Водзивоб. Поузи. Чипета.

Водзивоб

В 19 веке среди индейских народов появилось много религиозных движений. Одним из таких движений стал Танец Призраков, возникший среди пайют. Водзивоб (Wodziwob) — пророк и целитель северных пайют, родившийся приблизительно в 1844 году, стал, как многие полагают, инициатором Танца Призраков в резервации Уокер-Ривер, Невада. Его имя переводится как «Белый Волос» или «Седой Волос», однако может быть переведено и как «Человек, Независимо От Пола, Получивший Силу В Зрелом Возрасте». В 1868 году он увидел сон, который уполномочил его вести души умерших в прошлом месяце к их скорбящим родственникам. Ранее Вадзивоб, также известный как Джо Рыбное Озеро, возможно, потому, что родился в долине Фиш-Лейк, славился тем, что мог, лежа рядом с пациентом возвращать его душу обратно в тело, исцеляя больного. Поэтому его послание к народу, провозглашенное им в следующем году, было воспринято благосклонно. То время было ужасным для пайют — войны с евро-американцами, эпидемии, засуха и голод убили десятую часть населения. 

Водзивоб призвал людей раскрасить себя и танцевать традиционный Танец Круга. В этом танце мужчины, женщины и дети вставали в чередующийся круг и двигались влево, переплетая пальцы с танцующими с обеих сторон. Как только танцоры остановились, чтобы передохнуть, пророк впал в транс. Когда же он пришел в себя, то заявил, что был в стране мертвых и видел души умерших. Они были счастливы в свой новой стране, но обещали, что вернутся к своим близким в течение трех или четырех лет. "Придут наши отцы, придут наши матери, их пришествие скоро наступит. У вас есть превосходный танец. Танцуйте как можно чаще. Кружите. Раскрасьте себя белыми, черными и красными цветами. Каждое утро омывайтесь и снова раскрашивайте себя. И тогда все будут счастливы». Помимо того, что грядет воскрешение мертвых, Водзивоб говорил о наступлении лучших времен. Танец должен был исполняться на протяжении не менее пяти ночей. Во время танца некоторые из танцоров получили видения, даровавшие им новые песни и надежду. Но были и те, кто скептически относился к учениям Водзивоба, особенно когда обнаружилось, что тот пользуется динамитом, чтобы продемонстрировать свою силу. Ранняя форма Танца Призраков, инициированная Водзивобом, стала радикальным отклонением от религиозных традиций племен Большого бассейна, поскольку совместила в себе традиционные верования в видения пайют, традиционный Танц Круга с траурным Танцем Плача пайют долины Фиш-Лейк, позаимствовав верования шахаптиан или салишей в пророков, пророчества и воскрешение мертвых. 

В 1870 году Водзивоба посетили шошони и банноки из резервации форт Хэлл, Айдахо, и шошони из резервации Уинд-Ривер, Вайоминг. Вскоре новое движение стало распространяться в этих резервациях. Среди тех, кто обратился к танцу, были юты, гошуты и навахо. Модоки передали Танец Призраков индейцам шаста. В 1871 году к движению присоединились вашо, моно, кламат, карок, ачумави, северные яна, винтун, патвин и помо. Вождь моно Джоиджои (Joijoi) перенял танец у Момана, лидера Танца Призраков у пайют. Джоиджои провел первый танец среди моно в мае 1871 года. От племени к племени учения Водзивоба изменялись. Кто-то говорил, что белые исчезнут, кто-то утверждал, что исчезнут различия между расами, другие же, напротив, говорили, что расы будут разделены на века. Неизменным оставалось лишь одно — вера в воскрешение мертвых: у одних они возвращались с юга, у других с востока. Помо же считали, что мертвые придут и сметут с лица земли всех белых. 

«Много людей несут эту весть, но не всегда передают ее верно. Я говорил, что вереница придет с востока. Мой сон был о веренице, но люди исказили мой сон». 

Калифорнийские шаста распространили танец в резервациях Силетц и Гранд-Ронд в Орегоне. В 1872 году от пайют Невады Танец Призраков перешел к помо Калифорнии. Этому поспособствовал пророк патвин по имени Хромой Бык и Вококс из юго-западных помо. 

Шел 1872 год, пайюты уже четыре года исполняли Танец Призраков. К этому времени Водзивобу приснился еще один сон, который помог ему понять, что душами умерших были всего лишь их тени. С ужасом он осознал, что его пророчество - всего лишь злая шутка совы. Водзивоб поведал об этом пайютам, и те, отчаявшись, перестали танцевать. Некоторые источники утверждают, что вскоре после этого Водзивоб умер. Однако история Танца Призраков продолжила свое существование. Пайют по имени Венейюга, он же Фрэнк Спенсер, продолжил распространять Танец Призраков в Калифорнии, Неваде и Орегоне. Среди новообращенных им были пайюты с озера Пирамид, долины Сюрпрайз, пайюты и модоки долины Кламат. В 1890 году это движение продолжил северный пайют по имени Вовока. Неизвестно, встречались ли когда либо Водзивоб и Вовока, по крайне мере ни одного свидетельства тому нет. 

Согласно другим источникам Водзивоб жил вплоть до 1918 года. В 1912 году Джек Форбс, агент резервации Уокер-Ривер, указывал на то, что Джо Рыбное Озеро был все еще жив, занимался целительством и был арестован наряду с другими знахарями. Другие записи, как было указано ранее, свидетельствуют о том, что пророк умер в 1872 году. Но, если Джо Рыбное Озеро был тем самым Водзивобом, то умер он, скорее всего, в 1918 году в резервации Уокер-Ривер во время эпидемии гриппа. 

Хотя Танец Призраков и не воскресил мертвых, он способствовал решимости поддерживать индейскую культуру и искать новые пути их адаптации в современном мире. Племена, которые исполняли этот танец, разработали новые церемонии на основе старых, позаимствовали и разработали новые ритуалы, сделав их центром общинной жизни.

 

Перевод:Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Поузи

«Он был одним из великих индейских лидеров на границе Сан-Хуан. Люди воспринимали его как надежного, храброго и верного защитника, великого воина, безмерно любившего свой народ. Он умер, защищая свой народ и свою родину», - Тонья Моррис, праправнучка Поузи.

 

 

Многие белые считали его смутьяном, амбициозным ренегатом, поскольку он был индейским лидером и сопротивлялся вторжению на священные земли ют. Поузи действительно был в центре всех инцидентов, произошедших в период между 1880 и 1923 годами. Его легко можно было узнать по армейской пряжке от ремня, которую он носил на жилете; говорят, она была снята с мертвого американского солдата.

 

«Поузи не был тем отъявленным негодяем, каким пытаются представить его белые люди. Он был словно Моисей и Спаситель  своего народа», - Честер Кэнтси.

 

Поузи (Posey) родился в 1863 году в Навахо Маунтин, одном из наиболее отдаленных и изолированных  районов. По рождению он был пайют. У Старого Чи, его отца, было две жены. Пана (Pahnah) родила сына по имени Мапау (Mapau), прозванного Сагвагери (Sagwageri) — Зеленый Волос, позже ставшего известным, как Поузи. Это имя было позаимствовано у Портера Поузи, работавшего кузнецом в Hoskaninni Mining Company, занимавшейся добычей золота на Колорадо-Ривер. Портер был добр к индейской молодежи и разрешал им пользоваться своими инструментами для изготовления ювелирных изделий. Поузи рос в большой расширенной семье, и жизнь была прекрасна. Травы были настолько высоки, что достигали лошадиных животов. Дичи в округе водилось в изобилии, и Поузи стал мастером стрельбы из лука. В дни своей юности ему приходилось часто сражаться с навахо, жившими в пустыне на севере. Контакты с белыми начались лишь с приходом мормонов на юго-восток штата Юта и установлению ими города Блафф. Юношей Поузи взял в жены прекрасную девушку из племени ют по имени Тура  (Turah). Тура была дочерью видного юта по имени Поко Наррагуиннеп (Poco Narraguinnep). У Туры был и брат, которого звали Пок (Poke). Пок стал одним из самых уважаемых патриархальных лидеров среди ют Авикан (Avikan Utes), бэнд витапунучи (Witapunuche), живших в округе Сан-Хуан.  Поузи значительно повысил свой статус, взяв в жены такую девушку. Однако лишь благодаря своей отваге, верности и упорству, его способности побеждать и сохранять друзей в конечном итоге он стал вождем. Поузи и Тура жили душа в душу. В браке у них родилось трое сыновей — Джесси, Энсон и еще один, умерший в младенчестве. Они жили счастливо в течение восьми лет. Однажды Поузи случайно выстрелил в свою жену.

Он помчался со всех ног в Блафф и привел повитуху, тетушку Джоди Вудс, в свою хижину, чтобы та помогла его любимой жене. Когда Джоди осмотрела Туру, она поняла, что полученная ею травма была несовместима с жизнью. Через три дня Тура в страшных муках умерла на руках Поузи. Сердце Поузи было разбито. Спустя несколько лет он взял в жены сестру Туры — Мэри Хэтч. На языке ют ее имя звучало как Кадиа (Kahdia). Она родила ему двух дочерей, одна из которых была Нэнси Поузи, другая же умерла при рождении. Эта женитьба вновь укрепила связи Поузи с ютами и Поком, ставшим к тому времени сильным лидером. На протяжении долгих лет Поузи участвовал во многих столкновениях индейцев с белыми. 15 июня 1881 года  на северо-западной стороне  Ла-Саль произошла битва в долине Пинхук. Белые посчитали, что это юты Авикан расправились с Джоном Турманом и Диком Мэйем, чьи сильно обгоревшие тела были найдены в хижине на Бернт Кабин Спрингс, примерно в 35 милях к западу от Долорес. Согласно Джордану Бину, индейцы уже давно посматривали на их лошадей, которых у ранчьеро насчитывалось около 200 голов. В результате сражения тогда погибло 13 евро-американцев и от 7 до 18 ют. В 1884 году произошла еще еще одна битва с участием Поузи, названная Солдатским Переходом (Soldier’s Crossing), в которой погибло еще больше индейцев, ковбоев из Колорадо и солдат США. Поузи был ключевой фигурой в войне Блафф 1915 года, в результате чего был арестован его племянник, Тсе-не-гат (Tse-ne-gat). 

События на Блафф в 1923 вошли  в историю, как «Война Поузи», или «Последнее восстание индейцев в США», жертвами которого стали лишь сам Поузи и сын Джо Бишопа. Со стороны американцев не было никаких жертв, если не считать одну раненую в шею лошадь. Зато желтая пресса проявила себя в лучших традициях.

 

Все началось в 1868 году, когда колорадские вожди подписали договор, по которому юты Авикан теряли все свои земли в Юте. Юты Авикан не признали этот договор и делали все, что в их силах, чтобы остаться на своих исконных землях в Сан-Хуан. Это стало причиной большей части трений между англос и ютами в последовавшие годы, поскольку индейцы знали, что, если они капитулируют, то вынуждены будут покинуть юго-восток Юты и жить в колорадской резервации. 

 

“Белые поселенцы не могли взять в толк, почему он отказался от 15 долларов и провианта, обещанных индейцам, которые соглашались поселиться в резервации Колорадо. Благодаря своей настойчивости и решимости он сыграл важную роль, помогая своему народу отстоять их священную родину», - Тонья Моррис. 

 

Всего за месяц до последнего боя в Блендинге Манкос Джим, Пок и Поузи наряду с другими лидерами ют встретились с представителями правительства США, чтобы еще раз попытаться доказать свое право на прародину. Индейский агент Ю.А. Маккин направил их просьбу в Вашингтон. Вожди были полны надежд, что вскорости все разрешится. В феврале 1923 года сын Джона Бишопа и сын Санупа ограбили овцеводческое ранчо на Кахоун-Меса, напали на его владельца, зарезали теленка и сожгли мост. Позже они сдались маршалу Уильяму Оливеру. Но, когда они получили пищевое отравление, их отпустили с условием, что вернутся в суд. Между тем это событие было использовано для того, чтобы избавиться от индейцев, живших вокруг Блаффа. В то время, как некоторых из них бросили за колючую поволоку, другие оставили свои земли и ушли в пустыню. Суд начался 20 марта. Сын Бишопа передвигался с помощью трости, демонстрируя, что все еще плохо чувствует себя. Поузи также прибыл на суд. Он не желал серьезных неприятностей, которые могли поставить под угрозу предстоящее решение в Вашингтоне.  Адвокатом в этом деле выступал Альберт Р. Лайман, а прокурором Фред Келлер. Сын Джо Бишопа был признан виновным. Когда все разошлись по домам на обед, обвиненный сумел выхватить пистолет у шерифа Оливера, вскочил на Джесс, скаковую лошадь Поузи, и помчался на север, преследуемый шерифом. В процессе погони сын Джо Бишопа выстрелил в Оливера, и пуля попала в шею его лошади.  

Поузи пешим поспешил к своим людям, чтобы предупредить их о надвигавшейся беде. Он проклял сына Джо Бишопа. Во время ссоры оба схватились за оружие, Поузи выстрелил и убил сына Джо Бишопа. 22 марта газета Times-Independent сообщила о том, что «Бэнд пайют объявил войну белым в Блендинге» и отметила, что комиссары округа направили ноту губернатору штата Юта с просьбой предоставить разведовательный самолет, вооруженный пулеметами и бомбами. 

Поузи велел своим людям уходить и укрыться к западу от Комб-Ридж, в 20 милях западнее Блендинга. Сам он планировал остаться и попытаться договориться с помощниками шерифа, которые, как он знал, должны были вот-вот нагрянуть.

Газеты тут же поспешили обвинить индейцев в ряде различных преступлений, в частности, изнасилований и убийств. 

 

 Когда появились помощники шерифа, они тут же открыли огонь по Поузи, и пуля ранила его в бедро. Ему удалось взобраться на лошадь. Он поскакал туда, где его ожидали перепуганные соплеменники. 

Согласно Майерсу Кэнтси, лидеру ют и племяннику Поузи, Поузи велел своим людям не открывать огонь по помощникам шерифа и не провоцировать их. И на это было три причины. Во-первых, многие из ют в Блендинге были уже схвачены и заключены в тюрьму, и Поузи опасался, что, если кто-то из помощников  пострадает, заключенных попросту расстреляют. Во-вторых, мормоны были друзьями, и Поузи чувствовал, что шансы на мирное разрешение все же есть. В-третьих, Поузи знал: если кто-то из помощников шерифа будет убит, все его усилия остаться в Юте тут же будут сведены к нулю. 

Он приказал своим людям сложить оружие и следовать за полицейскими в Блендинг. Поузи чувствовал, что полицейские жаждут его смерти, и, чтобы отвлечь их внимание на себя, укрылся во впадине.  В течение нескольких недель 79 ют и пайют, входивших в бэнд Поузи, держали за возведенным частоколом. Родственники Поузи ночью носили ему еду в пещеру к западу от Комб-Ридж, где он скрывался, залечивая рану. 

Спустя месяц после ранения юты нашли вождя неподвижно лежащим у костра, где он разогревал бисквиты.  Рядом с ним лежал труп его собаки. На теле собаки не было никаких отметин, указывавших на причину смерти. К тому времени рана Поузи почти затянулась и не было никаких опасений относительно его здоровья. Фрэнсис Поузи заявил, что в муку, из которой вождь пытался приготовить бисквиты, кто-то добавил яд.

Газеты продолжали сообщать о том, что штат Юта предлагает вознаграждение в размере 100 долларов за живого или мертвого Поузи, которого обвиняли в восстании - преступлении, наказуемом смертью. С.Ф. Слоун из Salt Lake Tribune писал, что Блендинг был охвачен «тридцатью шестью часами терроризма» с индейцами в боевой раскраске, скакавшими по улицам города; он утверждал, что Поузи «красная лиса» сформировал «мобильный эскадрон», что было хорошо спланированным заговором пайют, который включал в себя ограбление банка Сан Хуан, и что там было «шестьдесят человек, специализирующихся в ведении горной войны, ожидающие своего часа». Газетчики продолжали лить масло в огонь. «Блендинг с момента начала восстания более или менее напоминает вооруженный лагерь. Он носит аспект военного штаба. Прибытие и отправление курьеров с фронта является предметом общественного интереса». Когда один человек спросил корреспондента, почему тот не пишет правду, тот ответил: «Мы еще не готовы вернуться домой, и если мы не будем поддерживать этот накал, мы получим телеграмму, в которой потребуют нашего возвращения».  

Для опознания Поузи несколько ют привели маршала Джесси Рэя Уорда, и тело было захоронено. Однако могила вскрывалась, по меньшей мере, трижды, несмотря на заверения Уорда, что он опознал тело Поузи. Жители Блендинга вышли по следу маршала к могиле Поузи, и дважды раскапывали ее, фотографируясь  с мертвым телом. Лесник Марион Хант утверждал в газете, что он нашел тело случайно, во время планового обхода, за несколько дней до Уорда. Индейский агент Маккин также захотел удостовериться в том, что Поузи мертв. Так могила вождя была разрыта в третий раз. После этого тело Поузи исчезло совсем. Юты обвинили в пропаже белых; белые же обвинили ют.

Вскоре после смерти Поузи правительство США позволило ютам остаться на их родных землях в районе каньона Аллен, в штате Юта, выделив им 160 акров земли. Пленные, содержавшиеся в Блендинге, были освобождены, они согласились заняться сельским хозяйством и отдать своих детей в индейские школы. На протяжении 1920-х годов люди из бэнда Поузи продолжали жить в палатках и хоганах, в то время, как другие юты жили уже в домах. В 1930 году суперинтендант из агентства Юта отметил, что индейцы каньона Аллен по меньшей мере лет на 40 отстали от продвижения к цивилизации от южных ют.

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. Редакция текста: W.R. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Чипета

Как жена вождя Оурея, Чипета встречалась с чиновниками в Вашингтоне, во время переговоров с лидерами ют.


Чипета (Chipeta) родилась в 1843 году и выросла близ нынешнего Коньехос, Колорадо. По всей видимости, была из кайова-апачи, но выросла у табегуачи, одном из бэндов индейцев ют. В 1859 году Чипета стала женой женой Оурея, табегуачи/хикарилья. В 1860 году его отец, вождь бэнда, умер и вождем стал Оурей.  Хорошо понимая английский и испанский языки, Оурей был важной фигурой во время переговоров с не-индейцами. Так, в 1868 году  он сопровождал восемь друг лидеров на встрече в Вашингтоне. В 1872 году Оурей вместе с женой вновь прибыл в Вашингтон, где они встречались с президентом Улиссом Грантом. В следующем году, во время переговоров Оурей согласился уступить  4 млн. акров племенной земли за ежегодные платежи в 25 000 долларов. Оурей вероятно считал, что то самый оптимальный вариант, хотя многие из ют так не думали. Недовольство подогревалось и тем, что Оурей должен был ежегодно получать 1 000 долларов от правительства как пособие за его помощь.
В 1875 году правительство также выделило ему 400 акров земли у Анкомпагр-Ривер, близ нынешнего Монтроуз, Колорадо. Правительственные выплаты позволили Оурею построить двухэтажный дом, в котором семейная пара принимала не-индейских гостей, хотя Чипета не знала практически английского языка.
Уильям Сандерс, журналист, так описывал встречу с ней: «Вскоре Чипета привыкла к моему присутствию и дала волю своей природной живости, разговаривая на испанском. Ее голос был низким, чистым и мелодичным. Она говорила увлекательно и постоянно жестикулировала”. Тем не менее, большинство не-индейцев относились враждебно к ютам. После того, как в 1876 году Колорадо приобрело статус штата, землевладельцы и горнодобывающие компании сплотились, стремясь завладеть землей ют и выдворить их из Колорадо раз и навсегда. В 1879 году это вылилось в войну с ютами. Воины ют взяли  в  заложники несколько не-индейских женщин. Оурею, используя свои навыки ведения переговоров, удалось добиться их освобождения. Устные истории повествуют о том, что в их освобождении принимала участие и Чипета. В 1880 году она вместе с мужем вновь отправилась в Вашингтон. Пресса подчеркнула ее ораторские способности и то обаяние, которое она оказывала на чиновников Вашингтона. В одной статье журналистка Джорджи Дэвис описала Чипету, после встречи с ней в отеле: «Она довольно полная и миловидная скво, великолепно смотрится в красном пледовом плате и расшитых бисером леггинах, ее пальцы украшены кольцами, а запястья браслетами; на поясе с одной стороны висит модный холщовый мешочек, а с другой стороны расшитая бисером сумочка».
Вскоре после их возвращения Оурей, вследствие болезни, умер, и, в следующем году Чипета вынуждена была оставить их семейный дом. Федеральное правительство переселило ее вместе с 1 500 другими ют в резервацию Юта. В резервации Чипета жила в нищите, страдая от слепоты, болезни желудка и артрита. Она умерла 16 августа 1924 года. В следующем году друзья Оурея перезахоронили ее останки в Монтроуз, на месте их старого дома. Рядом был возведен памятник Оурею. Сегодня это место является музеем ют. С 2001 года там проходит ежегодный день Чипеты. Индейские танцоры и музыканты ют, а также все желающие из не-индейцев собираются вместе, чтобы почтить  память о ней и ее роль в истории штата Колорадо.

 

Перевод : Александр *Два Волка*. Редакция текста: Кристина Махова. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.