Персонажи из легенд (краткий словарь). К.

Кинап (Kinap, Kenap, Ginap, Genub ( в женском роде Kinapskw or Ginabeskw)) — человек из легенд микмак, одаренный сверхъестественной физической силой и другими способностями. Во многих легендах его сила проявляется еще в детстве, и он становится ребенком-героем, или погибает молодым, рано использовав слишком много своих сил. В других легендах Кинап сражается с ужасными чудовищами или же ведет в бой мужчин микмак.

 Кисосен (Kisosen, Kee-zos-en, Sun-Bringer) - солнечное божество у абенаки; орел, который раскрывая крылья создает день, а складывая их - ночь.

 Красная Паучиха (Red-Spider-Woman) - согласно легенде пауни это старушка, жившая в центре земли со своими дочерьми и контролировавшая рост бобов и кукурузы. Вождь бизонов отправил Косоглазого, одного из своих сыновей, и несколько других бизонов. на поиск лучших угодий. Косоглазый повстречал одну из дочерей Красной Паучихи и влюбился в нее. К старушке отправилась делегация бизонов. Сначала они предложили ей долину полную бизонов, но Красная Паучиха отказалась. Тогда делегаты предложили ей две долины полные бизонов и наконец всю землю полную бизонов. Но старушка отказывалась всякий раз. Бизоны решили переселиться в ее страну. Они шли на юг много лет. Однажды Косоглазый увидел свою возлюбленную. Бизоны устремились на поля Красной Паучихи. Старушка была убита, а ее тело втоптано в землю. Вождь бизонов заявил, что ее тело будет магическим корнем тыквы. Бизоны из этого места разбрелись по земле.

 Кша (Ksa) - первое имя Иктоми, паука-трикстера из фольклора лакота.

 Кинауау (Cinauau) - братья-создатели из фольклора пайют. Они встретились чтобы решить судьбу народа ют. Младший брат хотел, чтобы у людей еда была в изобилии, но старший брат ответил ему, что если все будет так легко, то люди станут ленивыми и неугомонными и начнут воевать, а следовательно - люди должны работать, чтобы выращивать и собирать урожай. Братья поспорили и относительно смерти. Младший брат хотел, чтобы после смерти человек воскресал на утро, но старший брат был не согласен с ним и хотел, чтобы умершие уходили навсегда. Младший брат был печален думая о смерти. Однажды, во время прогулки он встретил сына старшего брата и убил его. Когда младший брат вернулся в деревню, старший брат спросил его о своем сыне. Но младший брат ничего не сказал ему. В конце концов отец нашел тело своего мальчика и долго скорбил о нем. Младший брат ликовал и  напомнил убитому горем брату, что это была его наказ, чтобы мертвые не воскресали. Тога старший брат понял кто убил его сына. Разгневавшись, он решает отомстить убийце. Опустилась тьма, земля стала дрожать и стонать. Разразилась страшная буря, сверкали молнии и гремел гром. В страхе младший брат бежал искать защиты у своего отца Таввотса (Tavwots).

 Кедр (Cedar Tree) - согласно легенде ючи, кедр приобрел красный цвет и целительские силы из крови обезглавленного волшебника, убитого двумя молодыми людьми. Волшебник сыграл злую шутку с Солнцем, заставив ее стремительно двигаться по небу. Молодые герои помогли Солнцу, отрубив голову волшебнику.

 Кедр (Cedar). Нутка считают, что кедр обладает мощными свойствами. В их историях сверхъестественные существа использовать измельченную кедровую кору как лекарство. Кедровые ожерелья часто носят участники различных церемоний. Люди также используют мочу, хранящуюся в контейнерах из красного кедра, чтобы мыть волосы и получать эффективную силу.

 Катамениа (Catamenia) - менструальный период у женщин сенека. Считается, что во время менструации женщина обладает способностью сводить на нет охотничьи навыки и духовную силу исцеления мужчин. В этот период женщин предостерегают от прикасаний к охотничьим принадлежностям и рекомендуют не посещать определенного вида церемонии исцеления.

 Койот и Орел крадут свет и вызывают зиму (Coyote and Eagle Steal Light, but Cause Winter). Зуни рассказывают легенду о том, как когда-то Койот и Орел охотились вместе. Койот стал жаловаться на темноту, в которой он не мог найти дичь и предложил Орлу отправиться на запад в поисках света. Койот чуть не утонул переплывая реку, которую спокойно перелетел Орел. Наконец они добрались до деревни качин. Качины прятали свет в коробке и открывали ее только тогда, когда нуждались в свете. Койот и Орел решили украсть коробку. Орел нес коробку пока Койот не убедил его отдать ее ему, поскольку вождю птиц не пристало носить коробки. Тогда Орел передал коробку Койоту. Любопытный Койот спрятался в траве и открыл ее. Из коробки вылетели Солнце и Луна, захватив с собою в небо тепло. Вот почему наступает зима.

 Кикийогози (Ciciyogozi) - червь из фольклора кавайису. Он длинный, коричневый и блестящий и тем самым привлекает к себе внимание Койота. Сначала он пытался носить червя как пояс, а затем как браслет, но остался недовольным. Тогда Койот повязал червя на шею как шарф. Пока он любовался собой, червь в это в это время затягивался на его шее словно петля и задушил Койота.

 Кукушка-подорожник (ROADRUNNER). Согласно легенде тохоно-о”одхам, однажды, когда мир был нов, люди, вернувшиеся с охоты, обнаружили, что их костер угас. Люди попросили Кукушку отправиться к Богу Молний, хранителю огня, и взять у него горящих головешек. Кукушка согласился и быстро побежал к горе, где жил Бог Молний. Бог Молний отказался дать головешку Кукушке. Тогда тот выхватил горящую головешку из костра, закинул ее за спину, и побежал. Бог Молний стал стрелять в Кукушку огненными стрелами. Кукушка спасаясь, спрятался в арройо. Красивые перья на голове Кукушки обгорели - остался лишь небольшой хохолок. Глаза стали красные от дыма, а спина приобрела коричневатый окрас. Кукушка все таки принес огонь людям. Когда женщины увидели что с ним сталось, они закричали : «Шойк, шойк, шойк!». А Кукушка ответил им: «Пой, пой, пой". С тех пор Кукушка живет в пустыне. Когда он находит жирную ящерицу, то весело кричит: «Тра, тра, тра!». Люди помнят, что Кукушка сделал для них и благодарят его, когда слышат этот мелодичный звук.

 Как людей принесли в корзине (PEOPLE BROUGHT IN A BASKET). Вот что рассказывают модоки о происхождении мира. 

Старик (Кумуш) путешествовал в подземном мире. Он шел по длинной крутой дороге и пришел к месту где жило много духов. Ночью духи танцевали и пели но утром они вернулись к своим домам и стали грудами сухих костей. Проведя там несколько дней, Кумуш соскучился по солнцу и решил вернуться домой прихватив с собой кости. Из них он хотел сделать людей. Кумуш выбрал различные кости, которые будут использоваться для разных племен, думая что некоторые 

были бы хороши для одного племени, а и другие - для других племен. Когда корзина была заполнена Кумуш стал подниматься по крутой дороге. Однако он споткнулся и корзина с костями упала с его спины. Кости превратились в духов, поспешивших обратно в свои дома. Кумуш второй раз наполнил корзину костями и опять споткнулся. В третий раз он все же смог вытащить корзину на землю. Затем он разбросал кости в разные места. На запад он бросил шаста, велев им быть храбрыми воинами. Другим людям, брошенным к Пит-Ривер и Уорм-Спрингс, он также наказал быть храбрецами. На север он бросил кламатов, сказав, что они будут трусливым народом. Модокам Кумуш наказал быть самым отважным, избранным народом, который сможет одолеть всех врагов. Он также повелел некоторым людям искать мудрость и особые силы в горах. 

Кумуш создал рыбу, дичь, растения и ягоды. Мужчинам он сказал быть воинами, охотниками и рыбаками. Женщины должны были собирать хворост для костра, носить воду, собирать ягоды, корни и готовить пищу. 

После того как Кумуш создал мир, он отправился с дочкой на восток. Оттуда они по пути солнца добрались до середины неба, где и живут по сей день.

 Коак Ока (Кohak Оka, White Shell Woman) - в фольклоре зуни это мать или бабушка по материнской линии Отца Солнца (Yatokka taccu), создателя и дарителя жизни и света.  Она живет в своем доме в западном океане.

 Кичи-отхусус (Kci-Athussos, Kitchi-at'Husis, Kici Atthusus, Kichi-Athusoss, K'cheattosis, Ktchi at'husis, Atosis) - «Великий Змей»; подводный рогатый змей из легенд малисет и пассамакводди. Он живет в озере и ест людей.

 Как появился потлач (POTLATCH, ORIGIN OF). Потлачи - это официаные церемонии в которых сочетаются пиршество, танцы, спортивные состязания, повествование историй и раздача подарков присутствующим участникам. Зачастую потлачи проводили в сочетании с другими событиями, как то церемония именования, половое созревание, свадьбы, похороны, установление тотемного столба или строительство дома. На карту ставился престиж хозяина - чем более щедрым он окажется, тем больше его будут уважать. Но потлачи не обязательно обедняли хозяина, потому что когда другие проводили свои церемонии, подарки давались взамен. Европейцы не понимали социально-экономической функции потлача и связанных с ним церемоний, поэтому в Канаде он был запрещен с 1884 по 1951 год. В прошлые времена потлач, имеющий как религиозное так и экономическое значение, мог длиться несколько дней. Сегодня, как правило, потлач длится один день. Хотя потлач был широко распространен в культуре Северо-Западного побережья, он различался по форме и масштабу среди племен. Квилеты рассказывают следующую легенду о происхождении потлача. 

Однажды возле деревни появилась необычного вида птица. Все молодые охотники попытались ее убить, но никто не добился успеха. Каждый день они выходили поохотиться на нее, но все их усилия были напрасны. Золотой Орел сказал Голубой Сойке, своему рабу, что его дочери добудут эту птицу. Голубая Сойка удивился словам хозяина, поскольку девушки не принимали участия в охоте. Дочери Золотого Орла слышали этот разговор. На следующий день они отправились в лес и вернулись затемно. Несколько дней они уходили в лес и возвращались под вечер, никому не говоря, куда и зачем они ходят. Однажды, когда охотники на каноэ отправились добывать птицу, девушки убежали в лес, где были спрятаны их луки и стрелы. Они хорошо замаскировались и сумели близко подобраться к дивной птице. Старшая сестра стала стрелять и одна из стрел попала в цель. Ночью девушки поведали отцу, что убили птицу и спрятали ее в лесу, а также рассказали о своем желании принести ее прекрасные перья в качестве подарков. Голубая Сойка отправился приглашать гостей на церемонию. Когда все собрались, девушки раздали гостям перья. Желтые и коричневые перья достались Жаворонку, красные и коричневые - Дрозду, желтые и черные - Зяблику. И так пока все перья не были подарены. С тех пор у каждой птицы есть свой окрас. Это был первый потлач, на котором люди дарили приглашенным гостям подарки.

 Кванекелак (Qanekelak) - касатка, согласно легендам белла-белла, который жил во времена, когда была одна лишь вода и лед. Верхняя часть тела Кванекелака была человеческой, а нижняя - как у касатки. Однажды он стал человеком. Кванекелак является прародителем клана Касатки. Он создал собаку и даровал ее всем людям. Во время своих странствий, Кванекелак дал названия всем животным и народам. 

 Кудак (Cudak) - женский шарм у пуйаллуп-нискуалли. Говорят, что кудак исходит от солнца. Его иногда называют говорящей медициной из-за секретных слов произносимых при использовании. Женщина использует кудак для привлечения внимания мужа к себе, а не к другой жене или женщине. Кудак, в сочетании с определенными травами, используют и для лечения.

 Куклы (Dolls). В индейских религиях иногда используют куклы. Хотя они продаются как предметы искусства, куклы сохраняют ценную религиозную роль, особенно в обучении детей. Сенека используют куклы при гадании. Нуксак считают, что душа человека похожа на куклу в образе его или ее. Ванагемесвак (пенобскоты) - это гномы, которые оставляют удачливых кукол людям. При помощи куклы женщина из племени пекот одолела великана. Тлингиты считают, что при помощи кукол ведьмы могут наслать болезнь на человека. Семинолы из Оклахомы и Флориды использовали глиняные человеческие фигурки, чтобы отомстить за убийства. В этом ритуале участвовали четверо родственников мужчин убитого. Создатель глиняных кукол, к которому присоединялись еще трое мужчин, ставил куклу в центр горящего костра. Если она, покраснев, падала, значит убийца должен был умереть через четыре дня. Если кукла оставалась стоять, значит убийца обладал сильным противодействием и, вероятно, мог лишь заболеть, но не умереть.

 Колдун (Sorcerer) - тот, кто использует силу для злых дел. Методы и действия колдуна зачастую неотличимы от методов и действий знахарей. Основное различие - объект, на которого направлена сила или действия. Колдун синонимичен с ведьмой.

 Курящий С Медведем (Smoking-with-the-Bear) - персонаж из легенд пауни. Это мощный знахарь, которому медведь подарил особые силы, чтобы вспарывать им животы и пожирать их печень. Курящий С Медведем также избавляет свою деревню от злого колдовства и может вызвать настоящего медведя в своей палатке во время ритуала исцеления больного.Свою целительскую силу он получил юношей, когда сорока, попечительница знахарей, отвела его к медведю, чтобы тот вылечил его от болезни, насланной завистливым знахарем. Медведь вернул к жизни мальчика, вдохнув дыхание в его нос. Он также дал мальчику медвежью лапу, обладавшую мощной магией. С этого момента Курящий С Медведем стал сильным целителем и, в соответствии со своим именем, всегда подносил дым восходящему солнцу и медведям.

 Кожаный мешочек (Skin Pouch). Сенека делали этот мешочек из шкуры редкого животного и использовали его для хранения волшебных амулетов, фетишей и лекарств. У каждого уважаемого чародея был подобный мешочек.

 Колибри (Hummingbird). Самая маленькая из всех птиц, умеющая летать задом наперед, зависать на месте и летать вертикально вверх и вниз. В легенде чероки о утраченном табаке, многие животные пытались достать семена, украденные гусями. Лишь маленькой колибри удалось это сделать. В легенде кавайису колибри была знахарем, и койот позвал птичку исцелить его дочь. Он отплатил колибри инструментом, ставшим ее длинным клювом.

 Ксоексое (Xoexoe) - непереводимый термин нуксак и салишей, указывающий положительную и отрицательную силу, которая является как диффузной, так и безличной. Эта сила может частично контролироваться отдельными существами, даже христианским Богом, но она не исходит ни от одного источника, и никогда не находится под полным контролем. Качество силы выясняется, когда человек признает и пытается работать с нею для положительной или отрицательной цели.

 Ксапалиа (Xapaaliia) - магия у кроу, физическое представление о духовной силе (baaxpee), полученной во время поиска видения и Танца Солнца (asjkisshe). Термин также относится к содержимому укладок - вееру из орлиных перев, шкуре выдры или изображению бизона. Лекари (akbaalias) имеют особую связь с животными, которые усиливают их мощь. Эта сила проявляется в целительских способностях человека (akbaalia).

Ксовалаки (Xowalaci, Giver) - Создатель у джошуа. Его помощником был Первый Мужчина. Они жили в палатке потения на изначальных водах. Первый Мужчина проводил большую часть времени ухаживая за табаком, а Ксовалаки сидел в хижине. Чтобы не скучать Ксовалаки создал землю, а затем попытался сотворить людей. При первой попытке получились морские млекопитающие и собаки. Разочарованный Ксовалаки попытался вновь, но получились змеи. Тогда за дело взялся Первый Мужчина. Он курил свой табак три дня. Из дыма появился дом и прекрасная женщина. Женщина была одинока и Ксовалаки велел Первому Мужчине пообщаться с ней. Он сделал Первого Мужчину невидимым, а женщину усыпил. Во время ее крепкого сна Первый Мужчина вступил с ней в половой контакт. В результате женщина родила ребенка. Ребенок рос быстро. Желая узнать кто же отец мальчика, женщина перестала заботиться о ребенке, ожидая, что заботу проявит отец. Когда мальчик заболел, стал изнеможденный и неопрятный, женщина, испытывая угрызения совести, вновь стала проявлять заботу о сыне. Она пела целительские песни, чтобы молоко наполнило ее груди и тем самым накормить мальчика. 

Ребенок быстро пошел на поправку и вырос сильным и красивым. Ксовалаки наконец отправил к женщине Первого Мужчину и та узнала кто отец ее ребенка. Они стали жить вместе и у них родилось 16 детей, которые поселились на севере и юге Рог-Ривер, Орегон. 

 Короткие Лица (Short Faces) - персонажи из фольклора кутенаи. Две рыси, которые разыскивая своего отца, стали Солнцем и Луной.

 Красная Женщина (Red-Woman, Hi'cictawi'a, Hisshishtawia) — великанша-людоедка из фольклора кроу. Несмотря на то, что иногда ее определяют как людоедку, во многих легендах она описывается как злобная великанша, которая убивает ради желания убивать, а иногда просто калечит своих жертв, издеваясь над ними. В некоторых историях она использует колдовство, чтобы загипнотизировать людей или повлиять на их рассудок.

 Кескамсит (Keskamsit) — у малисет и пассамакводди Северо-Востока, сила, находящаяся в объектах, приносящих удачу в охоте, рыболовстве или любовных делах.

 Киветин (Kiwetin) — северный ветер у кри и оджибвеев Северо-Востока и Субарктики, приносящий беды. Киветин дедушка Весукечака. Он противник Неанимиса, сына Весукечака. 

 Катящийся камень (Rolling Rock). Встречается в легендах пауни, инуитов и ют. Истории, как правило, повествуют о персонаже, который раскладывает свою одежду на камне, чтобы просушить ее. Когда персонаж возвращается, чтобы забрать одежду, камень начинает гневаться, поскольку решил, что одежда является подношением ему, и преследует невольного обидчика. Персонаж просит о помощи у многих животных, но камень убивает их всех. Но персонаж историй, в конце-концов, уходит от преследования. Пауни рассказывают о койоте, который даровал камню нож, а заем вернулся и забрал его, чтобы порезать мясо, которым его угостили в деревне. Камень разгневался, и покатился за койотом. Медведи, горные львы, бизоны - все они пытались помочь койоту, но были раздавлены камнем. Сам же койот убежал. Инуиты Гудзонова залива рассказывают историю, в которой росомаха смеялась над камнем до тех пор, пока тот не покатился за ней. Росомаха просит помощи у волков и лисиц, но те лишь отвернулись от нее, сказав, что она сама виновата. Наконец, гром и молния согласились помочь росомахе, расколов камень на двое. Осколки камня оставили полосы на ее спине. Сунавави, трикстер из легенд южных ют, помочился на Маленький Камень. Когда домой вернулся Большой Камень, он узнал, что произошло. Страшно разгневанный Большой Камень бросился в погоню за Сунавави. Животные, вызвавшиеся помочь трикстеру, были убиты. Сунавави, наконец-то, спрятался за небольшим валуном, который вдруг стал огромный как большой камень. Большой Камень разбился о него вдребезги. Сунавави поблагодарил валун за свое спасение, сказав, что до тех пор, пока будут погибать животные, валун будет расти, пока не наступит конец света. 

 Клиатата (Kliatata) — культурный герой каска Субакрктики, научивший людей плетению рыболовной сети из ивовой коры, даровавший им лук и снегоступы.

 Кукитат (Kukitat) — в легендах серрано Калифорнии это разрушитель, младший брат создателя Пакрокитата, рожденный из его левого плеча. Братья всегда ссорились между собой. Кукитат создал смерть. После того, как его брат сотворил людей, Кукитат научил их различным языкам и искусству войны. После продолжительных сражений, люди, устав от войны, решили убить Кукитата. В одних версиях это было поручено лягушке, которая последовала за Кукитатом на дно океана. Там лягушка съела его экскременты, похитив силу Кукитата. В других легендах Кукитата убил дятел, заколдовавший его. Когда Кукитат был при смерти, он отправил койота заполучить сердце Пакрокитата, поскольку лишь оно могло его исцелить. Кукитат, предчувствуя свою кончину, велел кремировать себя после смерти. Как и все люди, он не хотел чтобы его съел койот, а останки гнили бы на обочине дороги. Койот был уже рядом, и когда Кукитат высморкался, он съел его сопли. Потихонечку, он похитил всю силу Кукитата. Вот почему и по сей день койот поедает мертвых людей.

 Культ инициации качина (Kachina Cult Initiation) — инициация детей во взрослую религиозную жизнь у хопи юго-запада. Ритуал проходит во время поваму (одна из самых важных ежегодных церемоний хопи, длящаяся девять февральских дней). Детей посвящают в тайные знания, напоминая о важности и секретности этих знаний. Детям рассказывают о том, что качина, мужчины в масках — это родичи из их общины.

 Котлувала (Kothluwala, Kohluwala:wa) — священное место на дне озера на северо-востоке Аризоны у народа зуни. Согласно легендам, именно там народ зуни берет свое начало и туда уходят все мертвые. Там же находится деревня качин, где главенствует вождь Паутива. Это дом и для копытных животных, которые попадают туда после смерти, чтобы вновь вернуться к жизни.

 Кокопелли (Kokopelli) — горбун играющий на флейте, изображенный в петроглифах или наскальных изображениях Юго-Запада. Кокопелли символизирует плодородие, счастье и радость. Его «горб» это связка, в которой он несет священные предметы, семена и песни. На керамике, ювелирных изделиях и других произведениях искусства, можно встретить изображение Кокопелли с большим фаллосом. Кокопелли также фигурирует во время появлении хопи и их миграции. Хопи в нынешнем мире встретил орел, который пустил стрелы в двух махус (mahus), насекомых, которые несли силу тепла. Махус заиграли на своих флейтах и их тела исцелились. Два насекомых постоянно сопровождали хопи во время их пути. Маху саранча была названа Кокопилау («коко» - дерево; «пилау» - горб), поскольку выглядела как деревяшка. Кокопилау разбрасывал семена из своего мешка по бесплодной земле, там, где он шел, и играл на флейте, чтобы согреть их и они могли расти. В легендах хопи, и как качина хопи, Кокопелли предстает соблазнителем девушек, приносящий младенцев и опекающий охотников. У хопи существует женская качина Кокопелли (Кокопелли Мана), которая побуждает мужчин качина бежать за ней. Затем она овладевает своим избранником, бросает на землю, задирает его юбки и имитирует половой акт, развлекая тем самым зрителей. 

Как символ плодородия и странствий, трикстер Кокопелли посещает деревни, играя на флейте, а люди поют и танцуют всю ночь. Когда Кокопелли уходит под утро, посевы становятся изобильными, а многие девушки — беременными. В других легендах Кокопелли ответственен за приход весны и завершение зимы. Когда он играет на флейте снега тают, растет трава и поют птицы.

 Катшитуашку (Katshituashku, Katshituasku, Katcitowack, Katcheetohuskw, Katci-to'wack'w, Katcitowackw, Katciitowackw, Katshitushk, Katcitowu'sk, Ka'gitowa'sko, Kacitowaskw, Katshituseu, Katshituask, Kakatshwa, Katshitushk, Katcheetohuskw, Katshitushku, Stiff-Jointed Bear, Misi-Maskwa) — чудовище-людоед у инну и кри, напоминающее огромного безшерстного медведя с огромной головой и двигающегося на негнущихся ногах. Его имя в переводе означает «медведь негнущиеся конечности» или «неуклюже шагающий медведь» ( «миши-маква» - «гигантский медведь». Некоторые фольклористы считают, что прообразом этому существу были мамонты или мастодонты.

 Кокомикисум (Komorkis, Ko'komiki'somm, Ko'komiki'somma, Kokomikeis, Kokimmikisoom, Kokomi kisomm) — Луна у черноногих, жена Солнца (Natosi) и мать звезд, из которых наиболее важной является Утренняя Звезда. Кокомикисум, как рассказывают, бабушка некоторых героев легенд черноногих, таких как Звездный Мальчик.

 Кчи-Атуссос (Kci-Athussos, Kitchi-at'Husis, Kici Atthusus, Kichi-Athusoss, K'cheattosis, Ktchi at'husis, Atosis ) — подводный рогатый змей из легенд малисет и пассамакводи. Легенды говорят, что он живет в озерах и пожирает людей. Его имя переводится как «Великий Змей»; «Атуссос» или «Атосис» переводится как «змей».

 Качина (Kachina) — этот термин широко используется для обозначения любой фигуры в маске среди народов пуэбло и даже среди других юго-западных культур. Даже когда это название ограничено одной культурой, такой как хопи, его смысл совсем не прост. Это могут быть антропоморфные духи-посредники между человеческим миром и миром духов. Танцоры, одевая маски, тем самым воплощают этих духов-посредников. Качина находят свое отражение и в искусно вырезанных и украшенных куклах. Качины могут быть и духами умерших. Хопи верят, что после смерти те, кто прожил достойную жизнью, уходят на запад, где становятся качинами, возвращаясь в деревни хопи в виде облаков. Но четкой связи между конкретно умершими хопи и видом качин не существует. Предназначенные дома для качин хопи расположены в горах Сан-Франциско близ Флагстафф, Аризона, на ручье Кисиву северо-восточнее Хопи и в других местах. Там качины живут по полгода. Остальное время они живут у деревень хопи, где танцуют и поют для людей. У хопи существуют два вида качин: вождь (мон) и обычные качина. Мон не танцует в группах, в отличии от обычных качин. Маски обычных качин сделаны руками их владельцев и заново украшаются для каждого выступления. Маски вождя постоянны и никогда не дублируются. Эти маски, считающиеся предками и объектами обладающими великой силой, передаются по родословной линии, к которой они принадлежат.

Качины мон можно сравнить с Теми, Кто Хранит Наши Дороги у зуни. Маска, куиту, основа для олицетворения всех качин. Большинство из маско имеют форму колпака, которые их владельцы надевают на голову. Каждая маска искусно украшена в соответствии с конкретной качиной и часто включает в себя общие мотивы представляющие кукурузу, облака, молнии и падающий дождь. Как правило, к маске прикрепляют перья и другие значимые объекты. Когда хопи одевает соответствующий костюм и маску, он становится качина, которую представляет. Каждая качина идентифицируется по имени и отличительным признакам костюма и маски. У хопи существует несколько сотен различных качин. Время от времени к ним добавляются новые качина из разряда обычных. Танцуя в деревнях, качины вызывают «отцовские облака», приходящие из шести направлений и приносящие с собой дождь — сам символ жизни. Это свидетельствует о том, что качина, а не облака, духи находящиеся в тесной связи с облаками и божествами, управляющими дождем и дающими жизнь. В секретной киве от 25 до 60 мужчин, принадлежащих к общему сообществу, учат и репетируют песни и танцы качин, чтобы затем выступить пред публикой. Эти танцы исполняются от рассвета до заката, с интервалами на отдых. Каждый танцор носит юбку, сотканную из белого хлопка и расшитую по краю, тканый пояс и мокасины из оленей кожи. Большинство носят лисьи шкуры, свисающие с задней части талии, едва касаясь хвостом земли. Открытые участки тела танцоров покрыты краской. У каждого танцора к голене правой ноги привязана черепаховая погремушка; к левой голени, зачастую, привязывают полоску с бубенчиками. Сопровождает пение звук тыквенной погремушки в правой руке. В линии танца все фигуры кажутся одинаковыми или имеющими небольшое различие. Тела танцоров выпрямлены, руки прижаты к бокам, ладони выставлены вперед. Танцы, в первую очередь, представляют собой ритмичную поступь со случайными синхронизированными изменениями в ритме, связанными с изменением в шаге. Конкретных качин можно определить по исполняемым им танцам и песням.

 Куку (Kuku, Gougou, Googoo, Gugu, Ku Ku, Kuhkw) — один из гигантов-людоедов у малисет, пассамакводди и микмак. Зачастую, но не всегда, описывается как женщина. Она настолько огромна, что запросто носит пойманных ею людей в сумке перекинутой через плечо, как это делают охотники, подстрелившие кроликов. Когда Куку шагает земля сотрясается, поэтому, вполне вероятно, ее имя происходит от микмакского слова «кивкв» - «землетрясение». Согласно некоторым легендам Куку это морское чудовище, покрытое чешуйками, охотящееся на людей плывущих в лодках или же прогуливающихся у берега моря. В других легендах Куку живет в горах и часто принимается за валун, когда становится уже слишком поздно.

 Кокумтена (Kokumthena, Snaggle Tooth Woman, Kohkumthena, Kokomthena Paboth'kwe, Kokomthena, Kohkomthena, Kuhkoomtheyna, Kohkomhthena, Kohkumthena, Our Grandmother, Grandmother Spirit, Cloud Woman, Paboth'kwe, Papoothkwe, Papoothkwee, Pabothkew ) - «Наша Бабушка» у шауни. Создатель человечества, расставившая все по местам в этом мире и даровавшая шауни их образ жизни. Ее описывают как старушку с длинными седыми волосами. Когда-то она с внуком жила на земле, но теперь они живут где-то у страны мертвых, с маленькой собачкой и одним юношей-каннибалом. Кокумтену, склонившуюся у котелка, можно увидеть во время полнолуния. Время от времени она посещает ежегодные Танцы Хлеба и тогда можно услышать ее пение.

 Кураус (Kurahus) — ритуальный лидер у пауни. Были ответственны за проведение церемоний и общее благосостояние группы. Обладали обширными знаниями в области ритуалов, касающихся магических связок, используемых для обеспечения обильных урожаев, удачной охоты, племенного единства и успеха во время войны. Главенствующий кураус отвечал за связку Вечерней Звезды, другие за четыре главные связки: Желтой Звезды, Красной Звезды, Белой Звезды и Черной Метеоритной Звезды. Все пять кураус несли ответственность за проведение ритуалов и присутствовали на всех церемониях.

 Кванокаша (Kwanokasha) — у чокто юго-востока маленький дух, двух или трехлетний ребенок, живущий в пещере под большими камнями. Он похищает больных детей, чтобы испытать их. Три древних духа предлагают ребенку отравленный нож и два пучка травы, один из которых ядовит. Если ребенок выбирает нож, он вырастит злым человеком; ребенок выбирающий ядовитую траву никогда не сможет лечить и не поможет другим людям. Если ребенок выбирал не ядовитые травы - его судьба стать успешным целителем и влиятельным человеком. Кванокаша и три древних духа учили таких детей различным методам целительства, раскрывали им секреты целебных трав. Но дети обретали свои силы лишь когда вырастали.

 Кейа (Keya) — черепаха у лакота. Ее дух является хранителем здоровья и покровительствует ритуалам исцеления. Кейа также предотвращает несчастные случаи.

 Кавено (Kawenho) — Горячий Танец у арикара. Участники танца опускали свои руки в сосуды с кипящей водой, в которых варилось церемониальное собачье мясо, утверждая, что вода холодная. Танцоры носили головные уборы украшенные оленьими хвостами и перьями индейки.

 Караратау (Kararata?u) — земляной дом у пауни. Большая куполообразная деревянная структура, покрытая землей и дерном, которая служила постоянным жильем. Караратау были просторны и, зачастую, в них проживали несколько семей. Дома вождей, целителей (курау) и ритуальных лидеров (кураус) были достаточно вместительными, чтобы проводить в них церемониальные собрания. Крытый вход у караратау был длинным и узким. В центре дома располагался очаг, где готовили пищу и у которого устраивали посиделки. На западной стороне находился прямоугольный насыпной земляной алтарь. Если семья являлась хранительницей магической связки, та висела над алтарем. Кровати находились вдоль северной и южной стороны, которые могли быть занавешены плетеными матами. Снаружи, по обе стороны от дверного проема, располагались кукурузные зернотерки. Вокруг караратау находились палатки для потения, лежали заготовленные дрова, были вырыты ямы для хранения продуктов, а также разбиты огороды.

 Кассак (Kassaq) — белый человек у инуитов побережья Берингова моря, Аляски и Арктики.

 Квикумат (Kwikumat) — Создатель жизни у юма Калифорнии; вместе с Кокоматом, своим братом, был рожден на дне океана. Кокомат, ослепленный соленой водой когда вышел из океана, выступает против Квикумата, что становится причиной появления смерти. Квикумат вылепил людей из глины. Когда Кокомат попытался подражать старшему брату изготовляя фигурки из глины, то все они получились перепончатыми. Так на земле появились перепончатые птицы.

 Кан (Kan) — у лакота то, что установлено обычаем и не должно быть изменено, либо нечто таинственное, что нельзя понять. Это также нечто старое, существующее очень давно. Префикс «а» с «кан», акан, означает, что то, о чем говорят - это кан.

 Кашеотаполо (Kashehotapolo) — персонаж из легенд чокто. Название происходит от «кашео» - «женщина» и «таполо» - «кричать». Полузверь получевок с маленькой приплюснутой головой живущий вдали от людей в болотистой местности. Кашеотаполо боится людей и когда охотники проходят мимо ее жилья, она громко кричит, а затем убегает прочь. 

 Кола (Kola) — мужчины-друзья у лакота, до конца преданные друг другу; как правило, подобная дружба брала свое начало с детских лет. Мужчина, который соглашался быть кола, тем самым выражал согласие делиться материальными благами и помогать другу на войне и на охоте. Кола часто женились на сестрах, а иногда и обменивались женами.  Кмукамч (Kmukamch) - «Древний Старик» у калифорнийских модоков, Создатель человечества.

 Каква (Kaahkwa) — у сенека солнце, живущее в своем домике на небе, как старик. Им управляет Хавеннийо, регулирующий все, что дает свет.

 Какали (Kacale) — тайная группа у акома юго-запада, с клоунадой и военными функциями, аналогичное сообществу пуэбло Рио-Гранде известному как Кошари. Они окрашивали свои тела в белый цвет и наносили черные горизонтальные полосы, черные круги вокруг глаз и рта, носили головные уборы из кукурузных листьев, черные набедренные повязки и ходили босые.

 Колова (Kolowa) — волосатый великан-людоед из легенд криков. Некоторые современные сказатели переводят это имя как «горилла». 

 Кеоник (Keoonik, Kiwnik, Kiwnik, Kiwonik, Ki-Won-I, Keeoony, Keeoonik, Otter) - трикстер из легенд народа микмак. Как правило он появляется в виде выдры и проводит свое время обманывая грабя и дурача других животных в лесу. Особенно он старается досадить своему сопернику-трикстеру Аблегумочу. Как и современные персонажи из мультфильмов Аблегумоч и Кеоник иногда убивают другу друга своими трюками, но затем, случайным образом, возвращаются к жизни. Кеоник герой многих историй для детей. Он часто ведет себя по-дурацки или становится причиной неприятностей для других но в отличии от трикстеров-животных других племен он не опасен и не злобен. Кеоник и Аблегумоч популярные персонажи среди сказателей и поэтому они были заимствованы соседними племенами такими как малисеты и пенобскоты.

Канати (Kanati) — Первый Человек в легендах чероки. Он научил людей охотиться и, вероятно, его имя происходит от слова «канохалидохи», что в переводе с языка чероки означает «охотник». Хотя в английском языке это слово часто переводится как «удачный охотник», но это не верный перевод. Канати живет со своей женой Сэлу (Кукуруза) на востоке, там, где всходит Солнце. А двое его сыновей, Громовые Братья-Близнецы, живут на западе.