Персонажи из легенд (краткий словарь). Д.

 Дорей (Dore) — один из близнецов, известных как Священные Братья Близнецы, в легендах айова и ото. Дорей был воспитан отцом, в то время как его брат, Варедва, вырос в глуши.  

 Движение за возрождение (Revitalization Movement). Контакты с евро-американцами часто приводили к истощению и деградации индейских культур. Как следствие, иногда предпринимались попытки оживить культуру находящуюся под угрозой. Поощрение специфической практики коренных американцев часто сопровождалось явным отказом от предметов и практик связанных с белыми, такими как христианство, школьное образование и употребление алкоголя. Яркими примерами движений за возрождение являются Танец Призраков и религия шейкеров.

 Дитя Ветров (Wind's Child, nilchii biyaji) - один из посланников ветров у навахо, который информирует персонажей, как правило героев историй, о том, что происходит в мире. Он так же дает советы как нужно поступить в той или иной ситуации.

 Двустворчатая Раковина (Clam Shell) - женщина, у которой наружная кожа как у ведьмы, а внутренняя - гладкая и нежная. Пауни рассказывают историю о том, как однажды мужчина поймал плавающую утку, но жена попросила мужа отпустить птицу. Позже она родила ему девочку, которую назвали Уточка. Девочка любила подражать утке сидя в канаве с водой. Однажды во сне Уточке была дарована палочка наделенная силой, при помощи которой она стала собирать дрова. Уточка росла и выросла настоящей длинноволосой красавицей. Многие юноши приходили к ней и играли на флейте, но она не обращала на женихов внимания. Однажды Уточка пригласила в гости Ястреба. Ястреб превратился в человека и стал женой Уточки. Одна злая старуха невзлюбила Уточку и убила ее. Она сняла с убитой Уточки кожу до пояса и натянула на себя, а тело девушки сбросила в воду. В деревне старуха стала выдавать себя за Уточку. Но со временем ее кожа начала гнить. Ни один из лекарей не смог помочь старухе. Наконец за дело взялся Ворона. Он узнал старуху и ее бросили в воду. Однажды Ястреб услышал как на реке поет его жена. Он вновь превратился в птицу и стал взлетать вверх и вниз над берегами, пытаясь отыскать свою возлюбленную. Четыре дня он искал ее и наконец увидел типи. Ястреб подлетел к палатке и увидел в ней четыре девочки, женщину и его жену. Уточка не хотела чтобы муж видел ее тело, поскольку она выглядела как старуха. Она попросила мужа поднять ее к небу и сбросить с высоты на землю. Ястреб сделал так, как ему велела жена. Когда Уточка упала ее старческая кожа треснула и Ястреб увидел, что его жена стала Двустворчатой Раковиной.

 Джоеага (Djoeaga) - енот из фольклора сенека. Его ценят за жир, который перетапливают и используют для ухода за волосами.

 Джогеон (Djogeon, Dwarf Man) - юноша из фольклора сенека обладавший особой силой. Во время охоты он встретил Женщину-Олень, которая убедила его отдохнуть. Джогеон положил ей на колени голову и она стала искать в его волосах вшей. Мягкие руки Женщины-Олень усыпили юношу. Когда Джогеон крепко спал, Женщина-Олень положила его в корзину, закинула корзину на спину и быстро побежала. Она бежала до тех пор, пока солнце не село. Джогеон проснулся когда Женщина-Олень опустила корзину на землю. Он узнал это место, где охотился, когда был мальчиком. У Женщины-Олень было каноэ размером с грецкий орех. Когда она ударила по каноэ рукой, лодка увеличилась в размерах. Они поплыли к дому Женщины-Олень, где их встретили мать Женщины-Олень и три ее сестры. Джогеон и Женщина-Олень жили счастливо пока однажды ночью теща не стала кататься по полу и кричать. Джогеон и его жена не могли добиться от нее ни слова. Тогда Джогеон ударил тещу по голове пестиком. Старуха рассказала, что ей приснился сон в котором Джогеон убивает гигантского медведя. На следующее утро Джогеон принес с охоты тушу огромного медведя. На следующую ночь старухе приснился сон, что Джогеон дал пир для вихревых существ (Dagwanoenyent) и выставил для гостей очень много еды. На утро Джогеон разложил всех оленей, лосей и медведей, которых убил и созвал всех вихревых существ. Старуха, которая невзлюбила своего зятя, уговаривала есть их как можно больше, надеясь, что пищи все же не хватит и вихревые существа, разозлившись, убьюn Джогеона. Джогеон, Женщина-Олень и ее сестры все подносили и подносили гостям еду. Наконец, наевшись до отвала, вихревые существа стали умолять старуху не предлагать им больше поесть. Когда Джогеон услышал их просьбы, он понял, что замышляла теща. Тогда он превратил стены и пол в хижине в кремни и вихревые существа оказались в ловушке. Они стали умолять простить их. Но Джогеон велел кремню нагреться. Вихревые существа стали летать все быстрее и быстрее, стуча по стенам и создавая шум, который был слышен по всему миру. Когда внутри хижины наступила тишина, Джогеон его жена и ее семья отправились туда, где они впервые встретились. Лед на озере еще не был достаточно прочен чтобы выдержать их и тогда Джогеон взял восемь дождевиков под дубом и сделал всех миниатюрными. Затем он разложил грибы в линию по озеру и велел западному ветру подуть на них. Когда они достигли другого берега, члены семьи Джогеона вновь приобрели естественные размеры. Так все вмести они пришли к дому Джогеона.

 Джилаквонс (Djilaqons) - прародительница клана Орла у хайда живущая под водой. Однажды рыбаки оскорбили Джилаквонс и она сожгла всю деревню. После пожара Джилаквонс вышла из воды, чтобы спеть траурную песнь, и нашла выживший одну единственную женщину по имени Йелуксинанг (Yelukxinang). Джилаквонс велела ей стать матерью клана Орла. Джилаквонс также фигурирует в историях о миграции племен на Алеутских островах. Она может изображаться как Женщина-Медь, Женщина-Вулкан или Женщина-Лягушка. Она вышла из океана с шестью каноэ, в которых находились люди, и стала женой Каити (Kaiti), вождя медведей гризли.

 Девушка ставшая женой медведя (THE GIRL WHO MARRIED A BEAR). История, которую рассказывают хайда, тлингиты и цимшианы, повествует о том, как людей учили уважать медведей и проводить необходимые церемонии, чтобы успокоить духов животных, на которых они охотились и убивали. 

У вождя деревни было четверо сыновей, которые были прекрасными охотниками и рыболовами. Его дочь, вместе с другими девушками, собирала ягоды. Однажды, когда девушки ушла далеко от деревни, ее корзина сломалась и все ягоды рассыпались. Девушки сказали дочери вождя оставить их, поскольку уже смеркалось. Однако, она решила их собрать и осталась одна. Вскоре появились два юноши и предложили девушке свою помощь. Они привели ее в деревню, которая девушка никогда прежде не видела. Гостью пригласили в дом вождя. Женщина Мышь подошла к девушке и посоветовала какую пищу ей есть, а какую -нет. Она также сказала девушке, что та находится в деревне Черных Медведей, и юноши, которых она видела, тоже были медведи. Девушка вышла замуж за сына вождя Черных Медведей и жила с ним все лето. Когда пришла осень, медведи стали собираться к своим зимним домам. Вождь собрал всех медведей и спросил, в каких домах они станут зимовать. Все семьи выбрали свои дома. Затем вождь задал этот же вопрос своему сыну и невестке. Муж назвал место поблизости, но жена сказала: «Нет, там охотятся мои братья». Муж предложил другое место, но девушка вновь отказалась. Тогда вождь предложил ей самой выбрать место для зимовки, и как того просила невестка, дал им дом на дальней стороне горы. 

Той зимой братья девушки отправились на охоту. Старшие были очень удачливы и принесли домой много медвежатины. Но младшему не везло и он продолжил поиск берлог. Однажды его собаки подали голос и побежали вверх по заснеженному склону горы. Когда охотник заглянул внутрь берлоги, он увидел свою сестру и ее мужа. Сестра попросила брата подождать, пока она родит. Родив, она отдала ему двух малышей, и попросила брата не убивать ее мужа копьем, а развести огонь у входа в берлогу. Брат отказывался убивать мужа сестры, но сестра сказала: «Если ты его не убьешь, то он убьет тебя». Охотник развел костер у входа в берлогу и через некоторое время они уже не слышали сопения животного. Брат вытащил мертвого медведя и пока он освежевал его, сестра пела песни, которым научил ее муж. Они подготовили голову медведя, сердце, хвост и спрятали их, исполняя песню для каждой части церемонии. Затем девушка с братом и детьми вернулись к отцу. Вождь был рад снова увидеть свою дочь и дал в честь внуков пир. Дети росли и повсюду игрались. Однажды они боролись в доме и сбили с ног бабушку. Старушка рассердилась на них. Детям стало так стыдно, что они захотели вернуться к народу своего отца. Мать была опечалена. Она попросила сыновей приносить время от времени еду и позволить младшему дяде стать удачливым охотником. 

 Дыхание Жизни (Breath of Life) - имя Иатику (Iatiku), женского Создателя у индейцев керес.

 Докибатл (Dokibatl,The Changer) - Создатель у нисквалли. Докибатл не имеет ни формы, ни облика. Он сотворил и уничтожил первых людей на Земле. Эти люди были жадные и глупые - они ели себе подобных и уничтожали все, в мире, созданным для них Докибатлом. Нечестивость людей привела к тому, что Создатель вызвал потоп и уничтожил их. Лишь женщина обладавшая разумом, вместе со своим псом, поднялась на самую высокую гору и спаслась. От пса у нее родились дети. Они выглядели как люди, но передвигались на четырех конечностях. Несмотря на свою строгость, Создатель был добр и щедр. Когда он понял, что люди все еще существуют, но живут как собаки, он отправил Духа научить их, как жить по-человечески. Довольный тем, что люди стремятся к знаниям, Создатель дал им много подарков, включая луки, стрелы, копья, палки-копалки, сосуды для приготовления пищи и научил как добывать огонь. Докибатл рассказал Духу как победить огромного медведя, пожиравшего людей и как запереть все болезни и злых духов, которые преследовали их. Хотя Дух сделал так, как велел Создатель, одна глупая девушка открыла дверь в дом Духа и выпустила на свободу болезни и зло. Докибатл был настолько разозлен этим поступком, что сотворил летающего демона Ситко, чтобы выследит девушку. Дом Ситко - среди скал в далеких горах. Днем он спит, а ночью летает над землей, выслеживая женщин покинувших под покров ночи свои дома.

 Девушка Куропатка (Grouse Girl) - согласно легенде алеутов, куропатка залетела в лагерь двух мужчин, которые жили сами по себе. Один из них был старый и хромой, а другой - молодой и красивый. Молодой стал гнать ее , но старик поманил куропатку и отнесся к ней добродушно, решив оставить как домашнюю птицу. На рассвете мужчины, как обычно, ушли на охоту. Когда же они вернулись, их уже ждал теплый ужин, а над кроватью свисали новые муклуки из тюленей кожи. Куропатка спала себе приспокойно, спрятав голову под крыло. Каждый вечер, по возвращению, мужчин ждала приготовленная еда в чистой хижине, и новая одежда висевшая над кроватью старика. Когда погода ухудшилась, мужчины не смогли выходить на охоту. Куропатка решила подружиться с молодым человеком. Но тот был груб и не подпускал птицу к себе. Как только погода улучшилась, мужчины вновь вышли на охоту. Старик подождал пока его напарник уйдет, а сам вернулся и увидел как куропатка превращается в прекрасную девушку. Влюбившись в нее с первого взгляда, старик попросил девушку стать его женой. Когда вернулся молодой мужчина и увидел девушку, он страшно взревновал ее к старику. Замыслив недоброе, ночью молодой мужчина убил спящего старика и потребовал от девушки стать его женой, заявив, что она никуда не денется от него. Девушка отказала молодому убийце и нашла свою кожу куропатки среди вещей убитого мужа. Молодой человек продолжал настаивать на своем, но красавица ответила, что когда она пыталась понравиться ему, тот отверг ее. Трижды девушка встряхнула кожей куропатки, и став птицей, вылетела через дымовое отверстие.

 Дагваноениент (Dagwanoenyent) - дочь ветра из фольклора сенека; опасная ведьма, жившая на севере и обладавшая способностью становиться вихрем. 

Дядя охотился каждый день, но в его хижине никогда не было мяса. Племянник, несмотря на запрет дяди, отправился на север. Он увидел Дагваноениент преспокойно сидевшей в длинном доме, полном медвежьего мяса, оленины и мешками с медвежьим салом. Ее малыш учился ходить и племянник стал играться с ним, но Дагваноениента не обращала на них внимания. Племянник украл кусок мяса и вернулся в хижину своего дяди. С тех пор племянник стал навещать длинный дом. Он игрался с ребенком, в то время как Дагваноениент преспокойно себе сидела, крал кусок мяса и возвращался обратно. Когда мальчику из длинного дома исполнилось 15 лет он сообщил племяннику, что они на самом деле двоюродные братья - дядя племянника его отец и муж Дагваноениенты. Когда племянник вернулся домой он признался дяде, что долгие годы посещал длинный дом и воровал мясо, а также проколол мешок с медвежьим жиром, висевший над головой Дагваноениент. 

Рассердившийся дядя ответил, что он все эти годы снабжал длинный дом мясом. Он также поведал своему племяннику, что повредив мешок с медвежьим маслом, тот подверг их большой опасности, поскольку Дагваноениент - жестокая ведьма, которую нельзя убить. Вскоре налетел вихрь, разрушил хижину и унес дядю. После того как вихрь унялся, племянник отправился в длинный дом и увидел Дагваноениент как обычно сидящей на своем месте. Племянник спросил о судьбе своего дяди у двоюродного брата, но тот не знал ничего, но предупредил, что мать завтра унесет его. С помощью своего хранителя крота, племянник смог укрыться от Дагваноениенты, укрывшись в его животе. Но та нашла крота, закружила его в воздухе и убил племянника. Но крот воскресил его. Крот и племянник нашли дядю под большими вязами, которые стояли на его груди. Племянник убрал деревья и, окурив, воскресил дядю. Племянник вернулся в длинный дом, убил Дагваноениенту и сжег ее тело в медвежьем сале. Но ведьма воскресла и разъяренная пришла в хижину племянника. Дагваноениента устала атаковать племянника и вернулась в длинный дом. Племянник вновь отправился к ней, убил, и сжигает ее тело. Дядя выбрал кости ведьмы из огня и расколотил их в мелкий порошок. Племянник, крот и дядя пересыпали костный порошок в три мешочка и разделили их между собой, решив держать их порознь, всякий раз, когда налетает вихрь, чтобы порошок не смог воссоединиться и оживить Дагваноениенту.

 Дадават (Dahdahwat) - в мифологии сенека мифические животные, которые могут принимать различные формы. Они появляются в снах и видениях. Дадават опасны и могут убить, если набросятся все сразу.

 Далдал (Daldal) - стрекоза; культурный герой многочисленных историй такелма, который распространяет доброжелательное поведение как образ жизни. Далдал убивает многих чудовищ и злых существ, а затем превращается в гору.

 Десини (Desini) - чужаки у чилкотин, похищающие женщин. Они всегда кружат близ стоянок чилкотин, но их редко кому удается увидеть.

 Доногаот (Donogaot) - рогатая маска появившаяся у сенека в 19 веке. Возможно это была карикатура на дьявола, описанного христианскими миссионерами.

 Деойадастате (Deoyadastathe) - «тот, чье тело яркое»; персонаж из мифологии сенека, младший сын Хаджовиски, тысяченогого червя. В детстве он никогда не выходил на улицу и играл в хижине под кроватью с блохой, которая была его собакой. Деойадастате покинул дом лишь тогда, когда его шесть старших братьев и сестер не вернулись, отправившись на поиски пропавшего отца. Он стал героем своего народа, убив опасных и злых врагов. Деойадастате спас свою мать от пыток вождя Дихдиха и убил злобных людей-жаб.

 Дзоавитс (Dzoavits) - каннибал-великан из легенд шошони, который украл двух детей у Голубки. Орел помог Голубке спасти детей и дал ей немного жира, желудок, и перья от животного, которого он убил. Великан стал преследовать Голубку, но ей помогли Журавль, Синичка и Ласка. Когда Дзоавитс стал настигать Голубку, та бросила в него жир, подаренный Орлом. Жир превратился в улей и ненадолго задержал великана. Затем Голубка бросила желудок и тот превратился в большую скалу. Наконец, она бросила перья и те стали густым туманом, в котором великан перестал что-либо видеть. Когда Дзоавитс выбрался из тумана, он вновь начал преследовать Голубку и ее детей. Тогда на помощь поспешил Барсук. Он выкопал глубокую нору и спрятал в ней беглецов. Великану же он указал на другую нору. Когда Дзоавитс залез в нее, Барсук забросал выход горячими камнями и засыпал его землей. Голубка и ее дети вернулись домой.

 Джо-но-ква (Dzoo-noo-qua) - уродливая великанша из фольклора квакуитлей, которая воровала детей. Она жила у реки в глуши леса и хранила свой жизненный дух в яме под полом дома. Небесный Мальчик пустил стрелу через отверстие в полу и убил великаншу, освободив всех пленных детей.

 Дунне-за (Dunne-za) - «настоящие люди». Самоназвание племени биверов. Ранние этнографы записали дунне-за как тсат-тин, что в переводе с языка атабасков означет «бобриный народ». Для дунне-за люди, животные, ветер, камни и все природные силы были народами, с которыми дунне-за находились в постоянном контакте. 

 Духовные силы (Spirit Powers) - духи у калапуйя, живущие в лесах и действующие как помощники людей. Духовные силы может обрести любой; обладая мощными духовными силами можно стать знахарем. Знахарем может стать как мужчина, так и женщина. Духовные силы укрепляются во время зимних танцев и знахари часто проводят их для усиления своих способностей. Знахари несут важные обязанности как целители и церемониальные лидеры. Знахарь попадающий под власть злых духов может убить людей отравив их или украв их духовную силу. Поэтому знахарь, подозреваемый в том, что находится под властью злых сил, может быть убит общиной. 

Некоторые из наиболее распространенных духовных сил - это Дух Орла, обладающий способностью давать богатство и жен, а в прошлом - рабов и силы знахаря; Дух Койота - для силы трансвестита; Дух Северного Ветра - для сил метели и снега; Дух Гризли считается отрицательной силой, поскольку направлен на убийство людей; Дух Рябчика - для силы снега. Одежда знахаря рассказывает о его духовных силах и статусе в селении. Его одеяние, зачастую доходящее до земли, состоит из поясов украшенных бисером, ракушками, перьями и волосом. Духовные силы знахаря символизируются окрашенными тростями и головными уборами, сделанными из скальпа большого черного или красного дятла.

 Дух-Что-Живет (Soulbieche, Spirit-That-Dwells) - дух у алабама, которому предлагают трубку на всех церемониях. Он ответственен за всю жизнь.

 Дикие индейцы ( Wild Indians, Little Wild Indians, Wild People, Not Human Ones, Yehasuri, Yenosu'riye, Yehasu'rie) — маленькие природные духи из фольклора катоба. Они, как правило, не опасны, но их проделки иногда могут быть разрушительны. Иногда о них рассказывают страшилки, чтобы предостеречь детей от плохого поведения. 

 Длинный Нос (Long Nose, Hagondes) — клоун-людоед из легенд сенека Северо-Востока.

 Длинные Уши (Long Ears, Hvcko capko, Hatcko-tcapko) — в легендах семинолов Оклахомы и Юго-Востока уродливое серое животное высотой в три фута с хвостом лошади, головой волка и очень длинными ушами. От него пахнет протухлой водой и живет он в каменистых районах. Длинные Уши могут вызывать серьезные заболевания.

 Длинный Язык (Long Tongue) — свирепый катящийся череп из легенд пауни, который жил в пещере и охранял магическую связку с Бизоньей Трубкой. Когда он разворачивал связку поднимался ураган. Длинный Язык мог быстро преодолевать большие расстояния, но при этом создавал много шума. Дочь Вечерней Звезды была заточена в пещере Длинного Языка. Ворон помог ей бежать и похитить магическую связку. Длинный Язык преследовал девушку, пытаясь ее убить. Дочь Вечерней Звезды укрылась в доме, где ее взяли под защиту мужчина и его шесть сыновей ястребов. Мужчина убил Длинного Языка, расколов его череп топором. Одна часть черепа отлетела на запад и стала луной, а другая улетела на восток, став солнцем. Вот почему на солнце и луне можно увидеть человеческий лик.

 Два сердца (Two-Hearts) — распространенное индейское обозначение лжеца или колдуна. Термин «раздвоенный язык», который использовался подобным образом, относился в большей степени к евро-американцам. Этот термин появился в эпоху договорных переговоров. В 1879 году вождь Джозеф, находясь в Вашингтоне, заявил: «То что я должен сказать будет исходить от сердца, и я буду говорить прямым языком».

 Дочь Солнца (Daughter of the Sun) — согласно легендам чероки у Солнца и Луны был ребенок, которого звали Дочь Солнца. Она жила в доме в центре неба, прямо над Землей. Каждый день Солнце всходила на востоке, чтобы посетить свою дочь в полдень. Как то раз Солнце сказала дочери, что люди на земле не уделяют ей должного внимания. Почему они не смотрят на нее, когда она сияет над ними? Почему они делают недовольными лица, прищуриваются и вытирают пот со лба? Почему они столь неблагодарны за то тепло, которая даруется им в полдень? Солнце была так расстроена, что заявила, что убьет всех людей на земле. С того дня она стала посылать очень горячие лучи с небес, и чероки стали умирать от лихорадки и солнечных ударов. Они обратились к знахарю по имени Маленький Человек, который разработал план как убить Солнце. Двух мужчин знахарь превратил в щитомордника и гадюку и велел им ждать у дверей Дочери Солнца, а когда появится Солнце — наброситься и выпустить в нее весь яд. Но солнечные лучи ослепили змей и обезвредили их. Маленький Человек превратил тогда мужчин в большую рогатую змею, Уктену, и в большую гремучую змею. Как только Дочь Солнца открыла дверь гремучая змея в спешке укусила ее. Когда Солнце прибыла в дом дочери, та была уже мертва и ее душа улетела в Страну Призраков, мрачное место называемое Ушуни-йи. Убитая горем мать закрылась в доме дочери и несколько недель оплакивала ее смерть. Тогда-то люди и осознали как это плохо жить без теплых солнечных лучей. Чероки вновь обратились за помощью к Маленькому Человеку и тот посоветовал отправить самых отважных мужчин в Страну Призраков, чтобы вернуть оттуда душу Дочери Солнца. Им дали короб, в который должна была быть помещена душа и наставление — не открывать его, пока храбрецы не достигнут дома Дочери Солнца. Но в пути душа взмолилась дать ей немного воздуха и как только мужчины приоткрыли крышку, душа выпорхнула и превратилась в красную птичку. Узнав об этом Солнце заплакала, да так, что на земле началось наводнение. Люди, пытаясь задобрить Солнце, пели, играли на барабанах и танцевали, восхваляя ее красоту. Прошло время и Солнце, забыв о своем горе, улыбнулось людям, которые, наконец-то, отнеслись к ней с уважением и любовью.

 Длинный Зуб (Long Teeth, Aáhčes) — имя одного из братьев-близнецов в легендах арикара. Волшебным образом он появился из плаценты своего брата, Пьющего Мозговой Суп, и вырос в глуши.

Долба (Dolba, Tolba, Doleba, Tôlba, Tôba, Plawinno (One Who Waits) – черепаха, одна из главных персонажей в легендах абенаки о сотворении земли. Москвас (Moskwas), ондатра, нырнула на дно океана, откуда принесла грязь, расположив ее на спине Долбы. Так эти два животных создали землю. В других племенах вабанаки не рассказывают подобную легенду и, вполне вероятно, она была позаимствована у соседних племен, таких как оджибвеи или ирокезы. 

 Добрый Дух (Good Spirit, Enigorio; Ka'tikenhrakwahst, Got-ti-gah-rah-quast, Good Mind, Right-Handed Twin) — персонаж из легенд кайюга, онейда и тускарора. В легендах некоторых общин кайюга и тускарора, Добрый Дух один из Близнецов-Богов, сыновей богини-матери Небесной Женщины. В легендах других ирокезских племен, Небесная Женщина являлась бабушкой этих близнецов. Добрый Дух был защитником, а в некоторых историях еще и создателем, ирокезов. Он уничтожил монстров, учил людей искусству цивилизации, и адаптировал мир, чтобы помочь им. В то же время его брат, Злой Дух, старался свести на нет усилия Доброго Духа и создавал опасные и разрушительные вещи. Согласно большинству легенд, братья сошлись в схватке, и победителем стал Добрый Дух. Другие подробности о Добром Духе сильно отличаются, в зависимости от общины и рассказчиков. Так, в некоторых легендах, Добрый Дух почти идентичен Иоскеа (Ioskeha) виандот; во время родов Небесная Женщина умирает из-за его злобного брата. Но во многих легендах Небесная Женщина выжила и пыталась быть посредником между своими сыновьями, пытаясь сбалансировать добро и зло в мире. Временами, она на стороне Доброго Духа, помогая победить Злого Духа, временами - на стороне Злого Духа, помогая ему одержать верх над Добрым Духом. В некоторых традициях ирокезов Добрый Дух считается таким же, как высшее божество, известное как Держатель Небес.

 Девилз-Тауэр или Башня Дьявола ( Devils Tower) — монолит вулканического происхождения высотой 1556 метров над уровнем моря и относительной высотой 386 метров, расположенный на территории штата Вайоминг. Легенды, повествующие о происхождении этого удивительного памятника природы, связаны с гигантским медведем. Лакота называют Башню Дьявола Мато Типила - «Медвежья Берлога» или «Медвежья Скала». Они рассказывают, как однажды заблудились два мальчика, которые долго искали дорогу домой и вдруг заметили, что их преследует мато — огромный медведь-гризли. Они стали молиться Вакан-Танке, Великой Тайне, прося защитить их. Внезапно земля под их ногами затряслась и стала расти.  Мальчики поднимались все выше и выше, пока оказались вне опасности. Разгневанный медведь царапал своими когтями скалу, оставляя на ней длинные вертикальные гребни. Ванбли, орел, снял мальчиков с башни и принес их домой. Согласно легендам кайова, дух в образе медведя предстал перед молодой девушкой и превратил ее в ужасного огромного медведя. Когда девушку увидели ее семь братьев и сестер, в ужасе они стали карабкаться на скалу, которая начала расти, поднимая их высоко-высоко. Медведь в ярости вцепился когтями в скалу, но братья и сестры были уже на небе, превратившись в Плеяды. В другой версии в медведя превратился мальчик. Он погнался за своими сестрами, те, в ужасе, забрались на пень, который стал расти, превратившись в высокую башню. Поднявшись в небо, семь девочек превратились в созвездие Большой Медведицы. 

Деаноджес (Deanodjes) - «Тот, У Кого Два Больших Зуба». Так сенека северо-востока называют моржа. 

 Джамул (Jamul, Ja'mul, Dzeemmul) — койот, герой легенд индейцев ачумави. В отличии от некоторых других индейских культур, ачумави рассматривают койота в более позитивном свете. Иногда он выступает в роли трикстера или же бабника, в отличии от его более серьезного и мудрого компаньона серебристого лиса Квана (Kwahn). Джамул, несмотря на свои проказы, является уважаемым культурным героем, который помог создать мир и научить людей искусству цивилизации.

 Даху (Dahu, Tahu) - громовая птица у хидатса. Описывается как огромный орел с раздвоенным хвостом. Взмах крыльев Даху вызывает гром. Даху является смертельным врагом водяной пантеры.