Дэн Джордж. Джон Слокам.

Дэн Джордж

"Как долго я знаю тебя, о, Канада? Сотни лет? Да, сотни лет. И еще много много лунных месяцев. И сегодня, когда ты празднуешь свое столетие, о, Канада, мне грустно за всех индейцев по всей стране. Ибо я знал тебя, когда твои леса были моими; когда они давали мне мясо и одежду. Я знал тебя в твоих ручьях и реках, когда твоя рыба сверкала и танцевала на солнце, где  вода призывала - приди и возьми мои изобилия. 

Я знал тебя в в свободе твоих ветров. И мой дух, подобно ветрам, когда-то странствовал по твоим добрым землям. Но в долгих ста годах, с той поры, когда пришел белый человек, я видел, как моя свобода исчезает словно лосось, таинственно уходящий в море. Странные обычаи белого человека, которые я не понимал, давили меня до тех пор, пока я уже не мог дышать. Когда я боролся, защищая свою землю и свой дом, меня назвали дикарем. Когда я не смог понять и приветствовать этот путь  жизни, меня назвали лентяем. Когда я пытался управлять действиями моего народа, я был лишен моей власти.

 Моя нация была проигнорирована в твоих учебниках истории-они были чуть важнее в истории Канады, чем бизоны, простирающиеся по равнинам.   Я был высмеян в твоих спектаклях и кинофильмах, и когда я пил твою огненную воду, я напился, очень очень напился. И я забыл.  

 О, Канада, как я могу праздновать с тобой это столетие, эти сотню лет? Должен ли я благодарить тебя за резервации, которые достались мне, вместо моих прекрасных лесов? За рыбные консервы из моих рек? За потерю моей гордости и власти, даже среди моего народа? За отсутствие воли к сопротивлению? Нет! Я должен забыть то, что прошло и уже не вернется. О, Господь в Небесах! Верни мне храбрость древних вождей. Дай мне силы бороться с окружающим меня. Позволь мне еще раз, как в те давние времена, подняться над ситуацией. Позволь мне смиренно принять эту новую культуру, взрасти через нее и идти дальше. О, Боже! Как древняя Птица Грома, я снова воскресну из моря и, овладев тем инструментами, который приносит успех белому человеку - его образованием, его навыками, с этими  я превращу свой народ в истинную гордость твоего общества.  И я увижу это прежде, чем я последую за великими вождями, жившими до нас, Я увижу наших молодых воинов и наших вождей, сидящих в судах и правительстве, правящих и направляемых знаниями и свободой нашей великой страны. Мы должны разрушить барьеры нашей изоляции. И следующие сто лет будут величественными в славной истории наших племен и наций».  Дэн Джордж, «Плач по конфедерации». 

 

«Плач по конфедерации» заставил 32 000 толпу, собравшуюся на стадионе Эмпайр, Ванкувер, по случаю празднования столетия доминиона, затаить дыхание...

 

Дэн Джордж (Dan George)  родился 24 июля 1899 года в индейской резервации Беррард № 3, Северный Ванкувер, Британская Колумбия, Канада. Дэн происходил из бэнда Телл-лалл-ватт  (Tell-lall-watt), относящийся к береговым салишам. При рождении его назвали Гесваноут Слахот (Geswanouth Slahoot), позже его имя стали произносить как Дэн Слэхоут - на англоязычный манер. 

 

«Сердце не знает цвет кожи».

 

 Его фамилия была изменена на Джордж, когда мальчика в возрасте пяти лет забрали в миссионерскую школу-интернат, где не рекомендовалось, и даже запрещалось, говорить на индейских языках. 

 

"Из всех знаний, которые нам даны, самое важное это: ничто из существующего не принадлежит тебе; что ты берешь, ты должен разделить". 

 

С 1951 по 1963 год Дэн Джордж являлся вождем бэнда. В кино он начал сниматься в 1960 году; в сериале «Страна карибу» на канале CBC он получил роль «старого Антуана». Эту же роль он затем сыграл в фильме «Смит!» студии Дисней. До начала актерской карьеры Дэн был странствующим музыкантом, работал лесорубом, грузчиком, строителем, водителем школьного автобуса. 

 

«Если ты будешь говорить с животными, они будут говорить с тобой, и вы узнаете друг друга. Если ты не будешь говорить с ними, ты не узнаешь их, а того, чего ты не знаешь, ты будешь бояться. Человек разрушает то, чего боится». 

 

22 февраля 1971 года 71-летний  вождь Дэн Джордж становится первым индейцем, номинированным на премию "Оскар", как лучший актер за роль "Старые Шкуры Типи" в фильме "Маленький большой человек". И хотя "Оскар" ему не достанется, он получит премию Национального общества кинокритиков США за лучшую мужскую роль второго плана. 

 

«Красота деревьев, мягкость воздуха, аромат травы - они говорят со мной. Горные вершины, небесный гром, ритм моря - говорят со мной. Блики звезд, свежесть утра, росинка на цветке -  говорят со мной. Сила огня, вкус лосося, след солнца и жизнь, которая никогда не уходит, - они говорят со мной. И мое сердце парит.».

 

25 июня 1971 года Дэн Джордж был награжден Орденом Канады за свои выдающиеся заслуги перед страной.

 

 

«Любовь это то, что должно быть у нас. Это должно быть у нас, поскольку наши души питаются ею».

 

 Дэн Джордж не поддерживал радикальную деятельность в 1970-х годах в борьбе за права индейцев, но он всячески отстаивал эти права и утверждал, что индейцев в кино должны играть лишь представители коренного населения.

 

«Если легенды умолкнут, кто тогда будет учить детей нашему образу жизни?»

 

 Его речь на праздновании столетия Канады  в 1967 году смогла  вызвать широкое сочувствие со стороны белых канадцев к судьбе первых наций. 

 

«Друзья мои, нам крайне необходимо быть любимыми и любить. С этим мы созидательны. С этим мы шагаем без устали. С этим, и только с этим, мы способны жертвовать ради других».

 

 Помимо съемок в кино Дэн Джордж писал стихи. В свет вышло два его сборника: «Мое сердце парит» (1974) и «Мой дух парит» (1982).

 

«Можем ли мы говорить о единении при отсутствии единения сердец и умов? Если это отсутствует, значит есть только физическое присутствие, а стены между нами столь же высоки, как и горные хребты».

 

 В 2008 году его портрет был опубликован на канадской почтовой марке в серии «выдающиеся канадцы в Голливуде».

 

«Мы взяли слишком многое из вашей культуры и я хочу, чтобы вы взяли что-то из нашей. Ибо в ней есть и красота и добро. Может быть теперь, когда это время пришло, мы опасаемся, что позаимствованное вами будет утрачено».

 

Дэн Джордж умер 23 сентября 1981 года в Ванкувере в возрасте 82 лет и был похоронен в родной резервации.

 

«Если очень старый будет помнить, очень молодой будет слушать».

 

 На церемонии открытия XXI зимних Олимпийских игр в Ванкувере, актер Дональд Сазерленд  цитировал стихотворение Дэна Джорджа «Мое сердце парит». 

 

«Скоро настанет время, когда мой внук будет скучать по крику гагары, плеску лосося, шепоту еловых игл, или крику орла. Но он не подружится ни с одним из этих созданий, и когда его сердце будет болеть от тоски, он будет проклинать меня. Все ли я сделал для того, чтобы воздух оставался свежим? Достаточно ли я заботился о воде? Позволил ли я орлу парить на свободе? Все ли я сделал для того, чтобы заслужить любовь моего внука?» 

 

Внуки и правнуки Дэна Джорджа также стали актерами и писателями.

Школы в Эбботсфорде, Британская Колумбия, и Торонто, Онтарио, Канада названы в честь вождя Дэна Джорджа.

 

 

«Пусть звезды унесут прочь твою печаль, пусть цветы наполнят твое сердце красотой, пусть надежда навсегда вытрет твои слезы». 

 

Перевод: Александр Caksi *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

 

Фильмография:

 

1980 Ничего  личного / Nothing  Personal ... Oscar

1979 Spirit  of  the  Wind ... Moses

1979 Americathon ... Sam Birdwater

1978 Pump  It  Up

1978 Столетие / Centennial (мини-сериал) ... Old Sioux

1978 - 1982 Невероятный  Халк / The  Incredible  Hulk (сериал) ... Lone Wolf

1976 Тень  ястреба / Shadow  of  the  Hawk ... Old Man Hawk 

1976 Джоси  Уэйлс  -  человек  вне  закона / The  Outlaw  Josey  Wales ... Lone Watie

1976 Cold  Journey

1974 Chief  Dan  George  Speaks

1974 A  Different  Drum (короткометражный) ... Grandfather

1974 Гарри  и  Тонто / Harry  and  Tonto ... Sam Two Feathers

1974 Медведи  и  я / The  Bears  and  I ... Chief Peter A-Tas-Ka-Nay

1974 Чужой  гром / Alien  Thunder ... Sounding Sky

1972 À  bon  pied,  bon  oeil

1972 - 1975 Кунг-фу / Kung  Fu (сериал) ... Ancient Warrior

1972 - 1990 The  Beachcombers (сериал) ... Chief Moses Charlie

1972 Аннулирование  брони / Cancel  My  Reservation ... Old Bear

1972 The  Special  London  Bridge  Special (ТВ) ... The Big Chief

1970 Маленький  большой  человек / Little  Big  Man ... Old Lodge Skins

1970 - 1977 МакКлауд / McCloud (сериал) ... Chief Stillwater

1969 - 1976 Доктор  Маркус  Уэлби / Marcus  Welby,  M.D. (сериал) ... Charlie

 

1969 Смит! / Smith! ... Ol' Antoine

1967 - 1971 Высокий  кустарник / The  High  Chaparral (сериал) ... Chief Morales

 

1959 - 1973 Бонанца / Bonanza (сериал) ... Red Cloud 

 

Церемония Волка

 

Я хотел передать кое-что из прошлого своему внуку.

Итак, я привёл его в лес, в тихое местечко.

Сидящий на моей ноге он слушал, как я ему рассказывал

о силе, которой было наделено каждое создание.

Он и не шелохнулся, когда я объяснял,

как леса постоянно снабжали нас едой, домами, комфортом и религией. 

Он был испуган, когда я повествовал ему,

как волк стал нашим опекуном,

и когда я рассказывал ему, что я буду петь

священную волчью песню над ним, он пришел в восторг.

В моей песне, я просил волка прийти и управлять нами,

пока я выполнял церемонию волка,

так чтобы связь между волком и внуком была пожизнена.

Я пел.

В моём голосе была надежда, которая сочеталась с каждым ударом сердца.

Я пел.

В моих словах была сила, которую я унаследовал от предков.

Я пел.

В моих руках, который были в положении, как чашка лежало еловое семечко, как связь с созданием.

Я пел.

В моих глазах искрилась любовь.

Я пел.

И песня плавно плыла на лучи солнца, от дерева к дереву.

Когда я закончил,

Как будто весь мир слушал вместе с нами,

слушал ответ волка.

Мы ждали очень долго,

но ничего не пришло.

Я запел опять,

смиренно, но так заманчиво, как я мог.

До того, пока моё горло не высохло и голос пропал.

И внезапно я понял, почему волки не слышали мою священную песню.

Их не осталось!

Моё сердце наполнилось слезами

Я не мог более давать внуку веру в прошлое, наше прошлое.

Хотя бы я смог прошептать ему: «Это кончилось!»

«Могу я пойти домой?»-спросил он,проверяя часы

посмотреть придёт ли он вовремя, чтобы посмотреть его любимую программу по телевидению.

Я смотрел на его исчезающую фигуру и плакал в тишину.

 

Всё кончено!

Джон Слокам

 «Шейкеры возникли из традиционного индейского воззрения, по которому все создано Богом, Бог на все оказывает влияние и все влияет на Бога». 

 

Джон Слокам (John Slocum, Squ-sacht-un) родился в 1830-е годы в племени сква-ксин, прибрежные салиши. Будучи взрослым, Слокам предавался азартным играм и пьянству. Согласно устным традициям, записанным многими исследователями, в 1881 году Слокам едва не умер. В присутствии семьи и друзей, которые собрались, чтобы оплакивать его смерть, он очнулся. Слокам сказал, что побывал на небесах и говорил с Богом. Ему велели вернуться на землю и начать движение, которое спасет его людей. Все они должны были отказаться от услуг традиционных знахарей, азартных игр, употребления алкоголя и курения. Согласно Слокаму, Бог дал бы его последователям магию сильнее, чем магия знахарей. Этот опыт был схож с тем, что описывали другие индейские пророки 19-века, включая Вовоку, Тавибо и Смохаллу. Согласно некоторым записям, спустя год Слокам пережил еще одну смерть. Именно во время этой болезни его жена Мэри Томпсон Слокам подверглась тряске, которая, как полагали, помогла исцелить ее мужа. Вера в этот тип исцеления стала важным элементом движения шейкеров, взявшего свое начало в 1882 году и организованного в Индейскую церковь шейкеров 1892 году. В 1886 году Слокам стал проповедовать послание, которое он обозначил как «Тшадам» (Tschadam). Тряска стала способом избавления от греха, болезни или плохих чувств. Это произошло во времена, когда племена Пьюджен-Саунд были лишены родных земель и влачили жалкое существование в небольших резервациях. Не связанное с американскими шейкерами Энн Ли (Объединенное сообщество верующих) движение возникло в то время, когда племенные члены отворачивались от традиционных практик и верований, но не могли вписаться в евро-американское общество. В ранние годы шейкеров преследовали миссионеры и индейские агенты. Слокам и некоторые из его последователей были заключены в тюрьму за то, что противостояли программам аккультурации, утвержденным правительством для народов тихоокеанского побережья. Джон Слокам умер приблизительно в 1896 году. 

Хотя шейкеры следуют Евангелию Иисуса Христа, некоторые не верят в Библию, считая, что Евангелие записано в подсознании. Они верят в Троицу и проводят воскресное богослужение в церквях, снабженных молитвенным столом, колокольчиками и множеством крестов; христианских таинств и праздников не наблюдается. Ритуал шейкеров заключается в создании священного пространства, из которого можно общаться с миром духов. Ритуал также защищает верующих от себялюбия, или одержимости злом. "Когда шейкеры входят в церковь, они символически отворачиваются от мира скверны, или неосознанного, и поворачиваются к миру святому". В помещении церкви празднуют свадьбы, устраивают сеансы излечения и отправляют погребальные обряды. Ритуал открывается молитвой, которую читает его руководитель, затем следует обмен рукопожатиями между присутствующими, всеобщий круговой танец с подпрыгиванием и сотрясением тел танцоров, которые происходят под аккомпанемент колокольчиков, задающих ритм танцу. 

Участники ритуала стараются излечить психические и соматические недуги, широко распространённые в среде индейцев. Во время ритуалов в центре помещения находятся люди, которые нуждаются в излечении. Танцующие совершают «магические» пассы руками, «снимая болезнь» со страдающих; в частности, таким путём участники ритуала стараются освободить людей от алкогольной и табачной зависимости, излечить от наркомании. 

Первая церковь шейкеров была построена в Шейкер-Пойнт, напротив индейской резервации острова Скваксин в Южном Пьюджет-Саунде. С 1883 по 1932 год движение распространилось по всему Северо-Западу. 

В 1910 году члены общины объединились под законами штата Вашингтон. В 1927 году раскол относительно использования Библии во время отправления служб привел к возникновению двух отдельных церквей: "Индейской шейкерской церкви" и "Индейской церкви Полного Евангелия". К 1996 году движение охватывало около 21 конгрегации и 3000 членов в Вашингтоне, Орегоне, Северной Калифорнии и Британской Колумбии.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.