Персонажи из легенд (краткий словарь). Ж.

 Железные Люди (Iron People) — наименование евро-американцев у хайда Северо-Западного побережья. Многие легенды хайда ассоциируют появление евро-американских торговцев с железом. 

 Животные боги (BEAST GODS). У зуни шесть основных направлений ассоциируются с животными. Север символизирует горный лев, юг - барсук, восток - волк, запад - медведь, зенит - орел, надир - суслик или моль. Во время обряда исцеления целители призывают этих животных на помощь. Лидером этих богов является культурный герой Пошайанки, живущий в священном месте под названием Шипаполина. 

 Женщина-Ветер (Wind-Woman, Yehamiyu) - также известная как Циклон; персонаж из фольклора алси. Она стара и у нее пятеро детей, четверо мальчиков и одна девочка, путешествующих по всему миру. Прежде чем они покинули родные пенаты, Женщина-Ветер дала дочери магический жезл, чтобы та могла защитить своих братьев от беды. Братья побывали во многих местах и выиграли в азартных играх много жен. Всякий раз, когда братья уходили в новые места, они оставляли своих жен позади. В конце концов жители одной деревни обманули братьев. Их закрыли в каменном доме, когда те играли ночью. Сестра вернулась домой и рассказала обо всем матери. Женщина-Ветер ворвалась в деревню и своим посохом расколола каменный дом, освободив сыновей. В каждой деревне, где братья играли в азартные игры, Женщина-Ветер била своим посохом о землю, отчего дома в деревне переворачивались, а жители проваливались под землю.

 Женщина-Мышь (MOUSE WOMAN) является героиней многих историй хайда, тлингит и цимшиан. Вторичный, но тем не менее важный персонаж, она проявляет большую мудрость и предлагает разумные советы людям и животным. Цимшианы рассказывают легенду о том, как сынишка вождя стащил кусок сушеного лосося, который его мать два года прятала в коробе. Мать набранила на сына и ночью мальчик сбежал и сел у реки. Позже появилось каноэ. Люди сидевшие в нем велели мальчику сесть в лодку, чтобы отвезти его к отцу. Но вместо этого мальчика отвезли в другое село и проводили в дом вождя. Когда мальчик сел к нему подошла Женщина-Мышь и спросила его, знает ли тот, почему находится здесь? Мальчик ответил, что не знает. Тогда Женщина-Мышь сказала, что он в доме великого вождя лосося. В течение двух лет он болел, но когда мальчик взял его из короба, он стал чувствовать себя гораздо лучше. Женщина-Мышь попросила у мальчика шерстяные ушные украшения. Поджарив украшения на костре, она съела их. Затем Женщина-Мышь сказала мальчику: «Когда ты проголодаешься иди и убей одного из детей, играющих на холме позади деревни. Зажарь и съешь его, обязательно собери все кости и сожги их в костре». На следующий день проголодавшийся мальчик поступил так, как советовала ему Женщина-Мышь. Убитый им ребенок превратился в лосося. Женщина также посоветовала мальчику пить пресную воду после еды, чтобы съеденный лосось смог снова возродиться. Мальчик проделал большой путь по стране лосося но все же вернулся домой. Дома он поведал отцу о том, что с ним произошло, а также о наказах Женщины-Мышь: не хранить сушеную лососину в коробе, кости свежего лосося сжигать и пить воду после еды. Если люди будут следовать этим наказам, у них всегда будет в достатке лосося.

 Жена медведица (Bear Wife). Как рассказывают кэрриер, один охотник встретил черную медведицу и убил гризли, который досаждал ее народу. После они поженились и жили счастливо. Когда начался сезон лова лосося, мужчина с женой вернулся в деревню и у них был ребенок. Черная медведица не помогала общине собирать ягоды и сушить рыбу, поэтому люди были недовольны ею. Но когда зимние запасы истощились и пришел голод, она показала людям большую подземную пещеру наполненную сушеным лососем и ягодами. Следующим летом все семьи отправились на рыбалку, где охотник повстречал свою прежнюю возлюбленную. Черная медведица была убита горем. Утром она превратила себя и своего ребенка в медведей и вместе они ушли. Муж пытался отыскать их, но так и не смог найти.

 Желтая Женщина (Yellow Woman) - Женщина-кукуруза или девушка фигурирующая во многих историях индейцев пуэбло. Она может появляется как женская качина. Например, у кочити Желтая Женщина качина носит зеленую маску с волосами в которые по бокам вплетены бабочки. Она использует вышитое обрядовое одеяло как платье и одевает белоснежную манту на плечи. Во многих историях Желтая Женщина выступает в роли невесты, ведьмы, дочери вождя, медведицы и великанши-людоедки.

 Женщина-Ворона (Crow-Woman) - персонаж из фольклора арапахо; первая жена водяного чудовища (hiintcabiit). Она ревновала своего мужа ко второй жене Женщине-Реке, которую тот спас от Ваноу (Wanou). Женщина-Ворона утопила ее. Но Лапа Бобра, брат Женщины-Реки, воскресил сестру. Женщина-Река вернулась в палатку Женщины-Вороны. Однажды, когда Лапа Бобра и водное чудовище были на охоте, Женщина-Река позвала на реку Женщину-Ворону и столкнула ее в воду. Женщина-Река призналась мужу и тот сказал, что понимает ее, но в печали чудовище стал плакать, вызвав прилив воды в реке. Но Лапа Бобра спас селение, заставив воду отступить.

 Женщины-охотницы (Hunters, Female) - в легендах кавайису изначально охотились женщины, поскольку мужчины не знали как это делать. Голубая Сойка, прекрасная охотница и незамужняя женщина, жила на горе со многими народами животных. Койот, желавший взять в жены Голубую Сойку, решил, что он не менее искусный охотник, чем она. Он взял ее стрелы и собрал всех мужчин, чтобы отправиться на охоту, заявив, что лучший станет мужем Голубой Сойки. Красный Клоп тоже отправился на охоту, хотя никто не верил, что он кого-нибудь подстрелит. Охотники наткнулись на большое стадо оленей, идущих в линию через гору. Красный Клоп выстрелил и его стрела пронзила всех оленей. Так он получил право стать мужем Голубой Сойки. Койот был в ярости и ревности к ничтожному насекомому, обставившему его. Решив отомстить, Койот заявил, что теперь охотиться будут только мужчины.

 Женщина Соль (Salt Woman, Old Lady Salt, Malokatsiki) - сестра Отца Солнца (Yatokka taccu). Согласно легендам зуни, Женщина Соль и Мужчина Бирюза жили по соседству с людьми, и люди могли легко обеспечить себя солью и бирюзой. Но от этого зуни становились все более беспечными, загрязняли все вокруг и транжирили плоть Женщины Соль. Обидевшись, Женщина Соль и Мужчина Бирюза ушли подальше от людей. Оказавшись без соли, знахари собрали совет, чтобы решить, как сделать молитвенные палочки и отправили двух знахарей за Женщиной Соль. Знахари долго шли по ее соленым следам и отыскали Женщину Соль лишь на Соленом озере, к югу от деревни. Как наказание за плохое отношение к соли, знахари сильно поранили свои ноги, пытаясь собрать ее, и едва нашли обратный путь к дому. Женщина Соль дала им в дорогу соли и поведала, как в дальнейшем люди должны приходить к ней, указав на порядок, в котором зуни с тех пор проводят соляное паломничество.

 Женщина Фасоль (Bean Woman) - согласно легенде сенека, она стояла у ручья и пела, призывая себе жениха. Первым отозвался Пантера. Когда Женщина Фасоль спросила у него, чем он собирается ее кормить, Пантера ответил: «Свежим мясом». Женщина отвергла его предложение, поскольку мясо убило бы ее. Следующим был Олень, который сказал, что будет кормить свою жену почками и нежной корой деревьев. Женщина Фасоль отказала ему. Медведь предложил в качестве пищи орехи, но и он получил отказ. Волк, предложивший мясо, также был отвергнут. Наконец пришел Кукуруза, который обещал кормить ее сладкой кукурузой. Женщина согласилась стать его женой. И с тех пор фасоль всегда растет вместе с кукурузой.

 Женщина-людоед (Cannibal Woman) - женщина из легенд сенека, ставшая людоедом из-за плохого обращения с тремя собаками своего мужа. Когда ее муж ушел на охоту, женщина приготовила себе мясо, но ни кусочка не дала собакам. Собаки использовали свое сильное оренда, когда та стала нарезать мясо, и женщина разрезала себе палец. Она стала отсасывать кровь, чтобы остановить кровотечение. Женщине настолько понравился вкус крови, что закончив с одним пальцем она, по очередности, порезала себе другие, чтобы вновь насладиться кровью. Затем она стала отрезать куски плоти от себя и есть, а после убила и села своего маленького ребенка. Собаки побежали предупредить хозяина, чтобы тот не возвращался домой, поскольку его жена стала каннибалом. Мужчина и его верные собаки нашли кров у старой супружеской пары, которую стали обеспечивать мясом. Старик поведал гостям историю своего народа и принял мужчину как родного. Считается, что если человек любит свою собаку, то та, наделяет его большой силой. Собаки все понимают, хотя сами и не умеют говорить. Если же человек жесток в обращении с собакой, то ее сила причинит ему вред.

 Женщина Песня (Song Woman) - у цимшиан женщина, которая дарит красивые песни достойным людям. Песни, которые приходят из каждой части тела Женщины-Песни, поют во время празднеств. 

 Жирные Груди (Greasy Breast, Greasy-Breast, Ivakidhush, Ivakidhúš, Ivakihush, Ivakidhish) — карликовый герой фольклора индейцев кроу. Несмотря на свой размер, Жирные Груди обладает незаурядной силой и прекрасно стреляет из лука.

 Женщина Вихрь (Whirlwind Woman, Huupirikúsu) — сильный стремительный дух из легенд арикара и арапахо. Несмотря на разрушения и опасность, Женщина Вихрь не злобный дух, а скорее природная сила, подобно Громовой птице. Женщина Вихрь дает духовные дары и видения людям. В некоторых легендах она представлена как дух торнадо, в других это девушка, превратившаяся в Женщину Вихрь, после того, как ее унес торнадо.  Женщина Корзина (Dzunukwa, Tsonoqua, Axwadus, Basket Woman, Giant Woman, Basket Ogress) — персонаж из легенд квакуитлей, тлингит, салишей и хейлцук. Великанша ловит особенно непослушных или неосторожных детей, собирает их в огромную корзину, и уносит в свое логово, чтобы съесть их. К счастью, Женщина Корзина недалекого ума, и детям, как правило, удается бежать. Хотя у некоторых племен Северо-Западного побережья Женщина Корзина играет большую роль в мифологии, в большинстве племен она, в первую очередь, играет роль пугала и сказочного соперника.

 Женщина Белая Сова (White Owl Woman, Nankubacein) — зимняя птица из легенд арапахо, которая приносит снег и противостоит лету.

 Женщина Бизон и Женщина Кукуруза (Buffalo-Woman and Corn-Woman) — персонажи легенд пауни. Женщина Бизон с востока, а Женщина Кукуруза с запада. Они вызвали появление стад бизонов и рождение кукурузы. Обе были женами охотника по имени Без Крыльев. Женщина-Бизон родила ему сына, а Женщина-Кукуруза — дочь. Однажды дети разгневали своих матерей, не поделив ложку и початок кукурузы. Женщина-Кукуруза исчезла с дочкой под землей, а Женщина-Бизон ушла с сыном, ставшим теленком. Без Крыльев превратился в орла и полетел за Женщиной-Бизоном. Каждый вечер Женщина-Бизон останавливалась и ставила бивуак. Каждую ночь Без Крыльев опускался на землю, превращался в человека, и играл с сыном, но когда он попытался уговорить жену вернуться, та отказала ему. После многих ночей сын поведал отцу, как отыскать мать среди стада бизонов. Без Крыльев последовал совету сына и отправился к стаду. Старый бизон, вожак стада, пригласил охотника в палатку потения и попытался убить его там, перегородив выход, когда жара усилилась. Но Без Крыльев выжил, превратившись сначала в барсука, а затем в сороку. Он убил вожака и отыскал свою жену. После гибели вожака бизоны разделились на множество стад, которые разошлись в разные стороны, а Без Крыльев вернулся к своему народу.