Персонажи из легенд (краткий словарь). В.

 Винпе (Winpe) — персонаж из легенд микмаков. Это гигант, обладающий удивительными силами, который выступает против культурного героя Глускапа, захватив в плен его бабушку Нукуми и усыновил брата Абистаножа. В некоторых легендах Винпе это злодей, которого убил Глускап, в других — он неистов, но почитаем, был побежден Глускапом в ряде испытаний магической силой. Некоторые легенды указывают на то, что Винпе придумал лакросс, игру, позаимствованную у него Глускапом и дарованную затем людям. 

 Великан-людоед Желтая Кедровая Кора (Yellow Cedar Bark Ogre) - сверхъестественное существо из легенд нутка, дающее силу для здоровья и долгой жизни. Маску этого существа одевают на четвертый день ритуала Волка. Когда-то ленивый молодой человек блуждал в горах, после того, как дал своей жене желтую кедровую кору, чтобы та сделала из нее одеяние.

В горах молодой человек увидел людоеда, страшное существо, чья одежда была покрыта слизью. Он покрутился вокруг него, выкрикнул его имя и спрятался от великана. После этой встречи молодой человек остался в горах, постился и омывался хемлоком. Когда он вернулся домой, он сделал маску, похожую на людоеда. Молодой человек одел ее на ритуале Волка и подражал танцу великана. Танец Желтой Кедровой Коры и маска стали топати (topati) молодого человека, церемониальной собственностью.

 Ва-вон-ди-а-мек (Wa-won-dee-a-megw) - дух улитки в фольклоре абенаки, который может жить в деревьях, на земле или в воде. Ва-вон-ди-а-мек может изменять размер и внешний вид, чтобы выглядеть как огромная змея, аллигатор или человек в чешуе; ее рожки могут быть перетерты в волшебный порошок.

 Вассан-мон-ганила-ак (Wassan-mon-ganeehla-ak) - народ из фольклора абенаки играющий с мячом света, вызывая тем самым Полярное сияние.

 Выдры и Койот (OTTERS AND COYOTE). История навахо о азартной игре, в которой раскрывается характеристика разных животных. Как-то выдры играли в азартные игры. К ним пришел Койот и тоже решил присоединиться к игре. Зная какой он мошенник выдры велели убираться ему прочь. Но Койот не уходил и умолял их принять его. Выдры в конце концов согласились. Койот поставил на кон свою шелковистую шкуру и проиграл ее. Он кричал и визжал, когда выдры снимали с него шкуру. Пытаясь восстановить ее, Койот стал нырять в воду, как делают это выдры, но сколько он не нырял, шкура так и не выросла. Наконец Койот устал и лег в воду. Сжалившись над ним, Выдры вытащили его и бросили в нору барсука, забросав его грязью. Отлежавшись, Койот выбрался наружу. Он вновь оброс шерстью, но она была грубой, серой и покрытой грязью. С тех пор он такую шерсть и носит. Но это не послужило ему уроком. Койот вновь пришел к выдрам и предложи сыграть на свою новую шкуру. Но выдры лишь рассмеялись, глядя на него, и велели убираться прочь. Разозленный Койот отбежал и стал обзываться на выдр: «Вы всего лишь хвастуны, вы только и можете, что притворяться храбрыми, но вы - трусы! Ваши жены такие же уродливые как и вы!». Затем он забежал на скалу и оттуда продолжал поносить выдр. Выдры отправили послание вождям пауков, попросив его о помощи. Пауки влезли на скалу и сплели крепкую паутину на деревьях и кустарниках, а затем уведомили об этом выдр. Выдры забрались на скалу и побежали на Койота, который ничего не опасаясь подпустил их поближе. Затем он развернулся и побежал, но угодил в сети паутины. Выдры схватили Койота и потащили его к подножию холма. 

Скалистые ласточки вылетели из стен каньона и разорвали Койота на куски, унося его части в свои гнезда.  Они разорвали кожу на полоски и обернули их вокруг своих голов. Вот почему у ласточек полосы на головах. Койот все же воскрес и возмутился тем, как с ним обошлись выдры, пауки и скалистые ласточки. Он стал думать как им отомстить.

 Волосатый Человек (Hairy Man)- у танайна это большое безвредное существо, покрытое волосами и живущее в горных селениях. Его глаза без зрачков. Если он не ранен, то дружелюбен по отношению к людям.

 Вути (Wuhti) — замужняя женщина у индейцев хопи. 

 Высокий Человек (Tall Man, Fsti capcaki) — гигант покрытый серой шерстью из легенд семинолов, который пахнет как застоявшийся пруд. Он ломает верхушки деревьев для того, чтобы сделать себе палицы.

 Великий Святой Огонь Над Нами (Loak-Ishto-hoollo-Aba, The-Great-Holy-Fire-Above) — у чикасо ответственный за весь свет и тепло, а следовательно за жизнь всех животных и растений. Связан с солнцем, но в отличии от солнца может жить как в небе, так и с людьми на земле. 

 Владелец-Сумки (Owner-of-Bag) - большая сова в историях арапахо. Ею пугают детей, которые плохо ведут себя или шумят во время приема пищи. Детям говорят, что если они не успокоятся, то их отдадут Владельцу Сумки, что притаился снаружи типи. 

  Выброшенный (Thrown Away, Mahaash/Mahash/Ma-hash (хидатса); Wahinak'weakit (меномини); Fåtcasigo (крик)) — юный герой из легенд ассинибойнов, хидатса, арапахо, саук, меномини и других племен Среднего Запада и Равнин. Выброшенный и его брат, Мальчик В Палатке, были близнецами (считалось сильным и опасным явлением во многих культурах этого региона). Их вырвали из утробы матери, но поскольку братья обладали магической силой, они выжили. В большинстве легенд Два Лица, либо другое чудовище (порой и родственник-злодей), убили беременную женщину, пока ее муж был на охоте. Злодей бросает одного из нерожденных мальчиков в палатке, а другого выбрасывает или кидает в ручей. Мальчика В Палатке воспитал отец, а Выброшенный, которого не смогли найти, вырос в глуши. Братья смогли отыскать друг друга, отомстили за смерть своей матери и расправились с другими чудовищами. В некоторых легендах Мальчик В Палатке высоконравственный персонаж, в то время как Выброшенный подобными качествами не отличался. В других историях Выброшенный дикий и нецивилизованный, но оба, как правило,  доброжелательные герои. 

 Великий Дух (Great Spirit) — в англоязычных источниках имя божественного творца во многих индейских традициях, особенно у алгонкинских и сиуанских народов. Поскольку алгонкинские племена были первыми индейскими культурами, с которыми столкнулись с англоговорящие европейцы, «Великий Дух», в целом, стал общим термином и часто использовался для обозначения Бога в переводе христианских текстов на индейские языки. Действительно, многие индейцы считают, что Великий Дух и Бог это одно и тоже. Другие же менее восприимчивы к этой идее, считая, что сегодняшняя концепция Великого Духа, в основном, была создана миссионерами. Истина, вероятно, где-то посередине, поскольку многие индейские племенные традиции почитали некую форму Великого Духа в религиозных ритуалах и в легендах о сотворении мира, но у некоторых народов такой традиции не было, она появилась лишь после колонизации. В племенах, где вера в Великого Духа или Великую Тайну, предоставлявшего порядок в духовном мире, существовала всегда — эта система убеждений претерпела значительные изменения после контакта с христианством. Поэтому, современная индейская концепция о Великом Духе не может дать точного представления о изначальной индейской духовности.

 Весенний Мальчик (Spring Boy, Thrown-In-Spring, Thrown-Into-The-Spring, Baha-wua-ci'tu, Bahaa Awuuasshiituua) — один из священных братьев-близнецов у кроу. Он вырос в дикой местности, в то время как его брат, Мальчик, Раздвигающий Полог, был воспитан отцом. 

 Вейчугей (Wechuge) — вид чудовищ-людоедов распространенный в легендах северных атабасков. В некоторых легендах Вейчугей описывается как древнее ледяное существо, приходящее из глуши, чтобы поохотиться на людей. Но в сказаниях биверов - это, как правило, человек одержимый  силой древнего духа животного. 

 Висака (Wisaka, Wisake, Wiza'ka'a, Wiske, Wieska, Wizaka, Wizakaa, Wisakaa, Wisahkeha, Wisakeha, Wizakeha, Wisaaka, Wi'saka, Wisakatchekwa, Wiskatchekwa, Wisakachakwa, Wesokochauqua, Wisakatchakwa, We-sah-kah) — доброжелательный культурный герой у кикапу, сак и фокс, потаватоми (иногда определяется фольклористами как «трансформер»). Его имя звучит по разному, поскольку алгонкинские прерийные племена говорят на нескольких разных языках, и частично потому, что у них изначально не было письменности (поэтому англоязычные исследователи записали его так, как слышали в то время). Висака трикстер, чьи похождения описываются в веселой форме. В отличии от трикстеров индейцев Равнин, Висака добрый друг человеку, и не представляет собой опасности либо другой угрозы. Подробности жизни Висака в некоторой степени отличаются от общины к общине. Чаще всего говорят, что он был создан Великим Духом. В некоторых мексиканских общинах кикапу отмечают, что Висака сын Великого Духа, хотя возможно это влияние христианства. В других легендах Висака был рожден от девственницы и воспитан Бабушкой Землей. В некоторых историях рассказывают, что Висака создал первых людей из грязи, Великий Дух, в свою очередь, создал людей по образу Висака, ставший им Старшим Братом. Во многих легендах упоминают младшего брата Висака, которого звали Чибиабос или Яапата. Он был убит водяными духами и стал правителем мертвых.

 Висакейджак (Wisakedjak, Wisakejak, Wisakecahk, Wisakechak, Wesakechak, Wesakaychak, Wesakejak, Wisagatcak, Weesageechak, Weesagechak, Wiisaakechaahk, Wiisagejaak, Wissaketchak, Wissakatchakwa, Wîsahkecâhk, Wisahkecahk, Wisakecahk, Weskechak, Wesakecak, Wesakechak, Wiskejak, Wiskedjak, Wisaketjak, Wisagatcak, Wizakejak, Wisakejak, Wizakeshak, Wissekedjak, Weesakeechuk, Weesageechak, Wesucechak, Wisatkatcak, Whiskey-Jack, Whiskeyjack, Wisahkecahkw, Wee-sa-hay-jac, Wissekedjawk, Wisaketcakw) - доброжелательный культурный герой у кри (иногда определяется фольклористами как «трансформер»). Его имя звучит по разному, поскольку у кри изначально не было письменности (поэтому англоязычные исследователи записали его так, как слышали в то время) и частично потому, что язык кри охватывает большой географический диапазон в Канаде и США и имеет много различных диалектов. Висакейджак трикстер, чьи похождения описываются в веселой форме. В отличии от трикстеров индейцев Равнин, он добрый друг человеку, и не представляет собой опасности либо другой угрозы. Подробности жизни Висакейджака в некоторой степени отличаются от общины к общине. Некоторые легенды говорят, что он был создан Великим Духом, как учитель для людей. Другие, что он был божественным сыном Земли. Одни указывают на то, что он был сыном чудовища Катящейся Головы, убивший собственную мать, чтобы спастись. Во многих традициях у Висакейджака был младший брат — Волк (Махикан), который был убит водяной рысью или рогатым змеем, став затем врагами Висакейджака.

 Ворон. В легендах многих северо-западных племен ворон почитаем как культурный герой. Он уважаемая и благожелательная преобразовательная фигура помогающая людям и формирующая их мир, но, в тоже время, во многих легендах ворон выступает как трикстер, а его легкомысленное и непродуманное поведение становится причиной неприятностей как для него, так и для окружающих его людей. Ворон известен своими отрицательными чертами, такими как: чревоугодие, жадность, нетерпеливость. Славится он  героизмом и великими делами. Во многих культурах ворон клановое животное, в частности у племен Северо-западного побережья — хайда,тлингит, цимшиан, квакуитл, нисгаа-гитксан и салиш и северных атабсаков, таких как танайна.  Очень часто изображение ворона вырезали на тотемных столбах, деревянных коробах и т. д. Был известен клан воронов и у таких племен как меномини. 

Великаны — персонажи многих индейских легенд. В основном это злобные существа, хотя иногда и приходят на помощь людям, к примеру, Дехотгосгайех (Dehotgohsgayeh) у ирокезов , Инугпасугссук (Inugpasugssuk) у нетслик, и, возможно, даже Гелдегвсетс (Geldegwsets) у кус. Некоторые великаны занимаются тем, что воруют детей — Дзо-но-куа (Dzoo-noo-qua) у квакуитлей и Нагане (Nahgane) у слейв. Другие, такие как Тсаводжок (Tsavoojok) у павиотсо, заставляют мужчин сражаться и похищают их жен. Ийя (Iya) у лакота и Турнгак (Tuurnngaq) у повунгнитук - просто термины обозначающие великанов. Нулайуиниг (Nulayuuiniq) у повунгнитук — ребенок, ставший беззубым великаном. Высокий Человек у семинолов — великан, от которого плохо пахнет. Вазийяа (Waziya) у лакота — великан с севера, дующий холодным ветром. Виналагилис (Winalagilis) — Воин Мира у квакуитлей. Лакота рассказывают легенды о Унктехи (Unktehi), выглядящим как гигантский вол. Витико (Witiko) у народов северной Канады порою также описывается как великан. Ледяные каннибалы у малесит, Кивакв (Kiwahkw), также отличаются гигантским ростом.

 Водяная пантера - водное существо с головой и когтями тигра или пантеры, известное под различными именами у многих племен, таких как: оджибвеи, делавэры, фокс, меномини, потаватоми, пеория, шауни, виннебаго, мандан, хидатса, арикара, дакота, омаха и понка. Так, у оджибвеев это существо называется мичибичи. Считалось, что оно живёт на дне озёр и влияет на успех рыбной ловли. Чтобы задобрить мичибичи в дар приносили собаку, бросая её в воду. В легендах криков водяная пантера связана с затоплением поселения криков под названием Коса. Рассказывают, что молодая девушка из Коса тайно вышла замуж за водяную пантеру и родила ребенка с пятнистой кожей. Некоторые жители деревни собирались убить этого непохожего на других ребенка. Чтобы наказать их, водяная пантера решил утопить криков, возжелавших смерти его сыну. Мать велела своим сторонникам покинуть деревню и в ту же ночь водяная пантера использовал свои магические силы, чтобы вызвать наводнение. Мать же с ребенком отправилась жить к мужу.

 Великий Миротворец (The Great Peacemaker, Skennenrahawi, Hononhsoni:donh, Deganawida, Dekanawida, Deganawidah, Dekanawideh, Tekanawita ) - почитаемый мифологический лидер из традиций ирокезских племен. Большинство общин рассматривают его как основателя Ирокезской конфедерации, установившего Великий мир и создавшего Великий закон. Во многих историях Великий Миротворец действовал вместе с оратором Гайаватой (Ayenwatha, Ayonwatha, Hayenwatha, Aiionwatha, Haiëñ'wa'tha, Haio Hwa Tha, Aiewáhtha, Hayehwatha, Ayonwentah, Hayowentha, Hayenhwata', Haion-hwa-tha) и женщиной-вождем из племени сенека Джигонсасе (Jigonsaseh, New Leaf, Peace Queen). Согласно легендам, Великий Миротворец и Гайавата запретили каннибализм, человеческие жертвоприношения и черную магию. Духовное имя Великого Миротворца редко произносится вслух, оно означает «Две Реки, Текущие Вместе», поэтому наиболее распространенным именем является Миротворец — Скенненрахави (Skennenrahawi) на языке мохоков. Другое часто встречающееся имя - Укрепляет Длинный Дом, Хононшонидон ( Hononhsoni:donh) на языке кайюга.

 Виклатмуч (Wiklatmu'j, Wiklatmuj, Wiklatmúj, Wiglatmuj, Wiguladumuch, Wigela'demutc) — маленькие каменные духи у микмак (иногда называемые в англоязычной литературе каменные гномы или каменные индейцы). Они живут в горных пещерах или в каменистых местах в лесу. Обладают огромной магической силой, но, как правило, не причиняют вреда человеку, хотя могут сыграть с ним безобидные но надоедливые шутки: навязать узлов в волосах, положить одежду задом наперед и т.д.. Каменные духи могут уничтожить имущество или отвратить удачу у тех, кто проявляет к ним неуважение.

Вабассо (Wabasso) — у оджибвеев северо-востока и Субарктики брат Винабожо (Winabojo). 

 Виндиго (Windigo, Wiindigoo, Wendigo, Weendigo, Windego, Wiindgoo, Windgo, Weendigo, Wiindigoo, Windago, Windiga, Wendego, Windagoo, Widjigo, Wiijigoo, Wijigo, Weejigo, Wědjigň, Wintigo, Wentigo, Wehndigo, Wentiko, Windgoe, Windgo, Wintsigo. во множественном числе: Windigoag ( Windegoag, Wiindigooag, Windikouk). Страшные антропоморфные людоеды. Во время голода люди могут стать виндиго и поедать людей. Согласно историям анишинаби человек может стать виндиго за свои грехи (особенно за эгоизм, обжорство или людоедство). Люди виндиго отличаются от северных гигантов виндиго. Гиганты используют верхушки деревьев как снегоступы и покрывают огромные расстояния с каждым шагом. Их сердце изо льда, они грязные, злобные и способны превращать людей в людоедов. Они становятся виндиго получив смертельное ранение и будучи затем съеденные людьми с которыми они жили. Их силу можно побороть заклинаниями, а человеческие экскрименты слепят их и приводят в замешательство. Охотники и трапперы часто видят гигантов виндиго и предупреждают о подобных местах. Субарктические рассказчики повествуют о гигантах и людях, которые стали виндиго, вкусив человеческой плоти, которая дает им сверхчеловеческие силы. Эти люди часто отказываются от пищи и молятся, чтобы их убили другие соплеменники. Иногда люди становятся одержимыми виндиго видя во сне злобных духов Севера и Льда. В таких случаях могут помочь заклинания. Истории о виндиго отображают опасность жизни в одиночку в субарктической пустыне, где голодная смерть была постоянной угрозой, а также запрет каннибализма. Самые ранние письменные записи о виндиго встречаются в 18 веке в дневниках компании Хадсон-Бэй. Истории о гигантских виндиго встречаются среди племен Онтарио, Манитобы, Саскачевана, Северной Дакоты, Мичигана и Висконсина, а также среди монтанье и наскапи в восточной части Канады.

Согласно легендам анишинаби это гигантские людоеды, бродившие в северо-восточных лесах. Единственным способом спастись от них - стать самому виндиго и сразиться с чудовищем. Однажды котлы задвигались над очагом. Все жители деревни испугались, потому что знали - приближается виндиго. Молодая девушка, которая жила с бабушкой, спросила ее почему все так занервничали. Бабушка ответила, что идет великан с ледяным сердцем и все умрут. Девушка задумалась, а затем попросила принести ей несколько длинных оструганных палочек. Вернувшись домой она стала ждать. Вскоре воздух стал холодным. Люди слышали как от мороза затрещали деревья и лед. Девушка попросила бабушку разогреть жир в котле. Выглянув на улицу люди увидели приближающегося виндиго. Он был в двадцать или тридцать футов в высоту. Когда великан шагал деревья трещали, а лед заволакивал озеро. Девушка с двумя собаками вышла на встречу виндиго и ее собаки загрызли собаку великана. С каждым шагом девушка становилась все огромней и огромней. Она набросилась на виндиго со своими палочками, превратившимися в медные штыри. Девушка сильно ударила чудовище и сбила его с ног. Затем она ударила его снова и убила. Бабушка подала ей горячий жир. Девушка выпила его и вновь приобрела нормальный размер. Люди из деревни вышли и разрубили виндиго на куски. Внутри они нашли человека, которым когда-то был виндиго. Жители деревни были настолько довольны, что пообещали девушке дать ей все, что она пожелает. В другой истории повествуется о прожорливом человеке. У него было четыре жены и был мужчина хорошим охотником. Но чтобы добыть дич для себя и своих жен, ему приходилось уходить далеко от дома в поисках дичи. Однажды, когда мужчина вернулся, он предупредил жен, что к нему придет человек и он должен приготовиться к встрече. Жены поняли, что гость может превратиться в виндиго. Когда они увидели приближающегося человека, мужчина вышел на улицу. Приближаясь гость прокричал восемь раз. С каждым его крикам он становился все больше и больше. Наконец гость стал высоким как деревья. Но прожорливый человек прокричал десять раз и стал больше чем виндиго. Они сошлись в схватке, сражаясь друг с другом вырванными из земли деревьями. Виндиго в конце концов был побежден.

 Винный праздник (Wine Feast, nawait iita) - ритуальный комплекс у тохоно-о”одхам, совпадающий с созреванием цереуса и приближением летнего солнцестояния. Плоды цереуса собирают и используют в качестве основного ингредиента при изготовлении вина. Празднование начинается с ночного пения и танцев, продолжается распитием вина с произношением ритуальных речей. Праздник длиться несколько дней и ночей.

 Вабено (Wabeno) у оджибвеев северо-востока и Субарктик «люди рассветного неба». Брат Винабожо. Во время ритуалов вабено брали в руки горящие угли, чтобы объяснить сны, установить контакт и общение между людьми и их духами-хранителями, а также для исцеления больных. Чтобы защитить свои руки от ожогов вабено использовали отвары из трав. Они сформировали особое сообщество сродни мидевивин. 

 Вакандаги (Wakandagi) — у омаха и понка равнин длиннотелые рогатые монстры, живущие под обрывами вдоль реки Миссури. Вакандаги заманивают одиноких путешественников и делают их безумными.

 Ванаке (Wanace) — юноши следившие за порядком в лагере у омаха равнин. Они окружали бизонов на охоте и как храбрецы обладали многими полномочиями. Ванаке выполняли поручения вождей ( Nikagahi, никагахи). Юношей, которые еще не проявили себя в войне или на охоте называли кенужинга (cenujinga).  Как простые люди они не имели права голоса в племенных делах. Во время охоты на бизонов кенужинга подчинялись ванаке и никагахи. У индейцев омаха не было конкретных военных или воинских групп. 

 Ваканда (Wakanda) — у омаха и понка это группа сил, включающая Тьму, Землю, Громовое Существо, Солнце, Луну, Утреннюю Звезду и другие звезды и созвездия. Люди часто молились той или иной силе, чтобы попросить защиты в серьезных начинаниях, таких как военный поход или длительное и опасное путешествие.

 Вакан-Танка (Wakan Tanka) — у лакота «Великая Тайна». Вакан-Танка представляет все духовные существа и силы в мире оглала. Является создателем земли и солнца. Солнце, Небо, Земля и Камень (Инян) являются Вакан-Танка, также как и Громовые птицы, Ветер и Звезды, поскольку, когда лакота молится Вакан-Танке, то он молится Земле, Камням, Небу и другим вакан. На сегодняшний день Вакан-Танка ассоциируется с Создателем или Великим Духом и может быть синонимом христианского Бога.

 Ванаги (Wanagi) — у лакота дух человека (наги), который оставляет человека после смерти  у лакота равнин. Когда это дух прикреплен к человеку — это жизнь (вонийяа). Когда человек умирает, этот дух становится ванаги. 

 Вамака наги (Wamaka nagi) — у лакота равнин дух, который может сопровождать ванаги ( дух умершего человека) в земли мертвых. Считается, что человеческий дух более счастлив, если его сопровождает вамака наги его любимой собаки или лошади. По этой причине собаку или лошадь убивали, когда владелец  животного умирал. 

 Вакан Вачипи (Wakan Wacipi) — у лакота Магический Танец, который Унктехи подарила человеческим существам вскоре после сотворения земли. Унктехи также подарила людям магическую связку, содержащую шкуру выдры, енота, ласки, белки, гагары, разного рода рыб и змей. Люди танцующие Магический Танец являются хранителями магической связки. Считается, что Унктехи самое сильное из всех существ.

 Ваканпи (Wakanpi) — у лакота все, что не люди и обладает властью над всем одушевленным и неодушевленным на земле. Существует много разновидностей ваканпи. Вакан-Танка обладает наиболее превосходящими силами среди ваканпи. Ваканпи постоянно наблюдают за людьми и если они недовольны, то могут причинить вред. Они радуются песням, церемониям и подаркам. Песни и церемонии оглала принадлежат ваканпи и поэтому считаются вакан. Злобные ваканпи приносят вред. Самым злобным из ваканпи считается великан Ийа.

 Винкте (Winkte) — мужчина "два духа" у лакота равнин. Винкте принимал на себя все обязанности женщины, одевался как женщина, и жил на краю лагеря. Винкте  считались мастерами в выделке кож и вышивке иглами. Их опасались, поскольку считалось, что винкте обладают сверхъестественными способностями.  

 Вани (Wani) — четыре ветра у лакота равнин. Они имеют силу над жизнью и погодой. Объединенные в единое четыре ветра представляют собой энергию.

 Вамбли (Wambli) — орел у лакота равнин, чей дух отвечает за советы, охотников, военные отряды и сражения. 

 Вачекияапи (Wacekiyapi) - у лакота четырехдневный период траура по умершему, в течении которого родственники ходят вокруг лагеря, выражая свою скорбь. Взрослые мужчины протыкают свои ноги и руки, женщины же обрезают части своего тела, в том числе могут обрезать мизинцы и волосы. В период вачекияапи семья умершего устанавливает погребальный помост. К завершению четвертого дня старые женщины из семьи выносят тело из типи и укладывают на травуа, запряженное любимым конем покойного, чтобы перевезти его к помосту. На помосте также размещают вещи умершего. Близкий друг покойного объясняет лошади, что ее владелец нуждается в ней, и затем убивает животное. Хвост лошади срезается и привязывается к похоронной связке, висящей на помосте.

 Вакан (Wakan) - «нечто таинственное» у индейцев лакота. Очень часто переводится как «священное» и описывает потенциальную силу, присущую человеку или животному. Вакан — это мужчина или женщина обладающие мудростью, особенно находящиеся в контакте с миром духов. Люди вакан знают песни, молитвы и обряды; это те, у кого было видение. Животные также могут быть вакан. Пища считается вакан, поскольку является источником жизни. Магия — это вакан. Что-то очень непонятное — это вакан. Маленькие дети и глубокие старики — это вакан. Человек страдающий психическими расстройствами также может быть вакан.

 Вакинчузас (Wakincuzas) - «те, кто решает», «носители трубки» у лакота. Люди выбранные из нескольких воинских сообществ контролирующие передвижение лагеря на новое место. Они следят за порядком передвижения не позволяя никому охотится в одиночку или медленно тянуться  позади. Когда вакинчузас выбирали место для нового лагеря они объявляли о своем решении раскуривая трубку.

 Вакинян (Wakinyan) — громовые птицы у дакота. Огромные крылатые существа (кинян — «летать»), которых люди не могут увидеть поскольку они скрываются за густыми облаками. Гром может быть звуками их голосов, а молния сверкает когда громовые птицы раскрывают глаза. Существует четыре вида вакинян: алые, черные с длинным клювом, желтые без клюва и синие без глаз или ушей. Вакинян живут на западе и странствуют с западным ветром. Они защищают людей от Вазийа, северного ветра. Те, кто видел в снах вакинян, становились хейока. Вакинян создали дикий рис и разнообразные травы в прериях. Чудовище Унктехи сражается с вакинян. Иктоми считается хейока, поскольку всегда разговаривает с вакинян.

 Вийохипейата (Wiyohipeyata) — запад у лакота равнин. Ви — "солнце", йо - "делать", хи- "достигать", пейа- "ложиться, отходить ко сну", та — "место"; место, где заходит солнце. Дух вийохипейата отвечает за наступление вечера и все то, что происходит ночью. Вийохипейата также присутствует при смерти человека и животного.

 Вийохийанпа (Wiyohiyanpa) — восток у лакота равнин, чей дух отвечает за все, что происходит днем. Ви - «солнце», йо - «делать», хи - «появляться», йанпа - «место» Место, где всходит солнце. 

  Вохпе (Wohpe) у лакота равнин дочь Шкан, Неба, созданная им из собственного естества. Нет ее краше во всем мире.  Вохпе покровительница гармонии, красоты и наслаждения. Она даровала народу лакота трубку, научила как правильно курить ее в начале празднований, и как подготовить табак для курения. Вохпе также указала хранителей трубки.

Она живет с Тате, Ветром, в центре мира, и присматривает за Юмом, Вихрем, изгнанным сыном Ите, которого научила танцам и играм. Шкан сделал Юма ответственным за танцы, игры и любовь. Вохпе тщательно подсчитывала количество лунных циклов, прошедших с того времени, как четыре сына Тате покинули его жилище. Она показала своему отцу, Шкану, что братья отсутствовали двенадцать лунных циклов, и поэтому Шкан решил, что двенадцать лунных циклов будут составлять один Вани-йету – год.

 Вашичун (Wasicun) - термин у лакота с несколькими значениями включающими таинственную силу. Вашичун используется для описания церемониальной сумки принадлежащей вичаша-вакан (религиозному лидеру). Этот термин также относится и к шкуркам, тканям, мехам с помощью которых вичаша-вакан удерживал сильный духовный объект скрытым. Вашичун может быть и сам объект (к примеру, камень, кусок рога или кости) проникнутый духовной силой. Вичаша-вакан обязан оберегать вашичун, потому что его силы следует опасаться и почитать. Благодаря его связи с необъяснимым и таинственным, этот термин также использовался для описания первых белых евро-американцев.

 Внук старушки (Old Woman's Grandchild) - культурный герой кроу, сын Солнца. Его воспитала старушка после смерти матери. Ребенок рос быстро. Он расправлялся с чудовищами, а отец присматривал за ним. В конце своего путешествия он превратился в северную звезду, а его бабушка стала луной.

 Вичаша-итанчан (Wicasa Itancan) - лидер у лакота. У лакота нет слов означающих «вождь», это слово использовали европейцы, которые не могли понять само устройство управления у индейцев, основанное на родстве. Вичаша-итанчан помогали вакичонза, советники, два или три человека. Они держали его в курсе дел, которые происходят в других вичо-ти (деревнях). Ему помогали также акичита, следившие за порядком в лагере. Вичаша-итанчан ведал всеми вопросами в лагере, за исключением религиозных церемоний, которые являлись прерогативой святых людей, которых называли вичаша-вакан. Лидерство вичаша-итанчан не являлось временным или пожизненным, хотя многие и были вичаша-итанчан до конца своей жизни. Человек должен был постоянно доказывать, что он достоин того, чтобы оставаться лидером. Власть вичаша-итанчан держалась на его личных качествах и способностях. Если он следовал пожеланиям вичо-ти и заботился о своем народе, то он оставался лидером. У мудрых, принимающих верные решения и дающих дельные советы вичаша-итанчан было много сторонников, которые поддерживали его и друзей, готовых всегда помочь ему. Если лидер шел против воли собственного народа, то он терял авторитет и уважение среди своих сторонников, которые имели полное право оставить его. Вичо-ти становилось слабым и могло просто исчезнуть. Когда итанчан становился стар и осознавал, что он уже не в состоянии нести бремя ответственности за свой народ, он мог указать людям на своего приемника. Если люди не возражали приемник становился вичаша-итанчан, те же, кто был не согласен, имел полное право уйти в другой лагерь. У итанчан не было полномочий заставить людей признать своего приемника, хотя он мог настаивать на конкретном человеке. Если приемником становился его сын, значит, сын обладал всеми качествами для того, чтобы быть лидером. Тот, кто выступал против итанчан и отказывался соблюдать законы, мог быть наказан. Его лошадей могли убить, могли забрать его женщин и даже убить самого бунтаря. Если противник итанчан был силен, он мог поступить также, отомстив лидеру. Рано или поздно разногласия разрешались, когда одна из сторон одерживала верх. 

 Вава (Wawa) — москит  у нез-персе плато. Москит жил один со своей бабушкой. Однажды он выпил всю кровь бабушки и та умерла. Сев в каноэ, москит отправился в деревню койота, надеясь найти там сочувствие. Койот поинтересовался о причинах скорби москита, однако ответ гостя заставил его насторожится. Койот пригласил москита сойти на берег и предложил тому ведро крови, которую он собрал из носов жителей деревни, вызвав у них кровотечение.  Москит просто ужрался столь щедрым угощением. Но когда он возвращался обратно к каноэ, койот поджог траву. Москит споткнулся и пронзил свой живот обожженным стеблем травы. Вся кровь вышла из москита и он умер.

 Волк занимает видное место в легендах многих индейских народов. Очень часто это животное выступает как старший брат койота. Он представляется как творец, к примеру, у пайют волк создал землю. У юта волк Сунавави (Sunawavi) является культурным героем. Лакота идентифицируют волка (Шунгманиту, Sungmanitu) как дух охоты и войны. У алеутов касатка (Аклют, Akhlut) принимает образ волка, также как и у кри Весукечак (Wesucechak). Иногда волк описывается очень злобным, даже по отношению к собственной семье, к примеру, у шошони в легенде о рожденным из мертвой материнской матки, и у инупиак в легенде о Аларана и Алигуналук (Alarana и Aligunaluk). Нутка практикуют ритуал волка в зимний церемониальный период. У квилетов известно сообщество волка, в которое входят врачеватели. 

Волк как создатель земли. В легендах пайют долины Оуэнс волк плыл на своем каноэ. Ему было очень одиноко и он создал койота, назвав его братом.  Затем волк решил, что они не должны поводить все свое время на воде. Вместе с койотом он сотворил землю, разместив грязь на воде из которой образовался остров. Но остров был очень шатким и они добавляли все больше и больше грязи, пока остров не стал прочным. Койот обежал остров и нашел его слишком маленьким. Волк стал добавлять все больше и больше грязи, до тех пор, пока  койот не стал доволен. Так и появилась земля.

 Витукс (Weetucks ) – персонаж из легенд наррагансеттов северо-востока. Великан Ветукс совершает удивительные подвиги.

 Вувутким (Wuwutcim) — церемониальная инициация юношей хопи 15-16 лет в одно из четырех мужских сообществ. Три другие сообщества: тао, ал и кван. Название вувутким происходит от слова вувутани ( wuwutani) - «расти» . Церемония происходит в ноябре и длится четыре дня. Основоположником вувутким является клан лука. 

 Вухти (Wuhti) — замужняя женщина у хопи юго-запада.

 Вулткиксаийа (Wultcixaiya) — сын Луны у хайда северо-западного побережья. Он спас свою сестру от замужества с Эпидемией. Сын луны одел крепкое одеяние и укрепил свое каноэ, чтобы защитить себя от смерти и заболеваний вызываемых Эпидемией. Выбив переднюю часть каменного дома Эпедемии костяной палицей, Вулткиксаийа освободил свою сестру и выпустил болезни находившиеся в доме Эпидемии.

 Валал потлач (Walal Potlatch) —самый сложный потлач у хайда северо-западного побережья. Проходил тогда, когда мужчина становился главой дома, а дети становились «йахэт» (ребёнок человека, устроившего потлатч «валал»), таким образом приобретая права на более высокие титулы в материнском роду, и получали имена. Валал  заключался в длительной раздаче подарков и устраивался, когда заканчивалось строительство дома из кедровых досок или воздвигался тотемный столб. Валал потлач включал в сея нанесение татуировок, пирсинг носа и ушей, а также прокалывание нижней губы у женщин для вставки лабреток. Все это являлось показателем ранга в обществе хайда. Единственным способом усыновления ребёнка мужем и женой заключался в устройстве потлатча «валал» при воздвижении дома из кедра. Последний такой потлатч проходил в самом начале двадцатого века; в настоящее время проводятся потлатчи только в честь умерших родственников.

 Ваукс (Waux) — сын Асдивала в легендах цимшиан северо-западного побережья. Его имя означает «очень легкий». Ваукс великий охотник. Он может использовать свое копье как мост, пробираясь через горные долины в поисках дичи. Однажды Ваукс отправился на охоту без копья. Погнавшись за стадом горных козлов, юный охотник попал на скользкий и узкий перевал. Старый козел стал топать копытами и образовалась трещина, в которую скатился Ваукс. Охотник стал звать свою жену на помощь, но она не слышала его. Так, вместе с собакой, охотничьей шляпой, одеялом и шестом, Ваукс превратился в камень. 

 Вучовсен (Wuchowsen) — гигантская птица у малисит-пассамакуади штата Мэн, живущая на севере; вызывает штормы и бури. Живет на скале в конце северного неба. Когда Вучовсен летит, ветер дует с большой силой. Была приручена Глускапом.

 Воге (Woge) — у юрок Калифорнии первые люди жившие на земле. Они ответственны за нынешнюю географию мира. Воге исчезли с земли, пересекая океан, задолго до появления человека.  

 Води (Wodih) — у дене-да (слейви) Субакрктики категория, которая включает в себя все традиционные и охотничьи истории, поучения, новости,  пророчества. Происходит от во - «общий» и ди - «говорить» . Любая длинная речь расценивается как води.  Рассказчики часто смешивают води и шин (песни), используемые для обращения к духам. 

 Вивилемекв (Wiwilemekw) — у малисит-пассамакуади северо-востока морское чудовище, зачастую аллигатор. Человек, который проявив отвагу сможет сделать срез с рога Вивилемекв, способен обрести много силы.

 Винпе (Winpe) — гагара у малисит-пассамакводи северо-востока. Гагара сопровождала Глускапа во время его пути в Ньюфаундленд. В знак признательности Глускап научил гагару странному завывающему крику. Пасамакводди считают, что гагара таким образом зовет Глускапа. 

 Ванагемесвак (Wanagemeswak) — у пенобскотов северо-востока маленькие человечки живущие в реках и небольших прудах. Свои дома они делают в скалистых берегах. У них очень узкие лица и сами они очень худые, поэтому вангемесакв можно увидеть только в профиль. Они лепят из глины небольшие фигурки и оставляют на берегу, чтобы люди смогли найти их. Нашедшему такая фигурка принесет удачу. Когда ванагемесвак злятся, то опрокидывают каноэ, спутывают сети и творят другие проказы.

 Видапокви (Widapokwi) — женщина создатель и бабушка культурного героя Амчитапука. Явапаи вышли из подземного мира, когда выросло дерево, достигшее неба. Но они не смогли замуровать отверстие за собой. Из подземного мира хлынула вода и затопила землю, уничтожив всех людей. Только Видапокви удалось спастись на длинном каноэ (в некоторых версиях на длинном бревне), в котором находились птицы и запас пищи, благодаря чему она пережила наводнение. Видапокви родила дочь от Солнца — перворожденную в ныне существующем мире. Когда дочь выросла Видапокви пожелала чтобы та также зачала от Солнца. Но Солнце, зная что это его дочь, отказался сделать это. Тогда Видапокви обманом заполучило его лучи. Так родился Амчитапука — Первый Мужчина На Земле. Вскоре после рождения его мать была съедена орлами.  Амчитапука вырастила бабушка. Он стал великим человеком и наказал орлов за съедение матери. С тех пор орлы не едят больше людей. В старости Амчитапука стал уважаемым вождем. Перед смертью он дал названия месяцам и созвездиям. Среди западных явапай внука Видапокви знают как Няапакамте (Nyapakaamte)- Человек Свыше.

 Вакаб (Wacabe) — черный медведь у осейджей. Дух-помощник символизирующий силу, отвагу и зрелый возраст. Создатель всех ритуалов осейджей. Центральная фигура многих церемоний.

 Вайпановс (Waipanows) — клан грома у меномини северо-востока. В это сообщество входили знахари специализирующиеся в охотничьей магии, изготовлении любовных порошков, травники.  Занимались своими делами в небольшом берестяном домике, где советовались с духами. 

 Варуксавей (Waruxawe) — магические связки у виннебаго северо-востока. Магические связки могут содержать в себе разные вещи: камни, шкурки животных, медикаменты, а иногда и боевые палицы. Такие варуксавей, как бизоний магический мешочек, применяли для лечения. Другой варуксавей использовали, чтобы помочь приготовиться к войне.  Большинство магических связок носило положительную силу, но, были связки и с отрицательной, направленной во зло. Магические связки очень часто включали в себя костяной свисток. При помощи костяного свистка можно было одержать победу над врагом, подув в него. Женщины не прикасались к варуксавей. 

 Вапно (Wapno) — у потаватоми северо-востока знахарь, который брал в руки горячие угли. Он развлекал зрителей и давал дельные советы.

 Водяные младенцы (Water babies, Paakniwat, Pa'oha'a, Pā'ōna, Paohmaa, Pangam kiktam, Pa'-nawi-s, Pa-nugis, Para Ub, s'o:lmexw ) - загадочные и опасные водяные духи из фольклора пайют, шошони, вашо, ачумави, кауилла,купеньо, луисеньо, серрано, йокутс и салишей. Говорят, что водные младенцы живут в ручьях, а иногда в прудах и речушках. Они превращаются в в красивых детей (хотя у некоторых племен они обладают хвостом рыбы или появляются в виде рептилий, издающих звуки имитирующие плач младенцев). Во многих племенных традициях плач водяного младенца является предзнаменованием смерти. В других легендах, поднявшему из воды младенца грозит гибель.