Тендой.

Тендой

Артефакты, найденные и изученные археологами и антропологами, говорят о том, что индейцы поселились в области Салмон-Ривер свыше четырнадцати тысяч лет. Они сформировали  культуру Биттерут и были предшественниками северных шошони. Около семи тысяч лет назад климатические изменения осушили большую часть Большого бассейна, изменив образ жизни народов в этой низменной географической области. Расположение в высокой горной стране, в хорошо сохранившихся бассейнах в горах Салмон-Ривер, позволили индейцам культуры Биттерут сохранить свой охотничий образ жизни, в результате чего они выжили в 19-м и 20-м веках, как возможное свидетельство более древнего образа жизни.

 Основными источниками пищи у индейцев Лемхай в этом регионе были: семена, коренья, горные бараны, олени и лосось. Антилоп водилось мало; бизонов не было совсем. За семенами и кореньями индейцы на лошадях отправлялись  в районы Снейк-Ривер и Камас-Прейри, а за бизонами в Монтану. Если не было голодных в деревне, охотник делился дичью только с родственниками. Вероятно, охота на бизонов была самым крупным мероприятием в году. По мере того как бизоны практически исчезли в Айдахо с 1840 года, индейцы области Лемхай должны были пересечь континентальный водораздел в Монтане и двигаться в Три- Форкс, к северу и востоку от нынешнего Национального парка Йеллоустоун. Поскольку это были земли черноногих, индейцам Лемхай часто приходилось объединяться с шошони и банноками форта Холл, шошони Вайоминга, флэтхедами, а иногда и с кроу. В октябре индейцы вернулись с заготовленным мясом и шкурами. Летом же они отправились в страну нез-персе, чтобы обменять бизоньи шкуры, добытые в прошлом году.

 В запрудах Салмон-Ривер лосося ловили на крючки, корзинами и били гарпунами. При сооружении запруд участвовало несколько семей, другие же методы рыбной ловли были индивидуальны. Шошони форта Холл называли индейцев собиравшихся коллективно ловить лосося, так же как и они себя, - агаидука («поедатели лосося»).

У индейцев Лемхай существовало три способа обзавестись супругой. Один из них - быть приглашенным жить в браке. Отец рассматривал свое действо как охотник, чтобы увидеть, что о дочери должным образом позаботятся. Если он был удовлетворен, жених поселялся с девушкой и брак считался заключенным. Другой способ обзавестись женой представлялся мужчине весной, когда расходился зимний лагерь. Мужчина отправлялся жить в лагерь своей избранницы. Если мать или родственницы не одобряли жениха, они старались его прогнать; в противном случае он жил в лагере, пока его не принимали как зятя. И, наконец, третий способ — похитить избранницу. Если похищенная женщина была замужней, первый муж мог попытаться выкрасть свою жену, при желании. Распространенной практикой была полигамия, но жены, как правило, были сестрами. Полиандрия была неформальным брачным соглашением. Семейные связи были усилены бракам внутри семьи. Поэтому, юноша предпочтительно женился на сестре жены своего брата, а брат его жены, скорее всего, уже женился на его сестре. Если мужчина умирал, его брат брал в жены вдову. Если умирала жена, вдовец предпочитал взять в жены ее сестру. Ребенок называл "матерью" всех сестер своей матери и "отцом" всех братьев отца. Эти термины были не пустыми словами — они влекли за собой настоящие обязательства. Родство было равным, как со стороны матери, так и со стороны отца. В группе с такими прочным объединением брачных уз не было детей-сирот; как факт, такого слова даже не существовало в языке. Что бы не случилось, у ребенка всегда будет отец и мать. Не было ни одного взрослого, которому приходилось бы влачить жалкое существование в одиночку. На фоне неопределенности кочевой жизни, где размер группы сводился к минимуму, это был самый идеальный социальный порядок, обеспечивавший максимальную защиту человеку. 

 

В понедельник, 12 августа 1805 года, первый белый человек пересек континентальный водораздел и ступил на земли будущего Айдахо, получившие названия Лемхай. Это был капитан Мериуэзер Льюис, возглавлявший экспедицию Льюиса и Кларка. При достижении вершины водораздела, Льюис освежился у чистого, холодного ручья и сделал в дневнике запись: «Здесь я впервые попробовал воду великой реки Коламбии».

На другой день Льюис и его компаньен Дрюйер, двигаясь по тропе в долину Лемхай, время от времени замечали индейцев. «Не пройдя и мили по нашему маршруту, нам повезло встретить трех дикарок. Небольшие и крутые овраги, которые мы проходили, скрывали нас друг от друга, до тех пор, пока мы не подошли на расстояние шагов в 30. Молодая женщина тут же обратилась в бегство, а пожилая женщина и девочка лет 12 - остались. Я сразу же положил мой пистолет и направился к ним...они уселись на землю и склонили головы, как будто смирились с фатальной неизбежностью быть убитыми».  Когда контакт между белыми и индеанками был налажен, они согласились отвести путешественников в лагерь. Исследователи прошагали около двух миль,  когда примерно шестьдесят воинов выехали им навстречу. Льюис вышел вперед невооруженным и приветствовал индейцев, которым женщины объяснили кем были эти белые, демонстрируя полученные подарки.

 «Они вышли вперед и обняли меня очень нежно, в их манере, ложа левую руку на ваше правое плечо и обхватывая вашу спину, прикладывая левую щеку к вашей . . . Обе стороны  обнимались и мы все были испачканы их жиром и краской,  пока я основательно не был утомлен национальными объятьями». 

Выкурив с индейцами трубку, Льюис одарил «главенствующего вождя Ка-ме-а-вайта флагом, который " как я пояснил ему, был символом мира среди белых и теперь, когда он получил его, должен почитать как связь союза между нами». В лагере вождя Льюис провел день четырнадцатый. 

 

На рассвете 15 августа Льюис захотел вернуться к водоразделу, чтобы воссоединиться с Уильямом Кларком и другими членами экспедиции, и попросил вождя сопроводить его с несколькими воинами. Казалось, вождь не хотел принять предложение Льюиса, опасаясь, что тот может завести их в ловушку к индейским врагам. Льюис пристыдил тогда Камеавайта, убеждая, и сомневаясь в его храбрости.  Вскоре вся деревня сопровождала Льюиса к верховьям Джефферсон-Ривер, где была назначена встреча с Кларком.

В субботу, 17 августа, Льюис послал Дрюйера и индейцев вниз по реке в поисках Кларка и лодки. Кларка на месте, указанном Льюисом, не оказалось, и индейцы вновь заподозрили неладное. Тем не менее, поисковая группа все же вступила в контакт с Кларком и остальными членами экспедиции, благодаря Сакаджавеи, женщины из племени шошони, бывшей сестрой Камкавайта, захваченная в плен еще ребенком, во время войны с миннетари.

 Получив лошадей в обмен на подарки, экспедиция Льюиса и Кларка продолжила свой путь.

 Следующими белыми, которые пришли в долину Лемхай, были торговцы.

 

Многие из добытчиков пушнины бродили и ставили капканы вдоль рек Лемхай и Салмон, включая таких известных людей, как Финан Макдональд, Томас Фицпатрик, Кит Карсон, Александр Росс, Питер Огден, Джон Уорк и капитан Бенджамин Луис Бонневилль. Бонневилль, выйдя в отставку, направился на «Дикий Запад» 1 мая 1832 года. Он должен был картографировать местность, собрать информацию для военного министерства о индейских племенах, их численности, способах ведения войны, о союзах и т. д. Торговля мехами не обогатила капитана, и в 1835 году он вернулся на службу.  

 Спустя двадцать два года, после того, как капитан покинул Лемхай,  под эгидой Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), в этот район стали перебираться первые поселенцы. Чтобы приобщить «падших людей», как мормоны называли индейцев, к своему учению одна часть миссионеров направилась в Неваду, другая на юг Юты, а третья - к баннокам и шошони на юг Айдахо. Томас С. Смит из Фармингтона, штат Юта, был назначен Бригамом Янгом президентом миссии.  15 июня 1855 года он, отправившись вниз по Лемхай-Ривер, выбрал место для строительства форта. Земля, находившаяся в 333 милях от Огдена, была плодородной и пригодной для занятия сельским хозяйством. Первый форт в округе Лемхай решили назвать в честь короля Лимхая, персонажа из Книги Мормона.

 Отношения между миссионерами и индейцами в течение примерно трех лет были дружелюбными. Индейцы получали хлеб и говядину, их учили более эффективным методам ловли лосося и, конечно же, миссионеры преподавали им доктрину мормонов, стараясь в свою очередь изучить индейские языки, в частности язык шошони. Из миссионеров лишь трое женились на индейских женщинах. 

В начале 1858 года мормонские поселенцы стали замечать, что индейцы становились более враждебными по отношению к ним, требуя больше пиши и товаров. 25 февраля 1858 года банноки и несколько шошони попытались угнать скот поселенцев.

 «Приблизительно 250 туземцев угнали  более двухсот голов крупного рогатого скота, несмотря на мужественную оборону 38 человек из форта Лемхай. Во время перестрелки было убито 2 человека и 5 получили ранение».

Причиной этого нападения могли стать Джон Пауэлл и Джон Джейкобс, два маунтимена, которые убеждали индейцев в том, что мормоны хотят их всех уничтожить и захватить земли. 

К тому же, летом 1857 года усилилась анти-мормонская агитация. Президент Бьюкенен действовал по совету своего военного министра Флойда, который, по сути, чувствовал, что мормоны в Юте хотели отделиться от Союза и являлись анархистами в своем отношении к остальной части Союза. Бьюкенен решил убрать Янга и назначить на пост губернатора территории человека, не принадлежащего к церкви. Он собрался отправить в Юту двадцать пять сотен солдат под командованием генерала Уильяма Харни, который должен был обеспечивать порядок в Юте. В августе 1857 года Харни заменили полковником Альбертом Сидни Джонстоном. Армейский отряд стоял на Биверхед, закупая скот на пропитание солдат Джонстона. Возможно, индейцы и совершили налет с целью продажи скота солдатам.   

 Еще одно объяснение этому инциденту заключалось в том, что мормоны стали активно торговать с нез-персе, врагами баннок. 

Как бы там ни было, мормоны вынуждены были оставить форт Лемхай 27 марта 1858 года. Со временем мормонское "Лимхай" было интерпретировано в "Лемхай".  В 1866 году на Нейпиас-Крик, в области Лемхай, было найдено золото, и туда устремились старатели. В 1867 году, близ слияния рек Салмон и Лемхай, Джордж Шуп основал Салмон-Сити. Долину Лемхай быстро заполнили скотоводы и фермеры. 9 января 1869 года был образован округ Лемхай. 

 Тендой (Tin Doi, Tendoy) родился приблизительно в 1834 году на Бойсе-Ривер. Его отец был баннок, а мать - тукудека («поедатели овец»). Отца Тендоя индейцы Лемхай знали как Контакайак (Kontakayak). Белым он был известен под именем Тамкаханка. Торговцы мехом были очень впечатлены Контакайаком, и называли его с уважением «Боанопарт». Мать Тендоя была дальней родственницей вождя Вашаки. Мать Вашаки была шошони из области Лемхай. После смерти мужа, взяв Вашаки, двух его братьев и двух сестер, она перебралась в Лемхай. Они находились там до тех пор, пока Вашаки не стал юношей. Тендой приходился родственником Камкавайту и Сакаджавеи.

Мальчиком его звали Ун-тен-дойп (Un-ten-doip, He Likes Broth) — Он Любит Мясной Навар. Это имя связано с демонстрацией чрезмерного пристрастия к крови, которая выкипает из мяса, свертывается, и поднимается на поверхность («Ун-док» (Un-dook) - «мясо»; «тен-дуп» (ten-dup) - «вариться»; «доип» (doip) - «свернувшаяся кровь»). Евро-американцы же стали называть его на свой манер — Тендой. Детство Тендоя, по всей видимости, прошло в районе Бойсе-Ривер. Юношей он присоединился к отряду, которым руководил его отец, бывший военным лидером вождя Коряги, и проявил себя как отважный воин в боях с вражескими племенами. Помимо этого Тендой сопровождал своего отца во время охоты на бизонов. Однажды они столкнулись с черноногими. Завязался бой и Контакайак был убит. Так Тендой занял место отца, став военным лидером. Его описывали как наиболее бесстрашного бойца, славившегося своими подвигами в боях с плоскоголовыми, кроу и сиу. Известный фронтсмен Луис Майе говорил: «Тендой был самым храбрейшим индейцем, которого я когда либо знал». Он был необычайно высоким человеком, по меркам шошони, «прямой как стрела и прекрасного телосложения». «Светлолиций для шошони, с нависшими бровями, римским носом и большими черными глазами». 

 

Согласно записям агентства форта Холл, у Тендоя было три жены, бывшие сестрами. Их звали Кора, Лаура и Сара. Тендой и Кора поженились в 1857 году. Кора родила семь детей, один из которых умер в младенчестве. Лаура стала женой Тендоя в 1868 году. Она родила четырех детей, двое из которых умерли в младенчестве. Когда Сара стала женой Тендоя неизвестно, известно лишь, что она родила пять детей, один из которых умер в младенчестве, а двое умерли в раннем детском возрасте. Джек, старший сын Тендоя, родился в 1857 году.

Между 1857 и 1862 годами Тендой перебрался с Бойсе-Ривер в долину Лемхай, где выступал в качестве военного лидера своего дяди — вождя Коряги. В начале 1863 года Коряга был убит старателями и его место занял Тендой.

Имеющиеся записи свидетельствуют, что индейцы, которые объединились в долине Лемхай, находились под руководством одной семьи в течение, по крайней мере, трех поколений. Льюис и Кларк встречались с вождем Камеавайтом, которого после смерти заменил его племянник — Коряга. Тендой стал вождем после убийства его дяди Коряги. 

Около 1780 года индеец по имени Большая Нога возглавлял бэнд Лемхай. Его приемником приблизительно в 1805 году стал Камеавайт (Не Склонный Идти, «Ка» - «нет», «меа» - «идти», «вайт» - «склоняться»). Вполне вероятно это имя он получил, когда выразил нежелание сопровождать Льюиса в поисках Кларка. 

Камеавайт погиб в бою с черноногими на Блуди-Дик-Крик, Монтана. Это произошло до 1855 года, поскольку мормоны уже имели дело с вождем Корягой.

Коряга был сыном другого брата Сакаджавеи и Камеавайта, который отлучался на момент экспедиции Льюиса и Кларка. Коряга, вероятно, получил свое имя в том бою, когда был убит Камеавайт. Во время сражения с черноногими он укрылся за пнем, чтобы не попасть под пули. Шошони назвали его Нов-ро-йавн ( Now-ro-yawn), что значит «Спрятавшийся Подальше». Мормоны, прибывшие в Лемхай в 1855 году, поняли индейский знак для пня как коряга, и с тех пор его белые друзья называли вождя не иначе как Коряга. Коряга был очень дружелюбен к мормонам и ему даже выделили помещение в форте Лимхай. Когда же в 1858 году мормоны покидали форт из-за нападения индейцев, они одарили вождя провиантом и тот, с некоторыми из своих последователей, даже пустил слезу. Старый Коряга очень сожалел о нападении и сделал все возможное, чтобы вернуть скот мормонам.

Не так много и известно о вожде Коряге, но, очевидно, что его задача состояла в том, чтобы объединить жителей Салмон-Ривер в борьбе против черноногих рейдеров; чтобы водить свой народ на  бизонью охоту и, в конце концов, представлять их в делах с белыми. Он был убит в 1862 (63) году в Баннок, Монтана. 28 июля 1862 года Джон Уайт нашел золото на Грасшоппер-Крик, Монтана. В том же году старатели основали в этой области поселение названное Баннок. Зимой 1862-63 года там насчитывалось уже 500 старателей. Несколько палаток индейцев Лемхай вождя Коряги находились у города. Среди тех, кто представлял собой не лучшую часть Баннока, был Бак Стинсон, известный дорожный агент. В начале весны 1863 года вождь Коряга в сопровождении Тендоя, Чугана и Гоша ехали вниз по  Грасшоппер-Крик. Коряга решил искупаться в прохладной воде ручья. Когда он плавал, подъехал Бак Стинсон и его товарищи. Стинсон выстрелил в Корягу и смертельно ранил вождя. Чуган и Гоша также получили легкие ранения. Стреляли и в Тендоя, но пострадала лишь его лошадь, которой пуля повредила ногу. Самому Тендою удалось скрыться. Позже Бак Стинсон хвастался, что убил старого вождя просто, чтобы добавить еще одну зарубку на своем ружье. На следующий день после смерти Коряги Тендой стал вождем, поскольку того желал сам умирающий Коряга. Пегги, его сын, был слишком вспыльчив и не годился на роль лидера, хотя его признавали как наделенного сверхъестественной силой, которую он продемонстрировал в войне с пан д`орей. Прежде чем Коряга умер он взял обещание с Тендоя всегда быть другом белым. Соплеменники Тендоя были возмущены убийством вождя и взывали к мести. Тендой знал, что необходимо действовать быстро, чтобы предотвратить кровопролитие. На следующий день, после того как Тендой стал вождем, он надел свои регалии и на военной лошади направился в Баннок. Он остановился перед большой лавкой и стал ждать головных горожан. Когда же те собрались, он поведал о беспощадном убийстве своего дяди и той печали, которая постигла его народ. Тендой указал внимание на тот факт, что, будучи военным лидером его дяди, он защищал всех белых от нападения враждебных племен. Почему тогда они убили Корягу, хотят ли они войны с теми, кто был их друзьями? Если так, то он, с глубоким сожалением примет этот вызов, несмотря на предпочтительную дружбу с белым человеком. Старатели уверили Тендоя, что ценят его заслуги и дружбу, а убийство вождя совершили известные игроки и кутилы, которые, к сожалению, тоже есть среди горожан и они порицают их поступок. Тендой вернулся к своим людям, полным решимости выступить против горожан. Он обратился к ним с речью, призывая к смирению, убеждая, что своими действиями они лишь развяжут войну с белыми. Затем он повел свой бэнд на восточные равнины, чтобы охотиться на бизонов и не возвращаться до перекочевки на зимовку. Бак Стинсон вместе с Генри Пламмером продолжали терроризировать жителей города. Чтобы приструнить этих головорезов, был сформирован отряд линчевателей, которые и вздернули их в начале февраля 1864 года.

С 1863 года до тех пор, пока в долине Лемхай не была создана резервация, в 1875 году Тендой собрал воедино поедателей овец и других разбросанных шошони и некоторых банноков. Банноков Лемхай насчитывалось около сотни, все они были из банноков форта Холл. В общей сложности бэнд Тэндоя насчитывал около 500 человек. Индейцы, изначально известные как бэнд Тендоя, вскоре стали известны как племя лемхай, по названию реки на которой они разбили лагерь. После золотой лихорадки 1866 года Тендой пришел к выводу, что лишь адаптация путей белого человека спасет его народ от вымирания. Поэтому бэнд проявлял свое дружелюбие по отношению к белым и старался научиться сельскому хозяйству и животноводству. Индейцы лемхай даже хвастались, что никогда не проливали кровь белого человека. Они кочевали вдоль континентального водораздела в стране Биверхед и посещали лагеря старателей, благодаря чему Тендой и несколько его последователей значительно улучшили свое состояние, торгуя с поселенцами.

 

 24 сентября 1868 года Тендой подписал договор в Вирджиния-Сити, Монтана, по которому лемхай получали резервационную землю, отказавшись от притязания на остальные земли Лемхай. Однако этот договор так и не был ратифицирован. Осенью 1871 года Лемхай находились на Вуд-Ривер, торгуя с нез-персе, когда до них дошла весть о том, что банноки из форта Холл под началом Пагвайта атаковали и захватили обоз из сорока семи мулов и лошадей, ранив одного белого. Когда Тендой узнал об этом, он отправился на поиски раненого белого и его напарника, взяв их под свою защиту. Затем он собрал военный отряд и двинулся к баннокам, потребовав от них вернуть мулов и лошадей. Банноки осудили вождя как предателя и пригрозили Тендою войной. Тендой вслед за этим призвал на свою сторону всех банноков, дружественных белым. Таким образом, большой отряд под началом суб-вождя Майора Джима присоединились к лемхай и силой заставили вернуть похищенных животных. Тендой вернул их белым в Бойсе, где губернатор Айдахо вручил ему флаг и немного провиант в качестве награды за верность миру.

 

Одна из причин, по которой Управление по делам индейцев хотело переселить индейцев лемхай в форт Холл, были деньги, которые выделялись на индейцев. Когда Дж. А. Вейл принял Управлении по делам индейцев в штате Монтана в 1871 году он попытался отправить лемхай на земли в резервацию Кроу в Монтане, но рейд банноков против кроу помешал этому плану. Этот инцидент мог повлечь за собой столкновения кроу с банноками Тендоя. Один из агентов Вейла временно расположил индейцев лемхай на Лемхай-Ривер. Поскольку Тендой был заинтересован в развитии сельского хозяйства и животноводства, Вейл запросил ежегодные ассигнования в размере 5  000 долларов на инструменты и семена. В 1872 году лемхай было выделено 25 000 долларов, но эти деньги использовали не только на развитие сельского хозяйства. Из-за расходов, связанных с поддержанием индейцев, живших вне резервации, уполномоченный по делам индейцев, рекомендовал Тендою перебраться в форт Холл, благо на это были деньги. Тендой же просил резервацию в долине Лемхай. Еще одно событие, способствовавшее желанию переселить лемхай, произошло зимой 1870-71 года, когда умер Тагхе (Taghee), вождь баннок. На совете в форте Холл было решено, что место умершего вождя должен занять его 16-летний сын, которого также звали Тагхе. Пока же Тагхе был еще мал, небольшая группа приняла лидерство Пагвайта, а основная часть признала таковым Выдровую Ость (Otter Beard). Отсутствие твердого руководства после смерти Тагхе вызвало беспокойство среди белых в районе форта Холл, а также среди должностных лиц Управления по делам индейцев. Из-за фракционных споров было высказано предположение о том, что все "дружественные" банноки связывают себя с Тендоем. Осенью 1873 года правительственная комиссия предложила индейскому агенту форта Холл убедить Тендоя стать, по-крайней мере, номинальным главой резервации. Комиссия отметила, что кровь баннок и шошони в жилах вождя Тендоя была бы приемлема для обоих племен. Сам вождь Тендой не делал каких-либо шагов в этом направлении. Комиссия предложила переселить всех индейцев Лемхай в форт Холл, и уж тогда-то Тендой вынужден был бы согласиться на это предложение. Но Тендой и его бэнд оставались непреклонными в своем отказе переселиться в форт Холл и продолжали просить собственную резервацию. В мае 1874 года индейский уполномоченный послал агента Харрисона Фуллера в Айдахо с приказом переселить лемхай в форт Холл. Фуллер созвал совет, на котором зачитал Тендою и его людям распоряжение агента, но индейцы решительно отказывались от переселения. Агент, не способный выполнить приказ, отписал уполномоченному, прося дальнейших распоряжений, коих, по всей видимости, не последовало, поскольку лемхай оставались в своей долине. 

Белые поселенцы долины Лемхай активно поддерживали индейцев в их стремлении добиться собственной резервации. Джордж Л. Шуп написал Джону Хейли  территориальному делегату национального Конгресса и поведал ему, что индейцы вождя Тендоя всегда были дружественны ми и белые поселенцы хотели, чтобы они оставались в долине, как  защита против «враждебных» индейцев. Решимость вождя Тендоя остаться в долине Лемхай наконец получила одобрение Управления по делам индейцев и 12 февраля 1875 года приказом президента Улисса Гранта была создана индейская резервация долины Лемхай. 

Таким образом, бэнд Тендоя остался в долине Лемхай, обеспечивая защиту белых поселенцев и железнодорожных строителей. Помимо этого экономика области Лемхай и Салмон по оценкам возросла от сорока до пятидесяти тысяч долларов в год из-за правительственных денег, потраченных агентством Лемхай. 

В 1855 году Тн-ека-кас (Tn-eka-kas) или Старый Джозеф подписал договор, согласно которому индейцам нез-персе гарантировались долины Уоллова и Имнаха. Но как часто это случалось белые стали посягать на эти договорные земли, особенно после того, как там было найдено золото, и в 1863 году заключенный договор был отменен. Несмотря на протесты Старого Джозефа, правительство позволило старателям оставаться на индейских землях, вынуждая нез-персе продать их. Договор 1863 года, который подписали такие вожди как Законник, Тимоти, Джейсон и Леви лишал Старого Джозефа и его сторонников долины Уоллова.  Старый Джозеф, Белая Птица, Зеркало, Орел Из Света и Тухулхулзоте не признали новый договор. Позже Желтый Волк скажет: «Вождь Законник, вождь Тимоти, вождь Джейсон, вождь Леви и другие главы верхних нез-персе продали наши дома, продали нашу страну, которая не принадлежала им».

 Традиционный союз нез-персе был разрушен. Каждый вождь вернулся к более раннему статусу независимого лидера в своем селении. Таким образом, договор 1863 года и поправки к нему от 1868 года сделали гораздо большее уменьшение границ резервации. Разрозненные бэнды становились более беззащитны перед своими врагами и, несмотря на это, Старый Джозеф порвал копию договора, выбросил Библию и отбыл в Уоллова. Теперь он рассматривал  договорные дела как несправедливые и лицемерные. Старый Джозеф оставался в родной долине вплоть до своей смерти в 1871 году. Прежде чем умереть он завещал Молодому Джозефу, своему сыну не продавать Уоллова. В 1873 году Улисс Грант издал распоряжение, в котором говорится, что земли, взятые в соответствии с договором 1863 года, будут возвращены индейцам. Но по прошествии двух лет он отменил этот приказ и сделал часть долины Уоллова общественным достоянием. Давление со стороны местных поселенцев заставило федеральное правительство в конце 1876 года пересмотреть ситуацию с Уоллова. Не-договорных нез-персе следовало переселить в резервацию Лапвай, где жили договорные индейцы. 17 января 1877 года в страну Уоллова был направлен генерал Оливер Ховард. Нез-персе дали срок на переселение до 14 июня 1877 года.

Вождь Джозеф попросил подождать до осени. В его просьбе было отказано, и нез-персе готовились исполнить приказ генерала Ховарда. Однако, в начале июня три молодых воина из бэнда Белой Птицы убили четырех поселенцев на Салмон-Ривер. Их отчаянный шаг поднял боевой дух остальных нез-персе. Военный отряд собрал и возглавил Тухулхулзоте. Вождь Джозеф не знал, как поступить — либо поддержать соплеменников, либо остановить их. Произошедшее событие 17 июня сделало войну неизбежным. Кавалерийский отряд капитана Дэвида Перри, направляясь в каньон Белая Птица, заметил шесть индейцев под белым флагом. Один из скаутов открыл по ним огонь. Один из индейцев выстрелил в ответ, убив трубача Джонса из отряда  1-ой кавалерии. Так начался бой, в котором индейцы одержали блистательную победу. 22 июня генерал Ховард взял на себя ответственность за кампанию против нез-персе. Он преследовал индейцев вдоль Салмон-Ривер и Клируотер-Ривер. На Клируотер вождь Джозеф хотел дать генералу решающее сражение, но другие лидеры предложили отступление. Это отступление протянулось по тропе Лоло до Биттерут-Ривер и на континентальный водораздел к бассейну Биг-Хол. На Биг-Хол-Ривер индейцы вновь вступили в бой. После ожесточенного сражения, в котором многие из женщин и детей были убиты, индейцы снова отступили. Теперь они шли через континентальный водораздел и перевал Баннок в верховья Лемхай-Ривер и Бирч-Крик. Проходя через Хорс-Прейри, индейцы увели табун лошадей у поселенца Алекса Крукшанка, ставшего затем скаутом Ховарда. В области Лемхай и Салмон был сформирован добровольческий отряд под началом полковника Джорджа Шупа. Тендой предложил свою помощь в 40-50 воинов полковнику, когда нез-персе достигли долины Лемхай. Добровольцы возвели частокол на месте нынешнего Лидора, под прикрытием которого проводили ночи. У города были вырыты стрелковые ячейки, и большое количество игольных ружей было отправлено с поста в Бойсе. В это время Тендой был занят междоусобными спорами и квази-вождями в своем племени. Его просили присоединиться к воюющим племенам. Это было трудное время для него. Но Тендой сохранил свои силы в полном составе. Он стоял между поселенцами и враждующими племенами, советовался с полковником Шупом и был готов помочь защищать поселенцев. Без его верности и дипломатии, все долины Салмон и Лемхай были бы опустошены, и жители пали бы под индейскими томагавками. 13 августа нез-персе достигли окрестностей Джанкшена. Тендой призвал их продолжать двигаться через горы, когда нез-персе обратились к нему с просьбой присоединиться к ним. 15 августа в Бирч-Крик-Каньон передовой отряд нез-персе остановил обоз из трех упряжек. Они потребовали ружья и провиант. Найдя в фургонах виски, нез-персе напились и убили пятерых белых, которые отказывались делать то, что им было сказано. Некоторым из возниц удалось бежать, добраться до Джанкшена, где стояли силы в 40 белых добровольцев полковника Шупа и столько же индейцев Тендоя и поведать о случившемся. Шуп решил вернуть своих добровольцев в Салмон, но Тендой и 15 его воинов присоединились к Алексу Крукшанку, который встретился с Шупом на Тен-Майл-Крик, разыскивая лагерь нез-персе на Бирч-Крик. На совете где собралось около 80 белых и индейцев. Крушанк заявил, что они недалеко от «враждебных» нез-персе, и необходимо проявлять бдительность. Но Шуп, несмотря на убеждения Крукшанка, решил возвращаться, беспокоясь за жизни своих людей.

 

С Тендоем было около 15 индейцев, включая двух его сыновей — Джека и Тедима. Группа остановилась на Мад Флэт. Джек отправился добывать лошадей у нез-персе и ночью пригнал 65 голов, многие из которых принадлежали Крукшанку. Проведя остаток ночи в погоне, отряд на рассвете заметил конных нез-персе. Их лагерь находился примерно в двух милях, однако нез-персе покинули его. К вечеру подошли полковник Шуп и Дэйв Вуд с группой людей из Салмон-Сити. Тела убитых возниц были преданы земле. После того, как нез-персе покинули область Лемхай и Бирч-Крик, Шуп вознаградил людей Тендоя за оказанную помощь. Он приказал забить бычка для вечернего празднования. 

От Бирч-Крик нез-персе двинулись,  потянулись вдоль подножия гор на юго-восток. На Камас-Медоуз произошел еще один бой с силами генерала Ховарда. Затем нез-персе пересекли район, известный сегодня как Йеллоустонский национальный парк, перешли через  Йеллоустоун-Ривер вниз по Кларк Форк к долине Реки Жёлтого Камня оттуда на север к Масселшелл-Ривер   и затем на северо-запад к Каньон-Крик, стремясь поскорее добраться до брода возле Коровьего Острова на Миссури, а после двинулись  в горы Бэр-По.  В сражении при Бэр-По нез-персе были разбиты. Джозеф и его сторонники сдались генералу Ховарду. 

Общее возбуждение, которое преобладало в результате войны с нез-персе, вызвало желание у многих молодых воинов банноков взяться за оружие. Банноки недолюбливали агентов форта Холл, которые, казалось, уделяли больше внимания шошони. Арест одного из баннок стрелявшего в возницу и последующий арест его брата Тамбиаго за убийство черноногого, также внесли свою лепту в царившее напряжение. Тамбиаго приговорили к повешению. Когда к нему пришел священник и спросил у него, почему банноки такие агрессивные, Тамбиаго ответил, что это связано с недовольством агентом форта Холл и серой бородой, миссионером, который был послан учить их. Возможно самой основной причиной войны стало посягательство евро-американцев на земли Камас-Прейри, которые были гарантированы индейцам по договору форта Бриджер от 1869 года. С древних времен индейцы собирали там корни камаса, входившие в их рацион. Однако белые, завидев, насколько хороша эта земля, нарушили договор сразу же после его ратификации, оправдывая свои действия тем, что заключенный договор не давал точного определения Камас-Прейри. В мае 1878 года индейцы собрались в Камас-Прейри для сбора кореньев. Среди них был и Тендой со своим бэндом. Около 22 мая из форта Холл прибыли банноки Бизоньего Рога. Они увидели, что свиньи перерыли землю, выкопав коренья, а на Камас-Медоуз пасется скот и лошади. Бизоний Рог заявил пастухам Лью Кенслеру, Уильяму Силвею и Джорджу Несби, что эти прерии принадлежат его народу и они незамедлительно должны убрать свой скот. Пастухи стали поспешно собирать животных. 

 28 мая мая Джо, сын вождя баннок Джона, начал пить и играть в азартные игры. За сутки он потерял большую часть своего имущества и, будучи "безумным и отчаянным", уговорил компаньона пойти с ним в лагерь скотоводов. На рассвете 30 мая индейцы достигли лагеря вышеупомянутых скотоводов и предложили им купить бизонье одеяло. Когда мужчины стали осматривать одеяло банноки открыли по ним огонь, серьезно ранив Кенслера и Несби. Силвей сбежал, раненым также удалось скрыться, и вскоре весть о нападении достигла Бойсе. Зная, о том, к каким последствиям приведет нападение на скотоводов, вождь Тендой поспешил со своими людьми в резервацию Лемхай. 

Он сдерживал банноков из своего бэнда от участия в этом конфликте, хотя несколько лемхай все же примкнули к «враждебным» индейцам. Тендой, как и в случае с нез-персе, предложил свою помощь полковнику Шупу. 8 июня добровольцы Сильвер-Сити капитана Дж.Б. Харпера убили Бизоньего Рога. Место убитого вождя занял Иган, который был ранен 22 июня Орландо Роббином, скаутом генерала Оливера Ховарда. Игана сменил вождь Ойтес. 13 июля в решающем сражении севернее Блу-Маунтинс индейцы потерпели сокрушительное поражение. Многие попали в плен, оставшимся удалось уйти. Все пути Ховард приказал взять под охрану, чтобы не дать выжившим перегруппироваться. 22 июля вождь Тендой ушел на бизонью охоту в Йеллоустон.

 Вначале зимы 1878 года пять китайских шахтеров были убиты на Лун-Крик, примерно в восьмидесяти милях к северо-востоку от Бойсе. В преступлении поспешили обвинить «поедателей овец». «Поедатели овец» или тукудека были горцами и хорошо знали каждое ущелье и тропинки от Роки-Маунтин на востоке до Блу-Маунтин на западе. Генерал Ховард, предполагая, что к тукудека присоединились беглые нез-персе и банноки, отправил солдат против небольшой группы индейцев. Тукудека прекрасно зная местность, уходили от столкновений, поджигая траву и лес на пути охотившихся за ними. Солдаты не могли их захватить в течение лета и осени 1879 года. Лишь зимой 1879 года около 60 тукудека, измученные холодом и лишениями, сложили оружие. Так завершилась последняя война с индейцами в Айдахо. Неизвестно, какую позицию занимал Тендой в это время, но, вполне вероятно, что также активно удерживал своих последователей от конфликта с белыми.

Вождь Тендой активно помогал защищать строителей железной дороги компании «Юта энд Нортерн».

В 1899 году в резервации Лемхай насчитывалось 315 шошони, 108 тукудека и 89 баннок. В 1900 году 312 шошони, 90 тукудека и 91 баннок. Согласно перепеси 1905 года в резервации проживало 288 шошони, 97 тукудека и 81 баннок. Вождя Тендоя уважали его последователи, и он довольно хорошо уживался с резервационными агентами.

 Чтобы белым поселенцам досталось больше индейской земли Департамент внутренних дел разработал политику, согласно которой небольшие резервации прекращали свое существование, а население этих резерваций перемещалось в более крупные. В 1880 году была предпринята попытка переселить индейцев лемхай в форт Холл. Для подписания этого договора Тендоя и некоторых из его соплеменников доставили в Вашингтон, чтобы они встретились с индейским агентом Джоном Райтом. Эта встреча состоялась в мае 1880 года. Договор, в котором индейцы соглашались покинуть резервацию Лемхай и переселиться в форт Холл был подписан 14 мая 1880 года. Правительство одобрило этот договор 23 февраля 1889 года. По его условиям индейцы должны были ежегодно получать 4 тыс. долларов в течение 20 лет. Договор вступал в силу лишь после того, как большая часть взрослых мужчин согласиться его подписать. Прежде чем это произошло, прошло 16 лет.

 В начале 1892 года Шуп, сенатор США от штата Айдахо вынес законопроект о представлении Тендою пенсии в 30 долларов в месяц. 18 декабря 1892 года Конгресс утвердил этот закон. В феврале 1893 года агент Лемхай Джордж Монк арестовал нескольких индейцев. Узнав об этом, вождь Тендой не спросив агента, освободил заключенных. Монк нажаловался уполномоченному по делам индейцев и попросил снять назначенную вождю пенсию.

 

Продолжение следует....