обманывает животных и пытается перехитрить другие существа, чтобы съесть их. Часто классифицируется как трикстер.

 Айяксаус (Ayaxaus) - злобная сила у пуйяллуп-нискуалли. Приступы буйного нрава это признаки айяксаус. Человек, как говорят, получает айяксаус в местах, где случались оползни и деревья были вывернуты странным образом. Превращение животного считался признаком  айяксаус. Например, если освежеванный олень превращался в змею, он обладал  айяксаус. Человек, увидевший это превращение, тут же умирал.

 Анунг Ите (Anúŋg Ité ) - Женщина Двойное Лицо у лакота. Изначально известна как Ите, жена Тате (Ветра). Она была дочерью Первого Мужчины и Первой Женщины. Ее красота была необычайной. Поскольку Ите пыталась соблазнить Ви (Солнце), на что ее подтолкнул хитрец Иктоми, Шкан осудил Ите жить с двумя лицами — одним прекрасным, уродливым — вторым. Она мать Четырех Ветров и Вихря. Поскольку ее разлучили с детьми, она вызывает боли у беременных женщин и заставляет плакать детей. В легендах оглала Анунг Ите приходит в снах к девушкам и учит их рукоделию, в частности вышивки иглами дикобраза. Постоянная вышивка иглами дикобраза идет в разрез с традиционными ролями жены и матери, поэтому видевшие во сне Анунг Ите, зачастую отказывались выходить замуж, чтобы заниматься и совершенствовать любимое дело. В легендах лакота Анунг Ите научила людей искусству вышивки иглами дикобраза. После полученного ею видения, она поставила типи и просила придти к ней дикобраза. Из дикобраза она выбирала иглы и покрасила их, изготовив первое одеяние с подобной вышивкой.

 Авусек (Awusek) — свитлодж у кроу. Старик Койот велел Красному Лису построить палатку, используя 10 хворостин, и очистить себя полынью, дабы излечиться. Вместе Старик Койот и Красный Лис постились и мечтали в авусек. Они научили других делать тоже самое, и кроу используют свитлодж по сей день.

 Акбататдиа (Akbaatatdia) - «Тот, Кто Всё Создал» у кроу. Также известен как «Первый Творец» (Личикбале), «Тот, Кто над Нами» (Бакуккуле), «Отец» (Акси), «Старик-Койот» (Исахкавуатти), или «Старик» (Исахка). Акбатитдиа отвечает за духовную силу трансформации (или бакспи) и всех природных стихий.

 Ашаммалеаксиа (Ashammaleaxia) - «Как кучки из плавника» - термин, использующийся для клана у кроу. В стране кроу есть несколько рек, где плавник собирается в кучки, плывя вниз по быстрым и зачастую опасным потокам. Как одной ветке было бы тяжело сплавляться по течению, так и людям трудно жить в одиночку. Таким образом, связь человека с кланом необходимо для выживания. Люди верят, что эта метафора о «кучках из плавника» дарована кроу Стариком Койотом (Исакавуатти). У кроу существует 8 матрилинейных кланов (изначально насчитывалось 13). Старик Койот дал имя каждому клану, отразив в наименованиях определенные события или же характеристики. Например, увутасси (Uuwuutasshe, Greasy Mouth) - «Жирный Рот». Название связано с тем, что члены этого клана всегда ели самые жирные куски мяса.

 Ассаке (Aassahke) — тети и дяди клана (ашаммалеаксиа) кроу. Ассаке — лицо, состоящее в особом родстве с «сыном» или «дочерью» , при этом не обязательно являющиеся кровными родственниками.  Родство ассаке основано на матрилинейности.  Ассаке предлагают своим «сыновьям» и «дочерям» восхваление, молитвы и защиту, получая в обмен подарки и особые знаки внимания. Ассаке обычно присутствуют на особых мероприятиях, таких, к примеру, как дни рождения, вознося молитвы за здоровье и мудрость «сына» или «дочери», чья семья благодарит ассаке подарками в виде одежды, табака или других вещей.

  Аваккули (Awakkule) — маленькие человечки у кроу, живущие в горах Вайоминга и Монтаны. Они проявляют себя как духи-помошники и очень сильны. Аваккули также известны своими розыгрышами людей, останавливающихся близ их деревень.

 Аватаерохи (Awataerohi) — танцы и пиршество у виандот, направленные на излечение болезни. Этот термин также относится к болезнетворному духу. Онтарраоура (Ontarraoura), животное напоминающее льва, хороший охотник и друг волков. Он убит, но сова вещает, что Онтарраоура вернется к жизни, если устроить празднество. Виандоты следуют ее совету, и это становится образцом для аватаерохи, практики проведения празднества для исцеления больных. Во время исцеляющей церемонии танцоры танцуют вокруг больного или больной, принося ему или ей требуемые дары. Для исцеления используются 12 различных танцев. Каждой болезни соответствует конкретный танец, определяемый саоката (saokata, диагностами) или сном больного. Дух Аватаерохи вызывает заболевание, известное как аватаерохи. Этот дух, размером с кулак, поселяется в теле жертвы. Лечение требует проведения конкретного празднества в темноте, и только с конкретно приглашенными гостями.

 Аваех Йегенджи (Awaeh Yegendji) - у сенека Мать-Лебедь, мудрая старая женщина, которая советует своим дочерям выйти замуж за сына Большой Земли, успешного охотника, способного обеспечить их пищей. Старушка живет одна с тремя красивыми и умными дочерьми. Много лет Мать-Лебедь не ела ничего, кроме хлеба и бобов, она очень хочет вкусить мяса. После нескольких неудачных попыток преподнести свадебный хлеб, женской инициативы предложения о браке, старшая и младшая дочь успешно проложили свой путь к дому Большой Земли, и стали женами его сына.

 Акрендойаен (Akhrendoiaen) - один из ритуалов виандот северо-востока. Этот ритуал проводился для того, чтобы освободить человека от безумия. Акрендойаен включал в себя танцы, являвшиеся участникам во сне. Танцуя вокруг больного, танцоры давали друг другу яд и глотали его, чтобы выявить причину помрачения. Танец завершался, когда пациент падал и его рвало, после этого он провозглашался членом сообщества знахарей Атиренда, и начинался другой танец, Отакрендойа, с целью излечить помешательство.

 Аугитсисиак (Augitsisiaq) —культурный герой у инуитов востока Гудзонова залива и Арктики. Был оставлен на острове вместе со своей матерью умирать голодной смертью из-за того, что женщина родила без мужа. Они выжили. Мать научила сына плавать и нырять подобно белому медведю. Когда два кайякера попытались убить их, Аугитсисиак нырнул под воду и перевернул их лодки, утопив мужчин, а сам, вместе с матерью, вернулся на одном из кайяков на материк.

 Атунгак (Atungaq) — у инуитов Арктики один из первых людей, который, вместе со своей женой, путешествует по миру на собачьей упряжке. В пути они встречают много странных существ, таких как уннгирлаат (Unngirlaat) - «зашнурованных», счастливых людей, которые носят зашнурованной всю одежду,  инугагуллигаит (Inugagulligait) -  группу дружественных карликов. Скромная жена Атунгака всегда притворяется страдающей снежной слепотой для того, чтобы избежать встречи с людьми. Куутситуалиит (Kuutsitualiit), знахари с одной тазовой костью, смеются над ней, поскольку знают, что она притворяется. Они также встречают  куккийауут (Kukkiayuut), людей с когтями как у снежной совы. Трое куккийауутов пришли в дом Атунгака и велели одной из его дочерей снять с себя одежду, а затем разодрали ее и съели. Когда Атунгак увидел сердце своей дочери, прыгающее по полу, он схватил нож и убил куккийауутов. Атунгак с женой вернулись в родные места, думая, что объехали весь мир.

 Айягук (Asking Stick, aiyaguk) — «приглашающая палочка» у инуитов побережья Берингова моря, Аляски и Арктики. Это длинная тонкая палочка, использовавшаяся для приглашения избранной деревни на празднество и Пир Посланников в январе. К палочке прикрепляются три деревянных шара, они символизируют вид подарков, которые желает получить деревня, приславшая приглашение. Посланник покачивает шарами перед получателем палочки. Во время последующих церемоний люди выражают свое уважение к палочке, вывесив ее над входом в касгик.

 Атситси (Atsitsi, Совка) — юный воин черноногих, известный своими великими делами в военных походах. Ребенком Атситси не играл с другими детьми, он всегда был один. Мальчик взывал в молитвах к птицам и животным, чтобы они дали ему сил стать великим воином. Когда Атситси было 14 лет, большой бэнд кри выступил войной против черноногих. Атситси попросил своего отца взять его с собой в поход против кри. Отец предложил сыну быструю лошадь и много оружия, но Атситси взял лишь маленький топорик. Отец также вручил сыну повязку на голову с маленькими перьями Громовой птицы, поскольку Громовая птица была магией отца мальчика. Когда бэнд кри был уже неподалеку, Атситси снял одежду и одел головной убор. Старые воины, решив, что юнец насмехается над ними, велели ему остаться позади. Но вместо этого, Атситси возглавит военный отряд, и черноногие одержат блестящую победу. Атситси станет легендарным воином и получит новое имя — Низкий Рог (E-kuskini, Low Horn). 

 Апикуни (Apikunni) — бедный юноша из легенд черноногих. Связан с первой смертью и появлением семян табака. Апикуни вырастила его бабушка. Они жили в старой прохудившейся палатке. Юная девушка была влюблена в Апикуни, но, поскольку его родители не могли заплатить за нее выкуп, девушка стала самой молодой женой из трех жен вождя. После свадьбы влюбленные начали тайно встречаться друг с другом. Когда вождь узнал об этом, он велел принародно унизить наглеца. Апикуни, скитаясь, присел передохнуть на холме у бобровой хатки и уснул. Во сне к юноше пришел старый, совсем седой бобр. Он любезно пригласил Апикуни в свой дом. Бобр научил своего гостя песне и предложил провести зиму вместе, обещая многому научить юношу. Тем временем Волчий Хвост отправился на поиски исчезнувшего друга. Он пришел к озеру и стал звать Апикуни. Апикуни ответил ему, что он находится в гостях у бобра и проведет с ним зиму. Апикуни также попросил друга придти на это место весной, прихватив с собой пищу и мокасины. Весной Волчий Хвост вернулся. Когда Апикуни покидал бобровую хатку, старый бобр вручил ему осиновую палочку и велел взять ее с собой на войну. Он также подарил юноше магический мешочек, в котором были семена табака, и пояснил как ими пользоваться. Вместе друзья отправились домой. В то время позади селения черноногих затаился вражеский отряд. Ночью один из разведчиков спустился в реку и поплыл к лагерю. Апикуни нырнул под воду, поплыл к нему навстречу, и пронзил неприятеля осиновой палочкой. Это был первый человек убитый на войне. Апикуни вернулся в селение героем. Старый вождь оставил свой пост, объявив своим преемником Апикуни. Юноша, став вождем, женился на своей возлюбленной, а двух других жен старого вождя оставил в качестве прислуги. Апикуни собрал совет и рассказал людям все, чему научил его старый бобр, в том числе как сажать семена табака и подносить его.

 Атсимат (Atseemath) - человекоподобные персонажи из легенд лиллуэтов. По истечении времени, когда люди и животные были одними и теми же, атсимат прибыли в мир, чтобы  навести порядок для прихода человеческих существ. Им помогали норка и койот. Атсимат хотели превратить норку в скалу, но норка обладала мощной силой, равной их, и эта попытка оказалась неудачной. Впоследствии норка жила среди нижних лиллуэтов, а койот — среди верхних. Несмотря на то, что они помогли привести мир в порядок, норка и койот озорные и жадные. Их часто убивают, но они возвращаются к жизни. 

 Атошли (Atoshle) — людоед-качина у зуни.  Когда однажды девушка охотилась на кроликов, хотя охота на кроликов была мужским занятием, но у девушки не было мужчины, который заботился бы о ней, ее схватил Атошли. Девушку спасли братья-близнецы Ахайюта. Старший из близнецов взял в жены девушку. Она родила ему двух близнецов. Играя со своими друзьями, мальчики-близнецы отрезали другим детям руки, ноги и уши, перемешав их, прежде чем приставить к телу. Поскольку они были опасны для других детей, Ахайюта поселили их подальше от деревни в своих святилищах. 

 Атачокай (Atacokai) - «Он Греб Неверным Путем» - культурный герой трех основных циклов легенд гвичин Аляски, Юкона и суб-арктики. Изначально мог говорить как с людьми, так и с животными, но утратил эту способность когда стал изгоем из-за убийство своего брата.

 Асткатстудаб (Astcatstudab) — тайная сила у пуйяллуп-нискуалли. Человек обладающий этой силой не практикует как знахарь и никогда не показывает свою мощь на публике. Он может участвовать в церемониях, но никогда не является ее инициатором и не может проводить церемонию, поскольку его сила носит тайный характер. Люди с асткатстудаб способны выявить все силы, которыми обладают другие, и использовать эти знания для того, чтобы убивать людей.Человек, убивающий подобным образом, не может открыть, что его или ее асткатстудаб стал причиной смерти. 

 Анимики (Animiki, Animkii, Nimkii, Nimki, Onimikì, Animikì, Onimiki, Onimiski, Nimki, Nemki, Animike, Nenemki, Nenimkee, Nenemhki, Animikiig, Animikig, Nimkiig, Nimkig, Animikiik, Animkeeg, Animikik) — гигантская громовая птица у оджибве, алгонкинов, оттава и шауни. Когда эти птицы махают своими огромными крыльями начинает греметь гром. Хотя громовые птицы очень сильные существа, они редко беспокоят людей и почитаемы народом оджибве.

 Атисокан (Atisokan) — «дедушка» у оджибве северо-востока и суб-арктики, истории мидевивин (Midewiwin), которые рассказывали только зимой, чтобы не нарушить преобразующую силу.

 Ассин (Assin) — камень у оджибве северо-востока и Субарктики. Потенциальный посетитель трясущейся палатки, чествуемый песни в начале проведения церемонии. Камни обладают потенциалом становиться живыми и помогать людям защитить себя от встреч с витико. 

 Айас (Ayas, Âyâs, Ayâs, Aayaash, Ayaash, Aayaase, Ayash, Ayashe, Iyash, Iyas, Ayasi, Ayas'e, Ayas'i, Ayasa, Ayassi, Aioswé) —главный  герой одного эпоса у кри, оджибве, алгонкин и инну.  Подробности истории Айаса варьируются от одной общины к другой, но всегда начинаются с предательства со стороны членов его семьи и заканчиваются всемирным пожаром. Либо отец, либо отчим бросили Айаса на необитаемом островке за то, что он заступался за мать или же потому что старшая жена обвиняла его в изнасиловании. На помощь Айасу приходила старая лиса, которая становилась его наставником. С помощью лисы Айас побеждает или убивает странных чудовищ, а затем возвращает к жизни в виде хороших людей или животных. В конце концов, Айас вновь возвращается в свою семью, спасает мать и убивает других огнем (в том числе ребенка второй жены, которого затем воскрешает в виде утки). Огонь уничтожил весь мир, который также возродился в обновленном виде и стал лучше чем был.  Сага заканчивается тем, что Айас превращает свою мать в дятла, а себя в ворону ( в других вариантах лиственницу или жабу).  

 А-бист-а-найо-ч (Apistanéwj, Apistne'wj, Abistanooj, Abistanooch, Abistanaooch) —  в легендах микмак лучший друг и названный брат Глускапа, культурного героя вабанаки. Как и многие другие персонажи из легенд микмак А-бист-а-найо-ч мог принимать образ животного, а именно — куницы, являвшейся  священной у некоторых бэндов микмак. 

 Асин (Asin) – страшная девушка-монстр у индейцев алси, северо-западное побережье. Она живет в лесу и похищает людей, особенно оставшихся без присмотра детей. Если знахари во сне видят Асин, она дает им плохую магию. Ее смех, отражающийся эхом в горах, предвещает человеку скорую смерть. 

 Атвускнигес (Atwuskniges, Atwusknigess, Atuwoskonikehs, Atwusk'niges, Atwosskonikess, Al-wus-ki-ni-gess) — у малесет и пассамакводди это невидимый лесной дух, несущий ответственность за падение деревьев.

 Асдивал (Asdiwal) — культурный герой и знаменитый охотник у цимшиан северо-западного побережья. Истории рождения Асдивала посвящено несколько легенд, в которых он предстает сыном Хо — сверхъестественного существа.  Во время голода Хо, представ в образе молодого человека, посылает юной девушке животных. Вскоре он берет ее в жены. У них родился сын. Хо, изготовив особые снегоступы для сына, сказал, что имя мальчику будет Асдивал. Затем Хо исчез. Однажды, Асдивал, будучи юношей, преследовал белого медведя, одев снегоступы, подаренные ему отцом. По крутой горе охотник поднялся в небо, и там увидел, что белый медведь - это прекрасная девушка, одетая в шкуру животного. Асдивал стал мужем девушки, которая была дочерью Солнца. Другие легенды повествуют о испытаниях, которые пришлось преодолеть отважному юноше, устроенных ему Солнцем, возвращении на землю и заключению браков с другими девушками.

 Апотамкин (Apotamkin) - чудовище с длинными волосами и огромными зубами  у малисит-пасамакуодди северо-востока. Дети боялись выходить на тонкий лед зимой и пустынные пляжи летом, опасаясь Апотамкина.

 Апикилник (Apicilnic) — персонажи легенд монтанье Лабрадора, Канады и Субарктики. Это маленькие люди, ростом по колено, живущие в глуши, и ворующие детей. Их присутствие предвещает опасность.

 Амала (Amala) — гигант у цимшиан северо-западного побережья, который удерживает мир.  Амала лежит на спине и держит в руках шест, на котором вращается мир. Один раз в год раб растирает спину Амала жиром диких уток. Но этого жира с каждым годом остается все меньше и меньше; когда он закончится, Амала умрет, а с ним умрет и мир.

 Акутак (Akutaq)  - «нечто перемешанное» у инуитов побережья Берингова моря, Аляски и Арктики. Изготовляется из взбитого жира карибу, ягод, сахара и замерзшего снега. Готовится для особых общинных празднований,  например, первый улов мальчика или инициация младенца. Упоминается во многих легендах арктических районах Канады.

 Ангута (Anguta) - «Его отец» у инуитов центральной Канады и Арктики. Ангута живет с Седной в Адливуне. Он переправляет мертвых в Адливун, где они спят рядом с ним в течение года. 

 Алъаг'ан'а и Алигун'алюк (Alarana and Aligunaluk) — герои легенд инуитов мыса Барроу, Аляски и Арктики. Во времена, когда некоторые животные были подобны людям, голод посеял смерть в деревне Алъаг'ан'а и ее брата Алигун'алюк'а, которые остались совсем одни. Они отправились охотиться на карибу, но были съедены волками. Старая волчица, бывшая знахаркой, велела волкам не грызть и не есть кости детей. Волки, обернувшись в людей, принесли кости в дом волчицы. Кости Алъаг'ан'ы старая знахарка положила в шкуру молодой самки карибу, а кости Алигун'алюк'а — в шкуру бычка. Затем она сшила шкуры моржовыми кишками, и стала петь и кружить вокруг шкур. Вскоре кости Алъаг'ан'а начали двигаться и собираться вместо, но кости Алигун'алюк' оставались неподвижными, потому что некоторые из них пропали без вести. С помощью красно-белой лисы, которая наблюдала, как она поет, знахарка нашла недостающие кости и песней вернула детей к жизни. Одетые в красивые оленьи шкуры, они могли теперь превращаться в карибу. Другие карибу научили их, как копать ягель под снегом, быстро перемещаться по глубокому снегу и избегать хитрых уловок охотников.

 Ак`лют (Akhlut) - у инуитов побережья Беренгова моря, Аляски и Арктики касатка, которая странствует по земле в облике волка, убивая людей и животных. Волчьи следы, ведущие к морю, указывают на место, где касатка меняет свой облик.

 Атаентсик (Aataentsic) — у виандот северо-востока мать человечества; Женщина Упавшая С Неба. Беременная Атаентсик упала с неба, преследуя медведя, чтобы добыть лекарство для своего мужа. Она мягко приземлилась на спину черепахи. Бобр принес для Атаентсик со дна землю. Земля выросла и стала материком. Женщина родила дочь, а затем стала  бабушкой двух мальчиков, которых звали Иоскеха и Тавискарон. Иоскеха был хорошим внуком. Он создал озера и реки, выпустил из скрытой пещеры животных, взрастил кукурузу и обеспечил хорошую погоду.  От черепахи Иоскеха узнал, как раздобыть огонь, передав эту информацию людям. Злобная Атаентсик всегда старался свести его работу на нет. Она вызывала эпидемии, которые убивали людей. Тавискарон был таким же злобным как и бабушка. Братья дрались меж собой, а из капель пролитой ими крови появились кремни, из которых люди стали делать топоры и наконечники  для стрел.

 Акалакс (Aqalax) — солнце у катламет побережья Орегон/Вашингтон и северо-западного побережья. Старуха, живущая на небе со своей внучкой, каждое утро покидает свой дом и носит солнце по небу, возвращаясь лишь поздно вечером.

 Аконидзаба (Aqonidzaba) — сколопендра у павиоцо Большого бассейна. Аконидзаба известный игрок, охраняющий большой огонь, в который бросает каждого, кто проигрывает ему. Юноша, при помощи вороны, выиграл у Аконидзаба, и бросил его в огонь. Ворона опалила свои лапы, и с тех пор всегда подпрыгивает. 

 Апачи. Сотворение мира и выход на поверхность. Тьма была в подземном мире до выхода на поверхность. Святой Мальчик решил, что должен быть свет. Безуспешно он пытается сделать солнце и луну из зеркальной железной руды и пыльцы. Используя другие материалы он , раз за разом, пытается сделать это, но все его усилия напрасны. Вихрь, наблюдавший за хактцин , сказал Святому Мальчику, что Белый Хактцин обладает солнцем и он может взять солнце у него. Святой Мальчик убеждает Белого Хактцина дать ему солнце, даже если оно размером с булавочную головку. Белый Хактцин говорит Святому Мальчику, что у Черного Хактцина есть луна и он должен взять и ее. Хактцин наставляет Святого Мальчика в ритуальных актах создания Солнца и Луны. Когда завершаются ритуальные песни, появляются солнце и луна, принося свет подземному миру. Многие знахари живущие в нижнем мире сразу же заявили, споря друг с другом, что это благодаря им появились солнце и луна. Хактцин попросил знахарей помолчать четыре дня, но они проигнорировали эту просьбу. На четвертый день солнце достигло центра на небе. Поскольку споры знахарей не утихали, оно вышло через отверстие в центре неба на нынешнюю землю. Лишь тусклый свет его проникал в нижний мир. Хикарилья связывают этот инцидент с солнечным затмением. Хактцин призвал знахарей зазнаек вернуть обратно солнце и луну. Но, как ни старались знахари, проявляя свои необычайные способности, они не смогли сделать это. Затем все птицы и животные попытались вернуть обратно солнце и луну. Каждое животное выходило вперед и делало подношение в виде пищи. Хактцин принял все их дары, но солнце и луна по-прежнему оставались в мире наверху. 

В конце хактцин направляет рисунки мира, ограниченного четырьмя горами, на песке. Горы были представлены четырьмя окрашенными в разные цвета горстями песка. На каждой горе были размещены листья деревьев и семена плодов, которые будут расти там. Люди стали петь и молиться как только горы стали расти. В конце-концов растущие горы образовали одну единую гору. Хактцин выбрал 12 знахарей, раскрасил и разодел их так, что шесть из них представляли лето, а другие шесть — зиму. Еще шесть знахарей хактцин выбрал в качестве клоунов (у хикарилья слово относящееся к «клоуну» переводится как «полосатый экскремент»). Клоуны были раскрашены в белый цвет с черными полосками на лице, груди и ногах. Их волосы формировали два рога на голове, окрашенные в белый цвет с четырьмя черными полосами. Клоуны хикарилья очень сильные целители. Когда гора выросла до неба, муха и паук отправились в мир что над ними. Вернувшись обратно они принесли с собой четыре луча солнца из которых построил лестницу с 12 ступеньками. Животные, поднявшиеся по ступенькам, рассказали, что мир над ними полон воды. Хактцин отправился в мир, чтобы подготовить землю для выхода остальных. С этого момента началась история выхода на поверхность. Клоуны стали смеяться, чтобы отпугнуть всякого рода болезни. Вначале появился хактцин, а за ним Первый Мужчина и Первая Женщина. Затем шли двенадцать знахарей, за которыми следовали все люди и животные. Наконец, два старика попытались подняться по лестнице, но не смогли, поскольку лестница стала шаткой и уже не могла их выдержать. Они стали звать на помощь, но достать их уже было невозможно. Разгневанные старики заявили, что останутся в подземном мире, но те, кто появился, в один из дней должны вернуться обратно. Тем самым подземный мир стал местом для умерших.

У липан история появления очень похожа на историю появления хикарилья. В версии липан Убийца Врагов, идентифицированный как Солнце, является главным создателем и культурным героем. Убийца Врагов, вероятно, является синонимом Дитю Воды, ребенку Изменчивой Женщины, который идентифицируется как луна и гром. Имя Дитя Воды используется очень редко. В легендах липан у Убийцы Врагов есть младший брат — Мудрец. 

У чирикауа и мескалеро нет легенд о выходе на поверхность. История возникновения жизни начинается с затопления мира, впавшего в пороки. В этих историях рассказывается о том, что создала Женщина, Раскрашенная Белым, о Дитя Воды, который является культурным героем даже в большей степени, чем Убийца Врагов.

Западные апачи редко когда рассказывают истории о выходе в мир. Чаще всего их легенды начинаются с краткого создания земли, быстро переходящие на убийство чудовищ. Истребитель Врагов (Naayenezgane, Slayer of Enemies) наиболее важная фигура в религии западных апачей после Солнца.

 Алил (Aliil) — у навахо юго-запада особенная или необычайная сила, связанная с причиной болезни и ее лечением. Ритуальные методы лечения должны обладать алил, чтобы быть эффективными. 

 Аджиле (Ajilee) — у навахо юго-запада тематика хорошо известных и, пожалуй, ошибочно трактуемых историй о Пути проституции и избытков с привлечением любовной и охотничьей магии. Их герой осиротевший мальчик, которого усыновит и воспитает женщина. В других вариантах легенд мальчик рожден растением, забеременевшим от солнца, чья бабушка Растительная Женщина. Мальчик с бабушкой проводят большую часть своего времени в путешествиях близ пуэбло. Через подарки или процессы личностных преобразований герой приобретает любовную и охотничью магию. В одной из версий юноша уродлив и неприятен девушкам. Его сестры, рожденные от бабочек, помогают ему переменить облик по их подобию.  Эта версия описывает происхождение различий между мужскими и женскими половыми органами.

Герой встречает девушек хопи, которые никогда не выходят на солнечный свет, когда те ранним утром идут за водой. Он использует свою любовную магию, чтобы завлечь девушек, и они не в силах устоять перед его сексуальными домогательствами. Чтобы взять в жены сестер, герой использовал охотничью магию убив с десяток антилоп и подарив их семье девушек. Отец девушек принял подарок и стал называть юношу зятем. 

В одной версии  герой пытается отказаться от своих жен пуэбло. В другой Койот обменялся с ним шкурой, чтобы провести приятно время с его женами. Он, измученный, был заключён в шкуру Койота, пока его не выручили и не помогли вернуть прежний облик с помощью ритуала Обруча преображения, а затем возвращается домой, чтобы обнаружить своих жён беременными от Койота.. Несмотря на то, что герой не обвиняет их, так как они думали что занимаются сексом с ним, он по-прежнему сердится.  Не обращая внимания на их просьбы он оставляет их и идет в Каньон де Челли со своей бабушкой. Там он приказывает растениями и «дийин-дине» заняться бурным сексом и узнаёт, что его жёны родили волосатых монстров. Везде, где не проходит герой, он соблазняет привлекательных женщин. В другом покорении девушек не выходящих на солнечный свет, он превращается в прекрасную бабочку и проникает в их дом. Зачарованные красотой бабочки (в другой версии девушки захотели поймать бабочку, чтобы скопировать ее узор на свои ковры) девушки последовали за ней и ушли далеко от дома. Наконец, он предстал перед ними в виде мужчины. Понимая, что они проделали долгий путь и будут наказаны, если вернутся домой, девушки соглашаются стать женами героя и жить вместе с ним. Когда герой отправился навестить свою бабушку, Белая Бабочка крадет его жен. По возвращении, герой вступает в состязания с Белой Бабочкой, чтобы вернуть их. Во многих версиях это заканчивается гибелью Белой Бабочки, сраженного ударом топора по голове. Голова Белой Бабочки раскололась и из нее вылетело множество разного вида бабочек. В одних легендах герой продолжает жить со своими женами, в других — бросает их. Одна история говорит о том, что девушки, испугавшись и дальше жить вместе, сами ушли и вернулись в родное пуэбло. В дугой рассказывается как его жены стали пить из ручья из которого пьет их муж. Велев им внимательно смотреть на свои отражения, он топит их, собирает свои вещи и уходит навсегда.

 Акакапи (Akahcape) — коническое типи у пауни, возводимое как временное жилье во время охоты в зимний период.

 Акариривис (Akaririwis) — временное жилье у пауни возводимое в период летней охоты.

 Анальные змеи (Anal Snakes) — упоминаются во многих историях пауни, лакота, кайова, кроу и черноногих. Они вползают в тела спящих жертв и убивают их. Герои могли обмануть змею, закрыв свое анальное отверстие плоским камнем, который натирали о головы спящих змей, вот почему многие змеи плоскоголовые.  

 Аккайяа (Axxea, Ahke, Axxe, Ax'xea, Ax-xea) — подводное чудовище-людоед из легенд шайен. Живет в озерах и реках. Некоторые шайены считают, что Аккайяа и рогатый змей Мехне (Mehne) это одно и тоже (либо это два различных названия одного и того же чудовища, или же Аккайяа это наименование конкретного Мехне). Другие легенды описывают их как двух различных чудовищ. Существуют различные описания Аккайяа: некоторые легенды представляют его как рогатого змея, другие - четвероногим монстром, подобным водяному быку или водяной пантере, а третьи как гигантского червя или гусеницу.