Персонажи из легенд (краткий словарь). И.

Исил (Isily, Isilly, Is-El, Isil) — койот-трикстер у кауилла и купеньо. Он безрассудный и постоянно влипает и втягивает окружающих его людей в неприятности, благодаря своему безответственному и неадекватному поведению. Истории о Исиле зачастую носят юмористический характер, но также служат предостережением о последствиях плохого поведения и опасности взаимодействия с безответственными и аморальными людьми. 

 Йона (Yona) - медведь у чероки. Медвежий Танец исполняют для исцеления. Мужчины и женщины танцуют парами, имитируя медведей. После появления христианских миссионеров, Йона стал социальным танцем с сексуальными шутками между парами, заканчивающийся «медвежьими объятиями».

 Йоди и Нтлиз (Yodi, Ntliz) - ткани или «мягкие товары» и «драгоценности» у навахо. Эти архаичные термины обычно используются в историях. молитвах и песнях, для обозначения «мягких товаров»: лук и стрелы, колчаны, корзины, лошади и овцы, и прочее; и «драгоценностей»: раковины. бирюза, бусы, ожерелья, серьги и т.д.

 Йеибичай(Yébîchai, Yeibichai) - происходит от от "йеи" (ye?ii) и "бичай" (bichai), что означает «его или сам дедушка». Это может относиться к лидирующему йеи, Говорящему Богу, обозначая его как дедушку йеи. Согласно другой интерпретации, йеи  считаются дедушками для народа навахо. Йеибичай также является общим обозначением для церемоний Пути Ночи, потому что йеи танцуете, часто на больших сборах, в последние ночи выступлений Пути Ночи.

 Игра в кости с корзиной (Basket Dice Game) - игра у пауни, в которой корзина представляет собой луну, а семь сливовых косточек - звезды. Луна, у которой много дочек, живет в хижине с алтарем, охраняемым четырьмя стариками: Ветром, Облаками, Молнией и Громом. Одна из дочерей Луны, Вечерняя Звезда, танцует на западе и несет ответственность за бури. Всякий раз, когда четверо стариков хотят создать плохую погоду, они должны получить на то разрешение у Вечерней Звезды. Женщина-Корзина, мать всех звезд и Луны, дает разрешение на создание земли. В хижине Луны первый мужчина и первая женщина обучались ее дочерьми песням, играм и танцам. Им также дали кукурузу, чтобы есть и сажать ее. Женщина-Корзина подарила паре семена слив, велев женщине собирать косточки и наносить на них знаки, представляющие звезды. В игре женщина представляющая Вечернюю Звезду  держит корзину, представляющую Луну. Корзина напоминает людям, что Тиравата, Создатель, послал звезды в корзине, луне, и что они упали на землю, чтобы научить людей всему, что они должны были делать. Четверо других женщин, представляющих дочерей Большой Черной Метеорной Звезды северо-восточного неба, также танцуют с корзинами. Две из этих корзин содержат лебединые шеи, а две другие - шкуры оленя, представляющие четырех небесных существ. Двенадцать палочек, используемых для подсчета в игре, представляют 12 других звезд.

 Йоаниа (Yoania) - древний заколдованный мир у яки, из которого, согласно их верованиям, они унаследовали все. В Йоаниа жили Сурем (Surem), маленькие люди ростом в три фута. Они никогда не болели и не знали что такое смерть. Сурем обновлялись с каждым новолунием и жили в единстве со всеми другими существами в мире. Все существа могли общаться друг с другом при помощи дара, называемого сеатака (seataka). Когда пришли христиане, Йоаниа ушло под землю, то есть в мир ниже этого. Считается, что тот мир можно увидеть в отдаленных труднодоступны местах в видении. К видению Йоаниа склонны паскола, танцоры в масках. О Йоаниа и видениях Йоаниа у яки существует много старых историй.

 Йеналдлоши (Yenaldlooshi) - буквально «тот, кто рыскает на четвереньках тут и там» у навахо; колдун выходящий по ночам в шкурах койота, который так же известен как меняющий очертания. Йеналдлоши, как говорят, получают свою силу убив близкого родственника, иногда собственного брата. Навахо считают, что меняющие очертания собираются ночью в пещерах, чтобы вершить свои злобные дела. На них нет одежды (что являют шокирующим в свете скромности навахо) кроме масок и обилия ювелирных изделий. В своих гнусных ритуалах они извращают все традиции навахо, в том числе совершают такие немыслимые действия, как создание песчаных картин, только для того, чтобы плевать, мочиться и испражняться на них. Йеналдлоши общаются с мертвыми и практикуют каннибализм, поедая человеческую плоть сидя в круге. Человеческие головы они выставляют на полках в своих пещерах. Чтобы нанести вред навахо, они могут забраться на хоган и высыпать пыльцу из костей младенцев в дымовое отверстие. Контакт с этой пыльцой вызывает болезни, социальные проблемы и даже смерть. В историях, навахо йеналдлоши находят по странным звукам, громкому лаю собак или грязи падающей с потолка хогана. Меняющего очертания ловят и могут убить. Если меняющий очертания не пойман, ищут певца (hataalii) или знахаря для защиты от него. Во многих историях Койот заставляет человека, зачастую охотника, отдать ему свою кожу, в результате чего Койот становится похож на охотника. Обычно, это необходимо Койоту для того, чтобы заняться любовью с женой охотника. В то время как Койот живет жизнью охотника, охотник спит в позе койота - носом к анусу. Жена охотника вскоре узнает, что Койот не ее муж, не только по тому, что тот ленив, а по усиливающемуся запаху мочи в доме.

 Йегве (Yegwe) - дух из фольклора кус, который живет в лесах. Когда человек сталкивается с йегве, он отражается в нем как в зеркале. Встреча с йегве означает, что дни человека уже сочтены.

 Игроки и азартные игры (GAMBLERS AND GAMBLING). Азартные игры существовали в культуре почти всех коренных народов Северной Америки задолго до контакта с европейцами. Исторически сложилось так, что азартные игры были частью священных ритуалов, церемоний, торжеств и являлись неофициальным перераспределением богатств в общинах.  Cегодня многие индийцы рассматривают игровой бизнес как источник занятости и доходов племенных экономик. Во время игр участники демонстрировали удачу, умение, силу и выносливость. У женщин сиу была популярна игра в кости, сделанные из зубов бобра или других материалов. На костях изображались черепахи, пауки или ящерицы. Женщина подбрасывала кости и ловила их круглой корзиной. Очки считались по изображениям смотревшим вверх. На кон ставили завязки для волос и чокеры из бус.  Особой популярностью у мохаве пользовалась игра с обручем и палкой, когда сами участники делали ставки на победителя. Игра заключалась в следующем: обруч катился по земле, а игрок бросал палку по земле таким образом, чтобы обруч, когда переставал катиться, оказывался над палкой. У многих племен обруч обтягивали сеткой и стреляли в него или метали дротики, когда тот катился по земле. Во многих областях такая игра считалась подарком от духов-помощников или конкретных культурных героев. Таким образом в обруч и палку часто играли во время ежегодных церемоний, способствующих росту сельскохозяйственных культур и регенерации животных, в качестве напоминания о том, что они также возникли с помощью духов. Пауни эту игру подарила Лунная Женщина.

Любимой игрой у других калифорнийских племен была игра в угадывание, которая могла продолжаться несколько дней. Один игрок брал в руки помеченную и не помеченную кость, и быстро менял их, а другой игрок должен был угадать, в какой руке находится кость с отметкой. На кон ставили раковины, луки, шкуры и корзины. Истории о игроках и играх очень часто встречаются в фольклоре североамериканских племен: Аквониджаба ( Aqonidzaba) - известная сороконожка-игрок у пависто; Чунаваби (Cunawabi) - игрок-трикстер у моапа; в истории навахо о Пути Града, главный герой Мальчик Дождя обладает страстью к азартным играм; инипи ( Inipi), дух мертвых у кавайису, играет в азартные игры с Койотом, ставя на кон голубей; Тсисапуек (Tsisapuec), воин кроу, берет на себя ответственность по игровым долгам брата. В легенде яна о гофере и кролике, животные договариваются играть при каждой встрече. В результате гофер проиграл кролику даже самого себя. 

У пауни есть история о Игроке, людоеде, который соблазняет молодых людей сыграть с ним. Проигравшим Ведьма, жена Игрока, отрезает головы и подвешивает их в палатке. Однажды старший из двух братьев, обладавший магической силой, отправился к Игроку, чтобы узнать, почему молодые люди не возвращаются в деревню. Игрок бросил ему человеческие глаза и магическая сила была утеряна. Брат сыграл с Игроком и проиграл ему, а Ведьма отрезала проигравшему голову. Позже младший брат отправил птиц на поиски своего брата.  Когда Ворон вернулся и рассказал что случилось, младший брат отправился в деревню Игрока, захватив с собой запас еды. Он оставался в доме Игрока пять ночей.  Игрок безуспешно пытался заставить его съесть человеческий мозг и человеческие уши.  На четвертую ночь младший брат отправился на купалку бизонов. Там было много их останков. Он сел рядом с черепом бизона и заплакал. Череп бизона научил его в обруч и палку, в которой используют черный и белый дротики. «Когда будешь играть с Игроком, дай ему белый дротик» - предупредил брата череп. На следующий день младший брат бросил вызов Игроку. Игрок выиграл первую игру. Тогда младший брат поставил на кон свою жизнь. Во второй игре он расколол дротик Игрока. Игрок просит отсрочки, но младший брат отказывает ему. Тогда Игрок посылает Койота за новым дротиком, но Койота напугали духи бизонов. Тогда людоед отправил Черного Дрозда и тот все же принес ему дротик. Игрок выбрал белый дротик для последней игры. Соперники повысили ставки: победитель убьет проигравшего и всех его друзей. На последнем раунде Игрок, понимая что проигрывает, попытался отложить игру и прикинулся что сломал ногу. Но младший брат стал насмехаться над Игроком и заставляет его продолжать играть.  Младший брат выиграл. При последнем броске дротики превратились в бизонов и убежали. Игрок, его семья и друзья были убиты.

В истории алабама о мокасиновой игре ( thlakalunka) мужчина поставил вначале на кон семейное богатство, затем всю свою одежду, всю воду в мире, и проигрался. Люди стали умирать от жажды, поскольку все реки, ручьи и пруды пересохли. Дятел нашел большое как дерево каноэ и продолбил в нем дыру. Оттуда полилась вода и заполнила пересохшие русла. История божественного игрока Ноквоилпи (Noqoìlpi) повествует о том, как великий пуэбло, Кинтьели (Kintyèli), часто встречающийся в легендах навахо, пришел к строительству. В истории чилкотин двое мужчин играли в кости и один из них проиграл все что у него было. Наконец он поставил на кон свою жену и также проиграл ее. Несчастный, он прилег под нависшей скалой. Думая как вернуть проигранное, он вдруг услышал как над ним летают утки. Открыв глаза, мужчина с удивлением обнаружил, что может видеть птиц сквозь скалу. Затем он положил на вершину скалы свои игральные кости, и спустившись, мог увидеть сквозь скалу которая из костей черная, а которая - белая. Обрадовавшись, мужчина вернулся домой. Все лето он охотился в горах на сурков, из шкур которых наделал много одеял. Когда пошел лосось, мужчина отправился на рыбалку и встретил человека, которому проиграл свою жену. Поскольку у мужчины было много одеял он предложил сыграть в кости. Игра началась, и хотя мужчина мог видеть в какой руке какая кость, он позволил сопернику выиграть несколько раз. Однако вскоре он отыграл все, что проиграл в прошлый раз. Тогда мужчина предложил вновь сыграть на его жену. Соперник ответил, что очень заботился о жене, в отличии от ее бывшего мужа. Они сыграли и мужчина отыграл свою жену. Тогда соперник мужчины поставил на кон свою собственную жену и проиграл часть ее. Он взмолился остановить игру, чтобы провести с женой последнюю ночь. Но мужчина был непреклонен и вскоре у него уже было две женщины. Он был счастлив, поскольку отомстил сопернику.

 Индюк (TURKEY). Дикая индейка, в отличии от одомашненной, способна летать и гнездиться на деревьях. Эта большая птица питается орехами, желудями, семенами, фруктами и насекомыми. Среди различных племен индейка взяла на себя роли связанные с сельским хозяйством и войной. У апачей-хикарилья Черный Хакткин, создавая птиц, наделил индейку ответственностью за кукурузу и сельское хозяйство. Апачи Уайт-Маунтин рассказывают о том, как индейка дала людям кукурузу четырех цветов-черную, синюю, желтую и белую из своих перьев. У чероки есть предание о том, как индейка принесла миру огонь, при этом опалив свою голову. Юго-восточные племена связывают индейку с войной. Военные возгласы криков, шауни и ючи были похожи на кулдыкание индюков. Знахари использовали перья индюков для вееров и одеяний. Для хопи перья индейки символизировали дикость и тайну творения. У зуни легенда о индейке похожа на историю о Золушке. Бедная девушка пасла индюков за остатки пищи и изношенную одежду. Ее одежда была грязной и оборванной, а сама она постоянно недоедала. Но девушка была очень добра и за это индюки любили ее. Она мечтала посетить важный церемониальный танец, но у нее не было хорошей одежды для этого. 

И тогда индюки сказали девушке, что помогут ей. Они превратили ее рваные одеяния в роскошную одежду, и украсили ее удивительным орнаментом. Перед тем как уйти на танец, девушка обещала помнить о индюках и вскорости вернуться к ним. Но предавшись танцу девушка забыла обо всем. Только когда солнце село, она вспомнила о своем обещании. Девушка побежала к индюкам, но было уже слишком поздно - они ушли. Одежда ее вновь превратилась в лохмотья, а сама она стала такой же замухрышкой как и прежде.

 Иктоми (Inktomi, Iktome, Unktomi) — трикстер у лакота, дакота и накота. «Иктоми» означает «паук», поэтому в англоязычной литературе можно встретить такие имена как Паук и Человек-Паук, однако, в легендах он часто описывается как человеческое существо. Как и многие другие трикстеры в фольклоре равнинных племен, Иктоми это отрицательный персонаж, который ведет себя неадекватно в соответствии с социальными стандартами принятыми у лакота, дакота и накота. Большинство историй о нем носят юмористический характер. Но, иногда, Иктоми очень жесток  и тогда легенды о нем носят уже назидательный и поучительный характер. 

 Иканам (Ikanam) — один из создателей у чинук; второй — Италапас (Italapas).

 Инипи (Inipi) — дух мертвых у нува (кавайису), живущий на краю мира и охраняющий голубей. Койот играет с инипи и выигрывает у него голубей, освобождая птиц для нува. Когда же голубей не видно в течение сезонов, считается, что инипи выигрывает у койота. Если люди видят инипи - это дурное предзнаменование.

 Иниским (Iniskim) — бизоний камушек у черноногих равнин. Человек, нашедший этот камешек, получал силу бизона, и поэтому найти его в прерии было большой удачей. В одной из легенд рассказывается о деревне, страдавшей из-за голода. Один охотник отправился на поиски дичи и подстрелил только кролика, которого он и принес своей жене. Когда жена отправилась за водой, она услышала песню, но не могла понять, откуда доносится пение. Она увидела расщепленный тополь и нашла странный камушек, застрявший в нем. Женщина также нашла бизонью шерсть на стволе дерева, словно животное терлось о него. Она испугалась, но камушек заговорил и велел взять его в свою палатку и научить людей песни, которую она слышала. Он также велел ей молиться о том, чтобы люди не голодали и бизоны вернутся. После того, как женщина сделала все то, о чем ей говорил камушек, бизоны пришли в прерии. Черноногие положили камушек в специальное место и регулярно молись на него. 

 Ийа (Iya) — злобный гигант у лакота, сотворенный Иняном (Камнем) после Шкан (Неба) и Мака (Земли). 

 Инуквиллит (Inuquillit) — маленькие человечки у инуитов Арктики. Несмотря на свой миниатюрный рост, в легендах инупиакязычных народов они славятся силой и мужеством. 

 Иконокатсияикс (Ikonnokatsiyiks) - «все товарищи» у черноногих равнин. Группа мужских сообществ сформированная в соответствии с возрастом и опытом своих членов.  Среди них были воины москиты (Sohskriss), лисицы (Sahnipahks) и рога (Etsinaki).

 Ишкитини (Ishkitini) - сыч; у чокто считалось, что по ночам он выискивает людей и животных, чтобы убить их. Многие чокто считают, что печальное посвистывание сыча предвещает скоропостижную смерть, например — убийство. Если слышали крик офунло (ofunlo), совки, это было знаком тому, что в семье умрет ребенок не достигший семи лет. Если опа (opa), обычная сова, садилась на дерево у дома и ухала, то это было предзнаменованием смерти близких родственников. 

 Ич-канава (Ich-kanava) — «великие сказания» у мохави юго-запада. Серия историй о миграции мохави. Термин, используемый для классификации военных историй. 

 Ишджинки (Ishjinki, Ishtinike, Old Man Ishjinki ) — трикстер у айова, миссури и ото. Сын Солнца, которого из-за плохого поведения отправили на землю. Как то уставший Ишджинки попросил стервятника подбросить его. Когда они взмыли в небо, стервятник сбросил его с себя. Падая головой вниз, Ишджинки угодил в дупло. Он прикинулся енотом, попавшим в ловушку, пока не пришли женщины и не освободили его, думая, что могут поживиться шкурой животного. Затем, лежа на земле, Ишджинки претворился мертвым вапити. Когда прилетел стервятник, Ишджинки схватил его за перья на голове и вырвал их. В других легендах стервятник сунул свою голову в анус Ишджинки, который сжал ягодицы и долго таскал за собой птицу. Вот почему от стервятника плохо пахнет и голова у него лысая.